ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ К ДИСКУРСИВНОЙ ЭТИКЕ:
ОБОСНОВАНИЕ СМЕНЫ ПОДХОДОВ 19
§1.1. Общественная мораль как социальный факт в парадигме социального реализма 20
§1.2. Подходы к исследованию коммуникативных практик в парадигме феноменологии морального 28
§1.3. Качественные характеристики дискурсивной этики 37
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 63
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК
ДИСКУРСИВНОЙ ЭТИКИ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 65
§2.1. Дискурсивность профессиональной этики научных сообществ 66
§2.2. Дискурсивность в этических кодексах (кейс-стади) 76
§2.3. Коммуникативные практики дискурсивной этики в формировании образовательных установок 84
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
БИБЛИОГРАФИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список переменных 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблица количества связей 141
Актуальность темы. Мораль и этика являются вечными философскими проблемами. Для социологов интерес к этим вопросам определяется ключевой функцией этических норм в регулировании общественных отношений. Интенсивные преобразования начала XXI заставляют ученых переосмысливать фундаментальные основания социального порядка, включая характер общественной морали и её роль в системе социальных институтов.
В теоретическом плане тема диссертационного исследования актуализируется острой научной дискуссией вокруг новой этики, формирующейся под влиянием научного прорыва, новых медицинских технологий, виртуализации социальной среды, распространением цифрового контроля, ценностных изменений. Этика становится прикладной областью — коммуникативной практикой, сферой борьбы аргументов, и это порождает востребованность изучения новых этических реалий в иной парадигме - парадигме дискурсивной этики.
Дискурсивность этики следует не только из научно-технологического развития, но и из «медийного оптимизма», наделения новых коммуникативных реалий способностями формирования нейтрального и принимаемого многими этического комплекса . Тезис о новой этике имеет и эмпирическое подтверждение: данные всероссийского мониторинга ВЦИОМ по определению «морального компаса» россиян указывают на увеличение уровня терпимости к ранее неприемлемому .
Морально-этические трансформации сегодня как никогда тесно связаны и с человеческой деятельностью, и с технологическими, биологическими, информационными процессами. Эти процессы всё сложнее определить, отследить, ограничить, и это усиливает воздействие их на мораль и этику. «Мы живём не только в эпоху денежной инфляции, но и инфляции — следовательно, и обесценивания — идей и ценностей. <...> Всё становится одинаково важным и неважным сразу» . Эмпирическое исследование таких сложных процессов затрудняется. В этих условиях возникает общественный и научный запрос на новое знание о принципах формирования общественной морали и этических установок сегодняшнего дня.
С точки зрения теории социологии актуализируется вопрос социологического анализа именно морали . Однако, разделение морального и этического является спорным с точки зрения концептуализации моментом, и необходимы дополнительные аналитические усилия по определению и пониманию того, как эти понятия соотносятся между собой с точки зрения именно социологии.
Переход к обществу знаний и цифровому обществу несет в себе потенциал распространения ценностей индивидуализма и дегуманизации человеческих отношений и с новой силой поднимает для представителей общественных наук вопросы о генезисе, сущностных характеристиках, структуре морали и этики. В таком типе общества по-новому функционируют и институты накопления и передачи знаний, реализующие воспитательную функцию и формирующие новые поколения в профессиональном, культурном, моральном плане. Исследование цифровизации социально-образовательной сферы в контексте связи научно¬технического развития и этики — это многоуровневая исследовательская задача, решение которой позволит сформировать комплексное понимание эффектов цифровизации на формирование этических установок.
Взгляд на цифровизацию с позиции дискурсивной этики позволит выйти за пределы технологического взгляда и обеспечить социологическую перспективу в исследованиях этой области. Необходима обновлённая теоретическая рамка, которая будет учитывать и коммуникативный аспект морали и этики, и понимание новой техносоциальной реальности в условиях сложности.
Степень разработанности проблемы
Научное осмысление морали имеет глубокие, прежде всего философские корни: «философия внутри себя выделила мораль как особый предмет
исследования» . Вопросы природы морали занимают важное место в социальной философии Платона и Аристотеля, Ф. Аквинского и А. Блаженного, Ж-Ж. Руссо и Т. Гоббса, И. Канта и Ф Ницше, К. Ясперса, С. Жижека, К. Апеля, Г. Йонаса. Западный взгляд на мораль и этику базируется на дуализме внутренних убеждений и общественных установок. Философы связывают этику с другими понятиями — свободой, истиной, долгом, исследуют функции морали и этики в системе общественных отношений на уровне всего человечества. Российские философы В. Розанов, В. Соловьев, М. Бахтин, А. Гусейнов, П. Матвеев, Р. Апресян углубляют философскую перспективу через работы о роли индивидуального человека в общечеловеческом существовании, о соотношении духовного и материального, поднимают дискуссию от функционализма морали к её роли в формировании гуманистического мира. Для философов «фундаментальная структура морали задается противоположностью добра и зла» , и главным является поиск абсолютных положений разумного существования, конструирования на их основе идеальных моделей человеческого общежития.
Платон предложил важный для темы диссертации принцип двух этик — социальной этики норм и индивидуальной этики поступка — и идею о приоритете индивидуально-личностной этики . Социальная этика приравнивается к общественной морали . Если в случае социальной этики общество задает нормы индивидам, что соотносится с социологическим реализмом, то в случае индивидуальной этики сам моральный субъект задает образцы миру, аналогично социологическому номинализму . Для темы диссертационного исследования особое значение имеют различия в интерпретациях и методологических подходах к морали и этике в рамках социологического реализма и номинализма. Социологический подход к морали и этике является эмпирическим развитием философской этики.
Социологический реализм начал применяться к толкованию вопросов морали в русле классической социологии конца XIX в. с социологии социальных фактов Э. Дюркгейма. Его главной целью стало исследование функций морали и этики в обществе, включая исследование источника этих механизмов, принципов их воздействия, распределения в общественной системе. Э. Дюркгейм рассматривает функции морали и этики в работах «Определение моральных фактов», «Разделение общественного труда» . Среди схожих социологических подходов в рамках социального реализма следует отметить работы Р. Мертона о трансформации поведения , теорию общественных флуктуаций П. Сорокина . Также функциональные структурные истоки имеют и исследования норм и ценностей профессиональных сообществ: взгляд на мораль как на функциональный элемент успешной профессиональной деятельности представлен, например, в работах Э. Дюркгейма «Профессиональная этика и гражданская мораль» и Т. Парсонса «Профессии и социальная структура». Функциональный подход поддерживает и ряд современных исследователей. Функции морали и её место в социологическом знании структурирует отечественная исследовательница Т. Кирилина . Ограничения функционального анализа морали рассматривает Г. Батыгин , среди которых наиболее существенным является ограничение познавательных возможностей социологии имеющимися методами в силу укоренённости объекта исследования в глубине личности.
Социологический номинализм в исследовании морали для настоящего исследования интересен с точки зрения социологических теорий коммуникации XX в. В отличии от социологического реализма, его главным фокусом стало исследование воздействия новых экономических, политических и коммуникационных реалий на состояние морали и этики. Именно в рамках социологического номинализма сформировалось понятие дискурсивной этики — понятия, отличного от «классической» морали. Ю. Хабермас вводит термин «дискурсивная этика» на основе феноменологического подхода к моральному . Дискурсивность этики предполагает, что ранее неоспоримые нормы и ценности выносятся на общественное обсуждение, происходит переход общества на новый уровень осознанности, сочувствия, плодотворного сосуществования. Этика исследуется не только как установка, но и как практика, которую люди воплощают в повседневности, что было заложено ещё в работах М. Вебера, посвящённых анализу роли религии . Востребованность и обоснованность прикладного подхода к этике прослеживается в работах исследователей Института философии РАН . Такой же позиции придерживается один из пионеров исследований прикладной этики В. Бакштановский (НИИ прикладной этики, Тюменский индустриальный институт) . Необходимость взгляда на общественное как на систему практик обосновывает Ж.Т. Тощенко , а углублённый взгляд на практики в сфере морали и нормативности представлен в том числе в издании ФНИСЦ РАН «Нормы и мораль в социологической теории: от классических концепций к новым идеям» .
Многокомпонентность функций, осуществляемых моралью и этикой, поднимает вопрос о том, какие общественные условия связаны с этими функциями. В числе них следует упомянуть доверие и свободу как наиболее существенные. Вопросы доверия в обществе в связи с ценностями рассматривают Ф. Фукуяма , П. Штомпка . Роль свободы в состоянии этики анализируют К. Ясперс , Э. Фромм . Непосредственно коммуникативные акты и системы, через которые реализуется дискурсивная этика, исследуют М. Маклюэн , Г. Лассуэлл , М. Кастельс . М. Кастельс закладывает основу потоково-сетевого взгляда на общественную жизнь, который развивают исследователи, в чьём фокусе конкретные механизмы нормативно-ценностного структурирования
коммуникативного пространства — М. Вивьёрка , Дж. Александер . Вопрос практик, которыми осуществляется коммукативное формирование дискурсивной этики, также поднимается в исследованиях, сфокусированных не столько на коммуникативности, сколько на практике как предмете исследования - здесь следует упомянуть исследования, систематизированные, например, Волковым В.В. и Хархординым О.В. в работе «Теория практик» с акцентом на прагматический характер общественной практики.
Особое значение для диссертации имеют работы, в которых анализируются трансформации морально-этической сферы в связи со становлением капитализма, глобализацией, цифровизацией: работы С. Жижека (кризис культуры в связи с развитием капитализма) , У. Бека (риск как новая мировая аксиома) ,
З. Баумана (размытие морально-этического, новые эффекты технологии, контроля, институтов) , П. Бурдье (символическое, статусное структурирование вокруг ценностей) , Дж. Ритцера (вымывание сущностной наполненности результатов труда) , А.В. Назарчука (теоретическое обобщение воздействия глобализации на этику) , С.А. Кравченко (востребованность гуманистических ценностей в эпоху сложных глобальных рисков)
Приведённые исследовательские взгляды позволяют сформировать теоретическую основу исследований современного состояния этической сферы. Необходимо продолжать теоретическую разработку вопросов, связанных с быстро условиями жизни людей. Такими вопросами являются дискурсивная этика в её приложении к коммуникативным реалиям интернета, вопрос о том, почему именно дискурсивность этики преобразует общественные и межличностные отношения. Данная диссертация ориентируется на теоретическую разработку этих вопросов.
Цель исследования — предложить и апробировать на эмпирических кейсах теоретико-методологическую рамку социологического исследования
дискурсивной этики с учётом новых коммуникативных реалий.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) Обобщить характеристики общественной морали с позиции парадигмы социологического реализма.
2) Показать специфику феноменологического подхода к трактовке этики на основе трёх параметров: степень свободы выбора, источник изменений, связь с ресурсами.
3) Описать существенные для исследований параметры дискурсивной этики как вида коммуникативной практики.
4) Обосновать необходимость учёта дискурсивности этики в исследованиях на примере профессиональной этики научных сообществ.
5) Апробировать на эмпирическом кейсе методологию исследования, включающую в себя анализ дискурсивной этики.
6) Апробировать на эмпирическом кейсе подход к изучению воздействия целенаправленных коммуникативных действий на формирование этических установок в цифровой среде.
Объектом исследования является становление дискурсивной этики в условиях новых цифровых реалий, а предметом — теоретические положения к анализу дискурсивной этики как коммуникативной практики.
Основная гипотеза исследования: теоретический концепт дискурсивной этики имеет эвристический потенциал для исследования состояния современной этики и тенденций её изменений.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на ключевых положениях парадигм социального реализма и номинализма с фокусом на отличительных особенностях феноменологической парадигмы в исследованиях морали и этики. Коммуникативная природа установок исследуется с опорой на положения теорий нормативного контроля, дискурсивности, теории доверия (классические и постмодернистские подходы). Современные реалии и их воздействие на этику рассматриваются с позиций теорий перформативности, теорий состояния реалий общественной жизни.
В ходе проведения исследования использованы общенаучные методы (сравнительный анализ, типологизация, теоретический анализ и синтез), специальные социологические методологические рамки (акторно-сетевой анализ, качественный анализ текста, ресурсный анализ, кейс-стади, эксперимент, статистический анализ).
Научная новизна исследования заключается в полученных теоретических результатах:
- проведено различие между социологическими определениями морали и этики с точки зрения парадигм социального реализма и феноменологии;
- определены существенные для исследований параметры дискурсивной этики с учётом современных социотехнических реалий;
- обоснована необходимость учёта дискурсивности этики в исследованиях её состояния и следствий;
- эмпирически апробирован подход к изучению этических установок в профессиональной сфере с опорой на положения дискурсивной этики;
- эмпирически апробирован подход к изучению коммуникативных практик дискурсивной этики в условиях цифровой коммуникации.
Положения, выносимые на защиту
1. В социологической парадигме социального реализма общественная мораль или социальная этика — это социальный факт с закреплённой структурой, общественными функциями, низкой динамикой. С точки зрения парадигмы социального реализма, мораль — это инструмент противодействия аномии и вектор направления общественных усилий, правила постановки целей и выбора средств их достижения. Изучение морали в этой парадигме предполагает исследование баланса власти, моральных императивов, религии, отношений между общественными группами с точки зрения их способности влиять на моральные установки, степень подчинения социальному факту морали. Ограничения эвристического потенциала социологии социальных фактов относятся к исследованию новых явлений в сфере этики, в частности, произошедшего снятия ограничений на трактовку и формирование индивидуальных, групповых и общественных этических установок в условиях новых коммуникативных реалий.
2. Специфика феноменологического подхода, в отличие от социологического реализма, заключается в переходе от исследований общественной морали к групповой и индивидуальной этике. Вводится термин «дискурсивная этика» для обозначения подвижности норм, ценностей и целей, опоры на аргументативное обсуждение для определения границ допустимого. Дискурсивная этика отличается от моральных норм по трём параметрам: индивид обладает личной свободой выбора этических ориентиров; источником изменения ориентиров является аргументативное обсуждение; обладание специфическими ресурсами не влияет на то, кому позволено устанавливать этические ориентиры. В XXI веке дискурсивная этика - это образ мышления и потребность.
3. Дискурсивная этика обладает рядом параметров, существенных для её исследования. Для исследования содержания этических норм, ценностей и установок необходимо учитывать объём знаний (группы, общества), ориентацию на рациональность, особенности аргументационных дискурсов групп, обществ. Для исследования функций этики необходимо учитывать характер коммуникативных практик по формированию этических комплексов, способы обоснования и тестирования аргументов, роль этики в формировании и поддержании картины мира. Рассмотрение выделенных параметров анализа дискурсивной этики позволяет сформулировать аналитическую матрицу для исследования дискурсивной этики во всей её полноте.
Анализ дискурсивной этики - это анализ фактов, процессов и свойств в перспективе предпосылок, ситуации и результатов. Анализ коммуникативных практик дискурсивной этики - это анализ определённых линий и техник аргументации, к которым прибегают участники коммуникативного сообщества с целью тестирования и обоснования этических установок.
4. Профессиональная научная среда - это сфера, где дискурсивная природа этики ярко проявляется и доступна для исследования. Распространение дискурсивной этики катализируется динамикой развития науки и технологий, цифровизацией коммуникаций, рыночным регулированием социальных сфер жизни. Исторически научные сообщества имеют и моральную, и этическую нагрузку - они опираются и на абсолютные социальные факты, и на аргументативную дискурсивную этику. В исследованиях необходимо учитывать оба компонента, так как они оба присутствуют в повседневности научной работы, что подтверждается анализом кейсов, связанных с различными аспектами научной работы.
5. Двойственная факто-практическая природа этики проявляется в этических кодексах профессиональных сообществ. Кодексы демонстрируют переход этики в практическую дискурсивную плоскость. Это проявляется в том, что профессиональная этика, по сути, ориентируется не на абсолютные категории добра и зла, а на дискурсивные категории дозволенного и недозволенного. Этика профессионала формируется через принятие положений этических кодексов как документов; согласие с принципами распределения ответственности; квантификацию аргументов.
Этика научной работы варьируется по трём основаниям: степень свободы в выборе ценностей, на которые ориентируется исследователь; источник изменений ценностей, норм и установок в работе; ресурсы, необходимые для принятия и изменения этических установок специалистом.
6. Эксперимент по формированию образовательных установок через практики дискурсивной этики позволил уточнить характер и факторы воздействия дискурсивной этики на повседневность. К выявленным факторам относятся: активность субъекта коммуникативного сообщества, визуализация аргументации; квантификация взаимодействий.
Применение к результатам исследования предлагаемой аналитической матрицы по исследованию дискурсивной этики указывает на необходимость учёта не только выявленных факторов, но и связанных с ними: различий в чертах коммуникативных практик, связей областей коммуникации между собой (в том числе между онлайн- и оффлайн-средой), принципы рационализации и построения перформативных элементов.
Теоретическая значимость. Теоретический анализ позволил сформулировать положения к анализу современной дискурсивной этики и коммуникативных практик по её формированию и реализации. Эти положения вносят теоретико-методологический вклад в исследование этических установок, в частности, для профессиональных сообществ, образования и науки, в сфере интернет-коммуникаций, Результаты работы закладывают основу для дальнейшего исследования неоднозначности последствий взаимодействия человека и технологии, дискурсивного воздействия на принятие решений в морально¬этической сфере как на индивидуальном уровне, так и на уровне групп, институтов, общества в целом.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы для прикладных исследований этических установок в организациях, группах и сообществах, как вне интернета, так и онлайн. Теоретические положения позволяют диагностировать состояние этических установок и систем, исследовать их не отдельно, а в системе межчеловеческих отношений в сложной институционально-технологической среде. Материал диссертации может служить основой для принятий решений в области корпоративной культуры, учебно¬воспитательной работы в образовательных организациях, для построения коммуникативных сетей в индустрии, для создания тематических сообществ, долгосрочного ценностного проектирования. Также материал диссертации может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке учебных курсов по дисциплинам «Современные социологические теории», «Социология управления», «Социология организаций», «Социология массовой коммуникации», «Социальная антропология», «Методология эмпирической социологии».
Эмпирическую базу исследования составили:
- результаты авторского исследования интернет-сообщества ВКонтакте, посвящённого учёбе — эксперимент, анкетирование, 3375 респондентов (2016-2017 гг.);
- качественный анализ текстов профессиональных этических кодексов — этический кодекс врача, принятый Первым национальным съездом врачей Российской Федерации; этический кодекс психолога, принятый Российским психологическим обществом; профессиональный кодекс социолога, принятый Российским обществом социологов; этический кодекс математиков, принятый Европейским математическим обществом;
- результаты анкетирования популяризаторов науки, проведённого в рамках исследования «Институциональное доверие к научному знанию в условиях новых рисков и уязвимостей в системе безопасности современной России» при поддержке гранта РНФ (проект №16-18-10411) — 170 респондентов, целевая выборка, анкетирование (очное, отправка онлайн-анкет; 2018 г.);
- результаты экспертных интервью со специалистами в сфере цифровизации,
проведённых в рамках исследования «Социотехнический поворот в исследовании рисков цифровизации общества», поддержанного грантом МГИМО МИД России на выполнение научных работ молодыми
исследователями (2019 г.).
Апробация результатов исследования. Положения работы были представлены на ряде конференций: XXV международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018» (РФ, г. Москва, 2018); I Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная динамика населения и устойчивое развитие» (РФ, г. Москва, 2018); международная научно - практической конференция «Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: право, медиа и национальная идентичность» (РФ, г. Москва, 2018); XIII международная научная конференция «Сорокинские чтения. Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина» (РФ, г. Москва, 2019); III Черноморская международная научно-практическая конференция Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Проблемы развития технологий, государства и общества в цифровую эпоху» (РФ, г. Севастополь, 2019 — в соавторстве); XII Конвент Российской ассоциации международных исследований «Мир регионов vs. регионы мира» (РФ. г. Москва, 2019); XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения. Традиционные и новые социальные конфликты в XX веке» (РФ, г. Москва, 2020); а также в работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Носкова А.В., Проскурина А.С. Внутриуниверситетские рейтинги преподавателей: эмпирический кейс МГИМО // Социологические исследования. 2019. №10. С. 69-75 (SCOPUS).
2. Мороз А.С. Зарождение «не-тела» в онлайн-коммуникациях: риски для российской молодёжи // Коммуникология. 2016. Т. 4, №3. С. 169-175.
3. Проскурина А.С. Коммуникативная трансформация профессиональных ценностей современных научных сообществ // Коммуникология. 2020. Том 8. №2. С. 15-26.
4. Кравченко С.А., Мороз А.С., Капитоненкова Т.Д. Новейшая социологическая терминология в работах З. Баумана и Дж. Урри // Социология образования. 2018. №5. С. 105-112.
5. Темницкий А.Л., Мороз А.С. Потенциал популяризаторов науки в противостоянии лженаучному знанию // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6, №3 (23). С. 62-76.
6. Карпова Д.Н., Проскурина А.С. Социотехнический поворот в исследовании цифровизации общества // Власть. 2020. №1. С. 102-103.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделённых на шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и трёх приложений.
Изменения общественных систем не проходят изолированно: изменение одного элемента неизбежно ведёт к постепенному изменению всей системы. Мораль и этика обладают двойственной лично-общественной природой, и их изменения оказывают воздействие на общественные институты, нормативно - ценностные диспозиции личности. Исследования морально-этического — это обнаружение диалектической связи внутренних убеждений человека и общества, в котором он эти убеждения реализует.
Научный взгляд на мораль как на социальный факт обоснован. Мораль должна иметь властно-управленческое воздействие на человека, чтобы сохранялся баланс личного и общественного, чтобы общество продолжало существовать как единство, а не набор разрозненных интересов и устремлений. Обращение к морали предполагает выделение институтов, которые устанавливают моральные нормы, особых ресурсов моральной власти и принуждения. В условиях глобализации информационного общества такой подход имеет ограничения для объяснения плюрализации ценностей, перевода морального в область документального нормативного регулирования, переноса ценностей из одного общества в другое с отрывом от культурно-исторической почвы.
Феноменологический подход, в категориальном аппарате которого зародилось понятие дискурсивной этики, обладает эвристическим потенциалом для анализа новых этических реалий. Феноменология предполагает анализ, основанный на характеристике методов самоопределения и самоструктурирования общества. Методология эмпирического исследования морали и этики опирается на исследование коммуникативных практик, не ограниченное представлениями о «должном», что позволяет формировать научную картину мира и сохранять возможность её дополнения в соответствии с живым общественным опытом построения этических комплексов и систем.
И моральный, и этический подход имеют свои преимущества и ограничения для исследовательских задач. Исследования в категориях морального раскрывают сущность нормативного контроля и ценностей, принимаемых обществом, имеют инструментарий для анализа властных отношений, моральной экспертизы. Ограничения «морального» взгляда — взгляд на нормы и ценности как на жёсткие структуры, под которые индивиды подстраиваются с различной долей успеха, в то время как фактически они не всегда стремятся подстроиться. Исследования с опорой на теоретические положения о дискурсивной этике сосредоточены именно на интерпретациях поведения индивидов, их ценностных ориентаций и нормативных ограничений с позиции самих индивидов. Тем не менее, оба подхода необходимы для комплексного понимания морального и этического в обществе.
Дискурсивная этика как набор коммуникативных практик предполагает коллективную аргументацию с целью определения наиболее рациональных для ситуации этических оценок и установок. При этом мышление в категориях дискурсивности не предполагает отказа от прежней морали, оно адаптирует установки к состоянию общества.
Дискурсивная этика характерна для научной среды. Новые установки и аргументы, которые становятся приемлемыми в научной работе, распространяются на общественную жизнь через институты образовательной сферы. Наука и образование переориентируются на дискурсивную аргументацию, на поиски новой продуктивности и улучшение существующих процессов. Цифровые коммуникации способны формировать и корректировать этические и социальные установки. Цифровизация катализирует тенденции в дискурсивной аргументации, но не всегда приводит к устойчивым изменениям. Но возможности визуализации, которые предоставляет цифровизация, могут приводить к закреплению как одного из приемлемых стандартов имитации, перформативных действий, сосуществованию фактических достижений и «пустых форм». Эти формы имеют, несмотря на сущностную пустоту, аргументативную силу и оправдывают новые установки и ориентиры.
Таким образом, можно заключить, что естественная для современного этапа общественного развития дискурсивность этики, попадает в условия цифровизации и оказывает поддержку тенденциям к изменению ценностей. Тенденции к этому изменению требуют дальнейшего исследования в рамках социологии и других социогуманитарных наук, так как они может привести к непредсказуемым последствиям для человечества. Сформулированная в ходе работы аналитическая матрица может быть использована в том числе для прогнозирования последствий, так как позволяет увидеть структуру процесса формирования этики современности и в динамике (от предпосылок к результатам), и с точки зрения структуры (факты, процессы и свойства), и с учётом технолого-социальной природы реальности, в которой существует общество сегодня. Апробация данного инструмента показала, что дискурсивная этика - это не только набор установок, ценностей и норм, не просто регулирующая структура или личные убеждения, но существенный элемент общественного механизма, связанный с большим количеством других сфер самыми разными связями.
Дальнейшие исследования должны основываться именно на понятии дискурсивной этики, так как дискурсивность — признак формирования нового типа мышления о ценностях, следующего за мышлением в категориях идеалов и критическому подходу с целью искоренения общественных пороков. Дискурсивная этика — среднее звено между индивидуальным и общественным в этике: индивидуальная аргументация закладывает основу для общественных установок в целом.
1. Александер Д. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал, 2012. Том 0. № 3.
2. Александер Дж. Власть, политика и гражданская сфера // Социологические исследования. 2009. №10.
3. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. 339 с.
4. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Отношение к образованию у студенческой молодежи (на материалах социологического исследования в Республике Татарстан) // КПЖ. 2016. №1 (114).
5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
6. Бек У. Живя в мировом обществе риска и считаясь с ним. Космополитический поворот // Полис. Политические исследования. 2012. № 5.
7. Бек У. Космополитическое мировоззрение. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. 311 с.
8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
9. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2009. 387 с.
10. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Simulacres et simulation (1981, рус. перевод 2011, пер. А. Качалова.. М: Рипол-классик, 2015. 240 с.
11. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А.
А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного
исследования // Мониторинг. 2019. №1 (149).
12. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
13. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001. 562 с.
14. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. 680 с.
15. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М.: Sociologos, 1993. 336 с.
...126