Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТОРГОВЛЯ ВООРУЖЕНИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Работа №179393

Тип работы

Диссертация

Предмет

политология

Объем работы238
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 28
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ 28
§ 1. Определение и концептуализация основных понятий 28
§ 2. Международное разделение труда на рынке вооружений 50
Выводы главы 1 67
ГЛАВА II 69
Мировой рынок вооружений как инструмент политического влияния: 69
ведущие игроки, особенности, тенденции 69
§ 1. Реструктуризация мирового рынка вооружений 69
(1991 - 2016 гг.) 69
§ 2. Роль государства в формировании и развитии 82
торговли вооружениями как инструмента 82
внешнеполитического влияния 82
§ 3. Особенности и тенденции развития мирового рынка вооружений 119
на современном этапе 119
Выводы главы II 137
ГЛАВА III 139
Торговля вооружениями как инструмент внешнеполитического влияния современной России
139
§ 1. Военно-экспортная политика России и вопросы 139
национальной безопасности 139
§ 2. Торговля вооружениями Российской Федерации с иностранными государствами: внутренние и внешние факторы 157
§ 3. Торговля вооружениями как инструмент долгосрочного влияния 187
на международной арене 187
Выводы главы Ш 200
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 203
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 214
БИБЛИОГРАФИЯ 216
ПРИЛОЖЕНИЯ 246

Актуальность темы исследования. Проблематика институционализации и инструментализации военно-технического сотрудничества (ВТС), влияния структур, связанных с экспортом вооружений, военных технологий и услуг, в условиях нестабильности современной мировой системы является чрезвычайно актуальной для отечественной науки и практической политики.
Во-первых, это связано с возрастающей ролью военного фактора в развитии системы международных отношений. В контексте усиления конкуренции и даже конфронтации в различных сферах и регионах торговля вооружениями и военной техникой (ВВТ) является четким индикатором стратегической обстановки в мире, поскольку имеет не только серьезный экономический эффект, но - главное - позволяет государствам-экспортерам сохранять и/или усиливать свое влияние в различных регионах и существенно влиять на геополитический климат. Особенно это актуально для современной России, возвращающей утраченные после разрушения СССР позиции в мировой политике. Ключевую роль в продвижении политических и коммерческих интересов России на мировом рынке вооружений играет государственный посредник акционерное общество «Рособоронэкспорт», входящее в Государственную корпорацию «Ростех». АО «Рособоронэкспорт» является единственным в России государственным посредником по экспорту/импорту всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. «Рособоронэкспорт» создан Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2000 г. № 1834 для
осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.
Общий объем мирового рынка вооружений оценивался в 2017 - 2018 годах в сумму 100 млрд долларов1.
Лидерами мирового оружейного рынка по-прежнему остаются США и Россия, хотя после заключения и начала реализации крупных контрактов с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива имеет место тенденция увеличения объемов торговли американских компаний. По данным авторитетного исследовательского центра Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), в период 2012 -2016 годов на США пришлось 33% мировых объемов поставок, причем по сравнению с предыдущим периодом 2007 - 2011 годов продемонстрирован рост на 21% . Россия за тот же период увеличила объем экспорта на 4,8%, но ее доля на рынке сократилась по сравнению с периодом 2007-2011 годов с 24% до 23%. . В то же время такое падение доли на рынке незначительно отразилось на собственно объемах экспорта продукции военного назначения. В 2017 году общая стоимость поставок российских вооружений на экспорт превысила 15 млрд долларов, было заключено новых контрактов на сумму более 16 млрд долларов, а портфель контрактных обязательств на конец года составил около 45 млрд долларов . Несмотря на ужесточение санкционного режима, в 2018 году в области ВТС России с иностранными государствами были достигнуты новые успехи. По состоянию на ноябрь 2018 г., только по линии государственного посредника по экспорту вооружений АО
«Рособоронэкспорт» было подписано 1100 контрактных документов на сумму 19 млрд долларов 1. В результате общий портфель экспортных контрактных обязательств достиг беспрецедетной суммы 55 млрд долларов, из которых 50 млрд. долларов пришлись на «Рособоронэкспорт» .
По подсчетам СИПРИ, третье - пятое места в мировом рейтинге экспортеров вооружений занимали в период 2012 - 2016 годов соответственно КНР (6,2% рынка), Франция (6%), и Германия (5,6%) . В то же время необходимо отметить, что после заключения крупных контрактов на поставку истребителей Rafale в Египет, Катар и Индию, а также подводных лодок Scorpene в Австралию, в результате подписания которых контрактация французских вооружений составила 17 млрд евро в 2015 году и около 20 млрд евро в 2016 году, возникла реальная перспектива кратковременного выхода этой страны на второе место по объему поставок после США .
Однако в сфере торговли вооружением и военной техникой далеко не первостепенное значение имеют коммерческие показатели. Основная роль экспорта вооружений заключается в том, что военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами представляет собой прежде всего эффективный инструмент продвижения внешнеполитических интересов России на мировой арене. Кроме того, это индикатор эффективности и инновационности экономики конкретных стран и/или транснациональных корпораций, представленных в этом сегменте. Выступая на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в ноябре 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Имеющиеся возможности в сфере ВТС важно использовать для модернизации и обновления всей отечественной промышленности, поддержки науки, формирования мощного технологического потенциала в интересах динамичного развития страны» Фактически позиция того или иного государства на мировом рынке вооружений является отражением его интегральной военной, экономической, технологической, а в конечном счете - военно-политической мощи, свидетельство авторитета и влияния страны, что закономерным образом определяет возможные политические дивиденды.
Во-вторых, актуальность темы исследования связана с возрастающей, а иногда даже определяющей ролью как средств защиты национальной безопасности, так и наличия у страны перспективных технологических наработок, способных на многие годы вперед детерминировать ее присутствие на рынке вооружения, а значит, иметь серьезный вес в формировании глобальной повестки дня. Таким образом, в современных условиях торговля вооружениями и спецтехникой является одним из важнейших инструментов политического влияния как в отдельных странах, так и на международной арене в целом.
В-третьих, актуальность заявленной темы определена усилившейся взаимозависимостью политических, экономических, военных и
интеллектуальных потенциалов и задач, стоящих перед конкретной страной. Наполнение реальным содержанием понятия «сильное государство» непосредственным образом зависит от соединения вышеназванных потенциалов. Бывший работник ЦРУ Р. Клайн в 1977 году попытался вывести формулу «силы государства». В его интерпретации она выглядела следующим образом: «сила государства = (население + территория + экономика + военная мощь) х (стратегия + политическая воля)» . Таким образом, «военная мощь» является одним из определяющих элементов силы.
Сторонники политического реализма всегда обращали особое внимание на роль во внешней политике «военной силы», которая является не только продуктом военного производства как неотъемлемой части экономики страны, но и важной сферой ее внешней политики. В современных условиях как сектор экономики военное производство регулируется законами рынка, однако главным потребителем военной продукции остается национальное государство. Получается, что «военное производство определяется не только размерами и требованиями международного рынка оборонной продукции, но прежде всего государственным оборонным заказом. В силу этого военное производство подвержено жесткой системе государственного регулирования, направленного на обеспечение интересов государственной безопасности и достижение внешнеполитических целей и задач» 1 . Иными словами, «военная сила», реализуемая в процессе торговли ВВТ с иностранными государствами, становится значимым инструментом внешней политики, «помогая государству обеспечивать свои геополитические и геостратегические интересы» .
Не менее важным является утверждение реалистов о зависимости национальной безопасности от национальной мощи (военная сила - лишь часть её), которая в свою очередь опирается на производительность экономики, а производительность зависит от экономического роста . Обеспечивать безопасность страны в долгосрочной перспективе нельзя в ущерб общему благосостоянию, так как государство, вкладывающее деньги только в оборону, «теряет производительность всей экономики и вместе с ней - способность обеспечивать безопасность» . Поэтому в вопросах безопасности (и в том числе военного производства) должен быть соблюден верный баланс. Его достижение - одна из приоритетных задач государственной политики 1.
Успех ВТС конкретной страны зависит от эффективности и конкурентоспособности ее экономики, уровня развития науки, техники и инновационных технологий, наличия определенной традиции в создании и поддержании оборонного комплекса и развитой военно-технической, организационной и управленческой инфраструктуры. Экспорт вооружений выступает локомотивом развития всех важных сфер современного государства, способным придать мощный импульс национальной экономике, научной и социальной сфере. Поэтому анализ военно-технического сотрудничества современной России, выявление его проблемных зон и определение политических рисков представляется весьма своевременным.
Создание конкурентоспособного оборонно-промышленного комплекса (ОПК), обеспечивающего военную мощь, невозможно без помощи и вложений со стороны государства. Учитывая геополитическое и геостратегическое положение России, с одной стороны, без государства ОПК не может успешно развиваться. Но с другой - отечественная оборонная промышленность служит не только надежной защитой безопасности страны, но и является проводником ее интересов, инструментом ее влияния за рубежом. В связи с этим чрезвычайно важно понять, как найти ту необходимую золотую середину, когда ОПК успешно развивается и становится инструментом авторитетного представительства государства на международной арене, но при этом не превращается в источник избыточной нагрузки на государство и общество; чреватой многими негативными последствиями милитаризации экономики.
Таким образом, обозначенная тема исследования, представляется чрезвычайно актуальной как с точки зрения соотношения политики и экономики, так и с точки зрения понимания значения торговли вооружениями как инструмента политического влияния современной России на международной арене.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс разрушения Советского Союза, катастрофическое ослабление вследствие этого российской государственности, экономический крах 90-х годов естественным образом отразились на российском ОПК, пережившем в 1990-е годы глубочайший кризис. Внутренние проблемы вошли в резонанс с внешними вызовами: переформатирование политической карты мира привело к потере традиционных для СССР/России рынков вооружений. Позитивные изменения стали наблюдаться с 1999 года. В настоящее время Россия является одним из самых крупных - вторым после США - экспортеров ВВСТ в мире. Лидирующие позиции на МРВ, если рассматривать торговлю вооружениями как важный инструмент влияния, в значительной мере определяют степень значимости страны в мировой политике, ее авторитет и вес в международных делах. В то же время нет ничего постоянного, поэтому необходимо анализировать как факторы роста, так и прогнозировать возможные риски.
Лидирующие позиции России на мировом рынке вооружений долгое время были обеспечены за счет реализации масштабных, дорогостоящих и долгосрочных контрактов с двумя азиатскими гигантами - Индией и Китаем. Среднегодовая доля Индии во всем объеме российского экспорта колебалась между 25% и 30%, в отдельные годы она достигала 42% российских поставок. КНР также потребляла в 90-е - первой половине 2000-х годов порядка 40% российского экспорта ВВСТ. Однако со второй половины 2000-х годов оборонная промышленность КНР в состоянии самостоятельно обеспечивать НОАК по основной номенклатуре вооружений за исключением наиболее высокотехнологичных компонентов. Главным образом, это авиационные двигатели и новейшие бортовые РЛС большой мощности. Кроме того, КНР пока продолжает закупки в России новейших зенитных ракетных систем большой дальности. Тем не менее очевидно, что Китай больше никогда не будет осуществлять импорт российских вооружений в масштабах начала нулевых годов. Более того, бурное технологическое и промышленное развитие обеспечили возвращение КНР в число крупных экспортеров вооружений.
Что касается Индии, то в ее политике отчетливо прослеживается стремление к диверсификации источников вооружений, что также объективно приводит к относительному сокращению российского присутствия на этом рынке.
В результате предельно актуальной стала проблема максимальной диверсификации географии российского экспорта вооружений. С выходом на венесуэльский рынок благодаря активизации сотрудничества со странами Юго¬Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки эта задача была успешно решена. Однако к настоящему времени резервы географической диверсификации также в основном исчерпаны, что ставит на повестку дня вопрос о поиске новых номенклатурных сегментов, где Россия могла бы нарастить свое присутствие.
По мере исчерпания резервов расширения географии российского экспорта вооружений особое значение приобретает поиск новых для продвижения российской продукции сегментов. Наиболее перспективным из таких сегментов представляется, как было указано выше, рынок средств обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Общая емкость данного рынка позволяет обеспечить увеличение российского высокотехнологичного экспорта на сумму до одного миллиарда долларов.
В то же время использование торговли вооружениями как инструмента влияния не может быть основано только на купле-продаже ВВТ. Необходимо коммерческую и технологическую составляющую экспорта вооружений дополнять предложениями военно-политического и социально-экономического характера. Например, следует предлагать совместные с иностранными государствами меры борьбы с угрозами безопасности, формировать антитеррористические коалиции и союзы. Опыт разрешения Россией сирийского кризиса и борьба с «Исламским государством» - показательный пример успешности такого рода взаимодействий.
Основной целью диссертационной работы является анализ торговли вооружениями как одного из факторов, влияющих на конкурентоспособность государства в мировой политике, и инструмента его политического влияния на международной арене. Проведенный анализ позволил сделать вывод о наличии прямой зависимости внешнеполитического влияния государства от степени представительства его военно-промышленных, военно-технологических и военно-логистических компаний в странах мира, от уровня его присутствия на мировом рынке вооружений.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
> дан комплексный анализ мирового рынка вооружений (Глава I, параграф 3; Глава III);
> представлен панорамный обзор наиболее важных этапов развития торговли вооружениями Советским Союзом и его правопреемницей - Россией; выявлены общие черты и различия торговли вооружениями в советский и современный периоды (Глава I, параграфы 2,3; Глава II; Глава III, параграф 2);
> изучены институциональные особенности формирования российского оборонно-промышленного комплекса как основы экспорта вооружений (Глава I, параграф 1);
> определена роль государства в формировании и развитии торговли вооружениями как инструмента внешнеполитического влияния (Глава I, параграф 2; Глава III, параграфы 1,3);
> на основе теории межсекторного взаимодействия определены основные различия в соотношении между государственными и другими организациями, участвующими в развитии такого института политического влияния, как торговля вооружениями (Глава I, параграфы 1,2; Глава II, параграф 2; Глава III, параграф 3).
Результаты исследования обнаружили ряд особенностей мирового рынка вооружений.
Во-первых, главной его характеристикой является постоянный рост емкости данного рынка. Усиление военно-политической напряженности после 2014 года привело к ускорению темпов роста объемов мировой торговли ВВСТ.
Во-вторых, экспорт ВВТ является инструментом долгосрочной привязки импортеров к поставщикам, т. к. ставит покупателей в зависимость от поставок запасных частей и боеприпасов, сервиса, модернизации приобретенных ранее образцов и т. д.
В-третьих, вся легальная торговля вооружениями осуществляется на основе межгосударственных соглашений и в значительной степени зависит от международной обстановки в целом и места конкретных стран-экспортеров и импортеров в общем мировом порядке. Если страна попадает под санкции, то легальные каналы продажи ВВТ для нее оказываются закрыты, что естественным образом активирует «серый» и «черный» рынок вооружений.
В-четвертых, мировой рынок вооружений переживает смену географического вектора развития. Если вторая половина ХХ века отличалась повышенной активностью стран - импортеров вооружений на Ближнем Востоке, то в XXI веке центр мировой торговли продукцией военного назначения сместился в Азию и Океанию, где главными импортерами вооружений являются Индия, Пакистан, Вьетнам, Сингапур, Южная Корея, Индонезия, Япония и Австралия. В самое последнее время произошло новое резкое повышение спроса на ВВСТ со стороны ближневосточных государств, прежде всего, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и Египта. Триггером этого взрывного спроса стало резкое усиление конфликтогенности в регионе, главным образом, в результате войн в Сирии и Йемене, а также в результате обострения отношений между Ираном и суннитскими монархиями Персидского залива.
...


1. Вассенаарские договоренности. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/ns-
dvbr.nsf/416a07318ecf41dd432569ea00361456/83bb484aea7fb47744257b970 049e892!OpenDocument; http://www.wassenaar.org/
2. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом
Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. URL:
http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
3. Военная доктрина Российской Федерации 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref notes/461
4. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества 27 января 2015. URL: http://www.kremlin.ru/news/47530
5. Годовой отчет Государственной корпорации «Ростех» за 2015 год. URL: http://rostec.ru/content/files/documents/GODOVOY OTCHET 2015.pdf
6. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества (10.12.2009). URL: http://docs.cntd.ru/document/902197024
7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о
военно-техническом сотрудничестве (24.12.2013). URL:
http://docs.cntd.ru/document/499073634
8. Ежегодник СИПРИ 1999. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: Наука, 2000. - 767 с.
9. Ежегодник СИПРИ 2001. «Вооружения, разоружение и международная безопасность». - М.: Наука. - 1047 с.
10. Ежегодник СИПРИ 2002. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: Наука, 2003. - 973 с.
11. Ежегодник СИПРИ 2003. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: Наука, 2004. - 1127 с.
12. Ежегодник СИПРИ 2011. Вооружения, разоружения и международная
безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2012. - 768 с. URL:
http://www.sipri.org/yearbook/2011/files/SIPRIYB11RUS.pdf
13. Ежегодник СИПРИ 2012. Вооружения, разоружения и международная
безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 770 с. URL:
http://www.sipri.org/yearbook/2012/files/iezhieghodnika-sipri-2012-sipri- yearbook-2012-russian
14. Ежегодник СИПРИ 2013: вооружения, разоружения и международная
безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 792 с. URL:
http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2014/2014 SIPRI.pdf
15. Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружения и международная безопасность. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 794 с.
...283


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ