ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИОРИТЕТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ И ГЛОКАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ 23
1.1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 23
1.2. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕС 45
1.3. ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ 64
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 88
ГЛАВА II. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В
СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО МИРА 94
1.1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 94
1.2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАРТНЕРОВ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 108
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ
РЕГИОНОВ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ 120
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 145
ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ И ВЫЗОВЫ В СТРАТЕГИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО
МЕЖВУЗОВСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 149
3.1. СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: ДОСТИЖЕНИЯ И
СЛОЖНОСТИ 149
3.2. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 168
3.3. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
XXI ВЕКА НА ПРИМЕРЕ МГИМО МИД РОССИИ 180
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 203
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207
БИБЛИОГРАФИЯ 215
Актуальность исследования. Глобализационные процессы в современном мире предельно актуализировали проблематику образования как инструмента социокультурных преобразований во всех странах мира, руководство и общественность которых озабочена перспективами сохранения стабильности и устойчивого развития социума на основе новейших достижений науки и сочетания инновационных тенденций в культуре с сохранением здоровых традиций функционирования общественной жизни на всех ее ключевых уровнях. Особое значение приобретает проблематика организации и осуществления высшего, то есть университетского, образования и подготовки на ее основе культурно-политических научных и художественных элит, способных в своей управленческой и творческой деятельности отвечать сложным и противоречивым запросам современного мира. Вместе с тем возрастающая дороговизна функционирования системы университетов и более высоких (postgraduate studies) уровней подготовки специалистов обостряет внимание к вопросам эффективности и оптимальности затрачиваемых средств на образовательные процессы и ощутимых результатов реализации последних. Понятно, что образование, начиная с детского сада и заканчивая достижением самых высоких научных степеней и званий в любой области деятельности, не дает немедленного дохода и далеко не всегда компенсирует финансовые затраты и организационные усилия на тех или иных направлениях разнообразных сфер обучения и воспитания образованных людей, которыми предстоит стать сегодняшним посетителям детских садов, средних школ, колледжей и более продвинутых структур, где сегодня осваиваются знания, формируются и совершенствуются навыки творчески успешной деятельности в чрезвычайно динамичных ситуациях функционирования и развития подавляющего большинства сфер человеческой деятельности. Нарастающая ответственность за результаты высшего образования, равно как и следующего за ним непрерывного образования, обладателей дипломов бакалавров, магистров и докторов различных специальностей активизирует не только озабоченность специалистов государственного менеджмента, но и частных компаний, осуществляющих «производство» универсантов и информационную, координационную и социально-психологическую деятельность. Деятельность, направленную на достижение эффективных результатов в соответствии с планами и представлениями, заложенными политиками, экономистами и специалистами других профилей, стремящихся продемонстрировать свою «результативность» на занимаемых постах и повысить свой государственный, предпринимательский и общественный статус.
С другой стороны, в современном обществе в целом и в большинстве стран, где сохраняется критическое отношение к принятию и осуществлению политических решений по вопросам образования, существует оппозиция, мотивирующая предлагаемые ею альтернативы политики по широкому спектру соображений: успех на выборах - от местного до высшего политического уровня, озабоченность состоянием молодого поколения в собственных семьях, включающегося в «образовательный конвейер», множащимся числом стрессовых ситуаций в школах и вузах наших дней, волнами конфликтов между педагогами, учащимися и студентами и т.д.
Политизация молодого поколения, в значительной мере обусловленная стремлением активных политических сил подготовить себе эффективную смену и добиться, хотя бы в будущем, осуществления целей, сформулированных часто еще в прошлом, а то и в позапрошлом веке в программах политических партий и общественных организаций. Эта установка сочетается с настойчивым стремлением молодежи наших дней самостоятельно выбирать и осуществлять цели и задачи, призванные, как она представляет, улучшить ее позиции и самочувствие в жестоком мире конкурентной борьбы за место под солнцем: достойное содержание, гарантии постоянной работы, осмысленная организация рабочего времени и безнаказанность экспериментов во время досуга. Таким образом спектр современных подходов к тому, каким и должно быть сегодняшнее высшее образование, чтобы оно дало ожидаемые результаты через ограниченный промежуток времени, чрезвычайно разнообразен, гетерогенен по своему существу и насыщен мощными социально-психологическими переживаниями. Ведь, в конечном счете, получение высшего образования и возможность оптимально пользоваться им сопричастно таким глобальным аксиологическим категориям, как смысл жизни, «цена» времени молодого поколения и оправданность усилий обучающих, которые, как известно, имеют свои представления и, в большинстве случаев, болезненно переживают неудачи педагогического опыта. Поэтому безмятежное академическое «спокойствие» по вопросу рецептов обучения в вузах либо утопия тех, кто имеет самое поверхностное представление о системе образования и воспитания в современном мире либо откровенно (а то и цинично) игнорирует реальные сложности тех процессов, в которых они участвуют в силу тех или иных, часто внешних, обстоятельств.
Помимо предельно дифференцированной противоречивости, острой эмоциональной насыщенности и многоплановой социо-политической конкурентности, проблематика высшего образования в наши дни имеет интернациональный вектор. Понятие «интернациональный» в современной России и в ряде других стран имеет несомненную глубокую историческую нагрузку, обусловленную более почти полуторами веками деятельностью ряда международных организаций, объявляющих себя интернациональными, начиная с Коммунистического первого интернационала, основанного К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1864, Социалистического интернационала 1889 и Третьего Коммунистического интернационала 1919, а также ряда других организаций, претендующих на международный и межконтинентальный профили. Среди последних существовали интернационалы разной политической и социальной ориентации - от крайне правых до коммунистических, от фашистских до либеральных. По существу, когда речь заходит об интернациональных требованиях к образованию, речь идет о том, что эти требования в более или менее отчетливой форме осознаются и формулируются сходным образом в различных странах мира на основе учета их собственных потребностей, а также условий международных рынков производства, финансов, услуг, равно как и текущей социально-политической обстановки. В ходе конкурентной борьбы лейбл «интернациональный» означает предложение рецептов образовательной деятельности, которые сходны с теми, что будут предложены в соседней стране и, одновременно, на другом конце земного шара (правда, в тех местах, где действительно существует самостоятельная система образования, а не ее имитация на основе воспроизводства стандартов, сложившимся в других регионах). И конечно, статус английского и ряда других языков - базового условия глобального международного сотрудничества - способствует, по крайней мере, вербальному сходству и типичному тезаурусу образовательных программ в университетах. Хотя при ближайшем рассмотрении выясняется, что методика и цели преподавания на китайском языке в Китае радикально отличаются от того, что делают китайские педагоги на китайском языке в районах, отдаленных от Поднебесной. Аналогично преподавание на английском языке, ставшее средством научно-педагогического общения сотен миллионов людей в современном мире, не является гарантией, что пользующиеся этим языком разделяют и транслируют одинаковые или сходные ценности и смыслы. Данное уточнение необходимо для того, чтобы видеть, что за клише «интернационализация» находится множественность смыслов и тенденций, объединенных общей «вербальной шапкой», но глубоко различающихся по своему существу. Хотя, разумеется, в естественных науках освоение соответствующих законов математики, физики, химии, биологии и т. д. носит обязательный характер при подготовке специалистов, занимающихся созданием и тиражированием разнообразных материализованных технологий, «привязанных» к свойствам металлов, их сплавов, пластмасс и других материальных структур.
Что же касается социогуманитарных наук, то здесь попытки интернационализации, и, по существу, унификации проблематики общественных дисциплин, сочетаются с клишированием усредненных представлений, заимствованных по преимуществу из доступных западных источников. (Заимствовать из китайских, японских и корейских источников препятствуют как языковые трудности, так и специфика этно-культурных и национальных кодов, часто не получающих адекватно-содержательного перевода на английский, французский, немецкий, испанский, русский и другие языки.)
Вместе с тем «интернационализация» высшего образования в рамках глобализационных и глокализационных процессов превращает данную сферу в одно из основных дискуссионных направлений международной жизни в области гуманитарной проблематики. Формирование единых образовательных пространств - изначально единого образовательного пространства высшего образования ЕС в рамках Болонского процесса, а потом и образовательных пространств в Азии, Африки, Южной Америки и постсоветских государствах в других частях мира - призвано по замыслу руководителей государственных и частных образовательных структур, повысить качество образования, способствовать модернизации национальных образовательных систем, усилить конкурентоспособность университетов.
Развитие международного сотрудничества вузов, формирование сетевых университетов и ассоциаций университетов превращает вузы во влиятельные акторы, оказывающие влияние на формирование образовательных и культурных политик в условиях трансрегионализма. Создание университетских кластеров на стыке трансграничья позволяет минимизировать потенциальные риски, связанные с интернационализацией, лучше использовать ограниченные ресурсы, повысить качество образования и способствовать сохранению и развитию региональной идентичности.
Уменьшение роли нации-государства в качестве основы культурной идентификации, доступ к информации и проницаемость государственных границ для современных идей и общественных практик привели к развитию культурной глобализации. Успешное использование инструментов культурного влияния, развертывание сотрудничества ряда регионов мира с западными культурными ценностями, наличие общей идеологии и стратегических позиций объясняет успех долгосрочного и эффективного сотрудничества западных стран в сфере высшего образования. Растущие опасения со стороны развивающихся стран, связанные с сохранением культурной безопасности и культурной идентичности, приводят к тому, что все больше государств начинает использовать свою культуру в качестве инструмента «мягкой силы» в конкуренции за сохранение национальной культурной идентичности и усиления политических позиций, продвижения экономик и культурного влияния на мировой арене. Китай, Россия, страны Южной Америки и др. пытаются укрепить свои конкурентные позиции на международном рынке образовательных услуг. Борьба экспортеров рынка образовательных услуг приводит к трансформации образования из инструмента «мягкой силы» в инструмент внешнего и идеолого-информационного влияния на системы социокультурных процессов как отдельных стран, так и их объединений. Современная политика санкционного давления отдельных стран, которая строится на избирательном лишении отдельных групп иностранных граждан доступа к зарубежному образованию, не способствует демократизации международного образования, а усиливает его элитизм и одновременно провоцирует критическое отношение к деятельности и интересам участников экспорта образовательных услуг.
Как известно, расширение наднациональных региональных совместных инициатив в сфере высшего образования приводит к усилению регионализма высшего образования. Параллельно развертывается борьба наднациональных регионов за расширение сферы влияния и сохранения популяризированной ими культурной идентичности, континентального или иного масштабного объема (на Индостанском полуострове, в семье арабских государств и др.). В современных условиях индивидуальные субъекты образования (старшеклассники и студенты) поставлены перед необходимостью сохранять и развивать национальную самобытность, уметь понимать и анализировать процессы человеческой цивилизации, мирового развития и глобальные проблемы, уважать культурное разнообразие, искать точки соприкосновения культур, развивать межкультурную чувствительность и участвовать в межкультурном общении. Развитие академической мобильности, обмен знаниями, международное сотрудничество в проведении научно-исследовательских проектов, разработка и внедрение единых образовательных стандартов способствовали многовекторному сотрудничеству в сфере образования. Именно ему сегодня отводится ключевая роль в формировании национально-культурной идентичности и гражданского единства.
...
В современном мире появление и внедрение новых технологий, расширение глобализационных/глокализационных процессов требуют создания благоприятных условий для развития талантов и специализированных навыков функционирования и совершенствования экономики, основанной на знаниях. Вместе с тем интернационализация и глобализация высшего образования усиливают политические и экономические аспекты образования. Например, политические решения, реализованные в рамках проекта Болонского процесса, направлены на поддержание конкурентоспособности вузов, гармонизацию и стандартизацию учебных программ и дипломов о высшем образовании, возможности трудоустройства. Новые нормативные акты в области высшего образования и культурной политики, принятые евробюрократами за последнее десятилетие, постепенно нивелируют культурное разнообразие из базовых ценностей проекта Болонского процесса и создают основу, в рамках которой высшее образование рассматривается как однозначно неразрывно связанное с динамикой рынка труда. Ориентация на потребности рынка труда привела к усилению конкуренции вузов, в частности, так и стран - экспортеров образовательных услуг, в целом. Как следствие, усиливающаяся инструментализация образования имеет тенденцию низведения высшего образования из социального института и общественного блага до экономической отрасли: студенты инвестируют в свое образование, а достижения и степени приравниваются к валюте. Вуз приравнивается к коммерческому предприятию, нацеленному на получение прибыли за счет привлечения иностранных студентов, а страны соревнуются за долю на рынке экспорта образовательных услуг. Поэтому чрезвычайно односторонней является точка зрения, согласно которой университеты должны служить тренировочными площадками для корпоративной рабочей силы, франшизами, преобразованными в корпоративные модели управления, подготовки рабочей силы и потребителей, максимально озабоченные созданием собственного бренда и его рекламой. Вместе с тем как в Соединенных Штатах Америки, так и в некоторых европейских университетах проявляется осознание опасности указанных выше тенденций для формирования творческой атмосферы, научно¬исследовательской и конструкторской работы, где нереалистично ожидать немедленной отдачи в жестких лимитных рамках денежных поступлений от функционирования образовательного процесса. Затратный характер начального, среднего и высшего образования является неотъемлемой особенностью функционирования этих институтов, где фьючерсная «отдача» остается неопределенной в реальных исчислениях, не может быть выстроена по нарастающей экспоненте. Творческие неудачи не только настигают отдельных личностей, но и не редко становятся печальным уделом разнообразных творческих коллективов не только в сфере образно-художественной деятельности, но и в области научных исследований: периодически ставки на технологии, опирающиеся на ожидаемые практические результаты того или иного физического, биологического или социального феномена нового качества, оказываются по ряду причин несостоятельными и в конечном счете убыточными. Поэтому застраховаться от дефицита прибыли и даже ее отсутствия, можно, лишь максимально расширяя спектр научных и технологических экспериментов, базирующихся на более или менее освоенных закономерностях объективных процессов в различных сферах природы и общества и на оптимизацию их использования при минимизации рисков всевозможных природных, техногенных и социальных катастроф, сопровождающих динамику современного развития социума.
Несомненно, в современных реалиях образование является одним инструментом экономического прогресса. Вместе с тем с точки зрения его устойчивых перспектив и нарастающих рисков такой статус образования, уходящий от своей первоначальной роли - обеспечивать контекст для человеческого развития - создает множество вызовов и сложностей в функционировании социума. Одним из самых заметных является функционирование «железной пяты» капитала, подавляющей и поистине
вытаптывающей содержательность множества контекстов, в которых
происходит развитие творческих личностей и коллективов.
В ряде установочных документов (Концепция обеспечения доступности образовательных услуг, Концепция развития качества и доступности высшего образования для различных категорий граждан, Концепция развития системы высшего образования в условиях глобализации и интернационализации и др.) доступность образования для более широких кругов населения и развитие академической мобильности рассматриваются как политический инструмент для уменьшения социального неравенства, для активизации социальных лифтов продвижения на более престижный и экономический уровни. Однако на практике реализация такой политики оказывается чрезвычайно сложной из-за институциональной неспособности охватить наиболее уязвимые группы людей. Постоянный процесс маркетизации пытается маркировать элитизм качественного университетского образования. Между тем ни затраченные средства, ни затраченное время на обучение сами по себе не могут создать ни творческих личностей, ни творческих коллективов. Хотя, безусловно, и первый и второй факторы составляют исходные предпосылки формирования и развития креативных элит и творческих коллективов. Однако внутреннее содержание образования и процессы его интериоризации личностями зависят от атмосферы отношений между преподающими и обучающимися, коллективами самих обучаемых, а также востребованностью творческих людей на рынках производства, управления и потребления, где, по определению, господствуют достаточно жесткие правила и стандарты. Здесь, несомненно, имеет место одно из противоречий ожиданий результатов образования и реальных последствий его обретения миллионами людей, каждый год получающих университетские дипломы. Кризисы невостребованности на рынке труда и во многих сферах фриланстерства создают тяжелые социально-психологические ситуации для больших групп молодых людей, особенно в странах с недоразвитой экономикой и ориентацией на добычу сырьевых ресурсов, где, как правило, существует невысокий спрос на новейшие технологии и тем более на свободный полет творческой мысли, компенсируемой вознаграждением, достаточным для удовлетворения претензий молодых людей.
Вместе с тем приоритет в решении, в первую очередь, экономических задач и продвижение экономических ценностей университетского образования противоречат заявлениям политиков о приверженности идеи сохранения социокультурного многообразия. Попытки европейских и американских политиков заработать дополнительные политические «бонусы» путем оказания широкой поддержки движениям за социальное равенство и реформирования университетских образовательных программ с целью защиты прав и чувств различных социальных меньшинств дискредитируют сложившиеся образы фундаментальных устоев образовательной системы и негативно сказываются на сохранении традиционного культурного наследия ряда страны.
Содержание политического аспекта в обладании дипломом о высшем образовании, доступ к политической карьере, в масс-медиа и в другие сферы социального манипулирования превращает его в инструмент политического воздействия - образование и культура становятся основными инструментами внутренней «мягкой силы». Параллельно готовность стран, особенно с менее развитой экономикой, по собственному желанию принимать и применять чужие стратегии развития в области образования и культуры свидетельствует об успешном применении «мягкой силы» ведущими мировыми государствами. Увеличение экспорта образовательных услуг и рост числа иностранных студентов расширяют возможности ряда государств в формировании мировоззрения у иностранных студентов и их приобщения к западным культурным и политическим ценностям. Ужесточение нормативных инструментов европейского пространства высшего образования способствует европеизации национальных образовательных систем не только стран, подписавших и готовых подписать Болонскую декларацию (страны Балтии, Балканы, Молдова, Украина и др.), но и тех государств, которые, не обладая ресурсом для расширения собственного культурного влияния, были вынуждены заимствовать стратегии развития европейского образования для повышения конкурентоспособности национальных образовательных систем (азиатские страны, страны Африки и Южной Америки и др.). Ситуация последнего времени социокультурной жизни европейского континента позволяет рассматривать «мягкую силу» в качестве среды в сфере культуры, способствующей проведению рядом стран эффективной политики для достижения своих целей на международном уровне с минимальными затратами экономических ресурсов, организационных и дипломатических средств. Одновременно использование ограничения доступа к высшему образованию для некоторых групп студентов из определенного ряда стран в качестве меры санкционного воздействия приравнивает образование к инструментам «жесткой силы».
...
1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. М .: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
2. Валицкая, А.П. Образование в России: стратегия выбора : Монография; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 127 с.
3. Веденина Л.Г. Человек в лингвоэтнокультурном пространстве. М.: Языки славянской культуры, 2017. 664 с.
4. Воевода Е. В. История организации профессиональной языковой
подготовки специалистов-международников: от Киевской Руси к
Российской империи. Монография. М.: МГОУ, 2010. 156 с.
5. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия : гармония знания и веры. М. : Педагогическое Общество России, 2001. 128 с.
6. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
7. Зайков А. А., Шинковский М. Ю. Трансграничный регион: понятие, сущность, форма. Владивосток: Дальнаука, 2010. 274 с.
8. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.Ж Наука, 2002. 456 с.
9. Запесоцкий А. С. Культура : взгляд из России. СПб. : СПбГУП ; М. : Наука, 2014. 848 с.
10. Корольков А. А., Преображенская К. В., Романенко И. Б. Педагогическая антропология в зеркале философии. СПб.: Алетейя, 2017. 340 с.
11. Куда идет российская культура? : круглый стол, 27-28 июня 2009 г. / науч. ред. В. С. Степин, А. С. Запесоцкий. СПб. : СПбГУП, 2010. 146 с.
12. МГИМО-Университет: Традиции и современность. 1944-2019 / Под общ. ред. академика РАН А. В. Торкунова; 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. 309 с.
13. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
14. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
15. Розин В. М. Философия образования: Этюды-исследования. М:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 576 с.
..257