Введение 4
Глава I. Генезис и методологические основания профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в России и за рубежом 30
1.1. Формирование и развитие системы профессиональной
подготовки специалистов таможенного дела в России 30
1.2. Современная система профессиональной подготовки специалистов таможенного дела за рубежом 56
1.3. Сравнительный анализ профессиональной подготовки
специалистов таможенного дела в России и за рубежом.... 121
Выводы по главе I 135
Глава II. Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов таможенного дела 138
2.1. Обоснование современных требований к таможенному
образованию 138
2.2. Концепция развития профессиональной подготовки специалистов таможенного дела 166
2.3. Модель реализации концепции развития профессиональ
ной подготовки специалистов таможенного дела в условиях целостной образовательной среды вуза 209
Выводы по главе II 218
Глава III. Экспериментальная проверка содержательно
технологического и методического обеспечения модели развития профессиональной подготовки специалистов таможенного дела 221
3.1. Состояние профессиональной подготовки специалистов
таможенного дела в современной высшей школе 221
3.2. Обоснование специализаций «Таможенная дипломатия» и
«Цифровая таможня» в контексте современного состояния профессиональной подготовки специалистов и требований к ней 248
3.3. Результаты внедрения модели развития профессиональ
ной подготовки специалистов таможенного дела в условиях целостной образовательной среды вуза 272
Выводы по главе III 316
Глава IV. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенного дела 320
4.1. Применение профессионально ориентированных методов
обучения на всех уровнях подготовки специалистов таможенного дела 320
4.2. Актуализация возможностей электронного и дистанцион
ного обучения специалистов таможенного дела в контексте развития цифровой таможни 348
4.3. Реализация педагогического сопровождения профессио-
нальной подготовки специалистов таможенного де
ла 365
4.4. Перспективы развития профессиональной подготовки
специалистов таможенного дела в России и за рубежом... 390
Выводы по главе IV 408
Заключение 413
Библиографический список 428
Приложения 478
Актуальность исследования. Таможенные органы Российской Федерации играют важную роль в обеспечении национальной безопасности в целом и экономической безопасности страны в частности, поскольку являются одним из инструментов осуществления экономической политики государства в условиях рыночных отношений. В связи с этим таможенная служба занимает особое место в системе исполнительной власти: через разветвленную сеть своих органов, представляющих собой силовую структуру, взаимодействует практически со всеми федеральными органами исполнительной власти.
В ближайшие десятилетия таможенным органам предстоит решение сложных задач, обусловленных глобализацией и инициативами в области содействия торговле на международном уровне, переходом к модели инновационной экономики, актуализацией проблематики цифровой экономики, в т.ч. и цифровой таможни (технология распределенного реестра ; дигитализация государственного управления; автоматизация правоприменения ; развитие краудфинансов ; упрощения во внешней торговле на базе новых информационных технологий; RegTech как инструмент повышения эффективности корпоративного комплаенс-контроля ), что, в свою очередь, предполагает наличие высокого уровня профессиональной компетентности, готовности к творческой и конструктивной деятельности сотрудников таможенной службы.
В данном контексте одним из приоритетных направлений становится развитие уже сложившейся системы профессиональной подготовки специалистов таможенного дела, определение перспективных направлений ее совершенствования в контексте политического и социально-экономического развития российского государства на современном этапе.
Указанные приоритетные векторы развития экономики предполагают обновление ФГОС ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (уровень специалитета), учебных планов, основных образовательных программ высшего образования и программ дополнительного профессионального образования; внесение изменения в порядок аккредитации образовательных организаций с учетом приоритетов инновационной и цифровой экономики; формирования и реализации практико-ориентированной модели обучения; введения системы поддержки формирования новых курсов с учетом компетенций цифровой экономики, профессиональных стандартов и атласа новых профессий; наличие системы поощрения достижений как часть геймификации учебного процесса (запуск «игровых» венчурных фондов, проектов и стартапов и др.) и т.д.
При этом осуществляемая на сегодняшний день высшими образовательными организациями профессиональная подготовка таможенных кадров в основном обеспечивает лишь подготовку, выраженную различными видами компетенций, тогда как современный работодатель ожидает от выпускников высшей школы профессиональной гибкости, способности выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития, проявлять созидательно-творческую индивидуальность и понимание границы между этикой, правом и профессиональной культурой таможенной деятельности.
В связи с этим перед вузами, ведущими подготовку специалистов в области таможенного дела, стоит ряд задач, отсутствие реализации которых отрицательно скажется на профессиональной подготовке, а именно: организация тесного сотрудничества с органами таможни в организации обучения студентов (аспирантов, слушателей); техническое переоснащение и наличие достаточного количества профильной литературы по предметам (в т.ч. в электронном виде); постоянное и своевременное обновление существующих учебно-методических комплексов (далее - УМК), вызванное изменениями таможенного законодательства, систематическим усовершенствованием технического оборудования и методов таможенного контроля, применяемых в процессе работы таможенных органов; разработка и согласование проектов нормативных актов, обеспечивающих возможность интеграции системы компетенций цифровой таможни в национальную систему квалификаций; проектирование системы требований к описаниям (и само описание) компетенций, связанных с цифровой таможней; дальнейшая интеграции в систему единого таможенного образовательного пространства и т.д.
Следует отметить, что любые преобразования в сфере профессиональной подготовки должны базироваться на концепции ее развития, содержащей новые и актуальные представления о процессе.
Разработка такой концепции связана с четким определением теоретикометодологических и прикладных основ профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела.
Степень разработанности проблемы. Поскольку проблема профессиональной подготовки специалистов-таможенников является многоаспектной, то можно выделить следующие научно-педагогические работы, а также нормативно правовые документы, раскрывающие ее содержание.
Особенности и актуальные проблемы подготовки специалистов в области таможенного дела за рубежом показаны в работах P. Gordhan, S. Holloway, Р. Long, C. Renaud, Р. Wilmott и др.
Характеристику систем профессиональной подготовки специалистов- таможенников того или иного государства содержат нормативно правовые документы, разработанные с учетом национальной специфики, а именно: EU Customs Competency Framework for the Private Sector - Overview; PICARD Professional Standards; Act on service of public servants in administrative authorities and on remuneration of such servants and other employees in administrative authorities (the Service Act); Zakon o sluzebnim pomeru pfislusniku и др.
Поскольку высшее таможенное образование является частью системы высшего образования, то изучались работы, связанные с прогнозированием, планированием, организацией системы высшего образования, его качества и доступности, кадрового обеспечения, результатов вхождения в Болонский процесс (В. И. Байденко, В. И. Блинов, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Г. Ф. Красноженова, А. П. Панфилова, Ю. Б. Рубин, Е. И. Рыбнов, С. А. Смирнов и др.) .
Отдельные вопросы модернизации отечественного высшего образования, оказывающие влияние на изменения в системе профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела, представлены в исследованиях, посвященных международному сотрудничеству в области высшего образования на государственном и университетском уровнях (В. Ф. Байнев, С. В. Булярский и др.) ; информационным технологиям как основе высшего образования и их воздействию на общество будущего (М. Ю. Алашкевич, В. П. Демкин, Е. С. Полат, В. А. Трайнев и др.) ; влиянию основных положений Болонского процесса на модернизацию высшего образования (М. М. Акулич, П. К. Гречко, Л. С. Гребнев и др.) ; сохранению за высшим образованием как социальным институтом функции воспитания и передачи культурно-исторического наследия (Н. А. Белканов, И. В. Налетова и др.) ; определению влияния рынка и Всемирной торговой организации (далее - ВТО) как определенно пагубного для высшего образования России (Ф. Дж. Альтбах, В. С. Сенашенко и др.) .
Следует обозначить ряд работ, освещающих следующие аспекты подготовки таможенных кадров: история их подготовки в России (А. Ф. Епифанов, А. И. Каменев, Ю. Г. Кисловский, С. А. Курочкин, Б. В. Михайлов ); организационно-дидактическое обеспечение профессионального обучения должностных лиц таможенных органов (Л. Н. Алексеева ); образовательный потенциал в сфере подготовки таможенных кадров (А. В. Антоновский, Д. И. Коржан, О. В. Филиппова) ; технологии планирования таможенной деятельности (П. Н. Афонии ); формирование социально-психологической компетентности работников таможенной службы (Г. Э. Белецкий ); воспитание профессиональной ответственности сотрудников таможенной службы (А. Ю. Красильников ); совершенствование профессионального образования сотрудников таможенных органов (В. Т. Тимофеев ); переподготовка кадров таможенных органов (С. И. Чернышов ); формирование гражданственности в системе вузовской профессиональной подготовки специалистов таможенного дела (Л. И. Шорников ) и др.
К нормативно правовым документам, определяющим профессиональную подготовку специалистов-таможенников, следует отнести: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года»; ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ № 289 от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 года № 809 «О Федеральной Таможенной Службе»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»; Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации»; Распоряжении Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; Приказ ФТС России от 27.06.2017 г. № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г. «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»; Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)»; Типовое положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика РФ» .
Не подвергая сомнению значимость ранее проведенных исследований, считаем, что назрела необходимость в научном обобщении и систематизации фактов, накопленных указанными фундаментальными теоретическими и прикладными научными направлениями, с целью разработки теоретикометодологических и прикладных основ профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела в свете того, что такого рода исследования обозначенной проблематики на данный момент практически отсутствуют. Это позволит целостно и системно исследовать проблему профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела и разработать концепцию и модель ее реализации.
Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия:
- в методологическом плане - между заказом государства на необходимый уровень профессиональной компетентности современного специалиста таможенного дела и неспособностью сложившейся системы профессиональной подготовки обеспечить достижение заданного уровня, что объясняется отсутствием научно разработанной концепции и модели ее реализации, обеспечивающих целостное представление о содержании, сущности, структуре, критериях, уровнях, закономерностях, технологиях современной профессиональной подготовки;
- в нормативном плане - между текущими и перспективными требованиями таможенных органов РФ, включая программу «Цифровая экономика Российской Федерации» и цифровую повестку ЕАЭС , и недостаточной работой по учету изменений на уровне внутренней документации высших образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов в области таможенного дела;
- в дидактико-методическом плане: между объективной необходимостью в разнообразии образовательно-технологического обеспечения профессиональной подготовки специалистов таможенного дела и недостаточной научно-методической обеспеченностью профессиональной подготовки в вузах, осуществляющих подготовку по направлению «Таможенное дело»;
- в личностно-субъектном плане: между потребностями специалистов таможенного дела в высокой степени развития профессиональной гибкости, способности выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития, проявлять созидательно-творческую индивидуальность и понимание границы между этикой, правом и профессиональной культурой таможенной деятельности и трудностями в удовлетворении этих потребностей в рамках традиционных образовательных программ, адаптированных к специализациям по направлению «Таможенное дело».
Разрешение этих противоречий определило научную проблему данного исследования, каковы теоретико-методологические и прикладные основы, определяющие генезис и специфику профессиональной подготовки специалистов таможенного дела.
Область диссертационного исследования соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования»:
- № 1 - Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования);
- № 2 - Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования;
- №4 - Подготовка специалистов в высших учебных заведениях;
- № 9 - Непрерывное профессиональное образование;
- № 11 - Современные технологии профессионального образования;
- № 13 - Образовательная среда профессионального учебного заведе-
ния;
- № 15 - Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира;
- № 29 - Инновационные технологии в области профессионального образования;
- № 31 - Профессиональное образование через всю жизнь;
- № 36 - Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.
Цель диссертационного исследования - на основе анализа теоретико-методологических и прикладных основ, определяющих генезис и специфику профессиональной подготовки специалистов таможенного дела, разработать концепцию развития профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела в вузе (далее - Концепция) и модель ее реализации...
Подводя итог исследования, можно констатировать, что результаты работы подтверждают положения гипотезы исследования и позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы.
Теоретико-методологическую и концептуальную основу профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела составили подходы: системный, личностно-деятельностный, компетентностный, аксиологический, технологический, сравнительный.
Исторически профессиональная подготовка специалистов в области таможенного дела отражает состояние таможенного дела в российском государстве. Исследование генезиса системы профессиональной подготовки позволило выделить три периода в ее развитии - дореволюционный, советской, постсоветский. Периодизация построена на основе учета преобладающего типа общественноэкономического устройства: дореволюционный период характеризуется формированием правовых и экономических предпосылок для возникновения системы; в течение советского периода предпосылки к построению системы высшего таможенного образования не были реализованы в полной мере; для постсоветского периода характерно формирование одноуровневой системы подготовки специалистов. Результаты исследования позволили впервые системно представить становление и развитие профессиональной подготовки специалистов-таможенников от Киевской Руси до наших дней. Выявлено, что система достаточно подвижна и зачастую зависит от складывающихся внутри государства социальноэкономических и политических условий.
Сравнительный анализ систем профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в России и за рубежом (на примере, США, Канады, Южной Кореи, ОАЭ, Македонии, Франции, Великобритании, Германии, Австралии, Норвегии, Бельгии, Чешской Республики) показал, что в большинстве стран мира сложились национальные системы подготовки профессиональных кадров в области таможенного дела, имеющие свои особенности и в то же время имеющие потенциал для вхождения в единое таможенное образовательное пространство.
Подготовка специалистов в области таможенного дела за рубежом значительно отличается от российской как в структурном плане (является двухуровневой), так и в содержательном (отсутствует набор компетенций как результат подготовки).
Существует ряд позиций, которые объединяют системы профессиональной подготовки в разных странах, включая Россию: обучение должностных лиц таможенных органов проводится на основе принципов непрерывности и постоянного улучшения, ориентировано на международное взаимодействие и быстрый учет изменений в международном законодательстве; понимание необходимости формирования в процессе подготовки личностных качеств, позволяющих человеку быть эффективным в профессиональной деятельности; применение электронного обучения и дистанционных технологий, которые обеспечивают различные уровни обучения таможенному делу от начального до высшего ; стремление к созданию единого образовательного пространства в таможенной сфере, что позволит решать задачи по улучшению качества образования и доступу к информационным материалам по специальности «Таможенное дело»; набор основных методов обучения; использование специальных тренажеров для специфической подготовки таможенников и др.
Подготовка специалистов таможенного дела за рубежом содержит элементы, многие из которых уже реализованы в РФ, а также те, которые могли бы быть приняты на вооружение в отечественной практике и положительно сказаться на развитии таможенного образования, сохраняя при этом черты национальной специфики подготовки.
Модернизация отечественного высшего образования оказала влияние на состояние системы высшего таможенного образования и определила, в свою очередь, содержание модернизации профессиональной подготовки специалистов- таможенников в виде изменений в содержании, технологиях и организации образовательной деятельности, которые направлены, прежде всего, на повышение качества профессионального образования. На данный момент в основу дальнейшей модернизации системы высшего таможенного образования положена компетент- ностная парадигма.
Изучение состояния системы профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела показало, что имеется множество проблем, часть из которых характерна в целом для системы высшего образования, а часть специфична для данного вида высшего образования.
Выделенные актуальные тенденции развития профессиональной подготовки связаны с повышением ее доступности, соответствием требованиям инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Современные требования к профессиональной подготовке специалиста- таможенника складываются из государственного заказа, требований работодателей и выпускников и находят свое отражение во ФГОС ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (уровень специалитета). Однако изменения в мировом и российском таможенном законодательстве, переход к цифровой таможне и пр. не нашли отражения в стандарте и требуют пересмотра сложившихся представлений о профессиональной подготовке на уровне высших образовательных организаций.
В связи с этим была предложена Концепция развития профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела, реализующаяся через масштабную и целенаправленную программу, осуществляемую при активном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса высшей образовательной организации. Она должна привести к совершенствованию профессиональной подготовки в контексте развития таможенной системы РФ.
Концепция представляет собой систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений образовательной деятельности в области таможенного дела. Включает в себя следующие разделы: сущность системы профессиональной подготовки; основные цели и задачи профессиональной подготовки обучающихся в области таможенного дела; структура высшего таможенного образования и непрерывной подготовки специалистов таможенного дела; развитие материально-технической базы ВОО, ведущих подготовку специалистов таможенного дела; управление системой профессиональной подготовки в вузах; концептуальные приоритеты образовательной политики в области таможенного дела; основные этапы реализации Концепции до 2019 года; мониторинг качества профессиональной подготовки в вузах.
При разработке Концепции был использован имеющийся отечественный и зарубежный опыт развития высшего таможенного образования. Концепция носит открытый характер, основывается на демократических и гуманистических началах, доступна для применения в вузах, ведущих подготовку специалистов в области таможенного дела.
В целях реализации Концепции была разработана модель как способ решения имеющегося противоречия между необходимостью иметь полное и правильное представление о процессе профессиональной подготовки и ограниченными возможностями получения для этого фактического материала, предусматривающая решение трех взаимосвязанных задач: теоретической (разработка содержания процесса), методической (предложение эффективных направлений повышения эффективности процесса) и прикладной (решение организационно-педагогических вопросов реализации процесса) путем выделения следующих компонентов: цель и задачи; подходы и принципы; содержательно-технологический блок; направления совершенствования процесса; организационно-педагогические, психологические и собственно педагогические условия реализации; результат.
Проведенный теоретический и практический анализ состояния профессиональной подготовки, выявление основных факторов и противоречий, определяющих протекание образовательного процесса в вузе, позволили разработать содержание, процедуру и методику экспериментальной работы.
Центральным звеном эксперимента стала модель, реализуемая через программу, включающую в себя основные направления, описание мероприятий и сроков их достижения.
При этом анализ практики профессиональной подготовки в экспериментальных вузах (подверглись изучению структура высшего таможенного образования и непрерывной подготовки специалистов таможенного дела; материальнотехническая база ВОО; управление системой профессиональной подготовки; мониторинг качества профессиональной подготовки) включал несколько этапов, что позволило получить целостное представление о рассматриваемой системе.
Экспериментальная работа подтвердила правильность рабочей гипотезы и показала эффективность работы по внедрению модели реализации Концепции.
Были выявлены и сформулированы основные закономерности развития системы профессиональной подготовки в ВОО: зависимость качества профессиональной подготовки от внедрения в образовательный процесс современных профессионально ориентированных методов обучения, позволяющих создавать развивающую практико-ориентированную среду; зависимость качества профессиональной подготовки от непрерывности педагогического сопровождения (т.е. на всех уровнях подготовки); зависимость качества профессиональной подготовки (на всех уровнях) от профессионально-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава.
Изучение историко-педагогического опыта и современного состояния развития профессиональной подготовки позволило выявить, экспериментально проверить и научно обосновать наиболее действенные направления его совершенствования: 1) методическое обеспечение применения современных профессионально ориентированных методов обучения применительно к формированию различных групп компетенций для каждого уровня освоения таможенного дела; 2) обоснование комплексного использования возможностей электронного и дистанционного обучения в целях усиления практической составляющей образовательного процесса; 3) реализация педагогического сопровождения обучающихся, в т.ч. лиц с ОВЗ, на всех образовательных уровнях освоения таможенного дела. В русле каждого направления разработаны и обоснованы конкретные педагогические условия, обеспечивающие их эффективную реализацию в высших образовательных организациях.
Таким образом, полученные в ходе исследования теоретико-методологические материалы и результаты многолетней опытно-экспериментальной работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили констатировать достижение цели исследования.
Проведенная работа позволила сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать развитию профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела.
Руководящему составу высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов таможенного дела, предлагается рассмотреть целесообразность использования:
- разработанной и апробированной в диссертации концепции развития профессиональной подготовки специалистов таможенного дела (см. §2.2 глава II);
- разработанной и апробированной в диссертации модели и программы реализации педагогической концепции развития профессиональной подготовки специалистов таможенного дела (см. §2.3 глава II);
- основных направлений совершенствования профессиональной подготовки специалистов таможенного дела (см. §4.1-4.3 глава IV);
- современных требований к профессиональной подготовке специалистов в области таможенного дела (см. §2.1 глава II);
- обоснования новых специализаций таможенного дела («Цифровая таможня», «Таможенная дипломатия») (см. §3.2 глава III).
В области технологии развития профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела рекомендуется:
- внедрить профессионально ориентированные методы обучения на всех уровнях подготовки специалистов таможенного дела (см. §4.1 глава IV);
- актуализировать возможности электронного и дистанционного обучения специалистов таможенного дела в контексте развития электронной таможни (см. §4.2 глава IV);
- реализовать модель педагогического сопровождения на всех уровнях подготовки специалистов таможенного дела (см. §4.3 глава IV).
Данное исследование позволило выявить теоретические и практические проблемы, требующие дальнейшего изучения. Наиболее актуальными являются: анализ современного зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте развития цифровой таможни; возможности электронной педагогики в профессиональной подготовке таможенных кадров;..
1. Азарова, Р. И., Золотарева, И. М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарева. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 56 с.
2. Аккредитив международной торговли (LC) -UCP 600 Импорт - Управление экспортом - URL: https://www.academiccourses.com/International-Trade- Letter-of-Credit-(LC)-UCP-600-Import-Export-Management/United-Arab- Emirates/Phoenix-Educational-Institute/
3. Актуальные проблемы модернизации высшего профессионального образования в современной России : сборник статей по материалам круглого стола Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-20 октября 2013 г.) / Российская акад. образования Министерства образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т», ФГБОУ ВПО «Амурский гос. ун-т» ; [под ред. В. А. Шишкиной, Н. В. Мартыновой]. - Хабаровск : Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т, 2014. - 375 с.
4. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Барабанщикова. - М.,1988.
5. Актуальные проблемы современной педагогики профессионального образования: теория и практика : монография / Е. Н. Афанасьева; под ред. Е. В. Жарких. - Орел : Госуниверситет. - УНПК, 2013. - 140 с.
6. Акулич, М. М. Противоречия и конфликты современного российского образования // Вестник РУДН. Серия «Социология», январь 2016, том 16, № 1. - С. 175-186.
7. Акулия, М. М. Компетентность и качество образования // Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход : Мат. регион. научно- практич. Коференции / под ред. доц. З. И. Колычевой. - Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2003. - С. 30-31.
8. Алашкевич, М. Ю., Гиглавый, А. В. Основные положения стратегии развития единой образовательной информационной системы // Образовательная политика. - 2005. - С. 54-68.
9. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : дис. доктора пед. наук. - Тюмень, 2006. - 375 с.
10. Александровская, Э. М., Куренкова, Н. В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста : Учебно-методическое пособие : Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 1.
11. Алексеева, Л. Н. Организационно-дидактическое обеспечение профессионального обучения должностных лиц таможенных органов : на примере таможни : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08. - Мурманск, 2004. - 190 с.
12. Алексеева, М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии. - 2006. - № 3. - С. 3-18.
13. Алтунина, В. В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Алтунина В. В. - Калининград, 2012. - 399 с.
14. Альтбах, Ф. Дж. Влияние глобализации на высшее образование // Экономика образования. - 2009. - N 2. - С. 83-86.
15. Андреев, А. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С. 3-11...577