ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА КАК ОБЪЕКТА И АКТОРА
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 26
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ВНЕТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА РЕФЛЕКСИВНОГО ТИПА 26
1.2 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 46
1.3 СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ: ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР 66
2 РОССИЙСКОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ВЫЗОВЫ 102
2.1 СТАНОВЛЕНИЕ СЛОЖНО-СЕТЕВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА КАК
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ УПРАВЛЕНИЮ РОССИЙСКИМ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ 102
2.2 СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА КАК РЕФЛЕКСИВНОГО
АКТОРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 111
2.3 РЕГИОНАЛЬНОЕ И МИНИ-ЛОКАЛЬНОЕ РОССИЙСКИЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА:
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 131
2.4 КОНГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНО-СЕТЕВЫМ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ УЯЗВИМОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ МИНИМИЗАЦИИ
ИХ ЭФФЕКТОВ 146
3 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ СЛОЖНО-СЕТЕВЫМ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ: ВОЗНИКШИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕГУМАНИЗАЦИИ 161
3.1 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК НАЦИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 161
3.2 НАЦИОНАЛЬНО-САМОБЫТНАЯ СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ АУДИТОРИЙ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 184
3.3 ПОДХОДЫ К СТАНДАРТИЗАЦИИ И КОНСОЛИДАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТИПОЛОГИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА 200
4 ИНСТРУМЕНТАРИЙ И МЕТОДЫ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНО¬
СЕТЕВЫМ РОССИЙСКИМ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ 222
4.1 ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНО-СЕТЕВЫМ РОССИЙСКИМ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕДИАИНДИКАТОРОВ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО
ТОЛКА 222
4.2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА
РОССИЙСКОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО 242
4.3 КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИМ СЛОЖНО-СЕТЕВЫМ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ
ПРОДВИЖЕНИЯ В СМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ) 271
4.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ В
«КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (КЕЙС-СТАДИ) 283
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 306
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 319
Актуальность исследования. Социологическая наука накопила значительный объем знаний о социальном управлении, процессах реформирования социальной среды, при этом все еще она не даны ответы на существенные для научного знания вопросы: о структуре российского медиапространства как отдельного, сложного объекта социального управления; о специфике российского медиапространства в современных условиях турбулентности; о появившихся, в условиях регионального и национального многообразия России, новых тенденциях управления процессами, происходящими в медиапространстве; о новых социо-цифровых технологиях; о предложении новых методов, обеспечивающих социально-гуманитарное управление медиапространством, под которыми понимается целенаправленное конструирование социального мира. Важно также обосновать несостоятельность западных подходов, ориентированных на формальный рационализм и меркантилизм. В новых формах они получили выражение в ориентациях на формирование «постчеловека» и «постгуманизма », которые фактически ведут к дегуманизации человеческих отношений, уравниванию разума людей с искусственным интеллектом роботов. Они, по сути, исключают возможность создания гуманистического, модернизированного и целесообразного типа управления, подразумевающего активное включение аудитории. «Управление, - отмечает А.В. Тихонов, - которое не выполняет в обществе гуманистическую функцию, превращается в манипулирование людьми, в технологию достижения любой, в том числе аморальной и асоциальной цели (в терроризм, например). Такое «управление» становится опасным источником социальных деформа- ций ».
Актуальность исследования, таким образом, определяется разработкой теории управления сложно-сетевым медиапространством на основе системно-деятельностного подхода гуманизации российского социума, востребованностью формирования в нем гуманистического стержня, адекватного становлению усложняющихся социоприродных реалий, адаптации человека к возникшим сложным рискам, уязвимостям, турбулентностям, недостаточной разработанностью теоретических концепций, особенно методов социальноответственного гуманистического управления российским медиапространством, а также сложно регулируемыми противоречиями между:
1) изменяющимся российским медиапространством в направлении его усложнения (необходимо учиться управлять «фрагментирующимся социумом» - М.К. Г оршков, в условиях разрывов, деформаций реалий в «обществе травмы» - Ж.Т. Тощенко, «нормальной аномии» - С.А. Кравченко) и сохраняющимися традиционными методами управления им, которые ориентированы на структурированные большие общности. Более того, они основываются на ошибочном постулате о применимости «универсальных» методов управления к обществу, природе, техническим инновациям;
2) существующими теоретическими представлениями о структуре российского медиапространства и социальной практикой формирования социальноуправленческих воздействий, не учитывающих его сложно-сетевую природу, а также региональную и национальную специфику страны;
3) традиционными схемами анализа функциональных связей между объектами и субъектами медиапространства и возросшим разнообразием элементов и связей в современном медиапространстве, включенных в основные механизмы управления. При этом востребовано обоснование тенденции к сближению естественно-научного, социального и гуманитарного знания на основе методов системно-деятельностной модели управления.
Степень разработанности проблемы. Обоснование теории управления сложно-сетевым медиапространством на основе системнодеятельностного подхода в контексте цели гуманизации российского социума, методов управления им в условиях современного динамично- усложняющегося общества, возникает на стыке различных отраслей знания. Как показывают результаты анализа научных исследований, можно выделить семь важнейших направлений теоретического осмысления проблемы управления медиапространством.
Первое направление - исследования в социологии и философии усложнений социального пространства, подверженного эффектам «стрелы времени» (И. Пригожин). В настоящее время тема сложных пространственных характеристик активно разрабатывается российскими социологами А. А. Давыдовым, А. Ф. Филипповым, С.А. Кравченко и другими. Однако в этих исследованиях уделяется недостаточное внимание либо именно медиапространству, либо его структуре с соответствующими функциями. Проблематика исследования категории пространственных характеристик социальных явлений ведёт генеалогию от основоположников социологии и классической философии и разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Г. Зиммель, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, П. Бурдьё, Дж. Урри, А. Мелник, А. Лефевр и др.), обосновавших фундаментальность понятий пространства и поля для научного мышления и теоретизирования, выражающих природу фактора конструирования социальной деятельности, весьма важного для социального субъекта (ныне - рефлексивного актора), понимания формирования характера его жизненных миров и смыслов.
Второе направление - обоснование правомерности существования медиапространства как подсистемы пространства социального, как отдельного социологического объекта, имеющего свою структуру, функционирующего в системе социального пространства, обладающего специфическими социаль- но-акторскими свойствами. В рамках анализа социальных институтов социально-цифрового общества анализировались критерии выделения такого пространства, в частности, отношение к производству и потреблению массовой информации российскими и зарубежными учеными Д. В. Ивановым, Ф. И. Шарковым, С. И. Шелонаевым, А. Аппадураи, М. Уотерсом, А. Крокером, А. Бюлем, М. Паэтау, Ю. Аватани, Р. Парком, Е. Берджесом, Б. Латуром и другими. Но в рамках задач, которые ставили перед собой эти ученые, проблемы методов гуманизации управления сложно-сетевым рефлексивным медиапространством практически не рассматривались.
Третье направление - исследования СМИ как важного социального института, производящего ценности и нормы, смыслы, коды сигнификаци. Здесь сформировалось несколько принципиально различных подходов. В отечественной литературе общетеоретические и методологические проблемы СМИ применительно к российской медиасреде представлены работами Б.А. Грушина, В. В. Егорова, Б. М. Фирсова. Концептуальные вопросы теории массовой коммуникации (МК), разрабатывавшиеся в СССР в 60-е - 70-е годы, позволили включить социальные параметры в общетехническую конструкцию (Б. А. Грушин, М. Лауристин, Л. А. Оников и другие). Основным тенденциям развития современных медиа посвящены работы М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, Б. Латура и других крупных социологов. Особенно следует отметить разработку идеи необходимости гуманистического стержня в социологических теориях, в том числе и при рассмотрении вопросов социального Добра и ныне появившегося «текучего» Зла (Z. Bauman - “Liquid Evil”; M. Wieviorka - “Evil”; С.А. Кравченко - «Гуманистический поворот»).
Четвертое направление - это системные исследования сложных социальных объектов, функциональность которых обусловлена совокупностью внешних и внутренних причин. Существенный вклад в формирование методологических и методических подходов к изучению управления ими внесли: И. В. Блауберг, А. А. Давыдов, В. А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин, а также Р. Акофф, Н. Винер, О. Ланге, У. Росс Эшби, Ф. Эмери и др. Применительно к социологии системный подход разрабатывался А. А. Давыдовым, В. Вайдлихом, Ю. Е. Волковым, Д. С. Клементьевым, Н. Луманом, Ю. Хабермасом и другими исследователями, но проблемы применения этого подхода к медиапространству, осталась вне зоны их внимания.
Пятое направление - это разработка теории деятельности применительно к управлению сложными социальными объектами и акторами. Деятельностный подход в социальных науках разрабатывали А. Н. Леонтьев, Т. Парсонс. Проблематика социального действия в контексте жизненных миров индивидов, их динамики, присутствует в феноменологической концепции А. Шюца, предложившего методологию сложного понимания, отличную от веберовской; в конструкционистской версии интерпретативной программы П. Бергера и Т. Лукмана, в драматургической социологии И. Гофмана, в этнометодологии Х. Гарфинкеля, в реляционной социологии М. Эмирбайера и Э. Мише. Собственно, современный системно-деятельностный подход обоснован в теории структурации Э. Гидденса, работах М. Арчера, П. Штомпки, а также в творчестве российских ученых: В. А. Ядов - «диспо- зиционная теория личности»; Н. И. Лапин - «антропосоциетальный подход»; Т. И. Заславская - обоснование механизма регуляции в теории социальной трансформации; А. В. Тихонов - поднял проблемы гуманизации управления и отделения его от власти и собственности.
Шестое направление - это новые исследования функционирования актантов как систем с искусственным интеллектом, имитирующих деятельность человека (Б. Латур), цифровизации общества и человека в контексте влияния этих процессов на управление информационными кампаниями в современном медиапространстве. Однако большинство авторов оставляет без должного внимания такой аспект, как социально-цифровое управление медиапространством и необходимость его гуманистической составляющей.
Седьмое направление - разработка теории вступления человечества в сложный социум, одной из значимых черт чертой которого является нелинейность длящегося процесса становления, с сопутствующими этому нелинейному процессу рисками, травмами, разрывами, парадоксами, которая утверждает, что тождественная интерпретация обозначенных процессов, диагностика сложного социума (П. Штомпка, М.К. Горшков), требует социального порядки иного качества (Дж. Урри) и делает необходимым гуманистический поворот в социологии (А. В. Тихонов, С.А. Кравченко, Е.В. Решетникова) чтобы с наибольшей отдачей осуществить гуманистически ориентированное усовершенствование социума для раскрытия духовного и интеллектуального потенциала человека (С.А. Кравченко).
Все эти исследования, несмотря на фрагментарную разработанность вопросов управления медиапространством и его структуры, внесли неоценимый вклад в развитие теоретической базы исследования медиапространства. Вместе с тем в современной отечественной социологии отсутствует комплексное исследование российского медиапространства. Остается актуальным изучение специфики его структуры и методов управления им. Фрагментарная разработанность этих вопросов, небольшое количество социологических работ по анализу современного медиапространства России, направленных на выявление структуры и функций составляющих его частей, обусловили выбор темы данной диссертации, ее объекта, цели и задач.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Разработка концептуальных оснований исследования управления медиапространством ведется на основе системного подхода, разработанного в трудах И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Г. П. Щедровицкого, Э. Г. Юдина структурно-функционального подхода Т. Парсонса, общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, теории социального пространства А.Ф. Филиппова, теории структурации Э. Гидденса, работы М. Арчер и П. Штомки с идеей рефлексии социума, а также положения о необходимости гуманистического поворота в научном знании С. А. Кравченко. Использованы также теоретические идеи отечественных социологов: в области СМИ - Б. А. Грушина; в области теорий социального действия и практической рациональности - И. Ф. Девятко; общих инновационных подходов к управлению сложными системами - А. В. Тихонов, обосновавший необходимость отделения управления от власти и собственно; в обосновании методов управления саморегулирующихся систем - В. С. Степин и др.
Цель исследования. Целью исследования является создание социологической концепции управления сложно-сетевым медиапространством с гуманистическим стержнем в рамках социологии управления и разработка на её основе системно-деятельностных методов эффективного управления им.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
• концептуализировать представления о сложно-сетевом медиапространстве как части социально-акторных реалий;
• выявить деятельностно-коммуникативную природу сложносетевого медиапространства;
• раскрыть специфику социально-управленческой деятельности в сложно-сетевом медиапространстве;
• определить содержательную часть концепции системного анализа медиапространства и обосновать базовый системный элемент анализа, специфический для медиапространства;
• выявить и описать на основе системно-деятельностного подхода основные элементы и функциональные связи российского медиапространства как объекта социального управления;
• определить роль гуманистического стержня в формировании сложно-сетевого медиапространства и его место в структуре медиапространства;
• раскрыть специфику уровневой структуры российского медиапространства;
• определить возможные точки воздействия на национальное, региональное и локальные медиапространства, показать преимущества управляющих воздействий на медиапространство через национальные и региональные медиахолдинги;
• показать влияние специфики национальной и региональных аудиторий на процесс управления медиапространством;
• стандартизировать управленческую среду путём типологизации российского медиапространства;
• предложить систему медиаиндикаторов как одного из инструментов социального управления сложно-сетевым медиапространством и определить границы применимости прикладных социологических медиаисследований, показать дегуманизирующее следствие использования формальных медиаиндикаторов;
• разработать инновационные методы эффективного управления российским медиапространством;
• обосновать востребованность гуманистических методов социального контроля реализации управленческих решений.
Область исследования. Область исследования соответствует пункту 2 «Понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат ее междисциплинарного развития», пункту 12 «Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенности», пункту 31 «Управление и проблемы информационной безопасности общества, государства, корпорации и личности» паспорте специальности ВАК 22.00.08 Социология управления.
Объект исследования. Объектом исследования является динамика российского медиапространства...
1. Определены качества медиапространства эпохи индустриализма: оно имело достаточно четкие границы, определяемые национальными культурами; функционировало во время, измеряемое определенной системой единиц отсчета; все смыслопроизводящие институты создавали практически единые ценности и нормы, что формировало в целом предсказуемое поведение людей; общий же характер пространства был детерминирован трендами флуктуации между идейной и чувственной культурами; такое медиапространство формировало индивидов как объектов управления.
2. Обоснованы качественные характеристики медиапространства эпохи рефлексивного модерна: оно является сложной открытой социальной системой, возникающей в процессе целостного коммуникационного взаимодействия ряда смыслообразующих институтов рефлексивного типа; оно не имеет рельефно выраженные границы, его структуры и функциональность определяются глоболокальными реалиями, функционирующими во вневременном времени; состоит из многообразия смыслопроизводящих институтов, включающих в себя массовую самокоммуникацию; рефлексивный характер медиапространства способствует утверждению нелинейных трендов развития: «текучести» социума (З. Бауман), «метаморфозы мира» (У. Бек), «общества травмы» (Ж.Т. Тощенко); такое медиапространство формирует индивидов как акторов.
3. Дан историко-критический анализ подходов к управлению медиапространством. Показана их значимость для формирования исходных представлений к управлению медиапространством. Вместе с тем, выявлена их историческая ограниченность: нельзя принципы управления медиапространством эпохи индустриализма переносить на медиапространство рефлексивного социума.
4. Раскрыт генезис системно-деятельностного подхода, показана обусловленность его развития социальной и культурной динамикой общества. На этапе эпохи индустриализма в социологии зарождается системный подход, который совершенствуется в контексте усложнения социальных реалий. На этапе рефлексивного модерна в данном подходе получает обоснование деятельностная составляющая, что позволило более валидно интерпретировать рефлексию медиапространства как институциональных структур, так и отдельных акторов.
5. Реалии становления единой социо-техно-природной реальности, доминирование негативных побочных эффектов в её развитии побудили нас к обоснованию системно-деятельностного подхода гуманистического типа. Его квинтэссенция состоит в следующем. Выделен базовый элемент (системный конфигуратор) системно-деятельностного анализа медиапространства, который представляет собой пространственно организованный процесс приема и передачи информации в момент физического контакта индивида со средством массовой коммуникации, одного индивида с с другим индивидом или одного технического средства передачи массовой информации с другим техническим средством. Контакт есть сжатый во времени динамический процесс, характеризующейся, с одной стороны, активностью субъекта, которая может быть развернута при анализе рефлексий отдельных акторов, и институциональных структур, и предполагающий активное состояние объекта, являющегося источником информации. Применение четырёх функциональных императивов Т. Парсонса позволило нам выделить функциональную структуру медиапространства: результирующая структура состоит из четырех крупных структурных элементов: Медианосителей, Аудитории, Контента и Символического пространства - МАСК.
6. Показано, что формирование гуманистического социума возможно через постоянно осуществляемую рефлексию деятельности по потреблению контента СМИ, при которой аудитория в процессе рефлексии меняется сама и меняет «образцы», которые, в свою очередь, меняют аудиторию. Но процессы рефлексии сталкиваются с новыми скоростями социальных изменений, при которых часть аудитории за ними не успевает, это приводит к новым турбулентностям и разрывам в социуме.
7. В России одна из самых сложных в мире организация сети медиапространства, обусловленная географией нашей страны, а также с разрывами в поселенческой структуре (большие территории с малой плотностью населения) и большим культурно-лингвистическим разнообразием. Сложность российского медиапространства проявляется в следующем выражении:
- она носит гибридный темпо-временной характер: сравнительно небольшая часть населения ориентируется только на традиционные смыслопроизводящие институты (печать, радио, телевидение), в то время как более значительная часть населения, проживающая в столицах и региональных центрах - на интернет, массовую самокоммуникацию, а также на радио и телевидение нового типа, предполагающие рефлексивность акторов аудитории, их интеракцию в прямом эфире;
- сложность российского медиапространства также выражается в тенденции её детерриторизации - с одной стороны, производимые в России смыслы получают распространение по всему миру, с другой стороны, - в страну приходят смыслы, производимые глобальными медиа, а также распространяемые посредством «стихийной космополитизации» (У. Бек), прежде всего акторами массовой самокоммуникации. Утверждается эффект «нормальной аномии» - со стороны государства лишь начинают разрабатываться меры по преодолению культурно чуждого контента;
- сложность нашего медиапространства обусловлена и тем что смыслопроизводящие институты функционируют во вневременном времени;
- медиапространство имеет сетевой характер, что оказывает на россиян амбивалентное воздействие: регионы и мини-локалы получают доступ к мировой информации; вместе с тем, интернет и массовые самокоммуникации распространены среди молодежи, люди старшего поколения к ним имеют ограниченный доступ;
- число акторов медиапространства варьируется в столицах и регионах страны, а также на глобальном уровне.
8. Эти особенности российского медиапространства определяют разработанную нами в рамках системно-деятельностного подхода многоуровневую структуру, определяемую национально-территориальной принадлежностью средств массовой коммуникации, их вневременным функционированием, охватом определенного числа реципиентов. На каждом из этих уровней - глобальное медиапространство, национальное медиапространство, региональное (локальное) медиапространство, анклавное медиапространство - существуют все четыре выделенных нами в предыдущей главе структурных элемента - МАСК.
Глобальное медиапространство, как и любое другое, принадлежит ограниченному числу акторов, медиаполитика которых отражается в выборе производимых и потребляемых смыслов. Глобальные медиа успешно выполняют задачу макдональдизации смысла (Дж. Ритцер) и их перформатизацию (Дж. Александер) в контексте продвижения интересов транснациональных институтов, включая формирующиеся глобальные цифровые монополии (Apple, Google, Microsoft, Amazon, Facebook, Alibaba).
9. Управление сложно-сетевым медиапространством должно быть организовано по-новому. Необходимо учесть, как сложность становящихся информационно-цифровых реалий, так и востребованность их гуманизации, которая призвана минимизировать культурно чуждый российскому обществу контент. По нашему мнению, тому может способствовать сохранение наших базовых ценностей в Символическом пространстве структуры МАСК посредством доведения до Аудитории адекватного российским интересам Контента через Медиа. Понятие свободы информации в медийном пространстве, в частности в интернете, довольно условно. При иллюзии свободы размещения смыслов в интернете, доступ к этому контенту, в отличие от традиционных медиа, весьма ограничен. Так, разыскать какую-либо запись в блоге, не зная, что она там есть, практически невозможно. На самом деле интернет, как и телевидение, «навязывает» аудитории ту информацию, которую он считает нужной, и блокирует «ненужную» с точки зрения владельцев сайтов и социальных сетей.
10. Важная составляющая медиапространства - контент. В эфире крупнейших каналов доля фильмов российского производства достигла почти четверти и остановилась в росте, при том, что североамериканский киноконтент завоевывает все большую долю показа. Соответственно, такое обилие зарубежной продукции ведет к проникновению нетрадиционных для российского общества чуждых ценностей. Поэтому для реализации гуманистического стержня социального управления медиапространством государство, ставящее просветительские и воспитательные цели, может стимулировать российских производителей контента по созданию художественных, образовательных, социально-ориентированных программ в соответствии с высоким эстетическими и нравственными критериями. Также возможно стимулирование владельцев медианосителей по размещению высококачественного контента в наиболее высокорейтинговое время.
11. В качестве объекта воздействия для гуманизации медиапространства здесь может выступать управляющая медиахолдингом бизнес-структура, ее владельцы. Преимущества управляющих воздействий на медиахолдинги заключаются ещё и в том, что в эти медиахолдинги зачастую входят и производители контента. Таким образом, можно констатировать, что социально - ответственное, гуманистическое управление медиапространством должно в первую очередь осуществляться именно через эти структуры.
12. В результате проделанной диагностики нами показано, что в настоящее время происходит существенное изменение социально-групповой структуры аудитории всех средств массовой коммуникации: сокращается доля молодой аудитории традиционных медиа и увеличивается доля пожилой аудитории, что связано с продвижением интернета и других цифровых медиа, которые становятся конкурентами традиционных медиа в борьбе за внимание аудитории. Сокращается доля аудитории печатных изданий, их аудитория частично перемещается в интернет, а бумажные версии все более становятся достояние элитно-интеллектуальной части населения. Аудитория интернета стареет за счет взросления аудитории, которая начала им пользоваться 10-15 лет назад. Эти процессы свидетельствуют о динамичности поведения аудитории на национальном и региональном уровне. Актору контента, предлагающему российской аудитории ту или иную информацию становится все труднее «поймать» отдельного представителя аудитории и «вручить» ему свое сообщение
13. К качественным характеристикам аудитории медиа, которыми необходимо использовать при социогуманитарном управлении сложносетевым медиапространством, можно отнести такой важный показатель, как бюджет времени жителей России, приходящийся на потребление медиа, здесь можно отметить возросшее медиапотребление россиян в целом, что соответствует общемировым тенденциям. С 2014 года вдвое увеличивавшееся медиапотребление телевидения продолжает оставаться стабильным, несмотря на значительно возросшее время потребления интернета и его выросшую аудиторию. При этом за тот же период потребление радио выросло практически втрое. Интернет к 2018 году значительно обогнал по уровню медиапотребления с радио и телевидение, но продолжает оставаться дополнительным СМК при воздействии на массовую аудиторию за счёт огромной фрагментации аудитории по сайтам и блогам.
14. Адекватному распространению информации в современном мире препятствуют не только рассмотренные выше процессы глобализации медиа, их демассификации и фрагментации, но и неоднородность воздействия медиа на различные аудитории. Для минимизации и урегулирования социальных- конфликтов, нужна точечная и адресная доставка информации определенным социальным группам. Учет социального неравенства и существующей в обществе социальной стратификации необходим при рассмотрении процессов распространения всех типов информации через средства массовой коммуникации. Управление сложно-сетевым медиапространством предполагает учет «цифрового разрыва», цифрового неравенства между поколениями и между различными группами социума, которые начинают использовать разный языковой дискурс. А это ставит задачу формирования социогуманитарного стержня при управлении сложно-сетевым медиапространством для укрепления консолидирующих россиян ценностей, учитывая при этом специфику ценностных установок различных социальных групп.
15. Описанные нами подходы к диагностике количественных и качественных характеристик аудитории проливают свет на процессы дифференциации аудитории. Но в настоящее время это уже является недостаточным, так как часть различий между аудиториями заключается в поведенческих, установочных факторах, в жизненной ориентации и системе ценностей телезрителей. Необходимо учитывать данные психографической и социодемо- графической динамики, позволяющие создавать информационные сообщения, стилистически более соответствующие тому или иному сегменту аудитории. Использование количественных и качественных показателей аудитории - одна из технологий социогуманитарного управления сложно-сетевым медиапространством. Рассмотренные выше количественные и качественные параметры национальной и региональной аудиторий напрямую связаны с эффективным управлением медиапространством: распределение информационных потоков по медиа должно соответствовать объему потребляемой информации различных типов при планировании и проведении информационных кампаний.
16. В условиях больших расстояний, значительного количества часовых поясов внутри одной страны, социальной дифференциации населения, процессы регионализации социально-экономической и политической жизни страны значительно усиливают фрагментацию политического и экономического пространства России. В этих условиях возрастает роль средств массовой коммуникации как стабилизирующего и консолидирующего элемента общественной жизни. Региональные медиа могут играть, исходя из контента, и прямо противоположную роль в зависимости от наличия или отсутствия социогуманитарного стержня такого управления.
17. Одна из функций региональных СМК - компенсаторная. Она заключается в адаптации информации о российских и мировых тенденциях к восприятию жителя региона, выравнивая кривизну информационного поля, компенсируя информационное неравенство. Помимо информационной функции региональные СМК решают задачу социальной идентификации, помогая жителям городов России соотносить себя и свою жизнь с жизнью своего региона. Только местные СМК показывают основные события города, области, знакомят с его историей и современными проблемами и лицами. Поэтому новости и социально-политические программы являются самыми востребованными программами на региональном телевидении. Тем самым, сохранение регионального уровня медиапространства позволяет привлекать к со- циогуманитарному управлению им локальные интеллектуальные ресурсы. Как и всем странам мира, России присущи пространственные неравенства и асимметрии: различные уровни экономического развития территорий, неоднородная занятость населения, их доходов и качества жизни, производственной и социальной инфраструктуре. В том числе асимметрия проявлятеся и в региональных медиапространствах. Значительное количество медиаподпространств делает их сложно управляемыми. Одним из решений задачи управления этим разнообразием может быть сведение большого количества объектов управления к меньшему количеству типовых объектов. Эмпирическая типологизация по мнению В А. Ядова является наиболее сильным приемом анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Для типологизации сложно-сетевого медиапространства городов России нами были проведена его кластеризация по ряду признаков. Выделившиеся десять кластеров были объединены в три достаточно однородные группы для стандартизации управленческих решений. Было обнаружено, что наибольшее влияние на медиапространство оказывают социально - экономические переменные, определяемые уровнем развития потребительского рынка в городе. Эта зависимость была продемонстрирована на примере телевидения и прессы. Несмотря на отсутствие в нашем исследовании данных по другим медиа, у нас нет оснований считать, что на медиаподпространства радио и интернета будут влиять другие факторы. Все вышесказанное относится к квадранту А, выделенному нами в структуру медиапространства с использованием схемы МАСК, созданной на основе теории Т. Парсонса. Учет изученных нами тенденций формирования региональных медиапространств позволил снизить многообразие пространства до трех достаточно однородных групп кластеров и сделать его управление более эффективным.
18. Потребность в выделении индикаторов, определяющих уровень гуманизации медиапространства, в настоящее время очевидно. Поскольку гуманизм, культурная универсалия, имеющей существенное значение в различные периоды антропосоциогенеза, в современную эпоху сталкивается с новыми вызовами, то встает задача укрепления его как магистрального направления развития России. В постиндустриальном обществе развитие гуманизма возможно через социальную работу, в которой гуманизм проявляется в принципе клиентоцентризма и практических формах помощи людям на профессиональной основе; вместе с профессиями врача, учителя, психолога и психиатра, социальная работа действует в системе «человек-человек» и соединяет технологию с искусством, рациональное действие с мировоззренческой установкой. Поэтому одно из направлений формирования гуманистического медиапространства - сфера здравоохранения. Но действие СМК никогда не бывает прямым, контент (К), выражающий существующий статус общественного мнения в символическом пространстве (С) может входить в противоречие с ценностной структурой личности при контакте с СМК. В результате возникающий конфликт требует личностной внутренней и внешней переработки, чтобы личность оставалась целостной сама для себя, запускается процесс рефлексии, при котором может возникать потребность личностного самовыражения. Примером такого процесса, согласно нашим исследованиям, является потребность участия в таком формате массовой гражданской активности, как монстрация - городской уличной гражданской акции, которую можно добавить к пяти типам приспособления Р. Мертона - конформизм, инновация, ритуализм, ретреизм, мятеж - шестой: монстрация.
19. Вместо полного цикла управленческих воздействий учет и разработка управленческих воздействий на медиапространство осуществляется частично и, главным образом, в такой узкой области информационного воздействия, как рекламно-информационные кампании. При этом подчеркивается важность фактора «направленности на человека», именно гуманистическая направленность информационного сообщения, подчеркивается как в исследованиях автора, так и в исследованиях эффективности коммерческой рекламы. Эти исследования позволяют проводить управленческие мероприятия по формированию гуманистического медиапространства на ранних уровнях, ещё до начала массированных информационных кампаний, давая рациональное объяснения заказчикам, почему гуманизм эффективнее агрессии и ненависти.
20. При реализации стратегических и тактических задач при реализации государственной политики органами власти в коммуникативном воздействии на первый план выходит управляющая (организованная и организующая) структура медиапространства...
1. Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М.: РАГС, 2004.
2. Аверин Ю. П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1996.
3. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
4. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: ЛКИ, 1974.
5. Алексеев А.И., Симагин Ю.А. Географические аспекты изучения безработицы в России // Вестник Московского университета. Сер. 5: геогр. 1997. № 1. С. 40-43.
6. Андреева Г. М. Очерки методологии познания социальных явлений. М: Мысль, 1970 г.
7. Андрющенко Е. Г., Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Опросы и выборы 1995 года // Социологические исследования. 1996, № 6. С. 3-18.
8. Андрющенко Е. Г. «Спираль умолчания» на последних выборах // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 96-105.
9. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 134-150.
10. Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964.
11. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005.
12. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: «Весь Мир», 2004.
13. Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. М.: КомКнига, 2010.
14. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
15. Беляев А. Эволюция технологий измерения аудитории в российском интернете // Теория и практика медиарекламных исследований (ред. В.П.Коломиец). - М: ООО «НИКЦ Восход - А», 2011. - С. 53-63..384