ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ССУЗОВ 9
1.1. Психологические аспекты проблемы самоопределения личности 9
1.2. Подходы к изучению личностного и профессионального
самоопределения и их структуры 16
1.3. Особенности личностного и профессионального самоопределения в
юношестве 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ССУЗОВ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 46
2.3. Общая характеристика программы психолого-педагогического
сопровождения личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 80
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 95
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 110
Приложение 4. Программа психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте 114
Актуальность проблемы исследования. Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение. Юношеский возраст - период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время самоопределение становится главным центром жизненной ситуации молодых людей.
Термин “самоопределение” употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.
Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Оно представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, ориентированные на будущее, связано с выбором профессии.
При этом на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают личностные особенности, а с другой стороны - само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессионального самоопределения. Именно поэтому необходимо изучать становление профессионального и личностного самоопределения и их соотношения в подростковом и юношеском возрасте.
Проблемами личностного и профессионального самоопределения занимались многие ученые. В отечественной психологии накоплен огромный опыт в области теории по данной проблематике. Различные аспекты личностного самоопределения рассматривались в трудах О.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, P.M. Гинзбурга, П.С. Гуревич [39], Л.И. Божович [16, 17], Р.С. Немова [59] и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в работах С.А. Зайкова [44], Е.М.Борисовой [22], Е.А. Климова [48], П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова [66, 67], С.Н. Чистяковой [74] и др. Но, тем ни менее, до сих пор остается много проблем в определении формальной структуры и специфики личностного и профессионального самоопределения, соотношения личностного и профессионального самоопределения.
Таким образом, проблема исследования: каковы особенности личностного и профессионального самоопределения у старшеклассников и студентов ССУЗов?
Цель исследования - изучить особенности личностного и профессионального самоопределения старшеклассников и студентов ССУЗов.
Объектом нашего исследования стало самоопределение в юношеском возрасте.
Предмет - характеристики личностного и профессионального самоопределения у старшеклассников и студентов ССУЗов.
Гипотеза - существуют различия в характеристиках личностного и профессионального самоопределения у старшеклассников и студентов ССУЗов, а именно:
1) социально-психологические установки на альтруизм и процесс деятельности в большей степени представлены у студентов ССУЗов;
2) у студентов ССУЗов более сформирована профессиональная идентичность, чем у старшеклассников;
3) личностное самоопределение студентов ССУЗов более интегрировано с профессиональным самоопределением, чем у старшеклассников
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выявить основные особенности личностного самоопределения в старшем школьном возрасте;
3. Определить основные характеристики профессионального самоопределения;
4. Провести сравнительное исследование особенностей
профессионального и личностного самоопределения у учащихся старших классов и студентов ССУЗов;
5. Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
6. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения самоопределения, направленную на формирование оптимального уровня профессионального и личностного самоопределения .
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общепсихологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л5. Рубинштейн); концепции самоопределения личности (А.К. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Н.Н. Лебедева, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.Д. Повзун, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.), труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев; А.К. Маркова, Л:М. Митина, Н.С. ГГряжников, А.В. Сухарев,, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.) и профессиональной ориентации (B.C. Аванесов; Б.И. Бухалов, А.Е. Голомшток, Н.Нл Захаров, М.М. Пархоменко, В.А. Поляков, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, И.Т. Сенченко, Б.Л. Федоришин и др.). Теоретический анализ в исследовании выполнен с опорой на принцип детерминизма, развития, системного подхода, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский); закономерности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д. Марсиа, А.С. Мудрик, Е.А. Шумилин, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.); исследования в области практической психологии (М.Р. Битянова, Ю.В. Вишневский, Л.А. Головей, Е.Е. Григорьева, И.В. Дубровина, П.И. Дынин, О.А. Махаева, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Л.Я. Рубина, Е.Ф. Рыбалко, B.C. Собкин, Е.И. Фадеева, Т.В. Черникова, В.И. Чупров, В.Н. Шубкин, И.И. Шурыгина, М.В. Ясюкевич и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
4. Методы анализа и интерпретации данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных программ из пакета SPSS-19.
Методики исследования:
1. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич);
2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкина);
3. Опросник "Стиль саморегуляции поведения" (В. И. Моросанова);
4. Методика изучения профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер);
5. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
6. Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
Выборка и база исследования. Выборка состоит из 72 испытуемых в возрасте 15-18 лет, из них 40 человек - учащиеся 9-11 классов, 32 человека - учащиеся ССУЗов. Исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждениях Белгородской области Алексеевского района - МБОУ «Алейниковская» ООШ, МОУ «Варваровская» СОШ, МОУ «Советская» СОШ, ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум» и ОГАПОУ «Алексеевский колледж».
Положения, выносимые на защиту:
1) социально-психологические установки на альтруизм и процесс деятельности в большей степени представлены у студентов ССУЗов;
2) как у студентов ССУЗов, так и у старшеклассников статус достигнутой идентичности не сформирован, обучающиеся находятся в состоянии кризиса профессиональной идентичности, осознают проблему выбора профессии и находятся в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;
3) система личностных ценностей студентов ССУЗов в большей степени согласована с мотивами выбора профессиональной деятельности и характеризуется преобладанием внутренних социально - значимых мотивов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений педагогической психологии и возрастной психологии об особенностях характеристик процессов личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте; в возможности использования результатов исследования и для психологического сопровождения процессов личностного и
профессионального самоопределения.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся. Исследование помогает выяснить ценности, установки, особенности саморегуляции, мотивы выбора, профессиональные склонности юношей и девушек разных возрастов в вопросе самоопределения и определить методику работы по повышению уровня их личностной и профессиональной
самоопределенности.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе исследования. Теоретические основы работы были рассмотрены на Всероссийской онлайн-конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в секции «Педагогика и образование» 17.12.2018 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы без приложения - 79 страниц.
Основным предположением данного исследования стало предположение о существовании различий в характеристиках личностного и профессионального самоопределения у старшеклассников и студентов ССУЗов, а именно:
1) социально-психологические установки на альтруизм и процесс деятельности в большей степени представлены у студентов ССУЗов;
2) у студентов ССУЗов более сформирована профессиональная идентичность, чем у старшеклассников;
3) личностное самоопределение студентов ССУЗов более интегрировано с профессиональным самоопределением, чем у старшеклассников.
Система ценностей и смыслов жизни личности лежит в основе личностного самоопределения, а также выражает направленность личности. Так как в старшем школьном возрасте основной задачей становится профессиональное самоопределение, то можно предположить, что у старшеклассников ценностные ориентации имеют профессиональную направленность.
Ценностные ориентации личности можно считать одним из показателей взаимосвязи личностного и профессионального
самоопределения. В исследовании была определена специфика ценностных ориентаций старшеклассников и студентов ССУЗов. У обучающихся ССУЗов в отличие школьников ценностные ориентации имеют выраженную профессиональную направленность, что подтверждает выдвинутое предположение о преобладании профессиональных ценностей в структуре ценностных ориентаций студентов ССУзов.
Профессиональная идентичность является одним из основных показателей сформированности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Гипотеза о большей сформированности профессиональной идентичности у учащихся ССУЗОВ по сравнению с учащимися 9-11 классов не подтвердилась. Преобладающим статусов идентичности в обеих группах является «мораторий», т.е. кризис идентичности. Достоверных статистических различий между группами по статусам идентичности получены не были.
Профессиональное самоопределение по итогам исследования было более сформировано у учащихся ССУЗов, но направленность их ценностных ориентаций оказалась более социально окрашенной, чем у страшеклассников. Однако связи между личностными характеристиками и профессиональной направленностью показали, что личностное и профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте взаимосвязаны. Может быть множество объяснений полученным результатам. Возможно, профессиональное и личностное самоопределение в старшем школьном возрасте происходят в разном темпе, неравномерно.
Также возможно, что именно кризис выбора, который преобладает у учащихся 9-11 классов, придает ценностным ориентациям такую эгоцентрическую направленность, в то время как большинство студентов ССУЗов уже сделали свой выбор и переключились на ближайшие актуальные проблемы, связанные с получением профессии .
На наш взгляд, полученные результаты доказывают, что проблема профориентирования подростков взаимосвязана с их личностным самоопределением. Наше исследование показало, что старшеклассники также нуждаются в развитии личностного самоопределения.
Поэтому мы полагаем, что необходимы последующие исследования профессионального и личностного самоопределения, которые бы помогли разработать новые профориентационные программы, направленные на гармоничное, непротиворечивое развитие профессионального и личностного самоопределения. Возможно, стоит учесть опыт зарубежных психологов, развивающих теорию позитивного развития молодежи (Positive Youth Development).
Психологи Р.Лернер и Р.Ларсон - сторонники данной теории - подчеркивают, что психологическое сопровождение подростков должно начинаться уже с 5- х классов. Комплексная психологическая поддержка, включающая в себя кроме профессионального ориентирования различные компоненты, направленные на развитие уверенности в себе, развитие социального интеллекта, а также компетентности, за счет организации различных внешкольных практик, посвященных социальной и научной работе. По мнению авторов, психологи и педагоги должны исходить из ресурсов личности подростка, помогать ему в развитии своих задатков, талантов, склонностей.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.З-е изд., испр. /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия",
2014. - 672с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
3. Авдеева Н.Н.. Проблемы психодиагностики детей [Электронный документ] / Н.Н. Авдеева // http://www.courier.com.ru
4. Акопов Г. В., Горбачева А. В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. М.: Машиностроение -1, 2003. 267 с.
5. Алтенова Г. С., Тодышева Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников https://moluch.ru/archive/103/23779/
6. Алферов, А.Д. Психологическое исследовании. - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. - 384 с.
7. Артемова Е.А. Мотивация в психологии / Е. Артемова. М.: КНОРУС,
2011. - 140 с.
8. Артемова Е.А. Основные технологии профориентационного самоопределения/ Е. Артемова. КНОРУС, М.: 2012. - 56 с.
9. Басовский Л. Е. Большая профориентационная книга: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - ИНФРА-М, М.: 2011. - 501 с.
10. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тюмень, 2003.
11. Башев Г.Л., Фомин А.И. Мотивация в системе общественной профориентации / - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 256 с.
12. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2014. - с.73-76.
13. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2015. - 298 с. (Практическая психология в образовании).
14. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник ТГУ. - 2011. - № 334. - С. 163-166
15. Богушева В.И. Организация профориентирования старших школьников / - М., 2014. - 268 с... 86