ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Генезис и этапы эволюции доктрины
«Law and Development» 15
§ 1. Определение доктрины «Law and Development» 15
§ 2. Генезис доктрины «Law and Development» 20
§ 3. Хронологическая классификация доктрины «Law and Development» 36
§ 4. Новейшие модели и теории «Law and Development» 47
ГЛАВА 2. Междисциплинарная природа доктрины
«Law and Development» 70
§ 5. Место и роль доктрины «Law and Development» в теории права 70
§ 6. Методология исследований «Law and Development» 83
§ 7. Исторические формы и идеология доктрины «Law and Development» .... 94
§ 8. Философские основания доктрины «Law and Development» 126
ГЛАВА 3. Основные концепты доктрины «Law and Development»
и их критика 139
§ 9. Основные принципы доктрины «Law and Development» 139
§ 10. Сравнительный анализ элементов «Law and Development» 154
§ 11. Современная структура исследований «Law and Development» 165
§ 12. Критико-правовой анализ доктрины «Law and Development» 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 200
Приложение 227
Концептуальная структура Индекса верховенства права 227
Схемы аналитической модели и теорий права и развития 230
Актуальность темы исследования. В западной юридической науке важной является проблема взаимовлияния права и социально-экономического развития, получившая известность как доктрина «Law and Development». Комплекс теорий, входящих в доктрину, сконцентрировал внимание представителей различных наук на проблеме возможностей права в социальной сфере. Доктрина «Law and Development» является междисциплинарным знанием, возникшим вскоре после появления в 1950-е годы исследований в области развития (development studies) и объединившим ученых из области юриспруденции, экономики, политологии, социологии, антропологии, международных отношений и других наук.
К началу XXI века новой парадигмой международного развития стала концепция устойчивого развития, предполагающая взаимодействие экономического роста, социальной интеграции и охраны окружающей среды для удовлетворения насущных человеческих потребностей без ущерба для будущих поколений. Эта концепция предполагает создание механизмов восстановления потребляемых природных ресурсов через разработку новых, в т.ч. «зеленых» технологий, бережное отношение к природе, развитие возобновляемых источников энергии. Под устойчивым развитием также понимаются вопросы научно-технического прогресса, и вызванные им институциональные изменения, приводящие к повышению качества человеческой жизни.
Парадигма устойчивого развития утвердила принцип эффективного государства для всех стран мира с целью создания глобального партнерства в интересах достижения устойчивого развития на основе реализации принципа верховенство права, идеалов правового государства, облегчения доступа к правосудию и достижению инклюзивного и справедливого экономического роста. Предыдущие социально-экономические модели развития начали утрачивать универсальность, вследствие чего возникла необходимость разработки новых стратегий, направленных на достижение целей в области
4
устойчивого развития, одной из который является доктрина «Law and
Development».
Актуальность концепции устойчивого развития обусловлена особенностями мировой экономической системы, подверженной глобальным финансовым кризисам и социально-экономическим потрясениям. Так, например, финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, показавший значительную зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков, а также универсальный характер финансовых проблем, вставших перед государствами, потребовал не только решения сугубо экономических задач, но и значительных изменений в социальной сфере.
Однако очередная волна кризиса, связанная с пандемией коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, выявила совершенно новый характер проблем, тесно связанных с вопросами глобального правового и социально-экономического развития, а также актуализировала значение исследований в области «права и развития». Актуальность исследований в рамках доктрины «Law and Development» обусловлена также имплементацией технологических разработок, связанных с внедрением систем искусственного интеллекта, реализацией идей зеленой экономики, цифровой экономики, а также создания необходимой нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивого развития.
Степень научной разработанности. Междисциплинарная область исследований, к которой относится доктрина «Law and Development», определяет обширную тематику, которая изучается представителями различных наук. В российской юриспруденции существуют исследования отдельных проблем, относящихся к проблематике доктрины «Law and Development». Теме глобализации права и принципу верховенства права 1 2 3
посвящены работы Р.М. Аллалыева , С.А. Щетинина , В.В. Богатырева ,
1 Аллалыев Р.М. Концепция верховенства права в США: теоретико-правовое исследование. дис. ... канд. юр. наук: специальность 12.00.01. Москва, 2019. - 170 с.
2 Щетинин С.А. Правовая глобализация: понятие и основные формы (теоретико-методологические аспекты). дис. ... канд. юр. наук: специальность 12.00.01. Ростов-на-Дону, 2009. - 146 с.
А.Н. Чумакова , М.Н. Марченко, В.В. Сорокина, Т.А. Васильевой,
А.В. Полякова. Диссертационные исследования С.В. Масловой , С.А. Амерханова , А.М. Муравьева посвящены изучению правовых аспектов реализации принципа «право на развитие». Международно-правовые механизмы перехода к устойчивому развитию изучены в работах М.В. Шунгурова, С.Н. Бабурина, М.А. Мутняна, А.Д. Урсула,
Г.В. Выпхановой. Необходимо также отметить российскую школу институциональных экономистов, которые включают в свои исследования различные правовые вопросы. Изучению различных аспектов экономического анализа права посвящены диссертации Р.Б. Садыкова и Е.А. Тимофеева . Однако, в отечественной литературе отсутствует комплексное исследование, посвященное доктрине «Law and Development». Данная диссертация является попыткой восполнить существующий пробел.
В западной юридической науке накоплен обширный материал, посвященный доктрине «Law and Development». Среди наиболее известных ученых, специализирующихся в данной области, стоит отметить труды Д. Трубека (D. Trubek) , М. Галантера (M. Galanter) , Б. Таманахи
Z~D I QTVl QT"! Q1"1 Q Л ^ t/t ТТТ I I Т/Г К Т ААА (Г) / I QTTTTQ ТР 1 1пТТпА D 1 Г/''lQtrATTQ
(B. xamanana) , Ы.-Ш. ЛИ (Y.-S. Lee) , Ф. Данна (P. Dann) , Р. Познера (R. Posner)13 14 , К. Дэвиса (K. Davis), М. Требилкока (M. Trebilcock) , М. Прадо (M. Prado) .
В 2012 году в издательстве Routledge вышла четырехтомная хрестоматия «Law and Development», объединившая статьи 75 наиболее авторитетных авторов по данной проблематике . В этом собрании были рассмотрены различные аспекты доктрины «Law and Development», такие как политическое и экономическое развитие, история учения, правовые системы, обычное право, правовой плюрализм, конституционализм и демократия, верховенство права, государственное и муниципальное управление и институты, экономические подходы и вопросы земельных отношений, проблемы реализации правовых и судебных реформ, доступ к правосудию, права человека и гендерные аспекты развития.
Характер темы диссертации предполагает включение в анализ не только юридических, но и классических философских текстов, которые находятся в основе западной философии, а также критических исследований, изменивших парадигму развития. В данном контексте необходимо отметить как классиков философии постмодерна: Ж. Делез (G. Deleuze), Ф. Гваттари
(F. Guattari), Ж.Ф. Лиотар (J. Lyotard), Ф. Джеймисон (F. Jemeson), Ж. Деррида (J. Derrida); так и ученых работающих с концепциями пост-развития: Дж. Вильямсон (G. Williamson), В. Сакс (W. Sachs), А. Эскобар
(A. Escobar), Г. Эстева (G. Esteva), Дж. Фергюсон (J. Ferguson), С. Латуш (S. Latoush), Г. Рист (G. Rist), М. Рахнама (M. Rahnama).
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием, эволюцией и реализацией доктрины «Law and Development».
Предметом диссертационного исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере реализации различных аспектов доктрины «Law and Development», практика применения данных нормативных правовых актов, иные значимые официальные документы для реализации проектов правовых реформ, а также научные разработки в рассматриваемой области.
Целью исследования является представление комплексного подхода к пониманию доктрины «Law and Development», посредством определения этапов эволюции данного учения в западной юридической науке, а также через раскрытие содержания лежащих в основе доктрины идей, концепций и принципов.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих исследовательских задач:
- изучить предпосылки зарождения доктрины «Law and Development» и выявить основные политико-правовые и экономические факторы, повлиявшие на ее появление;
- исследовать и охарактеризовать основные этапы эволюции доктрины «Law and Development»;
- сформулировать определение доктрины «Law and Development»;
- определить место и роль доктрины «Law and Development» в теории государства и права;
- определить ведущую методологию исследований в рамках доктрины «Law and Development»;
- проанализировать новейшие теории и модели, используемые в рамках «Law and Development»;
- определить исторические формы развития доктрины «Law and Development»;
- выявить и проанализировать основные принципы, которые составляют сущность доктрины «Law and Development»;
- провести сравнительно-правовое исследование индексов развития государств и критико-правовой анализ доктрины «Law and Development»;
- охарактеризовать структуру современных академических исследований в области «Law and Development»;
- проследить этапы развития доктрины «Law and Development» в России.
Методы исследования. При подготовке диссертационного исследования использовались как общенаучные (диалектический, анализ и синтез, дедукция и индукция) так и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительного-правовой, историко-правовой, социологический). Особое значение уделялось применению
междисциплинарного метода экономического анализа права. В данной работе доктрина «Law and Development» проанализирована и с помощью критико-правового метода, что позволило выявить ее недостатки.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы по анализу взаимодействия права и социально-экономического развития таких ученых как: Д. Трубек, М. Галантер, Б. Таманахи, Д. Кеннеди, С. Ли, Ф. Данн, Д. Десай, К. Дэвис, М. Требилкок, М. Прадо, К. де Файтер, Г. Тюрелль, С. Моерлузе, Ю. Фаундез, Дж. Уильямсон, Ч. Иль-Оджейли, П. Гайден, Л.А. Берг, М. Мбенгу, Дж. О’Коннел, Ф. Упхам, К. Пистор, У. Ростоу, Дж. Грей, Дж. Роулз, Э.С. Райнерт, М. Виралли, О. Шахтер, М. Флори, А. Пелле, М. Беджуи, Ф. Гарсия-Амодура, Г. Фаер, В. Сакс, А. Эскобар, Г. Эстева, Дж. Фергюсон, С. Латуш, Г. Рист, М. Рахнама, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж.Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон, Н.Джорджеску-Реген, Т.
Партиф, Ж. Деррида, Ф. Олатунджи, А. Батуре.
Также были проанализированы исследования отечественных ученых- правоведов С.А. Щетинина, В.В. Богатырева, А.Н. Чумакова,
М.Н. Марченко, В.В. Сорокина, Т.А. Васильевой, А.В. Полякова, С.В. Масловой, С.А. Амерханова, А.М. Муравьевой, М.В. Шунгурова, С.Н. Бабурина, М.А. Мутняна, А.Д. Урсула, Г.В. Выпхановой.
В методологическом и общетеоретическом плане применены труды классических мыслителей, социальных философов и других великих теоретиков, как Гераклит, Эмпедокл, Платон, Аристотель, Августин, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ж. де Гобино, Г. Рюккерт, Дж. Вико, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, А. Сен-Симон, А. Фергюсон, Ф. Бэкон, Г. Спенсер, И. Кант, Г.В. Гегель, К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ю. Хабермас, Й. Шумпетер.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно правовые акты и правоприменительная практика международных организаций, в частности, Организации Объединенных Наций и ее институтов, а также официальные документы различных стран, принимаемые на национальном уровне и реализуемые в рамках правительственных решений или деятельности неправительственных организаций, разнообразных агентств развития.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что проведено первое в российской юридической науке комплексное историко¬правовое и теоретико-правовое исследование, раскрывающее основные этапы эволюции доктрины «Law and Development» и ее содержание в западной юридической науке.
В 2017 году директор «Law and Development Institute» отметил, что несмотря на то, что исследовательское поле «право и развитие» существует уже более полувека, для многих юристов, политических деятелей и теоретиков права эта доктрина по-прежнему остается недостаточно изученной . Впервые на русском языке освещены общая и новая общая теории права и развития, аналитическая модель права и развития, и новая парадигма права и экономического развития в США.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения, отражающие научную новизну диссертации:
1. Доктрина «Law and Development» («Право и развитие») - это общее наименование учения западного правоведения о детерминирующей роли права в социально-экономическом развитии. Под данной доктриной понимается совокупность идей, принципов, теорий и концепций, изучающих отношения взаимозависимости права и социально-экономического развития, обосновывающих необходимость первоначального проведения правовых реформ для последующего эффективного осуществления социально¬экономических преобразований в конкретном государстве.
2. Философско-правовой основой доктрины «Law and Development» выступает теория либерального легализма, суть которой заключается в необходимости продвижения и защиты либеральных ценностей (демократия, верховенство права, гарантированность прав и свобод человека, независимость суда, защита собственности и т.д.) юридическими средствами. Теория либерального легализма является идеологической основой для проведения правовой аккультурации, а в некоторых случаях и правовой экспансии, целью которых является модернизация (вестернизация) правовой системы развивающегося государства по западному образцу.
3. По своему научному и методологическому потенциалу анализируемая доктрина наиболее близка к социологии права. Являясь междисциплинарным направлением исследований, движение «Law and Development» объединяет отдельные концепты правовых учений (школа правового реализма и отдельные эмпирические правовые исследования) и экономических теорий (включая школу экономического анализа права), а также политическую теорию в формате «Реалполитик» и некоторые геополитические стратегии.
4. Предметно-познавательная область исследований в рамках доктрины «Law and Development» рассматривается в следующих контекстах: (1) как сотрудничество между развитыми и развивающимися странами в интересах последних посредством осуществления правовых реформ; (2) как постколониальные отношения между бывшими колониальными державами и новыми независимыми государствами в части взаимодействия их правовых систем; (3) как отношения периода «холодной войны» обеспечивающие отражение зоны политико-экономического влияния той или иной политической системы в правовом поле развивающихся стран; (4) как изучение того, каким образом право может стимулировать процессы экономического роста, бороться с бедностью и социальным неравенством; (5) как двусторонние или многосторонние отношения между донорами и получателями международной помощи развития.
5. Научная школа правоведов, работающих в рамках доктрины «Law and Development», является неоднородной. В ней следует выделить три основных направления: скептики, оптимисты и критики. Скептики считают, что право по своей природе ограничено в возможности существенно влиять на социально-экономическое развитие государства. По мнению оптимистов, правовые реформы, основанные на обстоятельных и всесторонних эмпирических исследованиях, способствуют проведению результативных экономических, политических и социальных преобразований. Критики полагают, что право способно изменить к лучшему социально¬экономическую ситуацию в отсталых государствах, но видят проблему в том, что бенефициарами правовых реформ в конечном итоге оказываются не развивающиеся, а развитые страны.
6. Эволюция доктрины «Law and Development» происходила посредством влияния на нее философских теорий и экономических учений о закономерностях общественного развития. На основе проведенного анализа
12 следует выделить три основных периода анализируемого процесса: первый, обусловлен теорией модернизации права, основанной на идеях либерального легализма; второй этап, базировался на идеях неолиберализма, предусматривавшего минимизацию роли права в развитии экономики; а третий (современный) период, характеризуется синтетическим подходом, который основывается на принципах концепции устойчивого социально¬экономического развития.
7. На основе идей доктрины «Law and Development» была разработана и принята Декларация ООН «О праве на развитие» (1986 г.), а также провозглашен «Принцип право на развитие», благодаря чему правотворческая деятельность и правоприменительная практика в исследуемой сфере приобрели четкую нормативную базу.
8. Доктрина «Law and Development» является практико-ориентированным учением, представители которого (различая «право в развитии» и «право как развитие») ориентируются на инструментальную роль «права в действии», рассматривая право как важный и единственно легитимный инструмент социальных преобразований в любом отсталом (с точки зрения западной юриспруденции) государстве. Для наиболее точного определения эффективности инструментальной роли права в настоящее время используются разнообразные индексы (Индекс верховенства права, Индекс экономической свободы, Индекс человеческого развития и др.). Предлагается разработать специальный Индекс правового и социально¬экономического развития для предметной оценки роли права в социально¬экономических преобразованиях.
9. Несмотря на разработку и издание зарубежными правоведами фундаментального труда «Общая теория права и развития», других обстоятельных пособий и монографий, а также чтении базовых курсов «Law and Development» в ведущих университетах, данная концепция заслуживает критических замечаний. Прежде всего речь идет о не проработанности понятийно-категориального аппарата доктрины (отсутствуют дефиниций
13 некоторых базовых юридических категорий, нечетко разграничены смежные понятия). Имеются и парадигмальные недочеты. Весьма расплывчато определены основные объекты познания и проблемное поле исследования. Недостаточное внимание уделяется методологии познания, что в результате приводит к некоторым логическим противоречиям.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в новизне введенного в научный оборот в отечественной теории и истории права и сравнительного правоведения широкого оригинального материала, связанного с доктриной «Law and Development». Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании как специальных курсов по «Law and Development», так и входить в курсы по теории и истории государства и права и сравнительному правоведению. Кроме того, представленное исследование может служить основой для дальнейших научно-исследовательских разработок в сфере взаимодействия права и социально-экономического развития общества. Положения диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий для студентов высших учебных заведений. Материалы диссертационного исследования представляют интерес и для внешнеполитических ведомств Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории права и сравнительного правоведения Международно-правового факультета МГИМО МИД России, где проводилось ее обсуждение. Основные выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях общим объемом 3,7 п.л. Статьи были напечатаны, в т.ч., в журналах включенных в Перечень ведущих рецензируемых изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. В соавторстве с научным руководителем диссертационного исследования - заведующим кафедрой теории права и сравнительного правоведения Международно¬правового факультета МГИМО МИД России А.А. Малиновским, была
14 опубликована статья на английском языке в журнале «Wisdom», который входит в международные базы и системы цитирования и индексируется БД Scopus.
Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях на международной научно-практической конференции в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации «Актуальные проблемы международных отношений и международного права» (Москва, 16 марта 2021 г.) и XVI Ежегодных научных чтениях памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 27 октября 2021 г.), проводимых
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Доклад «Новейшие теории и модели взаимодействия права и социально-экономического развития в западной юриспруденции» был включен в сборник материалов XVI Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся «Устойчивый экономический рост и право» .
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает четыре параграфа, заключения и списка источников и литературы и приложений.
Проведенный анализ позволяет определить доктрину «Law and Development» через совокупность идей, принципов и концепций, свойственных западной традиции права, направленных на изучение процессов изменений правовой реальности, взаимовлияние права и социально-экономического развития, поиск оптимальных вариантов преобразования правовой действительности посредством реализации правовых преобразований, разработки правовых реформ, использования лучших правоприменительных практик, участия в специальных программах и проектах в области развития.
В диссертации установлены философские, политико-правовые и экономические предпосылки зарождения доктрины «Law and Development», которые повлияли на возникновение в начале 1960-х годов данного учения в США. Холодная война, обострившая противостояние СССР и США, способствовала активизации американских усилий за влияние в странах Третьего мира посредством разработки теоретических положений о модернизации развивающихся стран по западным (американским) лекалам, которые вскоре начали реализовываться на практике в государствах Азии, Африки и Латинской Америки. В теории модернизации выделен существенный юридический аспект (модернизация права), посредством которого США предпринимали попытки внедрить свойственные западной правовой культуре стандарты в других обществах. В СССР данная политика Америки получила название неоколониализма, который на фоне распада колониальной системы в середине XX века содержал значительную долю западных экономических интересов. В результате деколонизации новые независимые страны начали борьбу за обретение подлинного суверенитета. Так, в 1961 году на Белградской конференции была создана организация «Движение неприсоединения», оказавшее влияние на эволюцию доктрины «Law and Development».
На основе историко-правового метода можно выделить три основных периода эволюции доктрины «Law and Development» в западной юридической науке. Первый период (1960-1970-е гг.), связан с зарождением и становлением учения в США и началом усилий по включению стран Третьего мира в программы развития, основанных на парадигме модернизации. Данные усилия США столкнулись не только с сопротивлением со стороны стран-участниц организации «Движения неприсоединения», но и показали свою невысокую эффективность в случаях исполнения проектов в области развития на практике. В тех странах, в которых реализовывались проекты в области развития появилась реакционная теория зависимости, имеющая неомарксистские корни. С этими фактами связан кризис первого периода эволюции доктрины «Law and Development».
Во второй период (1980-1990-х гг.) возрождению учения способствовала неолиберальная парадигма, принципы которой были заложены в так называемом Вашингтонском консенсусе. В этот период территориальный охват проектов развития был существенно расширен странами Восточной Европы, а главными проводниками программ развития стали международные организации. Использование принципов неолиберализма во многих случаях привело к кризисным явлениям в странах Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.
На рубеже веков зародился третий современный период (2000-2010-е гг.), основанный на парадигме устойчивого развития. Этот этап эволюции учения связан с комплексной трансформацией теории развития и смещением акцентов с экономики к человеку и защите окружающей среды. В настоящее время происходит институционализация доктрины «Law and Development», проявляющаяся в создании новых моделей и теорий, направленных на поиск решений современных вызовов и угроз, стоящих перед мировым сообществом.
Сравнительно-правовое исследование новейших теорий и моделей «Law and Development» в зарубежной доктрине выявило методологическое разнообразие подходов, отражающих процесс поиска адекватных механизмов регулирующего воздействия, необходимых для социально-экономического прогресса для стран с различными потребностями в области развития.
Теоретические корни доктрины «Law and Development» лежат в американском движении правового реализма, который является частью социологической юриспруденции (социологии права), возникшей в конце XIX - начале XX века. Следуя социологии права в отсутствии единой теоретической традиции и наследуя изучение «права в действии», а не на бумаге, учение «Law and Development» не имеет однородной структуры. Тем не менее, современные тенденции демонстрируют, что изучение проектов в области развития приводит к появлению новых теорий, позволяющих оказать содействие в определении оптимального правового регулирования и позволяющих приблизится к достижению целей устойчивого развития с помощью предварительной оценки правовых реформ и тщательного планирования новаций в праве.
Изучение методологической базы доктрины «Law and Development» показало, что учение представляет собой междисциплинарный синтез, объединяющий эмпирические правовые исследования и методы познания свойственные экономическому анализу права («право и экономика»). Проведенный анализ позволил выявить содержание экономического анализа права, который в современной юриспруденции идет рука об руку с государственной политикой и деятельностью экспертов, направленной на изучение поведения людей и оценку регулирующего воздействия правовых норм с точки зрения принципа эффективности, основанного на теории рационального (общественного) выбора.
В настоящее время российское законодательство предусматривает проведение предварительной оценки вносимых в законодательные органы
190 страны проекты законов на предмет их влияния на социально-экономическое развитие, расходные обязательства бюджетов Российской Федерации различных уровней с точки зрения выгод и издержек принимаемых инициатив, их влияния на деловой климат, обеспечения выбора наиболее эффективного варианта решения проблемы и т.д. В будущем методология экономического анализа права в России может распространиться не только на ставшие уже традиционными сферы законотворческой деятельности, но и на новые области правовых отношений по примеру того, как это немногим ранее произошло в зарубежных правопорядках.
В западной традиции основными теориями общественного развития являются три концепции, представляющие различные формы этого процесса: циклическая, линейная, спиралевидная. В период зарождения доктрины «Law and Development» в США доминировала теория модернизации, которая основывалась на представлениях о линейных стадиях экономического роста и проецировавшая эти воззрения на развивающиеся страны. Теория модернизации права также заимствовала линейность общественного развития, однако практика заимствования законодательства развитых стран показала, что простой перенос законов в развивающиеся регионы не приносит положительных результатов для его реципиентов. Такая деятельность привела к правовой экспансии Запада в страны Третьего мира, которые приняли множество элементов изначально несвойственных им правовых систем, что привело к правовой аккультурации.
Философские основания доктрины «Law and Development», которые выражаются в характерных для западной правовой культуры либеральном легализме, утилитаризме и гуманистической философии, находящих выражение в методологическом индивидуализме, концепции эффективности и доктрине защиты прав человека. В последней трети XX века произошли процессы, в результате которых к началу XXI века философская база учения была модифицирована под влиянием философии постмодернизма, вдохновляемой различными течениями неомарксизма.
В 1970-х годах возникли критические концепции развития: анти-развитие, постразвитие и дерост, которые во многом отрицают саму идею и возможность прогрессивного развития. Представители менее радикальных критических направлений, представляя «развитие» западным проектом, выражали сомнения в возможности реализации заявленных целей в области развития и методах их достижения. Критические теории стали характерной чертой философии постмодернизма и подстегнули движение к переосмыслению направлений развития, в т.ч. посредством внедрения ризомной формы развития, означающей принципиальную нелинейность и множественность.
В результате анализа основных принципов доктрины «Law and Development» были выявлены следующие составные единицы учения, представляющие его сущностные характеристики: верховенство права, принципы правового государства, защита основных прав, являющиеся базисом Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы (Венецианской комиссии). Концепция устойчивого развития находится в процессе становления в качестве новой парадигмы международного развития. Данная концепция предоставляет возможность странам мира адаптировать цели и задачи глобальной программы Целей ООН в области устойчивого развития под потребности всех государств, тогда как первоначальные Цели развития тысячелетия ООН были рассчитаны лишь на применение в развивающихся регионах.
В основе концепции устойчивого развития лежат принципы, принятые Декларацией Ассоциации международного права в 2002 году в г. Дели (Индия), а также принцип «право на развитие», зародившийся на рубеже 1970-80-х гг. Несмотря на то, что основания парадигмы были заложены задолго до ее возникновения, к настоящему времени концепция устойчивого развития пока не реализована полностью и содержит потенциал для дальнейшего применения и совершенствования.
В настоящее время оптимальным методом изучения государств в рамках доктрины «Law and Development» является сопоставительно-институциональный анализ, с помощью которого проводится ранжирование основных составных элементов учения. Хотя существует большое количество рейтингов, сравнивающих различные параметры деятельности государств, на сегодняшний день не существует «Индекса права и развития». Из существующих рейтингов, наиболее релевантными для такого рода анализа представляются Индекс верховенства права (WJP), Индекс экономической свободы, Индекс развития человеческого потенциала и Индекс устойчивого развития, которые, нельзя охарактеризовать совершенными инструментами анализа в силу недостаточности охвата и их узкой специализации.
Это обстоятельство позволяет обратить внимание научного сообщества на необходимость разработки отдельного Индекса права и развития. В этом отношении посильную помощь может оказать критико-правовой метод. Проведенный с его помощью анализ доктрины «Law and Development» показывает не только существующие несоответствия между теорией и практикой проектов в области развития, но и помогает выявить существующие расхождения в понимании программ и законодательной базы данного рода деятельности, а также может служить инструментом снятия существующих теоретико-практических противоречий.
Анализ структуры академических исследований в области «Law and Development» позволяет утверждать, что в настоящее время происходит процесс институционализации доктрины, связанный с формированием научного сообщества, выпуском специализированных журналов, проведением соответствующих тематических научных конференции, а также с появлением первых моделей и теорий в области права и развития.
Учебные программы «Law and Development» представлены главным образом на юридических факультетах в англо-американских университетах, где обнаружен наибольший интерес к данной проблематике.
В заключение необходимо сказать о российском аспекте доктрины «Law and Development». В 1992 году в США был принят закон, согласно которому получили поддержку проекты по развитию демократии, прав человека, модернизации экономик на рыночных началах, соблюдению норм международного права и обязательств по контролю над вооружениями в России, странах СНГ и Прибалтики .
Активную работу в правовой сфере на территории России проводила американская организация USAID, которая с 1992 года осуществила множество проектов. В основном проекты USAID были сосредоточены на развитии судебной системы, законодательных реформах, юридическом образовании и институтах гражданского общества. Проекты в сфере правоохранительной и правоприменительной практики и реформа уголовного законодательства поддерживались напрямую со стороны Государственного департамента США, Министерства юстиции и Федерального казначейства .
Организация USAID оказывала помощь в подготовке Конституции России, первой части ГК РФ, Налогового и Земельного Кодексов РФ, способствовала становлению института мировых судей и суда присяжных, организовывала российско-американские программы обмена для судей, в которых приняло участие около 5000 госслужащих. Правительство США выделило 329 млн долл. на развитие свободной рыночной экономики в России через основанный в 1995 году Российской-Американский инвестиционный фонд, который привлек около 1,2 млрд долл. иностранных инвестиции. Кроме того, программы группы Всемирного банка по реформированию российского законодательства были построены на моделях и практиках проводимых USAID в России с 1992 года . В 2012 году, после
194 двух десятилетий реализации проектов развития, USAID закрыла свои программы в России .
Первая критика проектов развития, реализуемых в России, появилась уже через несколько лет после запуска этих программ. В 1996 году К. Хендлей выделила два фактора, которые делают проекты Law and Development в России неэффективными. Во-первых, программы оказания юридической поддержки в России были разработаны для получения быстрых результатов. Во-вторых, разработчики проектов зачастую не представляли культурно-исторических особенностей России .
С 1992 по 2000 годы правительство США выделило 216 млн долл. на поддержку программ верховенства права в странах СНГ. В 2001 году правительством США был опубликован доклад об ограниченном воздействии помощи, которую оказывали государствам - бывшим странам СССР. В отчете отмечалось, что в результате выполнения программ, верховенство права на территории государств бывшего Советского Союза не получило широкого распространения. Согласно данному документу главными факторами, ограничивающими развитие верховенства права в СНГ, стали отсутствие политического консенсуса относительно проведения реформ, недостаток финансовых ресурсов, необходимых для внедрения инноваций, ошибки в разработке и имплементации проектов со стороны агентств развития. В частности, проекты, реализуемые в России, зачастую просто не содержали специальных стратегий достижения долговременных целей через реформирование правоприменительной практики .
К концу первого десятилетия появилось понимание, что «международная техническая помощь» в сфере государственного управления потеряла какой-либо смысл, т.к. «во многих случаях экспертами работали специалисты, которые не всегда хотели осваивать российскую практику и
195 учитывать менталитет, реальную загрузку российских чиновников, их приоритеты. Зачастую предлагалось разрабатывать тематику либо далекую от практических потребностей, либо для которой в России еще не созданы необходимые условия» .
Критике также подвергся постулат о необходимости наличия институтов верховенства права для привлечения в страну иностранных инвестиций. Предполагается, что государство должно укреплять институты верховенства права и правового государства для привлечения инвестиций, без которых невозможно развитие экономики. По мнению Т. Каротера, вопрос, действительно ли иностранные инвестиции всегда являются необходимым условием развития, остается неясным. Он утверждает, что не существует неопровержимых доказательств того, что для привлечения инвестиций страна должна иметь устоявшееся, хорошо функционирующее правовое государство .
Изучение процессов реформирования отечественного законодательства в новейшей истории России показывает, что задача по переходу от административно-командной системы к свободным рыночным отношениям оказалась тяжело выполнимой за краткосрочный временной период. Только для принятия всех частей нового Гражданского кодекса РФ потребовалось более 10 лет. В процессах разработки нового законодательства принимали участие внешние эксперты и институциональные игроки, деятельность которых оценивается неоднозначно.
В период с 1992 по 2004 гг. Россия в среднем ежегодно получала около 1,5 млрд. долл. США иностранной помощи . В 2010-х годах большинство проектов в области «Law and Development» в России были закрыты, а работа
по совместной разработке актуальных вопросов трансформировалась в межведомственное и экспертное сотрудничество.
Во второй половине XX века, в рамках ООН, было создано глобальное партнерство по содействию международному развитию в многостороннем формате. На рубеже 1980-1990 годов была оформлена концепция устойчивого развития, которая включила в понятие развития не только показатели экономического роста, но также вопросы развития человеческого потенциала и обеспечение защиты окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
Во время холодной войны США и Советский Союз рассматривали содействие международному развитию и оказание соответствующей помощи в качестве дипломатического инструмента, который использовался для укрепления политических альянсов и получения иных стратегических преимуществ. Соответственно, ни одна из сторон не была заинтересована в укреплении многостороннего сотрудничества, а развивала двусторонние отношения в этой сфере. В данной ситуации заявленные цели гуманитарной миссии могли существенно отличаться от истинных и содержать не только морально-нравственные мотивы оказания помощи наименее развитым странам, но иметь иные материальные интересы в политической и экономической сферах.
С начала 1990-х годов, на полтора десятилетия, Россия перешла из категории стран-доноров в реципиента международной помощи развития. Правовой базой получения Россией международного содействия развитию становится принятый в 1999 году Федеральный закон «О безвозмездной помощи» . На протяжении 20 лет (с 1998 по 2018 гг.) представительство Программы развития ООН (ПРООН) в России помогало в достижении целей развития. Со стороны ПРООН были поддержаны различные инициативы,
197
реализованные как на федеральном, так и на региональном и местных
уровнях. Поддержка проектов со стороны ПРООН осуществлялась путем
предоставления консультаций, технического содействия и организационного
содействия органам государственной власти и партнерам в сфере
гражданского общества. В последние годы деятельность ПРООН в России была сконцентрирована на проблеме глобальных вызовов в сфере
окружающей среды, таких как сохранение биоразнообразия, смягчение последствий изменения климата и рациональное управление международными водами.
С 2006 году Россия впервые в новейшей истории заявила о себе как о стране-доноре в глобальном контексте . В 2007 году была принята Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию . В Концепции указано, что если в «последние годы участие России в содействии международному развитию (СМР) осуществлялось, главным обозом, в форме списания задолженности по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, например, в рамках Инициативы по облегчению долгового бремени беднейшим стран, то в настоящее время на первое место выходят механизмы оказания помощи в форме грантов в международные фонды и программы СМР» .
В 2014 году Указом Президента России была утверждена новая Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию , в которой был сделан акцент на значимость двусторонних программ и адресной помощи, а новым приоритетом в этой области для России стали соседние страны, в частности, государства СНГ.
В Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, в качестве приоритетных направлений российского содействия международному развитию, названы повышение качества работы систем государственного управления,
улучшение условий для осуществления торгово-инвестиционной деятельности, способствование региональной интеграции. В пункте 4 закреплено, что «Россия поддерживает стремление международного сообщества к устойчивому социально-экономическому развитию всех государств, являющемуся фундаментом современной системы международной стабильности и коллективной безопасности, и ставит содействие такому развитию целью государственной политики Российской Федерации в этой сфере» . Согласно отчету Министерства финансов России за период 2010-2014 гг. Россия выделила 3 млрд. долл. США на двусторонней и многосторонней основе в целях содействия международному развитию .
Начиная с 2015 года, партнерство России и ПРООН в рамках подписанного рамочного соглашения приобрело долгосрочный стратегический характер. В рамках этого соглашения Россия сконцентрировалось на предоставлении помощи другим странам для достижения целей устойчивого развития во всем мире. Созданный в рамках партнерства Россия-ПРООН Фонд развития начал поддержку различных проектов в области устойчивого управления водными ресурсами, уменьшения опасности от стихийных бедствий, изменения климата и устойчивого развития энергетики во всем мире и особенно в странах Восточной Европы и Центральной Азии. В 2018 году ПРООН завершил свои операции в России и закрыл Центр поддержке проектов .
Таким образом, в период холодной войны Советский Союз использовал механизмы оказания международной помощи в т. ч. для реализации определенных политических интересов. На протяжении 15 лет, с начала 1990-х годов, Россия превратилась из страны-донора в страну-реципиента международной помощи, а во второй половине 2000-х годов вернулась в ряд государств, оказывающих содействие международному развитию. Современная стратегия России в этой сфере направлена на создание благоприятных условий для решения глобальных и региональных политико¬гуманитарных задач, созданы правовые механизмы ее реализации, выделяется финансирование, позволяющее реализовывать проекты в области развития.
Практический опыт по реформированию российской экономики показывает, что за короткий срок невозможно изменить правовую культуру. Для реформирования культурных оснований требует приложение огромных средств и усилий. Кроме того, правовые реформы должны осуществляться с учетом множества факторов и разрабатываться с опорой на местные особенности. Изучение правовых моделей, помогающих достигнуть целей развития, в т.ч. целей устойчивого развития, является одной из самых насущных задач исследований доктрины «Law and Development».
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 10.12.1948 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml
2. Consolidation of the Special Fund and the Expanded Programme of Technical Assistance in a UN Development Programme, 27.01.1966 г. URL: https: //apps.who .int/iris/bitstream/handle/10665/89419/EB3 7R41 eng.pdf?sequenc e=1 &isAllowed=y
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16.12.1966 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactecon.shtml
4. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declarathenv.shtml
5. Декларация Организации Объединенных Наций о праве на развитие
(принята резолюцией 41/128 ГА ООН 4.12.1986 г.). URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/right to development.sh tml
6. Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 03-14.06.1992 г.). Электронный ресурс. URL:: https://www. un. org/ru/documents/decl conv/declarations/riodecl. shtml
7. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принята 09.05.1992 г. URL:
201 https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/climate framework con v.shtml
8. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принят 11.12.1997 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/kyoto.shtml
9. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 18.09.2000 г. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/55/2
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Сессия 57; №57/253, 20.12.2002 г.). URL: https://undocs.org/ru/A/RES/57/253
11. Декларация Ассоциации международного права о принципах международного права, касающихся устойчивого развития. (2002 г.). URL: https: //www. un. org/ga/search/view doc. asp? symbol=A/CONF .199/8&Lang=R
12. Устав Европейской комиссии за демократию через право. Принят резолюцией о принятии пересмотренного Устава Европейской Комиссии за демократию через право (принята Комитетом Министров 21.02.2002 г.). URL: https: //www.venice.coe.int/WebF orms/pages/default. aspx?p=01 01 Statute
13. Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию: утв. Президентом РФ 14.06.2007 г.
14. Дохийская декаларация о финансировании развития: итоговый
документ Международной конференции по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса. Принята резолюцией 63/239 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 24.12. 2008 г. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/doha findev.shtml
15. О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением 202 безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации: Федер. закон от 04 мая 1999 г. No 95-ФЗ (ред. от 24.11.2008). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
...327