Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №179410

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы250
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 23
1.1. Творческие способности как философская и психолого¬педагогическая проблема 23
1.2. Особенности формирования творческих способностей студентов международного профиля в процессе профессиональной подготовки 48
1.3. Моделирование процесса формирования творческих способностей студентов международного профиля средствами обучения иностранному языку 74
Выводы по Главе 1 111
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 114
2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 114
2.2. Содержательный анализ реализации модели формирования творческих способностей студентов международного профиля средствами обучения иностранному языку 134
2.3. Анализ эффективности реализации модели формирования творческих способностей студентов международного профиля 173
Выводы по Главе 2 198
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 209
ПРИЛОЖЕНИЯ 233


Актуальность исследования. Задача повышения интеллектуально- творческого потенциала общества определяет направление его развития и становится предметом современных исследований и государственных программ. В долгосрочной перспективе возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, призванных помочь человеку успешно адаптироваться к происходящим во всех сферах изменениям в новых непрогнозируемых комбинациях.
Объективные потребности развития современного общества требуют переосмысления места и роли образования как сферы подготовки специалиста, способного творчески решать возникающие в новых условиях проблемы, и воспитания творческой личности, адекватной современному этапу развития цивилизации .
Особенности современной динамики информационного общества диктуют новые требования к компетентности современного специалиста международного профиля, традиционно основанной на сложных профессиональных парадигмах. Под влиянием информационных технологий «меняется практика международных отношений, способ ведения межгосударственных дел», в условиях возрастания информационного массива «причинно-следственные связи происходящих событий становятся все менее очевидными», создаются «ситуации беспрецедентного дробления, фрагментации информационного поля» . Все перечисленное диктует необходимость формирования и развития интегративных способностей специалиста международного профиля, способностей синтезировать, находить новые решения и осуществлять нововведения в условиях консервативной профессии, постоянно совершенствовать профессиональные знания и адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере.
Новая модель образования, назвавшая ключевыми компетенциями, или навыками XXI века, такие «инновационные умения» как критическое мышление, креативность, способность к коммуникации и стремление к сотрудничеству, была представлена в докладе «Новый взгляд на образование» на Всемирном экономическом форуме в 2016 году, но по-прежнему остается актуальным вопросом глобальной повестки дня в сфере образования . Очередным подтверждением непреходящей актуальности данной проблемы является действующий международный проект Центра инноваций в образовании ОЭСР по развитию и оценке навыков критического и творческого мышления в сфере высшего образования (Fostering and assessing students’ creative and critical thinking skills in higher education ), охватывающий 26 образовательных организаций высшего образования в 14 странах мира, включая Российскую Федерацию.
Единство задач государства и общества находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования ФГОС ВО (3++) и, соответственно, в Образовательных стандартах высшего образования МГИМО МИД России. В соответствии со стандартами, целью основной профессиональной образовательной программы высшего образования, например, по направлению подготовки «Международный менеджмент» является обеспечение комплексной и системной подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов-международников «способных к творческому решению теоретических и практических задач в области международного менеджмента в современных условиях» . В системе профессиональной подготовки специалистов-международников традиционно значимое место отводится профессиональной языковой подготовке, что открывает перспективу формирования творческих способностей студентов международного профиля средствами обучения иностранному языку.
Необходимость подготовки специалистов международного профиля, способных принимать творческие профессиональные решения с учетом их социальной значимости и основных международных проблем в условиях непрогнозируемых изменений в обществе, обусловливает актуальность исследования, в котором значимое место для формирования творческих способностей студентов международного профиля отводится учебно - познавательной деятельности в процессе их профессиональной языковой подготовки.
Степень разработанности проблемы.
Проблема формирования творческих способностей не является новой в психолого-педагогической науке и практике. Анализ научной литературы позволяет выделить два исторически сложившихся подхода в понимании творческих способностей. В соответствии с традиционным подходом, который условно можно назвать интеллектуальным, творческие способности - это качества интеллекта, позволяющие создавать новый интеллектуальный продукт, и, следовательно, условия развития творческих способностей связаны с условиями развития интеллекта. Исследования в рамках данного подхода связаны с именами А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда и др.
Другой подход определяет творческие способности как личностную характеристику, синтез свойств и особенностей личности. Следовательно развитие творческих способностей будет происходить в условиях, которые позволяют наиболее полно выразить индивидуальность, своеобразие и уникальность личности. Исследования творческих способностей в рамках данного подхода, в том числе исследования условий, способствующих развитию творческих способностей в системе образования, связаны с именами Б. Г. Ананьева, А. Маслоу, Я. А. Пономарева, Э. П. Торранса, В. Э. Чудновского и др. Отдельным предметом исследования является изучение барьеров и факторов, препятствующих развитию творческих способностей обучающихся (Р. М. Грановская, Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон, В. С. Юркевич и др.).
Огромный вклад в теоретические исследования творчества и творческих способностей внесли М. М. Бахтин, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, Е. П. Ильин, Д. А. Леонтьев, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов, М. К. Тутушкина, В. Д. Шадриков, А. Т. Шумилин и др.
В ходе развития представлений о творческих способностях сформировалось их многоаспектное понимание, учитывающее когнитивные, личностные, мотивационные ресурсы индивида, а также средовые факторы (Г. Гарднер, Т. Любарт, Р. Стернберг, М. Чиксентмихайи и др.).
Современные теории творческих способностей, учитывая оба исторически сложившихся подхода и многофакторное понимание, отражают системное представление о творческих способностях, при этом разные ученые указывают разные составляющие внутри системы (Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов, Н. В. Мартишина, В. В. Мороз, В. Г. Рындак и др.).
Творческая ориентация как современный тренд в области высшего образования берет свое начало в традициях отечественной педагогики: проблемное обучение (А. В. Брушлинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов); концепция проективного образования (Г. Л. Ильин); развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин); «педагогическая инженерия» (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан); эвристическое обучение (А. В. Хуторской); активное обучение (А. П. Панфилова, В. И. Петрушин и др.). Число исследований в поддержку образования креативного типа постоянно растет (А. Г. Алейников, Е. И. Артамонова, А. А. Вербицкий, Л. К. Гребенкина, О. В. Долженко,
O. В. Еремкина, А. В. Кирьякова, Ю. Г. Круглов, Н. В. Мартишина, В. В. Мороз, В. В. Попов, В. Г. Рындак, О. И. Тарасова и др.), что задает тон и вектор на формирование творческих способностей в процессе профессиональной подготовки специалистов, включая сферу международной деятельности, выступает важнейшей установкой существования и развития современного образования.
Зарубежные исследования в данном направлении отличает единая тональность формирования у студентов стремления к производству нового знания, востребованного в обществе, а также привлечение в образовательный процесс университетов креативных практик корпоративного обучения (Ф. Аввисати, С. М. Брукхарт, Дж. Джул, Н. Джексон, Дж. Б. Камминс, Б. Лукас, К. Нерантци, Р. Санли, Б. Пиетрцак, Д. Пинк, К. Робинсон, С. Хойдн и др.).
В актуальных исследованиях творческих способностей отмечается тенденция решения заявленной в диссертации проблемы средствами специальных дисциплин. Как следует из названия нашей работы, проблема формирования творческих способностей исследуется на материале обучения иностранному языку студентов международного профиля. Роль языковой подготовки в профессиональном образовании рассматривалась в трудах ведущих ученых по проблемам высшей школы О. А. Артемьевой, В. И. Байденко, В. М. Жураковского, О. А. Леонтович, В. Ф. Мануйлова, Б. С. Митина и др. Большой вклад в разработку теории, методики и технологий обучения иностранным языкам, направленных на развитие творческих способностей, в том числе в неязыковом вузе, внесли отечественные и зарубежные педагоги И. М. Берман, И. Л. Бим, К. Брумфит, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя,
P. П. Мильруд. Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Е. С. Полат, Е. Н. Соловова и др.
Анализ диссертационных исследований, посвященных формированию творческих способностей средствами иностранного языка в условиях высшей школы, показал, что в последнее десятилетие превалируют исследования, направленные на совершенствование подготовки учителей, в том числе учителей иностранного языка (Л. Д. Авдеева, О. В. Гордиенко, И. И. Игнатенко,
Е. Г. Кашина, Н. В. Мартишина, Д. В. Мирошникова, О. А. Шумакова, О. Д. Серебрянская, Ю. А. Шурыгина и др.). Между тем, исследования, посвященные специфике обучения иностранному языку в профессиональной подготовке студентов неязыковых учебных заведений, встречаются реже и отражают в основном исследования в условиях технических вузов (О. В. Варникова, С. С. Ермолаева, И. В. Леушина, И. В. Назарова, А. М. Романова, Ю. С. Юрьева и др.). Отличительными особенностями диссертаций по исследуемой проблеме являются использование новых образовательных технологий и инновационной образовательной информационной среды (Н. В. Волынкина, В. В. Мороз, К. Л. Полупан, Л. К. Раицкая и др.), формирование когнитивной или мотивационной (творческая активность, самостоятельность) составляющих творческих способностей (А. Ю. Бехтер, С. В. Богомазов, И. Е. Межуева, И. В. Назарова, В. О. Романчук, Г. Р. Хусаинова , О. В. Чаплыгина и др.).
Несмотря на огромное количество монографий, диссертаций, статей, свидетельствующих о глубокой теоретической разработке исследуемой проблемы, до сих пор сохраняется потребность в разработке прикладных вопросов, в том числе новых подходов к комплексному формированию творческих способностей в процессе профессиональной подготовки, доступных и эффективных инструментов, позволяющих обучить навыкам и технологиям творческой деятельности средствами преподавания иностранного языка в условиях высшей школы. Именно от того, насколько органично в процесс профессиональной подготовки будет включена творческая составляющая, зависит результативность и эффективность образования в целом.
Потребность дополнить теоретические наработки в исследуемой области разработкой доступных и эффективных инструментов комплексного формирования творческих способностей в процессе профессиональной подготовки студентов международного профиля определяет актуальность нашего исследования.
Анализ научной литературы и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий, частично разрешить которые предпринята попытка в настоящей диссертации:
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение задач настоящей диссертации, стоящих в ряду наиболее приоритетных в подготовке высокопрофессиональных специалистов в сфере международной деятельности, потребовало теоретико-методологического анализа и обоснования в междисциплинарном поле исследования.
Используя междисциплинарный подход к исследованию творческих способностей в качестве методологической основы настоящей диссертации, мы решили первую из поставленных задач - сформулировали комплексное, уточненное определение творческих способностей и определили структуру творческих способностей, наиболее важных в системе профессиональной подготовки будущих специалистов международного профиля.
В настоящей диссертации творческие способности исследуются как способности индивида проявлять активность, преодолевающую
предустановленные границы деятельности, и осуществлять деятельность, направленную на конструктивное преобразование информации и создание новых субъективно и объективно значимых результатов.
В структуре творческих способностей студентов международного профиля были выделены следующие способности, коррелирующие с профессиональными компетенциями соответствующего направления подготовки: мотивационные параметры, обеспечивающие стимулирование и энергетический ресурс творческой деятельности, представленные творческой мотивацией; интеллектуальные параметры, отражающие динамические процессы творческой деятельности, представленные способностью к преобразованиям, способностью проявлять гибкость интеллектуальных процессов, способностью к прогностической деятельности; эстетические параметры, определяющие качество результатов творчества, представленные способностью к ассоциированию, способностью к абстрагированию и формотворчеству, способностью к доработке и совершенствованию продуктов творчества. В
проекции на принятое для целей исследования определение творческих способностей, активность, преодолевающая предустановленные границы деятельности, является проявлением сформированности мотивационных параметров, способность осуществлять деятельность, направленную на конструктивное преобразование информации, является проявлением сформированности интеллектуальных параметров, способность осуществлять деятельность, направленную на создание новых субъективно и объективно значимых результатов, является проявлением сформированности
интеллектуальных и эстетических параметров творческих способностей студентов международного профиля.
Задача формирования творческих способностей студентов международного профиля решалась средствами обучения иностранному языку как неотъемлемая часть их профессионально-личностного развития, что было на теоретико¬методологическом уровне обосновано потенциалом профессиональной языковой подготовки, реализующей образовательную, воспитательную и аксиологическую функции в системе целостной подготовки специалистов международного профиля. Организованная учебно-познавательная деятельность на основе материалов на иностранном языке в оригинале была обоснована в рамках аспектов основного языка, домашнего чтения и страноведения как соответствующих требованиям опытно-экспериментальной работы.
Таким образом была решена следующая задача исследования - формирование творческих способностей студентов международного профиля с позиции влияния преподавания иностранного языка обосновано как специально организованный целенаправленный процесс применения педагогических технологий и инструментов, интегрированных в курс обучения иностранному языку, в процессе профессиональной подготовки, связанной с совершенствованием мотивационных, интеллектуальных и эстетических параметров в структуре данных способностей под воздействием совокупности способствующих этому педагогических условий.
Теоретическая разработка проблемы формирования творческих способностей студентов международного профиля в процессе профессиональной подготовки, определение структурного состава способностей, выработка критериев, показателей и уровней сформированности творческих способностей студентов международного профиля позволила разработать соответствующую модель процесса.
Авторская модель процесса формирования творческих способностей студентов международного профиля средствами обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки была спроектирована как совокупность взаимосвязанных, объединенных логикой движения от цели к результату блоков: целевого блока, отражающего государственно-социальный заказ, цель и задачи; методологического блока в составе подходов и принципов процесса; содержательно-компетентностного блока, отражающего корреляцию
формируемых творческих способностей с компетенциями профессиональной подготовки студентов международного профиля; организационно-деятельностного блока в составе двух важнейших составляющих процесса: комплекса педагогических условий и комплекса педагогических технологий и инструментов формирования творческих способностей средствами обучения иностранному языку; критериально-уровневого блока с критериями и уровнями сформированности каждой составляющей в структуре; результативного блока, отражающего итоговое повышение уровня сформированности творческих способностей студентов международного профиля, включенных в предложенную в рамках исследования инновационную деятельность.
Реализованная в соответствии с построенной моделью опытно- экспериментальная работа позволила внедрить в процесс учебно-познавательной деятельности на занятиях иностранного языка комплекс выявленных педагогических условий и разработанный комплекс инструментов формирования творческих способностей студентов международного профиля.
Начальный уровень сформированности творческих способностей в ЭГ и КГ, определенный на констатирующем этапе, показал схожесть полученных результатов в обеих группах с превалированием процентов студентов со средним и базовым уровнями при низком проценте студентов с высоким уровнем сформированности творческих способностей.
Формирующий этап был реализован как творчески-ориентированное преподавание иностранного языка в условиях применения следующих педагогических условий в комплексе: реализация творческой профессиональной позиции педагога; организация творческой познавательной деятельности на занятиях иностранного языка; использование инновационных педагогических технологий в организации учебно-познавательной деятельности на занятиях иностранного языка; построение индивидуальных траекторий взаимодействия педагога со студентами; создание развивающей творческой образовательной среды на занятиях иностранного языка и во внеаудиторной работе со студентами. В курс обучения иностранному языку был внедрен комплекс инструментов формирования творческих способностей, разработанный с использованием когнитивно-эвристических, креативных, арт-креативных, комплексных технологий на основе учебных материалов курса.
Экспериментально доказана максимальная эффективность работы с комплексными технологиями, которая обеспечивается за счет возможности реализации всех выявленных педагогических условий эффективного формирования творческих способностей студентов-международников и за счет комбинированного использования технологий и инструментов разработанного комплекса, в творческой мастерской, в авторском учебном курсе «A Story-based English Class. Уроки английского в рассказах» и английском студенческом клубе критического и творческого мышления «Wonder & Educate», о чем свидетельствуют результаты заключительного этапа.
Результаты заключительного этапа показали принципиальное различие в распределении итоговых уровней сформированности творческих способностей студентов международного профиля в ЭГ и КГ. В ЭГ перераспределение произошло за счет значительного роста процента студентов с высоким уровнем сформированности творческих способностей с 16,2% до 40,1%, сокращения процента студентов со средним уровнем с 44,8% до 44,3% и значительного сокращения процента студентов с базовым уровнем сформированности творческих способностей с 39% до 15,6% на констатирующем и заключительном этапах соответственно. Картина распределения по уровням сформированности творческих способностей в КГ не претерпела существенных изменений, где процент студентов с высоким уровнем составил 10,8% и 11,5%, процент студентов со средним уровнем составил 47,4% и 51,4%, процент студентов с базовым уровнем составил 41,8% и 37,1% на констатирующем и заключительном этапах соответственно.
Приведенные данные свидетельствуют о качественных изменениях в распределении уровней сформированности творческих способностей студентов международного профиля в ЭГ, где базовый уровень имеет существенно более низкое процентное значение (15,6%) по сравнению с превалирующими высоким и средним уровнями, которые имеют близкие процентные значения (40,1% и 44,3% соответственно).
В ЭГ зафиксирована положительная динамика на уровне всех составляющих творческих способностей, что соответствует превалированию высокого и среднего уровней сформированности: творческой мотивации, проявляющейся в творческой позиции по отношению к учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности; интеллектуальных творческих способностей, проявляющихся в способностях студентов к конструктивному использованию в учебно-познавательной деятельности различных инструментов преобразования информации и прогностической деятельности с целью создания продуктов учебно-познавательной деятельности, несущих новую смысловую нагрузку; эстетических творческих способностей, проявляющихся в способностях студентов к созданию завершенных, детально разработанных гармоничных продуктов учебно-познавательной деятельности.
Полученные результаты доказывают эффективность реализации спроектированного процесса формирования творческих способностей студентов международного профиля и обосновывают, что творчески-ориентированное изучение иностранного языка в специально организованных педагогических условиях с использованием разработанного комплекса инструментов формирования творческих способностей позволило студентам международного профиля в ЭГ совершенствовать ключевые составляющие творческих способностей, значимые в их профессиональной деятельности.
Результаты свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи исследования решены. Механизмы реализации модели могут быть воспроизведены в широкой вузовской практике преподавателями языковых кафедр, повышающими свое педагогическое мастерство и работающими над решением практической задачи формирования профессионально значимых компетенций средствами преподавания иностранного языка.
Результаты проведенного исследования позволяют прийти к заключению, что организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с апробированными педагогическими условиями в процессе профессиональной, в том числе профессиональной языковой подготовки, позволяет оказывать влияние на раскрытие творческого потенциала студентов примером профессиональной деятельности педагога; осуществлять педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития каждого студента за счет выстраивания индивидуальных траекторий взаимодействия в процессе творческой учебно¬познавательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий; научить студентов проявлять индивидуальность и самостоятельность, отстаивать возможность собственных творческих проявлений; развивать творческую восприимчивость к инновациям, открытость для нового опыта и приобрести личностный опыт в творчестве. Все вышеназванное помогает подготовить современных высокопрофессиональных специалистов
международного профиля, способных принимать творческие профессиональные решения с учетом их социальной значимости и основных международных проблем в условиях непрогнозируемых изменений в обществе .
...


1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1973. - 278 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
3. Авдеева, Л. М. Профессиональное воспитание студентов педагогического вуза в условиях университетского музея: дис.... канд. пед. наук : 13.00.08 / Авдеева Лидия Михайловна. - Ульяновск, 2017. - 213 с.
4. Айзенк, Г. Ю. Как измерить личность / Г. Айзенк, Гл. Вильсон. - М.: Когито-центр, 2000. - 281 с.
5. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. - 1989. - № 12. - С. 29-34.
6. Амельченков, В. В. Философские проблемы креативности языка как общественного явления: дис.. канд. филос. Наук: 09.00.11 / Амельченков Владислав Викторович. - М., 2009. - 178 с.
7. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 559 с.
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Питер, 2010. - 282 с.
9. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань: КГУ, 1998. - Кн. 1. - 317 с.
10. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 288 с.
11. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Артамонова Екатерина Иосифовна. - М.: 2000. - 450 с.
12. Артемьева, О. А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. - 159 с.
13. Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как
педагогический феномен: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Артюхина
Александра Ивановна. - Волгоград, 2007. - 389 с.
14. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: автореферат дис.. д-ра псих. Наук : 19.00.07 / Баева Ирина Александровна. - СПб., 2002. - 44 с.
15. Байденко, В. И. Образовательный стандарт: Опыт систем. Исслед:
монография / В. И. Байденко. - Новгород: Новгор. Гос. Ун-т, 1999. - 440 с.
...259


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ