ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПАРАДИГМА ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ 14
1.1. Теоретические основы концепции устойчивого развития 14
1.2. Адаптация государственной политики к глобальной повестке дня: внедрение
ЦУР в национальные стратегии развития 30
1.3. Инновационные подходы к финансированию глобального развития после
2015 г.: роль государственных и частных источников финансирования 48
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА 62
2.1. Имплементация концепции устойчивого развития в деятельность
корпоративного сектора: теоретический аспект 62
2.2. Международно-правовая основа участия бизнеса в реализации концепции
устойчивого развития 77
2.3. Деятельность транснационального бизнеса в интересах реализации ЦУР:
конкурентные преимущества для корпоративного сектора 85
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В ИНТЕРЕСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦУР: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 120
3.1. Зарубежная практика взаимодействия государства и бизнеса в реализации
ЦУР: институты «смешанного» финансирования и партнерства в интересах развития 120
3.2. Сотрудничество государственных агентств-доноров и частного сектора как
инновационное направление финансирования ЦУР 142
3.3. Особенности российской практики взаимодействия государства и
транснационального бизнеса в области реализации ЦУР 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174
СПИСОК АКРОНИМОВ И СОКРАЩЕНИЙ 187
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 191
ПРИЛОЖЕНИЯ 224
Актуальность исследования. В 2015 году государства-члены Организации Объединенных Наций (ООН) приняли документ под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» («Повестка 2030»), закрепивший семнадцать Целей устойчивого развития (ЦУР) в качестве основных ориентиров эволюции мирового сообщества на последующие пятнадцать лет. Данное событие международного масштаба стало свидетельством того, что концепция устойчивого развития завоевала статус ключевой и системообразующей теории глобального развития в XXI веке.
Расширение спектра вызовов и угроз, с которыми человечество столкнулось в новом тысячелетии, обусловило целесообразность «триединой» трактовки устойчивого развития, предусматривающей необходимость одновременного решения социальных, экономических и экологических проблем на национальном и глобальном уровнях. Сформулированные в обновленной повестке дня ООН Цели устойчивого развития официально закрепили «триединый» подход к данной концепции.
Несмотря на то, что «Повестка 2030» носит «универсальный» характер и призвана в равной степени привлечь внимание мирового сообщества к проблемам всех без исключения государств, в документе подчеркивается особая ответственность развитых стран за будущее развивающегося мира, где на данный момент наблюдается критически высокий дефицит инвестиций в ключевые социально-экономические ЦУР . Таким образом, перед человечеством остро стоит задача поиска дополнительных источников и инновационных подходов к финансированию развития и обеспечения «социально инклюзивного
и экологически устойчивого экономического роста» в наиболее уязвимых странах и регионах мира.
В связи с этим, особую роль приобретает вклад частного сектора в реализацию ЦУР на глобальном уровне, что подчеркивается в документах, принятых ведущими международными организациями в последние годы - в «Повестке 2030», «Аддис-Абебской программе действий» , межбанковской инициативе «От миллиардов к триллионам: трансформируя финансирование развития после 2015 г. (многостороннее финансирование развития)» .
Не вызывает сомнения, что концепция устойчивого развития в ближайшие десятилетия будет определять характер деятельности всех без исключения акторов мировой экономики. В частности, под давлением требований глобальной повестки дня крупнейшие международные корпорации уже сейчас вынуждены пересматривать практики ведения бизнеса с учетом интересов общества и стандартов экологической безопасности.
С принятием «Повестки 2030» расширительное толкование получает понятие «корпоративная социальная ответственность», происходит встраивание ЦУР в корпоративные стратегии. В условиях всевозрастающей конкуренции на мировых рынках приобретают особое значение как традиционные способы участия бизнеса в содействии развитию - в частности, осуществление прямых иностранных инвестиций (ПИИ), - так и инновационные модели и подходы к финансированию ЦУР, разрабатываемые и предлагаемые частным сектором.
Именно поэтому в настоящее время перед глобальным сообществом стоит задача поиска новых форматов сотрудничества между государством и бизнесом, которые окажутся наиболее эффективными с точки зрения привлечения частных инвестиций в интересах реализации ЦУР в развивающемся мире. В данном
случае все более востребованными оказываются такие модели взаимодействия, как институты «смешанного» финансирования, государственно-частные и многосторонние партнерства.
В фокусе представленного исследования находится проблема формирования механизмов взаимодействия государства и транснационального бизнеса в интересах реализации ЦУР в развивающихся и наименее развитых странах. Под «государством» в исследовании понимаются уполномоченные органы государственной власти, ведомства и агентства, специализирующиеся на оказании внешней помощи странам-реципиентам (агентства-доноры); под термином «транснациональный бизнес» подразумеваются крупнейшие международные банки и транснациональные корпорации (ТНК), которые могут выступать в качестве институциональных инвесторов или «поставщиков» частного капитала в рамках «смешанного» финансирования, а также участвовать в реализации ЦУР посредством проведения ключевых бизнес- операций, осуществления партнерских проектов, разработки инклюзивных бизнес-моделей и др.
В России проблематика устойчивого развития также становится предметом широких обсуждений на политическом уровне и в деловом сообществе. В контексте формирования государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию (СМР), все большую актуальность приобретает задача взаимной увязки официальных программ, проводимых российскими органами государственной власти в интересах достижения ЦУР в странах-реципиентах помощи, и проектов корпоративной социальной ответственности (КСО), осуществляемых российским бизнесом в зарубежных странах присутствия.
Степень разработанности научной проблемы. Диссертационное исследование подготовлено с учетом научных выводов и положений, которые были разработаны и представлены российскими и иностранными учеными в трудах, посвященных проблематике устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.
Теоретические основы и подходы к трактовке концепции устойчивого развития стали предметом исследований таких зарубежных ученых, как Э. Барбье, Ф. Голли, Г. Дейли, Р. Костанза, Э. Леруа, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель, Дж. Сакс, П. Тейяр де Шарден, Дж. Форрестер. Значительный вклад в разработку теоретических и концептуальных положений устойчивого развития внесли отечественные ученые С. Н. Бобылев, В. И. Вернадский, В. Г. Горшков, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Захаров, В. А. Коптюг, К. С. Лосев, Н. Н. Моисеев, Н. А. Пискулова, И. Н. Платонова, Л. С. Ревенко, А. Л. Романович, А. Д. Урсул.
Разработке теоретических оснований концепции социальной ответственности бизнеса и «родственных» концепций (корпоративной социальной деятельности, корпоративной социальной восприимчивости) посвящены труды западных ученых-экономистов У Баумоля, Г. Боуэна, Д. Вуд, П. Друкера, К. Дэвиса, Э. Крейна, А. Кэрролла, Д. Логсдон, Д. Муна, Д. Мэттена, М. Фридмана, Э. Фримана. В России данное направление исследований широко представлено в работах Б. С. Батаевой, К. Ю. Белоусова, Ю. Е. Благова, Е. Б. Завьяловой, Ю. К. Зайцева, Л. С. Сальниковой, Н. В. Студеникина, А. В. Шевелевой.
Следует особо отметить труды Дж. Элкингтона, М. ван Марревика, Т. Диллика, К. Хокертса, Р Штойрера, М. Эпштейна, М. Портера, М. Крамера, С. Харта и М. Мильштейна, в которых разработаны концепции корпоративной устойчивости, создания «общей ценности» и «устойчивой ценности». В рамках данных концепций предпринимается попытка доказать взаимосвязь соблюдения принципов устойчивого развития и коммерчески целесообразной деятельности бизнеса.
Вместе с тем в настоящее время в зарубежной науке отмечается существенный недостаток серьезных академических исследований, посвященных проблематике взаимодействия государства и частного сектора, направленного на практическую реализацию Целей устойчивого развития, а также оценке роли различных стейкхолдеров в финансировании и обеспечении глобального развития. В научных работах российских исследователей до сих пор данные вопросы не подвергались глубокому анализу, вследствие чего представленное диссертационное исследование может быть полезно при формировании государственной политики и корпоративных стратегий в соответствующей области.
Период исследования. Теоретическая часть исследования охватывает период формирования подходов к трактовке концепции устойчивого развития начиная с 1960-х гг. по настоящее время. Эмпирическая часть исследования посвящена анализу современного этапа эволюции концепции и затрагивает временные рамки последних двух десятилетий (2000-2018 гг.). Выбор данного периода обусловлен тем, что в 2000 году ООН утвердила Цели развития тысячелетия (ЦРТ) в качестве повестки глобального развития на период с 2000 по 2015 гг.; в 2015 году международной организацией была принята «Повестка 2030», в рамках которой на период до 2030 года были приняты семнадцать Целей устойчивого развития (ЦУР), преемственных по отношению к ЦРТ. Данное событие послужило стимулом для мирового сообщества к поиску инновационных подходов к финансированию глобального развития, а также обозначило особую роль частного сектора в процессе практической реализации концепции устойчивого развития.
Область исследования. Тема и содержание диссертационного исследования соответствуют пункту № 7 «Международная экономическая
взаимозависимость. Обеспечение устойчивого развития национальной и мировой экономики», пункту № 10 «Взаимодействие государства и бизнеса на национальном и международном уровнях. Экономическая роль неправительственных организаций в национальной и мировой экономике» и пункту № 23 «Место и роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике» - паспорта специальности ВАК 08.00.14 - «Мировая экономика».
Объект исследования - практика взаимодействия государства и бизнеса в сфере реализации ЦУР в развивающихся и наименее развитых странах.
Предметом исследования являются механизмы сотрудничества органов государственной власти и транснационального бизнеса в интересах достижения ЦУР на современном этапе, включающие законодательные акты и международные стандарты, регулирующие социально ответственную деятельность транснационального бизнеса, а также различные институты, форматы и лучшие практики сотрудничества государства и частного сектора.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении наиболее перспективных механизмов взаимодействия государства и транснационального бизнеса в области реализации Целей устойчивого развития, а также разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся сотрудничества органов государственной власти и корпоративного сектора в этой области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть и системно представить теоретические основы, ключевые этапы формирования и доминирующие подходы к трактовке концепции устойчивого развития;
- выявить роль органов государственной власти в процессе реализации ЦУР, сформулированных в рамках «Повестки 2030»;
- определить роль государственных и частных источников в финансировании глобального развития после 2015 года;
- идентифицировать и проанализировать основные способы и модели участия транснационального бизнеса в реализации ЦУР;
- выявить стимулы, побуждающие транснациональный бизнес к участию в реализации ЦУР;
- разработать классификацию форматов сотрудничества между бизнесом и властью в интересах реализации ЦУР и определить направления данного сотрудничества, наиболее востребованные частным сектором;
- сформулировать рекомендации по формированию отношений сотрудничества в интересах реализации ЦУР для органов государственной власти РФ и отечественных компаний.
Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляют работы ведущих зарубежных и российских ученых и экспертов в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, а также аналитические отчеты и документы международных организаций и авторитетных научно-исследовательских центров.
В ходе исследования применялись общенаучные методы индукции, дедукции, обобщения, классификации, сравнительного и логического анализа, а также методы прикладных (эмпирических) исследований: математический, качественный и формализованный анализ (контент-анализ), метод корреляционного анализа.
Информационно-аналитической основой представленной работы являются законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и рассматриваемых в исследовании иностранных государств, аналитические, статистические и нормативные документы и доклады международных организаций, в частности, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), институтов ООН, Группы Всемирного банка, отчеты, подготовленные международными консалтинговыми организациями (McKinsey, KPMG, PricewaterhouseCoopers), нефинансовые отчеты ведущих зарубежных и российских транснациональных корпораций (ТНК), в том числе корпоративные отчеты по КСО, устойчивому развитию и интегрированные отчеты, аналитические материалы Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП), а также материалы, размещенные на официальных сайтах бизнес-объединений и многосторонних партнерств.
В ходе исследования использован широкий спектр монографий, научных статей и аналитических материалов по проблематике устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, подготовленных отечественными и зарубежными учеными и организациями.
Автором был проведен анализ (методом контент-анализа) нефинансовых отчетов 37 компаний за период с 2017 по 2018 гг.: 25 иностранных компаний, включенных в список Fortune Global 500 и рейтинг устойчивого развития Доу- Джонса (DJSI World), и 12 российских компаний, включенных в индекс РСПП «Вектор устойчивого развития» в 2018 году.
Научная новизна диссертационного исследования.
Наиболее существенные результаты проведенного исследования, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1) Выявлены ключевые этапы становления концепции устойчивого развития и определившие их события на международном уровне, проанализированы основные подходы к трактовке данной концепции (эколого¬центрический, триединый; установлено, что триединый подход к устойчивому развитию наиболее актуален на современном этапе и отражает официальную позицию ООН, сформулированную в рамках Целей устойчивого развития (ЦУР); описана взаимосвязь концепции устойчивого развития с концепцией корпоративной социальной ответственности (КСО), исследовано ее влияние на становление сопряженных с КСО концепций, которые обусловливают коммерческую целесообразность социально ответственного поведения бизнеса (концепция корпоративной устойчивости, концепции создания «общей ценности», создания «устойчивой ценности»);
2) Определена роль органов государственной власти в процессе реализации ЦУР на примере анализируемой группы зарубежных стран (США, Великобритании, Германии, Франции и Японии): отмечается важная функция государственного регулирования с точки зрения преодоления «провалов рынка» и интернализации социальных и экологических издержек. Установлено, что в настоящее время происходит процесс адаптации государственных политик к «Повестке 2030»; политическое руководство рассматриваемых стран инициирует формирование механизмов взаимодействия различных заинтересованных сторон в интересах реализации ЦУР на национальном и глобальном уровнях;
3) Выявлена роль государственных и частных источников финансирования глобального развития после 2015 года: отмечается сокращение объемов ОПР по сравнению с частными финансовыми потоками в развивающиеся страны; установлено, что ПИИ занимают наибольший удельный вес в общем объеме внешнего финансирования; произведена оценка инвестиционных потребностей в интересах реализации ЦУР в развивающихся странах; подчеркивается всевозрастающая роль инновационных механизмов финансирования глобального развития, в том числе институтов «смешанного» финансирования;
4) Выявлены и описаны основные способы участия транснационального бизнеса в реализации ЦУР на современном этапе (ПИИ, реализация ЦУР посредством проведения ключевых бизнес-операций, социальные и «зеленые» инвестиции, продвижение отдельных ЦУР в рамках корпоративных стратегий, «смешанное» финансирование), а также исследованы модели такого участия (филантропическая, коммерческая, гибридная). На основании проведенного автором анализа ключевых направлений участия транснационального бизнеса в реализации ЦУР, контент-анализа нефинансовой отчетности и финансовых показателей крупнейших и наиболее социально ответственных ТНК мира, а также анализа активности частного сектора в сделках «смешанного» финансирования произведена оценка вовлеченности транснационального бизнеса в реализацию ЦУР на современном этапе;
5) Проанализированы факторы, побуждающие транснациональный бизнес к участию в реализации ЦУР: исследованы и оценены возможные преимущества, приобретаемые частным сектором в результате данной деятельности (создание долгосрочной качественной «ценности» и краткосрочной количественной «ценности»); описаны конкретные бизнес-кейсы, на практике доказывающие коммерческую целесообразность деятельности компаний в интересах ЦУР; показана взаимосвязь между финансовыми и нефинансовыми показателями бизнеса;
6) Разработана авторская классификация наиболее перспективных форматов сотрудничества и моделей взаимодействия между бизнесом и властью в интересах реализации ЦУР (институты «смешанного» финансирования, партнерства, инициируемые государством или корпоративным сектором, проектные партнерства, партнерства, направленные на создание инклюзивных бизнес-моделей, многосторонние партнерства, механизмы объединенного финансирования); определены наиболее востребованные частным сектором направления сотрудничества с государством в интересах реализации ЦУР; исследована потенциальная роль выявленных механизмов сотрудничества в преодолении дефицита финансирования ЦУР в развивающихся странах; произведен анализ коэффициентов привлечения частного капитала в рамках институтов «смешанного» финансирования и государственно-частных партнерств (на примере партнерств между государственными агентствами- донорами и частным сектором);
....
Проведенное исследование позволило достигнуть основную цель данной работы - выявить наиболее перспективные механизмы взаимодействия государства и транснационального бизнеса в реализации Целей устойчивого развития и разработать комплекс теоретических положений и практических рекомендаций, касающихся сотрудничества органов государственной власти и частного сектора в данной области.
Для достижения этой цели в ходе проведения исследования были последовательно решены поставленные задачи. По итогам решения задач были предложены следующие выводы и положения.
1) Описание теоретических основ концепции устойчивого развития, выявление ключевых этапов ее формирования и доминирующих подходов к трактовке данной концепции.
В ходе анализа было выявлено два доминирующих теоретических подхода к устойчивому развитию.
Первый подход - эколого-центрический - обусловливает зарождение концепции устойчивого развития во второй половине ХХ века и связан с популяризацией природоохранной проблематики в глобальной повестке дня. Период преобладания эколого-центрического подхода в научном сообществе сопровождался проведением значимых на международном уровне конференций, а также развитием различных теоретических течений с акцентом на экологическую составляющую - в частности, экологической экономики, концепции «сильной устойчивости», теории экологической модернизации (ТЭМ), учения о ноосфере. Данный период не имеет четких временных рамок, поскольку, как показал анализ, идеи борьбы с изменением климата и защиты окружающей среды непосредственно заложены в основу концепции устойчивого развития и до сих пор не теряют своей актуальности в глобальной повестке дня.
Триединый подход к трактовке устойчивого развития получил широкое распространение на рубеже XX-XXI веков и представляет собой системное и наиболее прогрессивное направление научной мысли, предлагающее рассматривать концепцию как комплекс взаимосвязанных экологических, экономических и социальных проблем мирового развития. На равноценный характер и взаимозависимость трех составляющих устойчивого развития - экономического роста, социального благополучия и экологической устойчивости - указывают Цели устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН в сентябре 2015 года в качестве глобальной повестки дня на период до 2030 года.
Процесс популяризации принципов устойчивого развития закономерным образом повлиял на характер деятельности транснациональных корпораций (ТНК) как крупнейших и наиболее влиятельных игроков современной мировой экономики. Одновременно с ценностями устойчивого развития получает распространение концепция корпоративной социальной ответственности (КСО), к трактовке которой со временем стали применять триединый подход: согласно современной интерпретации, под КСО понимают «три корзины ответственности» - иными словами, деятельность компании с учетом трех «измерений» устойчивого развития. По нашему мнению, на сегодняшний день целесообразно рассматривать КСО в качестве применяемого корпоративным сектором инструмента реализации Целей устойчивого развития.
Важной особенностью современного этапа эволюции КСО является появление теоретических направлений, призванных доказать взаимосвязь между социально ответственным поведением и экономической «устойчивостью» бизнеса. Так, концепция корпоративной устойчивости предполагает, что деятельность компании с учетом интересов общества и природоохранных принципов в долгосрочной перспективе обеспечит рост финансовых показателей бизнеса и его инвестиционной привлекательности, высокую капитализацию и другие конкурентные преимущества, которые являются факторами «выживаемости» бизнес-организации. В рамках концепций «создания общей ценности» и «создания устойчивой ценности» предпринимаются попытки описать коммерчески целесообразные и инновационные бизнес-модели, позволяющие компаниям достигать роста прибыли, придерживаясь при этом принципов устойчивого развития.
2) Раскрытие роли государственного регулирования в сфере реализации ЦУР.
Меры государственного регулирования позволяют преодолевать «провалы» рыночного механизма и формировать на рынках «сигналы», стимулирующие корпоративный сектор к социально ответственному ведению бизнеса. В частности, введение налогообложения на определенные товары или интернализация социальных и экологических издержек, практикуемые на данный момент правительствами многих стран мира, могут служить важным инструментом корректирования ценообразования с целью компенсации отрицательных или поощрения положительных экстерналий.
Безусловно, важная функция государства в сфере реализации ЦУР заключается в стимулировании ПИИ в наиболее значимые сектора национальной экономики, а также в ведении диалога с частным сектором и создании платформ государственно-частного сотрудничества с целью выявления компаний, заинтересованных в осуществлении проектов, направленных на создание «общей ценности» .
Как показал проведенный анализ, на данном этапе происходит формирование институционального «измерения» в интересах осуществления ЦУР. В различных странах проводится разработка национальных стратегий устойчивого развития, адаптация социально-экономических политик к «Повестке 2030», публикуются добровольные национальные обзоры, позволяющие оценить прогресс по отдельным показателям в рамках ЦУР. Также наблюдается создание соответствующих механизмов по взаимодействию стейкхолдеров, в том числе органов государственной власти и частного сектора, для содействия достижению ЦУР на национальном и глобальном уровнях. Общей чертой, характерной для всех государств из рассматриваемой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония), оказалось наличие ряда институтов, специализирующихся на вопросах содействия развитию и международного сотрудничества. В настоящее время в рамках данных институтов создаются подразделения по взаимодействию с частным сектором, в их официальной отчетности открыто публикуются данные, касающиеся сотрудничества государства и частного сектора, направленного на оказание помощи развивающимся странам.
3) Выявление роли государственных и частных источников в финансировании глобального развития после 2015 года.
В настоящее время финансирование из государственных источников продолжает играть ключевую роль с точки зрения удовлетворения базовых потребностей наиболее уязвимых слоев населения, создания социально значимой инфраструктуры, а также производства «глобальных» общественных благ. Однако, несмотря на то, что ОПР остается одним из важнейших источников финансирования глобального развития, в последние годы наблюдается тенденция сокращения доли ОПР и других официальных каналов финансирования по сравнению с частными финансовыми потоками в развивающиеся страны. В настоящее время ПИИ занимают наибольший удельный вес в общем объеме внешнего финансирования, оказывая существенное влияние на повышение уровня занятости и обеспечение экономического роста в странах-реципиентах.
Вместе с тем, с принятием «Повестки 2030» стало очевидно, что для решения таких комплексных вызовов глобального масштаба, как борьба с нищетой и изменением климата, обеспечение гендерного равенства, сокращение межстранового и внутристранового неравенства, сохранение биоразнообразия, создание инфраструктуры, «устойчивой» к природным катаклизмам, поддержание мира и глобальной безопасности, разработка и распространение новейших технологий, требуется беспрецедентное увеличение частных инвестиций. Наибольшие инвестиционные потребности в интересах реализации ЦУР приходятся на развивающиеся государства: совокупный объем ежегодного капитала, необходимого для реализации ЦУР в этой группе стран составляет 3,9 трлн. долл., при этом выделяемые на данный момент объемы ОПР и ПИИ покрывают около 35% этих инвестиционных потребностей, вследствие чего текущий ежегодный дефицит финансирования ЦУР в развивающихся странах оценивается в 2,5 трлн. долл.
Таким образом, с принятием ЦУР обозначился переход к новой парадигме финансирования глобального развития, в рамках которой государственные институты стран-доноров стали уделять повышенное внимание сотрудничеству с частным сектором, рассматривая его в качестве важнейшего источника мобилизации требуемых инвестиций. В этом отношении все более востребованными становятся инновационные механизмы финансирования глобального развития - в первую очередь, институты (фонды и механизмы) «смешанного» финансирования, которые служат инструментом
«стратегического» использования льготного капитала с целью привлечения дополнительных частных средств в интересах реализации ЦУР.
4) Определение основных способов и моделей участия
транснационального бизнеса в реализации ЦУР.
В ходе исследования выявлено три модели участия бизнеса в социально ответственной деятельности, способствующей реализации ЦУР - предоставление ресурсов, товаров, услуг и общественных благ на безвозмездной основе (филантропическая модель), основная деятельность компании, нацеленная на создание инновационных услуг или бизнес-моделей (коммерческая модель), а также осуществление проектов, предполагающих на различных этапах наличие благотворительной и коммерчески целесообразной составляющих (гибридная модель).
Кроме того, установлено пять наиболее распространенных видов деятельности, которые позволяют корпоративному сектору осуществлять вклад в достижение ЦУР - ПИИ, реализация ЦУР посредством проведения ключевых бизнес-операций и взаимодействия со стейкхолдерами в рамках производственной цепочки, социально ответственное ведение бизнеса и продвижение отдельных ЦУР в рамках корпоративных стратегий, социальные и «зеленые» инвестиции, участие в сделках по «смешанному» финансированию. Отмечается, что в настоящее время объем ПИИ и совокупный объем корпоративных инвестиций «социального воздействия» превышают объем чистой ОПР в развивающиеся страны. При этом совокупный объем инвестиций в интересах реализации ЦУР в развивающихся странах на базе институтов «смешанного» финансирования на данный момент составляет более 132 млрд. долл., что сопоставимо с чистым объемом ОПР в 2018 году (149 млрд. долл.). Поскольку ежегодный потенциал привлечения частных инвестиций в рамках «смешанного» финансирования оценивается в 1-1,5 трлн. долл., это позволяет рассматривать его в качестве одного из инструментов, обеспечивающих переход от «миллиардов» ОПР к «триллионам» инвестиций, выделяемых преимущественно из частных источников финансирования, в интересах реализации ЦУР.
В настоящее время значительную роль в финансировании ЦУР со стороны частного сектора играют институциональные инвесторы (транснациональные банки, страховые и инвестиционные компании и др.). Согласно оценке Финансовой инициативы ЮНЕП, в настоящее время средства, предоставляемые институциональными инвесторами, покрывают около 2% дефицита инвестиций в ЦУР в развивающемся мире, что сопоставимо с аналогичным показателем ОПР. Также институциональные инвесторы, включая многие крупнейшие транснациональные банки и корпорации мира, представленные в рейтинге устойчивого развития Доу-Джонса (DJSI World), занимают лидирующие позиции по совокупным объемам предоставляемого коммерческого капитала в рамках институтов «смешанного» финансирования.
....
1. Указ Президента РФ от 20.04.2014 N 259 (ред. от 24.05.2016) "Об
утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию". URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162006/bad5a393 84f9c 1 e3296a 15cd3d7fa25c867b3864/
2. Climate Change Act 2008. URL:
https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2008/27/contents
3. Directive 2014/95/EU of the European Parliament and of the Council of 22
October 2014 amending Directive 2013/34/EU as regards disclosure of non-financial and diversity information by certain large undertakings and groups. / Official Journal of the European Union. 15.11.2014. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0095&from=EN
4. International Development (Official Development Assistance Target) Act
2015. URL:
http: //www. legislation.gov. uk/ukpga/2015/12/pdfs/ukpga_20150012_en.pdf
5. Principles for Responsible Investment. URL: https://www.unpri.org/pri
6. Towards a Sustainable Europe by 2030. European Commision, January 2019.
URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-
political/files/rp_sustainable_europe_30-01_en_web.pdf
7. UN Guiding Principles on Business and Human Rights. / United Nations,
New York and Geneva, 2011.
URL: https://www.ohchr. org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_ EN.pdf
Монографии
8. Благов, Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов // Высшая школа менеджмента СПбГУ - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. - 272 с.
9. Бобылев, С.Н., Перелет, Р.А. Устойчивое развитие в России / под ред. Бобылева С.Н., Перелета Р.А. // Friedrich Ebert Stiftung, Берлин-Санкт-Петербург.
- 2013. - 220 с.
10. Горшков, В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В.Г. Горшков // М.: Б.и., 1995. XXIII, 470 с.: ил. Библиогр.: с. 430-464.
11. Коптюг, В.А. Возможна ли разработка стратегии устойчивого развития России в настоящее время / В.А. Коптюг // Избранные труды в 4 т.: - М.: Наука, 2001. - Т. 4: Информатика. Экология. Устойчивое развитие. - 2006. - 503 с. - с. 445.
12. Коптюг, В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии / В.А. Коптюг // Избранные труды в 4 т.: - М.: Наука, 2001. - Т 4: Информатика. Экология. Устойчивое развитие. - 2006. - 503 с. - с. 453.
13. Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке / К.С. Лосев // М.: Космосинформ, 2001.
14. Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен: монография / Под общ. ред. и с предисл. Л.С.Ревенко. М.: МГИМО-Университет, 2017. — 608 с.
15. Моисеев, Н.Н. С мыслями о будущем России / Н.Н. Моисеев // М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. — 210 с.
..286