Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕАЭС

Работа №179469

Тип работы

Диссертация

Предмет

мировая экономика

Объем работы219
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы применения нетарифных мер регулирования 13
1.1. Место и роль НТМ в международной торговле 13
1.2. Экономико-теоретические аспекты применения НТМ 32
1.3. Регламентация и применение НТМ в правилах ВТО 50
Глава 2. Проблемы применения нетарифных мер регулирования в ЕАЭС и перспективы их устранения 76
2.1. Практика применения НТМ в ЕАЭС 79
2.2. Технические барьеры в торговле и техническое регулирование в ЕАЭС ... 93
2.3. Деятельность ЕЭК по выявлению и устранению препятствий на внутреннем
рынке ЕАЭС 111
Глава 3. Экономическая оценка влияния нетарифных мер регулирования на торговлю России со странами ЕАЭС 133
3.1. Характеристика текущего состояния торгово-экономических отношений
России со странами ЕАЭС 133
3.2. Современные подходы к оценке влияния НТМ на торговлю 150
3.3. Количественный анализ влияния НТМ на торговлю России со странами
ЕАЭС 161
Заключение 180
Список литературы 188
Приложения


Актуальность темы исследования. Сегодня нетарифные меры регулирования (НТМ) являются одним из ключевых инструментов торговой политики государств. При этом активное применение НТМ может иметь как объективный, так и протекционистский характер. С одной стороны, применение НТМ обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего качества продукции, а также защиты жизни и здоровья человека, животных и растений. С другой стороны, в условиях действия Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и функционирования Всемирной торговой организации (ВТО) таможенно-тарифное регулирование перестало быть столь эффективным инструментом защиты внутреннего рынка от конкуренции со стороны зарубежных производителей, что побудило страны активнее применять НТМ.
Принимая во внимание широту термина «нетарифные меры» и многообразие существующих инструментов торговой политики, зачастую определить реальную цель применения НТМ чрезвычайно сложно, что подчеркивает важность и актуальность исследования. Помимо этого, в отличии от таможенных пошлин, использование которых носит открытый характер и легко поддается количественному анализу, сбор данных об НТМ и анализ их экономического эффекта может быть невозможен или значительно затруднен.
Проблема применения нетарифных мер регулирования во взаимной торговле становится еще более актуальной в рамках интеграционных объединений, предусматривающих, как правило, отсутствие импортных таможенных пошлин между его участниками. Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уже на этапе формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства заявляли о необходимости выявления нетарифных мер регулирования, препятствующих расширению торговли и эффективному развитию интеграционных процессов между государствами-членами. В результате в Договор о Евразийском экономическом союзе вошли положения, согласно которым применение НТМ на внутреннем рынке ЕАЭС не допускается за исключением мер, направленных на достижение объективных целей государственной экономической и социальной политики по охране жизни и здоровья населения, защите окружающей среды и пр. В целях недопущения использования государствами-членами ЕАЭС дискриминационных мер на Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК, Комиссия) возложена задача по выявлению и устранению протекционистских НТМ, а также по разработке положений, регламентирующих применение нетарифных мер.
Вместе с тем, практика торговых отношений в ЕАЭС показывает, что нетарифные меры по-прежнему являются ключевым препятствием на пути углубления евразийской интеграции. Российские экспортеры сталкиваются с различными ограничениями при выходе на рынки стран ЕАЭС, а также испытывают сложности в процессе ведения своей деятельности, что вызвано наличием явных и скрытых мер нетарифного регулирования и подтверждает актуальность исследования.
Степень разработанности научной проблемы. Трактовка понятия «нетарифные меры», их классификация, регулирование в рамках существующей системы международных отношений, а также анализ воздействия НТМ на торговлю осуществлялись во множестве работ отечественных и зарубежных авторов, включая работы М.К. Глазатовой, И.И. Дюмулена, А.С. Мартынова, В.В. Идрисовой, Т.М. Исаченко, Т.А. Трудаевой, С.В. Чернышева, Б. Баласса, С.Р. Басу, Р.Е. Болдвина, Я. Бхагвати, Г.Р. Винхэма, А.В. Дирдорффа, В.А. Доннелли, Д. Нови, М. Феррантино, М. Фугацца, Н. Чен, Р. Штерна и С. Эвенетта.
Теоретические и практические подходы к оценке количественного эффекта нетарифных мер на торговлю и экономику стран рассматривались такими авторами, как Р. Вакульчук, А.В. Данильцев, А.Ю. Кнобель, А.И. Мохов, С.Л. Байер, Дж.К. Бегьян, Дж. С. Уилсон, Ж. Гурдон, Дж.М. Дин, Х.Л. Ки, Р. Лудема, А. Матту, М. Мелиц, А. Ничита, М. Олареага, Ц. Оцуки, Р. Пьермартини, Й. Рубинштейн, М. Севаде, М. Тсигас, Р.М. Файнберг и Э. Хелпман.
Отдельно стоит отметить исследования, в которых оценивается количественный эффект НТМ на торговлю в рамках интеграционных объединений и региональных торговых соглашений, например, работы Дж.Х. Бергстранда, К. Бердена, М. Будетта, А.С. Дидье, О. Кадо, Дж.Р. Маркусена, М. Мимуни, Л. Фонтанье и Дж. Франсуа.
При этом существует очевидная нехватка научных работ и исследований, направленных на изучение и анализ количественного эффекта НТМ в ЕАЭС. Среди существующих работ можно выделить исследования А.М. Анисимова, Е.Ю. Винокурова, М.В. Демиденко, А.С. Липина, В.Н. Мовчана, И.В. Пелипась, И.Э. Точицкой и Г.И. Шимановича, подготовленные в рамках докладов Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, а также работы А.Ю. Кнобеля и Р. Вакульчука.
Цель исследования. Цель исследования - оценить влияние нетарифных мер регулирования на торгово-экономические отношения России со странами ЕАЭС.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятия нетарифные меры и оценить их роль в международной торговле;
2. Провести анализ макроэкономического эффекта НТМ в зависимости от типа меры;
3. Изучить существующие правила ГАТТ и ВТО в отношении регламентации и применения нетарифных мер;
4. Провести анализ практики применения нетарифных мер регулирования на внутреннем рынке ЕАЭС;
5. Рассмотреть деятельность ЕЭК по выявлению и устранению НТМ, а также деятельность по созданию в ЕАЭС единой системы технического регулирования;
6. Провести количественный анализ влияния нетарифных мер регулирования на торговлю России со странами ЕАЭС.
Область исследования. Диссертационное исследование соответствует следующим Основным направлениям научных исследований МГИМО: 2.1 Современные проблемы международных экономических отношений и мировой экономики (2.1.3 Внешнеэкономическая политика и практика отдельных стран (в части применения странами нетарифных мер регулирования), 2.1.4.4 ВТО и проблемы либерализации мировой торговли (в части регламентации применения НТМ в правилах ВТО)), 2.2 Россия в мировой экономике (2.2.5 Внешнеторговая политика (в части применения Россией НТМ во внешней торговле)), 2.3 Экономические интеграционные процессы (2.3.2.1 Экономическая интеграция на постсоветском пространстве (в части влияния НТМ на интеграционные процессы в ЕАЭС)).
Объект исследования. Объектом исследования диссертации выступают торгово-экономические отношения России со странами ЕАЭС.
Предмет исследования. Предметом исследования является применение нетарифных мер регулирования в отношениях России со странами ЕАЭС.
Хронологические рамки исследования обусловлены интеграционными процессами на евразийском пространстве и в основном охватывают период с конца 2000-х годов, когда началась активная работа по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства. В отдельных случаях, например, при анализе практики применения НТМ в международной торговле и их регламентации в правилах ГАТТ и ВТО, хронологические рамки расширяются до середины 1940-х годов.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы в области торговой политики и международной торговли. Базу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, а также международных организаций, посвященные изучению и анализу проблем применения НТМ в международной торговле в целом и в интеграционных блоках в частности.
Для достижения цели и решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, автор опирался на общенаучные методы исследования, включая методы системного, сравнительного и критического анализов, систематизации, классификации, контент-анализа документов и экспертных оценок. Помимо этого, для получения количественных оценок в работе используются методы экономико¬математического моделирования.
Информационная база исследования. Информационную базу исследования составили ключевые базы данных об использовании НТМ (UNCTAD TRAINS, Global Trade Alert), исследования и аналитические доклады международных организаций на тему применения НТМ во взаимной торговле (Азиатский банк развития, ВТО, Всемирный банк, Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНКТАД), база данных ЕЭК о существующих препятствиях на внутреннем рынке ЕАЭС («Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза»), а также базы данных о статистике международной торговли и ключевых экономических показателях стран (UN COMTRADE, WITS, CEPII).
Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в том, что автор глубоко изучил влияние нетарифных мер на торговлю, цены и благосостояние на макроуровне; представил комплексное исследование правил ВТО в части регулирования применения всех видов НТМ в соответствии с классификацией ЮНКТАД; провел анализ деятельности ЕЭК по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих достижению свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; оценил эффективность функционирования существующей в ЕАЭС системы технического регулирования обособленно, а не в контексте анализа всех НТМ; проанализировал применение НТМ на внутреннем рынке ЕАЭС и провел количественную оценку их влияния на торговлю товарами.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в проведенном автором комплексном макроэкономическом анализе эффектов, возникающих в связи с применением НТМ, а также анализе наличия в правилах ВТО регламентирующих положений в отношении всех видов НТМ согласно наиболее актуальной классификации, разработанной ЮНКТАД. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти государств-членов ЕАЭС, ответственных за разработку и осуществление торговой политики, в своей деятельности. Примерами таких органов в Российской Федерации могут быть Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в части применения санитарных и фитосанитарных мер).
Указанные в работе недостатки существующей в ЕАЭС системы технического регулирования и системы по выявлению и устранению препятствий, а также сформулированные по итогам работы рекомендации могут быть использованы ЕЭК в работе для их совершенствования. Помимо этого, результаты и материалы диссертации могут быть использованы при преподавании курсов «Глобальная торговая политика и торговое регулирование», «Международные экономические отношения» и «Внешнеэкономическая политика».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках диссертационного исследования при решении поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1. Инструменты нетарифного регулирования всегда применялись странами во взаимной торговле, однако их применение не являлось масштабным и не носило долгосрочный характер. В настоящее время роль данного инструмента торговой политики многократно увеличилась, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, в условиях функционирования ГАТТ и политики либерализации таможенно-тарифного регулирования использование таможенного тарифа как инструмента защиты внутреннего рынка стало менее актуальным. Во-вторых, в мировой торговле увеличивается доля высокотехнологичной продукции, для производства и обеспечения безопасности которой необходимо наличие соответствующих технических стандартов. В-третьих, рост благосостояния в развитых странах приводит к повышенным требованиям к качеству потребляемой продукции, что в свою очередь ведет к возникновению новых технических мер.
Изучение и анализ НТМ сопряжены со значительными трудностями, поскольку к НТМ относятся любые меры торговой политики, отличные от таможенных пошлин и оказывающие влияние на цены или объем торговли. В результате сбор данных об использовании НТМ или их экономическом эффекте может быть значительно затруднен или невозможен. Попытки классификации нетарифных мер предпринимались многими независимыми исследователями и международными организациями, однако наиболее распространенной сегодня является классификация ЮНКТАД, разработанная совместно с ВТО, ОЭСР, ЮНИДО, ФАО, МТЦ, МВФ и Всемирным банком. Данная классификация не ставит своей целью анализ допустимости применения различных видов НТМ согласно правилам международной торговли, однако является наиболее детализированной и подробной.
По числу мер наиболее распространенными являются ТБТ, СФС меры и меры в отношении экспорта. Широкое распространение ТБТ и СФС мер преимущественно вызвано необходимостью обеспечения качества и безопасности товаров, однако они также могут использоваться в протекционистских целях, что привело к появлению термина «зеленый протекционизм» или «скрытый протекционизм». Кроме того, странами активно применяются количественные ограничения, меры ценового контроля, предотгрузочные инспекции и обусловленные меры торговой защиты.
Для более предметной оценки распространенности различных видов НТМ используются коэффициенты частотности и покрытия, демонстрирующие количество кодов ТН ВЭД и долю торговли, которая попадает под действие хотя бы одной нетарифной меры. Практически 70% мировой торговли попадает под действие ТБТ, 20% под меры в отношении экспорта и около 10% мировой торговли попадает под действие мер ценового контроля, предотгрузочных инспекций и количественных ограничений импорта. При этом нетарифные меры наиболее активно используются развитыми странами, в них 80% импорта попадает под действие хотя бы одной НТМ против 40% в развивающихся и наименее развитых странах. Существующая положительная корреляция между уровнем развития и использованием НТМ обусловлена распространением в развитых странах ТБТ и СФС мер и низкими ставками таможенных пошлин в них.
2. Макроэкономический эффект НТМ проявляется во влиянии на объем торговли, цены и благосостояние. В зависимости от механизма действия меры эти эффекты могут проявляться по-разному. По характеру экономического эффекта НТМ можно разделить на паратарифные меры, техническое регулирование, количественные ограничения, субсидирование и таможенно-административные формальности. Вместе с тем, независимо от механизма действия меры, применение НТМ всегда сопряжено с тремя видами издержек: издержками принудительного исполнения, издержками адаптации и издержками источников снабжения. При этом НТМ могут приводить к появлению как постоянных, так и переменных издержек. Первые в большей степени затрагивают малые и средние предприятия, оказывая влияние на структуру рынка, вторые влияют на все компании в равной степени, оказывая влияние на торговые потоки.
В условиях равновесия на внутреннем рынке малой страны при совершенной конкуренции введение нетарифных мер приводит к снижению уровня благосостояния и нивелирует преимущества, возникающие в условиях свободной торговли. Как правило, введение НТМ приводит к сокращению ввоза иностранной продукции, росту цен относительно среднемировых, снижению потребления и стимулированию внутреннего производства. Вместе с тем, часто нетарифные меры выполняют важные экономические и социальные задачи государственной политики и в случае с ТБТ и СФС мерами могут приводить к росту уровня благосостояния и импорта даже при условии увеличения цены.
3. В связи с высокой ролью НТМ в обеспечении безопасности продукции и повышении её качества, проблему применения НТМ в мировой экономике нельзя решить простым запретом. Необходимы механизмы регулирования, при которых цели применения НТМ достигались бы наиболее эффективным образом при минимальном отрицательном воздействии на торговлю и при отсутствии дискриминации зарубежных производителей. Поиском решений для описанной выше проблемы занимается ВТО.
Регулирование применения НТМ в рамках ВТО осуществляется посредством распространения принципов РНБ, национального режима и недискриминации на все виды НТМ, а также положениями релевантных соглашений. К документам, положения которых регламентируют использование НТМ, относятся соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам, предотгрузочной инспекции, применению ст. VI ГАТТ 1994, применению ст. VII ГАТТ 1994, упрощению процедур торговли, субсидиям и компенсационным мерам, процедурам импортного лицензирования, специальным защитным мерам, сельскому хозяйству, правительственным закупкам, торговле услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и инвестиционным мерам, связанным с торговлей.
Важно отметить, что каждый вид НТМ согласно классификации ЮНКТАД попадает под действие одного или нескольких соглашений ВТО, однако степень и характер регулирования могут существенно отличаться и ограничиваться, например, процедурными аспектами. Помимо этого, большинство соглашений были заключены на этапе создания ВТО, а за прошедшее время инструменты нетарифного регулирования, их цели и способы применения значительно изменились. В результате актуальные тенденции в сфере применения НТМ могут быть не в полной мере отражены в существующих правилах ВТО. В условиях отсутствия новых соглашений при применении НТМ страны вынуждены опираться на трактовки и решения Органа по разрешению споров ВТО.
4. Проблема применения НТМ становится особенно актуальной в рамках интеграционных объединений и ЕАЭС в частности. Процесс дезинтеграции, имевшей место после распада СССР, сопровождался стремлением ряда стран СНГ отдалиться друг от друга, что привело к возникновению множества НТМ. В результате еще на этапе формирования ТС и ЕЭП многие эксперты заявляли, что широкое распространение нетарифных мер во взаимной торговле может стать главным препятствием на пути евразийской интеграции.
При этом устранение таможенного регулирования и введение единого таможенного тарифа в условиях сохранения существующих НТМ при создании ТС и ЕЭП имело ряд негативных последствий, поскольку единый таможенный тариф основывался на более высоких российских ставках ввозных пошлин. Для других государств-членов это привело к снижению объема внешней торговли с третьими странами и не столь значительному росту взаимной торговли ввиду наличия множества НТМ.
Несмотря на то, что ранее во всех государствах-членах использовались единые технические стандарты ГОСТ, в результате процесса дезинтеграции сфера технического регулирования стала одной из наиболее протекционистских. Высокое ограничительное влияние технических мер на этапе создания ТС и ЕЭП было связано с отсутствием гармонизации законодательств государств-членов, отсутствием процедуры взаимного признания результатов оценки соответствия, а также существованием в странах собственных перечней продукции, на которую распространялись требования ТБТ. Зачастую страны были вынуждены производить отдельные виды продукции в зависимости от направления экспорта.
Вместе с тем, технические барьеры в торговле по-прежнему остаются ключевым препятствием для роста торговли в ЕАЭС и углубления интеграционных связей. Среди других видов НТМ, препятствующих развитию взаимной торговли, можно выделить меры в отношении конкуренции, финансовые меры, меры по контролю за ценами и ограничения в отношении государственных закупок. Российские экспортеры дополнительно отмечают высокое ограничительное влияние обусловленных мер торговой защиты, а также предотгрузочных инспекций и прочих формальностей. Помимо этого, важно отметить отсутствие согласованной политики государств-членов по вопросам применения специальных экономических мер, что также приводит к появлению новых НТМ.
5. Деятельность по выявлению и устранению препятствий, входящая в комплекс мер по достижению «четырех свобод», осуществляется ЕЭК с момента создания органа в 2012 г. После проведения первого анализа препятствий стала очевидна необходимость проведения работ по их устранению, что нашло отражение в основных направлениях развития интеграции. Существующие препятствия на внутреннем рынке ЕЭК разделила на допустимые, к которым отнесли изъятия и ограничения, и недопустимые - барьеры.
В целях борьбы с препятствиями Комиссией были учреждены дополнительные рабочие и консультативные органы, а также отдельное структурное подразделение, целью которого стала работа по выявлению препятствий, разработке предложений по их устранению, созданию соответствующих механизмов, а также по взаимодействию с заинтересованными сторонами. Помимо этого, были введены требования по отчетности структурных подразделений Комиссии, составлены планы мероприятий по устранению препятствий, а также создан открытый реестр препятствий с возможностью уведомления о выявленных НТМ.
Вместе с тем, в деятельности ЕЭК по выявлению и устранению препятствий можно выделить ряд существенных недостатков. Несмотря на активную работу по выявлению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих достижению «четырех свобод», в итоговый перечень препятствий включаются только те меры, которые были согласованы всеми государствами-членами. В результате из сотен существующих препятствий в согласованный перечень попадает лишь малая их часть. При этом широкой аудитории доступна информация лишь о согласованных препятствиях.
Кроме того, в «дорожные карты» по устранению препятствий также включаются не все изъятия и ограничения, согласованные государствами-членами. При этом при попадании препятствия в согласованный перечень и его включении в «дорожную карту» его устранение не гарантировано, поскольку у ЕЭК отсутствуют механизмы воздействия на государства-члены. В результате многие решения ЕЭК попросту игнорируются странами ЕАЭС. Для повышения эффективности деятельности ЕЭК необходимо введение дополнительных механизмов воздействия на государства-члены и совершенствование правовой базы ЕАЭС. Вместе с тем, текущая деятельность ЕЭК сосредоточена преимущественно на построении более тесного диалога между заинтересованными сторонами. Данная деятельность безусловно необходима для устранения препятствий, однако её недостаточно.
В рамках работы по устранению технических барьеров и созданию в рамках ЕАЭС единой системы технического регулирования были введены единый перечень товаров, в отношении которых могут устанавливаться требования технических регламентов, процедура разработки и принятия технических регламентов, рекомендации по их содержанию и типовой структуре, порядок разработки и принятия стандартов, единые процедуры оценки соответствия, согласованная политика в области обеспечения единства измерений, правила аккредитации и единый реестр органов по сертификации. Благодаря передаче полномочий по описанным выше вопросам на наднациональный уровень, можно говорить о формировании базы единой системы технического регулирования.
Основные недостатки в сфере технического регулирования также связаны с отсутствием у ЕЭК необходимых полномочий и механизмов воздействия. В настоящее время контроль ЕЭК за выполнением государствами-членами своих функций в сфере государственного надзора реализуется посредством направления информационных запросов, а порядок взаимодействия органов по государственному надзору содержится в рекомендациях, не накладывающих конкретных обязательств.
В результате на территории государств-членов ЕАЭС могут использоваться разные подходы при осуществлении контроля за оборотом одной и той же продукции. При этом в ближайшем будущем передача компетенций в сфере государственного надзора на наднациональный уровень не планируется. В условиях отсутствия единого надзорного органа возможным решением является гармонизация законодательств государств-членов, однако несмотря на существующие инициативы ЕЭК, говорить об успехах на данном направлении пока рано.
6. Проведенный анализ текущего состояния торгово-экономических отношений России с государствами-членами ЕАЭС хоть и показал относительно низкую вовлеченность стран во взаимную торговлю по сравнению с другими интеграционными блоками, однако выявил высокую степень диверсификации экспорта по сравнению с торговлей с третьими странами. Так, доля минеральных продуктов в российском экспорте в третьи страны составляет 67%, а во взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС - 38%. Помимо этого, взаимной торговле государств-членов ЕАЭС в целом свойственна большая доля товаров с высокой добавленной стоимостью.
Как показал количественный анализ влияния НТМ на взаимную торговлю в ЕАЭС, данные тенденции при устранении нетарифных мер будут лишь усиливаться. Оценка гравитационной модели внешней торговли показала, что влияние НТМ на взаимную торговлю России со странами ЕАЭС усиливается по мере увеличения степени переработки продукции. Нетарифные меры оказывают наименьшее влияние на торговлю минеральными продуктами, а наибольшее - на товары с высокой степенью переработки, например, машины, оборудование и транспортные средства, а также продукцию агропромышленного комплекса. При этом нетарифные меры оказались незначимы при экспорте продукции, входящей в товарную группу 27 ТН ВЭД ЕАЭС, куда входят нефть и нефтепродукты - главные экспортные товары России.
Следовательно, устранение нетарифных мер будет в первую очередь способствовать росту несырьевого экспорта и товаров с высокой добавленной стоимостью. В целом устранение даже 1% нетарифных мер способно привести к росту взаимной торговли России, Казахстана и Беларуси на 1,7%. При этом полное устранение НТМ привело бы к росту российского экспорта в Казахстан и Беларусь на 18,6 и 22,3% соответственно, а также росту импорта из данных стран на 11,1 и 25,3%.
Таким образом, результаты диссертационного исследования свидетельствуют о том, что нетарифные меры по-прежнему являются ключевым вызовом для углубления интеграции на евразийском пространстве и оказывают значительное влияние на торгово-экономические отношения государств. Применение НТМ приводит к сокращению объема взаимной торговли, росту издержек производителей, снижению потенциального объема ВВП, производства и благосостояния, сокращению трудовой миграции, ограничениям в отношении государственных закупок, неравному допуску на рынок услуг и пр. Без решения проблемы применения НТМ, требующей от государств-членов активного взаимодействия друг с другом и с ЕЭК, успехи по ликвидации тарифного регулирования могут быть нивелированы, общий рынок будет недостаточно эффективным, а потенциал ЕАЭС так и не будет реализован.



1. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в
рамках Евразийского экономического союза от 06.12.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=60001;
2. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=43832;
3. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от
10.10.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=8786;
4. Положение о Подкомитете по координации работ в области аккредитации оценки соответствия Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер от 08.06.2017 [Электронный ресурс] : Евразийская экономическая комиссия. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/konsultComitet/Documen ts/Положение%20о%20Подкомтете%20%20АК%20и%20ОС.pdf;
5. Соглашение государств-членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами-членами Таможенного союза от 17.12.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=139388;
6. Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11.12.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=96308;
7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=107086;
8. Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11.12.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=96307;
9. Соглашение Правительств государств-членов Евразийского
экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=135284;
10. О мерах по реализации Указа Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Правительство России. Режим доступа: http://government.ru/docs/14195/;
11. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011) [Электронный ресурс] : Евразийская экономическая комиссия. Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/bezopPirotehniki .aspx;
12. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности
колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) [Электронный ресурс] : Евразийская экономическая комиссия. Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/bezopKolesnTrS. aspx;
13. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой
продукции» (ТР ТС 021/2011) [Электронный ресурс] : Евразийская экономическая комиссия. Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/PischevayaProd. aspx;
14. Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=179403;
15. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=169854;
...200


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ