ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Экономическая сущность и определение местного
бюджета 5
1.2. Особенности планирования и использования средств
местного бюджета 9
1.3. Современные проблемы планирования и исполнения
местного бюджета 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
2.1. Социально-экономическая характеристика
Подолешенского сельского поселения 23
2.2. Исполнение бюджета муниципального образования
Подолешенского сельского поселения 30
2.3. Методы планирования бюджета муниципального
образования Подолешенского сельского поселения 40
2.4. Совершенствование бюджетного планирования и
использования местных бюджетов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования обусловлена тем, что планирование и исполнение местного бюджета являются неотъемлемой частью финансовой системы страны. Необходимо уделять особое внимание особенно местным бюджетам, поскольку они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов.
Управление муниципальными финансами невозможно без планирования работы, а также без контроля над выполнением разработанных планов. Поэтому планирование и контроль результатов деятельности органов местного самоуправления стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления финансами и который служит обеспечением достоверной информации. В бюджете отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых показателей. С его помощью разрабатывается стратегия социально-экономического развития территории и определяется нестабильность в условиях рыночной экономики, а также бюджет служит важным инструментом достижения положительных данных.
Степень научной разработанности. В настоящее время в экономической литературе вопросы теории эффективного бюджетного планирования в России на муниципальном уровне не получили достаточной разработанности, не достаточно полно раскрыты методы оценки эффективности использования бюджетных средств, не определены процедуры ее совершенствования.
Цель исследования - определить мероприятия по повышению эффективности методов планирования бюджета муниципального образования, а также выявить направления совершенствования по планированию и исполнению местного бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить экономическую сущность местного бюджета;
- рассмотреть особенности планирования доходов и расходов муниципального образования;
- выявить основные проблемы, возникающие в процессе планирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- провести анализ бюджета муниципального образования на примере Подолешенского сельского поселения;
- выявить мероприятия по повышению эффективности методов планирования бюджета муниципального образования;
- определить направления совершенствования формирования доходов и расходов муниципальных бюджетов.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе планирования и исполнения местного бюджета.
Объектом исследования выступает процесс планирования и исполнения местного бюджета на примере Подолешенского сельского поселения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные источники отечественных и зарубежных экономистов, которые занимались вопросами функционирования бюджетов различного уровня, такие как: А. М. Бабич, Г. Б. Поляк, И. С. Ракитина, Ф.И. Ниналалова, С. И. Лушина и тд.
В качестве информационной основы исследования были использованы аналитические и статистические материалы, бюджетная отчетность и нормативно-правовые акты, а также другие финансовые документы.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные выводы могут быть использованы при разработке методов планирования и исполнения местных бюджетов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Управление муниципальными финансами невозможно без планирования работы, а также без контроля над выполнением разработанных планов. Поэтому планирование и контроль результатов деятельности органов местного самоуправления стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления финансами и который служит обеспечением достоверной информации. В бюджете отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых показателей. С его помощью разрабатывается стратегия социально-экономического развития территории и определяется нестабильность в условиях рыночной экономики, а также бюджет служит важным инструментом достижения положительных данных.
По итогам проведенного анализа структуры и исполнения бюджета муниципального образования Подолешенского сельского поселения за 2016-2018 гг. сделан вывод о том, что в 2018 году наблюдалось снижение показателей исполнения доходной части бюджета Подолешенского сельского поселения в части налоговых доходов в связи с недопуступлением ряда налогов в бюджет.
Также следует отметить, что по результатам исполнения бюджета за 2016 поступления в бюджет были исполнены на 109,8%, в основном за счет налоговых поступлений, а в 2017 году бюджет был исполнен на 87,7 % за счет снижения налоговых поступлений.
Говоря о расходной части бюджета, следует заметить, что основным направлением расходов являются расходы на общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и кинематографию.
Таким образом, можно сделать вывод, что по итогам 2018 года бюджет Подолешенского сельского поселения исполнен с дефицитом в размере 248,9 тыс. руб., по итогам 2017 года - дефицит составил 1343,3 тыс. руб., а в 2016 год - дефицит 383,1 тыс. руб., источниками финансирования дефицита бюджета являлся бюджетный кредит, привлеченный в бюджет муниципального образования от других бюджетов бюджетной системы РФ. Следует отметить, что источником финансирования дефицита бюджета Подолешенского сельского поселения является изменение остатков по расчетам с органами, организующими исполнение бюджетов.
В заключение можно сказать, что одной из основных проблем доходов бюджета Подолешенского сельского поселения является то, что их основная часть формируется за счет поступлений из бюджета другого уровня бюджетной системы.
Доля налоговых доходов недостаточна для того, чтобы сельское поселение могло в большей степени самостоятельно покрывать свои бюджетные расходы. Такая ситуация делает местный бюджет зависимым от решений вышестоящих властей, а также указывает на нехватку собственных производственных и сельскохозяйственных сил района.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что бюджет играет центральную роль в экономике Подолешенского сельского поселения Прохоровского района Белгородской области в решении различных проблем его развития. Внимательное изучение бюджета дает представление о намерениях власти, ее политике, распределении ею финансовых ресурсов. Следует отметить, что из многообразия методов бюджетного планирования при составлении и утверждении местного бюджета органы власти Подолешенского сельского поселения в основном применяют нормативный и программно-ориентированный методы, благодаря чему выполняются все принципы бюджетного планирования.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]: (с изм.и доп.) // Гарант : [сайт справочно - правовой информации]. - [М., 2016] - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/, свободный
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 - ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru, свободный
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ед. от 06.02.2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс», свободный.
4. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ [Текст]. — М.: Омега — Л., 2017. — 134 с.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru, свободный
6. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122
(совершено в Страсбурге 15.10.1985) [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru , свободный
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 01.12.2018 «О бюджетной политике в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов». [Электронный ресурс] консультант плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_318543/, свободный
8. Агаян, Ш. А. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов [Текст] / Ш. А. Агаян, С. Г. Мурадова, Е. В. Пирская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 3 (63). - С. 2-14.
9. Алехин, Б. И. Государственные финансы : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Алехин. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 184 с.
10. Астахов, В. П. Финансовый учет [Текст]: учеб. пособие/ В.П. Астахов. - М.: Мини-Тайп, 2019. - 568 с.
11. Алексашина, М. Проблемы формирования доходной части местных бюджетов [Текст] / М. Алексашина // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2016. - № 4. - С. 8-10.
12. Ализада, Д. Ф. Современные проблемы формирования исполнения местных бюджетов Российской Федерации [Текст] / Д.Ф. Ализада // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления. - 2016. - № 6. - С. 35-37.
13. Андреев, А. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в РФ [Текст] / А. Андреев // Федерализм. - 2017. - №1. - С.43-66.
14. Арсланбекова, А. З. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов [Текст] / А.З. Арсланбекова // Юридический вестник ДГУ. - 2016. - № 4. - С. 88-91.
15. Абубакаров, М. Р. Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета [Электронный ресурс] / М.Р. Абубакаров // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №4. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/73/2765/ (дата обращения: 16.05.2019)... 50