Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Работа №179421

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы404
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА В ПРАВЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ 31
1.1. Цель и средство как философские категории 31
1.2. Юридические цели: понятие, признаки и классификация 49
1.3. Юридические средства: понятие, признаки и классификация 70
1.4. Юридические цели и средства как основа механизма правового
регулирования 90
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ
ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 108
2.1. Манипулирование юридическими целями: понятие и
содержание 108
2.2. Манипулирование юридическими средствами: _понятие и
содержание 129
2.3. Соотношение манипулирования юридическими целями и средствами
со смежными правовыми явлениями 149
ГЛАВА 3. ВИДЫ И ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЯМИ
И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 170
3.1. Виды манипулирования целями и средствами в правовом
регулировании 170
3.2. Технологии манипулирования целями в правовом регулировании... .188
3.3. Технологии манипулирования стимулирующими юридическими
средствами 206
3.4. Технологии манипулирования ограничивающими юридическими
средствами 230
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 254
4.1. Результаты манипулирования целями и средствами в правотворческом
процессе 254
4.2. Результаты манипулирования целями и средствами в процессе
реализации права 273
4.3. Результаты манипулирования целями и средствами в
правоинтерпретационном процессе 297
ГЛАВА 5. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ: МЕХАНИЗМЫ И
СТРАТЕГИЯ 318
5.1. Механизмы и пути противодействия манипулированию целями и средствами в правовом регулировании 318
5.2. Государственная стратегия современной России по противодействию манипулированию целями и средствами в сфере правового регулирования:
вопросы реализации и оптимизации 336
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 353
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 359


Актуальность темы диссертационного исследования. Характер вызовов и угроз, с которыми в настоящее время сталкивается динамично развивающаяся Россия, усложнение и высокая динамика развития общественных отношений, интенсивная трансформация массового сознания, возникновение и развитие новых юридических, социальных, политических, экономических и иных институтов и реалий обусловливают коренные изменения и в правовом регулировании общественных отношений.
Традиционные элементы механизма правового регулирования вступают в очередную фазу развития: юридические нормы воздействуют на новые, специфические, не выступавшие ранее предметом правового регулирования общественные отношения в информационной, международной, цифровой, финансовой, политической и других сферах; эволюционируют традиционные юридические факты (фактические составы), предопределяя специфику и новизну правоотношений и, следовательно, актов реализации прав и обязанностей. Масштабные преобразования с неизбежностью затронули правотворческий, правореализационный и правоинтерпретационный процессы, будучи объединенными одним общим знаменателем - повысить эффективность и качество правового воздействия на общественные отношения и процессы.
В свою очередь, качество и эффективность правового регулирования во многом объясняются своевременностью и социальной обусловленностью, востребованностью используемых юридических средств, их способностью содействовать полноценному удовлетворению интересов участников правоотношений, не нарушая при этом сложившийся баланс интересов личности, общества и государства.
Для того, чтобы правовое регулирование соответствовало вышеперечисленным критериям, а используемые при этом юридические цели и средства находили поддержку у участников правоотношений, не отторгались ими, тем самым подрывая легитимность публичной власти и иных субъектов управления, в механизме правового регулирования общественными отношениями все чаще и масштабнее начинают использоваться манипулятивные технологии.
В настоящее время общество столкнулось с новой реальностью: все возрастающим манипулированием юридическими целями и средствами для придания большей эффективности и социальной обусловленности правовому регулированию.
Сегодня становится все более очевидным то многовекторное противодействие коллективного Запада, с которым сталкивается Россия при проведении как внешней, так и внутренней политики: начиная от попыток переписать историю, видоизменить очевидные факты, исказить роль и место нашего государства в системе международных отношений до откровенного очернения российских товаров и услуг и всяческого ограничения присутствия России в мировом гуманитарном пространстве. Отмеченная широкомасштабная кампания против России также имеет своей первообразной именно манипулирование юридическими целями и средствами, что придает ей еще более системный, стратегический и потенциально опасный характер.
Манипулирование юридическими целями и средствами в процессе правового регулирования имеет место далеко не только в международных отношениях. Оно все чаще проявляется в правотворческом, правоприменительном и правореализационном процессах, не остается в стороне от использования манипулятивных технологий и формирование правовой доктрины, инструментарий правового воспитания и обучения.
В результате манипулирования юридическими целями и средствами в процессе правового регулирования в обществе создается иллюзия полной открытости власти, приоритетности интересов участников общественных отношений, неизбежности и важности использования отдельных «непопулярных» правовых средств. Правовой инструментарий якобы становится все более гуманным и демократичным, неявно расставляя юридические стимулы и ограничения таким образом, чтобы направить активность участников общественных отношений в нужное русло, заранее избегая непопулярных запретов, наказаний и иных форм негативного, ограничивающего воздействия на общественные отношения.
Вместе с тем, создаваемая иллюзия демократичности и легитимности вводит в заблуждение участников правоотношений, не позволяя им оценить истинные причины и последствия принятия тех или иных нормативно¬правовых актов, осуществления правоприменительных действий или издания соответствующих актов толкования права.
Использование манипулятивных технологий в процессе правового регулирования приводит к тому, что участник правоотношения, являющийся объектом подобного воздействия, используется лишь как средство достижения целей субъекта, осуществляющего данное манипулирование, действуя хотя и добровольно, но в ущерб своим истинным потребностям и интересам.
Таким образом, актуальность исследования обозначенной проблематики объясняется как чрезвычайно широким распространением манипулирования юридическими целями и средствами, позволяющем вести речь о его атрибутивности процессу правового регулирования общественных отношений, так и значимостью последствий данного правового явления для полноценного развития российской правовой системы.
Несмотря на то, что манипулирование целями и средствами в правовом регулировании является достаточно востребованным и социально обусловленным правовым явлением, оно подрывает доверие к органам публичной власти, провоцирует рост нигилистических настроений в обществе и неудовлетворенность участников правоотношений как следствие невозможности полноценной реализации своих правомерных стремлений.
Именно манипулирование целями и средствами в правовом регулировании деформирует ключевые принципы правотворчества, нивелирует естественно-историческую основу самого процесса правообразования, превращая затем и реализацию права в искусственный, во многом механический процесс координации поведения участников правоотношений, существенно ограничивающий их свободу выбора посредством введения субъектов права в заблуждение относительно их истинных интересов и потребностей, равно как и тех возможностей, которыми они могут располагать в целях реализации своих правомерных стремлений.
Вышеизложенное позволяет заключить, что манипулирование целями и средствами в процессе правового регулирования снижает качество правовой жизни общества, регулятивный потенциал права и его способность устанавливать баланс в сосуществовании интересов личности, общества и государства. Сказанное, в свою очередь, подрывает национальную безопасность России и существенно ограничивает ее возможности полноценной реализации своих национальных интересов.
Г осударство, равно как общество и отдельная личность заинтересованы в стабильности и эффективности существующей правовой системы, высоком качестве правовой жизни, а значит, в разработке эффективных мер противодействия манипулированию целями и средствами в правовом регулировании.
Информационное манипулирование, пронизывающее все сферы жизни современного общества не должно своими масштабами превратить и правовое регулирование в способ внедрения в общественное сознание определенных установок, которым люди склонны верить просто лишь потому, что так удобно, современно и выгодно.
Постиндустриальное общество, в котором манипулятивные информационные технологии выходят на новые этапы развития, не может более игнорировать тот очевидный факт, что правовое регулирование — это также и правовая информация, что действие права обусловлено его информационно-психологическими свойствами, и что данная сфера также превращается в способ манипулирования общественными отношениями.
Сказанное определяет повышенную значимость своевременной разработки механизмов и путей противодействия манипулированию целями и средствами в правовом регулировании. Однако противодействие любому манипулированию, в том числе и в сфере правового регулирования, предполагает признание и постановку соответствующей проблемы, ее структурирование, анализ и сопоставление со смежными явлениями, а также открытое обсуждение, что и объясняет актуальность и значимость предпринятого диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Следует отметить, что несмотря на то, что манипулирование целями и средствами в правовом регулировании является весьма распространенным видом правомерного поведения, которое нуждается во всестороннем исследовании как с позиции общей теории права, так и отраслевых юридических наук, должной научной разработанности обозначенная проблематика до настоящего времени практически не получила.
Среди исследований, непосредственно затрагивающих специфику манипулирования, осуществляемого в процессе правового регулирования, можно назвать лишь работы Е.А. Апольского, И.Н. Лебединцевой, Т.Б. Макаровой, А.В. Малько, А.Ю. Мамычева, А.Ю. Мордовцева, Х. Ортеги-и- Гассета, О.С. Пашутиной, И.В. Ревиной, А.К. Соболевой, В.В. Субочева, И.Н. Чеботаревой, А.Е. Чириковой и некоторых других специалистов.
Основное же внимание в научной литературе уделяется аспектам, связанным с понятием, природой, признаками и технологиями манипулирования как социального явления, осуществляемого посредством речевых, информационных, политических, психологических и иных (даже экологических) технологий, имеющих к правовому регулированию лишь достаточно косвенное отношение, но, тем не менее, позволяющих глубже исследовать специфику манипулятивного воздействия как такового (И.В. Альбицкая, Е.В. Балацкий, О.М. Боева, В.В. Вахнина, Л.Л. Грищенко, Е.Л. Доценко, М.А. Истомин, В.С. Калинич, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кихтан, Г.А.
Копнина, А.Д. Косяков, А.А. Лисенкова, Б.Ю. Мамиева, А.В. Моисеева, С.М. Музыка, А.В. Нечкин, М.В. Пугацкий, В.П. Пугачев, Н.В. Сердюк, А.М. Столяренко, К.А. Татаринов, Г.Л. Тульчинский, А. М. Цуладзе, В.П. Шейнов, А.В. Щеглов и др.).
Отдельно следует отметить все возрастающее внимание представителей как теории права, отраслевых юридических наук, так и практических работников к проблематике манипулирования с использованием неправомерной информации, финансовых инструментов и других средств как к противозаконной активности, подпадающей под санкции норм уголовного или административного законодательства (С.И. Адиньяев, Е.Р. Антышева, Е.Н. Арестова, А.В. Борбат, И.А. Васильев, Е.Г. Ветрова, О. Дубинин, А. Иванова, Ю.Ю. Кочинев, А.Н. Ляскало, Г.Ф. Ручкина, О.А. Символоков, Ф.А. Тасалов, В.В. Черный, Н.А. Шевелева и др.).
Несмотря на злободневность и значимость данных научных разработок, это также лишь отчасти затрагивает предмет настоящего исследования, т.к. манипулирование целями и средствами в правовом регулировании нами рассматривается через призму исключительно правомерного поведения (правовое регулирование не может осуществляться противоправно), реализуемого посредством соответствующего использования как юридических (а не противоправных) целей, так и юридических средств.
Вместе с тем, подобные исследования актуализируют проблематику использования манипулятивных технологий уже непосредственно в правовой жизни современного российского общества, демонстрируя тот факт, что манипулирование оказывает серьезное воздействие и на правовое регулирование.
Нужно подчеркнуть, что исследованию специфики манипулирования целями и средствами в правовом регулировании во многом способствуют научные работы, посвященные злоупотреблению субъективным правом и правовой дисфункции (О.Н. Бармина, Е.П. Беленченко, А.Ю. Белоножкин, М.А. Боловнев, М.А. Дамирли, С.Г. Зайцева, М.В. Ибрагимова, Л.В. Карнаушенко, В.Н. Кудрявцев, Н.С. Малеин, А.А. Малиновский, А.Е. Наумов, Е.А. Одегнал, Е.М. Офман, П.В. Савицкий, И.С. Самощенко, И.В. Советников,
A. С. Страданченков, О.И. Цыбулевская и др.), законным интересам участников правоотношений и разнообразным способам их реализации, в том числе посредством лоббистской деятельности (А.С. Автономов, Т.И. Аравина, Н.В. Витрук, Д.Н. Горшунов, М.Д. Загряцков, Н.М. Колосова, В.В. Лапаева,
B. А. Лепехин, А.П. Любимов, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, С.П. Перегрудов, С.Н. Сабикенов, В.В. Субочев, С.И. Суровцев, В.В. Трофимов, В.С. Шадрин, Н.А. Шайкенов, С.А. Ядрихинский и др.).
Весомый вклад в анализ технологий, причин, равно как и возможностей противодействия манипулированию юридическими целями и средствами вносят научные исследования, предметом которых выступает эффективность механизма правового регулирования и оптимизация использования юридических средств (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, А.Г. Братко, А.М. Васильев, Г.А. Жилин, Л.Н. Завадская, А.А. Зелепукин, В.Б. Исаков, В.П. Казимирчук, Д.А. Керимов, Н.М. Конин, А.П. Коробова, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Е.Г. Лукьянова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, И.С. Морозова, В.С. Нерсесянц, В.В. Оксамытный, Т.Н. Радько, В.А. Сапун, С.Ю. Суменков, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, К.В. Шундиков, А.И. Экимов, Л.С. Явич и др.).
Следует подчеркнуть заслуги и ряда зарубежных ученых в изучении рассматриваемого правового явления. Большой интерес представляют собой труды таких авторов, как С.Д. Асторино (S.J. Astorino), Г.Б. Брэйкер (H.B. Braiker), Р. Водак (R. Wodak), Л. Грин (L. Green), Тен Ван Дейк (T.A. Dijk), М. Лейнингер (M. Leinenger), А.В. Кабрейас-Пенуэлас (A.B. Cabrejas-Penuelas), Н. Паоло (N. Paulo), С.Р. Санстейн (C.R. Sunstein), Г.Ф. Синклер (G.F. Sinclair), Е.Р. Шоттер (E.R. Schotter) и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение проведенного исследования позволяет прийти к ряду интересных выводов, затрагивающих диалектическую природу как правового регулирования в целом, так и манипулирования юридическими целями и средствами, в частности.
Так, полагаем обоснованным вывод о том, что манипулирование социальными процессами в настоящее время приобрело чрезвычайно широкое распространение и является практически атрибутивным управленческим процессам любого вида, уровня и масштаба. Манипулирование юридическими целями и средствами в процессе правового регулирования, выступающего ключевой формой координации и регламентации общественных отношений, исключением не является, представляя собой осуществляемую при помощи скрытой тактики или стратегии форму правомерного поведения, заключающуюся в постановке или использовании юридических целей, а также в создании или применении юридических средств в интересах субъекта управления (манипулятора) вопреки истинным потребностям и интересам объекта управления (манипулируемых).
Несмотря на то, что обозначенное поведение является формой правомерной активности и осуществляется на всех этапах (стадиях) механизма правового регулирования, оно продуцирует целый ряд негативных последствий, к числу которых можно отнести снижение эффективности правотворческого, правореализационного и правоинтерпретационного процессов, невозможность полноценной реализации субъективных прав, свобод и законных интересов участниками правоотношений, а также нарушение баланса в сосуществовании интересов личности, общества и государства.
Другими словами, манипулирование целями и средствами в процессе правового регулирования, будучи социально-обусловленным и достаточно востребованным явлением, нивелирует подлинную социальную обусловленность права в целом и юридического инструментария, в частности, позволяя субъекту манипулятивного воздействия реализовать свои интересы в ущерб и за счет иных участников правоотношения.
Возникает парадоксальная ситуация, когда социально-обусловленная правомерная активность представляет собой негативное явление современной правовой жизни, требующее комплексных усилий, направленных на его искоренение.
Диалектичность манипулирования юридическими целями и средствами проявляется также и в том, что данная активность, опираясь на сиюминутные интересы отдельных участников правоотношений, исключая открытое и бескомпромиссное доминирование субъектов управления, которое в современных реалиях становится либо неэтичным, либо невозможным, способно повысить как эффективность управленческих процессов, воздействия на общественные отношения, так и придать дополнительную легитимность лицам, прибегающим к использованию манипулятивных технологий. Однако сказанное справедливо лишь в краткосрочной перспективе.
Именно манипулятивное использование юридических целей и средств подрывает доверие к органам публичной власти и иным субъектам управления, провоцирует рост нигилистических настроений в обществе и неудовлетворенность участников правоотношений как следствие невозможности полноценной реализации своих правомерных стремлений.
Несмотря на то, что манипулирование юридическими целями и средствами содействует осуществлению правового регулирования адекватным ожиданиям субъектов права способом, не вызывая отторжения или негативной реакции у участников правоотношения, позволяет эффективно реализовать непопулярные решения, минимизируя репутационные потери субъекта управления и соответствует действующему законодательству, оно неизбежно приведет к снижению эффективности как правотворчества, так и всех форм реализации права.
К наиболее опасным последствиям манипулирования юридическими целями и средствами следует отнести искаженное, неверное отражение и закрепление в нормативно-правовых актах особенностей сосуществования интересов личности, общества и государства, деформирование ключевых принципов правотворчества, равно как и нивелирование естественно-исторических оснований процесса правообразования. Сказанное существенно снижает уровень легитимности правотворчества, т.к. отсутствие действенных механизмов реализации интересов участников правоотношений рано или поздно выливается в недоверие к власти, в осознание того, что правовые нормы далеко не всегда способствуют претворению в жизнь правомерных стремлений субъектов права.
Не менее опасно манипулирование юридическими целями и средствами в правореализационном процессе, участники которого могут выступать как объектом, так и субъектом манипулятивных технологий. В этом случае реализация права становится искусственно сконструированным, во многом механическим процессом координации поведения участников правоотношений, существенно ограничивающим их свободу выбора, вводящим субъектов права в заблуждение относительно их истинных интересов и потребностей, равно как и тех возможностей, которыми они могут располагать в целях реализации своих прав, свобод и законных интересов. Сказанное имеет своим следствием то, что само развитие правоотношений становится непредсказуемым, повышаются как юридические риски, так и правовая неопределенность для всех его участников.
Помимо сказанного, именно манипулирование юридическим инструментарием во многом размывает потенциал толкования права, несмотря на то что данный процесс сам по себе во многом зависит как от целей его субъектов, так и от действия тех обстоятельств, которые и вызвали необходимость толкования правовых норм.
Учитывая то, что толкование права не может не «приспосабливаться» к существующим обстоятельствам, претендуя на установление «истинной» воли законодателя, манипулирование юридическими целями и средствами в ходе данного процесса приводит к тому, что юридические нормы перестают воплощать в себе истинный замысел правотворца и служат лишь достижению целей субъектов манипулятивного воздействия.
В итоге происходит нивелирование ключевых основ правовой государственности, заключающихся в связанности правом всех участников общественных отношений, равно как и в их способности полноценно реализовать свои субъективные права, свободы и законные интересы.
Сказанное обусловливает необходимость разработки как полноценной, отражающей современные реалии правовой доктрины манипулирования юридическими целями и средствами, так и государственной стратегии противодействия рассматриваемому правовому явлению.
В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что манипулирование целями и средствами в процессе правового регулирования не получило должной степени научной разработки. Существующие научные исследования, за редким исключением, обходят обозначенную проблему стороной и фокусируют внимание либо на формах и разновидностях злоупотребления правом, либо на манипулировании с использованием неправомерной информации, финансовых инструментов, других средств как противозаконной активности (подпадающей под санкции норм уголовного или административного законодательства, но не выступающей формой манипулирования именно юридическими целями и средствами), либо на манипулировании, осуществляемом посредством политических, психологических и иных технологий и не имеющем к правовому регулированию прямого отношения.
Вместе с тем, именно полноценная правовая доктрина является необходимым фундаментом любой стратегии как системной, научно-обоснованной и целенаправленной полисубъектной деятельности.
Помимо сказанного, фокусирование внимания ученых-юристов на проблематике манипулирования целями и средствами в правовом регулировании и ее дальнейшее изучение позволит:
1. обогатить инструментальную теорию права, существенно углубить традиционные подходы к анализу юридических целей и средств, истинных причин их возникновения, способам формулирования и выражения в языке юридических документов;
2. минимизировать постановку неэффективных юридических целей, равно как и вовремя распознавать недобросовестное использование юридических средств, направленное лишь на удовлетворение интересов субъекта манипулятивного воздействия за счет и в ущерб иным участникам правоотношения, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности механизма правового регулирования;
3. повысить эффективность правотворческого, правореализационного и правоинтерпретационного процессов, которые позволят субъектам права полноценно реализовать свои субъективные права, свободы и законные интересы;
4. поднять уровень правового сознания и правовой культуры в обществе, минимизировать использование участников правоотношений лишь в качестве средства реализации чьих-либо интересов, пусть даже и правомерных;
5. укрепить доверие населения к органам публичной власти, к праву как важнейшему и универсальному средству реализации интересов в обществе, что, в свою очередь, повысит качество правовой жизни в целом.
Другими словами, дальнейшее исследование манипулирования целями и средствами в правовом регулировании имеет несомненную научную и практическую значимость.
Следует особо подчеркнуть, что характер, а также уровень вызовов и угроз, с которыми в настоящее время сталкивается Россия, повышает актуальность реализации государственной стратегии в сфере противодействия манипулированию юридическими целями и средствами.
Желание стран коллективного Запада доминировать в мире за счет и в ущерб национальным интересам России, откровенное манипулирование нормами международного права, конструирование псевдо-легальных «правил» и «принципов поведения», которые активно насаждаются в качестве неких справедливых основ нового миропорядка не могут не активизировать усилия как органов публичной власти, так и институтов российского гражданского общества в противодействии данной тенденции.
...


1. Council Regulation (EU) 2022/576 of 8 April 2022 amending
Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia’s actions destabilising the situation in Ukraine // Official Journal of the European Union. 8.04. 2022. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=celex% 3A32022R0576 (дата обращения: 28.11.2022).
2. European Parliament resolution of 21 January 2021 on the arrest of Aleksei Navalny (2021/2513(RSP)). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/ document/TA-9-2021-01-21_EN.html (дата обращения: 28.11.2022).
3. European Parliament resolution of 23 November 2016 on EU strategic communication to counteract propaganda against it by third parties (2016/2030(INI)). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8- 2016-0441_EN.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
4. Executive Order on Improving the Nation’s Cybersecurity. May 12,
2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-
actions/2021/05/12/ executive-order-on-improving-the-nations-cybersecurity/ (дата обращения: 28.11.2022).
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - 4 июля. - № 144 (8198).
6. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.11.2020. № 45. Ст. 7061.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022). Ст. 185.3 // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
9. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3609.
10. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ (ред. от 28.01.2022, с изм. от 17.03.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2018. № 41. Ст. 6190.
11. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.
12. Федеральный закон от 30.12.2020 № 490-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пчеловодстве в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2021. № 1 (часть I). Ст. 29. Ст. 1.
13. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2005. № 15. Ст. 1277.
14. Федеральный закон от 11.06.2021 № 161-ФЗ «О внесении
изменений в статью 76.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 14.06.2021. № 24 (Часть I). Ст. 4179.
15. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 10.12.2007. № 50. Ст. 6242.
...539


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ