ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА 24
1.1. Теоретические основы использования системы высшего образования
как инструмента «мягкой силы» 24
1.2. «Экспорт образования» и его роль во внешней политике России 46
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 70
2.1 Экспорт образования как фактор социально - экономического роста 70
2.2. Формы и методы организации международного гуманитарного
сотрудничества в сфере высшего образования 85
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ, АДАПТАЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ОПЫТА К ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 104
3.1. Место Италии во внешней политике России и возможности
использования стратегии «мягкой силы» в образовательном пространстве двух стран 104
3.2. Особенности итальянской системы высшего образования и использование итальянского опыта в развитии российской концепции
«мягкой силы» 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 164
ПРИЛОЖЕНИЯ 188
Актуальность темы. В начале XXI столетия проблема цивилизационного раскола и конфликтогенности мировой политики стала важнейшим теоретическим вызовом, представшим перед исследователями, которые приходят к выводу, что конфликты, имеющие под собой политические, территориальные, национальные, религиозные корни, в условиях глобализации перестают быть локальными, их течение оказывает воздействие на народы, государства, регионы, которые непосредственно в конфликт не вовлечены.
Таким образом, современные политические конфликты проявляются на глобальном уровне, приобретают межцивилизационный характер и, соответственно, несут в себе экзистенциальные угрозы для народов и стран. Примечательно, что все классические теории цивилизационного развития общества (Н. Данилевского, А. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.) основываются именно на принципе цивилизационной разобщенности, разделенности человечества, что ведет к конфликтам, которые могут трансформироваться в масштабные вооруженные противостояния.
В глобальном мире такое кризисное межцивилизационное взаимодействие приобретает особенно важное значение, поскольку в современных условиях любой вооружённый конфликт становится глобальной проблемой человечества и потенциально может приобрести общепланетарный масштаб.
В связи с этим в настоящее время актуализируется выявление разноуровневых и разноструктурных факторов возникновения международных конфликтов и путей их преодоления с учетом текущей межцивилизационной конфликтогенности.
В данном случае важно понимать, что универсальных средств противодействия международным конфликтам до сих пор не предложено, поскольку каждый конфликт имеет свою специфику и требует для его разрешения индивидуального подхода. При этом не представляется возможным гарантировать, что участие международного сообщества, использование средств традиционной дипломатии, политического и экономического давления способны в относительно короткие сроки разрешить конфликтную ситуацию.
В целом, конфликтность современного мира имеет объективный характер и по поводу дальнейшего цивилизационного развития даются не слишком оптимистичные прогнозы: современная цивилизация, которая казалась ранее как никогда единой, оказывается резко разделенной; сегодня в западной литературе все чаще признается, что даже в условиях холодной войны целостность мирового политического поля казалась гораздо более достижимой, чем сегодня.
В современных же условиях формирование однополярного мира создает иллюзию автономности и превосходства развитых стран, хотя однополярность порождает множество проблем - экономических, социальных, экологических и этнических, которые могут способствовать действительному безвозвратному расколу цивилизации - самому опасному политическому феномену, с которым человечество может столкнуться в текущем веке.
Таким образом, выживание и дальнейшее развитие человечества напрямую зависит от преодоления искусственной политической гегемонии западной цивилизации, выработки и применения механизмов межцивилизационных взаимодействий.
Для формирования мировоззренчески ценностной основы, для осознания необходимости преодоления ключевых цивилизационных расколов необходимы также исследования внутриструктурного потенциала каждого цивилизационного образования относительно ресурсов, которые возможно использовать для постоянного политического диалога между странами и народами.
При таком «партнерско-диалоговом подходе», с нашей точки зрения, возможен переход от конфликтно-конфронтационного к партнерско- толерантному пониманию сущности межцивилизационных взаимодействий. Понимание невыгодности межцивилизационных конфликтов с политической и экономической точек зрения необходимо, по нашему мнению, подкреплять мировоззренческими системными аргументами, которые могут предоставляться только в рамках теоретических изысканий, направленных на обоснование возможностей использования достижений человечества в гуманитарной сфере с целью организации постоянного диалога между странами и народами.
Одним из таких общечеловеческих достижений выступает образование как среда, в которой утверждаются гуманистические ценности взаимоуважения, свободы мысли и самореализации личности. Образование, особенно в его российской университетской традиции, всегда было источником порождения смыслов, которые формировали взаимопонимание и терпимость в общественном сознании, на научном, теоретически - философском, ценностно-гуманитарном уровнях.
До недавнего времени образовательная система существовала только в пределах национальных государств, где школы и университеты были центрами создания и распространения национальных культурных ценностей, однако глобализация создала предпосылки для глубочайшей интеграции национальных образовательных систем в единые региональные и мировые центры знания, культуры, просвещения.
При этом в настоящее время цивилизационные изменения приводят к росту значимости образования в общественной жизни; наряду с наукой она становится наиболее приоритетной сферой всей жизнедеятельности.
В связи с этим, приобретает особую актуальность теоретически - концептуальный анализ потенциала образования как средства преодоления цивилизационного раскола, создание условий для образовательного обмена между университетами разных стран и регионов с целью формирования
единого мировоззренческого ценностного пространства, в котором
сглаживаются цивилизационные противоречий.
Важность концептуального анализа влияния образования на межцивилизационные процессы и формирование мирового
мировоззренческо-интеллектуального единства состоит еще и в том, что это влияние носит многоуровневый и разнонаправленный характер, осуществляется многими субъектами политического процесса и просветительского творчества.
Таким образом, перспективная направленность образовательных систем на решение глобальных проблем современного мира, особенности организации образовательного процесса, направленного на инновационное развитие стран и народов, способствуют тому, что образование в комплексе с международным научным сотрудничеством является перспективной формой политического взаимодействия, способного позитивно влиять на весь комплекс международных отношений.
Такая выдающаяся роль системы образования определяет возможности его использования в качестве одного из инструментов «мягкой силы», решая сложные политические проблемы, минимизируя военную составляющую, используя при этом гуманитарный потенциал образовательных систем.
Одной из глобальных образовательных систем, потенциал которой сложно переоценить, является Болонская система, которая самим фактом своего существования способствует продвижению «западной образовательной модели, являясь, по сути, инструментом «мягкой силы».
Несмотря на то, что в России звучит активная критика Болонской системы, в том числе и со стороны Президента Российской Федерации В.Путина, несмотря на то что стадия обострения международных отношений заставила Россию покинуть Болонский процесс, исследование данной системы, в том числе и итальянской образовательной системы, являющейся частью Болонского процесса, представляется актуальным с точки зрения востребованности опыта этих субъектов образовательной деятельности в использовании образования как инструмента «мягкой силы», что является важным для России с учетом гибридного характера угроз, вставших перед Российской Федерацией.
Степень разработанности темы. Проблематика использования силы в международных отношениях на протяжении веков являлась центральной темой политической науки. К данным проблемам в своих работах обращались: Г.Моргентау, К.Норр, Дж.Миршаймер, Р.Клайн, К.Уолтц, Г.Киссинджер, У.Фулбрайт и др., которые определяли содержательные, теоретические и практические аспекты использования силы в международных отношениях. В западной научной литературе отдельные практические вопросы использования силы в международных отношениях исследовались также в работах А.Уолферса, Дж.Харта, Р.Арона.
В российских научных изданиях также публикуется масса статей по проблематике «силы» как инструмента политической борьбы, что стало особенно актуальным в последние годы. К этой проблеме обращались Е.В. Комарова, М.А. Волкова, Н.А. Кутузова, И.Д. Лошкарёв, В.Д. Потурухин, Н.М. Сирота, К. М. Табаринцева-Романова и др.
Российские ученые исследовали фактор «силы» в свете тех угроз, которые сегодня встали перед Россией и разрешение которых, по мнению исследователей, возможно на основе концентрации различных элементов «силы» Российской Федерации в направлении противодействия западной агрессивной политики в отношении России.
К вопросам, связанным с возможностями использования различных инструментов «мягкой силы» в мировой политике, обращались такие исследователи как Р. Кохейн и Дж. Най, Д. Болдуин, С. Стрендж , которые, собственно, и обосновали теоретическую концепцию «мягкой силы» и которым принадлежат фундаментальные исследования в области теоретических исследований данного феномена.
Данные теоретические разработки позволили уже российским исследователям (А.В. Долинский, А.С. Косякина, О.И. Мартынова, В.Г. Головин, З.С. Саримсоков, А.А. Тарасова, В. Е. Цыганов и др.) предложить национальную концепцию «мягкой силы», которая отвечает целям внешней политики России и тем ресурсам «мягкой силы», которые позволяют активно решать политические вопросы без использования иных инструментов силового политического и военного давления.
Специфические инструменты использования мягкой силы, такие как мода, спорт, молодежные контакты в политическом процессе изучали ученые: Р.Р. Аминова, Б.Г. Ахметкаримов, А.А. Великая, А.В. Закиров, О.В. Бодров, Р.Н. Чанышев, А.А. Никитина, Е.Г. Пономарева, Л.Р. Рустамова, К.М. Табаринцева-Романова, А. Г. Негашева и др.
Отдельное внимание исследователи уделили проблематике использования образования как инструмента «мягкой силы». К этим вопросам обращались такие исследователи как А.В. Торкунов, Е.А. Антюхова, А.М. Бобыло, С.В. Лебедев, Н.С. Мартышенко, Д.Е. Мунгуншагай, А.О. Пенькова, А.В. Бредихин и др.
В работах данных авторов обращено внимание на весомый потенциал образования как инструмента продвижения национальных интересов на международной арене, отмечается, что Россия имеет соответствующий опыт использования образования как инструмента «мягкой силы», полученный еще во времена СССР.
Особое внимание ученые уделяют изучению Болонской системы, видя в ней эффективный инструмент «мягкой силы», созданный на территории Европы, распространяющий свое влияние на многие страны и регионы мира, активно транслирующий западные ценности через экспорт западной модели образования. В данном русле проблему мягкой силы изучали О.В. Асканова, В.И. Байденко, О.Н. Барабанов, К.П. Боришполец, Е.М. Горбунова, М.В. Ларионова, Ю.В. Казанцева, Т.В. Костуева-Жан, Н.О. Луценко, А.Ю. Мельвиль, Д. Николаев, Д. Суслова, А.М. Рябинина, Ю.И. Тарский, О.Ю. Тарская, М.А. Чепурина и др.
Вопросам использования «мягкой силы» в глобальной политике, а также проблемам использования «мягкой силы» в условиях гибридных угроз для национальной безопасности России посвящен ряд диссертационных исследований: в работе М.А. Чепуриной «Политическая и социальная роль высшего образования в современном мире: анализ участия России в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО)» рассматривались проблемы использования инструментов мягкой силы применительно к Болонскому процессу ; проблематика высшего образования как инструмент «мягкой силы» России и Китая изучал в диссертации Сюн Лэпин ; также в диссертациях исследовался вопрос национальной безопасности России в контексте сетецентрических войн в условиях меняющейся мировой архитектуры (Д.А. Райский) ; анализировалась проблема
институционализации политического насилия в глобализирующемся мире (Д.А. Мякинченко) ; изучались исследователями социогуманитарные технологии современной информационной войны, выявлялась их специфика, тенденции развития и направления оптимизации (В.В. Кафтан) .
Важным для данного исследования было и обращение к диссертациям А.Л. Абрамовского, А.А. Кашаева, Л.И. Николаевой, В.В. Половинкиной, А.М. Шахзадеян и др. Авторы исследовали проблемы дистанционного образования, которые в настоящее время открывают новые перспективы с точки зрения использования образования как инструмента «мягкой силы».
Особое значение для данного исследования имело обращение к работам исследователей, посвящённым проблемам высшего образования, относящихся к научной школе МГИМО, таких как О.Н. Барабанов, А.И. Клименко, М.М. Лебедева, М.В. Харкевич, П.И. Касаткин, Н.В. Никифоров, Е.П. Панова, Е.Г. Пономарева, А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин и др .
В целом, проблематика образования как инструмента «мягкой силы», а также общие вопросы использования «мягкой силы» нашли достаточное освещение в научной литературе, однако гибридный характер современной политической борьбы, активизация процессов идеологического противостояния на мировой арене (имея в виду противостояние по линии традиционных ценностей, вариативности моделей демократии, прав человека и гражданина и т.д.), заставляют обращаться к опыту стран, входящих в Болонскую систему, в том числе и к итальянскому опыту, с тем, чтобы на его основе предложить направления дальнейшего развития отечественных подходов к использованию «мягкой силы», опираясь на гуманитарные возможности высшего образования .
На основе изложенного выше, формулируется главный исследовательский вопрос: в чем особенности Болонской системы как инструмента «мягкой силы» и насколько российское образование, после выхода из Болонской системы, готово воспринять и применять такого рода подходы и техники в международном гуманитарном сотрудничестве с учетом накопленного опыта, в частности опыта осуществления двусторонних российско-итальянских программ?
Объект исследования: система высшего образования как инструмент «мягкой силы».
Предмет исследования: возможности использования опыта
гуманитарного сотрудничества, накопленного в рамках Болонской системы, а также итальянского опыта образовательного сотрудничества с целью совершенствования российского экспорта образовательных услуг и дальнейшего развития концепции «мягкой силы».
Цель данного исследования - оценка российской системы образования и разработка на ее основе концепции, которая позволила бы выделить перспективные направления развития с учетом выхода России из Болонского процесса при одновременном сохранении возможности двустороннего сотрудничества по гуманитарной линии.
Задачи исследования:
1. Выявить содержательное наполнение политологического концепта «мягкая сила», определив его структурные элементы, выделив Болонскую глобальную образовательную систему в качестве инструмента «мягкой силы» и описав ее роль в продвижении «образа» государства в международном пространстве гуманитарного взаимодействия.
2. Концептуализировать и исследовать понятие «экспорт образования», выявив его характерные черты и определив место экспорта образования во внешней политике России как технологии «мягкой силы».
3. Проанализировать экспорт образования как фактор социально-экономического роста России, определив проблемные моменты и перспективы экспортной деятельности в образовательной сфере, обратившись к прошлому опыту и изучив возможности его использования в современной реальной политике.
4. Конкретизировать формы и методы организации международного сотрудничества в сфере образования, выделив перспективные направления методического обеспечения процесса использования «мягкой силы» в современном мировом образовательном пространстве.
5. Проанализировать организационно-правовые основы двойных образовательных программ России и Италии, обратив внимание на развитие двустороннего сотрудничества между университетами и на возможности использования итальянского опыта дистанционного образования как перспективного инструмента «мягкой силы».
Научная новизна. Научная новизна данного исследования состоит в том, что автором сформулированы концептуальные основы использования образования как инструмента «мягкой силы» в условиях современного противостояния на основе изучения опыта, накопленного в период участия России в Болонском процессе, а также опыта гуманитарного сотрудничества России и Италии в рамках Болонского процесса.
Элементами новизны в работе являются:
- уточнение научных формулировок, связанных с использованием понятий «мягкая сила», «экспорт образования», а также с Болонским процессом как глобальной формы использования образования в качестве «мягкой силы»;
- выделены характерные черты Болонского процесса, которые характеризуют его как инструмент «мягкой силы», определен противоречивый характер данного процесса, сформулированы основания для выхода России из данной образовательной системы;
- раскрыта объективная потребность в использовании возможностей и ресурсов российской системы образования для стабилизации политических взаимоотношений с Итальянской Республикой в условиях своевременного кризисного этапа развития международных отношений;
- раскрыты возможности для России в применении опыта Италии как участника Болонского процесса и субъекта международных отношений в продвижении системы образования как инструмента «мягкой силы»;
- обоснованы возможности современных коммуникационных технологий, сетевых ресурсов для укрепления гуманитарного сотрудничества России и Италии вне Болонского процесса, а также для активизации использования российской системы образования в качестве инструмента «мягкой силы» в международных отношениях.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные автором результаты будут способствовать дальнейшему осмыслению использования «мягкой силы» в условиях острого политического противостояния и вызовов, которые в настоящее время встали перед Российской Федерацией. Разработанная автором концепция использования образования как инструмента «мягкой силы» может найти применение в реальной государственной политике, направленной на развитие международных отношений России.
Диссертация содержит ряд научно-практических рекомендаций и предложений, направленных на решение проблемы стабилизации международной обстановки с использованием инструментов «мягкой силы», а также вносит вклад в научную проработку этих вопросов. Отдельные теоретические положения диссертации могут применяться в учебном процессе при преподавании курсов «Международные отношения и мировая политика», «Международные политические процессы в Европе» и др.
Методология и методы исследования. В методологическом плане основой исследования является структурно-функциональный подход, который позволил выявить и структурировать особенности системы высшего образования и который дает возможность рассматривать данную систему как инструмент «мягкой силы». Также методология данного исследования основывалась на системном подходе, который позволил автору опереться на аксиологические теоретические положения, что дало возможность рассматривать российскую систему образования как ценностную категорию, несущую в себе системное начало.
Вместе с обозначенными выше подходами, которые находят применение во всем ряду общественных наук, в диссертации также используется связанный с ними неоинституциональный подход, нацеленный на обнаружение генезиса и развития социальных институтов. Характерной особенностью неоинституционализма, отличающего его от предшествующей институциональной теории, выступает сдвиг внимания с функционального анализа институтов на их историческое развитие и приобретение ими инерционной динамики, предопределяющей их устойчивость в том числе вопреки их дисфункциональности. Данный подход используется с целью выделения условий формирования институциональных структур, обеспечивавших продвижение Болонской системы, и их сопоставление с условиями, в которых ее институты функционируют в настоящее время. Ключевым моментом для данного подхода является возможность сопоставить функциональность и инерционность системы и, таким образом, определить ее социальную ценность.
Важной составляющей теоретико-методологической базы
исследования выступает также конструктивистская парадигма. Определяющим для нее выступает понятие «конструкт» как формируемая в восприятии рамка, определяющая очертания объектов, в том числе социальных институтов. В пределах парадигмы выделяются две основные традиции: европейская, нацеленная главным образом на выявлении роли дискурса в социальном конструировании, и североамериканская, в центре внимания которой - социальные нормы. В диссертации находят применение оба взгляда.
Сам же процесс исследования проводился с использованием широкого спектра методов политологического анализа : исторического, сравнительного, структурно-функционального, антропологического, статистического, - которые применялись комплексно и дали возможность решить поставленные задачи.
Положения, выносимые на защиту.
1. «Мягкая сила» представляет собой форму политического влияния, обеспечивающую восприятие процессов, инициируемых одной из сторон политического взаимодействия, в качестве взаимовыгодного и добровольного сотрудничества. Более того, у представителей стороны, на которую направлено воздействие мягкой силы, формируется привлекательный образ воздействующей стороны, который может быть эмоционально окрашен симпатией, сопереживанием или состраданием по отношению к последней. Образование является одним из главных механизмов такого рода, используемых в межнациональных взаимоотношениях, так как влияние оказывается культурой воздействующего государства на граждан государства, подвергающегося воздействию, в период их личностного формирования и в состоянии эмоциональной уязвимости (сложное положение студента-иностранца, адаптирующегося к новой культурной среде), и к тому же образование позволяет демонстрировать наиболее высокоразвитые стороны культуры воздействующего государства. Болонская система, в свою очередь, представляет собой дополнительно усложненный инструмент, так как дает возможность воздействия через образовательную систему группы европейских стран, обладающих в мире значимым научным авторитетом, на образовательные системы других стран, которые оказываются в положении реципиентов норм и представлений. В силу такого положения внедрение Болонской системы влечет за собой ряд спорных или негативных последствий для стран, образовательные системы которых исходно в значительной степени отличаются от тех, которые послужили образцом для принципов Болонской системы. В частности, данная система предполагает гармонизацию национальных систем образования и, соответственно, ограничение возможностей проведения образовательных реформ, нацеленных на партикулярные национальные интересы. Она также создает условия для направления студенческого обмена от «периферии» стран с системами образования, отличающимися от «образцовых», к «ядру» «образцовых» стран.
2. Экспорт образовательных услуг представляет собой комплекс взаимосвязанных административных и организационно-экономических мер по предоставлению образовательных услуг потребителю-нерезиденту на территории страны и за ее пределами на всех этапах. Этот процесс начинается с поиска потенциальных абитуриентов за границей, помощи в оформлении документов для въезда на обучение и продолжается до момента получения диплома, во многих случаях включая также поддержание связи с выпускниками в дальнейшем. Несмотря на то, что категория экспорта образовательных услуг в буквальном смысле означает коммерческую поставку образовательных программ зарубежным потребителям, в разных культурах существуют различные социальные представления об этом процессе. Для американской культуры характерно понимание экспорта образования как процесса введения зарубежных студентов в интеллектуальную элиту глобального мира, сосредоточенную в США, для европейских неанглоязычных стран - как приобщение студентов- иностранцев к их специфическому культурному полю. Особенность советского понимания заключалась в приоритете усиления прямого политического влияния за счет предоставления доступа к советскому образованию. Современное российское понимание отчасти наследует этому видению, но в настоящее время усиливается представление об экспорте образования как включении иностранцев в российское культурное поле.
3. Разрыв России со структурами, функционирующими в рамках Болонской системы, не означает изоляции российской системы образования, а потенциально российское образование приобрело возможность обновления в качестве института «мягкой силы». Его способность к такому обновлению зависит от ряда социально-экономических показателей, демонстрируемых образовательной системой, среди которых важнейшими являются: рост доходов и уровня занятости выпускников, повышение конкурентных позиций вузов за счет инновационной деятельности, способность вузов вносить вклад в общее устойчивое развитие. Важный момент заключается в том, что конечная цель исходно противопоставляемых советской образовательной политики и Болонской системы совпадают: расширение высшего образования. Соответственно, отказ от последней в пользу возвращения к отдельным моделям первой (в частности, к специалитету как главному стандарту образовательных программ) не означает разворота от образовательной политики последних лет, а предполагает ее корректировку.
4. Важной политической целью экспорта образования является не только подготовка высококлассных специалистов, но и воспитание активных личностей, способных к успешному участию в политической и интеллектуальной жизни своих стран. Достижение данной цели может не только способствовать продвижению российских интересов, но и сыграть существенную роль в постколониальном формировании наций: выпускники российских вузов, подготовленные по программам, приоритетом в которых будут фундаментальное знание и развитие системного критического мышления, способны сыграть роль в освобождении интеллектуального поля своих стран от подавляющего влияния бывших метрополий как путем самостоятельного участия в построении нового национального дискурса, так и путем переориентации политики и науки своих стран на множественные центры культурного влияния. Постановка такой цели в центр российской стратегии экспорта образования откроет возможность конкурировать с ведущими странами - экспортерами образования, а также продвигать национальные интересы, при этом внося значимый вклад в развитие культур стран-партнеров. Возможности для роста привлекательности российского высшего образования открываются в связи с возможностью предложить альтернативные модели мировоззрения, в том числе в рамках различных подходов к отношениям человека, общества и государства.
5. Существующая договорная база обеспечивает широкие возможности для двустороннего сотрудничества между российскими и итальянскими университетами, однако в настоящее время отношения России с Итальянской Республикой в гуманитарной сфере в значительной степени парализованы активным участием итальянского правительства в антироссийской политике НАТО. В связи с этим практическая реализация двойных образовательных программ России и Италии оказывается в значительной мере ограниченной. Одной из немногих ниш для такого сотрудничества остается «дистанционное образование». Итальянский опыт применения дистанционного образования указывает на ряд аспектов, которые препятствуют расширению охвата данной технологии. Это, в частности, слабый уровень адаптации преподавания дисциплин к специфике ИКТ, ограничения в признании дипломов о дистанционном образовании в качестве подтверждения квалификации (в том числе при найме специалистов в самом вузовском секторе), игнорирование специфики дистанционной учебы при формировании учебных программ (нарушение норм «цифровой диеты»). Компенсация этих недостатков российскими вузами, участвующими в российско-итальянских программах, может не только сработать на расширение экспорта образовательных услуг, но и способствовать включению дистанционного образования в круг инструментов «мягкой силы» за счет демонстрации высокого технического уровня и культурной открытости российского вузовского сектора. Необходимым условием такого продвижения является преодоление дефицита языковых навыков отечественных преподавателей.
Степень достоверности и апробация полученных результатов.
Достоверность полученных результатов определяется механизмом доказательств, используемых автором (анализ, опора на теорию международных отношений и на теоретические положения политической науки, использованием данных статистики и научных работ и теорий, ранее доказавших свою состоятельность), а также адекватностью использования методического инструментария.
Апробация полученных результатов проводилась путем публикации научных статей: Манукян А.Р. Экспорт образования как фактор
экономического роста страны // Социально-гуманитарные знания. - 2023. - № 2. - С. 106-110; Манукян А.Р. Роль образования в «мягкой силе»
современного государства // Социально-гуманитарные знания. - 2023. - № 3. - С. 133-137; Манукян А.Р. Государственное регулирование международного сотрудничества в сфере образования // Власть. - 2023. - Том 31. - № 2. С. 15¬23.
Участие в научных конференциях: круглый стол Общественной палаты России совместно с МГИМО МИД России на тему «Продвижение российских образовательных программ в зарубежных странах», Москва, МГИМО МИД России, 2020 год; Всероссийская конференция Российской Ассоциации Политической Науки («Политические вызовы и политический диалог в условиях глобальной турбулентности») на тему «Роль образовательных проектов в международном гуманитарном сотрудничестве», Москва, МГИМО МИД России, 2022 год; XIV Конвент РАМИ, секция «Глобальное образовательное и научное пространство в меняющемся мире: тенденции и перспективы», доклад на тему: «Экспорт российского образования в новых условиях», Москва, МГИМО МИД России.
Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре мировых политических процессов МГИМО МИД России.
Основные положения исследования были раскрыты автором в процессе выступлений на всероссийских и международных научно -практических конференциях.
Основные теоретические положения и выводы исследования отражены в статьях автора, опубликованных в журналах, включенных в перечень ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.
Структура диссертации определяется ее целью, предметом исследования, поставленными задачами, состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целью данного исследования была разработка концепции использования российской системы образования как инструмента «мягкой силы» с учетом текущей международной обстановки, выхода России из Болонского процесса и предыдущего опыта гуманитарного взаимодействия России с Итальянской Республикой.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в настоящее время обострение международной обстановки способствует тому, чтобы активизировать все средства политического воздействия на страны, которые осуществляют агрессивную политику в отношении России. В этой связи российская внешняя политика должна исползать стратегию, учитывающую все доступные ресурсы, в том числе ресурс «мягкой силы».
В современном мире экспорт высшего образования, привлечение иностранных студентов превращается в эффективный инструмент «мягкой силы» тех государств, которые могут воспользоваться последствиями интернационализации образовательного пространства. Обучение
иностранцев позволяет государствам-экспортерам образования улучшать свой имидж на международной арене, продвигать собственные интересы в двусторонних отношениях, распространять свои политические и культурные ценности.
Россия должна использовать привлечение иностранных студентов не только как средство получения доходов и модернизации системы высшего образования, но и как инструмент культурной и образовательной дипломатии, нацеленный на улучшение международного имиджа.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что только концепция «реальной политики» дает основания рассматривать образование как инструмент «мягкой силы», позволяет рассуждать о необходимости «экспорта образования» в категориях теории и практики данного процесса.
На сегодня у России имеются широкие возможности для гуманитарного сотрудничества, когда в процесс международных отношений
включаются факторы «народной дипломатии», «культурного
взаимодействия», «информационного обмена» и т. д.
Эти инструменты можно отнести к нетрадиционной дипломатии, которые способны решать политические задачи путем демонстрации социально-экономического развития, достижений науки, техники, спорта, культуры, путем демонстрации совершенства систем образования и т. д.
В целом, в настоящее время успех государственной политики и дипломатии определяется способностью соответствующих органов власти, дипломатических представительств, общественных организаций, фондов доказывать свое лидерство и таким образом осуществлять воздействие на партнера, формируя общественное мнение в необходимом русле посредством использования «мягкой силы».
Обобщая смысл научной концепции «мягкой силы» сделан вывод, что «мягкая сила» представляет собой форму политического влияния, обеспечивающую восприятие процессов, инициируемых одной из сторон политического взаимодействия, в качестве взаимовыгодного и добровольного сотрудничества. Более того, у представителей стороны, на которую направлено воздействие мягкой силы, формируется привлекательный образ воздействующей стороны, который может быть эмоционально окрашен симпатией, сопереживанием или состраданием по отношению к ней. Образование является одним из главных механизмов такого рода, используемых в межнациональных взаимоотношениях, так как влияние оказывается культурой воздействующего государства на граждан государства, подвергающегося воздействию в период их активного личностного формирования, в состоянии эмоциональной уязвимости (сложное положение студента-иностранца, адаптирующегося к новой культурной среде) и возможности демонстрировать наиболее высокоразвитые стороны собственной культуры. Таким образом, в современном мире культура и образование становятся частью дипломатии, важнейшим элементом стратегических усилий государств по продвижению своей повестки в систему международных отношений.
В этой связи современные государства, которые восприняли инновационную модель развития, активно продвигают свои образовательные системы, позиционируя их как отражение именно национальной модели социального, гуманитарного, научного и культурного развития.
Данная стратегия вполне оправдана, поскольку современные образовательные системы являются синтезом достижений в различных сферах национального развития, а их восприятие позволяет лицам, которые проходят обучение, в полной мере воспринять образ государства, воспринять его национальные идеи и ценности, включив их в собственное мировоззрение.
В этой связи отметим, что данная стратегия работает посредством создания образовательных программ для иностранных студентов, отвечающих их потребностям; на основе создания привлекательных условий для получения образования в экономическом и социальном планах; на основе создания условия для признания полученных дипломов в иных странах мира; на основе качества образовательной системы, способной выпустить из стен университета настоящего специалиста, готового к профессиональной деятельности.
При этом важной целью обучения иностранцев, некой «сверхзадачей», является формирование высококлассного специалиста и активной личности, способной к тому, чтобы занять на родине руководящие посты, войти в органы исполнительной власти, определять информационную повестку, способствовать продвижению и адаптации воспринятых в процессе обучения идей с учетом национальной специфики своего государства.
В результате продвижение политических интересов государства не требуют серьезных дипломатических усилий, поскольку сами бывшие студенты становятся посланниками дипломатии страны, в которой они получили образование.
Именно в свете концепции «мягкой силы» сформовались и продолжают действовать различные структуры, обеспечивающие продвижение западной политической повестки, среди которой особое место отведено Болонской системе.
Болонская система является концепцией, основанной на масштабировании образовательного пространства в рамках территории Европы, с целью создания единых правил и стандартов получения высшего образования на основе свободного передвижения студентов и признания их квалификации во всех странах, присоединившихся к Болонской системе.
В то же время не мене важной задачей стало формирование общей студенческой идентичности - «европейского студента». Таким образом, изначально Болонская система стремилась к отходу от концептов «французского студента», «немецкого студента», «испанского студента», «русского студента» и т. д.
В дальнейшем, к началу 2010-х гг. преимущества дальнейшего российского участия в Болонской системе стали вызывать сомнения. С точки зрения государственной политики потенциал сближения с ЕС был фактически исчерпан, что проявилось, в частности в длительных безрезультатных переговорах о замене Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, срок действия которого истек в 2007 г. Для российских же граждан привлекательность европейского образования стала падать вследствие негативных тенденций на рынках труда европейских стран, в ряде которых (Испания, Греция и др.) безработица среди молодежи достигла критических показателей, а также в связи с незначительностью преимуществ, которые обеспечивало европейское образование при трудоустройстве в России.
Параллельно в России начала приобретать очертания собственная модель «экспорта образовательных услуг».
Экспорт образовательных услуг представляет собой комплекс взаимосвязанных административных и организационно-экономических мер по предоставлению образовательных услуг потребителю-нерезиденту на территории страны и за ее пределами на всех этапах. Этот процесс начинается с поиска потенциальных абитуриентов за границей, помощи в оформлении документов для въезда на обучение и продолжается до момента получения диплома, во многих случаях включая также поддержание дальнейшей обратной связи с выпускниками.
При этом проведенный анализ показал, что только концепция «реальной политики» даёт основания рассматривать образование как инструмент «мягкой силы», позволяет рассуждать о необходимости «экспорта образования» в категориях теории и практики данного процесса.
Исследование показало, что в настоящее время осложнение отношений России с Итальянской Республикой в гуманитарной сфере связано с общими проблемами современной политики, и в то же время что существенной проблемой для нормализации отношений является дефицит информации о России. Проблема осложнена популярностью американских СМИ на территории Италии, а также сильным влиянием, которое оказывают на итальянские СМИ американские и европейские некоммерческие структуры, занимающие открыто антироссийскую позицию. В силу этих факторов в итальянском обществе формируются негативные стереотипы России, такие как «незрелая демократия», «недобросовестный сосед», «сложный партнер».
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время важность мягкого воздействия на Италию и на общественное мнение в этой стране является важнейшим аспектом российской дипломатии. В этой связи важным элементом дипломатических усилий России должно стать расширение договорной базы с Италией по вопросам двустороннего гуманитарного сотрудничества, а также развитие двустороннего образовательного обмена.
Наличие развитой законодательной базы, безусловно, способствует тому, чтобы отношения между Россией и Италией в области образования развивались в позитивном русле. Однако, кроме данной формы дипломатии, сегодня требует осмысления стратегия «мягкой силы», способной создать предпосылки для активизации взаимодействия России и Италии, воздействия России на общественное мнение в Италии.
В этой связи актуальным является использование «мягкой силы» через экспорт образовательных услуг, который в данном случае представляет собой комплекс взаимосвязанных административных и организационно - экономических мер по предоставлению образовательных услуг потребителю - нерезиденту на территории страны и за ее пределами на всех этапах.
В работе выделен ряд факторов, влияющих на становление и развитие высшего образования в Италии:
1. Ранний выход на высокий уровень культурного, экономического и государственного развития, обусловивший место Италии среди исторически первых стран, создавших учреждения высшего образования.
2. Создание специализированных учебных заведений для подготовки специалистов соответствующего направления деятельности.
3. Выгодное географическое положение, перенесение опыта из других европейских стран и привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов для оказания образовательных услуг.
4. Проведение целевых и результативных реформационных мероприятий (предоставление более широкой автономии учебным заведениям, «общеэкономическое чудо» Италии и частичное увеличение финансирования сферы образования), что позволило быстро реанимировать высшее образование Италии после Второй мировой войны.
5. Вхождение в Болонский процесс, единое Европейское образовательное пространство (European Higher Education Area) и введение европейских стандартов в области высшего образования, что в целом затрудняет реализацию Россией концепции «мягкой силы» в образовательном пространстве Италии.
В то же время изложенные в данном исследовании концептуально- технологические подходы к реализации международного сотрудничества между высшими учебными заведениями дают основания говорить о том, что данная концепция может реализовываться на основе двусторонних контактов между университетами.
Такое сотрудничество нашло свое воплощение в процессе международной аккредитации совместных магистерских программ Казанского университета с Университетом Болоньи.
Однако в настоящее время данные контакты «заморожены» и в связи с этим практическая реализация двойных образовательных программ России и Италии не представляется возможной. Единственной нишей для таких контактов осталось «дистанционное образование», которое на сегодня также можно рассматривать как элемент «мягкой силы».
Автором изучен опыт дистанционного образования в Италии. Виртуальные университеты Италии готовят специалистов более чем по 80 направлениям, и если по состоянию на 2008 г., у них учился 1 % от общего количества итальянских студентов, а также 11,0 % студентов-иностранцев, то в последующие годы эта цифра составляла 7,5 % и 17.2 %.
Несмотря на многие преимущества высшего дистанционного образования в Италии (собственный график обучения студентов, приемлемая стоимость, признание дипломов государством), такие учреждения имеют свои недостатки: низкое качество подготовки студентов из -за недостаточно разработанной методической системы преподавания дисциплин средствами ИКТ и ограниченность дальнейшего профессионального роста преподавателя в классическом университете, а также предоставление выпускнику права преподавать исключительно в поле дистанционного образования. Именно преобладание недостатков над всеми достоинствами высшего дистанционного образования в Италии тормозит дальнейшее развитие данного образовательного сегмента страны.
В то же время опыт Италии в современных условиях развития дистанционного образования является и для России перспективной формой использования инструментов «мягкой силы» в современном глобализированном мире.
Для развития данной формы образования мы считаем целесообразным обратить внимание на усиление иноязычной компетентности преподавателей.
Чрезвычайно важным мы считаем соблюдение «цифровой диеты», т.е. выборочного подхода к потреблению полезной информации, а также использование электронных устройств и технологий для разумных и комфортных для каждого интернет-пользователя границ. К основным принципам цифровой диеты относятся среди прочих: управление
информационной нагрузкой, вежливость, этика, цифровой минимализм или разгрузочный день/время.
Подобная нетрадиционная дипломатия, по мнению ученых, открыла возможности построения международного понимания путем коммуникаций, с помощью непосредственного обращения студентов и преподавателей к иностранцам, минуя представителей дипломатических представительств.
В диссертации выделены функции внешнеполитической коммуникации в сфере образования, среди которых объяснительная, прогностическая, синтезирующая, методологическая, практическая. Каждая из этих функций обеспечивает эффективную работу внешнеполитической коммуникации благодаря социально-коммуникационным технологиям.
Внешнеполитическая деятельность через объяснительную функцию активно развивает отношения с разными акторами международных образовательных контактов, прогностическая функция коммуникации позволяет смоделировать такую тактику образовательного обмена, которая реализовала бы национальные интересы.
Именно эта функция позволяет развивать различные каналы средств массовой информации, коммуникации для эффективного использования в деятельности современных университетов.
Синтезирующая функция имеет целью исследовать развитие коммуникационных каналов в различных государствах мира, объединять полученные результаты об образовательной деятельность этих стран. В системе международных отношений методологическая функция использует два важных подхода: функциональный и системно-деятельностный для изучения важных явлений.
Практическая функция позволяет накапливать знания, опыт, создавая новые коммуникационные каналы и используя широкое их применение в деятельности современных университетов.
В международных отношениях наблюдается взаимозависимость внешнеполитической деятельности государства и присутствия образовательных организаций в пространстве социальных сетей и международных медиа. В то же время, для того чтобы создать по- настоящему действенный механизм «мягкой силы» в отношении использования образовательных программ, российская система высшего образования должна предложить иностранным студентам лучшие условия получения образования, реформироваться с учетом потребностей современной цивилизации.
Фактически в настоящее время Россия должна решить важнейшую политическую и социально-экономическую задачу - повышение уровня конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, что в настоящее время достигается благодаря возвращению к национальным истокам образовательной системы, а также на основе политической воли к созданию эффективно функционирующей системы управления образовательным процессом в Российской Федерации.
В целом предложенные концептуальные положения дают возможность использовать опыт Италии для расширения российского присутствия в гуманитарной сфере современного мира и продвижения своего видения мироустройства.
1. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. - Режим доступа: https://www.ablaikhan.kz/images/content/ static/our-university/bologna _declaration-ru.pdf
2. Бюллетень международных договоров №9 от 23 сентября 2004
года/Договор о дружбе и сотрудничестве Российской Федерации и Итальянской республики. - Режим доступа: /http://www.szrf.ru/szrf/
doc.phtml?nb=102&issid=1022004009000&docid=3
3. Военная доктрина Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/461
4. Всемирный доклад по образованию 2006. Сравнение мировой статистики в области образования - Институт статистики ЮНЕСКО. Монреаль, 2006. С. 32-34.
5. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 14 октября 1994 года. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901909430
6. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему
образованию в Европейском регионе (заключена в г. Лиссабоне
11. 04.1997) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_27858/
7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/
8. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских
образовательных учреждениях (2002 г.). - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/
9. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года (2010 г.). Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/
10. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. - Режим доступа: http://vi.russia.edu.ru/news/ discus/concept/3783/
11. Меморандум между Правительством Российской Федерации и
Правительством Итальянской Республики в отношении организации в общеобразовательных учреждениях России и Италии двуязычных классов с преподаванием на русском и итальянском языках (5 ноября 2003 г.).- Режим доступа: http://pl-47 -balashov.ucoz.ru/index/mezhdunarodnye_
dogovory_o_sotrudnichestve_v_oblasti_obrazovanja/0-45
12. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) - Режим доступа:
http:// static. government.ru/media/
13. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала
российской системы образования» - Режим доступа:
http:// static. government.ru/media/ files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf
14. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (ред. от 19.01.2019) "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" . - Режим доступа: КонсультантПлюс
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о научном и техническом
сотрудничестве (1 декабря 1995 г.). - Режим доступа:
https://docs.cntd.ru/document/901748479
...241