ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ УСТАНОВЛЕНИЯ РЕЖИМА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 16
1.1. Фондовый рынок как объект уголовно-правовой охраны 16
1.2. Понятие режима уголовно-правовой охраны фондового рынка
и его элементы 41
1.3. Режим уголовно-правовой охраны фондового рынка в иностранном и
международном законодательстве 60
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РЕЖИМА УГОЛОВНО¬
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФОНДОВОГО РЫНКА 94
2.1. Принципы режима уголовно-правовой охраны фондового рынка 94
2.2. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования в
системе уголовно-правовой охраны фондового рынка 113
2.3. Основные направления, институты и нормы, обеспечивающие режим
уголовно-правовой охраны фондового рынка 131
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕЖИМА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФОНДОВОГО РЫНКА 147
3.1. Особенности установления средствами уголовно-правового
регулирования охраны прав инвесторов при оказании профессиональных услуг на рынке ценных бумаг 147
3.2. Особенности уголовно-правовой охраны прав инвесторов
от запрещенных торговых практик 176
3.3. Уголовно-правовая охрана имущественных и иных прав инвесторов на
фондовом рынке 197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 212
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . 222
ПРИЛОЖЕНИЕ 261
Актуальность темы диссертационного исследования. Базовым элементом любого цивилизованного рынка является фондовый рынок. В целом можно вести речь о достаточно высоком уровне правовой регламентации отношений на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, как и любая сфера хозяйственной деятельности, этот рынок подвержен криминальным посягательствам. В свою очередь, негативное воздействие преступных посягательств напрямую влияет на институциональную среду инвестиционной деятельности и, как результат, на нормальное функционирование всего хозяйственного комплекса страны.
В отечественном законодательстве уголовно-правовая охрана отношений на фондовом рынке обеспечивается рядом норм, закрепленных в гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации . Режим уголовно-правовой охраны рассматриваемых отношений призван оказывать определенное воздействие на функционирование фондового рынка путем исключения противоправного поведения его субъектов.
Однако существующий режим уголовно-правовой охраны трудно признать удовлетворяющим современным реалиям. Подтверждением тому являются данные официальной статистики, свидетельствующие о крайне малом количестве уголовных дел, возбужденных по ст. 185-185.3, 185.6 УК РФ. Во многом такое положение дел обусловлено междисциплинарным характером рассматриваемых правоотношений, предопределяющим сложности для правоприменительных органов в уяснении и применении положений уголовного закона, определяющих ответственность за совершение преступлений в сфере эмиссии и обращения биржевых ценных бумаг.
Отдельные вопросы возникают в связи с появлением цифровых объектов, обладающих отдельными признаками ценных бумаг, в отношении которых на сегодняшний день нет однозначного ответа о применимости к ним уголовного законодательства за преступления на фондовом рынке. Так, Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует среди прочего правоотношения, связанные с выдачей и обращением ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права, а Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует отдельные правоотношения «по выпуску, учету и обращению эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами» .
Указанные обстоятельства предопределяют актуальность выявления проблем, возникающих в связи с установлением и реализацией режима уголовно-правовой охраны фондового рынка, и выработки предложений по их разрешению. Исходя из глубокого научного осмысления межотраслевых связей, включая экономические, цифровые и гражданско-правовые аспекты рассматриваемых отношений, видится необходимым дать ответы на многие сложные вопросы, возникающие при реализации указанного режима на рынке ценных бумаг, или, иначе, на фондовом рынке.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема диссертационного исследования относится к числу малоизученных, о чем свидетельствует недостаточное количество фундаментальных научных работ, отражающих правовую природу и уголовно-правовую оценку посягательств на рынке ценных бумаг.
Проблемы финансово-правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг рассматривают следующие ученые: Г.П. Толстопятенко, А.Б. Быля, Е.В. Покачалова, А.В. Габов, И.В. Рукавишникова, Е.Г. Хоменко,
Е.М. Ашмарина, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова, Л.К. Воронов,
А.Н. Козырин, М.В. Карасева, И.И. Кучеров, Ю.А. Крохина, Г.В. Петрова, Э.Д. Соколова, Р.О. Халфина, А.И. Худяков, Н.И. Химичева, Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, В.И. Гуреев, Г.С. Гурвич, С.В. Запольский, М.И. Пискотин, М.Б. Разгильдиева, Т.Э. Рождественская, С.В. Рыбакова и др.
Стоит отметить, что комплексных научных исследований, посвященных правовому регулированию финансового рынка в Российской Федерации, также весьма мало. Целесообразно выделить докторскую диссертацию А.Г. Гузнова «Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации» (2016).
Отдельные проблемы межотраслевого характера рассматривались в работах по административному праву (К.С. Бельского, Ю.М. Козлова,
A. В. Кирина, Б.М. Лазарева, Д.М. Овсянко, И.В. Пановой, Л.Л. Попова, Г.А. Туманова, Ю.А. Тихомирова, Ю.Н. Старилова, Б.В. Россинского и др.), гражданскому праву (С.Н. Братуся, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, Н.В. Козловой, Н.Г. Семилютиной, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Б.Б. Черепахина, А.Е. Шерстобитова и др.), а также в области банковского права (А.Г. Братко, А.А. Вишневского, С.А. Голубева, Л.Г. Ефимовой, Н.Ю. Ерпылевой, А.В. Курбатова, Л.А. Новоселовой, О.М. Олейник, Е.Н. Пастушенко, А.В. Турбанова и др.).
Уголовно-правовые аспекты противодействия преступлениям на рынке ценных бумаг исследовались в работах Е.И. Кадовик (1999 г.), С.П. Ставило (2000), С.В. Русеевой (2001), Г.Г. Дашковой (2005), Н.А. Вербицкой (2007), Д.В. Дорохина (2007), С.В. Красюкова (2008), Е.А. Новиковой (2008),
B. И. Галкиной (2009), А.А. Гурова (2009), А.С. Горлова (2013), А.Ю. Рябовой (2013), М.М. Сальникова (2013), О.Ю. Исаева (2014), И.В. Миронюка (2015), Э.Л. Сидоренко (2019), З.И. Хисамовой (2019).
Таким образом, за последнее время проблемы уголовно-правовой охраны фондового рынка комплексно никем не исследовались. Между тем существующая динамика развития рынка ценных бумаг, его всеобъемлющая цифровизация породили целый ряд проблем и вопросов как теоретического, так и практического характера, нуждающихся в фундаментальной проработке и разрешении.
Стоит также отметить, что вышеупомянутые ученые, в основном, концентрировались на исследовании вопросов квалификации преступных деяний и дифференциации ответственности за их совершение, а также отдельных криминологических аспектах, однако комплексное исследование режима уголовно-правовой охраны фондового рынка проводится впервые.
Объект исследования составляют правоотношения, возникающие в связи с обеспечением режима уголовно-правовой охраны фондового рынка.
Предметом исследования выступает действующее уголовное законодательство, устанавливающее ответственность за преступления, совершаемые на фондовом рынке, а также нормы гражданского, финансового и административного права, регулирующие отношения в сфере выпуска и обращения ценных бумаг, материалы уголовных дел, материалы судебной практики как Российской Федерации, так и зарубежных стран, информационные сообщения в СМИ и др.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ режима уголовно-правовой охраны фондового рынка; исследование содержательной составляющей и институциональных характеристик рассматриваемых отношений для определения критериев общественной опасности преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг; определение содержательных элементов отдельных направлений режима уголовно-правовой охраны фондового рынка; установление критериев криминализации противоправных посягательств на фондовом рынке; характеристика содержания и формы реализации уголовной ответственности за посягательства на фондовом рынке.
Для достижения обозначенной цели определены следующие исследовательские задачи:
1) раскрыть особенности установления режима уголовно-правовой охраны фондового рынка в российском законодательстве;
2) определить теоретические основы установления режима уголовно-правовой охраны фондового рынка в международном законодательстве;
3) сформулировать принципы режима уголовно-правовой охраны фондового рынка;
4) выявить основные направления реализации режима уголовно-правовой охраны фондового рынка;
5) раскрыть особенности установления средствами уголовно-правового регулирования охраны прав инвесторов при оказании профессиональных услуг на рынке ценных бумаг от запрещенных торговых практик и иных противоправных деяний на фондовом рынке;
6) сформулировать предложения по модернизации основных направлений совершенствования уголовно-правового режима регулирования фондового рынка.
Методологическую основу диссертационного исследования образует совокупность общенаучных методов познания. В ходе работы над диссертационным исследованием использовались такие общенаучные методы познания как синтез, анализ, индукция, дедукция, классификация, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический,
сравнительно-правовой, метод контент-анализа.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в сфере общей теории права, финансового, гражданского, административного, цифрового, уголовного и иных отраслей права, экономики, банковского дела и других сфер научного знания, полностью или в определенной части посвященные проблематике работы.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации , УК РФ, Гражданским кодексом РФ , Кодексом РФ об административных правонарушениях , иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы опубликованной следственной и судебной практики; отчеты, доклады, информационные материалы и аналитические обзоры, а также результаты анализа рынка IT-технологий, банковского сектора и фондового рынка, проведенные независимыми компаниями; результаты контент-анализа средств массовой информации.
В ходе работы над диссертацией были изучены приговоры по уголовным делам в отношении преступлений, предусмотренных ст. 185-185.3, 185.6 УК РФ, апелляционные определения, вынесенные в период с 2015 по 2021 гг. Проведено анкетирование по специально подготовленным опросным листам 121 эксперта из числа сотрудников следственных подразделений, судейского сообщества, научных работников, специалистов фондового рынка. В ходе проведения исследования использовались статистические сборники о состоянии преступности в России, представленные на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации .
...
В результате выполненного исследования необходимо сделать следующие основные выводы:
1) Определено, что уголовно-правовая охрана фондового рынка в историческом плане устанавливалась под влиянием кризисных проявлений и представляла собой свод внутренних правил и указаний.
2) Установлено, что присущая фондовым рынкам на локальном уровне обособленность от иных финансовых институтов отразилась и на специфике регулирования отношений на фондовом рынке на международном уровне. Фондовый рынок в силу исторически сложившихся обстоятельств на международном уровне полноценно не урегулирован. Однако выработаны определенные стандарты регулирования, в которых обосновывается необходимость создания режима уголовно-правовой охраны фондового рынка, сформулированы обязательные содержательные элементы режима.
3) Фондовый рынок как целостное экономическое образование
характеризуется:
- исторически обусловленной закрытостью и, как следствие, созданием обособленных механизмов регулирования, присущих только рынку ценных бумаг;
- отсутствием транспарентных международно-правовых механизмов регулирования;
- стремительной цифровизацией и внедрением нового рынка капиталов, не имеющего аналогов и моделей регулирования.
4) Доказано, что основой фундамента для построения эффективной системы регулирования фондового рынка является создание правового режима, способного нивелировать потенциальные риски и последствия системных кризисных проявлений, обеспечив при этом защиту прав и интересов инвесторов.
5) Установлено, что основная цель уголовно-правовой охраны фондового рынка — сдерживание потенциальных нарушителей от совершения неправомерных действий, имеющих негативные последствия, как для участников рынка, так и общего климата на фондовом рынке.
6) Доказано, что уголовно-правовая охрана отношений на фондовом рынке представляет собой систему, состоящую из неотъемлемых элементов:
- фондового рынка как непосредственного объекта, поставленного под охрану;
- субъектов — профессиональных и непрофессиональных участников рынка ценных бумаг, на которых распространяется регулятивный потенциал в части недопущения ими различного рода преступных манипуляций, а также инвесторов в части обеспечения защиты их прав и законных интересов;
- неправомерной деятельности на фондовом рынке, осуществляемой вовлеченными в нее лицами.
7) Доказано, что правовое регулирование отношений на фондовом рынке подвержено всем динамическим изменениям, происходящим в условиях развития отрасли финтех и цифровизации. В указанных условиях существующие механизмы привлечения к ответственности за посягательства на фондовом рынке нельзя признать достаточно эффективными и удовлетворяющими существующему уровню запроса на уголовно-правовую охрану.
8) Доказано, что появление криптовалют и цифровых финансовых активов послужило катализатором для развития нового рынка капиталов, отличного от традиционных. Отсутствие единых транспарентных механизмов гражданско- правового регулирования цифровых форм традиционных имущественных отношений снижает эффективность режима уголовно-правовой охраны отношений на фондовом рынке, провоцируя появление новых рисков. Основным риском в отношении целостности рынка является возможность манипулирования рынком и потенциальных потерь инвесторов.
9) Специфика отношений, урегулированных в положениях законодательства о ценных бумагах и фондовом рынке, обусловила необходимость установления в уголовном праве особого режима их охраны. Несмотря на финансово-экономическую базу позитивных отношений, лежащих в основе режима уголовно-правовой охраны фондового рынка, общего режима уголовно-правовой охраны отношений в сфере экономической деятельности было недостаточно для обеспечения состояния защищенности интересов и прав участников фондового рынка. В указанных обстоятельствах законодателем посредством использования специальных методов уголовно- правового регулирования был создан упомянутый режим.
10) Определено, что уголовно-правовой режим охраны фондового рынка напрямую связан с административно-правовым режимом и составляет в совокупности с ним единую комплексную систему юридической охраны фондового рынка. Закрепленные в уголовном законодательстве императивные нормы, направленные на регулирование фондового рынка, находятся в прямой корреляции с соответствующими положениями административного законодательства.
11) Режим уголовно-правовой охраны фондового рынка — это особый порядок уголовно-правового регулирования общественных отношений на фондовом рынке, выражающийся в определенном сочетании уголовно-правовых средств, приемов и методов, предназначенных для обеспечения состояния защищенности охраняемых законом отношений при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при обращении иных ценных бумаг и при осуществлении деятельности профессиональными участниками рынка ценных бумаг от преступных посягательств.
12) В результате уголовно-правового исследования особенностей режима уголовно-правовой охраны фондового рынка в иностранном законодательстве были выявлены ключевые особенности:
- основу европейского подхода формирования режима уголовно-правовой охраны фондового рынка составляет CSMAD или MAD II, который находится в прямой корреляции с установленным MAR общим позитивным режимом правового регулирования фондового рынка;
- урегулированность гражданско-правовых отношений на фондовом рынке является основой для применения европейского режима уголовно-правовой охраны;
- MAR применяется непосредственно в каждом государстве — члене ЕС, не требуя от государств разработки законов, реализующих положения MAR; однако каждое государство-член обязано гарантировать признание злоупотребления рынком уголовным преступлением, которое эффективно наказывается;
- европейский режим уголовно-правового регулирования фондового
рынка отводит специальное место рынку цифровых активов; с 2020 г. выделяется двухуровневая система регулирования: криптоактивы
квалифицируются как финансовые инструменты, пилотный режим применяется для новых видов цифровых активов;
- на территории Великобритании сложился свой уникальный режим уголовно-правового регулирования фондового рынка, представляющий собой органичное сочетание норм европейского права и традиционного обычного права на основе прецедентов; такое положение обусловлено необходимостью обеспечения бесшовного перехода британского рынка и финансовых инструментов к новой регуляторике;
- подход США в установлении режима уголовно-правовой охраны фондового рынка является ориентирующим для регуляторики большинства мировых юрисдикций; при этом подход регулирующего органа США, Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), в основном императивный.
13) Доказано, что соблюдение отраслевых принципов в рамках режима уголовно-правовой охраны предполагает обеспечение при установлении и реализации режима уголовно-правовой охраны базисных начал уголовно-правового регулирования, достижения инклюзивности специального режима в общем режиме уголовно-правовой охраны, характеризуется следованием общеправовым началам режимного регулирования.
14) Доказано, что соблюдение отраслевых принципов в рамках режима уголовно-правовой охраны предполагает обеспечение при установлении и реализации режима уголовно-правовой охраны базисных начал уголовно-правового регулирования, достижения инклюзивности специального режима в общей системе уголовно-правовой охраны, характеризуется следованием общим началам правового регулирования с включением режимных компонентов.
Внутриотраслевые принципы режима уголовно-правовой охраны представляют собой основополагающие положения, соотносимые с уголовно¬правовыми принципами как общее и специальное. Внутриотраслевыми принципами режима уголовно-правовой охраны фондового рынка следует признать:
- принцип законности и обеспечения прав и интересов потерпевших (инвесторов) от неправомерных действий на фондовом рынке;
- принцип соразмерности санкций за совершение преступных деяний на фондовом рынке их потенциальной преступной выгоде;
- принцип равенства всех перед законом и судом и неотвратимости ответственности за преступные деяния на фондовом рынке;
- принцип действия уголовного закона в пространстве, обеспечивающий превентивный потенциал уголовно-правового режима в отношении цифровых форм рынка, лишенных «территориальной привязки»;
- принцип гуманизма и экономии уголовно-правовой репрессии, обеспечивающий достижение состояния защищенности и благоприятности на фондовом рынке посредством использования оптимального набора уголовно¬правовых мер и средств.
...
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054721.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2021. — 768 с.
3. Инструкция Банка России от 17.10.2018 N 192-И (ред. от 06.07.2020) «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3-5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2019 N 53651) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс».
5. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2021. — 1232 с.
7. Положение Банка России от 13.05.2016 N 542-П «О требованиях к осуществлению депозитарной деятельности при формировании записей на основании документов, относящихся к ведению депозитарного учета, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги, и при хранении указанных документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2016 N 42678) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Положение Банка России от 16.12.2020 N 746-П «О ведении Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, о порядке и сроках представления операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторами обмена цифровых финансовых активов в Банк России сведений о лицах, распоряжающихся акциями (долями) указанных операторов, а также о порядке представления и согласования Банком России изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, изменений в правила обмена цифровых финансовых активов» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2021 N 62191) // СПС «КонсультатПлюс».
9. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203) // СПС «КонсультантПлюс».
11. Положение Банка России от 27.12.2016 N 572-П (ред. от 08.06.2021) «О требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2017 N 45649) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Приказ ФСФР России от 28.06.2012 N 12-49/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации, а также размера возмещения убытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Приказ ФСФР РФ от 07.07.2009 N 09-25/пз-н «Об особенностях учета
в реестре владельцев именных ценных бумаг акций акционерных обществ, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2009 N 14804) // СПС
«КонсультатПлюс».
14. Приказ ФСФР РФ от 12 августа 2010 г. №10-56/пз-н «Об особенностях проведения в реестре владельцев именных ценных бумаг операции по изменению информации, содержащейся на лицевом счете номинального держателя и (или) доверительного управляющего, в связи с реорганизацией указанных лиц в форме преобразования или в форме присоединения» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2021. — 400 с.
...380