ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ США И КНР В СФЕРЕ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ 35
1.1. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ США И КНР В
XXI ВЕКЕ 35
1.2. КОНЦЕПЦИИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ
В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И АМЕРИКАНСКИХ РАБОТАХ 42
1.3. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ В
КИТАЙСКИХ РАБОТАХ 54
1.4. ПРОБЛЕМАТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 64
ГЛАВА II. ДИНАМИКА СООТНОШЕНИЯ ЯДЕРНЫХ АРСЕНАЛОВ США И КНР 78
2.1. ЭВОЛЮЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ США И КНР 78
2.2. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ США НА ВОСПРИЯТИЕ ЯДЕРНЫХ УГРОЗ И ЯДЕРНУЮ
СТРАТЕГИЮ КНР 90
2.3. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ РУКОВОДСТВА И ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА США
К ЯДЕРНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ КНР 107
2.3.1. Нарастание интереса к ядерной проблематике КНР при
администрации У.Клинтона 109
2.3.2. Укоренение американских опасений из-за «китайской ядерной
угрозы» при администрации Дж. Буша-мл 116
2.3.3. Отношение администрации Б. Обамы к ядерной программе
КНР 126
2.3.4. Американские взгляды на китайское ЯО при администрации Д.
Трампа 136
2.3.5. Китайская ядерная угроза в исследованиях экспертов США.. 138
ГЛАВА III. ПОПЫТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 149
3.1. ПОПЫТКИ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКОГО ДИАЛОГА В ЯДЕРНОЙ СФЕРЕ 149
3.1.1. Установление связей в научно-исследовательском сообществе в
1980-2000-х годах 149
3.1.2. Попытки установления постоянных контактов по военной
линии 151
3.1.3. Роль полуофициальной дипломатии: основные форматы и
эволюция приоритетных вопросов дискуссий 154
3.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПОДХОДЫ США И КНР В ОБЛАСТИ
НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯО И КОСМИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ 177
3.2.1. Участие США и КНР в режимах ограничения и нераспространения ракетно-ядерных вооружений 177
3.2.2. Подходы сторон к предотвращению милитаризации космического пространства 185
ГЛАВА IV. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ЯДЕРНОГО ФАКТОРА В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С УЧЕТОМ НОВЫХ
ПАРАМЕТРОВ 190
4.1. РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ ВООРУЖЕНИЙ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ
ТРИАДЫ И РЕАКЦИЯ КНР 190
4.1.1. «Новая триада» в ядерной доктрине США 191
4.1.2. Развитие американских систем противоракетной обороны
после выхода из Договора по ПРО: реакция КНР 194
4.1.3. Развитие потенциала ПРО КНР 201
4.1.4. Противоспутниковые технологии США и КНР:
действительный элемент контрсдерживания? 203
4.1.5. Концепция быстрого глобального удара США и ее влияние на
эффективность китайского ядерного сдерживания 206
4.1.6. Технологии маневрирующих гиперзвуковых летательных
аппаратов и ракетно-ядерный потенциал КНР. 213
4.2. ВЛИЯНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ НА ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ МЕЖДУ США
И КНР 219
4.3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБОРОННЫХ НИОКР США И КНР И
ПОТЕНЦИАЛ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ 222
4.3.1. Третья стратегия компенсации США и реакция КНР 222
4.3.2. Приоритеты китайских инновационных оборонных программ и
развитие ракетно-ядерных технологий 229
4.4. ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ХОДЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ США И КНР 234
4.4.1. Трансформация моделей потенциального конфликта с
наращиванием китайских сил воспрещения доступа 236
4.4.2. Опасность перехода конфликта в ядерную стадию из-за
проблемы недостаточного понимания действий оппонента 250
4.4.3. Проблематика «сдерживания в нескольких сферах» 257
4.4.4. Основные зоны и сферы потенциальной ядерной эскалации.... 258
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 267
Актуальность исследования ядерного фактора в отношениях между США и КНР определяется сочетанием двух тенденций. Первая - нарастание противостояния в отношениях между США и КНР, которое обозначилось с переносом военно-стратегических интересов Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанский регион в 2010-е годы и трансформацией внешнеполитических векторов Пекина. С 2010-х годов внешняя политика КНР становится более активной, Пекин стремится увеличивать свой вес в системе глобального управления и поддержания региональной безопасности. Вторая тенденция - это модернизация системы управления и военно-технической базы вооруженных сил КНР и признаки ускорения научно-технологического прогресса в развитии китайских систем ядерного сдерживания (средств доставки ядерного оружия, далее - ЯО) и контрсдерживания (средств, снижающих ценность потенциала ядерного сдерживания оппонента). В частности, это подтверждается обновлением технологических поколений средств в составе морского компонента китайской ядерной триады и постановкой на боевое дежурство сразу нескольких новых модификаций и типов баллистических ракет.
Сочетание данных факторов свидетельствует о появлении новой «диады» США и КНР как центров силы, в отношениях между которыми возрастает роль способности оказать ядерное давление в случае кризиса в отношениях, либо в ходе эскалации конфликта. При этом модель ядерного сдерживания между ними отличается от глубоко изученной системы ядерного сдерживания между США и СССР / Россией, так как не характеризуется сдерживанием на основе паритета, но подвергается динамичной трансформации из-за политики Китая, причем последний отказывается от официальных обсуждений данного вопроса. Иными словами, в модели дальнейшей трансформации ядерного сдерживания между США и КНР отсутствуют предсказуемость и структурированность.
Это оказывает влияние на существовавшую с середины ХХ века неформальную «систему» мирового ядерного баланса, где доминировали США и СССР / Россия, поскольку ядерный арсенал каждой из них многократно превосходил силы любой из остальных ядерных стран. Изменение глобального ядерного баланса может оказать влияние на систему стратегического диалога и простимулировать технологическое развитие средств доставки ядерного оружия и средств контрсдерживания.
Объектом исследования выступают американо-китайские отношения в политико-военной сфере, предметом - ядерный фактор, определяющий взаимодействие США и КНР в сфере безопасности.
Цель исследования - всесторонне проанализировать отношения между США и КНР с точки зрения трансформации военно-стратегических приоритетов, соотношения силовых потенциалов и изменения правил ядерного сдерживания, и выявить роль ядерного фактора в поддержании безопасности между США и КНР в XXI веке. В соответствии с данной целью нами были поставлены следующие задачи:
• изучить подходы представителей основных школ теории международных отношений к пониманию влияния ядерного оружия на политику государств;
• рассмотреть приоритеты политико-военной стратегии США и КНР в XXI в. и сопоставить подходы стран к использованию фактора ядерного оружия при ее формировании;
• проанализировать эволюцию соотношения ядерных потенциалов США и КНР в контексте формирования стратегической стабильности и взаимного восприятия;
• изучить механизмы американо-китайского взаимодействия в ядерной сфере;
• охарактеризовать потенциальное влияние технологических факторов на ядерное сдерживание между США и КНР;
• рассмотреть проблематику применения сторонами ядерного оружия в
ходе эскалации потенциального конфликта.
Источниковую базу исследования составили международно-правовые акты, договоры, в том числе, в сфере нераспространения и ограничения ОМУ , документы правительственных структур США и КНР.
В частности, работа опирается на архивные документы Министерства обороны и Совета национальной безопасности США (включая меморандумы, директивы, аналитические доклады для президента и Совета национальной безопасности США), на резолюции и материалы слушаний Конгресса США , включая ежегодные аналитические доклады - доклад о военной мощи Китая (готовится Министерством обороны с 2000 г. ) и доклад Комиссии конгресса США об оценке американо-китайских отношений в сфере экономики и безопасности (публикуется с 2002 г. ), открытые доклады Разведывательного сообщества США , президентские директивы США , обзоры Министерства обороны США - Четырехлетний оборонный обзор , Обзор по противоракетной обороне , Обзор в сфере ядерной политики (начиная с 2001 г.). Также исследование опирается на документы и материалы, опубликованные канцелярией Государственного совета КНР (включая «Белые книги» по вопросам национальной обороны, в сфере космической деятельности и др. разных лет) , заявления и материалы Министерства иностранных дел и Министерства обороны КНР .
В работе рассматриваются двухсторонние документы, лежащие в основе современных американо-китайских отношений, включая «Три совместных коммюнике между правительствами США и КНР» - «Китайско-американское совместное коммюнике» 1972 г. (Шанхайское Коммюнике), «Китайско- американское коммюнике об установлении дипломатических отношений» 1979 г. , «Коммюнике КНР и США 17-го августа» 1982 г. . Также - законодательные акты США и КНР в отношении Тайваня (с американской стороны это Закон об отношениях с Тайванем 1979 г. , с китайской - «Закон о противодействии расколу государства» 2005 г.). Кроме того, в работе использованы данные материалов полуофициальных форматов американо¬китайского диалога в ядерной сфере (начиная с 2003 г.).
В исследование также вошли статистические и справочно-аналитические материалы, издаваемые правительственными органами и ведущими научно-исследовательскими институтами: Национального бюро статистики КНР , Исследовательской службы конгресса США , Бюллетеня ученых-атомщиков (Bulletin of the Atomic Scientists) , Центра стратегических и бюджетных оценок , Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ) , информационные материалы МАГАТЭ , Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association) , материалы неофициального диалога в ядерной сфере , публикации представителей китайских военно¬академических кругов (как Пэн Гуанцянь , Яо Ючжи) и институтов .
Также в источниковую базу исследования вошли заявления официальных лиц, материалы СМИ и электронные ресурсы. В частности, материалы информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Лента.ру, Газета.ру, CNN.com, The Washington Post, The New York Times, The Wall Street Journal, китайских ресурсов - вэб-сайта Народно-освободительной армии КНР, новостных агентств Жэньминь Жибао, Синьхуа, Guanchazhe, Huanqiu Shibao, Sina.com, гонконгских СМИ - Mingpao, South China Morning Post, Apple Daily и пр.
КНР проводит политику поддержания стратегической
неопределенности в ядерной сфере и отказывается от публикации данных о количественном и качественном составе ядерных сил. Тем не менее, упоминания об испытаниях и постановке на боевое дежурство новых модификаций баллистических ракет и других элементов ядерной триады содержатся в публикациях государственных СМИ и анализируются в исследованиях многих отечественных и зарубежных авторов. Общая информация о принципах ядерной стратегии раскрывается в публикуемых Канцелярией Госсовета КНР Белых книгах по национальной обороне, заявлениях официальных ведомств, таких как Министерство иностранных дел КНР и др. Важная информация содержится в китайских работах по военной стратегии, публикуемых Университетом национальной обороны . Изменение векторов стратегического мышления руководства КНР также отражается в риторике представителей военного сообщества и научно-аналитических кругов, связанных с органами государственной обороны и безопасности КНР.
Степень научной разработанности темы характеризуется отсутствием до нынешнего момента целенаправленных попыток определения влияния ядерного фактора в условиях асимметричности ядерных потенциалов и трансформации правил ядерного сдерживания на отношения между США и КНР в отечественной литературе.
В процессе разработки различных аспектов данного исследования нами использовались исследования, монографии, публикации в отечественных и зарубежных изданиях, как «Россия в глобальной политике», «Международные процессы», «Интернэйшнл секьюрити» (International Security), «Форин Аффэрс» (Foreign Affairs), «Форин Полиси» (Foreign Policy), «Джойнт Форс Куотэрли» (Joint Force Quarterly), «Нэшнл Интерест» (The National Interest), «Пролиферейшн пэйперс» (Proliferation Papers), веб-сайт Российского совета по международным делам (РСМД), фонда Горчакова, фонда Карнеги, веб¬сайта ИМЭМО РАН, журналы «Современные международные отношения» (Ж^Й^^Ж), «Мировая экономика и международные отношения» (Ш# ЙЖ^Й 1В^Ж), издающиеся в КНР.
...
В ходе проведенного исследования были рассмотрены векторы военно- политической стратегии США и КНР в XXI в. как двух центров влияния наряду с Россией в многополярном мире. Сопоставлены подходы стран к трактовке ядерного фактора при формировании общей стратегии и проведен анализ эволюции соотношения ядерных потенциалов США и КНР в контексте формирования стратегической стабильности. Изучен комплекс факторов, оказывающих стабилизирующее влияние на отношения между США и КНР в ядерной сфере, включая механизмы взаимодействия между странами и диалог в сфере нераспространения и смежных вопросов. Также проведен анализ дестабилизирующего влияния новых технологических факторов на ядерное сдерживание между США и КНР, включая проблему сращивания ядерной и конвенциональной проблематики.
Проведенное исследование позволило сделать теоретические и практические выводы.
Влияние ЯО на политику государств во взглядах представителей разных школ ТМО рассматривается по-разному. Для представителей либерального институционализма первостепенно ощущение государствами
ответственности за управление столь разрушительной силой. Они отмечают сдерживающий характер международных договорных обязательств в сфере нераспространения и ограничения вооружений, а также сдерживающий эффект экономических факторов. Для ученых, работающих в рамках концепций политического реализма, в частности, структурного реализма, характерно отдавать приоритет фактору ЯО как элементу силового баланса в отношении между государствами. В соответствии с их взглядами, в зависимости от обстоятельств, факт наличия ЯО и его разрушительный характер способен либо удержать стороны от нападения, либо обусловить их готовность к вступлению в военный конфликт. Во взглядах конструктивистов ядерное оружие рассматривается, прежде всего, с позиции взаимного восприятия.
Для анализа отношений между США и КНР в ядерной сфере сохраняет актуальность теория баланса сил, описанная в работах структурных реалистов. Причины взаимного давления и противоречий между Вашингтоном и Пекином определяются отсутствием принципиального согласия о будущем формате ядерного баланса и равноправии в его рамках. Ядерный фактор также значим с точки зрения закрепления за КНР статуса центра силы в многополярном мире в рамках парадигмы конструктивизма.
Приоритеты политико-военных стратегий США и КНР связаны с увеличением значимости обеих сторон в АТР. Это определяет столкновение их интересов. США нацелены на сохранение глобальной доминирующей роли в военной сфере, чему способствует подход передового базирования вооружённых сил США и возможность опоры на региональных военно-политических партнеров, которые также заинтересованы сдерживать влияние Китая. Со своей стороны, КНР предпринимает шаги по укреплению позиций в АТР и в Индийском океане. С учетом сохранения лидирующих позиций вооруженных сил США и расширением военного потенциала Китая, а также наличия источников политических трений в регионе, это повышает возможность вступления США и КНР в военный конфликт.
Значение ядерного оружия в обеспечении безопасности обоих государств увеличивается. Этому способствует наличие потенциала для взаимного неприемлемого ущерба и возможность осуществления гибкого сдерживания в ограниченном конфликте. При этом положения военной стратегии США, которая допускает возможность применения ЯО первыми, оказывают стимулирующее влияние на развитие ядерных сил КНР. Официальная стратегия КНР опирается на принцип неприменения ЯО первыми, но реалистичность сохранения этого принципа при любых обстоятельствах подвергается сомнению.
Несмотря на ограничения реализации ядерной программы КНР из-за социально-экономических проблем и нормализацию отношений с США в 1970-е годы, руководство КНР не отходило от изначальной цели достичь качественного паритета с ведущими ядерными державами. Соотношение ядерных арсеналов США и КНР трансформировалось из многократного количественного и технологического превосходства Вашингтона, который мог использоваться для сдерживания наступления неядерных сил КНР (при отсутствии у КНР ядерного оружия), к текущему состоянию, когда количество развернутых боезарядов США превосходит арсенал КНР менее, чем в десять раз. В соответствии с представлениями США, даже такое превосходство предполагает высокую вероятность преодоления ПРО и готовность КНР нанести США неприемлемый ущерб, что обеспечивает формирование стратегической стабильности в отношениях двух стран. США ожидают, что арсенал ядерных сил КНР будет увеличиваться и достигнет уровня в примерно одну треть от американского до 2030 года, что соответствует наблюдаемой политике Пекина в сфере развертывания баллистических ракет. Видимых ограничений и для дальнейшего расширения китайского арсенала нет.
Сегодня стороны воспринимают ядерный арсенал друг друга как угрозу. Уровень тревожности, отраженный в официальных документах США в отношении ядерного арсенала КНР, увеличивается на фоне новостей о постановке на дежурство в Ракетных войсках НОАК новых баллистических ракет. Со своей стороны, КНР обуславливает развитие своих ЯС ростом враждебности США и негативным влиянием Вашингтона на существующую систему ограничений в стратегической сфере. Прослеживаемая разница в трактовке понятий теории ядерного сдерживания служит фундаментом для взаимной критики между США и КНР и позволяет Пекину дополнительно оттянуть вступление в диалог в ядерной сфере.
Объем и качество контактов между сторонами в сфере ядерных вооружений, которые могли бы рассматриваться как меры доверия, недостаточны. Они характеризуются нерегулярным взаимодействием на экспертном и полуофициальном уровне, а также контактами в рамках международных площадок по вопросам милитаризации космоса и расщепляющихся материалов, в ходе которых позиции сторон не совпадают.
С точки зрения Вашингтона, признание КНР равноправной стороной в ядерном сдерживании на современном этапе неприемлемо, поскольку повлекло бы закрепление возросшей роли Китая как нового полюса в многополярном мире (и, фактически, в новой трехполюсной архитектуре крупнейших ядерных держав). Со своей стороны, КНР также не готова ограничить развитие своих ядерных сил через закрепление в международных договоренностях, что может свидетельствовать о намерении их дальнейшего наращивания.
Хотя ограниченный арсенал КНР показывает эффективность с точки зрения воздействия на США (сдерживание), его влияние может трансформироваться под воздействием новых технологических факторов. Их появление оказывает все более дестабилизирующий эффект на отношения США и КНР и повышает вероятность ядерного конфликта. При этом, логика развития китайских конвенциональных и ядерных вооружений указывает на первостепенную подготовку к военному конфликту с США.
Функциональным наполнением ЯО в американо-китайских отношениях является сдерживание военного конфликта с обычными вооружениями. Наиболее вероятной зоной, конфликт в которой способен спровоцировать ядерное давление, либо применение ядерного оружия, является Тайвань. Также высок конфликтогенный потенциал акватории Южно-Китайского моря. Высокий уровень неопределенности в ядерной сфере удерживает стороны от начала конфликта с применением неядерных вооружений, но также стимулирует процесс довооружения и модернизации, включая ядерные технологии, гиперзвуковые системы, системы контрсдерживания, средства противоборства в киберпространстве. С учетом сращивания ядерной и конвенциональной проблематики это создает основу для нового этапа наращивания вооружений и потенциального ядерного конфликта. В соответствии с этим, теоретическая гипотеза исследования доказана.
Учитывая доверительный характер отношений между Россией и КНР, который подтверждается участием России в развитии китайской системы предупреждения о ракетном нападении, а также опыт эпохи холодной войны, когда США учитывали китайские силы при ядерном планировании в отношении СССР даже на фоне советско-китайского раскола, дальнейшее количественное расширение арсенала китайских боезарядов может снизить готовность США к новым двухсторонним ограничениям и сокращениям стратегических вооружений с РФ после окончания действия договора СНВ-3. Отсутствие ограничений способно спровоцировать новые этапы наращивания ядерного оружия в мировом масштабе.
На современном этапе важнейшей задачей для Российской Федерации является принятие дальнейших шагов по увеличению ядерной прозрачности. Это может быть достигнуто за счет расширения диалога США и КНР на экспертном уровне с возможным включением российских экспертов, обменом данных о доктринах и общих принципах политики в ядерной сфере. В перспективе статус такого диалога может быть повышен до уровня участия международных ведомств. При этом, первичной целью для Российской Федерации может быть не приглашение КНР к равноправным переговорам об установлении многосторонних ограничений развития ядерного потенциала, а снижение вероятности непреднамеренной эскалации вследствие неверной интерпретации действий другой стороны.
1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны. United Nations (http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conven tions/pdf/abm.pdf).
2. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. United Nations (http: //www.un. org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pdi7 start2 .pdf).
3. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности. United Nations (http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/treaty.pdf).
4. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и
Соединенными- Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. United Nations
(http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/russia usa. shtml).
5. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. United- Nations (http://www.un.org/russian/documen/convents/a50-1027.pdf).
6. Договор о нераспространении ядерного оружия. United Nations
(https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml)
7. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Президент России
(http://news.kremlin.ru/ref notes/512).
8. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов. United Nations (http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G03/612/12/PDF/G036 1212 .pdf?OpenElement).
9. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Прага, 8 апреля 2010 г. Доступ: http://kremlin.ru/supplement/512 (дата обращения: 06.06.2020).
10. Treaty Between the United States of America and the Russian Federation On Strategic Offensive Reductions (The Moscow Treaty). Available at: https://www.state.gov/t/isn/10527.htm (accessed: 06.06.2020).
Документы и заявления официальных лиц и государственных органов
11. Сообщение Постоянного представительства Китайской Народной
Республики при Международном агентстве по атомной энергии от 26 января 2004 года, касающееся ядерной политики и практики Китая. Информационный циркуляр. МАГАТЭ. 7.05.2004. Доступ:
http://www.iaea.org/Publications/Documents/Infcircs/2004/Russian/infcirc627 rus. pdf
12. Резолюция 1540 (2004) Совета безопасности Организации
объединенных наций (СБ ООН). Доступ:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1540(2004)
13. Резолюция 1887 (2009) Совета безопасности Организации
объединенных наций (СБ ООН). Доступ:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1887(2009).
14. 2004 Report to Congress of the U.S.-China Economic and Security Commission // U.S.-China Economic and Security Commission. Available at: https://cisac.fsi.stanford.edu/sites/default/files/cox.pdf (accessed: 29.11.2016).
15. 2005 Report to Congress of the U.S.-China Economic and Security
Commission. P. 153-160. Available at:
http://origin.www.uscc.gov/sites/default/files/annual_reports/2005-Report-to- Congress.pdf (accessed 24.11.2016).
...269