ВВЕДЕНИЕ 6
1 Особенности электроснабжения железнодорожного транспорта 7
1.1 Основные понятия в железнодорожном электроснабжении 7
1.2 Работа тяговой сети переменного тока 9
2 Варианты установки компенсирующих устройств на исследуемом участке
железной дороги 12
2.1 Варианты установки поперечной компенсации в контактных сетях 13
2.2 Варианты установки продольной компенсации в контактных сетях 18
3 Составление реальной математической модели контактных электрических
сетей железной дороги в системе MATLAB при помощи пакета Simulink для анализа места установки компенсирующих устройств 25
3.1 Расчет параметров элементов компенсирующих устройств математической
модели тяговой сети 26
3.2 Расчет параметров элементов фильтрокомпенсирующих устройств
математической модели тяговой сети 30
3.3 Этапы создания графической модели тяговой сети 35
4 Исследование режимов работы тяговой сети участка Бискамжа - Камышта
Красноярской железной дороги, при разных местах установки различных компенсирующих устройств 39
4.1 Исследование режимов работы тяговой сети участка Бискамжа - Камышта Красноярской железной дороги, при установке продольной компенсации на ТП 39
4.2 Исследование режимов работы тяговой сети участка Бискамжа - Камышта
Красноярской железной дороги, при установке продольной компенсации на посту секционирования 45
4.3 Исследование режимов работы тяговой сети участка Бискамжа - Камышта Красноярской железной дороги, при установке поперечной компенсации на ТП 50
4.4 Исследование режимов работы тяговой сети участка Бискамжа - Камышта
Красноярской железной дороги, при установке поперечной компенсации на посту секционирования 55
4.5 Исследование режимов работы тяговой сети участка Бискамжа - Камышта Красноярской железной дороги, при установке ФКУ на ТП Бискамжа и посту секционирования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Однолинейная схема тяговой подстанции Камышта 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Однолинейная схема тяговой подстанции Югачи 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Однолинейная схема тяговой подстанции Бискамжа 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Алгоритм расчета параметров линий контактной сети, представленный в М-файле системы MATLAB 74
Качество электроэнергии в тяговой сети является одним из главных показателей надежности железной дороги. В настоящее время железная дорога имеет неудовлетворительное качество напряжения. Это обусловлено тем, что тяговые потребители имеют нелинейный характер нагрузки, различные режимы работы, высокую мощность электроприемника. Так же тяговая сеть довольно протяженная и имеет несимметричную нагрузку.
Контактная сеть - одна из основных единиц тяговых электрических сетей. Она имеет большую протяженность, что, совместно с высокой установочной электрической мощностью тягового состава, приводит к значительным потерям напряжения в сети. В связи с этим, становится актуальной проблема поддержания напряжения на требуемом уровне.
Целью выпускной квалификационной бакалаврской работы является анализ различных видов компенсирующих устройств и мест их установки. Для достижения поставленной цели, была выявлена основная задача, которая выполнена в выпускной работе: подробный анализ возможных компенсирующих устройств и мест их установки на исследуемом участке. Для эффективного достижения поставленной задачи, целесообразно будет выполнить моделирование системы тягового электроснабжения в системе MATLAB, при помощи пакета Simulink и его библиотеки элементов SimPowerSistems.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, было выполнено моделирование системы тяговой сети участка Камышта - Бискамжа Красноярской железной дороги. Модель была выполнена при помощи системы MATLAB пакета Simulink и его библиотеки элементов SimPowerSistems.
Процесс создания модели тяговой сети электроснабжения был разбит на несколько этапов, с целью отладки каждого элемента математическо- графической модели сети. Это позволило добиться предельно приближенных к реальности результатам.
Моделирование показало, что наиболее лучшими показателями обладает контактная сеть, в которой установлены ФКУ. Они продемонстрировали уменьшение просадок напряжения, улучшение гармонического состава и кривой напряжения, за счет частичной фильтрации некоторых основных гармоник.
Необходимость в качественном напряжении объясняется тем, что потребитель в контактной сети, т.е. ЭПС, имеет нелинейный, однофазный характер.
Улучшение качества электроэнергии позволит тяговым потребителям работать с наименьшими потерями и в бесперебойном режиме.
1. Железнодорожный справочник [Электронный ресурс].
2. Бей, Ю. М. Тяговые подстанции [Текст] : учебник для вузов ж.д. транспорта / Бей Ю. М., Мамошин Р. Р., Пупынин В. Н., Шалимов М. Г. - М. : Транспорт, 1989 - 319 с.
3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 03.04.2012 N 651р. Об утверждении и вводе в действие документа «Устройства и элементы рельсовых линий и тяговой рельсовой сети. Технические требования и нормы содержания» [текст].
4. Пантелев, В. И. ЭМС для технических систем, электрических сетей, систем электроснабжения рельсового транспорта, подземных коммуникаций: учеб. пособие в 3 частях. Ч .1. Электромагнитное влияние / В. И. Пантелев, В. Н. Яковлев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 302с.
5. Хорошилов, Н. В. Электропитающие системы и электрические сети [Текст]: учебное пособие / Хорошилов Н.В., Пилюгин А.В., Хорошилова Л.В., Бирюлин В.И., Ларин О.М. - 3-е изд., перераб. и доп. - Старый Оскол: ТНТ,2016. - 352 с.
6. Общие методы выбора параметров и оценки эффективности применения устройств компенсации реактивной мощности в тяговой сети переменного тока [Текст] / Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). - Разработано экспертами Комиссии ОСЖД по инфраструктуре и подвижному составу 15 - 17 сентября 2015 г., Комитет ОСЖД, г. Варшава. - Утверждено совещанием Комиссии ОСЖД по инфраструктуре и подвижному составу 27 - 30 октября 2015 г., Комитет ОСЖД, г.Варшава - 30 октября 2015 г. - 13 с.
7. Марквардт, К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог [Текст] / К Г Марквардт. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1982 - 527 с.
8. Марквардт, К.Г. Справочник по электроснабжение железных дорог. Том.1. [Текст]:/ Под ред. Марквардт К.Г. - М. : Транспорт, 1980 - 256 с.
9. Герасименко, А. А, Федин, В.Т. Передача и распределение электрической энергии [Текст] : учеб. пособие. / Герасименко А.А, Федин В.Т. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 720 с, ил.
10. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи [Текст] : учебник / Л.А. Бессонов. - 12-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2010. - 637 с., ил.
11. Грищенко, А. В. Моделирование влияния электропривода тяги на систему электроснабжения / А. В. Грищенко, А.В. Коловский // Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук : материалы IV Междунар. научн.-практ. конф., Т. 2. - Прага: Printing house «Maestro», 2016. - С. 42-45.
12. Герман-Галкин, С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MATLAB 6.0 [Текст]: учебное пособие / Герман - Галкин С.Г - СПб: КОРОНА принт, 2001 - 320с., ил.
13. Жежеленко, И.В. Высшие гармоники в системах электроснабжения промпредприятий [Текст] / И.В. Жежеленко. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 160 с.
14. Кочетков, В.П. Основы электромеханики [Текст]: учебное пособие / В.П. Кочетков, В.Я. Беспалов, Е.Я. Глушкин ; Сибирский федеральный университет. - Красноярск : СФУ, 2010. - 624 с.
15. Аррилага, Дж., Брэдли, Д., Боджер, Д. Гармоники в электрических системах: Пер. с англ. / Дж. Арриллага, Д. Брэдли, Д. Боджер. - М.: Энергоатомиздат, 1990. - 320 с.: ил.
16. Мещеряков, В.Н. Активные фильтрокомпенсирующие устройства для систем регулируемого электропривода постоянного тока. [Текст]: монография/ В.Н. Мещеряков, А.А. Коваль. - Липецк, 2008. - 164 с.
17. Шапиро, И.М., Рокотян, С.С. Справочник по проектированию электроэнергетических систем [Текст] / В. В. Ершевич, А. Н. Зейлигер, Г. А. Илларионов и др.: Под ред. С.С. Рокотяна и И.М. Шапиро. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.:Энергоатомиздат, 1985. - 352 с., ил.
18. Якимов, Г.Б. Контактная сеть и воздушные линии. Нормативно-методическая документация по эксплуатации контактной сети и высоковольтных воздушных линий [Текст]: справочник / под ред. Якимова Г.Б. - М.: «ТРАНСИЗДАТ», 2001 - 512 с.
19. Герман-Галкин, С.Г., Кардонов, Г.А. Электрические машины: Лабораторные работы на ПК [Текст]: учебное пособие / Герман - Галкин С.Г., Кардонов Г.А. - СПб: КОРОНА принт, 2003 - 256с., ил.
20. Черных, И.В. Моделирование электро-технических устройств в Matlab, SimPowerSystems и Simulink [Текст] / И.В. Черных. -М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
21. Карташев, И.И. Качество электроэнергии в системах электроснабжения. Способы его контроля и обеспечения / под ред. М.А. Калугиной. М.: Издательство МЭИ, 2000. - 120 с.
22. Электрические схемы электровоза 2ЭС5К «ЕРМАК» / ВСЖД. - Улан-Удэ. - 47 с.
23. ГОСТ 32144-2013 Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. - введ. 1.07.2014 г. - М.: Стандартинформ, 2009. - 15 с.
24. Климов, В.П. Москалев, А.Д. Проблемы высших гармоник в современных системах электропитания. Режим доступа: ТЭНСИ ПЛЮС http://www.tensv.ru/article01.html.
25. Давыдов, Ю.А. Тяговые электрические машины : учеб. пособие / Ю.А. Давыдов, А.К. Пляскин. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. - 126 с.,ил.