Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ БРИКС

Работа №179324

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы172
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ БРИКС 15
§ 1.1. Особенности образования и правовой статус объединения БРИКС 15
§ 1.2. Потенциал БРИКС как интеграционного объединения 30
§ 1.3. Основные параметры электронной торговли в рамках БРИКС 41
§ 1.4. Сеть Интернет как пространство осуществления электронной торговли.52
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ 60
§ 2.1. Государства — субъекты регулирования электронной торговли 60
§ 2.2. Обязательства государств по соглашениям ВТО и электронная торговля 71
§ 2.3. Регулирование электронной торговли в рамках других международных организаций 84
§ 2.4. Проблема защиты персональных данных в процессе электронной
торговли 94
Глава 3. ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ БРИКС КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ .. 105
§ 3.1. Перспективы гармонизации законодательства государств БРИКС в
контексте глобализации мировой экономики 105
§ 3.2. Проблемы гармонизации законодательства государств в отношении внешней торговли 121
§ 3.3. Сравнительный анализ законодательства государств БРИКС об
электронной торговле 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 150


Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что в настоящее время происходит активное развитие новых форм экономического взаимодействия между государствами. С одной стороны, формируется глобальная информационная экономика, когда самой большой ценностью становятся знания, технология, информация. В условиях глобальной информационной экономики активно развивается торговля товарами и услугами через сеть Интернет, которая по способам осуществления значительно отличается от обычной торговли. По данным Организации экономического сотрудничества и развития объем мировой торговли через сеть Интернет достигает триллионов долларов и растёт в геометрической прогрессии .
С другой стороны, проявляется неэффективность существующего глобального управления при доминировании самых мощных держав, которое называют однополярным миром. Как протест против такого централизованного управления возникла новая глобализация, когда наряду с региональными интеграционными объединениями, куда входят обычно соседние страны с однотипной экономической и политической системой, образуются конгломераты стран, охватывающие целые географические районы и континенты, как, например, Ассоциация Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) или Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В них входят очень разные по экономическому и политическому уровню государства и даже объединения государств. Формы экономического взаимодействия между государствами-участниками таких мега-объединений также отличаются от обычной торговли.
С начала 2000-х годов на мировой арене можно наблюдать формирование группы государств, которую стали называть БРИКС по первым буквам названий участников — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка .
Эти государства расположены в разных географических районах, составляют значительную часть человечества: население БРИКС — примерно 40 % от численности человечества, территория — около 30 % всей поверхности Земли, и они производят примерно 25 % мирового валового продукта . При некоторых различиях и колебаниях экономики государств в 2000-е годы показывали более высокие, чем у других государств, цифры роста, так что их стали называть «растущие индустриальные экономики» . Предположительно к 2050 году экономика государств БРИКС превзойдет соединенные экономики «большой шестерки» (Англия, Франция, США, Германия, Япония, Италия) .
Отсутствие общих или примыкающих друг к другу территорий препятствует установлению таких тесных связей между государствами, которые в компактных объединениях обычно означают начало интеграции — это, прежде всего, унификация и гармонизация торгового, а впоследствии и общего законодательства, регулирующего экономические отношения. В Россией, которая в 2014 году стала осуществлять функции председателя БРИКС, было предложено развивать торговое сотрудничество через сеть Интернет, поскольку эта сеть предоставляет широкие возможности для ведения переговоров, заключения сделок и исполнения договоров для государств, расположенных в разных географических регионах.
Однако те же самые особенности сети Интернет, которые предоставляют такие возможности, вступают в определенное противоречие со сложившимися и широко признанными принципами регулирования международных экономических, и в частности торговых, отношений. Свободная передача информации через государственные границы, свободный доступ к информации, неисчерпаемость информации как торгового ресурса — все это не согласуется с международно-правовым принципом исключительной территориальной юрисдикции государств, а также исключительным положением государства как субъекта международного права.
Кроме географической разбросанности, торговые отношения между государствами БРИКС затрудняются также различиями в экономическом и особенно правовом устройстве (Россия и Китай относятся к государствам романо-германского права, Индия — к государствам англо-саксонского права, Бразилия и ЮАР имеют смешанные системы права). Очевидно, что для налаживания эффективной электронной торговли государствам БРИКС необходимо предпринять немало усилий по гармонизации законодательства. Между тем известно, что унификация законодательства ведет к интеграции государств.
Таким образом, в связи с задачей организации системы электронной торговли между государствами БРИКС встает несколько теоретических вопросов:
- о возможности экономической и правовой интеграции между государствами, расположенными на разных материках;
- о возможности создания общей системы электронной торговли между государствами разных экономических и политических систем;
- о правовой сущности международных организаций без четкой организационной структуры и закономерностей их институциализации;
- о соотношения понятий пространства сети Интернет и территориальной юрисдикции государства;
- о правомерности распространения действующего международного права на сотрудничество государств в сети Интернет и др.
Каждый из этих крупных вопросов влечет за собой еще ряд других, которые и будут рассмотрены в настоящей работе.
Важность исследования различных аспектов сотрудничества государств БРИКС для Российской Федерации вытекает из слов Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Считаю, что настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального управления в интересах устойчивого развития» .
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Избранная тема носит комплексный характер и затрагивает несколько отраслей международного права. В той или иной степени вопросы распространения международно-правового регулирования на новые области международных отношений затрагивались в работах известных ученых-международников (А. Х. Абашидзе,
A. Я. Капустин, И. И. Лукашук, Г. И. Тункин, С. В. Черниченко).
Проблемы международных экономических отношений исследованы в трудах общего характера (Г. М. Вельяминов, А. А. Ковалев, А. А. Моисеев, Е. Т. Усенко,
B. М. Шумилов и др.), а также в работах, посвященных отдельным вопросам: международного инвестиционного права (А. Г. Богатырев, М. М. Богуславский, Д. К. Лабин, В. А. Трапезников, И. З. Фархутдинов и др.), международной экономической интеграции (Н. А. Воронцова, П. А. Калиниченко, В. Б. Рыжов, Е. В. Скурко, Г. Г. Шинкарецкая и др.), международного торгового права (Г. Е. Бу- вайлик, Г. М. Вельяминов, В. И. Лисовский, Я. И. Функ и др.), Всемирной торговой организации (С. А. Войтович, И. В. Зенкин, А. С. Смбатян, А. О. Четвериков, В. М. Шумилов и др.)
В научных публикациях отражено, что в основе регулирования деятельности в сети Интернет, в том числе электронной торговли, незаменимую роль играют основополагающие принципы и нормы международных отношений (напр., Л. П. Ануфриева, С. Ю. Кашкин), в том числе международное экономическое право и правила ВТО (напр., И. В. Зенкин, А. Н. Малянова, А. В. Холопов, Р. А. Шепенко), права человека (например, В. А. Карташкин, А. И. Ковлер, Е. А. Лукашева, Ю. В. Самович, В. А. Туманов, Л. М. Энтин, М. Л. Энтин), глобализация (например, Б. М. Ашавский, Э. Г. Кочетов, А. А. Моисеев, А. С. Пигол- кин, А. В. Сеидов, Ю. А. Тихомиров, А. Н. Чумаков).
Кроме того, важной составляющей при написании диссертационного исследования стали разработки в области теории новой отрасли — информационного права, трактующей различные стороны правового регулирования деятельности в сети Интернет, нашедших свое отражение в трудах российских юристов (Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, В. А. Копылов, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов и др.).
В современной литературе уделяется внимание не только таким общим понятиям, как сущность сети Интернет (О. А. Городов, А. Г. Ревин, Н. Елкин-Корен,
Э. М. Зальцбергер, Дж. А. Т. Файрфилд), но и более конкретным вопросам, как, например, возможности распространения территориальной юрисдикции государств на сеть Интернет и его интернационализации (А. К. Жарова, М. Б. Касенова, Р. Николс, В. Ф. Слейтер); формированию отдельного Интернет-права (Р. Ф.- оглы Азизов, Р. Эрпманн-Виттзак, Е. Кастронова), методам и способам управления в сети Интернет (О. Барабанов, М. Б. Касенова, А. М. Фрумкин, Д. Гросс, В. Клайнвичтер).
В последнее десятилетие частым объектом исследования стала электронная коммерция (И. Т. Балабанов, С. В. Васильев, А. И. Савельев, А. А. Тедеев, А. В. Юрасов, Ч. Н. Фергюсон, Д. Греуол, Дж. П. Кисэн, А. А. Галло, Екоо Макото) и отдельные проблемные вопросы в этой сфере, такие как характеристики интернет-рынка (Е. А. Войниканис, В. О. Калятин, Н. Р. Вариан, Дж. Зиттрэйн), налогообложение (А. И. Савельев, А. А. Тедеев, Р. Н. Вебер), бизнес-модели (С. В. Васильев, Л. В. МакНайт, Ж. Шнайдер), аукционы (С. Клейн, Коно То- сиюки), проблема распределения доменных имен (А. К. Жарова, К. Чеэтман).
Что касается объединения БРИКС, то в отношении государств, входящих в него, исследования касаются чаще всего их экономического и политического положения (труды Института Латинской Америки РАН, Российского университета дружбы народов, С. Лаврова, М. Хулберта), правового статуса объединения (А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев, А. В. Виноградов), положения БРИКС в международных отношениях (Н. М. Бевеликова, Ю. И. Богомолова, Е. Эль-Шенави, Р. Шарма), его потенциала влияния на мировой порядок (М. Л. Титаренко, В. Давыдов, Ч. Гулдинг, Д. Уилсон, Р. Пурушотхэм) и мировую экономику (И. М. Лифшиц, Р. Швеллер, Сяоюй Пу), значение сотрудничества с БРИКС для России (Л. Ю. Кадышев, А. И. Сизоненко, К. А. Писенко), регулирование электронной торговли в отдельных государствах БРИКС (О. Стуенкел, Н. Масленников, Р. В. Рана, А. Моураборгес, М. Перейра Валаддо, Н. Уорд, П. А. Стивенс)
Однако ни в российской, ни в иностранной литературе не проведен анализ процессов институализации в объединении БРИКС, нет работ относительно регулирования международной торговли внутри таких сетевых организаций, как БРИКС, не исследовано соотношение характеристик глобальной информационной экономики и современного состояния управления международными отношениями.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проанализировать основные направления развития электронной торговли между государствами-участниками БРИКС на фоне глобализации мировой экономики и развития сети Интернет как ее элемента.
В связи с вышеуказанной целью автором были поставлены следующие задачи:
- исследовать правовую природу объединения БРИКС;
- проанализировать понятие и существенные характеристики электронной торговли;
- выявить специфические особенности сети Интернет как пространства осуществления электронной торговли;
- выяснить статус государств как субъектов регулирования электронной торговли;
- показать применение принципов ВТО в электронной торговле;
- исследовать формирующиеся принципы правового регулирования электронной торговли между государствами БРИКС;
- проанализировать международно-правовые основы регулирования электронной торговли;
- установить потенциал БРИКС как интеграционного объединения;
- сформулировать проблемы гармонизации законодательства государств БРИКС в отношении электронной торговли и разработать предложения по содействию гармонизации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые сделана попытка определить основания и формы налаживания торговли с помощью сети Интернет между государствами, относящимися к разным географическим регионам и разным правовым системам.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся между государствами, входящими в группу БРИКС, по поводу электронной торговли на фоне развития глобальной мировой экономики.
Предметом исследования являются положения международных правовых актов, применяемых к электронной торговле, а также тенденции развития и потенциальные возможности формирования единой системы электронной торговли между государствами БРИКС.
Теоретическая и практическая значимость. Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные выводы и сформулированные на их основе рекомендации могут быть использованы в работе органов государственной власти Российской Федерации, определяющих внешнеэкономическую деятельность. Работа может также стать основой для разработки спецкурса по международному праву, а содержащиеся в ней положения могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности в сфере электронной торговли.
Методологическая основа диссертации. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, а также общенаучные методы — сравнение, анализ; специальные методы — исторический, формально-логический, статистический; частные методы науки юриспруденции — сравнительноправовой, технико-юридический.
Нормативная база диссертационного исследования. Основную эмпирическую базу исследования составили документы: договоры, определяющие различные стороны международных отношений; документы «мягкого права» — заявления и декларации, принимаемые в ходе встреч лидеров государств-участников БРИКС или отраслевых министров, поскольку договорная база между государствами-участниками БРИКС в отношении электронной торговли в настоящее время отсутствует. Значительное место в исследовании заняло законодательство отдельных государств-участников БРИКС с целью выяснения возможности унификации такого законодательства и определения соответствия его принципам глобального информационного общества.
По результатам исследования автор выносит на защиту следующие положения:
1. Установлено, что БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) представляет собой межгосударственную организацию нового типа, которую можно квалифицировать как пара-организация. БРИКС является межгосударственной организацией, поскольку в ней представлены только государства. В деловых встречах БРИКС участвуют представители государств, хотя они могут быть делегированы различными министерствами или ведомствами. В то же время допускается присутствие множества негосударственных общественных организаций, делегатов от различных социальных групп. Однако решения всегда принимаются государствами. БРИКС является пара-организацией, потому что у нее нет учредительного договора и не провозглашены цели создания. Это сетевая организация, поскольку она не имеет штаб-квартиры, в ней нет четко сформированных органов.
2. Доказано, что логика развития отношений между государствами-участниками БРИКС ведет к постепенной институализации объединения. Высшим представительным органом выступают регулярные саммиты БРИКС, на которых решаются вопросы основных направлений дальнейшего развития, вырабатываются совместные позиции относительно важнейших международных проблем, намечаются необходимые мероприятия и определяется состав персонала для участия в них. Своеобразными исполнительными органами выступают соответствующие ведомства того государства, которое исполняет функцию председателя, например, вопросами развития электронной торговли занимаются должностные лица, ответственные за соответствующие отрасли в государствах. Председательство изменяется ежегодно на основе ротации.
3. Установлено, что сеть Интернет как место осуществления электронной торговли представляет собой информационное пространство, которое имеет глобальный характер и не делится государственными границами на отдельные сегменты, так что информация свободно перемещается через границы. На первый взгляд свобода информации противоречит территориальному верховенству государств, поскольку государства не обладают территориальной юрисдикцией над информационным пространством. Однако сеть Интернет не является нерегулируемой; в сети нет полного правового вакуума или каких-то особых, собственных правил. Субъектами регулирования сети Интернет являются государства, но их юрисдикция распространяется не на пространство, а на субъектов. Юрисдикция государств в сети Интернет—это юрисдикция не ratione loci, а ratione personae. Доменные имена верхнего уровня можно считать принадлежностью государства.
4. Сетевой характер группы БРИКС не противоречит закономерностям формирования международного права, соответствующего построению многополярного общества, основанного на свободном обращении информации при условии верховенства права.
5. Диссертант приходит к выводу о том, что основой построения взаимоотношений между государствами БРИКС служат общепризнанные принципы международного права, которые носят характер императивных норм и действуют в любых отношениях между государствами, будь то отношения по поводу транзакций, совершаемых в сети Интернет или отношения офлайн. Происходит также процесс формирования специальных принципов, таких как открытость, солидарность, равенство, взаимопонимание и взаимовыгодное сотрудничество.
6. Государства-участники БРИКС заявили о стремлении изменить существующую однополярную систему управления в мире и господство Бреттон-Вудской системы, но не разработали никаких определенных планов в этом направлении, а предпринимают отдельные конкретные шаги, как создание Нового банка развития или Валютного пула. Создания системы электронной торговли стало логичным звеном в процессе развития экономических отношений государств БРИКС, поскольку именно торговля обычно выступает первоначальным этапом сближения и укрепления сотрудничества государств...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема осуществления электронной торговли между государствами БРИКС возникла в процессе развития мировой экономики и международных отношений в начале XXI века, и пути ее решения могут быть найдены только с учетом всех обстоятельств, возникающих в международных отношениях на фоне развития глобальной информационной экономики. Поскольку создание системы электронной торговли государств БРИКС — это и задача развития их взаимных экономических отношений, и в то же время путь к совершенствованию общего сотрудничества между этими государствами.
Одной из новых форм сотрудничества государств в условиях глобальной экономики появились так называемые «сетевые организации» , к которым относят и БРИКС. Отличие этой организации от других (например, ОБСЕ, ОЭСР) состоит в том, что местом ее деятельности является сеть Интернет.
Несмотря на отсутствие формальных клаузул об органах БРИКС, практика показывает, что ее высшим представительным органом выступают регулярные саммиты БРИКС, на которых решаются вопросы основных направлений дальнейшего развития, вырабатываются совместные позиции относительно важнейших международных проблем и намечаются необходимые мероприятия. Своеобразными исполнительными органами выступают соответствующие ведомства того государства, которое исполняет функцию председателя. Председательство изменяется ежегодно на основе ротации.
Система электронной торговли, тем более между государствами, расположенными в разных географических регионах — принципиально новое явление международной жизни, поскольку она означает определённый этап интеграции и требует необходимой гармонизации законодательства каждого государства БРИКС.
Не создают препятствий для создания системы электронной торговли государств БРИКС положения ВТО относительно интеграционных объединений, хотя в документах ВТО такие объединения и называются региональными, а государства БРИКС не относятся к одному региону.
Интернет в этих условиях является сетью, связывающей сетевую глобальную экономику в единое целое, и система электронной торговли государств БРИКС становится частью этой сети.
Несмотря на своеобразие сети Интернет, в целом правоотношения, связанные с электронной торговлей, не отличаются по своей сути от других торговых правоотношений. Такая позиция подтверждается анализом законодательства государств.
В пространстве сети Интернет действуют положения, имеющие происхождение из правопорядков различных государств, но они не могли быть не изменены в процессе функционирования. Главные характеристики сети Интернет как части мирового рынка:
- свобода обращения информации, которая порождается самими свойствами информации. Еще одна часть свободы сети Интернет — свобода интернет-бизнеса, которая получила подтверждение в нормах международного торгового права после создания ВТО;
- проблема безопасности данных, которая берет начало в праве прав человека;
- принцип территориальной юрисдикции, адаптированный к виртуальному пространству, относится к императивным общепризнанным принципам международного и внутригосударственного права и означает исключительное верховенство государства в пределах его территории;
- транснациональный характер, который препятствует установлению наличия эффективной связи между действующими в сети физическими и юридическими лицами и юрисдикцией какого-либо государства.
Тем не менее государства, не обладая территориальной юрисдикцией в сети Интернет, осуществляют персональную юрисдикцию, по аналогии с космическим пространством или открытым морем. Конкуренция юрисдикций устраняется по тем же принципам международного частного права, что и в других областях международных отношений.
Проблема регулирования электронной торговли решается на основе общепризнанных принципов и норм международного права, в особенности правил ВТО.
Все государства БРИКС являются членами ВТО, значит, их договорённости в сфере электронной торговли будут правомерными только в том случае, если не противоречат правилам ВТО. Анализ правил ВТО показывает, что они не создают препятствий для осуществления электронной торговли в рамках БРИКС, хотя общие положения в соглашениях ВТО и специальные положения относительно электронной торговли еще содержат ряд неясностей. Нерешенной остается одна из центральных проблем, а именно квалификация электронной торговли как продажи товаров или продажи услуг, что подчиняет эту деятельность разным соглашениям - ГАТТ или ГАТС, и разным документам национального права. Такая квалификация была бы чрезвычайно полезной, поскольку эти соглашения являются общепризнанными и представляют собой в значительной степени общепринятые нормы права. При этом, по нашему мнению, квалификация не должна основываться на способах доставки товара или услуги, будь то в торговле офлайн или через сеть Интернет.
С развитием сети Интернет возникло восприятие ее как некого особого пространства, которое стали называть информационным, или киберпространством. Оно не имеет границ и простирается над всем миром независимо от государственных границ. Некоторые исследователи стали утверждать, что это саморазвивающа- яся, самодостаточная система, независимая от государств. Однако с течением времени споры прекратились, было признано, что регулирование государств распространяется на киберпространство через регулирование деятельности их физических и юридических лиц в сети Интернет, и основным спорным вопросом осталась правомерность разрешения споров об экстерриториальной юрисдикции c помощью обычных критериев выбора права.
Можно сделать несколько выводов.
Во-первых, государства распространяют свою юрисдикцию на деятельность в сети Интернет, но не по территориальному, а скорее по персональному принципу (не rationae loci, а rationae personae).
Во-вторых, в вопросах ответственности применяется тот же принцип, что и для правонарушений офлайн: ответственность несет государство - территориальный суверен, которое не обеспечило предотвращение нарушения. В-третьих, действует принцип территориального верховенства в его традиционной интерпретации: каждое государство принимает те меры, которые касаются его территории, его граждан, его полномочий. Признание государства как субъекта законодательства в сети Интернет подтверждается законодательством самих государств и решениями международных организаций.
Из этого признания следует, что между государствами действуют общепризнанные принципы международного права. Особое значение при этом получает принцип сотрудничества, поскольку сеть Интернет не признает государственных границ и возникающие проблемы могут быть эффективно решены только совместными усилиями. Однако в управлении сетью Интернет имеют значение не только позиции государств, но также позиции неправительственных организаций и бизнеса. Поэтому принцип сотрудничества получает более широкое признание, он распространяется не только на государства, но также на индивидов и неправительственные организации.
Один из важнейших договоров относительно электронной торговли — это Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах. Однако из государств БРИКС её подписали Россия и Китай, а ратифицировала только Россия. Главный положительный аспект Конвенции — широкая сфера применения, поскольку она охватывает и электронные товары, и электронные услуги. Однако в Конвенции есть два явных пробела касающиеся электронных ошибок, которые могут возникнуть из-за обмена информацией между незапрограм- мированными машинами, поспешной передачи или слишком отдаленного пути. Во-первых, Конвенция не обязывает поставщика электронных продуктов применять методы фиксации и исправления ошибок, несмотря на то, что некоторые торговые обычаи уже существуют в данной сфере. Во-вторых, Конвенция никак не регулирует юридические последствия получения или отправления ошибочного сообщения. Это означает, что в случае спора вопрос будет решаться на основе национального права.
Особое значение для государств БРИКС, как и для электронной торговли в целом, приобретает проблема обеспечения конфиденциальности персональных данных, поскольку свобода информации в сети Интернет становиться основанием для свободного перемещения данных. В настоящее время данная проблема не получила универсального и эффективного решения. Тенденция состоит в том, что вопросы сохранения данных в сети Интернет, как и в других областях отношений между государствами, что нормы такого регулирования формулируются скорее в двусторонних и региональных договорах, а также в национальном законодательстве государств. Таким образом, решение данной проблемы остаётся на усмотрение самих государств БРИКС.
Одна из сложных проблем налаживания эффективной системы электронной торговли — это создание универсальной системы налогообложения этой торговли. Среди научного сообщества сформировалось понятие «размывание налоговой базы и перемещение прибыли», которым обозначается суть глобальной проблемы налогообложения цифровой торговли. Центральное место в координации усилий государств в решении данной проблемы заняла международная организация, которую называют «мотором глобализации» — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в контакте с неформальным государственным объединением, называемым «Большой 20».
Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения не совсем эффективны: предприниматели третьих стран могут злоупотребить этими договорами, создавая в этих государствах посреднические компании, которые принимают инвестиции из стран — участниц договора. Транснациональные корпорации нередко используют офшорные гавани с нулевыми налогами или специальным порядком налогообложения. Компании также стараются использовать освобождение от налогов на дивиденды нерезидентов. Если компания-нерезидент получает определенные платежи, такие, как проценты или роялти, от плательщиков в государстве нахождения, возможно выдвижение ими причин для приостановления налога. Практическое осуществление перемен в глобальной налоговой системе- началось с вопросов транспарентности и обмена информацией. «G20» поставила перед ОЭСР задачу подготовки доклада, в котором бы содержались исчерпывающие данные о действительных масштабах перемещения прибылей и была бы раскрыта связь между этим перемещением и сопутствующим ему размыванием налоговой базы.
Таким образом, два важных процесса, происходящих в мировой торговле, должны учитываться при решении проблемы создания системы электронной торговли государств БРИКС: это глобализация мировой экономики, с одной стороны, и некоторые конкретные задачи регулирования мировой торговли, одной из важнейших среди которых является налогообложение.
В то же время основополагающие законодательные акты государств — участников БРИКС о внешнеэкономической деятельности отличаются разнообразием, что ставит на первый план дальнейшее их совершенствование и гармонизацию. Такое сближение правовых систем в области экономики вообще и в сфере электронной торговли в частности возможно только с учетом правил и принципов ВТО.



1. Международно-правовые акты и официальные документы
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций : принята 24 октября 1970 г. резолюцией 2625 (XXV)_Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право : сб. док-тов. Т. 1. — Москва : БЕК, 1996. — С. 2-8.
2. Договор о нераспространении ядерного оружия : одобрен резолюцией 2373 XXII Генеральной Ассамблеи ООН от 12 июня 1968 г., ратифицирован СССР 24 ноября 1969 г., вступил в силу 5 марта 1970 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1970. — № 14. — Ст. 118.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах [Электронный ресурс] : заключена в г. Нью-Йорке 23 ноября 2005 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Версия Проф. — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 14.05.2015.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17. — Ст. 291.
5. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле [Электронный ресурс] : принят в г. Нью-Йорке 28 мая — 14 июня 1996 г. на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ. — Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/uncitral_texts/ electronic_commerce/1996Model.htm.
6. Explanatory Report to the Convention on Cybercrime of 23 November 2001 [Electronic resource]. — Mode of access: http://conventions.coe.int/reaTy/n/ rcorts/htril/ 18.html.
7. Legal Aspects of Electronic Commerce : Explanatory Note on the Convention on the Use of Electronic Communications in International Contracts, A/CN.9/608/Add 1
(22 March, 2006).
8. Status of UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.uncitral.org/uncitral/en/unci-tral_texts/ electronic_commerce/1996Model_status.html.
9. UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce with Guide to Enactment 1996 [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.uncitral.org/pdf/english/ texts/electcom/05-89450_Ebook.pdf.
10. United Nations Directories for Electronic Data Interchange for Administration Commerce and Transport [Electronic resource]. — Mode of access: http: //www.unece. org/trade/untdid/welcome.htm
11. Report of the United Nations Commission on International Trade Law on the Work of Its Thirty-Eighth Session, A/60/17 (4-15 July, 2005) [Electronic resource]. — Mode of access: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/V05/868/63/PDF/ V0586863.pdf?OpenElement.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации
12. Концепция председательства Российской Федерации в
межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://brics2015.ru/news/20160215/888163.html.
13. Проект Федерального закона «Об электронной торговле» № 310163-4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=42158.
14. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 14. — Ст. 1514.
15. Федеральный закон от 8 октября 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850.
3. Нормативные акты иностранных государств...302


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ