Введение 5
Актуальность темы 5
Степень разработанности темы 8
Положения, выносимые на защиту 12
Теоретико-методологические основы исследования 18
Историческая основа исследования 20
Цель работы 23
Научная новизна 24
Глава 1. Вызовы алгокогнитивной культуры 26
Алгокогнитивный софизм? 35
Китайская цифровая «культурная революция» 50
Начало Современности 57
Институты и когнитивная емкость католической и протестантской метафор 73
Глава 2. Введение в проблематику 93
Рационализм: трудности определения 100
Определение института 110
Типология институтов и корпоративный рационализм 116
Большие идеи 122
Концепт порядка 122
Концепт свободы: свобода как событие? 127
Концепт справедливости: справедливость как состояние 136
Метафора как политический синтез идеи и институционального рационализма 144
Системы ценностей институтов различных типов 149
Символические обмены и ресурсная конкуренция 153
Глава 3. Стабильные социальные состояния 156
Принципы политического дизайна 156
Политические архитектуры и политсистемы 160
Базовые политические архитектуры 160
Католическая политическая архитектура 163
Ресурс сакрального языка 165
Рождение университета и юридическая традиция 167
Метафора индульгенции: превращение нормы в символ 170
Деньги, Испанская инквизиция, и коллапс системы 172
Протестантская политическая архитектура 175
Институт пророка и политика 178
Секулярный протестантизм 180
Православная политическая архитектура 184
Москва - Третий Рим. Изменение политической архитектуры 187
Политический маятник: между двумя крайностями 188
Соборность как суверенитет общества 190
Экспансия как снятие конфликта между властью и обществом 192
Конфуцианско-даосская политическая архитектура 194
Типы интеграции и их метафоры 199
Глава 4. Нестабильные социальные состояния 202
Качественные преобразования социальной структуры 204
Греческий язык описания политики: рационализм купца как точка сборки 207
Политическая архитектура до Солона 211
Реформы Солона 212
Политическая архитектура после Солона 217
Возникновение языка описания политики 219
Решение конфликта науки и политики 224
Римский язык описания политики: институционализм как точка сборки 229
Эволюция процедуры 231
Политическая архитектура республиканского Рима 245
Наступление эпохи Модерна. Английский институциональный рационализм 250
Политическая архитектура Англии после Генриха VIII 255
Томас Гоббс: конструирование принципов рационального 261
Концептуализация английской идеи свободы 265
Конструирование власти 268
Французское Просвещение: метафора свободы, равенства и братства 273
Конструирование рационализма 276
Конструирование власти 278
«Политический организм» Руссо 282
Французская концепция свободы 286
Глава 5. Эволюция концептов Просвещения: победное шествие купца 298
Эволюция процедуры: возникновение концепта прав меньшинств 303
Британская колониальная эпоха и политическая операционализация концептов Просвещения. 313
Джеймс Милль: утверждение гоббсовского рационализма как языка описания колониальной политической реальности 318
Борьба с символической фигурой жреца 322
Внедрение протестантизма: концепт меньшинств 324
Зарождение «секулярной религии»: концепт свободы торговли Джона Стюарта Милля 327
Конструирование «культа невидимой руки рынка» 334
Становление концепта демократизации 344
Корпоративизм как основа экспансии 345
Реконцептуализация свободы 347
Заключение 354
Библиография 360
На русском языке: 360
На английском языке 368
Актуальность темы
Диссертация посвящена одной из остро ощущающихся, но гораздо реже вербализируемых напрямую проблем современного политического анализа, а именно - проблеме институционального рационализма: каким образом последний возможен, и если да, то из каких критериев самоопределения он будет исходить? Насколько велика его роль в определении критериев рационального политической системой в целом? Представляя собой рационализм «среднего уровня», чем он будет принципиально отличен от рационализма микроуровня, т.е. индивидуального, и рационализма макроуровня, т.е. политической системы в целом? Ответ на этот вопрос представляется весьма важным, поскольку одновременно он будет ответом и на актуальную проблему нарастающей нерелевантности - или коснения - языка описания и анализа политики, когда нормативная концептуальная система все более расходится с описываемой ей реальностью на всех уровнях уже по той причине, что она не имеет семантических ниш для адекватной классификации бурно накапливаемых изменений. Это логично: подавляющее большинство находящихся в обороте концептов были рождены в свое время вполне определенной политической практикой, релевантной тому уровню и состоянию политической системы, которая их породила; эта практика была в подавляющем количестве случаев институциональной, т.е. вела к появлению новых «правил игры»; оказавшись удачным решением для «здесь и сейчас», концепты затем превратились в самостоятельную онтологию, тем самым став критерием «разумного» и «правильного» не только для собственной, но и для всей последующей реальности. По мере накопления последней изменений (развития, стагнации, трансформации) адекватность этой онтологии закономерным образом падает.
Наглядно глубину и актуальность этой проблемы выявило недавнее американское исследование, выполненное на основе новейших технологий, опубликованное на сайте Национальной академии наук США. Анализ массива «больших данных» в виде 90 млн. публикаций в научных журналах, распределенных по 241 научной теме, и имеющих 1,8 млрд. цитирований, показал критическое отсутствие инноваций . Очевидно, что причин такой стагнации много, начиная с проблемы конформизма, и продолжая теми императивами, которые диктует практика наукометрии. Но бесспорно, что далеко не последней в их ряду является и постоянно нарастающая нерелевантность концептуального аппарата, понуждающего исследователя пойти по «удобному» пути, и не замечать «выпадающих» исключений, собственно и формирующих ткань новой реальности.
Данное исследование призвано внести свой посильный вклад в разрешение этой проблемы. Институциональный рационализм предположительно лежит в основе целого ряда ключевых для современной политологии концептов, таких как свобода, порядок, справедливость, демократия, и выявление природы их связи, возникающего в этой связи функционала позволит заметно обогатить их понимание. Действительно, политические идеи существуют не сами по себе, они всегда связаны с субъектом, который их продвигает, и видит в том либо ином формате их воплощения возможность реализации собственных интересов. Этот субъект, в свою очередь, всегда институционален, и в силу этого исходит не из индивидуального, а из институционального рационализма. Любой рационализм, как вывел М.Хоркхаймер, возможен исключительно как оценка альтернатив достижения цели, те принимаются разумом как само собой разумеющиеся, в то время как вопросу о разумности самих целей большого значения рационализмом не придается . Институциональный же
рационализм, очевидно, будет как минимум выстраиваться вокруг внутреннего единства по поводу целей института в отношении своего самосохранения и развития в социальном пространстве. При этом наличествующие в социальном пространстве институты, по заключению Ж.Дюмезиля , могут быть сведены к трем функциональным типам, это функционал власти, функционал норм и влияния, и функционал экономического производства. Разный функционал предполагает разный рационализм, соответственно, эти типы институтов не взаимозаменяемы. Они, как правило, существуют в рамках общей политической архитектуры, обмениваясь друг с другом своими специфическими ресурсами , как, например, «порядок», «легитимность», «деньги» и пр. по формирующемуся в рамках политсистемы «обменному курсу».
Этот уровень деконструкции открывает принципиально новые возможности перед жанром институционального анализа. Так, поскольку баланс в политсистеме устанавливается за счет доминирования какого-либо одного типа института, а рационализм и система ценностей последнего будут претендовать на статус онтологии и ценностей системы в целом, мы, по идее, «на выходе» должны будем получить модель с достаточным количеством институциональных комбинируемых переменных, чтобы на основании языков институционального рационализма достаточно корректно описывать все возможные стабильные состояния политсистемы. Он также открывает возможность и для понимания и описания нестабильных состояний политсистемы, т.е. трансформационных процессов - основой метода тут может стать уже упоминавшаяся тесная связь типа института с той идеей, которую тот продвигает в публичном пространстве с целью легитимации собственных амбиций вовне. Само собой разумеется, что этот подход легко может быть применен и к проблематике взаимодействия различных политсистем друг с другом, т.е. к проблематике МО.
Все основные положения диссертации были апробированы в многочисленных публикациях в научных журналах «Полис», «Полития» и «Международные процессы».
Степень разработанности темы
При том что сама концепция рационализма относится к одной из наиболее разработанных, и опирается на впечатляющий массив научной литературы, институциональный рационализм до этого самостоятельным объектом исследования не становился. Действительно, большинство классиков и современных авторов так или иначе базирующихся на презумпции рациональности теорий, начиная с И.Бентама и Дж.С.Милля67, и продолжая М.Вебером , А.Маслоу , Р.Нозиком , Дж.Роулзом , Г.Тардом , З.Фрейдом , Дж.Цебелисом , и, наконец, Дж.Бьюкененом и Дж.Бреннаном , в качестве действующего субъекта рассматривают исключительно индивида. Последний фактор обуславливает возможность сосуществования довольно большого количества весьма разных теорий рационализма, количество противоречий между которыми исключает возможность их генерального обобщения. Наиболее существенным аргументом их ограниченной полезности для настоящего исследования, впрочем, является очевидная невозможность экстраполяции индивидуального рационализма на институциональный - в ином случае на не приходилось бы говорить об институтах вообще.
Упоминание разумности как надындивидуальной характеристики, в том числе и групповой, тесно связанной с доминирующими в обществе социокультурными онтологическими и ценностными установками, мы обнаруживаем еще в классических трудах Платона1718, Аристотеля192021 и Диогена Лаэртского , а также в работах Г.Ф.Гегеля , В.Парето , Ж.Делеза , П.Бурдье , Г.Алмонда и С.Вербы , Э.Дюркгейма и В.Сергеева3233. При этом в данных трудах рационализм не выделяется как самостоятельный интегратор группы или общности, он рассматривается как ее имманентная характеристика, в свою очередь, делающая возможным существование групповой онтологии и системы ценностей.
Тесная связь самоосознания группы (или класса) с экономполитическими факторами обоснована в ставшими классическими работах Т.Гоббса , Дж.С.Милля , К.Маркса , П.Прудона , Дж.Мэдисона , чуть менее известного Т.Веблена и, конечно же, Ф.Броделя , а также в трудах Т.Парсонса4243, Д.Норта , Дж.Стиглица , М.Олсона , Р.Гриффитса и В.Сергеева , Н.Талеба , О.Григорьева и Дж.Арриги . Однако, экономический рационализм, будучи крайне важным фактором - а в трудах вышеприведенных авторов экономический рационализм рассматривается на всех возможных уровнях, индивидуальном, групповом (институциональном), политсистемы в целом и межсистемном - все же не охватывает все типы рационализма, резонное экономически совсем не обязательно будет таковым с точки зрения рационализма власти или с точки зрения социокультурных установок. Рационализм макроуровня, т.е. политсистемы в целом, обнаруживается в работах Г. Моргентау и С.Хантингтона , но они не рассматривают в этом контексте институциональные аспекты, и не выявляют внутренние механизмы его формирования.
Теснейшую связь рационализма и идей, обоснование сущности идеи как репрезентации нового формата рационализма находятся в трудах Т.Гоббса5354, Вольтера , Ш.Л.Монтескье5657, Ж.-Ж.Руссо585960, Э.Берка ,
Дж.С.Милля 61 , В.Ф.Гегеля , О.Конта , Т.Парсонса , А.Бадью6667, Г.Моски , „ АО „ „ 7071 70 70 74 . ~ 7>
В.Парето, И.Берлина . Б.Бернарди , Л.Бляхера , С.Жижека и А.Сен .
Речь идет о самых разных идеях - об идее свободы, которая может быть как свободой распоряжаться собственностью (Г оббс), так и свободой от власти и собственности (Вольтер), равно как событием свободы (Жижек), об идее порядка (Парсонс, Конт), об идее консерватизма (Берк), об идее справедливости (Сен), об идее безопасности (Гоббс). Однако данные труды не концентрируются на институциональных аспектах рационализма, тем самым предполагая за последним качество всеобщности.
Репрезентацию рационализма в актуальном политическом языке, выраженную через метафору, рассматривал Дж.Лакофф , через семантику - У.Эко и В.Карпов . А корпорацию как основу социальной идентичности, а вместе с ней - и рационализма, мы обнаруживаем в трудах Э.Этциони ,
Ж.Дюмезиля и Д.Ципли . ...
Предпринятое исследование особенностей становления
институционального рационализма в истории стран Запада позволило выявить ряд принципиальных закономерностей, позволяющих более глубокое и полное понимание логики, механизмов и когнитивного обеспечения политических процессов. Так, на обширном историческом материале была подтверждена базовая гипотеза о том, что именно межинституциональное взаимодействие, выраженное через ресурсный обмен, обуславливает онтологию, ценности и практики политической системы в целом, а вместе с ними - и понятие рационального для общества в целом. Подтвердилось и предположение о возможность атрибуции каждой из трех «больших» идей, идей свободы, справедливости и порядка, лежащих в основе современного идейного разнообразия, институтам того либо иного типа, опирающихся на них для легитимации своих политических амбиций: в рассмотренной совокупности кейсов не было обнаружено исключений, институты власти неизменно опираются на идею порядка, институты влияния - на идею справедливости, а экономические институты - на идею свободы.
Было верифицировано и предположение о том, что институциональное равновесие неустойчиво, и является неустойчивой переходной формой. Устойчивыми являются институциональные конструкции, по сути - политические архитектуры, основанные на доминировании какого-то одного типа института, который в силу этого и обретает способность навязывать остальным институтам свои условия ресурсного обмена, а для общества в целом - формировать критерии статусного распределения и вертикальной мобильности. Последнее обретает форму экстраполяции свойственных доминирующему институту системы ценностей и рационализма на общество в целом, и выражается через завышенную оценку собственного символического капитала - т.е. власти, денег или влияния - по отношению к титульному капиталу двух других типов институтов.
Понятие политической архитектуры позволило, кроме прочего, выделить природу цивилизационных различий, в основе которых лежит разное понимание рационального, обусловленного как структурными различиями, так и задаваемыми этими различиями особенностями ресурсного оборота. Кроме прочего, это обуславливает разность структур экономики, всегда ориентированной на производство востребованных для системы ресурсов. Так, в политсистеме с доминированием нормативного института, т.е. института влияния, главным субъектом политики и экономики является общество в целом, опорной становится идея справедливости, а наиболее востребованными становятся надындивидуальные смыслы, выраженные через такие нематериальные активы, как наука, культура и искусство, в производство которых и направляется основной инвестиционный поток. Это положение было в полной мере верифицировано на примере католической и православной цивилизации, а также на примере современного Китая, управляемого компартией. В политсистеме же с доминированием экономических институтов, в первую очередь - финансовых, драйвером экономического и политического развития становится материальное индивидуальное потребление, легитимируемое идеей индивидуальной свободы. На восходящей стадии капиталистического цикла оно становится материальной основой экспансии, обеспечивая расширяющуюся политсистему достаточным количеством «горячих» средств коммуникации, в терминологии Маклюэна, для деконструкции внешних политсистем и включения их ресурсов в свой оборот, а на нисходящей, наступающей по мере затоваривания рынков, превращает в объект деконструкции уже собственное общество: максимизация потребления достигается за счет его расщепления на индивидов и, как показала алгокогнитивная культура - дальнейшего расщепления уже индивидов, с вынесением их когнитивной функции вовне, в социальные сети. При этом такая система теряет способность к производству и оценки надындивидуальных смыслов, культура, наука и искусство становятся ориентированными на сервильные и утилитарные смыслы. Это положение было верифицировано на примерах древних Афин, истории становления Нового времени, и современной алгокогнитивной культуры.
Было также доказано и положение о том, что долгосрочное доминирование в политсистеме института власти возможно только в условиях экспансии, когда обретаемый в ее результате ресурс компенсирует ситуативную гибкость норм и правил - как это продемонстрировала история древнего Рима времен республики. При этом ситуативность норм заметно ограничивает возможность такой системы инвестировать в надындивидуальные смыслы, последние просто не могут быть оценены. В условиях же стабильности институты власти входят в альянс либо с нормативными институтами, тем самым минимизируя флексибильность норм и правил, как это произошло в случае Православия, где возникла уникальная конструкция «симфонии властей», а вместе с ней - и возможность производства надындивидуальных смыслов, либо заключают союз с экономическими институтами, что запускает процесс перерождения в олигархию и, на определенном этапе, приводит к приватизации власти экономическими структурами.
Получило свое подтверждение и положение о том, что каждая из политических архитектур имеет свой ресурс развития, и по его исчерпанию она становится ригидной и разрушается. Ригидность ведет к делегитимации привычных норм и правил, и перемены легитимируются одной из трех «больших» идей, идеей свободы, справедливости или порядка. Что важно, за идеей всегда стоит институт, который с ее помощью легитимирует свои амбиции на лидерскую функцию, институт власти, влияния или экономический. Не менее важным становится и тот момент, что ни одна из этих идей не может быть реализована полностью, с ее помощью легитимируются только перемены, но не тот порядок, который будет с помощью них установлен. Данное положение было верифицировано автором на примере реформ Солона в Древних Афинах, революции в Англии и эпохи Просвещения во Франции.
Было доказано и положение о том, что история становления Нового времени может быть убедительно описана как история становления и развития капитализма, последовательно прошедшего через генуэзский, голландский, британский и американский циклы, и состоявшего в деконструкции политических систем колоний и включении их ресурсов в оборот метрополии. Институциональная основа экспансии была создана протестантизмом, функционально упростившим свои политические архитектуры в части изъятия нормотворческого института из политсистемы, и в дальнейшем превратившим интерпретацию норм в инструмент маркетизации, а идеологическим обеспечением экспансии стала идея свободы в ее просвещенческом варианте, где свободе априори противостоят институты государства и влияния. Автор верифицировал данное положение на историческом материале времен становления протестантизма, эпохи колониального господства Англии, и времен становления политической системы США.
Нашло свое подтверждение и положение о том, что современная алгокогнитивная культура является логичным продолжением «когнитивного кода» Нового времени, когда центральной фигурой западной политсистемы стал финансист: основные ее феномены, как, например, «культура отмены» и «культура постправды», являются прямым результатом доминирования в цифровом информационном пространстве частных корпораций, ориентированных на культивирование и расширение своих рынков. Автор нашел значимое количество параллелей сегодняшней «алгокогнитивной» реальности с античными временами времен доминирования софистов, по сути обслуживавших тогдашнюю олигархию, уже тогда породивших свои варианты и «культуры постправды», и «культуры отмены».
В целом же предложенная автором методология когнитивного институционализма, позволяющая выделить три базовых основания эволюции социума, это, соответственно, институты, рационализм и идеи, создает новую точку опоры для понимания особенностей и принципов социальной эволюции, предоставляющую исследовательскую возможность для отделения случайного от закономерного, и объективации понимания сущности и природы политических процессов. В частности, выявление институционального рационализма, рационализма «среднего уровня», занимающего место между рационализмом индивидуальным и рационализмом политсистемы в целом, позволяет определить именно его как тот ключевой фактор, который обуславливает логику развития политсистем. А его теснейшая связь со структурой ресурсного оборота, с одной стороны, и «большими идеями», с другой, позволяет создать убедительную модель, позволяющую объяснять особенности воспроизводимой в рамках политсистемы онтологии и системы ценностей, и с высокой долей вероятности прогнозировать направления ее развития.
Кроме того, можно говорить и о возможности выделения новых содержательных критериев оценки политсистем, речь о способности системы к порождению смыслов, и о качестве этих смыслов, индивидуальном, или общественно значимом, надындивидуальном - последнее представляется критичным в части оценки степени стабильности политических систем, и особенностей их экономического развития, и выявления особенностей их поведения во внешнеполитическом пространстве.
Полученные наработки также позволяют глубокую деконструкцию целого ряда ключевых для современной политической науки концептов, отделить случайно и ситуативно возникшее от всеобщего, и разрешить ряд гносеологических парадоксов, возникающих при попытке рационального обоснования этой всеобщности. В частности, вклад исследования состоит в обогащении понимания, наряду с рационализмом, таких фундаментальных понятий, как рационализм, свобода, демократия и справедливость.
С прикладной точки зрения исследование обогащает понимание политической истории Запада, выявляя прежде скрытые механизмы ее развития, а созданная методологическая модель оказывается релевантной для выявления и прогноза как внутриполитической динамики, так и внешнеполитического поведения политсистем.
Все основные положение диссертации были апробированы в многочисленных публикациях в научных журналах «Полис», «Полития» и «Международные процессы».
1. Абельсон Р. Структуры убеждений / В.М. Сергеев, П.Б. Паршин (сост.) // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: 1987.
2. Августин Блаженный. О благодати и свободном решении // Августин Блаженный. Антипелагианские сочинения позднего периода. - М.: 2008.
3. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры // Страницы русской зарубежной печати. Мюнхен - М.: 1988.
4. Айзенштат М., Гелла Т. 1999. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. - М.: 1999.
5. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм. Thesis, 1994, вып. 5.
6. Алексеева Т.А. (2016) Дебаты о «Великих дебатах» - как структурировать теорию международных отношений? // Полис. Политические исследования, № 6. - С. 9-21.
7. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.
8. Арган Дж.К. История итальянского искусства. - М.: 1990.
9. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения в 4Т. АН СССР, Институт философии, - М.: Мысль,1978. Т.4.
10. Аристотель. Евдемова этика. - М.: 2005.
11. Аристотель. Категории. // Аристотель. Сочинения в 4Т. АН СССР, Институт философии. - М.: Мысль, 1978. Т.2.
12. Аристотель. Никомахова этика. // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.
4. - М.: 1983.
13. Аристотель. О софистических опровержениях. // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.2. - М.: «Мысль», 1978.
14. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4Т. Т.4. АН СССР, Институт философии. - М.: Мысль, 1978.
15. Аристотель. Топика. // Аристотель. Сочинения в 4Т. Т.2. АН СССР, Институт философии, - М.: Мысль, 1978.
...232