Введение 5
1 Теоретические представления о стрессоустойчивости
старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, и возможностях ее развития 9
1.1 Понятие «стрессоустойчивость» в психологической науке.
Специфика проявления стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте 9
1.2 Содержание понятия «трудная жизненная ситуация», особенности
поведения старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 15
1.3 Возможности развития стрессоустойчивости у старшеклассников,
находящихся в трудной жизненной ситуации 23
2 Экспериментальное исследование и развитие стрессоустойчивости у
старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 28
2.2 Описание программы тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 37
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности тренинговой работы 44
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А Программа тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 62
Актуальность исследования. Современное общество и процессы, происходящие в нем, предъявляют повышенные требования к стрессоустойчивости человека и его способности находить выход из трудных жизненных ситуаций. Стрессоустойчивость личности имеет большое практическое значение, так как «охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Формирование стрессоустойчивости актуально для каждого человека, но особую значимость оно приобретает в тех случаях, когда человек оказывается в специфических условиях, в трудных жизненных ситуациях» [15, с.12].
В психологии и педагогике накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Представлены исследования в контексте формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности (Тихомирова Т.С.); в рамках культурно-исторического подхода к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан Т.Г.); с позиции рассмотрения стрессоустойчивости как фактора развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности (Андреева А.А.); в контексте выделения психологических особенностей стрессоустойчивости (Визитова С.Ю.). Существует значительное количество исследований, посвященных стрессоустойчивости педагогов (Баранов А.А. и др.), военнослужащих (Патахов П.П. и др.), спортсменов (Багадирова С.К. и др.), сотрудников служебных коллективов (Катунин А.П. и др.) и др. Рассмотрены особенности формирования стрессоустойчивости студентов педагогических вузов в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (Зеличенок Е.В.); индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у мужчин и женщин (Михеева А.В.); психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности (Вольвич Ю.К.).
Однако практически не встречается исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах стрессоустойчивости и возможностей ее развития у старшеклассников, находящихся в трудной старшеклассников,находящихся в трудной жизненной ситуации, и возможности ее развития.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие «стрессоустойчивости», специфику проявления стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте.
2. Раскрыть содержание понятия «трудная жизненная ситуация»,охарактеризовать особенности поведения старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; описать возможности развития стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Подобрать диагностические методики для исследования стрессоустойчивости у старшеклассников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты; исходя из результатов диагностики, разработать программу тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Реализовать программу тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; провести повторное диагностическое обследование участников тренинга с целью оценки результативности проведенной тренинговой работы.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой;
Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики;
4) методы математической статистики: автоматический расчет t-критерия Стьюдента.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования по проблеме стрессоустойчивости (Андреева А.А., Визитова С.Ю., Тихомирова Т.С. и др.); работы в области преодоления трудных жизненных ситуаций (Конжин И.Р., Москвитина О.А., Палий Т.П., Шумакова И.Е. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 198» г. Северска Томской области. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся десятых и одиннадцатых классов, находящиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой). Выборка исследования составила 15 респондентов в возрасте 16-17 лет, из них 8 девушек, 7 юношей.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы; подбор диагностического инструментария для экспериментального исследования.
Второй этап (январь - март 2018 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов; составление и реализация программы тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Третий этап (апрель - июнь 2018 г.) - проведение повторной диагностики; анализ результатов тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; охарактеризованы особенности старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработана и апробирована программа тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Результаты исследования представлены на XIX Международной научно-практической конференции «Worldscience: problemsandinnovations» (г. Пенза, 30 апреля 2018 г.). Научная работа, представленная на конференции, отмечена дипломом I степени. По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования) и приложений. Результаты исследования представлены в 5 таблицах. Объем работы составляет 62 страницы.
На основе анализа литературы по теме выпускной квалификационной работы мы определили, что среди исследователей нет единого мнения относительно трактовки как самого понятия «стрессоустойчивость», так и относительно выделения компонентов и критериев стрессоустойчивости.
В обобщенном виде под стрессоустойчивостью понимается способность человека противостоять стрессу или совладать со стрессовыми ситуациями. Соглашаясь с позицией О.Е. Гревцевой, стрессоустойчивость старшеклассников мы рассматриваем как «...способность личности противостоять влиянию стрессогенных факторов среды и сохранять в процессе взаимодействия с другими адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние и самоконтроль поведения» [15, с. 8].
Одним из факторов, способствующих возникновению стресса, являются трудные жизненные ситуации. Необходимо отметить, что понятие «трудная жизненная ситуация» рассматривается исследователями наряду с такими понятиями как ««критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события», «сложные жизненные ситуации», «критические ситуации» и т.д.
По мнению Т.П. Палий, трудная жизненная ситуация - это «.временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, порождающая эмоциональное напряжение и стресс, препятствующая реализации жизненно важных целей, нарушающая привычное поведение и жизнедеятельность» [30, с. 10].
Нами было проведено экспериментальное исследование стрессоустойчивости старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе средней общеобразовательной школы № 198 г. Северска Томской области. В ходе первичной диагностики была выявлена группа испытуемых из 9 человек с низким или ниже среднего уровнями стрессоустойчивости.
На основании результатов констатирующего эксперимента мы пришли к заключению, что старшеклассники, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивностью, сниженным настроением; влечением к аффективным переживаниям; плохой переносимостью ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненным переживанием неприятностей; неспособностью принимать быстрые решения.
В силу того, что в ранней юности происходит усиление ориентации на собственные возможности, актуализируется потребность в самостоятельности и самопознании, мы предположили, что развитие стрессоустойчивости у старшеклассников возможно посредством психологического тренинга. Нами была разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
После проведения тренинга было организовано повторное диагностическое обследование участников экспериментальной работы. В ходе сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики мы выявили положительную динамику количественных показателей по тесту на самооценку стрессоустойчивости и шкалам Фрайбургского личностного опросника FPI и для подтверждения значимости различий показателей нами использовался автоматический расчет t-критерия Стьюдента. Статистически значимыми являются различия в результатах первичной и повторной диагностики по тесту на самооценку стрессоустойчивости и шкалам «Невротичность», «Раздражительность», «Уравновешенность», «Застенчивость» Фрайбургского личностного опросника FPI
Таким образом, можем заключить, что проведенная нами тренинговая работа, направленная на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, является эффективной. Все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута.
1. Андреева, А. А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: автореф. дне. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] Андреева Алена Алексеевна. - Тамбов, 2009. - 27 с. - Режим доступа:
http://dslib.net/psixologia-vozrasta/stressoustojchivost-kak-faktor-razvitija- pozitivnogo-otnoshenij a-k-uchebnoj .html
2. Анненкова, Е. А. Личностные детерминанты оценки трудных жизненных событий юношами и девушками и их стратегий совладания: автореф. дне. ... канд. психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] / Анненкова Елена Александровна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 21 с. - Режим доступа: http://dissland.com/catalog/lichnostnie_determinanti_otsenki_trudnih_ zhiznennih_sobitiy_yunoshami_i_devushkami_i_ih_strategiy_so.html
3. Багадирова, С. К. Изучение стрессоустойчивости спортсменов- дзюдоистов [Электронный ресурс] / С. К. Багадирова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=11933863
4. Баранов, А. А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: дне. ... докт. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Баранов Александр Аркадьевич. - Санкт-Петербург, 2012. - 405 с. - Режим доступа: http://dissland.com/catalog/psihologiya_ stressoustoychivosti_pedagoga_teoreticheskie_i_prikladnie_aspekti.html
5. Бережная, Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н. И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества. - 2013. - Т. 1. - С. 453-457.
6. Бернлер, Е. Теория социально-психологической работы / Е. Бернлер, Л. Юнссон / под. ред. С. Ю.Еорлова. - Москва : Союз, 1992. - 185 с.
7. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2016. - 528 с.
8. Бохан, Т. Г. культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: автореф. ... дис. докт. психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] / Бохан Татьяна Геннадьевна. - Томск, 2008. - 50 с. - Режим доступа: http://dissland.com/catalog/kulturno_istoricheskiy_podhod_k_ stressu_i_stressoustoychivosti.html
9. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - Москва : Изд-во Московского университета, 1984. - 200 с.
10. Бачков, И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Бачков. - Москва : Эксмо, 2015. - 416 с.
11. Визитова, С. Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Визитова Светлана Юрьевна. - Москва, 2012. - 21 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ psikhologicheskie-osobennosti-stressoustoichivosti-pedagoga-i-puti-ee-pov.html
12. Власкина, И. В. Способы развития стрессоустойчивости
[Электронный ресурс] / И. В. Власкина. - Режим доступа:
http: //www.b17.ru/article/3 5883/
13. Волъвич, Ю. К. Психологические модели стресс-преодолевающего поведения личности в организациях разных сфер деятельности / Ю. К. Вольвич // Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. 3. И. Рябикиной, В. В. Знакова. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2016. - С. 200-204.
14. Вольвич, Ю. К. Психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс] / Вольвич Юлия Константиновна. - Краснодар, 2018. - 26 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/psihologicheskie-resursy-ustojchivosti- lichnosti-k-stressu-v-organizacijah-raznyh.html
15. Гревцева, О. В. Особенности формирования стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / Гревцева Оксана Вячеславовна. - Ростов-на-Дону, 2017. - 25 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/osobennosti-formirovanija-stressoust-u- vospitannikov-obrazovatelnyh.html
16. Дементий, Л. И. Самоконтроль и импульсивность как факторы подверженности стрессу в деструктивных ситуациях / Л. И. Дементий // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием (Омск, 1-2 октября 2015 г.) / отв. ред. А. Ю. Маленова и др. - Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. - С. 9-14.
17. Зеличенок, Е. В. Формирование стрессоустойчивости учащихся в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (на материале обучения в педагогических вузах): автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / Зеличенок Елена Владимировна. - Москва, 2012. - 24 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-stressoustojchivosti- uchawihsj a-v-processe-zanj atij -vokalno-horovoj .html
18. Каблукова, И. E. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Каблукова Инна Ееннадьевна. - Красноярск, 2012. - 23 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti- studentov-po-soprovozhdeniyu-detei-nakhodyashchi.html
19. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как интегративный фактор
совместной деятельности сотрудников служебных коллективов: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.03 [Электронный ресурс] / Катунин Александр Петрович. - Москва, 2016. - 25 с. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/psixologia-truda/stressoustojchivost-kak-integrativnyj-faktor- sovmestnoj -dej atelnosti-sotrudnikov.html
20. Киреева, М. В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий / М. В. Киреева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2011. - № 18 (113). - С. 288-294.
21. Конжин, И. Р. Педагогические условия подготовки
старшеклассников к преодолению сложных жизненных ситуаций: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс] / Конжин Илья Рудольфович. - Кострома, 2013. - 28 с. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/teoria-vospitania/pedagogicheskie-uslovija-podgotovki- starsheklassnikov-k-preodoleniju-slozhnyh.html
22. Кубашичева, Л. Н. Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья [Электронный ресурс] / Л. Н. Кубашичева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 10. - C. 171-173. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/stressoustoychivost-starsheklassnikov-kak-odno-iz-sredstv-razvitiya- psihich-zdorovya.html
23. Макшанов, С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика / С. И. Макшанов. - Санкт-Петербург : «Образование», 2015. - 259 с.
24. Михеева, А. В. Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у мужчин и женщин: автореф. ... канд. психол. наук:
19.0. 01 [Электронный ресурс] / Михеева Анастасия Валерьевна. - Москва,2017. - 22 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obwaja-
psixologia/individualno-lichnostnye-prediktory-stressoustojchivosti-u-muzhchin-i- zhenwin
25. Михеева, А. В. Особенности соотношения тревожности и стрессоустойчивости у мужчин и женщин / А. В. Михеева // Вестник РУДН. - Сер. Педагогика и психология. - 2016. - № 2. - С. 84-90.
26. Москвитина, О. А. Представления младших подростков о трудных жизненных ситуациях / О. А. Москвитина // Журнал прикладной психологии. - 2014. - № 4. - С. 95-98.
27. Москвитина, О. А. Представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях: автореф. ... канд. психол. наук:
19.0. 13 [Электронный ресурс] / Москвитина Ольга Александровна. - Москва, 2014. - 24 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ predstavleniya-mladshikh-podrostkov-o-sposobakh-povedeniya-v-trudnykh- zhiznennykh-situatsiya.html
28. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульта, И. Ф. Дементьева. - Москва : Академия, 2015. - 256 с.
29. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. 3-е изд., испр. - Москва : Академия, 2007. - 288 с.
30. Палий, Т. П. Формирование социальной компетентности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях детского оздоровительно-образовательного центра: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Палий Татьяна Петровна. - Чебоксары, 2009. - 23 с. - Режим доступа: http://dissland.com/catalog/formirovanie_ sotsialnoy_kompetentnosti_podrostkov_nahodyashchihsya_v_trudnoy_zhiznennoy __avtoreferat.html
31. Патахов, П. П. Определение стрессоустойчивости военнослужащих
и ее зависимость от опыта прохождения службы в зонах особого риска: автореф. ... канд. мед. наук: 03.03.01 [Электронный ресурс] / Патахов Паша Патахович. - Краснодар, 2014. - 20 с. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/fiziologia/opredelenie-stressoustojchivosti-voennosluzhawih- i-ee-zavisimost-ot-opyta.html
32. Полякова, О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / под ред. А. С. Батуева. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 144 с.
33. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. - Казань : КНИТУ, 2016. - 212 с.
34. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 944 с.
35. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика / М. И. Рожков. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 264 с.
36. Самигуллина, В. Г. Подготовка будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Самигуллина Венера Гайнулловна. - Казань, 2010. - 25 с. - Режим доступа: http://dissland.com/catalog/podgotovka_budushchih_sotsialnih_ rabotnikov_k_sotsialno_pedagogicheskoy_deyatelnosti_s_k_avtoreferat.html
37. Стрельцова, И. П. Представления подростков и юношей о трудных
ситуациях и стратегиях совпадающего поведения в них : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / Стрельцова Ирина Петровна. - Москва, 2013. - 192 c. - Режим доступа: http://nauka-
pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-predstavleniya-podrostkov-i- yunoshey-o-trudnyh-situatsiyah-i-strategiyah-sovladayuschego-povedeniya-v- nih.html
38. Суворова, И. В. К определению понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» / И. В. Суворова // Worldscience: problems and innovations: сборник статей XX Межд. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 30 апреля 2018 г.). В 2 ч. Ч. 2. - Пенза : МЦНС «Наука и просвещение». -2018. - С. 274-277.
39. Табурова, Т. С. Образ значимого Другого как ресурс совладания личности с трудной жизненной ситуацией: автореф. канд. психол. наук:
19.0. 01 [Электронный ресурс] / Табурова Татьяна Сергеевна. - Барнаул, 2014. - 24 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/obraz- znachimogo-drugogo-kak-resurs-sovladanij a-lichnosti-s-trudnoj -zhiznennoj .html
40. Табурова, Т. С. Отношения со значимым Другим как ресурс совладания личности с трудной жизненной ситуацией / Л. Д. Дёмина, Т. С. Табурова // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 60-62.
41. Тихомирова, Т. С. Формирование стрессоустойчивости подростков / Т. С. Тихомирова. - Москва : СИП РИА, 2015. - 187 с.
42. Тихомирова, Т. С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности: дисс. ...канд. пед. наук:
43. Тугаров, А. Б. Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи / А. Б. Тугаров, А. С. Дудкин // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. 136-150.
44. Фрайбургский многофакторный опросник [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр:/^у1аЬлпйэ/
45. Харькова, Т. П. Образ Я и стратегии поведения личности в трудных
жизненных ситуациях: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.01
[Электронный ресурс] / Харькова Татьяна Петровна. - Краснодар, 2014. -26 с. - Режим доступа: http://diss1and.com/cata1og/obraz_ya_i_strategп_
povedeniya_1ichnosti_v_trudnih_zhiznennih_situatsiyah_avtoreferat.htm1
46. Ходаковский, А. В. Исследование стрессоустойчивости руководителей с помощью методики «Тест на стрессоустойчивость» [Электронный ресурс] / А. В. Ходаковский. - Режим доступа: https: //www.twirpx.com/Ше/1027062/
47. Хохлова, Д. А. Копинг-поведение как способ преодоления проблемной и жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Д. А. Хохлова, Е. И. Толокнеева. - Режим доступа: http://www.ncfu.ru/konf/sek4/13.pdf
48. Шумакова, И. Е. Социально-психологические факторы преодоления трудных жизненных ситуаций: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.05 [Электронный ресурс] / Шумакова Ирина Евгеньевна. - Санкт-Петербург,
2015. - 24 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialno- psikhologicheskie-faktory-preodoleniya-tmdnykh-zhiznennykh-situatsii.html
49. Шумакова, И. Е. Успешность преодоления жизненных трудностей / И. Е. Шумакова // Вестник СПбЕУ. - Вып. 1. - Сер. 12. - 2015. - № 3. - С. 42-49.
50. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 171 с.
51. Юнусова, С. Е. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С. Е. Юнусова, А. Н. Розенталь, Т. В. Балтина // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2013. - Т. 150. - С. 139-150.
52. Ященко, М. М. Влияние сложных жизненных ситуаций на нравственное становление старшеклассников / М. М. Ященко. - Москва : Просвещение, 1970. - 213 с.