ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА ПОЛИТИКУ ..15
1.1. Влияние религии на политическую культуру 15
1.2. Влияние политической культуры на институты государства 35
ГЛАВА 2. ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА 49
2.1. Этапы формирования и основные принципы политической концепции
православия. От Киевского до Синодального периода 49
2.2. Советский и современный периоды политической концепции Русской
православной церкви 80
2.3. Православие в системе христианских религиозных представлений 100
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 118
3.1. Республиканские политические институты в учении Русской православной церкви 118
Список использованных источников и литературы 166
Актуальность темы.
После распада Советского Союза в Российской Федерации возник дефицит теоретического понимания социокультурных оснований функционирования собственной политической системы. Смешанная республика, созданная в результате принятия Конституции 1993 года, во многом отражала исторический опыт становления и развития западных либеральных демократий, который в свою очередь основывается на соответствующей политической культуре. Для современной же России характерно формирование особых политических институтов, которые в достаточной степени отличаются от европейских аналогов, поскольку опираются на более чем тысячелетнюю историю православной идейно- теоретической основы государственности. Ввиду этих особенностей многие политические институты функционировали иным образом в сравнении с западными государствами. Под вопрос ставилась сама необходимость их существования.
В связи с этим актуальным представляется выявление ключевых принципов устройства государственной власти, ее взаимоотношения с социумом и общественными институтами, отраженными в политической концепции социального учения Русской православной церкви, равно как и ее отношение к сложившимся институтам демократии и республики.
Степень разработанности проблемы.
Вопросами развития политической концепции в социальной доктрине церкви занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Е.Е. Голубинский , А.В. Горский , А.С. Панарин , Л.Е. Шапошников , Т.Б. Коваль , А.Д. Шмеман , В.Е. Вальденберг , А.В. Еремин , А.В. Карташев , В.А. Томсинов , Н.В. Асонов , Г.В. Флоровский , С.С. Аверинцев , Г. Штриккер , В. Рудометоф . Так, по мнению А.С. Панарина, российская национальная идея основана на православии, народности и сильной государственной власти.
Труды Г. Алмонда , С. Вербы , С. Липсета , Л. Пая , С. Хантинг-
20 21 22 23
тона , Г. Моски , Н.А. Баранова , Т.А. Алексеевой , А.А. Борисенкова и Г.Т. Сардаряна , М. Флеммена посвящены исследованию политической культуры в целом, а также установлению существования религиозного компонента в политической культуре.
Вопросам религии как социального феномена посвятили свои работы зарубежные исследователи: Р. Белла26 , Б. Тернер , К. Калхун , М. Вебер и Э. Дюркгейм , В.С. Глаголев , А.Г. Глинчикова .
Определение понятия ценности и ее взаимоотношение с религией разрабатывали Х. Гривз , В.К. Шохин , С.О. Елищев , С.Е. Кривых , К. Ли, М. Эштон, Я. Грип и М. Эдмонс .
Проблематика роли религии в политической культуре в последнее время изучается в работах В.Г. Федотовой , Л. Гвизо, П. Сапиенца , Л. Зингалеса , В.И. Гараджы . Роль православия в политической культу-
ре России находила отражение в трудах М. М. Мчедловой , А.А. Федосеевой, В.Я. Дерягина , А.Ф. Замалеева , Е.Н Федорченко , В.И. Сер- T-'AAI2T;rtrC| 8 Д R ^'■ПАЛЛ/ГЬГС| Д R ^^A^AUT/"lfC| ТТАТ/ГП'ГС! Т—Г Т—Г Д ТТАЪТПАА-
геевича , АУ.В. Еремина , АУ.В. I ре енюка , . . Лейста , Н.Н. /Алексее-
ва , Н.Н. Петрика , Г.П. Федотова , И.Б. Градинара, А.И. Дженусова, Д.В. Пивоварова , Е.Б. Шестопал , Н.А. Кривовой .
Функциям религии в свете социально-политических проблем посвя-
ТТТОТТТ Т T'lAX Г ТТТ Т ТУ* О О ОГГАПО ГГХ О Aowiv О ТУ* ГТТт'О!/' ТТТ X Л ТЭ
щены труды Х. Казанова , ^л. хабермаса, К. ^лтекль , М. вебера , Э.
61 62 63
Дюркгейма , Т. Лукмана , К. Гирца .
Институты государства и влияние политической культуры на их формирование изучали такие исследователи, как Т. Веблен60 , Д. Вико , Г. Спенсер , В. Вильсон, К. Фридрих , Дж. Брайс , Т. Коул , Д. Роулз , Й. Олсен , А. Грайф , Д. Элазар7 , Э. Тодд , А. Арфин , Д. Фишер7 , 77 78 79 80
К. Вудард , Т. Парсонс , К. Вельцель , М. Сандберг и П. Лундберг , К.Е. Коктыш , Е.Г. Пономарева , Н.Н. Федотова .
При выделении этапов формирования политической концепции использовались работы Е.Е. Голубинского, А.В. Горского и архиепископа Черниговского Филарета .
Наиболее же важными для исследования представляются первоисточники: материалы и постановления соборов, труды патриархов, а также их выступления и заявления. Для выявления основных принципов политической концепции в советское время особое внимание уделено работе Г. Штриккера «Русская Православная Церковь в советское время (19171991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью» (Москва : Пропилеи, 1995).
Анализ степени разработанности проблемы систематизации политической концепции социального учения православия позволяет сделать вывод, что для ее исследования уже создана достаточная теоретикометодологическая и практическая база. Однако самому процессу формирования, основным постулатам политической концепции и их систематизации уделялось меньшее внимание, чем другим аспектам деятельности Русской православной церкви.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, исследовавших взаимовлияние политики и религии в контексте меняющейся политической ситуации.
Важную роль в работе играли исследования Э. Дюркгейма и Т. Лукмана, посвященные дихотомии сакрально-профанного или трансцендентно-повседневного, поскольку религия, соотносясь с категорией сакрального, становится фундаментом социального порядка «профанной» жизни общества.
В работе предусмотрено использование теории политических культур, однако в основном упор делается на старый институционализм и соответствующий ему методологический инструментарий — анализ документов, сравнительный анализ, метод изучения кейсов, дескриптивный метод.
В целях выделения политической концепции социального учения Русской православной церкви представляется необходимым использование метода структурно-функционального анализа, целью которого стало вычленение идей, связанных с политическим устройством государства и государственно-властными отношениями, из ключевых документов церкви, таких как правила и постановления Вселенских и Поместных и Архиерейских соборов, высочайшие указы Святейшего Правительствующего Синода и выступления патриархов.
Историко-генетический метод предоставил возможность проследить эволюцию институционального взаимодействия церкви и государства. В отдельных случаях используется историко-сравнительный метод.
Институциональный подход предполагается использовать для исследования соотношения православных идейно-теоретических основ государственности со сложившимися в современной России политическими институтами.
Помимо специальных, в работе используются универсальные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция.
Объектом исследования является политическая концепция социального учения Русской православной церкви.
Предметом исследования выступает восприятие государственновластных отношений, их моделей и форм реализации в политической мысли Русской православной церкви в призме их влияния на современные политические институты страны.
Целью исследования — выявление роли политической концепции социального учения Русской православной церкви в формировании идейных основ становления и эволюции политических институтов современной российской государственности.
Задачи исследования.
1. Выявить роль религиозного компонента в политической культуре.
2. Рассмотреть влияние политической культуры на институты государства.
3. Определить этапы формирования и основные принципы политической концепции социального учения Русской православной церкви в княжеский, царский и имперский периоды.
4. Выявить специфику политической концепции социального учения Русской православной церкви в советский и современный периоды.
5. Провести сравнительный анализ политической концепции социального учения Русской православной и Римско-католической церквей.
6. Раскрыть отношение политического учения Русской православной церкви к республиканским политическим институтам.
7. Установить особенности рассмотрения механизмов демократического политического режима в рамках политической концепции социального учения Русской православной церкви...
В диссертационном исследовании был проведен детальный анализ политической составляющей социального учения Русской православной церкви, его влияния на формирование отечественной политической культуры и обозначен опыт взаимодействия церкви с институтами и механизмами демократии и республиканского строя. Одной из задач исследования являлось выявление роли религиозного компонента в формировании феномена политической культуры. Рассмотрев разные подходы, касающиеся как формирования культуры в целом, так и ее политической составляющей, различные научные школы, существующие в этой сфере, можно прийти к выводу, что современная политическая культура есть ценностная система знаний в области политики, ориентаций и поведенческих детерминант социума, сформированная на основании наиболее целостных и прочных культурно-ценностных ориентирах, определяемых религиозным базисом.
Важной задачей исследования стало изучение влияния политической культуры на институты государства. Было выявлено, что институциональные отличия государств, определяющие разнообразие политических систем, детерминируются рядом факторов, одним из важнейших можно назвать политическую культуру, поскольку именно она определяет форму и степень интеграции институтов, находящихся в смежной или иной системе. Политическая культура, являясь следствием реакционной зависимости, основывается на ценностях, определяющая роль которых достигается за счет их формирования на основе культурных традиций, наиболее прочными из которых выступают религиозные, поскольку именно они служат средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов вследствие их наибольшей устойчивости, благодаря их неантропогенному фактору.
Для структурирования политической концепции социального учения Русской православной церкви было необходимо определить этапы ее формирования и выявить основные принципы. Исследование показало, что политическая концепция социального учения Русской православной церкви не была статичной и видоизменялась с течением времени. Взяв за основу концепцию академика Е.Е. Голубинского, связавшего периодизацию гражданской и церковной истории, удалось на основании ключевых событий в истории Русской православной церкви выявить то, как формировались и изменялись ее политические идеи. Дополняя периодизацию знаменитого историка церкви, можно обозначить пять периодов формирования политической концепции: Киевский, Московский, Синодальный, Советский и Современный. Анализируя первоисточники, относящиеся к первым двум периодам, можно выделить три значительные идеи: образ царя-священника, патриархально направляющего свою паству, соответствие главы государства народу, которым он управляет и роль церкви, как единственного возможного советника княжеской и царской власти. Синодальный же период ознаменовался значительными изменениями в структуре церкви, которые предопределили ее подчиненное по отношению к государству положение. Лишенная независимости, она продолжила быть опорой самодержавия, но стала встроенной в государственную машину структурой, по своему статусу равной сначала коллегиям, а после министерствам. Будучи частью госаппарата, церковь не смогла стать дополнительной консолидирующей силой в обществе на заре революции и оказалась выключенной из процесса, который мог предотвратить гражданскую войну, маргинализацию и поляризацию общества. Давление антирелигиозной политики Советского Союза оказало сильнейшее влияние на Русскую православную церковь. На протяжении практически всего Советского периода церковь оправдывает коммунистическую идеологию и находит в ней черты, позволяющие соотносить ее с ключевыми ценностями православия. Однако после распада СССР перед церковью появляются новые возможности. В период становления Российской Федерации она принимает роль медиатора, предоставляя противоборствующим сторонам нейтральную площадку для обсуждения, одновременно с этим впервые формулируя и кодифицируя в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» свое отношение к новым для нее институтам и практикам.
Вследствие того что Русская православная церковь является одной из христианских конфессий, было необходимо провести параллели между ее развитием и аналогичными процессами в Римско-католической церкви. Для этого был осуществлен сравнительный анализ политической концепции социального учения Русской православной и Римско-католической церквей. Социальное учение Русской православной церкви обрело свой оформленный и кодифицированный вид в самом начале XXI века с принятием «Основ социальной концепции», в отличие от католической церкви, обладающей иерархически выверенным и структурированным социальным учением, существующим уже более 200 лет. Помимо этого, проводя сравнение двух религиозных воззрений, становится очевидным, что после падения СССР и коммунистического режима роль Русской православной церкви внутри страны начинает заметно возрастать — она обретает те позиции, которые были утрачены в ходе советского и синодального периодов, в результате чего обретает возможности для участия в формировании идейно-теоретических основ российской государственности. Это происходит на фоне постепенной утраты католицизмом и христианско-демократическими партиями собственных позиций в европейской политике.
Учитывая, что после распада Советского Союза одной из главных конституционных характеристик Российского государства стала республиканская форма правления, сформировавшаяся во многом под влиянием западной политической культуры, было необходимо рассмотреть восприятие ее институтов и механизмов со стороны Русской православной церкви. Несмотря на то, что республиканизм имеет под собой основания в виде системы христианских ценностей, его применение и функционирование в стране, построенной на иной, православной культуре не могло быть аналогичным западным государствам. Политическая концепция социального учения Русской православной церкви не отвергает основополагающие республиканские механизмы, но обращает внимания на их отличия вследствие работы на базе другой политической культуры и адаптирования их под эти особенности. К каждому из конкретных институтов республиканской формы правления у Русской православной церкви есть в той или иной степени разработанное отношение. Так, говоря о парламентаризме, четко прослеживается большая склонность к более аутентичной соборности, поскольку в первом церковь видит причину раскола общества по идеологическому принципу. Разделению властей же дается более нейтральная оценка, но данная западноевропейская концепция в политической идее Русской православной церкви дополняется принципом «симфоничности». Выборность власти и вовсе всецело поддерживается церковью, что подтверждается не только документально, но и посредством внутрицерковного устройства.
Последним, но не менее важным вопросом являлось установление особенностей рассмотрения механизмов демократического политического режима в рамках политической концепции социального учения Русской православной церкви. Демократия в ее современном и наиболее распространенном понимании представляет собой либеральный подтип, сформированный на основании либеральных ценностей Запада, ставящих личность, ее права и свободы в абсолют. Это кардинально отличает либеральную демократию от ее первоначального понимания формирования государственной власти. Применение подобного подтипа демократии на государство с иным культурно-религиозным базисом предопределило развитие политической системы в соответствии с особенностями православной политической культуры. Несмотря на это, базисные принципы демократии остаются нерушимы, хотя имеются существенные отличия от ее либеральной трактовки. Демократия в Российской Федерации строится на типичных для православного политического учения основаниях: соборном характере власти и харизматической фигуре главы государства, обладающего широкой поддержкой населения.
Политическая концепция социального учения Русской православной церкви исторически оказывала ключевое влияние на формирование идейных основ становления и эволюции политических институтов современной российской государственности. Именно она, став идейным базисом, сформировала политическое мировоззрение населения, которое поддерживает или отторгает возникающие институты, на ее основе сложилось отношение граждан к государственной власти, которая является воплощением общественного консенсуса и со временем переходит в более знакомую и привычную модель государственно-общественных отношений. Настоящая политическая концепция, базирующаяся на самых прочных неантропогенных началах, не только задала идейную основу российской государственности, но и сформировала особые, отличные от других стран политические институты, такие как соборность, стремление к прямому плебисцитарному характеру организации государственной власти, тождественность характерных черт главы государства особенностям социума, аккламативный характер избирательного процесса и акцент на единстве духовной и светской властей, проистекающие из принципов симфонии, характерных для православия.
1. Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев (биографический очерк) / И.С. Аксаков. — Москва, 1874.
2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство / Н.Н. Алексеев; составители А. Дугин, Д. Тараторин. — Москва: Аграф, 1998. — 640 с.
3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е.В. Анисимов. — Москва: Дмитрий Булавин, 1997.
4. Анисимов Е.В. Императорская Россия / Е.В. Анисимов. — Санкт- Петербург: Питер, 2011.
5. Брайс Д. Американская республика. В 3 частях / Д. Брайс ; перевод с английского В.Н. Неведомского. Москва : Издательство КТ Солдатенкова, 1898.
6. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца 17 в. / В.Е. Вальденберг. — Петроград: типография А. Бенке, 1916.
7. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века / В.Е. Вальденберг. — Directmedia, 2013.
8. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер ; перевод с немецкого. — Москва: Юрист, 1994. — 704 c.
9. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. — Москва, 1990.
10. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — Москва, 1984.
11. Великие духовные пастыри России / под редакцией А.Ф. Киселева. —
Москва: ВЛАДОС, 1999.
12. Вико Д. Основания новой науки о природе наций / Д. Вико; перевод и комментарии А.А. Губера. — Москва; Киев: «REFL-book», 1994. —
656 с.
13. Воззвание Священного Собора к православному народу [по поводу декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести] 27 янв. 1918 г.
14. Гердер И. Идеи к философии истории человечества / И. Гердер. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 760 с.
15. Голев С.В. Словарь-справочник / С.В. Голев. — Херсон : ОМУРЧ «Украина», 2004..361