Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СВЕТЕ ВЫЗОВОВ БРЕКЗИТА

Работа №179390

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы537
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в Европе: на пути к Брекзиту 37
§1. Международная интеграция и дезинтеграция: сущность концептуальных подходов 37
§2. Проблемы трансформации государства в условиях членства в Европейском союзе 75
§3. Историко-правовые аспекты членства Великобритании в ЕС 111
Глава 2. Правовое регулирование выхода Великобритании из Европейского союза и проблемы минимизации его негативных последствий 152
§1. Правовое оформление Брекзита 152
§2. Проблемы реализации Соглашения о выходе Великобритании из ЕС 196
§3. Правовая парадигма сотрудничества Великобритании и Европейского союза после Брекзита 235
Глава 3. Взаимодействие интеграционных и национальных правопорядков и вызовы Брекзита 266
§1. Правовое обеспечение взаимодействия правопорядков государств-членов и Европейского союза 266
§2. Имплементация права ЕС в правовых системах государств-членов в контексте обеспечения адаптивности к интеграции 286
§3. Проблемы взаимодействия интеграционного правопорядка ЕС и правопорядка Великобритании 307
§ 4. Развитие правового регулирования обеспечения адаптивности к интеграции в ЕАЭС с учётом опыта Брекзита 340
Глава 4. Правовое регулирование отдельных последствий Брекзита 369
§1. Особый правовой режим Северной Ирландии после Брекзита 369
§2. Регулирование международных торговых отношений Великобритании после Брекзита 404
§3. Взаимодействие Европейского союза и Великобритании после Брекзита в сфере защиты персональных данных 426
Заключение 444
Список источников и литературы 453


Актуальность темы диссертационного исследования.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), его консолидация, углубление интеграции, является приоритетом внешней политики Российской Федерации. В частности, в Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ 31 марта 2023 г, среди основных задач по достижению стратегических целей внешней политики Российской Федерации закрепляются «8) раскрытие и укрепление потенциала многосторонних региональных объединений и интеграционных структур с участием России», а также «9) укрепление позиций России в мировой экономике, достижение национальных целей развития Российской Федерации, обеспечение экономической безопасности, реализация экономического потенциала государства» . Решая эту задачу, Российская Федерация среди прочего уделяет приоритетное внимание «поощрению отвечающих интересам России процессов региональной и межрегиональной экономической интеграции, прежде всего в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, а также в целях формирования Большого Евразийского партнерства» . П. 49 части V «Региональные направления внешней политики Ро ссийской Федерации» устанавливает, что Ро ссийская Федерация намерена уделять приоритетное внимание «углублению отвечающих интересам России интеграционных процессов, стратегиче скому взаимодействию с Республикой Белоруссия, укреплению системы взаимовыгодного всеобъемлющего многостороннего сотрудниче ства, основанной на сопряжении потенциалов СНГ и ЕАЭС, а также развитию дополнительных многосторонних форматов, включая механизм взаимодействия между Россией и государствами Центрально-Азиатского региона; <...> задействованию экономического потенциала добрососедства, прежде всего с государствами-членами ЕАЭС и государствами, заинтересованными в развитии экономических отношений с Россией, в целях формирования более широкого интеграционного контура в Евразии» .
В целом Евразийский экономический союз представляет собой геополитический проект, который предполагает «углубление сотрудничества <...> в рамках интеграционных объединений, в первую очередь Евразийского экономического союза» . В связи с этим осуществление комплекса мер, которые бы обе спечивали развитие и углубление интеграции, препятствуя центробежным силам, требует по стоянной каждодневной работы как от самого интеграционного объединения, так и от его государств-членов.
Выход Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского союза (ЕС) — процесс, получивший краткое наименование Брекзит, — представляет собой один из самых серьёзных вызовов и угроз гармоничному развитию европейской интеграции и самому существованию Европейского союза и имеет колоссальные последствия как для ЕС, так и для самой Великобритании. С момента своего создания ЕС был вдохновлён идеей о том, что государства-члены преисполнены «решимости продолжить процесс создания все более сплоченного союза народов Европы» . Термин «интеграция» стал настолько монополизированным Европейским союзом, что скрытый в нём смысл оказался в прямой зависимости от развития событий в ЕС. Историче ское развитие европейского интеграционного объединения, казалось, подтверждало такую точку зрения: более чем за шестьдесят лет количество государств-членов ЕС расширилось с шести до двадцати восьми, укрепляя мнение об окончательности и необратимости существования Европейского союза. Однако окончательный выход Великобритании из ЕС 31 января 2020 г. нарушил исходные положения нарративов о ходе процесса европейской интеграции, поднял новые вопросы о развитии проекта ЕС и обусловил целесообразность переосмысления правового регулирования интеграционных процессов в свете допущенного Союзом глобального провала. Это необходимо, чтобы купировать подобное развитие событий в рамках ЕАЭС, понять дезинтеграционные угрозы и предпринять превентивные меры.
Брекзит продемонстрировал, что все существующие теории интеграции, которые исходили из её линейного характера, сосредоточены главным образом на объяснении процесса интеграции, являются половинчатыми и неполными, не учитывающими всех факторов и предпосылок, которые среди прочего могут привести к кризисам и в конечном итоге к дезинтеграции .
Кризисы в той или иной степени концептуализируются в различных теориях интеграции, так, например, они зачастую «считались неизбежными моментами для продолжения процесса интеграции» . Однако основные теории, разработанные для понимания интеграции, лишь фрагментарно «объясняют происхождение, ход и исход <...> Брекзита» . Различные современные авторы приводят свои аргументы в пользу той или иной теории интеграции в контексте интеграционного кризиса Брекзита. Тем не менее, начиная с Брекзита, подходы к дезинтеграции набирают силу как средство объяснения данного беспрецедентного события, а именно первого случая, когда государство-член решило покинуть Европейский союз. Даже Европейская комиссия рассматривает варианты меньшей интеграции в своей «Белой книге о будущем Европы: размышления и сценарии для ЕС-27 к 2025 году» .
Однако до сих пор ни в одном исследовании не проводилось комплексного юридического анализа развития дезинтеграционного процесса Брекзита, его причин и последствий, а главное, не предлагалось концептуальных юридических основ предотвращения дезинтеграции в рамках интеграционных объединений. В этой связи необходимо формирование такой концепции правового регулирования интеграционных процессов, которая бы учитывала новую реальность — интеграцию и дезинтеграцию в виде Брекзита. Соответственно, детальное изучение выхода Великобритании из Европейского союза необходимо для формирования новых теоретических основ, которые, в свою очередь, выражаются в теории правового регулирования обеспечения адаптивности к интеграции, заключающейся в стабильности взаимодействия интеграционного объединения и государств-членов, упразднении на национальном уровне юридических механизмов, затрудняющих интеграцию, делающих её обратимой, препятствующих слиянию национального и наднационального права в единое целое. Такие теоретические основы помогают выявлению предпосылок дезинтеграции, тем самым способствуя её нивелированию, недопущению. Это особенно важно для развития ЕАЭС и формирования Большого Евразийского партнёрства.
Степень научной разработанности темы. Тема диссертационного исследования отличается низкой степенью разработанно сти в отечественной юридической науке. Вопросы, связанные с Брекзитом и развитием дезинтеграционных процессов, в основном рассматриваются представителями политических, экономических, исторических и других гуманитарных наук. В отечественной юриспруденции отсутствуют комплексные исследования, посвящённые правовым аспектам современного интеграционного строительства в контексте выхода Великобритании из Европейского союза, тем более разработке теоретических основ правового регулирования обеспечения адаптивности к интеграции.
Настоящая диссертация предполагает первое в своём роде комплексное исследование, а полученные впервые результаты могут способствовать решению целого ряда задач, стоящих перед юридической наукой сегодня.
Современные исследователи-юристы рассматривают лишь отдельные правовые аспекты дезинтеграции и выхода Соединённого Королевства из ЕС, имеющиеся работы посвящены общетеоретическим и специальным проблемам права Европейского союза, отдельным вопросам его функционирования. Несмотря на солидную библиографию по различным вопросам европейской интеграции, участия Великобритании в ней, правовые аспекты связанных с этим проблем привлекают несколько меньшее внимание исследователей и закономерно отличаются неравномерностью представления в трудах зарубежных и отечественных учёных.
В западной науке выделим работы С. Джорджа (S. George), Дж. Стефена (G. Stephen), Г. Уоллеса (H. Wallace), Д. Рейнольдса (D. Reynolds) . В публикациях Ч. Гранта (Ch. Grant) и К. Гиффорда (C. Gifford) раскрыта природа британского евроскептицизма . Значительное внимание британские историки уделили периоду правления правительств Т Блэра (1997-2007 гг.), в частности, O. Даддоу (O. Daddow) и Дж. Гаскарт (J. Gaskarth) . Отдельные публикации касаются и причин Брекзита . Среди публикаций исследователей Брекзита, для которых характерен комплексный подход к изучению причин, вызовов и угроз, порождённых выходом Великобритании из ЕС, выделим коллективную монографию под редакцией С. Грира (S.L. Greer) и Дж. Лейбл (J. Laible) , труды учёных П. Уилсона (P. Wilson) и Т. Оливера (T. Oliver) . Исследователи Р Уитман (R.G. Whitman) , Дж. Блэк (J. Black), А. Холл (A. Hall), К. Кокс (K. Cox), М. Кепе (M. Kepe), E. Силверстен (E. Silfversten) высказали исторические и прогностические оценки влияния Брекзита на отдельные аспекты развития ЕС. Т Оливер (T. Oliver) и М. Уильямс (M.J. Williams) , В. Риис (W. Rees) предложили собственные критические соображения по поводу значения выхода Великобритании из ЕС для отношений ЕС-США и американо-британских отношений. Среди многочисленных аналитических публикаций представителей западных «мозговых центров» можно упомянуть статью М. Чалмерза (M. Chalmers) по поводу перспектив британской внешней политики . Комплексный анализ по следствий, проблем и перспектив, порожденных процессом Брекзита, представили Т Оливер (T. Oliver) и Дж. Уэлш (G. Walshe) , Дж. Гаскарт (J. Gaskarth) и Н. Лэнгдон (N. Langdon) .
Ино странные учёные намного более по следовательно и всесторонне исследовала процесс Брекзита. Прежде всего следует выделить работу под общей редакцией П. Даймонда (P. Diamond), П. Недергаарда (P. Nedergaard) и Б. Росамонда (B. Rosamond) , которая касается как истоков, так и последствий Брекзита. Правовые и политические вызовы Брекзита исследует коллектив авторов под редакцией М. Дугана (M. Dougan) . Р Троитииньо (D.R. Troitino) с соавторами в намного более долго срочной историче ской перспективе рассматривают ход Брекзита . Ф. Фаббрини (F. Fabbrini) подробно анализирует правовые и политические последствия Брекзита . Д. Уинкотт (D. Wincott) в своей работе опирается на классические идеи социальных наук и предоставляет краткий и исчерпывающий обзор основных дебатов по Брекзиту, завершая один из первых специальных выпусков журнала по данной тематике. Издание под общей редакцией С. Балмера (S. Bulmer) и Л. Кваглии (L. Quaglia) исследует политические и экономические аспекты Брекзита . Социологические реакции на Брекзит находятся в центре внимания работ У Оутвейта (W. Outhwaite) , включая причины, политику и перспективы Брекзита. Т Оливер (T. Oliver) рассматривает последствия голосования и переговоров для будущего как Соединенного Королевства, так и европейской интеграции .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос о том, является ли выход Великобритании из Европейского союза трагическим событием для ЕС или, наоборот, возможностью для дальнейшей интеграции, остаётся открытым. На наш взгляд, Брекзит показал новое качество региональной интеграции, её реверс, обнажив практические аспекты обратимости интеграционного процесса и дезинтеграции. При этом современная доктрина не выработала надлежащих теоретических основ, решающих проблему успешного развития интеграции, всеобъемлющего вовлечения государств- членов, предупреждения реверса интеграции и недопущения дезинтеграции. Разработанные теории не учитывают юридические аспекты данных процессов, практические черты национальных правопорядков государств, их принципы. Наша работа сформулировала теорию правового регулирования обеспечения адаптивности государств к интеграции, которая выражается во внедрении, прежде всего на конституционном уровне, юридических мер, закрепляющих приверженность государств к интеграции, следование принципам интеграционного правопорядка: интегрированности, верховенству и прямому действию. Теория правового регулирования обеспечения адаптивности к интеграции обосновала необходимость изначального следования этапам кондиционной и прогрессивной интеграции для дальнейшего развития интеграционного строительства, обеспечения его устойчивости, что достигается за счёт упразднения национальных юридических мер, которые затрудняют интеграцию, делают её обратимой, и принятия новых, которые обеспечивают системную совместимость и эволюцию государств и интеграционных объединений, эффективную реализацию норм интеграционного права на национальном уровне.
В этом отношении пример Великобритании представляется чрезвычайно ценным и показательным, так как Соединённое Королевство — единственное государство, которое сначала вступило в интеграционное объединение, долгие годы являлось его членом и первым это членство прекратило. Брекзит на данный момент можно считать апогеем дезинтеграции в интеграционных объединениях, учитывая масштабы европейской интеграции, а также международные роль и значение Соединённого Королевства. Как и в случае вступления в ЕС, выход из Союза продемонстрировал необходимость учёта особенностей конкретного государства и неэффективности универсальных механизмов, которые способны лишь заложить фундамент правового регулирования соответствующих процессов. Брекзит актуализировал необходимость разработки концептуальных моделей эффективной интеграции, методологии анализа и оценки интеграционных процессов по всем сферам их реализации, в особенности в отношении выстраивания взаимодействия со странами-участниками. На современном этапе в связи с тем, что интеграция является многогранным процессом, включающим в себя потенциал и для обратного движения, а каждая интеграционная модель является специфической, даже в теоретическом плане трудно говорить о том, что в случае использования данной интеграционной модели будет получен такой же результат в других странах. Опыт государств может быть использован только в качестве примера, но для воплощения в жизнь обязательно нужна адаптация интеграционной модели для конкретного региона и конкретного государства. Имея конкретный результат в определённой сфере для отдельного объединения или региона, интеграционные процессы могут не отличаться такими же показателями в другой сфере или даже давать противоположный результат, если отсутствуют соответствующие благоприятные условия для их развития. Поэтому достаточно сложно прогнозировать развитие интеграционных объединений, характер их взаимоотношений с государствами-участниками. Международные отношения базируются не только на сотрудничестве, но и на соперничестве и разногласиях и в конечном итоге нередко становятся причиной дезинтеграции. Все эти тенденции мы можем наблюдать на примере прекращения членства Великобритании в ЕС.
Брекзит стал первым прецедентом выхода государства-члена из Европейского союза и вызвал озабоченность относительно вероятного дальнейшего развития вектора европейской интеграции и даже полного распада ЕС. Однако, во многом благодаря выработанной системе актов международного права, интеграционного права и национального права как обязательного, так и декларативного характера, направленных на снижение негативного эффекта дезинтеграции, поэтапному управлению процессом выхода государства из интеграционного объединения Европейскому союзу удалось обеспечить устойчивость интеграционного строительства и нивелирование дезинтеграционного эффекта.
Феномен Брекзита связан с ненадлежащим обеспечением адаптивности к интеграции как на стадии кондиционной, так и на этапе прогрессивной интеграции, когда государство сохранило национальные правовые механизмы, препятствующие участию в интеграции, создав предпосылки для её реверса и даже дезинтеграции. Великобритания, как государство-член, в силу различных причин и факторов, не обеспечила надлежащую интегрированность союзных норм во внутригосударственном правопорядке. Во многом это было связано с вопросом суверенитета, который на протяжении всего процесса Брекзита оставался его одной из основных движущих сил.
Действительно, Великобритания проявила большую изобретательность в разработке целого ряда правовых механизмов для максимального сохранения суверенных полномочий и обеспечения соблюдения принципов национального правопорядка, продолжая при этом участие в европейском интеграционном процессе. За годы членства в ЕС в Великобритании был создан эволюционирующий механизм имплементации норм интеграционного права ЕС в национальной правовой системе, базирующийся на канонах дуалистического подхода к соотношению международного и национального права, что в достаточной степени позволяло выполнять государству взятые на себя обязательства по членству в Союзе и отражало традиции британской правовой системы. Однако разрыв между де-юре парламентским суверенитетом и де- факто верховенством и прямым действием права ЕС в британской правовой системе существовал и постоянно рос, что в конечном итоге и привело к радикальному шагу Великобритании по выходу из Европейского союза.
Решение о выходе из ЕС и принятые впоследствии нормативные меры положили начало формированию плюрализма в рамках британского национального правопорядка, который предполагает интенсивное взаимодействие нескольких автономных правовых систем — международного права, интеграционного права ЕС и национальных норм — без чёткого взаимного соотношения или подчинения, что ведёт к возникновению многочисленных практических проблем в виде коллизий и оспаривания напрямую силы один другого. Этому во многом способствовало установление в Соглашении о выходе особого правового режима в отношении Северной Ирландии, который обеспечивает плюралистический подход в национальной правовой системе. В частности, поскольку правила единого рынка ЕС по- прежнему будут применяться в Северной Ирландии, стремление британского правительства к дивергенции права Великобритании от права Европейского союза может повлечь за собой дивергенцию с правовыми режимами в Северной Ирландии, создавая растущее расхождение в правовом регулировании, внося в неё путаницу и неопределённость, а в более широком контексте — угрозу государственной целостности, миру и безопасности в регионе.
На протяжении всего членства в ЕС Великобритания демонстрировала своеобразие своей позиции в стремлении сохранить особый статус и преобладание национальных интересов над общеевропейскими, что обусловили её изначальные колебания относительно вступления в европейское объединение. Они оказали влияние на формирование уникального политического и правового взаимодействия внутри Союза. Именно проблема согласования национальных и наднациональных интересов в рамках ЕС, обострение противоречий в процессе развития интеграционных механизмов наиболее отчётливо прослеживается в политике по отношению к европейской интеграции Соединённого Королевства и отличает страну от остальных ведущих западноевропейских государств, которые соглашались на передачу более широких суверенных полномочий на наднациональный уровень. Во многом это обусловлено особым местом доктрины парламентского суверенитета Великобритании и её соотношением с членством страны в ЕС, которое носило изначально чрезвычайно противоречивый характер, и такое противоречие во многом так и не было разрешено.
Особое место в этом взаимодействии занимают вопросы, связанные с Северной Ирландией. На наш взгляд, согласование правовых режимов и подходов между Великобританией и ЕС — европеизация правового регулирования в Северной Ирландии и различных сферах общественных отношений — в будущем является оптимальным решением для снижения напряжённости, решения проблем и преодоления трудностей в Ольстере, хотя и несёт определённую угрозу государственному устройству Соединённого Королевства. На практике можно констатировать признаки того, что правительство Великобритании желает более самостоятельного будущего и значительно меньшей степени европеизации, и это способно вызвать постоянные проблемы для региона. Чем больше Великобритания будет пытаться уйти от ЕС, тем больше напряжённости возникнет в процессе практического применения Соглашения о выходе (что уже наблюдается при постоянных попытках Великобритании в одностороннем порядке пересмотреть взятые на себя международные обязательства перед Союзом).
Брекзит можно назвать исключительным случаем, а не показателем процесса дезинтеграции ЕС. В качестве дезинтеграционного фактора он имел временное дестабилизирующее воздействие на ЕС, однако юридические меры, принятые для минимизации негативных политических и экономических последствий Брекзита, ослабили дезинтеграционные процессы в Европе. На примере Великобритании страны-члены Европейского союза смогли убедиться, насколько проблемным может оказаться выход из интеграционного процесса. На текущий момент наднациональный и внутригосударственный правопорядки настолько связаны между собой, что беспроблемно разорвать их вряд ли получится. Тем не менее во избежание дезинтеграционщных прецедентов в будущем необходимо повышать уровень интегрированности права ЕС во внутригосударственной сфере, нивелируя национальные препятствия для
эффективного взаимодействия государств-членов с интеграционным объединением. Надо таким образом адаптировать национальный правопорядок, чтобы процессы, напоминающие Брекзит, были бы невозможны. Одним из элементов национальной правовой культуры должна стать недопустимость выхода из интеграции, и меры, предотвращающие такой выход, должны приниматься как на национальном, так и наднациональном уровнях. Ошибки Европейского союза, допущенные в этой сфере, повторять не следует.
...


1. Устав OOH. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter (дата обращения: 20.03.2023 г.).
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
URL: https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon. shtml
(дата обращения: 20.03.2023 г.).
3. Международный такт o гpaждaнских и толм^че^их пpaвах. URL:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol. shtml (дaтa
oбpaщeния: 20.03.2023 г.).
4. Дoгoвoр o Eврaзийcкoм экoнoмичeскoм comae OT 29 xiax 2014 гoдa. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 20.03.2023 г.).
5. Договор о Комиссии таможенного союза. Подписан в г. Душанбе 06.10.2007 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93363/ (дата обращения: 30.04.2023 г.).
6. Договор о Европейском Союзе. URL: http://eulaw.ru/treaties/teu (дата обращения: 20.03.2023 г.).
7. Венская конвенция о праве международных договоров. URL:
http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties. shtml (дата обращения: 20.03.2023 г.).
8. Венская конвенция о праве международных договоров. URL:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties. shtml (дата обращения: 20.03.2023 г.).
9. Agreement on the European Economic Area // OJ L 001, 1994.
10. Consolidated version of the Treaty on European Union // Official Journal. - C 202.
- 7.6.2016. - P 13-388 (EN).
11. Trеаtу оf Rоmе, 1957. URL: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-
content/summary/treaty-of-rome-eec.html (дата обращения: 20.03.2023 г.).
12. Treaty between the Member States of the European Communities and the Kingdom of Denmark, Ireland and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland concerning the accession of the Kingdom of Denmark, Ireland and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland to the European Economic Community and the European Atomic Energy Community (1972) // Official Journal. - 27.03.1972. - L. 73.
13. Treaty amending, with regard to Greenland, the Treaties establishing the European Communities // OJ L 29/1, 1985. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:1985:029:FULL&from=EL (дaтa oбpaщeния: 20.03.2023 г.).
14. Treaty ОП European Union // OJ С 191. - 29.7.1992. - P. 1-112. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 11992M/TXT (дaтa
oбpaщeния: 20.03.2023 г.).
15. Treaty establishing a Constitution for Europe URL: https://europa.eu/european- union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_establishing_a_constitution_for_euro pe_en.pdf (дата обращения: 20.03.2023 г.).
...864


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ