ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПТА «ЕВРОПЕЙСКИЙ ДОМ» 15
1.1. Политические, социально-экономические и культурные основания
европейского единства сквозь призму научного и литературно-художественного осмысления 15
1.2. Парадоксы «единого культурного пространства» Европы: взгляд
из Франции 39
1.3. «Старая» и «новая» Франция: проблемы глобализации,
информатизации и «нового человека» 61
1.4. Векторы трансформации французской национальной
идентичности: имагология, философия и литература о кризисе
культуры 83
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПТА «ЕВРОПЕЙСКИЙ ДОМ» 105
2.1. Парадоксы «европейского дома» в политических процессах
французского евроскептицизма: М. Уэльбек и «желтые жилеты» 105
2.2. Роль религиозных процессов в концептуализации понятия
«европейский дом» 138
2.3. Франция - «европейский дом» в пространстве межкультурного
взаимодействия: «эталоны» и «метиссаж» 166
2.4. Культурологическое значение метафоры «дом» в творчестве
М. Уэльбека: коммуникативный аспект 186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 203
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 210
Актуальность темы исследования. 3акрепление понятия «европейский дом» в литературе и культуре (начиная с повседневной речи и заканчивая аналитическими материалами разного уровня) обычно связывают с изменением политической карты Европы, приписывая его появление Наполеону, де Голлю или даже Михаилу Горбачеву. Отдельного внимания в данной связи заслуживает современная медийная, философская и художественная концептуализация данного понятия, охватывающая систему «культурной перестрой ки» Ев ропы в XX-XXI вв. Теоретическая модель нового культурного целого, выраженная понятием «европейский дом», основана на осмыслении практики послевоенного европейского строительства, одним из лидеров которого была Франция. В культурном самосознании, нашедшем воплощение в научных, публицистических и художественных текстах, этот процесс концептуализируется как идея обустройства общего дома...
Рассмотрение историко-культурного и коммуникативного потенциала понятия « европейский дом» в культуре Франции 199О-х-2010-х гг. позволило уточнить пути концептуализации данного понятия в различных смысловых контекстах - прежде всего, политическом и культурном. В свою очередь, установление объективных оснований и реальных парадоксов европейского единст а подт ерждает гипотезу, согласно которо одним из клю е ых способов определения культурного потенциала концепта « европейский дом» является обращение к его осмыслению в художественной литературе, культурологических и философских сочинениях, - а не только в трудах социологов, экономистов и политологов. Оставаясь в пределах изучения культурного значения этого понятия, нельзя, разумеется, отрываться от процессо де ст ительности, определяющих саму культуру. Однако к этим процессам следует относить не только объективные факторы (такие, например, как глобализация и информатизация), но и субъективные устано ки, определяющие по едение люде и с язанные с глубинными ценностными предпочтениями, традициями, образом жизни и т.д.
Фактор культуры» интегрирует эти устано ки, то создает возможность комплексно оценить происходящие изменения, обратившись к изучению ее представителя - « нового ев ропейца». Для теории культуры ажна также обратная с язь, определяющая лияние фактора культуры» при сознательном ыборе тех целе и ценносте , которые непосредст енно определяют принятие конкретных решени из области реально политики, экономи еско стратегии (например, с язанно с раз итием партнерских отношений) и т.д. Возможно, поэтому в последнее время культура начинает играть се более заметную роль ка ест е инструмента полити еско аргументации. сследо ание, про еденное данно диссертации,
показы ает, то подобная политизация оцени ается аналитиками неоднозначно. Некоторые полагают, что такая позиция может (и должна)
быть признана « отв етств енной» (Б.-А. Лев и, А. Де Б енуа); другие (М. Уэльбек, А. Б адью) настаивают, что она разрушает специфику культурной деятельности как принципиально «неангажированной», т.е. отличной от деятельности социально-преобразовательной (но при этом связанной с философией и наукой). Таким образом роль культуры, в ысвеченная сквозь призму актуального когнити ного образа е ропе ского дома», преподносится как позиция арбитра, выступающего от лица ответств енного инди идуума (а не группы), не с язанного с отношениями ласти. менно такими лицами (а не группо ) ыступают предста ители т ор еско интеллигенции, е голос оказы ается особенно ажен для понимания
современных культурных трансформаций.
Изучение роли « культурного фактора» в жизни современной Франции и французов пров едено в диссертации с точки зрения (1) в ыявления путей концептуализации образа е ропе ского дома» ( ыделены подходы
имагологии и идентитаризма) и (2) определения его коммуникати ного потенциала (проанализиро аны осно ные аспекты критики идеи е ропе ского единст а как культурного феномена литературном,
философском и публицисти еском дискурсах). Для решения этих зада была предпринята попытка дать контекстные определения понятия е ропе ски дом» как (1) художественного образа, (2) идеологии и (3) политического мифа. Что, в свою очередь, позволило проследить не только концептуализацию данного понятия аспекте конструиро ания но ых смысло , обусла ли ающих культурные практики по осущест лению е ропе ского единст а, но и устано ить нали ие стре ного процесса, при котором сама концептуализация предстает как деконструкция полити еского мифа о единой Европе (в том числе, в рамках евроскептицизма). Тонкая грань, которая разделяет концепт и понятие при этом в ременами
переставала различаться: порой амбивалентность и коммуникативная контекстность концепта поз оляла оспринимать его как полисеманти ное понятие; иногда, напроти , прямолине ная тракто ка предложенного теми или иными теоретиками понятия заставляла «подозревать» наличие ангажированной контекстности концепта.
С опорой на культурологические идеи Г. Б ашляра, обосновавшего ключевое значение образа «дома» в культурном самосознании европейцев, прослежены наиболее существенные изменения в образе « европейского дома», в озникшие во французской литературе и культуре 1990-х-2010-х гг. В ходе их анализа было обнаружено, что сходные идеи нашли св ое воплощение меди ном дискурсе, осущест ляющем перенос ценносте » между разли ными областями теории и практики, а также между философско , нау но и нау но-публицисти еско литературо , с язанно с полити еским про тением семантики е ропе ского дома».
В результате изу ения специфики литературного образа е ропе ского дома» было устано лено, то его литературно-философское осмысление продолжает линию имагологии, стремяще ся описать соот етст ующие образы как целостное культурное событие, у иты ающее разность потенциало культуры и политики.
На основании исследования политических проекций концепта « европейского дома» в контексте литературного творчества М. Уэльбека был сделан ряд выводов, подтвердивших исходную гипотезу. А именно, единое е ропе ское пространст о концептуализируется ск озь призму литературно- художест енного образа е ропе ски дом» с д ух заимно дополняющих позиций: во-первых, в духе конструктивизма - как идеология и
одно ременно комплексны проект переустро ст а целостно культурно аксиоматики Европы и соответствующих ей институтов; во-вторых, в духе структурализма - как объективно сложившаяся система ценностей и установ ок, определяющих (при поддержке таких институтов ) инерционную динамику социокультурных трансформаци но е шего периода. Анализ особенносте каждого из подходо одно ременно ыя ляет ограни енны характер методологии социогуманитарного знания, задает импульс легитимации «знания искусств ом» и фиксирует противоречив ое содержание динамики культурного целого.
С другой стороны, мощная линия критики ценностных основании современной культуры в контексте противопоставления цивилизации с ее отлаженными механизмами самов оспроизводства - и культуры как тонкого слоя поисков себя или депривируемой современным глобализарованным обществ ом « традиции», прив одит некоторых авторов к радикализации их взглядов (имеются в виду прежде всего « альт-националисты» и «новые правые», переходящие сегодня, по словам Алена де Б енуа, на все более «левые» антилиберальные позиции). Стоит подчеркнуть: среди тех, кто занят поиском традиции» и корне , - не только публицисты, философы и
политики, но и рядо ые французские обы атели, на ьи пле и легли испытания разли ными е рокризисами последнего десятилетия (например такими, как миграционный и корона- кризис). В конечном итоге во французском обществ е распространяется мнение, согласно которому со ременная ци илизация не оста ляет культуре даже сим оли еского места.
«Европейский дом» с этой «крайней» точки зрения - не столько культурная реальность, сколько культурны проект, напра ленны на ут ерждение неоимперско идеологии с сохранением риторики с ободы и инди идуализма. асть е роскептико предлагает под ергнуть этот проект теорети еско и практи еско перестро ке за с ет союза с угнетенными» - например, с предста ителями миграционных сообщест , понимающими и разделяющими риторику культурно традиции» и культурных ценносте ». При этом необходимо отметить: установки евроскептицизма связывают во французском общест е тех критико идеи едино Е ропы, которые выступают за радикальный пересмотр политических решений в этой области, - и тех аналитиков, которые на фоне солидарности с этой критикой оспринимают культурную реальность е роинтеграции как неизбежность и радикальны « лишь» в суждениях, уходя в сторону от « прямого действия». Франция как « окно» и « фундамент» европейского дома в данной связи предстает не только как один из создателей проекта Евросоюза, но и как страна, где сегодня звучат призывы к « фрекзиту» и принимаются достаточно жесткие законы об ограничении и упорядочив ании миграционных потоков, особенно - из исламских стран.
Миграционные процессы, протекающие во французском обществе и рассмотренные ск озь призму религиозно коммуникации как
специфической формы общественных отношений современного « европейского дома», позволяют зафиксировать, с одной стороны,
у ели ение культурного лияния религиозного фундаментализма и различных форм экстремизма. В то же время наблюдается активизация различных форм противодействия подобным эксцессам. В том числе, средст ами художест енного анализа происходящих процессо , их при ин и возможных следствий. Франция с этой точки зрения представляет собой специфи еское культурное целое, имеющее несмотря ни на то до ольно ысокую степень усто и ости по отношению к деструкти ным тенденциям социального-религиозной коммуникации. Параллельно французский « европейский дом» остается центром притяжения для творческой
интеллигенции. нтенси ны культурны метиссаж и эталонность французско культуры - д е стоны едино социокультурно де ст ительности, задающе особенную притягательность Франции для ыходце из разных стран, ищущих признания с оих художест енных достижени .
Особенное значение в данной связи имеет творчество М. Уэльбека, объединившего в своих произв едениях эмоционально заряженную фиксацию и одно ременно бесстрастную интеллектуальную критику социокультурно реальности, соот етст ующе концептуально метафоре е ропе ского дома» как метиссизиро анного единст а» образа, концепта и понятия. Литературное творчество уэльбековского постэкзистенциализма
предста ляет собо эффекти ную лабораторию, где ирус абсурда» полу ает беспредельные озможности само оспроиз одст а и показы ает
свое тотальное превосходство над другими культурными практиками. Вместе с тем, деконструкция образа «дома» в сознании литературного героя выявляет его остаточную привязанность к растворенным временем « безместным» ценностям « старой Европы», обнажая их объединительный потенциал, не исчерпавший себя по сей день. И это - не общий рынок и безвизов ый в ъезд, а стремление к пониманию и взаимному принятию. Таким образом, рабо ее определение», к которому подходит предпринятая французской литературой концептуализация понятия « европейский дом», не поз оляет считать руины старо Е ропы» тотальным разрушением до тех пор, пока здесь присутствует способность т ор еского поиска. ...
1. Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева во Францию. 2-5 октября 1985 года. Документы и материалы. - М: издательств о политической литературы, 1985. 96 с.
2. Росфинмониторинг. URL: http://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения 09.01.2021).
3. Стандарты качества сельскохозяйственных продуктов. Сельскохозяйственное право Европейского союза / Studme.org. URL: https://studme.org/188056/pravo/standarty_kachestva_selskohozyaystvennyh_prod uktov (дата обращения: 23.03.2020).
4. Briefing No 23. Legal questions of enlargement / Enlargement of the
European Union. URL:
https://www.europarl.europa.eu/enlargement/briefings/23a2_en.htm (accessed 27.05.2020).
5. Carrera S., Lannoo K. We’re in this boat together // Time for a
Migration Union. CEPS Policy. 2018. 9 р. URL: https://www.ceps.eu/wp-
content/uploads/2018/06/SCandKL_PI2018_09_MigrationUnion.pdf (accessed
10.01.2021).
6. C ommunaute europeenne du charbon et de l'acier. Assemb lee commune / European University Institute. URL: https://archives.eui.eu/en/isaar/24 (accessed 27.05.2020).
7. Conditions for membership. European Neighbourhood Policy а nd
Enlargement Negotiations // European Commission. URL
https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/policy/conditions-membership_en (accessed 27.05.2020).
8. EU constitution: Where member states stand / BBC NEWS. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/3954327.stm (accessed 27.05.2020).
9. FATF. URL: https://www.fatf-gafi.Org/countries/#France (accessed 09.01.2021).
10. Mouvement Europeen France. URL: https://mouvement-
europeen.eu/ (accessed 27.05.2020).
11. Official Journal of the European Union, C 306, 17 December 2007 /
Publications Office of the EU. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/- /publication/71382e06-cfe6-4f9a-85e2-c0ca5ef0b46c/language-en (accessed
27.05.2020).
12. Parlement wallon. Session 2007-2008: URL:
http://nautilus.parlement-wallon.be/Archives/2007_2008/CRA/cra18.pdf (accessed 27.05.2020).
13. The history of the European Union / European Union. URL: https://europa.eu/european-union/about-eu/history_en (accessed 27.05.2020).
14. Stead D. Common Agricultural Policy / EH.Net Encyclopedia. Ed. R. Whaples [Electronic resource]. URL: https://eh.net/encyclopedia/common- agricultural-policy/ (accessed 27.05.2020).
Книги и монографии
15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Б аньков ской. - М.: Кучков о поле, 2016. - 416 с.
...395