ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» И «СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ»: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 15
1.1. «ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ЭТАТИЗМ» 15
1.2. «СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ» И «ЭТАТИЗМ» 26
1.3. ПРОБЛЕМА «ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И
БИОПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СПОСОБ ЕЁ РЕШЕНИЯ 41
ГЛАВА 2. НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ КАК УГРОЗА
БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЮ 67
2.1. НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ И
МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 67
2.2. НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ КАК УГРОЗА МЕЖДУНАРОДНОМУ
РАЗВИТИЮ 78
ГЛАВА 3. БОРЬБА С НЕЛЕГАЛЬНЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ: ОТ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ К ГЛОБАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ 105
3.1. СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ НАРКОТИКОВ: БОРЬБА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НЕЛЕГАЛЬНЫХ
НАРКОТИКОВ И НАКАЗАНИЕ НАРКОМАНОВ 105
3.2. ДЕСЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ СПРОСА: ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАРКОТИКОВ КАК
ПРОБЛЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЁ РЕШЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММЫ «СНИЖЕНИЯ ВРЕДА» 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 180
Незаконный оборот наркотических средств в мире в сочетании с глобализацией превратился в острую глобальную проблему. Она существует уже более ста лет. Условной датой признания проблемы незаконного оборота считается Шанхайская конференция, состоявшаяся в 1909 г., по инициативе США. В основу борьбы с наркотиками была положена практика пресечения поставки опиума из Индии в Китай. Суть этого подхода заключается в ограничении предложения наркотиков, борьбой с производителями и распространителями. Это силовой подход, за его реализацию несут ответственность прежде всего силовые структуры государств. На международном уровне взаимодействие по борьбе с незаконными наркотиками осуществляется преимущественно между силовыми структурами, а международное нормотворчество в данной сфере также носит запретительный характер. Основной площадкой такого взаимодействия является ООН.
В 2016 г. в ООН было признано поражение в «войне против наркотиков». Запретительный силовой подход породил огромный транснациональный черный рынок наркотических средств. Эти деньги идут на финансирование многих видов незаконной деятельности, в том числе терроризма, незаконных вооруженных формирований и т.д. Обеспечение данного рынка порождает коррупцию, потоки нелегальных финансов. Исследования показывают тесную связь мировой проблемы наркотиков с проблемами устойчивого развития. Наркотики подрывают и общественное здоровье, и усугубляют проблемы гендерного неравенства, ухудшают экономическое положение семей, увеличивают социальную уязвимость детей и молодежи, негативно влияют на окружающую среду (например, вырубка лесов под поля для каннабиса) и т.д.
Силовой подход к борьбе с наркотиками только усиливает
человеческие страдания, не решая перечисленные выше проблемы. Наркозависимость разрушает здоровье людей, их благосостояние. Способствует распространению ВИЧ/СПИД, гепатита С, туберкулеза и других заболеваний. Тюрьмы во многих странах переполнены наркоторговцами, а в некоторых странах и наркоманами. Разразившаяся война между правительством Мексики и местными наркобаронами только за первые 5 лет (с конца 2006 года по 2011 год) унесла жизни более 47,5 тысяч человек .
Таким образом, силовой подход к решению проблемы незаконного оборота наркотиков саму проблему не решает, при этом порождает множество негативных экстерналий. В Управлении ООН по наркотикам и преступности проблему наркотиков связывают со следующими четырьмя экстерналиями: организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и незаконными денежными потоками .
На современном этапе противостояние производству, перевозке, распространению различного рода незаконных наркотических веществ превратилось в одну из главных задач мирового сообщества, а сам наркобизнес - в одну из основных угроз нашего времени. Известно, что наиболее активно производство наркотиков развито в так называемых странах «третьего мира», однако, главными их потребителями до сих пор остаются западные государства, где и оседает большая часть доходов от этой сферы нелегальной деятельности. Принято считать, что употребление запрещенных веществ наносит урон не только самим наркоманам, но и обществу в целом, что вынуждает и отдельные государства, и международное сообщество активно противодействовать этому явлению. Кроме того, преступные группировки, занимающиеся нелегальным оборотом наркотиков, подрывают легитимность государственной власти, усиливают коррупцию, иногда оказывают влияние на выборы, наносят серьезный удар по национальной экономике, спонсируют различные террористические объединения. Их деятельность оказывает воздействие на качество жизни граждан, особенно негативно сказываясь на самых бедных слоях населения.
Сегодня высказываются предположения, что именно насильственный подход к наркополитике стал причиной скачка коррупции и дальнейшей эскалации политической дестабилизации в Афганистане и Западной Африке, роста числа заключенных в США, острых эпидемий ВИЧ/СПИД и гепатита С в государствах Восточной Европы и Центральной Азии .
Все эти проблемы дали толчок развитию дискуссии о необходимости перехода к новым, несиловым методам противостояния нелегальному обороту наркотиков. Переход от насилия к развитию как основному инструменту борьбы с глобальной проблемой наркотиков происходит прямо сейчас. Суть его заключается в смещении предмета регулирования - от предложения к спросу, от искоренение незаконного наркооборота к снижению спроса на немедицинское употребление наркотиков. При этом основной целью нового подхода выступает минимизация человеческих страданий. Из силовой и правоохранительной проблемы она превращается в проблему социально-экономического развития и здравоохранения. А на глобальном уровне эта проблема постепенно становиться частью проблематики глобального управления, т.к. здравоохранение и развитие являются традиционной проблематикой глобального управления. Поэтому изучение происходящей трансформации является крайне актуальной задачей как с практической, так и с теоретической точки зрении.
Данное исследование посвящено изучению трансформации подходов к противодействию незаконному обороту наркотиков на международном уровне и формированию новой сферы глобального управления в рамках управления проблем здравоохранения и социального развития (global health governance).
Исследовательский вопрос - почему происходит процесс десекьюритизации глобальной проблемы наркотиков, процесс трансформации данной проблемы из сферы национальной и международной безопасности в сферу глобального управления.
Цель исследования заключается в ответе на поставленный вопрос, а именно - объяснить смещение глобальной проблемы наркотиков из сферы национальной и международной безопасности в сферу глобального управления.
Объект исследования - международное противодействие незаконному обороту наркотиков на современном этапе.
Предмет исследования - борьба с незаконным оборотов наркотиков как часть глобального управления в сфере здравоохранения.
Исходя из поставленной цели, можно определить ряд задач,
требующих разрешения в ходе настоящего исследования:
1. Рассмотреть современное понимание концепции «глобального управления» в политических науках.
2. Рассмотреть современное глобальное управление в сфере здравоохранения.
3. Проанализировать концепцию и практику биополитики как один из наиболее инструментов современного глобального управления в сфере здравоохранения.
4. Рассмотреть глобальную проблему наркотиков как вызов
современной международной безопасности и вызов
международному развитию.
5. Восстановить историю формирования международного
антинаркотического режима, основанного на силовом, запретительном подходе.
6. Определить причины краха данного подхода и выявить основные драйверы трансформации проблемы наркотиков как проблемы здравоохранения и социально-экономического развития.
7. Выявить существующие сегодня альтернативные, несиловые подходы к решению проблемы наркотиков.
Теоретико-методологической основой исследования служит конструктивизм. С одной стороны, проблематика глобального управления разрабатывается сегодня преимущественно в данной парадигме. С другой стороны, анализ формирования глобального режима несилового решения проблемы наркотиков также предполагает конструктивистский анализ. В работе на теоретически и терминологически доминирует конструктивизм. С одной стороны, вся проблематика глобального управления разработана лучше всего у конструктивистов. С другой стороны, практика секьюритизации рассматривается в работе как противоположность практике глобального управления. Копенгагенская школа изучения проблем безопасности, которая и произвела на свет теорию секьюритизации, так же основана преимущественно на конструктивистских началах.
Кроме конструктивизма важную роль в теоретико-методологической части исследования сыграла критическая школа Э. Линклейтера с его акцентом на проблему вреда в международных отношениях . В основе десекьюритизации глобальной проблемы наркотиков находится как раз программа и практика «снижения вреда», вреда для человека и общества от употребления наркотиков и борьбы с этим злом. При этом, формирование глобальной системы управления спросом на наркотики невозможно без биополитики или «правительственности» (governmentality). С точки зрения, ряда уважаемых авторов данный инструмент является ключевым для глобального управления как такого . Биополитика и «правительственность» являются излюбленными темами неофукианского (от Мишеля Фуко) направления в теории международных отношений, а следовательно, в теоретико-методологическое основание данного исследования входит также фукианский постмодернизм. В результате мы имеем исследование, проведенное на пересечении конструктивизма, критической теории и постмодернизма.
В работе также использовалась теория жизненных циклов международных норм М. Финнемор и К. Сиккинк . Данная теория хорошо объясняет почему данная норма зародилась на локальном уровне, помогает интерпретировать её современное состояние как состояние каскада, а также позволяет предположить, что через некоторое время она превратиться в рутину международной жизни.
В качестве методов в работе были использован метод case-study и сравнительный метод. При изучении процесса десекъюритизации были взяты наименее типичные кейсы, такие как Иран, Китай, США. А также типичные кейсы международных правительственных и неправительственных организаций: ООН (ВОЗ), Интернационала за снижение вреда и Глобальной комиссии по наркополитике.
Степень изученности вопроса остается невысокой. Исследованиями непосредственно проблем незаконных наркотиков с точки зрения проблематики глобального управления практически никто не занимается. При этом смежные направления развиваются активно. Популярность набирают исследования глобального управления общественным здравоохранением (global health governance) . Кроме того, существует довольно объемный пласт исследований эффективности силового подхода к решению проблемы незаконного оборота наркотиков .
Исследования по глобальному управлению общественным здоровьем фокусируются преимущественно на проблеме распространения инфекционных заболеваний, в том числе и ВИЧ/СПИД. Наркомания сама по себе не является инфекционным заболеванием, поэтому непосредственно в поле зрение этих исследований не попадает.
Анализ эффективности реализации силового подхода к борьбе с наркотиками направлен преимущественно на решение проблемы эффективности, не подвергая сомнению целесообразность силового подхода как такового . Данный подход стал ставиться под вопрос относительно недавно. Лидером в научной критике силового решения проблем наркотиков является Международный проект по наркотической политике (International Drug Policy Project) при Лондонской школе экономики. В рамках данного проекта были опубликованы три доклада, которые во многом определяют направления исследований перехода глобальной политики в отношении проблемы наркотиков от силового к несиловму подходу: «Управляя глобальными войнами с наркотиками» от 2012, «Завершая войны с наркотиками» от 2014 г. и «После войн с наркотиками» от 2016 г .
Ключевую роль в продвижении идей снижения вреда играют такие неправительственные международные организации как Интернационал за снижение вреда и Глобальная комиссия по наркополитике. Их тематические периодические доклады являются бесценным источником эмпирической и статистической информации о состоянии и тенденциях развития глобальной наркополитики.
Важным источником статистической и аналитической информации по глобальной проблеме наркотиков является Управление ООН по наркотикам и преступности. На сайте Управления можно найти актуальную статистику, а также ежегодные аналитические доклады. Отражающие как состояние проблемы, так и тенденции и подходы к ее решению.
Новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной научной литературе глобальная проблема наркотиков анализируется как часть проблематики глобального управления. Удалось найти истоки формирования подхода снижения вреда, показать распространение этой нормы вертикально через международные правительственные и неправительственные организации, а также горизонтально - между государствами.
Положения, выносимые на защиту:
Специфика глобального управления проблемы наркотиков заключается в следующем:
1. Макросекъюритизация и глобальное управление являются двумя альтернативными и противоположными друг другу практиками решения глобальных проблем. Макросекъюритизация осуществляется государствами и подразумевает силовое решение глобальных проблем. Глобальное управление осуществляется как со-управление между государствами, бизнесом и гражданским обществом и подразумевает несиловое решение глобальных проблем.
2. Сегодня наблюдается смена подходов на международном уровне к решению глобальной проблемы наркотиков - от макросекъюритизации к глобальному управлению.
3. Ключевым маркером макро десекъюритизации проблемы наркотиков на дискурсивном уровне является введение в соответствующие международные документы цели снижения вреда (harm reduction) как основного подхода в решении данной проблемы. Подход снижения вреда - это методы и программы, направленные на уменьшение негативных последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ для людей, не имеющих возможности, либо не желающих прекратить их употребление. Основной элемент концепции снижения вреда - это фокус на предотвращении ущерба, наносимого наркотиками и помощь людям, которые продолжают употреблять наркотики, а не профилактика употребления наркотиков. Подход снижения вреда основывается на приверженности ценностям общественного здравоохранения и защиты прав человека. Дипломаты государств, стремящихся сохранить статус-кво в подходах к решению проблемы наркотиков на международном уровне, целенаправленно противодействуют появлению термина «снижения вреда» в тематических международных документах.
4. Ключевым показателем десекъюритизации проблемы наркотиков на
практическом уровне с точки зрения спроса является создание и распространение программ заместительной опиоидной
поддерживающей терапии и легализация легких наркотиков. С каждым годом, количество стран, внедряющих подобные программы,
увеличиваются, но остаются государства, которые критикуют и отказываются от программ заместительной опиоидной
поддерживающей терапии. Решение глобальной проблемы наркотиков с точки зрения предложения являются программы альтернативного развития.
5. Субъектом макросекъюритизации проблемы наркотиков были государства во главе с США. При Р. Никсоне в 1972 г. была объявлена «война наркотикам» на национальном и международном уровне. Последующие администрации США и особенно американское Управление по борьбе с наркотиками (Drugs Enforcement Agency) распространили данный подход на международный уровень.
6. Субъектом макро десекъюритизации глобальной проблемы наркотиков и перевода ее в режим глобального управления сегодня выступают международные неправительственные и правительственные организации во главе с ООН (Управление по наркотикам и организованной преступности). Десекъюритизация глобальной проблемы наркотиков разворачивается снизу вверх, согласно модели динамики международных норм М. Финнемор и К. Сиккинк. Кейс США наглядно демонстрирует данную направленность - на уровне штатов проблема наркотиков десекъюритизирована, однако на международном уровне США продолжают отстаивать приоритет силовой наркотической политики. В этом же направлении развивается наркотическая политика в России. Руководители МВД начинают говорить о необходимости не силового, а рыночного регулирования проблемы наркотиков, а МИД продолжает придерживаться крайне консервативной наркополитики на международном уровне совместно с США и Филиппинами.
7. Биополитическая норма «снижения вреда» изначально оформилась в 1984 г. в Ливерпуле и стала известной как модель снижения вреда Мерси (по имени района Ливерпуля). Затем благодаря международной конференции по проблемам наркотиков, которая ежегодно проходила в Ливерпуле, идеи и практики «снижения вреда» по горизонтальным и вертикальным каналам распространилась между государствами и международными организациями. Норму интернализировала ВОЗ и стала распространять между государствами. Все развитые индустриальные государства из G-7, кроме США и Японии, интернализировали данную норму.
8. Макро дескьюритизация глобальной проблемы наркотиков на уровне отдельных государств объясняется как правило двумя факторами: а) кризисной ситуацией с распространением ВИЧ/СПИД; б) кризисной ситуацией c организованной преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Однако сегодня можно уже наблюдать эффект каскада нормы «снижения вреда», т.к. ее интернализирует даже те государства, в которых перечисленные выше факторы неактуальны.
При написании данной работы были использованы различные официальные документы, статьи в периодических изданиях, Интернет- ресурсы. Транснациональный наркобизнес как отрасль организованной преступности, а также степень угрозы, которую он представляет для современного мира, рассмотрены на основе официальных документов, в частности докладов УНП ООН различных лет, среди которых Всемирные Доклады о Наркотиках за 2012 и 2014 годы, описывающие актуальные данные, связанные с нелегальным рынком наркотиков, а также факторы, влияющие на изменение и развитие мировой проблемы наркотиков. Источниками, раскрывающими основные аспекты международного сотрудничества в сфере борьбы против незаконного наркотрафика, а также описывающими политику Войны с наркотиками, являются опять же Всемирные Доклады о наркотиках УНП ООН, а также статьи из таких периодических изданий, как The Economist и The Guardian, в полной мере отражающие современную ситуацию, связанную с нелегальным оборотом наркотиков и действиями акторов мировой политики, направленными на борьбу с проблемой наркотиков, а также последствия этой деятельности. Для отражения области контроля за наркотиками на международном уровне были использованы данные, содержащиеся в трех Антинаркотических Конвенциях ООН, показывающие как изменялись стратегии борьбы с наркотиками и меры наказания за противозаконные деяния, связанные с культивацией, транзитом и реализацией психоактивных веществ. Декриминализация и легализация наркотических веществ были рассмотрены на основе докладов Лондонской школы экономики и политических наук, резолюций Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам (UNGASS), прошедшей весной 2016 года, исследований аналитического центра RAND Corp.; также для анализа данных явлений были использованы статьи из таких авторитетных периодических изданий, как The Guardian, The Economist, The Washington Post, The Huffington Post и доклады Глобальной Комиссии по вопросам наркополитики, отражающих современные тенденции в применении альтернативных методов для борьбы с нелегальным оборотом наркотиков, а также фактическую и возможную результативность этих подходов.
Глобальная проблема незаконного оборота наркотиков проходит сегодня этап макро десекъюритизации, происходит переход от силовых способов борьбы распространителями и потребителями наркотиков к различным программам «снижения вреда». Следует напомнить, что до 1960-х гг международный режим по контролю за оборотом наркотиками складывался на вполне либеральных началах. Лидеры международного сообщества, ведущие государства Европы и Америки, не испытывали больших проблем у себя дома, внутреннее потребление наркотиков в этих странах было на довольно низком уровне. Основным инструментом противодействия незаконного оборота наркотиков на международном уровне рассматривалась идея создания легального и хорошо контролируемого рынка наркотиков, который по своим объемам, качеству и безопасности вытеснил бы «черный» рынок на периферию.
Однако, существенный рост потребления наркотиков в Европе и США в 1960-е гг. заставил лидеров международного сообщества (прежде всего США) в конечном итоге к 1970-м гг. секъюритизировать борьбу наркотиков на международном уровне. Основной театр военных действий «войны с наркотиками» для США была Латинская Америка.
Десекьюритизация началась в отдельных государствах, как правило, в связи с тем, что милитаризованная борьба с наркотиками приводила к обратному эффекту: потребление наркотиков росло с каждым годом, «черный» рынок увеличивался до гигантских размеров, вместе с распространением наркотиков распространялись инфекционные заболевания и ВИЧ, а также росло население тюрем по всему миру.
Переход к практикам глобального управления в вопросе решения проблемы наркотиков происходит снизу вверх, от муниципалитетов вверх до государств и международных организаций.
Родоначальником этой программы можно считать службы здравоохранения города Ливерпуля, которые одними из первых стали реализовать программы обмена шприцов, заместительной метадоновой терапии. Но главное - именно в Ливерпуле была организована международная конференция (позднее эволюционировавшая в Интернационал снижения вреда), благодаря которой практики «снижения вреда» были распространены в другие государства и попали на уровень международных организаций. Лидирующую роль стали играть ООН и особенно ВОЗ. Среди международных неправительственных организаций, проявляющих особую активность в деле десекъюритизаци глобальной проблемы наркотиков, можно выделить Глобальную комиссию по наркополитике.
Направленность десекъюритизации глобальной проблемы наркотиков снизу вверх подтверждается тем, что, например, программы «снижения вреда» реализуются на субнациональном уровне в США, однако на международном уровне Вашингтон активно выступает за сохранение режима «войны с наркотиками», особенно после прихода к власти президента Д. Трампа. В частности, используя политическое давление при переговорах о переподписании НАФТА на новых условиях, Трамп вынудил Канаду и Мексику поддержать его призыв в ООН о приверженности глобальной войны против наркотиков. Однако Канада через две недели после этого легализовала марихуану полностью на своей территории. Китай придерживается такой же позиции, как и США - на своей территории распространяется практика «снижения вреда», а на международной арене - «борьба с наркотиками».
Основным триггером принятия и реализации программ «снижения вреда» на локальном и национальном уровне является, как правило, эпидемия ВИЧ/СПИД. Даже такие консервативные страны как Иран и Китай, столкнувшиеся с проблемой ВИЧ, стали постепенно переходить к программам «снижения вредя». При этом в таких странах декриминализация затрагивает в основном сторону спроса, относительно борьбы с предложением наркотиков меры остаются жесткими, вплоть до смертной казни.
Ряд государств остаются консервативными сторонниками «войны против» наркотиков и в отношении предложения, и в отношении спроса. Яркими примерами таких государств являются Россия, Филиппины и Япония. Особенно уникален кейс России, в которой несмотря на обострение эпидемии ВИЧ/СПИД, программы «снижения вреда» остаются противозаконными. Хотя определенные сигналы на риторическом уровне в направлении «снижения вреда» начинают появляются среди руководителей Федеральной системы исполнения наказаний после ликвидации ФСКН. При этом МИД России выступает с резким осуждением программ «снижения вреда» и борется на международном уровне за сохранение международного режима борьбы с наркотиками, основанного на трёх антинаркотических конвенциях ООН. Кейс Японии объясняется отсутствием там кризисной ситуации с ВИЧ/СПИД, отношением к наркотикам как к колониальному наследию и низким распространением героина (японцы используют преимущественно энергостимулирующие синтетические наркотики). В Филиппинах борьба с наркотиками стала основой популистской программы президента Р. Дутерте.
Следует также отметить, что переход к программам «снижения вреда» сопряжен с затратами и требует наличие соответствующий медицинской инфраструктуры. Государства со средним и маленьким душевым доходом вынуждены полагаться на международные фонды для финансирования своего участия в десекъюритизации глобальной проблемы наркотиков. Две трети всех программ «снижения вреда» финансируется Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Возможности Фонда ограничены пожертвованиями и сильно зависят от глобальной экономической конъектуры. Поэтому, даже решившись на «снижение вреда», далеко не все государства способны воплотить свое решение в жизнь.
Переход от секьюритизации глобальной проблемы наркотиков к её решению в рамках глобального управления может быть выражен в терминах критической школы Э. Линклейтера как переход от международных к космополитическим конвенциям. Объектом секьюритизации
антинаркотических конвенций ООН является государство, объектом программ по «снижению вреда» выступает человек. В этом смысле программы «снижения вреда», а также упоминание этого понятия в международных документах - пример распространения космополитической нормы. Борьба с такими программами и этим понятием - пример сохранение международной нормы. Данное наблюдение может подтолкнуть к догадке, что выбор того или иного государства относительно практик «снижения вреда» является ценностным выбором, либо в пользу безопасности государства и системы государств, либо в пользу человеческой или личностной безопасности (human security). Тогда все постмодернистские государства должны были бы поддерживать норму «снижения вреда», а модернистские государства - бороться с ней. Однако мы видим, что это не всегда так и есть значимые исключения. Например, такие модернистские государства как США, Китай и Иран реализовывают на своей территории программы «снижения вреда», а такие постмодернистские государства как Япония - сопротивляется им. Тем не менее, среди постмодернистских государств Япония является единственным исключением, что может только подтверждать практику. Поэтому ценностный аспект в решении данной проблемы важен, но требует дополнительного исследования.
Теория М. Финнемор и К. Сиккинк о жизненном цикле международных норм позволяет предположить, что коль скоро норма «снижение вреда» дошла до уровня каскада, то через некоторое время следует ожить и её полной интернализации и рутинизации в международной жизни. Однако представляется, что период каскада может затянуться, т.к. многие государства модерна интернализирует эту норму не по ценностным или политическим, а по практическим соображениям. Они таким образом борются либо с наркокартелями, либо с эпидемией ВИЧ/СПИД, либо и с тем и другим. В случае отсутствия у государств модерна проблем с наркопреступностью или эпидемиями, у них нет интереса в развитии подобных программ. Тем более, что их реализация требует финансовых затрат и инфраструктурного развития. Государства постмодерна могут заниматься «снижением вреда» по ценностным основаниям, наркоманы есть везде, особенно остро эта проблема стоит среди заключенных и работников секс-индустрии.
1. Всемирный доклад о наркотиках 2012 г. URL: http: //www. unodc. org/documents/data-and-
analysis/WDR2012/WDR 2012 Russian web.pdf (Дата обращения 10.10.2018)
2. Всемирный доклад о наркотиках, 2017 г. URL: https://www.unodc.org/wdr2017/field/WDR Booklet1 Exsum Russian.pdf (Дата обращения 10.10.2018)
3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl conv/declarations/summitdecl. shtml (Дата обращения 10.10.2018)
4. Доклад Генерального секретаря ООН «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке». 27.03.2000. Док. ООН A/51/2000//A/50/60*// Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ russian/conferen/millennium/2000.htm (дата обращения: 25.05.2018).
5. Дополнение к Повестке дня для мира. 25.01.1994. Док. ООН
A/50/60 - S/1995/1 // Официальный сайт ООН. URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N95/080/97/PDF/N9508097.pdf?OpenElement
(Дата обращения 10.10.2018)
6. Конвенции о международном контроле над наркотиками
https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/Int Drug Control Conventi ons/Ebook/The International Drug Control Conventions R.pdf (Дата
обращения 10.10.2018)
7. Наркоманов надо лечить, а не казнить или преследовать -
основной тезис специальной сессии Генеральной Ассамблеи по наркотикам/Центр новостей ООН - Апрель 2016 .
URL:http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=25796#.V0RyKOmD5l A (Дата обращения 10.10.2018)
8. Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 апреля 2016 года. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/S-30/1 (Дата обращения 10.10.2018)
9. Ответ заместителя Министра иностранных дел России О.В.
Сыромолотова на вопрос СМИ о программах «снижения вреда» от наркотиков, Москва, 6 августа 2018 года. URL:
http: //www. mid. ru/foreign_pol icy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3314696 (дата обращения: 12.
08.2018)
10. Первый замглавы ФСИН выступил в поддержку замещающей терапии для наркоманов URL: https://www.interfax.ru/russia/629844 (Дата обращения 10.10.2018)
11. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" http://www.narcom.ru/law/system/61.html (Дата обращения 10.10.2018)
12. Решение Совета Коллективной безопасности Организации
Договора о коллективной безопасности от 23 декабря 2014 г. «Об Антинаркотической стратегии государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности на 2015-2020 годы» // Законодательство стран СНГ. СоюзПравоИнформ. URL: http://base.spinform.ru/
show_doc.fwx?rgn=75098 (дата обращения: 15.04.2018).
13. Соглашение между российской федерацией и китайской
народной республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. URL:
http://www.mid.ru/foreign policy/international safety/crime/-
/asset publisher/3F5lZsLVSx4R/content/id/169918 (Дата обращения 10.10.2018)
14. Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2018 г. № 85 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом
Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690». URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/42846 (дата обращения: 15.04.2018)
15. Указ Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010
года Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. URL:
https://rg.ru/2010/06/15/strategiya-dok.html. (дата обращения: 15.04.2018)
...174