ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И ОСНОВНОЙ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АКТ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО БОРЬБЕ С НАСИЛИЕМ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ 21
1.1. Понятия и квалификация «насилия в отношении женщин» 21
1.2. Предпосылки и основные этапы формирования политико-нормативной
основы борьбы Совета Европы с насилием в отношении женщин и домашним насилием 45
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТАМБУЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ЕЕ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ 76
2.1. Travaux preparatories и содержание Конвенции Совета Европы по
предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 76
2.2. Механизм мониторинга Конвенции Совета Европы по предотвращению
и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 128
2.3. Национальные механизмы и имплементационные меры
государств - участников Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 205
Актуальность темы исследования. Обязательства государств, международных межправительственных организаций универсального, регионального и субрегионального уровня, наделенных правозащитными функциями, в том числе по предотвращению и борьбе с любыми формами насилия в отношении женщин и домашнего насилия, вытекают из уставных положений Организации Объединенный Наций (далее - ООН) (преамбулы, пункта 1 статьи 1, пункта (с) статьи 55 Устава ООН) и Международного билля о правах человека, признающих достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, а также равные и неотъемлемые права в качестве основных прав и свобод любого человека без какой-либо дискриминации.
Универсальные антидискриминационные основы были укреплены международными конвенциями по ликвидации всех форм расовой дискриминации и дискриминации в отношении женщин, а также региональными актами по защите прав и свобод человека, включая отдельные уязвимые социальные группы, к которым, по современному международному праву прав человека, относятся женщины и дети.
С момента начала своей деятельности ООН обращает особое внимание на проблемы женщин как уязвимой группы в обществе, что подтверждается фактом одновременного создания Экономическим и Социальным Советом ООН (далее - ЭКОСОС) наряду с Комиссией по правам человека Комиссии по положению женщин. В дальнейшем в правозащитной повестке дня проблема обеспечения гендерного равенства становится объектом постоянного внимания международного сообщества и приобретает широкий охват, включая задачу по ликвидации всех форм насилия в отношении женщин .
К сожалению, как отмечается в Докладе Генерального секретаря ООН, представленном на сессии Комиссии по положению женщин в марте 2020 года, посвященном обзору и оценке хода осуществления Пекинской декларации и Платформы действий, «насилие в отношении женщин и девочек по-прежнему остается широко распространенным явлением» .
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), каждая третья женщина (35%) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера либо сексуальному насилию со стороны другого лица. Во всем мире 30% женщин, состоящих в отношениях, сообщают о том, что они подвергались какой-либо форме физического или сексуального насилия со стороны своего партнера в течение жизни; до 38% убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами мужского пола . Только в 2017 году от рук интимного партнера или другого члена семьи ежедневно погибали 137 женщин . По другим данным, более одного миллиарда женщин не получают защиты от сексуального насилия со стороны интимного партнера или члена семьи, почти 1,4 миллиарда - защиты от экономического насилия. Число женщин, не защищенных от сексуальных домогательств в сфере занятости, образования и в общественных местах, составляет 359 миллионов, 1,5 миллиарда и 2,2 миллиарда человек соответственно .
На национальном уровне принимаются различные меры, включая меры законодательного характера, по противодействию насилию в отношении женщин и домашнему насилию. По данным Всемирного банка, в 155 государствах уже приняты соответствующие законы . Только за четыре года (2014-2018 годы) доля стран, в которых есть законы против домашнего насилия, увеличилась с 70,9% до 75,9%, а доля стран с законами против сексуальных домогательств возросла с 83,7% до 86,5% .
Вместе с тем имеются проблемы, в том числе на национальном законодательном уровне, по противодействию насилию в отношении женщин и домашнему насилию. В частности, в каждой третьей стране мира отсутствует специальный нормативный правовой акт, в результате чего правовая защита от сексуального насилия как формы домашнего насилия остается неэффективной. Вопросы защиты от экономического насилия не урегулированы более чем в половине государств - членов ООН. Две трети стран, имеющих законодательство против домашнего насилия, не распространяют его на интимных партнеров, не состоящих в браке. Уголовные наказания за сексуальные домогательства применяются чуть более чем в 30% государств мира .
Положение в правозащитной сфере применительно к женщинам усложняется спецификой деяния насилия в отношении женщин и домашнего насилия, выражающейся прежде всего в высокой латентности ввиду того, что многие женщины в силу тех или иных причин боятся признать, что подвергались каким-либо формам насилия , а также в отсутствии во многих государствах официальной статистики преступлений по такому понятию, как «насилие в отношении женщин» или же «домашнее насилие».
Данная проблематика нашла отражение в Цели № 5 Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, предусматривающей «обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» путем решения таких задач, как: ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек; искоренение насилия в отношении женщин и девочек в публичной и частной сферах, включая торговлю людьми, сексуальную и иные формы эксплуатации; ликвидация всех вредных видов практик, включая принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах .
Согласно официальному сайту Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее - Росстат) в России не ведется специальной статистики по определению доли женщин и девочек в возрасте от 15 лет, подвергавшихся физическому, сексуальному или психологическому насилию со стороны нынешнего или бывшего интимного партнера, или же со стороны других лиц в последние 12 месяцев, в разбивке по формам насилия, возрасту и месту происшествия , как это предусмотрено задачами и индикаторами для достижения Целей устойчивого развития.
Вопросы предотвращения насилия в отношении женщин и домашнего насилия наиболее подробно проработаны в системе Совета Европы на основе специальной региональной Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (известна также как Стамбульская конвенция), принятой 7 апреля 2011 года и вступившей в силу
I августа 2014 года . Данная Конвенция квалифицирует ряд деяний в качестве уголовных преступлений, которые подлежат имплементации в национальное законодательство ее государств-участников. На основе этой Конвенции также функционирует специальный механизм мониторинга соблюдения ее положений.
Российская Федерация не является участником Стамбульской конвенции в отличие от 34 других государств - членов Совета Европы, которые являются ее участниками. Вместе с тем Российская Федерация подпадает, образно говоря, в «правовое поле» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - ЕКПЧ), которая также затрагивает этот аспект в контексте деятельности Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) в силу участия России в ЕКПЧ.
Следует также отметить, что в Российской Федерации отсутствует отдельный закон, который в концентрированном виде обеспечивал бы профилактику и преследование за преступления, которые совершаются в семье. Хотя с 1990-х годов было разработано более 40 законопроектов о домашнем насилии.
В феврале 2017 года были внесены изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), декриминализовавшие семейные побои, что стало предметом критики, в частности со стороны договорных органов по правам человека системы ООН. Например, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам и Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в своих заключительных замечаниях по соответствующим периодическим докладам Российской Федерации рекомендовали отменить данную поправку к УК РФ и принять всеобъемлющее законодательство для предотвращения и пресечения насилия в отношении женщин, включая домашнее насилие, и предусмотреть преследование ex officio за бытовое и сексуальное насилие .
Сказанное обуславливает необходимость и востребованность всеобъемлющего и комплексного международно-правового исследования сложившейся системы Совета Европы по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, чему и посвящается настоящая диссертационная работа.
Объектом диссертационного исследования выступают международные правозащитные отношения по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, сложившиеся на основе Стамбульской конвенции.
Предметом диссертационного исследования являются сложившиеся международно-правовые императивы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, базирующиеся на универсальных и региональных правозащитных актах с особым акцентом на правозащитную систему Совета Европы в этой сфере.
Теоретическое значение темы исследования состоит в раскрытии международно-правовых аспектов по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, а также систематизации знаний о международно-правовой защите прав женщин на региональном уровне на примере правозащитной системы Совета Европы.
Степень научной разработанности. В настоящее время в отечественной доктрине международного права прав человека отсутствует специальное, всестороннее и комплексное международно-правовое исследование по вопросам предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Вместе с тем существуют отдельные теоретические разработки, посвященные международной защите прав женщин в целом, международно-правовым механизмам защиты отдельных прав женщин или же прав женщин, проживающих на определенной географической территории, в которых не в системном виде затронута тема настоящего диссертационного исследования. В этом отношении прежде всего заслуживают внимания работы
таких авторов, как А. Самаке , А.В. Миронова , А.С. Чеботарева , В.Г. Микрина , Г.К. Дмитриева , Е.А. Петрушина , Е.Н. Коршунова , И.Е. Рубина , И.Н. Смирнова , К.А. Лукьянова , Л.В. Корбут ,
Н.Г. Нугаева , Н.Н. Шаповалова , С.В. Поленина .
Для настоящего исследования полезными также оказались работы авторов, посвященные вопросам насилия в отношении женщин и домашнего насилия, подготовленные в рамках смежных правовых и других гуманитарных наук. Среди них можно отметить диссертационные исследования
А.В. Лысовой , А.Н. Фатеева , А.С. Пащенко , В.В. Солодникова ,
B. И. Шахова , И.В. Родиной , И.А. Морчева , К.Д. Зарубиной ,
Л.А. Колпаковой , М.М. Писклаковой-Паркер , Н.В. Машинской .
В работах зарубежных авторов преимущественно затрагиваются отдельные проблемы, связанные с насилием в отношении женщин и домашним насилием. В этом отношении заслуживают внимания исследования А. Майхилл (A. Myhill) , А. Маквибар Ланда (A. Maquibar Landa) , Е. Черняк fP ("Пз РКП У/Л V ^ А/Г ГАкНЯк'РР1-4 /Л/Т Р К1V QQP13 ^ I I А РлПРЛП fP А 1“^ ЯП QQI'l
(E. ciieinyaK) , ivi. Эриксон (iv±. EiiKssoii) , П.А. Бансал (P.A. oaiisai) ,
C. Денне (S. Denne) .
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области международного права, экспертные разработки специалистов в рамках международных межправительственных и неправительственных структур, а также концептуальные разработки ученых из других гуманитарных сфер.
Отечественная международно-правовая доктрина представлена в исследовании трудами таких отечественных авторов, как А.М. Солнцев,
A. Н. Вылегжанин, А.С. Чеботарева, А.Х. Абашидзе, Б.И. Нефедов,
B. А. Карташкин, Г.Е. Лукъянцев, Г.К. Дмитриева, Г.П. Толстопятенко, Д.В. Иванов, Д.К. Бекяшев, Е.А. Торкунова, Е.Н. Коршунова, Е.С. Алисиевич, И.Е. Рубина, И.И. Лукашук, И.Н. Смирнова, М.Л. Энтин, Н.Н. Шаповалова,
C. В. Поленина, С.В. Черниченко и др.
Среди работ российских авторов по различным смежным дисциплинам, связанным с вопросами предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, внимания заслуживают работы А.М. Синельниковой, Г.И. Жигуновой, Г.Ф. Шакировой, З.Н. Баишевой, М.М. Писклаковой-Паркер, О.Л. Даниловой, С.Н. Ениколоповой, Э.В. Горян, Ю.А. Акимовой и др.
В диссертационном исследовании использовались труды зарубежных авторов, таких как Г. Оллвуд (G. Allwood), Д. Симонович (Simonovic D.), Дж. Уолш (J. Walsh), К.М. Белл (K.M. Bell), Л. Гранс (L. Granc), Л. Хейс (L. Heise), Р.Е. и Р.П. Добаш (R.E. and R.P. Dobash), C. Гарсио-Морено (С. Garcia-Moreno), C.T. Аллен (C.T. Allen) и др.
Методологическая основа диссертационного исследования представляет собой совокупность научных способов и приемов, которые включают в себя общенаучные и специальные научные методы.
В Главе 1 «Понятийный аппарат и основной международно-правовой акт Совета Европы по борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием» применяется нормативный подход к исследованию правовых проблем, предполагающий анализ юридически закрепленных норм права, а также системный подход для рассмотрения проблемы в качестве комплекса взаимосвязанных элементов.
В Главе 2 «Материально-правовая и институциональная составляющая Стамбульской конвенции и национальные меры по ее имплементации» применяются общенаучные методы познания, такие как диалектика, анализ и синтез, метод обобщения.
Широко использовались специальные научные методы: историко-правовой метод для оценки развития норм международного права прав человека в области предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием;
формально-догматический метод с целью исследования указанных норм с точки зрения их формы и содержания;
сравнительный метод с целью анализа правовых систем и явлений в области защиты прав женщин от насилия и домашнего насилия, а также механизма мониторинга соблюдения международных стандартов в рассматриваемой области.
Нормативно-правовая основа диссертационного исследования. С точки зрения анализа нормативного фундамента настоящего исследования были проанализированы положения Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием; изучен опыт работы механизма мониторинга по Стамбульской конвенции ГРЕВИО. Одновременно с этим диссертант опирался на широкий круг источников права и другие правовые документы, среди которых международные договоры по правам человека; документы международных правительственных и неправительственных организаций; судебная практика ЕСПЧ; материалы российских и иностранных средств массовой информации; собственные наработки, представленные в статьях и на научно-практических конференциях в последние три года. При этом внимание уделялось как международным документам обязательного характера, так и документам мягкого права. Исследованию подлежали также национальные законодательства и правозащитные стратегии европейских государств.
Цели и основные задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ действующей системы защиты женщин от насилия и домашнего насилия в рамках Совета Европы.
В соответствии с этой целью диссертант формулирует следующие задачи исследования:
определить и квалифицировать понятия «насилие в отношении женщин» и «домашнее насилие» в международном праве;
рассмотреть существующие подходы к пониманию домашнего насилия;
выявить основные факторы, влияющие на возникновение и распространение насилия в отношении женщин и домашнего насилия;
изучить предпосылки и рассмотреть основные этапы формирования системы международной защиты женщин от насилия и домашнего насилия на уровне Совета Европы;
рассмотреть материально-правовую и институциональную
составляющую Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием;
исследовать деятельность механизма мониторинга по Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием;
изучить практику Европейского Суда по правам человека по вопросам насилия в отношении женщин и домашнего насилия;
определить специфику национального регулирования предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием в государствах - членах Совета Европы;
систематизировать основные обязательства государств по защите женщин от насилия и домашнего насилия;
выработать практические рекомендации по повышению эффективности защиты женщин от насилия и домашнего насилия на национальном уровне.
Научная новизна диссертационного исследования. Диссертационная работа представляет собой современное всестороннее исследование сложившейся европейской системы борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, базирующейся на специальной региональной конвенции и мониторинговом механизме, учитывающей теоретические установки и практический опыт всей правозащитной системы Совета Европы.
Научная новизна диссертационного исследования выражается прежде всего в получении нового комплексного знания о европейской системе борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, отличающейся своей развитостью в плане эффективности по сравнению с другими аналогичными региональными механизмами, находящимися в зачаточном или же во фрагментарном состоянии.
Новизной следует также считать систематизацию автором на уровне отечественной доктрины международного права прав человека материально-правовой и институциональной составляющей Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
Элементом новизны работы является получение автором обобщенной практики мониторингового механизма и Европейского Суда по правам человека по данной проблематике.
Новизной является и введение в научный оборот отечественной науки международного права прав человека новых источников в виде документов Совета Европы, касающихся проблемы насилия в отношении женщин и домашнего насилия.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.
1. Принцип должной осмотрительности, имеющий широкое междисциплинарное применение в международных публичных правоотношениях, получил дальнейшее концептуальное развитие в международном праве прав человека применительно к защите женщин от насилия и домашнего насилия с помощью концепции т. н. «4П»: профилактика (prevention), преследование (persecution), помощь (protection), партнерство (partnership), предполагающей комплексный подход к противодействию указанным правонарушениям.
2. С целью предотвращения основных предпосылок возникновения насилия в отношении женщин и домашнего насилия (неравенство между мужчинами и женщинами, патриархальные стереотипы в обществе и др.) комплексный подход международного права прав человека предписывает государствам принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, создать эффективные специализированные административные структуры при их надлежащем кадровом и финансовом обеспечении, разработать долгосрочные стратегии и краткосрочные планы действий, способствовать тесному взаимодействию государственных органов с гражданским обществом и предоставлять периодические отчеты на национальном и международном уровнях о достигнутом прогрессе и проблемах в этой сфере. Данный подход обеспечивает широкую платформу действий, обозначает т. н. «минимальный стандарт» для всех государств по борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием на национальном уровне: наличие профильного закона и специализированного административного контрольного механизма при гарантии судебной защиты жертв насилия и домашнего насилия.
3. Отсутствие согласованного на международно-договорном уровне определения понятия «гендер» приводит к ложному пониманию и, следовательно, осуществлению на практике противодействия насилию в отношении женщин и домашнему насилию, а также служит препятствием для государств, намеревающихся присоединиться к Конвенции Совета Европы о противодействии и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция).
С целью заполнения этого пробела автором предлагается:
а) расширить рамки Стамбульской конвенции для оговорки путем введения специального положения о гендерной идентичности;
б) использовать практику заявлений при присоединении к Стамбульской конвенции, интерпретирующих понимание понятия «гендер».
4. В случае решения Российской Федерации присоединиться к Стамбульской конвенции Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству иностранных дел Российской Федерации в своих заключениях о присоединении необходимо рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации при ратификации сделать заявление о понимании Российской Федерацией понятия «гендер», чем в случае необходимости будет руководствоваться Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя свое полномочие на основе поправок, внесенных в 2020 году в Конституцию Российской Федерации.
Данное заявление предлагается сформулировать следующим образом: «Российская Федерация применяет положения Стамбульской конвенции исходя из того, что они не накладывают обязательства по внедрению конвенционных положений о гендере в российскую правовую систему, а также не влекут пересмотра конституционных понятий «брак» и «семья»».
5. Предлагается также вариант, равнозначный по своему результату акту ратификации Стамбульской конвенции: заимствование и инкорпорация ключевых положений Конвенции в российскую правовую систему, что позволит существенно повысить уровень правовой защиты женщин от насилия и домашнего насилия. Данные положения касаются принятия комплексного и всеобъемлющего национального законодательства о противодействии и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, введения института охранных ордеров.
6. На основе положений Стамбульской конвенции, имеющей региональное применение, и с учетом ее достоинств и недостатков, а также практики выполнения предлагается разработка универсальной конвенции по борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, которая будет способствовать унификации подходов соответствующих договорных органов по правам человека системы ООН по данной проблематике.
Практическое значение диссертационного исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть учтены при пересмотре и внесении дополнений в ряд международных правовых актов, в ходе совершенствования внутригосударственного законодательства по защите прав женщин от насилия и домашнего насилия, разработке национальных программ по предотвращению этих явлений.
При подготовке диссертационного исследования автором изучены институциональная структура, законодательные меры и международная правоприменительная практика стран Центральной и Восточной Европы по вопросам борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Таким образом, исследование приобретает прикладное значение и может быть использовано при подготовке практических рекомендаций в области повышения эффективности деятельности государственных органов в рассматриваемой области.
Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть учтены при рассмотрении проекта федерального закона о профилактике семейно-бытового насилия.
Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов современного международного и европейского права и системы защиты прав человека в образовательных организациях высшего образования, а также при проведении курсов повышения квалификации сотрудников соответствующих министерств и ведомств.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационное исследование выполнено на кафедре международного права МГИМО (У) МИД России. Основные положения и выводы работы отражены в научных статьях диссертанта, в том числе в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований , а также входящих в международные реферативные базы данных . Отдельные положения исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях и семинарах, носвяще'нных проблемам защиты прав женщин .
Автор исследования использовал материалы диссертации при выполнении работы начальника отдела сотрудничества с международными организациями Управления международного сотрудничества аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Они нашли отражение в Ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный), альтернативных докладах Уполномоченного, представленных в договорные органы по правам человека системы ООН . Положения и выводы диссертационного исследования применялись при реализации совместного проекта Уполномоченного с Советом Европы, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации «Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин 2017 - 2022», в том числе при подготовке исследования по вопросам предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, а также в ситуациях социального неблагополучия в Российской Федерации . Отдельные положения работы были учтены при подготовке отзыва Уполномоченного на проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия». Автор также использовал положения исследования при проведении лекционных занятий для студентов межвузовской магистерской программы «Международная защита прав человека» при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Основополагающим и руководящим началом, закрепленным на уровне Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, принятой ГА ООН в 1993 году, а затем получившим свое подтверждение и развитие в докладах Генерального секретаря ООН и Специальных докладчиков ООН по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях, Общей рекомендации КЛДЖ № 19 по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием является «должная осмотрительность». Данное положение на уровне Совета Европы возведено в качестве принципа в Стамбульской конвенции, предписывающей действия, обозначенные как «4Р» - prevention (профилактика), protection (помощь), persecution (преследование), partnership (партнерство).
Данное диссертационное исследование методологически полностью опирается на принцип «4Р» при разъяснении и уточнении ключевых положений избранной автором темы. Диссертанту удалось систематизировать элементы «4Р» с целью выявления основных обязательств государств - участников Конвенции Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
Автор считает необходимым закрепление данного принципа на национальном уровне государств - членов Совета Европы, независимо от их участия в Стамбульской конвенции, с целью придания национальным средствам борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием целенаправленного и динамичного характера.
Диссертант предлагает следующее понимание «4Р».
Для предупреждения (профилактики) насилия в отношении женщин и домашнего насилия государствам следует:
обеспечить эффективную работу правоохранительных органов;
проводить профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов и судебного корпуса, представителей медицинских и социальных учреждений таким образом, чтобы они могли эффективно обеспечивать защиту прав женщин;
осуществлять профилактическую работу с жертвами насилия и правонарушителями для предотвращения повторной виктимизации;
проводить широкомасштабные общественные кампании, направленные на правовое просвещение населения в сфере защиты прав женщин с тем, чтобы повысить уровень информированности о недопустимости применения насилия в отношении женщин.
В целях оказания защиты и предоставления помощи жертвам насилия государствам следует:
принять меры по предупреждению повторной виктимизации;
обеспечить наличие общих и специализированных служб поддержки, включая кризисные центры, горячие линии, юридические консультации и др.;
криминализировать все формы насилия.
Для реализации преследования преступников, совершивших акт насилия, государствам следует:
принять необходимые меры по расследованию всех случаев насилия в отношении женщин и домашнего насилия без промедления;
оказывать жертвам насилия незамедлительную помощь, проводя при этом оценку рисков, которым может подвергнуться жертва;
внедрить институт срочных запретительных приказов и приказов об ограничении или защите;
перевести дела о домашнем насилии в разряд публичных обвинений с тем, чтобы преследование ex officio осуществлялось надлежащим образом и в случае, если жертва отзовет свое заявление (при этом в качестве инструкции по возбуждению уголовного преследования можно использовать факторы, обозначенные ЕСПЧ в деле «Opuz v. Turkey»).
В целях создания интегрированной, комплексной и скоординированной национальной политики взаимодействия между органами государственной власти и неправительственными организациями государствам следует:
добиваться воли государств по признанию существования проблемы насилия в отношении женщин и домашнего насилия;
учитывать женскую проблематику при разработке национальных стратегий и программ действия;
внедрять принцип межведомственного взаимодействия между органами государственной власти, частным сектором, неправительственными организациями и средствами массовой информации на всех уровнях;
выделять необходимые финансовые и человеческие ресурсы;
поддерживать деятельность неправительственных организаций;
обеспечивать эффективный мониторинг и сбор статистических данных по фактам насилия в отношении женщин и домашнего насилия.
В целях предотвращения насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбы с ними необходимо применение комплексного подхода к решению проблемы путем ликвидации дискриминации в отношении женщин, устранения неравенства между женщинами и мужчинами, а также искоренения сложившихся в обществе гендерных стереотипов.
Анализ инициатив, принятых на универсальном уровне, а также предпосылок и основных этапов определения политики Совета Европы по борьбе с насилием в отношении женщин, включая домашнее насилие, позволяет сделать вывод о том, что начиная с 1980-х годов и вплоть до настоящего времени со стороны органов ООН и Совета Европы предпринимаются попытки по искоренению феномена насилия, который является следствием укоренившейся дискриминации в отношении женщин.
Низкий социально-экономический статус женщин в обществе, укоренившиеся патриархальные традиции, имеющий место контроль за личной жизнью женщин способствуют распространению насилия в их отношении . Масштабы безнаказанности лиц, совершивших насильственные деяния, и существенные расхождения в ответных мерах государств в отношении фактов насилия лишают многих женщин права на защиту и доступ к правосудию. Следовательно, значительное число женщин не могут в полной мере реализовывать свои права, развивать свой потенциал и жить полноценной независимой жизнью.
Насилие в отношении женщин носит межсекторальный характер и является главным препятствием на пути к полномасштабному улучшению их положения. Поэтому вопросы ликвидации дискриминации в отношении женщин и борьбы с насилием в отношении женщин могут рассматриваться только в совокупности, подтверждая обоснованность теории гендерного подхода к проблеме, которого придерживаются международные органы по правам человека. Автор приходит к выводу, что насилие в отношении женщин и домашнее насилие не могут рассматриваться как конфликт внутри семьи или между двумя партнерами.
Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предложила международному сообществу два фундаментальных нововведения в части развития принципа недискриминации:
1. Конвенция действует в качестве ассиметричного инструмента по защите женщин от всех форм прямой и косвенной дискриминации в различных сферах общественной жизни.
2. Конвенция накладывает на государства-участники обязательство по принятию всех необходимых мер для улучшения положения женщин, а также расширения их прав и возможностей.
Таким образом, основная цель Конвенции - не только обязать государства-участники внедрить принцип равенства между женщинами и мужчинами, но и обеспечить его реализацию. Отмечая 16-ю годовщину Всеобщей декларации прав человека, КЛДЖ сделал заявление, что «принцип равенства женщин и мужчин и возможность женщин пользоваться всеми основными правами и свободами не только является обязательством государства по Конвенции, но также представляет собой принцип международного обычного права» .
Некоторые исследователи считают, что Общая рекомендация № 19 КЛДЖ явилась недостающим звеном, связывающим дискриминацию и насилие . Другие отмечают, что признание насилия в качестве формы дискриминации в отношении женщин позволило восполнить пробел в международном праве прав человека, выраженный в отсутствии обязательного запрета совершать акты насилия, но в то же время выражают сомнения в достаточности таких мер .
Необходимо отметить, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин представляет собой антидискриминационный инструмент, охватывающий все формы насилия в качестве формы дискриминации в отношении женщин, в то время как Стамбульская конвенция непосредственно определяет насилие в отношении женщин в качестве формы дискриминации и нарушения прав человека, тем самым способствуя ликвидации других форм дискриминации в отношении женщин. Обе Конвенции рассматривают насилие в отношении женщин в качестве формы дискриминации, но одна прямо, а другая - косвенно.
Преимущество Стамбульской конвенции заключается в том, что она кодифицирует и развивает стандарты Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, закрепляя понятия насилия в отношении женщин и гендерного насилия. Она впервые вводит международное определение «домашнего насилия» и принципа должной осмотрительности. Ее детализированные стандарты уже имеют универсальное значение, так как все государства могут использовать их для совершенствования своего национального законодательства.
Взаимосвязь Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Стамбульской конвенции, установленная через признание насилия в отношении женщин в качестве одной из форм дискриминации, подкрепляется параллельной деятельностью контрольных механизмов - КЛДЖ и ГРЕВИО. Более того, можно сделать вывод о том, что КЛДЖ способствует укреплению стандартов Стамбульской конвенции, призывая европейские государства присоединяться к ней и ратифицировать ее в своих заключительных замечаниях к соответствующим периодическим докладам государств-участников.
Несмотря на прогрессивные положения Стамбульской конвенции, европейское сообщество до сих пор не достигло консенсуса по этому международно-правовому акту, что мешает ряду стран ратифицировать документ, а Азербайджану и России присоединиться к нему.
Если в отношении некоторых статьей Стамбульской конвенции предусмотрена возможность сделать оговорки, то толкование понятия «гендер» является в настоящее время ее краеугольным камнем. Автор приходит к выводу, что проблема заключается не в положениях Стамбульской конвенции и национальным законодательством европейских государств, а в их идеологии. Как было упомянуто ранее, многие государства опасаются, что использование термина «гендер» неизбежно приведет к изменению традиционных «гендерных ролей», необходимости легализации однополых браков и прав ЛГБТ-сообщества.
Однако необходимо отметить, что термин «гендер» является незаменимой составляющей определения насилия в отношении женщин. То есть, действия, приводящие к физическому, сексуальному, психологическому, экономическому насилию или страданиям, направлены против женщины, потому что она - женщина . В одной из научных статей, посвященных гендерным стереотипам в хорватском обществе, не позволяющим государству присоединиться к Стамбульской конвенции, ее автор довольно подробно описывает разницу между понятиями «пол» и «гендер» , объясняя, что социальные роли не всегда распределяются исходя из биологического различия женщин и мужчин, а зачастую из традиционных представлений о «женских и мужских обязанностях», которые и поддерживают легитимность насилия со стороны мужчин.
Диссертант полагает, что Стамбульская конвенция призывает руководствоваться гендерным подходом к пониманию насилия в отношении женщин и устанавливает связь между достижением гендерного равенства и ликвидацией насилия в отношении женщин именно для того, чтобы обозначить комплексный характер данной проблемы, а также показать, какие последствия влечет традиционное представление о женских и мужских ролях. Диссертант также считает, что используемая в Конвенции концепция гендерного равенства не влечет устранения биологических различий между двумя полами и не призывает женщин и мужчин менять свои социальные роли.
Исследователи в области насилия в отношении женщин констатируют смешение двух разных терминов - «гендер» и «гендерная идентичность». Они разъясняют, что термин «гендер» является социально сконструированным и включает в себя поведение, отношение и деятельность, которые являются общими для мужского или женского пола, в то время как «гендерная идентичность» - это внутреннее чувство, личное переживание человеком своего пола . Хотя Стамбульская конвенция не касается понятия «гендерной идентичности» как таковой, этот термин упоминается в общем положении о недискриминации с тем, чтобы запретить государствам - участникам Конвенции отказывать таким людям в оказании помощи в случае насилия, а не признать за ними право на самоидентификацию. Более того, Пояснительный доклад к Стамбульской конвенции, а также заключения Венецианской комиссии подробно разъясняют, что она не направлена на разрушение семейных ценностей и легализацию однополых браков, а имеет целью защитить женщин и девочек от всех форм насилия. Диссертант убежден, что идеологическая борьба государств по поводу границ частной и семейной жизни, а также распределения социальных ролей в обществе не должна препятствовать защите женщин от насилия или домашнего насилия.
В этой связи автору диссертационного исследования видятся два пути преодоления данной проблемы:
1. Расширить количество оговорок к Стамбульской конвенции, включив в их список положения о гендерной идентичности, а также внести изменения в текст документа, четко обозначив, что гендерное равенство - это равенство между женщиной и мужчиной во избежание размытости понятия, которое дает свободу интерпретации.
2. Предложить государствам использовать опыт Хорватии, власти которой при ратификации Стамбульской конвенции сделали заявление, что «положения Стамбульской конвенции не накладывают на хорватские власти обязательство ввести гендерную идеологию в хорватскую правовую и образовательную системы, а также изменить конституционное определение понятия «брак»».
Вместе с тем даже те страны, которые уже ратифицировали Стамбульскую конвенцию, не сумели целиком и полностью побороть данные явления, о чем свидетельствует анализ национальных механизмов и имплементационных мер, рассмотренных в диссертационном исследовании.
В настоящее время на универсальном, региональном и национальном уровнях существует инструментарий по защите прав женщин от насилия, в том числе происходящего в семье, однако мировое сообщество до сих пор не выработало единые механизмы и не определило лучшие практики в борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Автор исследования приходит к выводу, что деятельность по защите прав женщин от насилия и домашнего насилия нуждается не только в имплементации передовых международных норм и принципов, но и применении их на практике, изменении политического восприятия этой проблемы
I. Международные и национальные акты и документы
а) Международные договоры
1. Венская Конвенция о праве международных договоров
(Заключена в Вене 23.05.1969) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml
2. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/moscow/evropejskaa- social-naa-hartia
4. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/317%28IV%29
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена
в г. Риме 04.11.1950) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа:
https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf
6. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа: https://rm.coe.int/168046e1da
7. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (Варшава, 16 мая 2005 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа: https://rm.coe.int/16805a937a
8. Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (CETS N 210) (Заключена в г. Стамбуле 11 мая 2011 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа: https://rm.coe.int/168046253f
9. Лансаротская конвенция, СДСЕ №201 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Европы. — Режим доступа: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent7d ocumentId=090000168046e 1da
10. Протокол № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных
свобод (Рим, 4 ноября 2000 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕСПЧ. — Режим доступа:
http://www.echr.ru/documents/doc/2461543/2461543.htm
11. Статут Международного суда ООН (принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/icj/statut. shtml
12. Устав Организации Объединенных Наций (26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: http://www.un. org/ru/ documents/charter/index. shtml
13. Charter of Fundamental Rights of the European Union [Electronic resource] // Official website of the EU. Mode of access: https://www.europarl. europa.eu/charter/pdf/text_en.pdf
14. ILO Convention on Violence and Harassment, 2019 (No. 190) [Electronic resource] // Official website of the ILO. Mode of access: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO:12100:P1 2100_INSTRUMENT_ID:3999810:NO
15. Inter-American convention on the prevention, punishment and eradication of violence against women "Сonvention of Belem do Para" [Electronic resource] // Department of International Law, OAS. — Mode of access: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-61.html
...242