ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ПРО¬
ЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА И
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ
34
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Потребность в эффективном управлении государственными средствами продиктована необходимостью оптимизации и рационализации использования средств, в целях удовлетворения общественных потребностей населения. Важным инструментом управления государственными средствами служит контроль, во многом от организации системы контроля, зависит успех от использования бюджетных средств и оценки эффективности работы органов исполнительной власти. Государственный аудит представляет собой инструмент контроля со стороны контрольных органов власти над деятельностью органов исполнительной власти и использованию бюджетных ресурсов при осуществлении своей деятельности. В свою очередь государственный аудит включает в себя ряд мероприятий, направленных на оценку целевого и эффективного расходования бюджетных средств призванных дать объективна оценку эффективности и законности использования государственных ресурсов. Совершенствование государственного аудита осуществляется перманентно, на законодательном и организационном уровне внедряются новые способы контроля над центрами финансовой ответственности, внедряются новые критерии оценки, совершенствуется подготовка кадров для проводимой работы, развиваются общественные дискуссии по вопросам развития системы государственного аудита.
Сфере государственного аудита посвящено много научных трудов, изучающих объекты проверки, механизмы осуществления контроля однако тема имеет обширный перечень особенностей с которыми сталкиваются авторы при изучении проблем данной сферы, а именно вопросы регулирования на федеральном уровне, региональном и муниципальном уровне в контексте наделения полномочий, подотчетности и единства ресурсов, помимо указанного существуют расхождения в критериях оценки эффективности использования государственных финансов подведомственными организациями в силу различных сфер, в которых приходится функционировать предприятиям, также открытыми остаются вопросы приоритетности направления государственных средств, определения критериев для оценки эффективности, проведения факторного анализа на предмет выявления причин отклонений от плана использования государственных ресурсов.
Внедрение новых методов государственного аудита в практику деятельности контрольных органов вызывает необходимость адаптации методик и механизмов проведения контроля над использованием ресурсов с учетом внешних социально-экономических факторов и внутренних организационно-экономических условий, оказывающих существенное влияние на осуществление, совей деятельности органами исполнительной власти. Государственный аудит проектной деятельности как способ оценки целесообразности, законности, и эффективности проводимых мероприятий в рамках проектного подхода позволяет сформировать объективную оценку, отображающую эффективность работы органов исполнительной власти. Потребность во внедрении государственного аудита проектной деятельности продиктована современными тенденциями в модернизации управления и контроля в органах исполнительной власти в частности формирование бюджетов, стратегий и программ социально-экономического развития на основе принципа декомпозиции, который позволяет детализировать деятельность органов исполнительной власти на отдельные проекты, которые в своё время ограничены во времени, в ресурсах, и направлены на качественно и количественно измеримый результат. Таким образом развитие государственного аудита проектной деятельности является потребностью контрольных органов и органов исполнительной власти для совершенствования управления государственными ресурсами.
Анализ степени изученности темы. В современной научной литературе существует множество публикаций и научных трудов, посвященных теме данного диссертационного исследования. Гносеологическим анализом государственного аудита занимался А.Ф. Федотов, который обозначил отличия государственного аудита и государственного контроля. Изучением тенденций в развитии системы государственного аудита в Российской Федерации занимались М.Н. Толчинская и Л.А. Ахмедова, которые выявили взаимосвязь в экономике государственного аудита и стратегического планирования на всех этапах цикла: от анализа и выработки решений до корректировки стратегических планов и программ. О.И. Лозицкая в своей работе изучила вопрос о бюджетировании в рамках проектной деятельности в органах власти при использовании государственных ресурсов. Теоретико-методологические аспекты реализации государственного аудита эффективности изучила М.П. Владимирова, которая детерминировала основные методы проведения государственного аудита. Также изучением организационных аспектов, практики применения основных методов оценки эффективности и целесообразности расходования средств занимались такие ученные как А.А. Беленчук, М.Э. Бубнова, Ж.А. Дикаева, А.И. Крутоус, А.М. Лавров, М.Д. Пузырёва. Вопросы рисков при проведении государственного аудита были рассмотрены в работах И.С. Егорова, А.Г. Лукин, Д.В Шамин, а также и другие авторы .
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью совершенствования государственного аудита проектной деятельности и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации и рационализации внедрения современных инструментов оценки, анализа и контроля государственного аудита в органах власти.
Основная гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, действующая система государственного аудита в части оценки эффективности использования государственных ресурсов не представляет исчерпывающую информацию для принятия управленческих решений, а также не учитывает специфику проектного управления в деятельности органов власти Белгородской области.
Объектом исследования является государственный аудит проектной деятельности на уровне региона.
Предметом исследования выступают методы и подходы оценки эффективности, результативности, риска и целевого расходования государственных ресурсов в сфере проектного управления в Белгородской области.
Целью диссертационного работы является разработка рекомендаций по совершенствованию проведения государственного аудита проектной деятельности в органах власти Белгородской области.
Для достижения обозначенной цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические и организационно-правовые аспекты аудита проектной деятельности.
2. Провести анализ практики проведения аудита и оценки эффективности проектной деятельности в Белгородской области.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы аудита проектной деятельности в Белгородской области.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные тенденциям и закономерностям развитиям государственного аудита и оценке эффективности управления государственными средствами и механизмам повышения эффективности управления регионом, вопросам стандартизации государственного аудита, государственного финансового контроля, управлению финансами и собственностью, статистике.
В работе учитывалась теория временной стоимости денег Ирвинга Фишера1 в качестве одной из методик оценки эффективности управления ресурсами с учетом факторов инфляции и рисков при проведении государственного аудита проектной деятельности.
В данной работе учитывались концептуальные основы государственного контроля С.С. Артемьевой , в которых рассматривались сравнительный и расчетно-аналитический методы проведения оценка эффективности использования бюджетных средств. Также в рамках данной работы были модернизированы и адаптированы методы оценки проектов предложенных в своей работе А.В. Моргуновым в целях развития государственного аудита проектной деятельности .
В данной работе используются такие научные методы как дедукция, анализ, синтез, наблюдение и метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод формализации, корреляционно-регрессионный анализ, институциональный анализ, диалектическом методе познания, экономико-математическое моделирование, метод освоенного объема проекта.
Эмпирической базой исследования послужили данные, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, на сайте департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, департамента экономического развития области Белгородской области и департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области1, Контрольно-счётной палаты Белгородской области , в электронных библиотеках, так же действующая законодательная база в сфере государственного аудита, государственного контроля за использованием государственных ресурсов, государственного управления, формирования и исполнения бюджетная региона .
Научная новизна заключается в выявлении особенностей функционирования региональной системы внутреннего и внешнего контроля, государственного аудита в органах исполнительной власти Белгородской области и детерминирование ключевых позиций для совершенствования государственного аудита проектной деятельность, в связи с чем сформирована и предложена эффективная система государственного аудита на основе современных и инновационных подходов в финансовом менеджменте и внедрении актуального инструментария методов оценки эффективности использования ресурсов, позволяющего производить комплексную оценку объекта государственного аудита проектной деятельности органов власти с целью обеспечения повышения качества государственного контроля в проектном управлении, а также обеспечение внедрения принципов риск-ориентированного подхода при планировании и реализации проектов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственный аудит в Белгородской области осуществляется Контрольно-счетной палатой Белгородской области, которая в своей деятельности отдает приоритет контролю над законностью и обоснованностью использованию государственных ресурсов в рамках бюджетного законодательства. Г осударственный аудит проектной деятельности в органов власти Белгородской области осуществляется в выборочном порядке, при этом действующие механизмы проведения государственного аудита проектной деятельности несовершенны и не позволяют производить комплексную оценку использования государственных ресурсов при проектном подходе, что указывает на необходимость развития действующих механизмов государственного аудита проектной деятельности с целью совершенствования государственного аудита и деятельности контрольно-счетной палаты.
2. Для повышения эффективности государственного аудита проектной деятельности обоснована необходимость совершенствования инструментарий и методики оценки эффективности использования государственных ресурсов, что позволит производить комплексную оценку проектов, в том числе, на предмет стоимости реализации проекта во времени и дисконтированного денежного потока, данная мера в последствии позволит выявлять риски и проводить профилактические меры в случае превышения бюджета проекта.
3. Представлены рекомендации по внедрению механизмов и методов в практику государственного аудита проектной деятельности органов власти Белгородской области в форме нормативного документа содержащего систему сбалансированных показателей и регулирующего механизмы по оценке эффективности использованию государственных ресурсов, оценке рисков, оценке соответствия стратегическим документам региона в рамках проектного управления с целью совершенствования государственного аудита и повышения эффективности использования государственных ресурсов.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в доведении до конкретных рекомендаций по совершенствованию методического инструментария оценки эффективности использования государственных ресурсов при осуществления проектного подхода в управлении, а также применения в практике государственного аудита методов и механизмов при оценке и экспертизе концепции, стратегий, проектов и программ по совершенствованию финансового планирования, контроля и государственного аудита в органах власти Белгородской области применительно к проектному управлению.
Данные, представленные в диссертационном исследовании, интерпретируют и определяют методику и практику применения государственного аудита проектной деятельности в органах власти в системе внешнего контроля, в свою очередь информация данного исследования дополняет представление о механизмах и методах осуществления контрольной деятельности применительно к проектной деятельности. При этом инструментарий, который предложен в данной работе применим к внутреннему аудиту органов власти при осуществлении оценки реализации проектного управления. Результаты данного исследования могут быть полезными для дальнейшей научно-исследовательской, преподавательской и практический деятельности.
Апробация исследования. Материалы диссертации прошли апробацию и были опубликованы в ряде научно-практических сборников посвящённым изучению особенностей государственного аудита проектной деятельности и совершенствованию финансового планирования и контроля бюджета в рамках проектного управления .
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Необходимость развитие института государственного аудита обусловлена повышением требований к эффективности использования государственных ресурсов. В условиях дефицита ресурсов, повышение конкуренции между регионами за распределение ресурсов, привлечение инвесторов необходимо развивать инструментарий оценки эффективности использования ресурсов в том числе через методы проведения аудита.
Развитие аудита является необходимой задачей в системе государственного контроля. В правовой системе Российской Федерации процессы аудита регулируются федеральным законодательством, стандартами проведения аудита, методическими рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации. Предназначение государственного аудита заключается в составлении рекомендаций по устранению обнаруженных недочетов. Результатом проверки становится заключение. В нем отражают найденные недостатки и советы по их исправлению.
На региональном уровне в Белгородской области регламентируется проведение аудита эффективности и финансового аудита Контрольно-счетной палатой Белгородской области. Г осударственный аудит проектной деятельности не осуществляется как отдельный вид деятельности, его функции частично реализованы в финансовом аудите органов власти со стороны контрольно-счетной палаты Белгородской области посредством внешнего аудита, при этом органы власти на основании отчетности о реализации проектов проводят внутреннюю проверку результативности и эффективности реализации проектов, при этом департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области осуществляет и финансовый контроль над распределением финансовых ресурсов в рамках реализации проектов.
В Белгородской области заложены большие объемы бюджетных ресурсов на реализацию проектов как регионального, так и федерального значения, часть из этих бюджетных ресурсов планируется направлять на поддержку предпринимательства в регионе, что было рассмотрено во втором разделе данной работы. Основная концентрация внимания на использовании государственных ресурсов на поддержку предпринимательской деятельности обусловлена важностью и необходимостью осуществления динамичного социально-экономического развития в регионе, которое возможно за счет эффективной и обоснованной государственной поддержки предпринимательства. Так в Белгородской области предусмотрены различные формы поддержки предпринимателей в том числе: предоставление займов, реализация гарантийных функций, предоставление доступа к инфраструктуре, предоставление субсидий и иные формы поддержки. Государственный аудит проектного управления призван обеспечить качественную и количественную оценку эффективности данных форм поддержки трансформированных в реализацию проектов с участием бюджетных ресурсов, курируемых органами власти Белгородской области.
Проектное управление является формой реализации сложных комплексных социально-экономических задач, имеющих уникальный конечный результат, обозначенные сроки, бюджет, набор исполнителей и иные параметры. Проектное управление внедрено в органах власти Белгородской области и получило высокую оценку федерального центра относительно зрелости системы проектного управления.
Процессы, которые протекают в рамках проектного управления в органах власти Белгородской области, регламентированы областными нормативно-правовыми актами, цель которых формирование эффективной системы управления с определение зон ответственности и работ. При этом определена необходимость в обозначении рисков проектов и набора комплекса мер по их профилактике.
Потребность в государственном аудите проектной деятельности в органах власти обусловлена большой концентрацией использования ресурсов путем применения проектного подхода для реализации стратегий и государственным программ оформленных в портфели проектов и отдельные проекты и необходимостью повышением требований к оценке эффективности, мониторингу и контролю над использованием и расходованием государственных ресурсов.
Необходимость в формировании и комплексного развития системы государственного аудита проектной деятельности в органах власти Белгородской области обусловлена потребностью в модернизации системы показателей оценки эффективности использования государственных ресурсов, применяемых при осуществлении данного направления деятельности. Традиционные подходы в управлении, основанные на оперативном управлении процессами, заменяется проектным управлением. Ввиду наличия эффективной выстроенной системы проектного управления необходимо адаптировать систему государственного аудита под современные процессы управления в том числе в части оценки результатов использования государственных ресурсов на основе проектного подхода с учетом измеримого конечного результата деятельности.
Государственный аудит призван дать оценку обоснованности и потребности в реализации проекта, эффективность использования ресурсов, целевое расходования ресурсов. В рамках регулирования проектной деятельности в органах власти Белгородской области выделены следующие типы проектов : экономический, технический, бережливый, социальный, организационный - все они имеют набор общих параметров такие как соответствие стратегическим целям региона, целевое финансирование, бюджет проекта, риски так и специфику выраженное в различных целях и продуктов, которые предполагается получить в качестве конечного результата реализации проекта.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовой базов в Белгородской области были предложены рекомендации для формирования системы государственного аудита эффективности в органах власти с учетом актуальных концептуальных основ в финансовом менеджменте и в государственной аудите в мировой практике.
Предложенные рекомендации содержащиеся в третьем разделе работы направлены на нормотворческую, организационно-управленческую, научную
и аналитическую деятельность посредством систематизации и синтезирования современных практик в управлении финансами, оценки рисков и эффективности использования ресурсов.
Нормотворческая деятельность находит свое отражение в предложении об интеграции и регламентировании предложенных методы оценки в деятельность государственного аудита проектной деятельности органов власти Белгородской области.
Организационно-управленческую функция предложенных рекомендаций содержится в процессе организации по предоставлению обозначенной информации об объекте аудиту непосредственно ответственным лицам, осуществляющим государственный аудит проектной деятельности, а также в определении элементов государственного аудита, подвергающихся оценке эффективности.
Научная и аналитическая функция предложенных рекомендаций содержатся в синтезе накопленных научных знаний в мировой практике аудита и авторской систематизации, адаптации и интеграции ряда показателей в единую сбалансированную систему показателей способной качественно улучшить деятельность государственного аудита проектной деятельности в органах власти Белгородской области в части оценки эффективности использования государственных ресурсов.
Рекомендации включают в себя набор показателей, который предлагается применять для проведения стратегического аудита и аудита эффективности, также предложено включить в перечень документов необходимых для финансового аудита ряд документов бухгалтерского учета, для совершенствования аудита в данном направлении. Отдельный элементом системы выносится предложение по оценки рисков с применением коэффициентов корреляции для обоснования выявления рисков и прогнозирования их влияния на результат проекта, а также предлагается осуществлять оценку эффективности реализации проектов с учетом ставки дисконтирования и стоимость денег с учётом фактора времени, что также позволяет производить оценку рисков при реализации проектов.
В рамках данной работы разработаны рекомендации по формированию системы государственного аудита проектной деятельности в органах власти Белгородской области, для регулирования которых предлагается разработать соответствующий стандарт отражающий полномочия и функционал данной деятельности, который будет содержать информацию о методических основ проведения стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита в соответствии с федеральным законодательством.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер. Закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс] : федер. Закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон от 5 апреля 2013 года № 41 -ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»;
8. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 13 июня 2012 года №808 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. О министерстве финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. О Федеральном Казначействе [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительство Российской Федерации от 11 июня 2015 года № 576 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 [Электронный ресурс] : Приказ Минестер- ства Финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. О контрольно-счётной палате Белгородской области [Электронный ресурс] : закон Белгородской области от 12 июля 2011 года №53 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»
15. О создании отраслевых экспертных комиссий по рассмотрению проектов [Электронный ресурс] : распоряжением Губернатора Белгородской области от 29 апреля 2011 года №279-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»... 90