Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
|
Введение 5
1 Теоретические представления о стрессоустойчивости
старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, и возможностях ее развития 9
1.1 Понятие «стрессоустойчивость» в психологической науке.
Специфика проявления стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте 9
1.2 Содержание понятия «трудная жизненная ситуация», особенности
поведения старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 15
1.3 Возможности развития стрессоустойчивости у старшеклассников,
находящихся в трудной жизненной ситуации 23
2 Экспериментальное исследование и развитие стрессоустойчивости у
старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 28
2.2 Описание программы тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 37
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности тренинговой работы 44
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А Программа тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 62
1 Теоретические представления о стрессоустойчивости
старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, и возможностях ее развития 9
1.1 Понятие «стрессоустойчивость» в психологической науке.
Специфика проявления стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте 9
1.2 Содержание понятия «трудная жизненная ситуация», особенности
поведения старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 15
1.3 Возможности развития стрессоустойчивости у старшеклассников,
находящихся в трудной жизненной ситуации 23
2 Экспериментальное исследование и развитие стрессоустойчивости у
старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов первичной диагностики 28
2.2 Описание программы тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 37
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности тренинговой работы 44
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А Программа тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации 62
Актуальность исследования. Современное общество и процессы, происходящие в нем, предъявляют повышенные требования к стрессоустойчивости человека и его способности находить выход из трудных жизненных ситуаций. Стрессоустойчивость личности имеет большое практическое значение, так как «охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Формирование стрессоустойчивости актуально для каждого человека, но особую значимость оно приобретает в тех случаях, когда человек оказывается в специфических условиях, в трудных жизненных ситуациях» [15, с.12].
В психологии и педагогике накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Представлены исследования в контексте формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности (Тихомирова Т.С.); в рамках культурно-исторического подхода к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан Т.Г.); с позиции рассмотрения стрессоустойчивости как фактора развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности (Андреева А.А.); в контексте выделения психологических особенностей стрессоустойчивости (Визитова С.Ю.). Существует значительное количество исследований, посвященных стрессоустойчивости педагогов (Баранов А.А. и др.), военнослужащих (Патахов П.П. и др.), спортсменов (Багадирова С.К. и др.), сотрудников служебных коллективов (Катунин А.П. и др.) и др. Рассмотрены особенности формирования стрессоустойчивости студентов педагогических вузов в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (Зеличенок Е.В.); индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у мужчин и женщин (Михеева А.В.); психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности (Вольвич Ю.К.).
Однако практически не встречается исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах стрессоустойчивости и возможностей ее развития у старшеклассников, находящихся в трудной старшеклассников,находящихся в трудной жизненной ситуации, и возможности ее развития.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие «стрессоустойчивости», специфику проявления стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте.
2. Раскрыть содержание понятия «трудная жизненная ситуация»,охарактеризовать особенности поведения старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; описать возможности развития стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Подобрать диагностические методики для исследования стрессоустойчивости у старшеклассников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты; исходя из результатов диагностики, разработать программу тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Реализовать программу тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; провести повторное диагностическое обследование участников тренинга с целью оценки результативности проведенной тренинговой работы.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой;
Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики;
4) методы математической статистики: автоматический расчет t-критерия Стьюдента.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования по проблеме стрессоустойчивости (Андреева А.А., Визитова С.Ю., Тихомирова Т.С. и др.); работы в области преодоления трудных жизненных ситуаций (Конжин И.Р., Москвитина О.А., Палий Т.П., Шумакова И.Е. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 198» г. Северска Томской области. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся десятых и одиннадцатых классов, находящиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой). Выборка исследования составила 15 респондентов в возрасте 16-17 лет, из них 8 девушек, 7 юношей.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы; подбор диагностического инструментария для экспериментального исследования.
Второй этап (январь - март 2018 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов; составление и реализация программы тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Третий этап (апрель - июнь 2018 г.) - проведение повторной диагностики; анализ результатов тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; охарактеризованы особенности старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработана и апробирована программа тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Результаты исследования представлены на XIX Международной научно-практической конференции «Worldscience: problemsandinnovations» (г. Пенза, 30 апреля 2018 г.). Научная работа, представленная на конференции, отмечена дипломом I степени. По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования) и приложений. Результаты исследования представлены в 5 таблицах. Объем работы составляет 62 страницы.
В психологии и педагогике накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Представлены исследования в контексте формирования стрессоустойчивости подростков в учебной деятельности (Тихомирова Т.С.); в рамках культурно-исторического подхода к стрессу и стрессоустойчивости (Бохан Т.Г.); с позиции рассмотрения стрессоустойчивости как фактора развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности (Андреева А.А.); в контексте выделения психологических особенностей стрессоустойчивости (Визитова С.Ю.). Существует значительное количество исследований, посвященных стрессоустойчивости педагогов (Баранов А.А. и др.), военнослужащих (Патахов П.П. и др.), спортсменов (Багадирова С.К. и др.), сотрудников служебных коллективов (Катунин А.П. и др.) и др. Рассмотрены особенности формирования стрессоустойчивости студентов педагогических вузов в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью (Зеличенок Е.В.); индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у мужчин и женщин (Михеева А.В.); психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности (Вольвич Ю.К.).
Однако практически не встречается исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах стрессоустойчивости и возможностей ее развития у старшеклассников, находящихся в трудной старшеклассников,находящихся в трудной жизненной ситуации, и возможности ее развития.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие «стрессоустойчивости», специфику проявления стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте.
2. Раскрыть содержание понятия «трудная жизненная ситуация»,охарактеризовать особенности поведения старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; описать возможности развития стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Подобрать диагностические методики для исследования стрессоустойчивости у старшеклассников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты; исходя из результатов диагностики, разработать программу тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Реализовать программу тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; провести повторное диагностическое обследование участников тренинга с целью оценки результативности проведенной тренинговой работы.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой;
Фрайбургский многофакторный опросник (FPI-B) - модифицированная форма опросника В, разработанная А.А. Крыловым и Т.И. Ронгинской).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики;
4) методы математической статистики: автоматический расчет t-критерия Стьюдента.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования по проблеме стрессоустойчивости (Андреева А.А., Визитова С.Ю., Тихомирова Т.С. и др.); работы в области преодоления трудных жизненных ситуаций (Конжин И.Р., Москвитина О.А., Палий Т.П., Шумакова И.Е. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 198» г. Северска Томской области. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся десятых и одиннадцатых классов, находящиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой). Выборка исследования составила 15 респондентов в возрасте 16-17 лет, из них 8 девушек, 7 юношей.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы; подбор диагностического инструментария для экспериментального исследования.
Второй этап (январь - март 2018 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов; составление и реализация программы тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Третий этап (апрель - июнь 2018 г.) - проведение повторной диагностики; анализ результатов тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; охарактеризованы особенности старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработана и апробирована программа тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Результаты исследования представлены на XIX Международной научно-практической конференции «Worldscience: problemsandinnovations» (г. Пенза, 30 апреля 2018 г.). Научная работа, представленная на конференции, отмечена дипломом I степени. По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименования) и приложений. Результаты исследования представлены в 5 таблицах. Объем работы составляет 62 страницы.
На основе анализа литературы по теме выпускной квалификационной работы мы определили, что среди исследователей нет единого мнения относительно трактовки как самого понятия «стрессоустойчивость», так и относительно выделения компонентов и критериев стрессоустойчивости.
В обобщенном виде под стрессоустойчивостью понимается способность человека противостоять стрессу или совладать со стрессовыми ситуациями. Соглашаясь с позицией О.Е. Гревцевой, стрессоустойчивость старшеклассников мы рассматриваем как «...способность личности противостоять влиянию стрессогенных факторов среды и сохранять в процессе взаимодействия с другими адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние и самоконтроль поведения» [15, с. 8].
Одним из факторов, способствующих возникновению стресса, являются трудные жизненные ситуации. Необходимо отметить, что понятие «трудная жизненная ситуация» рассматривается исследователями наряду с такими понятиями как ««критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события», «сложные жизненные ситуации», «критические ситуации» и т.д.
По мнению Т.П. Палий, трудная жизненная ситуация - это «.временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, порождающая эмоциональное напряжение и стресс, препятствующая реализации жизненно важных целей, нарушающая привычное поведение и жизнедеятельность» [30, с. 10].
Нами было проведено экспериментальное исследование стрессоустойчивости старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе средней общеобразовательной школы № 198 г. Северска Томской области. В ходе первичной диагностики была выявлена группа испытуемых из 9 человек с низким или ниже среднего уровнями стрессоустойчивости.
На основании результатов констатирующего эксперимента мы пришли к заключению, что старшеклассники, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивностью, сниженным настроением; влечением к аффективным переживаниям; плохой переносимостью ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненным переживанием неприятностей; неспособностью принимать быстрые решения.
В силу того, что в ранней юности происходит усиление ориентации на собственные возможности, актуализируется потребность в самостоятельности и самопознании, мы предположили, что развитие стрессоустойчивости у старшеклассников возможно посредством психологического тренинга. Нами была разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
После проведения тренинга было организовано повторное диагностическое обследование участников экспериментальной работы. В ходе сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики мы выявили положительную динамику количественных показателей по тесту на самооценку стрессоустойчивости и шкалам Фрайбургского личностного опросника FPI и для подтверждения значимости различий показателей нами использовался автоматический расчет t-критерия Стьюдента. Статистически значимыми являются различия в результатах первичной и повторной диагностики по тесту на самооценку стрессоустойчивости и шкалам «Невротичность», «Раздражительность», «Уравновешенность», «Застенчивость» Фрайбургского личностного опросника FPI
Таким образом, можем заключить, что проведенная нами тренинговая работа, направленная на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, является эффективной. Все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута.
В обобщенном виде под стрессоустойчивостью понимается способность человека противостоять стрессу или совладать со стрессовыми ситуациями. Соглашаясь с позицией О.Е. Гревцевой, стрессоустойчивость старшеклассников мы рассматриваем как «...способность личности противостоять влиянию стрессогенных факторов среды и сохранять в процессе взаимодействия с другими адекватную самооценку, позитивное психоэмоциональное состояние и самоконтроль поведения» [15, с. 8].
Одним из факторов, способствующих возникновению стресса, являются трудные жизненные ситуации. Необходимо отметить, что понятие «трудная жизненная ситуация» рассматривается исследователями наряду с такими понятиями как ««критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события», «сложные жизненные ситуации», «критические ситуации» и т.д.
По мнению Т.П. Палий, трудная жизненная ситуация - это «.временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, порождающая эмоциональное напряжение и стресс, препятствующая реализации жизненно важных целей, нарушающая привычное поведение и жизнедеятельность» [30, с. 10].
Нами было проведено экспериментальное исследование стрессоустойчивости старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе средней общеобразовательной школы № 198 г. Северска Томской области. В ходе первичной диагностики была выявлена группа испытуемых из 9 человек с низким или ниже среднего уровнями стрессоустойчивости.
На основании результатов констатирующего эксперимента мы пришли к заключению, что старшеклассники, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются низким уровнем стрессоустойчивости, высокой тревожностью, возбудимостью в сочетании с быстрой истощаемостью, импульсивностью, сниженным настроением; влечением к аффективным переживаниям; плохой переносимостью ситуаций с высокой степенью неопределенности; болезненным переживанием неприятностей; неспособностью принимать быстрые решения.
В силу того, что в ранней юности происходит усиление ориентации на собственные возможности, актуализируется потребность в самостоятельности и самопознании, мы предположили, что развитие стрессоустойчивости у старшеклассников возможно посредством психологического тренинга. Нами была разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
После проведения тренинга было организовано повторное диагностическое обследование участников экспериментальной работы. В ходе сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики мы выявили положительную динамику количественных показателей по тесту на самооценку стрессоустойчивости и шкалам Фрайбургского личностного опросника FPI и для подтверждения значимости различий показателей нами использовался автоматический расчет t-критерия Стьюдента. Статистически значимыми являются различия в результатах первичной и повторной диагностики по тесту на самооценку стрессоустойчивости и шкалам «Невротичность», «Раздражительность», «Уравновешенность», «Застенчивость» Фрайбургского личностного опросника FPI
Таким образом, можем заключить, что проведенная нами тренинговая работа, направленная на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации, является эффективной. Все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута.
Подобные работы
- «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022



