ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФРС США 26
1.1 Теоретические основы диалектики развития ФРС 26
1.2 Особенности организации деятельности ФРС 77
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики ФРС 91
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ФРС США
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 110
2.1 Особенности операций ФРС США на открытом рынке 110
2.2 Механизм количественного смягчения 124
2.3 Современные подходы к реализации денежно-кредитной
политики 141
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ФРС ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ДОМИНИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ДОЛЛАРА США В МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКЕ 167
3.1 Факторы, определяющие положение американского доллара
в мировой валютной системе 167
3.2 Методы реализации политики ФРС по долларизации экономик
зарубежных стран 192
3.3 Перспективы сохранения доминирующих позиций доллара США
в мировой валютной системе 217
ГЛАВА 4. ДОЛГОВАЯ ЭКОНОМИКА США КАК РЕЗУЛЬТАТ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ФРС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 234
4.1 Бюджетная политика как основа роста государственного долга
США 234
4.2 ФРС как субъект долговой экономики 253
4.3 Роль иностранных инвесторов в реализации финансовой
политики ФРС на современном этапе 270
ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ НА
МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В КОНТЕКСТЕ
ГЛОБАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ США 289
5.1 Роль денежно-кредитной политики ФРС США в регулировании
мировых цен на нефть 289
5.2 Перспективы доллара США в международных резервах России в
условиях укрепления национальной энергетической безопасности 311
5.3 Проблемы участия России на мировом рынке нефти в условиях
обострения международной конкуренции 326
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 356
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 362
ПРИЛОЖЕНИЯ 397
Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время ФРС определяет стратегию стимулирования экономического роста как самих США, так и большинства государств, входящих в систему мирового хозяйства. Являясь глобальным финансовым регулятором, ФРС получила возможность определять детерминанты развития мировой финансовой системы. Поэтому не случайны опасения инвесторов, связанные с возможными изменениями в американской финансовой политике, с ожиданием официальной информации о сворачивании ФРС программы количественного смягчения (Quantitative easing, QE), действие которой направлено на стимулирование экономики посредством увеличения денежной массы путем скупки дополнительных объемов ценных бумаг на открытом рынке.
Актуальным вопросом для субъектов мировой экономики в настоящее время является оценка Федеральным резервом перспектив денежно-кредитной политики с учетом особенностей складывающейся в мире ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В целях восстановления экономики и обеспечения долгосрочной стабильности ФРС необходимо проводить постоянный мониторинг уровня ликвидности, от чего во многом зависят объемы заимствований долларов США в глобальной экономике, что крайне актуально для России при проведении международных расчетов в долларах.
В современных условиях стратегия Федерального резерва подвергается законодательной корректировке со стороны Конгресса США, что отражается на регулятивной и надзорной деятельности ФРС, на выработке методов реализации стратегических приоритетов, исходя из национальных интересов США. В то же время ФРС действует вне рамок конкретных целевых ориентиров, выраженных в количественных показателях уровня занятости, что позволяет интерпретировать Федеральному резерву законодательно поставленные перед ним Конгрессом США цели и самостоятельно определять целевое значение инфляции (2%) в качестве стратегического приоритета развития экономики США.
В целях укрепления экономического потенциала Федеральный резерв выступает за обеспечение роста денежных и кредитных средств на долгосрочной основе и проводит монетарную политику, направленную на регулирование долларовой ликвидности. Во время экономических кризисов действия ФРС направлены на увеличение долларовой ликвидности, хотя мировая практика показала, что рост денежной массы при низкой процентной ставке приводит к нарастанию инфляционных процессов. Уход от инфляционных рисков ФРС обеспечивает за счет «экспорта инфляции» посредством вывода долларов США за рубеж. Доллары распространяются по всему миру через экспортно-импортные операции и сделки на фондовых биржах. Данный процесс актуален для всех экономик мира, поскольку не страна-эмитент американской валюты, а другие государства первыми вынуждены реагировать на инфляцию в США. В то время как ФРС еще только задумывается о возможном повышении ключевой ставки, центральные банки других стран, включая Россию, уже поднимают процентные ставки. Таким образом, именно зарубежные страны нейтрализуют неконтролируемый рост долларовой инфляции ценой ограничения собственного экономического роста. Следовательно, стратегическим приоритетом ФРС является обеспечение стабильного функционирования экономических процессов в США за счет мировой экономической системы. Экспортируя инфляцию, США фактически перекладывают проблемы национальной экономики на другие страны. Преодолеть «экспорт инфляции» из США возможно только при желании большинства стран обналичить американские долговые обязательства.
Основным стратегическим приоритетом ФРС в настоящее время является сохранение и укрепление позиций доллара США, что является актуальным вызовом современной экономической системе, поскольку именно долларовую ликвидность финансовых рынков можно считать главным критерием доминирования доллара в мировой валютной системе. За рубеж выводится две трети эмитируемых ФРС долларов США. Благодаря функционированию в стране крупнейшего ликвидного рынка долговых обязательств доллар США служит международным эталоном стоимости и главным резервным активом для других стран. Доля доллара США превышает 60% в глобальных международных резервах. В американской валюте номинировано более 50% международных кредитов и депозитов. Значительные средства иностранные партнеры вкладывают в американские долговые обязательства. Будучи крупнейшим в мире, американский долговой рынок составляет порядка 50% международного рынка государственных долговых инструментов. Доллар США играет ключевую роль в обслуживании международной торговли товарами и услугами, занимая лидирующие позиции в качестве средства глобальных торговых расчетов. Большинство экспортных поставок энергоносителей на мировой рынок осуществляются также в долларах США.
Особое место в исследовании уделяется ФРС США, выступающей глобальным регулятором мировых цен на нефть, что придает теме диссертации дополнительную актуальность, учитывая, что в условиях финансиализации на нефтяном «бумажном» рынке торгуется 90% поступающей в продажу нефти. Динамика нефтяных котировок во многом зависит от направления движения процентной ставки ФРС, что создает дополнительные риски в прогнозировании ценовых значений и является актуальной проблемой для России.
Монопольное положение доллара США в глобальных торговых расчетах по нефти не соответствует постепенно меняющемуся соотношению сил в мировой экономической системе. Назрела объективная необходимость ослабления его позиции ключевой валюты в торговле нефтью путем диверсификации на основе глобальной конкуренции мировых валют. Данная задача крайне актуальна для России, которая приступила к диверсификации структуры золотовалютных резервов и изменению доли участия в ней иностранных валют. В 2018-2021 гг. из- за западных санкций и необходимости минимизации возможных геополитических рисков существенно уменьшилась доля доллара США в золотовалютных резервах России в пользу монетарного золота, евро и китайского юаня. Министерство финансов России приняло решение об отказе с 20 мая 2021 г. вкладывать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в доллары США, что можно объяснить опасением Министерства финансов блокировки долларовых активов российского правительства за рубежом.
Отказ от доллара США в структуре ФНБ соответствует политике дедолларизации российской экономики в связи с усилением процессов финансовой долларизации в стране, ростом кредитов и депозитов резидентов в долларах США, что является дополнительным подтверждением актуальности рассматриваемых в исследовании вопросов.
Особую актуальность теме исследования придает обоснование доминирования доллара США в мировой экономической системе выходом импортеров нефти на долларовый рынок в целях приобретения американской валюты для расчетов по энергетическим контрактам. Пока будет сохраняться спрос на нефтедоллары, говорить о возможном успехе дедолларизации в глобальном масштабе и переходе от американоцентричной валютно-финансовой системы к полицентричной в ближайшей перспективе представляется преждевременным.
Оценка степени разработанности проблемы
Научная экономическая литература представлена работами российских и зарубежных ученых, раскрывающими различные аспекты рассматриваемой темы диссертационного исследования. Совокупность исследований представителей российской и зарубежных научных школ, на теоретические положения, оценки и выводы которых автор опирался в процессе научной работы, включает научные труды, посвященные изучению эволюции деятельности Федерального резерва, особенностей создания и организации ФРС, таких авторов, как М.Бордо fAA RMTHMY Д Т^ТУТ/П-ТРТГАТ-Т (Д Г^-ТАА'ПС'ПЯ'П^ ТЧ А/ТЛ^ТТТТТ/ГТТР ^ТЧ АЛпПтпоЛ А/Г
^iv±.iz>oiu.o) , лдринспен ^rwiiuuiispaii) , -одухуллинс ^^i^uib) , хух.кохиард (M.Rothbard) , Н.Рубини (N.Roubini) , М.Фридман (M.Friedman) , А. Шварц (A.Schwartz) , У.Энгдаль (W.Engdahl) , Б.Эйхенгрин (B.Eichengreen) и др.
Исследование механизмов и инструментов денежно-кредитной политики ФРС нашло свое отражение в аналитических работах таких авторов, как Д.Андерсон (D.Anderson) , Б.Аппелбаум (B.Appelbaum) , Б.Бернанке
(B.Bernanke) , Д.Фисчел (D.Fischel) , С.Харди (C.Hardy) и др.
Процесс долларизации мировой экономической системы занимает одно из ведущих мест в исследованиях российских и зарубежных ученых, среди которых следует выделить работы таких ученых, как Г.Панова , М.Портной ,
М.Столбов16 , Б.Хейфец , И.Ярыгина , С.Артета (C.Arteta) , М.Гоуён
(M.Goujon) , М.Дабровски (M.Dabrowski) , А.Кунха (A.Cunha) , Э.Рей (H.Rey) , ЕПэЛПЭ /Т Г"АГ70/''Г7Л АА О TD О/"''"ТОГТ/'Х ЛА А (П Ю 01"О "П/Л А 1 Г Л^ОТТОЛТО ^QIQTV^QA Л^ОГГОЛ
.озсоз (E.ozsoz) , М..Савас1ано (ivi.savdsidiio) , ы.Салама (P.sdldmd) , о.Салво- Гонзалез (O.Calvo-Gonzalez) , К.Сиддикуи (K.Siddiqui) и др. Особое место занимают работы Э.Рей (H.Rey) и С.Миранда-Агиппино (S. Miranda-Agrippino), а также исследования М.Столбова, И.Ярыгиной. В своих работах Э.Рей (H.Rey) и С.Миранда-Агиппино (S. Miranda-Agrippino) исследуют влияние доллара США на глобальный финансовый цикл (ГФЦ), используя инструменты монетарной политики ФРС США и приходят к выводу, что, изменяя условия монетарной политики США, Федеральный резерв, контролируя денежную массу доллара США, оказывает влияние на объем мирового межбанковского кредитования в долларах. Расширяя и углубляя исследования зарубежных коллег о влиянии ФРС на ГФЦ, российский ученый М.Столбов делает вывод, что режим плавающего валютного курса способен сглаживать внешние экономические шоки при усилении макропруденциальных мер и частичном ограничении движения капитала . В свою очередь, И.Ярыгина отмечает снижение роли доллара в мировой экономике в связи с переводом расчетов ряда развивающихся стран в национальные валюты .
Вопросы формирования долговой экономики США нашли отражение в работах таких аналитиков, как В.Васильев , В.Супян , У.Боннер (W.Bonner) , Е.Браун (E.Brown) , Г.Вилсон (G.Wilson) , М.Фелдстеин (M.Feldstein) и др.
Влияние ФРС на ценообразование на мировом рынке нефти и позиции стран-ведущих экспортеров нефти исследованы такими авторами, как И.Гулиев37 38 , *Ж'т/тгзтп/гм А/Г Т/’гхтт ттпятТхРкя ТТ7К*Т/Г1ТРКЯ R Г^'ятттхттт/ттт ГИвп Т^Я1Р^
С/.жизнин , ivi. Кондратьева , VJ. Лукичева , в.ч^алытин , К^.ДЭЙЛ ^).Dac) , К.Маркуз (C.Marques) и др......
ФРС является одним из ключевых национальных институтов США, деятельность которого оказывает влияние на развитие глобальной экономической системы. Будучи закрытым клубом частных банков, ФРС несет в себе определенные риски. Глобальный финансовый регулятор, от решений которого во многом зависит мировая финансовая стабильность, по сути является исполняющим функции центрального банка независимым частным агентством, не связанным прямыми обязательствами ни с одним государством.
Вместе с тем в последнее время ФРС все чаще играет на опережение для нейтрализации возникающих кризисных явлений, как в случае с COVID19, обеспечивая денежной ликвидностью банковскую систему и реальный сектор экономики, что доказывает зависимость американской экономики и в значительной степени мировой от монетарной политики Федерального резерва.
Результаты проведенного исследования позволяют прийти к следующим основным выводам:
1. Эффективность монетарной политики ФРС США достигается использованием надежного инструментария. Наиболее востребованным традиционным инструментом монетарной политики ФРС являются операции с ценными бумагами на открытом рынке, оказывающие двоякое воздействие на денежную ликвидность, уменьшая или увеличивая ее. Высокий спрос на американские государственные долговые обязательства является залогом стабильности международных резервов иностранных инвесторов. Понимание инструментов реализации монетарной политики ФРС - глобального регулятора долларовой ликвидности может способствовать повышению эффективности действий России, направленных на противостояние санкционному давлению со стороны США.
2. Пандемия коронавируса упрочила глобальное влияние Федерального резерва. ФРС дала возможность иностранным партнерам занимать денежные средства в долларах под залог государственных долговых бумаг. Большую часть
Ъ51
денежных средств глобальный регулятор предоставил иностранным центральным банкам наиболее кредитоспособных стран на условиях «своп-линий долларовой ликвидности» на определенное время под залог их национальных валют по текущему курсу.
3. Положение ФРС как мирового гаранта долларового финансирования одновременно закрепляет ключевую роль доллара в глобальной финансовой системе. Выпускаемые Федеральным резервом доллары США обеспечены государственными долговыми обязательствами. В свою очередь казначейские облигации считаются условно безрисковым инструментом, поскольку обеспечены силой доллара США, как глобальной резервной валюты. Финансовый регулятор имеет возможность в любой момент осуществить эмиссию долларов США за счет выкупа долговых обязательств. США всемерно стремятся поддерживать образ обеспеченности долларами, доказывая тем самым стабильность экономического положения страны. Отсюда понятна проводимая ФРС политика долларизации мировой экономики на основе разрабатываемых теоретических методов ее реализации.
4. Попытки ряда развивающихся стран, включая Россию и Китай, ослабить позиции доллара США путем проведения политики дедолларизации сталкиваются с жесткой позицией Федерального резерва, проводящего курс на усиление заинтересованности зарубежных стран в неофициальной долларизации, являющейся реакцией на высокую инфляцию и макроэкономическую нестабильность. Подтверждением тому является более активное использование в последнее время доллара США в странах БРИКС для кредитования реального сектора экономики при осуществлении внутренних и внешних трансакций. Страны ЕАЭС также подвержены процессам долларизации, особенно в финансовой сфере. Результаты данного исследования могут использоваться институтами денежной власти России и других странах-партнерах для сокращения зависимости от доллара США. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку новых механизмов развития денежно-кредитной системы России и ее элементов.
5. Проведение Федеральным резервом политики изъятия долларовой ликвидности в условиях коронавирусной пандемии, по всей видимости, приведет к образованию высокого уровня долларовой задолженности во всех сегментах мировой финансовой системы. От проводимой ФРС денежно-кредитной политики, в первую очередь, пострадают развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком ввиду слабости национальных валют и высокого уровня внешней задолженности. Изъятие долларовой ликвидности будет осуществляться через увеличение ключевой ставки ФРС, что может привести к росту курса доллара и оттоку инвестиций из развивающихся стран в США. Дальнейшее исследование данного процесса на базе проведенного исследования может способствовать разработке эффективного механизма по предотвращению оттока капитала и укреплению курса национальных валют развивающихся стран. Разработка такого авторского механизма особенно актуальна в современных условиях России.
6. Преодолеть доминирование доллара в мировом масштабе непросто. Во-первых, финансовые рынки США являются самыми емкими; во-вторых, ни одна мировая валюта, включая евро, в настоящее время не обладает таким уровнем ликвидности. По мере развития многополярности можно предположить постепенный уход от доминирования доллара, однако этот процесс займет не одно десятилетие, поскольку произойти это может только в случае, если номинированные в долларах активы перестанут пользоваться спросом. Для России крайне важен постепенный переход в расчеты за рубли за товары, представляющие стратегическое значение для мировой экономики. Такой подход будет способствовать росту курса российского рубля и сокращению влияния доллара США в качестве глобального платежного средства.
7. В последние годы наблюдается определенное ослабление заинтересованности иностранных инвесторов в приобретении американских долговых бумаг. Речь идет, прежде всего, о Китае, России, странах ОПЕК. Если причиной сокращения закупок Китаем американских ценных бумаг, стала «торговая война» между США и Китаем, то страны ОПЕК уменьшили вложения в американские долговые обязательства ввиду падения доходов в долларах США от продажи нефти. Фактором сброса Россией американских долговых бумаг является санкционная политика США. После введения в очередных санкций в отношении России можно ожидать дальнейшего сокращения российского портфеля американских долговых обязательств и диверсификации вложений освободившихся денежных средств в приобретение золота, евро, китайского юаня и прочих активов, обеспечивающих минимизацию рисков, связанных с содержанием доллара США в международных резервах России. Исходя из текущих тенденций, ожидается переход к российским рублям в расчетах за экспортные поставки энергоносителей из России.
8. В условиях сокращения иностранными инвесторами вложений средств в американские долговые бумаги ФРС становится главным кредитором Министерства финансов США. Денежные средства, выделяемые на развитие экономики Министерством финансов, Федеральный резерв предоставляет ему в долг, что позволяет предположить, что государственные расходы США в ближайшее время фактически могут осуществляться за счет средств ФРС, что приведет к снижению роли Министерства финансов и усилению позиции Федерального резерва, в том числе и в качестве глобального финансового регулятора. Дальнейшее исследование по выявлению целей и методов ФРС в отношении сохранения доминирующих позиций доллара США на мировом рынке позволит России и странам-партнерам противостоять целенаправленной американской политике долларизации, осуществляя курс на дедолларизацию национальных экономик.
9. Являясь монополистом в скупке корпоративных и муниципальных долгов, ФРС тем самым расширяет свое влияние на экономические процессы и исключает конкуренцию с другими структурами в финансировании долговой модели экономики США. ФРС осуществляет контроль практически за всеми видами ценных бумаг на рынке облигаций. Посредством делегирования полномочий ФРС назначает финансовые частные компании, которые действуют от ее лица и скупают определенные ценные бумаги. При этом функции контроля остаются в руках ФРС. На следующем этапе эволюции можно ожидать получение доступа ФРС к операциям на рынке акций. Если это произойдет, то Федеральный резерв сможет обеспечить прямой контроль за деятельностью всех компаний, размещенных на американском фондовом рынке, многие из которых относятся к категории крупнейших в мире. В таком случае произойдет стирание грани между регулятором рынка и монополистом, что, очевидно, приведет к трансформации мировой экономической системы. Рынок свободной конкуренции в том виде в каком он существует, скорее всего перестанет существовать. Ему на смену может прийти постоянно усиливающийся финансовый контроль со стороны Федерального резерва, в основе действий которого заложено бескомпромиссное доминирование доллара США.
10. В США вряд ли возможен дефолт даже при постоянно растущем государственном долге, что можно объяснить возможностью ФРС осуществить эмиссию долларов США. До тех пор, пока доллар будет сохранять позиции ключевой мировой резервной валюты, США смогут бесконечно брать в долг денежные средства и возвращать долг в своей национальной валюте, перенося при этом свои проблемы на другие страны, в частности экспортируя инфляцию. К тому же в условиях сохранения минимальной ключевой ставки ФРС государственный долг пока еще не столь критичен для американского бюджета. В случае повышения ключевой ставки, что возможно в условиях роста инфляции, существуют риски роста государственных затрат на обслуживание долга. Для России величина государственного долга США не представляет большого интереса, поскольку Россия сокращает вложения в государственный долг США с 2017 г., что является частью политики дедолларизации. В то же время Россия не против получить долг США, который в денежном эквиваленте составляет свыше 130 млрд долл., что в условиях санкций было бы своевременно.
11. Процесс финансиализации привел к смещению факторов влияния на ценообразование на мировом рынке нефти, к трансформации сырьевого рынка в финансовый. Цена на нефть становится все больше оторванной от физического товара и привязанной к финансовым инструментам. При этом преобладание финансового рынка над рынком реальных физических поставок является постепенно сложившимся фактом, а не текущим трендом. По сути в последние годы происходит переформатирование системы ценообразования на нефтяном рынке как следствие усиления воздействия монетарных факторов, подконтрольных ФРС, на нефтяные котировки на фоне сокращения уровня добычи нефти в формате ОПЕК+. ....
1. Повышение роли национальных валют ЕАЭС в международных расчетах.
Доклады и рабочие документы. — URL:
https: //eabr. org/upload/iblock/a2f/EDB_2021_Report_National-currencies_rus .pdf (дата обращения: 22.07.2021).
2. Amended and Restated Credit Agreement between TALF II LLC, as Borrower, and Federal Reserve Bank of New York, as a Lender. Dated as of June 16, 2020. — URL:
https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/markets/talfdocs/TALF_Credit_Agree ment.pdf (дата обращения: 21.02.2021).
3. Amendment to Investment Management Agreement (Secondary Market
Corporate Credit Facility). — URL:
https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/markets/SMCCF_Investment_Manage ment_Agreement.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
4. Bank Holding Company Act of 1956. — URL:
https://www.federalreservehistory.org/essays/bank-holding-company-act-of-1956 (дата обращения: 26.01.2019).
5. CREDIT AGREEMENT between Municipal Liquidity Facility LLC, as
Borrower, and FEDERAL RESERVE BANK OF NEW YORK, as Lender Dated as of May 26, 2020. — URL:
https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/markets/mlf/MLF-credit-agreement (дата обращения: 27.02.2021).
6. Dodd-Frank Act Stress Test 2018: Supervisory Stress Methodology and Results /
Board of Governors of the Federal Reserve System // Federal Reserve System. - June 2018. - URL: https://www.federalreserve.gov/publications/files/2018-dfast-
methodology-results-20180621.pdf (дата обращения: 26.08.2019).
7. Executive Order 11110—Amendment of Executive Order No. 10289 as Amended, Relating to the Performance of Certain Functions Affecting the Department of the Treasury. — URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/executive-order- 11110-amendment-executive-order-no-10289-amended-relating-the-performance (дата обращения: 26.01.2019).
8. Federal Reserve Act, Section 7. — URL:
https://www.federalreserve.gov/aboutthefed/section7.htm (дата обращения:
08.03.2021).
9. Federal Reserve Act. — URL:
https://www.federalreserve.gov/aboutthefed/fract.htm (дата обращения: 20.09.2020).
10. Federal Reserve and other central banks announce measures designed to address elevated pressures in short-term funding markets / Press Release // BOARD OF GOVERNORS of the FEDERAL RESERVE SYSTEM. — December 12, 2007. — URL:
https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20071212a.htm (дата обращения: 19.10.2020).
11. Federal Reserve and other central banks convert temporary bilateral liquidity swap arrangements to standing arrangements / Press Release // BOARD OF GOVERNORS of the FEDERAL RESERVE SYSTEM. — October 31, 2013. — URL: https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20131031 a.htm (дата обращения: 19.10.2020).
12. Federal Reserve Board announces individual large bank capital requirements,
which will be effective on October 1 / Press Release // BOARD OF GOVERNORS of the FEDERAL RESERVE SYSTEM. — August 10, 2020. — URL:
https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/bcreg20200810a.htm (дата обращения: 19.10.2020).
13. Federal Reserve issues FOMC statement. — URL:
https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/monetary20110921 a.htm (дата обращения: 15.08.2021).
14. Federal Reserve Reform Act of 1977. — URL:
https://fraser.stlouisfed.org/title/federal-reserve-reform-act-1977-1040 (дата
обращения: 05.04.2019).
15. Financial Services Modernization Act of 1999, commonly called Gramm-Leach- Bliley. — URL: https://www.federalreservehistory.org/essays/gramm-leach-bliley-act (дата обращения: 05.04.2019).
...311