Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №179297

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы177
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИИ И КИТАЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 21
1.1. Профессиональная подготовка в КНР и задачи высшего образования КНР в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 21
1.2. Специфика и тенденции подготовки будущих специалистов в вузах Китайской
Народной Республики 33
1.3.Особенности профессиональной подготовки кадров в России и специфика реализации образовательного сотрудничества с КНР 45
Выводы по Главе 1 63
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 65
2.1. Опытно-экспериментальная программа «Оптимальные организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России» 65
2.2. Современные формы, механизмы и модель повышения уровня профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах 84
2.3. Динамика и перспективы развития сотрудничества Китая и России в сфере высшего образования как фактор оптимизации качества вузовской подготовки в контексте инициативы «Один пояс - один путь 103
Выводы по Главе 2 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
БИБЛИОГРАФИЯ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 171


Актуальность исследования обусловлена решением важнейшей задачи высшего образования, заключающейся в обеспечении компетентными кадрами текущих и будущих потребностей мирового рынка и международных проектов, реализация которых невозможна без соответствующей профессиональной подготовки специалистов в той или иной области знаний. Требования кардинального изменения педагогических условий в процессе подготовки профессиональных кадров и структурного регулирования вузов были продиктованы инициативой создания международного проекта «Один пояс - один путь». В ходе встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля 2022 года стороны заявили о том, что «стороны намерены активизировать работу по сопряжению планов развития Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс - один путь» в целях углубления практического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем в различных областях, повысить уровень взаимосвязанности между Азиатско-Тихоокеанским и Евразийским регионами» .
Реализация Экономического пояса Шелкового пути инициирует подготовку многопрофильных специалистов, «обладающих международным видением и инновационным подходом» . В связи с этим ученые КНР определили многофакторность реализации стратегии профессиональной подготовки специалистов в рамках международного проекта, отдавая правительству Республики главенствующую роль. Один из факторов связан с расширением внешних связей в области образования, повышением качества подготовки китайских студентов за рубежом. Суть расширения внешних связей в области профессиональной подготовки состоит в активизации усилий по осуществлению плана действий за рубежом; ускорении подготовки высококвалифицированных выпускников, обладающих инновационным потенциалом, знанием редких языков; специалистов, входящих в международные организации в области регионоведения и страноведения. Расширение связей рассматривается также и через прибытие компетентных специалистов и выпускников из других стран в КНР. В «Отчете о расширении обучения китайских студентов за рубежом» отмечено, что число китайских граждан, обучающихся в зарубежных университетах, увеличилось более чем в два раза и достигло 662,1 тыс. человек к 2019 году .
Министерством образования КНР был опубликован официальный документ «Продвижение образовательных мероприятий в рамках совместной реализации инициативы «Один пояс - один путь», суть которого состоит в предоставлении поддержки по комплексной реализации пяти взаимосвязанных направлений «у туна» (налаживание связей в сфере политики,
информационно-телекоммуникационная инфраструктура, свободная торговля, финансирование, социальное взаимопроникновение и др.). Форма поддержки выражается в стимулировании социального взаимопроникновения стран-участников и заключается в предоставлении кадровой подготовки для реализации остальных четырех взаимосвязанных направлений . Важным фактором является создание платформы для обучения и взращивания кадров, интенсификация взаимного сотрудничества. Суть документа заключается в опоре на концептуальные положения совместных договоренностей, строительства и пользования объектами. Данной концепции неотступно следует и Институт Конфуция, который является связующим звеном, площадкой для изучения китайского языка, а также окном в китайскую культуру.
В рамках инициативы «Один пояс - один путь» предполагается создание исследовательского института, многочисленных центров стратегических исследований, под патронажем которых будут собираться эксперты и известные ученые самых разных областей, в том числе специалисты, обладающие управленческим, организационным опытом.
Сотрудничество Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» мы рассматриваем через реализацию международного образовательного сотрудничества, в частности, в рамках взаимодействия по линии контактов вузов обеих стран. Тенденция расширения современного международного сотрудничества особенно важна для культурного и образовательного взаимодействия. Общее количество программ международного университетского сотрудничества, предусматривающих обмен студентами и преподавателями или проведение совместных научных исследований, например, в странах Европейского Союза, исчисляется тысячами .
Важной составляющей проекта «Один пояс - один путь» стало расширение связей и сотрудничества между высшими учебными заведениями России и Китая, проведение изысканий в области механизмов подготовки транснациональных кадров. В первом десятилетии XXI века Чэндуский технологический университет, Сычуаньский университет, Фуданьский университет, Пекинский педагогический университет, Ланьчжоуский университет, Уральскоий федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российский Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), и еще 46 китайских и заграничных вузов (39 национальных и 8 заграничных вузов) в г. Дуньхуан провинции Ганьсу создали «Стратегический союз высших учебных заведений одного пояса и одного пути», который стал прекрасным местом для сотрудничества вузов стран, расположенных вдоль Экономического пояса Шелкового пути .
Наряду с перечисленными факторами необходимо отметить поиск мер и способов развития потенциала квалифицированных кадров, соответствующих нуждам всех привлеченных сторон. Выявленные факторы позволяют обозначить, с одной стороны, проблему расширения сотрудничества государств (в нашем случае, КНР-Россия), с другой - необходимость совершенствования структуры и системы профессиональной подготовки специалистов в вузе, обеспечения кадровой потребности расположенных вдоль границы проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и задействованных в нем стран-участниц.
Перечисленные факторы обусловили актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ особенностей сотрудничества Китая и России в рамках профессиональной подготовки в разное время был отмечен в научных исследованиях и диссертациях . Характер и особенности профессионального образования в Китае и России в разное время
были представлены в многочисленных работах китайских (Чжу Цзяу8, Кун Дэкунь9, Яо Цзяхуэй , Мэй Ханьчэн ) и российских ученых (И. А. Зимней и В. В.
Кузнецовой , А. А. Нелюбовой , Т. Л. Гурулевой и Н. И. Бедаревой ). Значимым для нас стал анализ проблемы реализации международных проектов на территории России, обусловленных дополнительным профессиональным образованием стран-участниц, с точки зрения их рентабельности и логистической выгоды (пользы). Для этой цели была привлечена научная литература китайских и российских коллег. Среди них: Ху Цзяньхуа и Лю Янчунь , Ван Вэй , Ли Бин и О. Н. Игна , А. Н. Новогородцева, Е. А. Беляева , А. А. Аузан , А. Н. Архангельский, П. С. Лунгин, В. А. Найшуль и др.
Учитывая внушительный список представленных научных исследований, отметим, что все еще недостаточно работ, раскрывающих проблемы и особенности совместного сотрудничества КНР и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь», нацеленных на обеспечение инициативы компетентными кадрами, а также текущих и будущих потребностей мирового рынка и международных проектов.
Все вышеизложенное в рамках анализа особенностей сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» позволило выделить противоречия:
■ на научно-теоретическом уровне - между востребованностью высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность участвовать в реализации проекта, и недостаточным научно-теоретическим наполнением проблемы профессиональной подготовки специалистов в целях реализации проекта «Один пояс - один путь»;
■ на нормативно-компетентностном уровне - между предъявлением высоких требований со стороны работодателей к компетентности выпускников образовательных организаций и недостаточным владением специалистами профессиональными компетенциями для участия в международной проектной деятельности;
■ на формально-инструментальном уровне - между необходимостью выявления форм, механизмов и модели сотрудничества Китая и России в рамках инициативы «Один пояс - один путь» и отсутствием таковых;
■ на экспериментально-прикладном - между необходимостью реализации на практике механизмов сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» и отсутствием исследовательской деятельности в подобных педагогических явлениях.
Обозначенные противоречия выявили проблему исследования: каковы особенности сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» и какова роль каждой из стран в профессиональной подготовке будущих квалифицированных кадров?
Актуальность проблемы и степень ее разработанности определили тему диссертации: «Сотрудничество Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь».
Цель исследования состоит в теоретико-фундаментальной и опытно-прикладной разработке эффективных организационно-педагогических условий повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в Китае и России в контексте проекта «Один пояс - один путь».
Область исследования соответствует паспорту специальности ВАК 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования»:
п. 4 «Подготовка специалистов в высших учебных заведениях»;
п. 15 «Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира»;
п. 25 «Интеграционные процессы в профессиональном образовании»;
п. 36 «Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста».
Объект исследования - сотрудничество Китая и России в сфере профессионального образования.
Предмет исследования - повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов Китая и России для реализации инициативы «Один пояс - один путь».
Гипотеза исследования. Процесс расширения культурного и образовательного взаимодействия столь важного для международного сотрудничества Китая и России, будет проходить наиболее успешно, если он строится на основе:
- сравнительного анализа традиций профессиональной подготовки в вузах Китая и России в рамках проекта «Один пояс - один путь»;
- программ международного университетского сотрудничества, предусматривающих обмен студентами и преподавателями, проведение совместных научных изысканий в области механизмов подготовки транснациональных кадров в рамках проекта «Один пояс - один путь»;
- модели реализации эффективных механизмов целенаправленного повышения уровня профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах, основывающейся на перспективных направлениях сотрудничества России и Китая в области профессионального образования;
- учета механизмов совершенствования структур и систем профессиональной подготовки специалистов в вузах наших стран и обеспечения кадровой потребности расположенных вдоль границы проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и задействованных в нем стран-участниц - Китая и России.
В соответствии с целью и положениями гипотезы были обозначены следующие исследовательские задачи:
1. С целью реализации инициативы «Один пояс - один путь» разработать комплекс основных взаимообусловленных принципов, определяющих результативность решения образовательных задач и выявление особенностей профессиональной подготовки в России и КНР.
2. Разработать модель реализации эффективных механизмов
целенаправленного повышения уровня профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах.
3. Определить эффективные организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России в рамках образовательного сотрудничества.
4. Представить перспективные направления эффективного сотрудничества России и Китая в области профессионального образования Методологические основы исследования. В качестве методологической основы разработки проблемы сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» рассматриваются следующие подходы:
■ аксиологический подход, определяющий ключевые компетенции как
базовые ценности и смыслы будущих специалистов, обеспечивающие их профессиональное становление (И. Ф. Исаев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов);
■ компетентностный подход, определяющий уровень профессиональных компетенций и способностей в рамках реализации международных проектов между странами (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, И. Ю. Степанова);
■ контекстный подход, нацеленный на профессиональную подготовку обучающихся и обеспечивающий постепенное насыщение учебного процесса новыми элементами профессиональной деятельности (С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, Н. П. Хомякова);
■ акмеологический подход, рассматривающий аспекты профессионального становления личности и достижения высокого профессионализма в динамике ее саморазвития, самосовершенствания, самоопределения (Н. А. Рыбников, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина);
■ технологический подход, дающий четкую формулировку учебных целей с ориентацией на достижение конечного результата, подборке технологий всего хода обучения в соответствии с учебными целями (С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, В. П. Беспалько, М. В. Богуславский, Г. М. Гаджиев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, B. C. Лазарев и др.).
Для выполнения задач диссертационного исследования использованы следующие научные методы: теоретические (анализ научно-педагогических работ, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование) и прикладные (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, математические методы обработки данных).
Теоретические основы исследования. Исследование базируется на концепциях и идеях российских и китайских ученых в области теории профессионального образования и профессиональной вузовской подготовки в Китае (Ган Хуэй, Ло Юнь, Сунь Чжицян; Ху Цзяньхуа, Лю Янчунь, Чэнь Чжаомин, Шао Хайкунь) и России (В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев, А. П. Панфилова).
Базой исследования явились Чэндуский технологический университет, Сычуаньский университет иностранных языков и Уральский федеральный университет. В эксперименте были использованы наработки Стратегического союза высших учебных заведений, созданного силами преподавателей Сычуаньского университета иностранных языков в г. Дуньхуан провинции Ганьсу . Данный Стратегический союз высших учебных заведений стал территорией сотрудничества вузов стран в области профессиональной подготовки выпускников. В ходе исследования в рамках генеральной выборки автором настоящей диссертации и группой педагогов Сычуаньского университета в рамках Стратегического союза были проанкетированы более 2000 студентов, определены контрольная (ТП - технический профиль) и экспериментальная группы (ГП - гуманитарный профиль) в составе 240 человек, разработана и внедрена экспериментальная программа «Оптимальные
организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России». Основными этапами
экспериментальной работы в соответствии с решаемыми в исследовании задачами
стали диагностико-аналитический, образовательно-преобразующий и
контрольно-аналитический.
Диссертационное исследование включает взаимосвязанные и
взаимообусловленные этапы.
Первый этап (2017-2018 гг.) - теоретико-поисковый: включает
осуществление анализа историко-философской, научной, учебно- методической и педагогической литературы по проблемам исследования; определение цели и задач; формулировку рабочей гипотезы; уточнение методологической базы исследования; изучение опыта сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь».
Второй этап (2018-2019 гг.) - аналитико-исследовательский: осуществление анализа сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования, направленного на выявление эффективных форм и механизмов сотрудничества указанных стран в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Данный этап включал разработку и внедрение опытно-экспериментальной работы, включающей частные этапы
(диагностико-аналитический, образовательно-преобразующий и
контрольно-аналитический).
Третий этап (2020-2021 гг.) - обобщающий: подведение итогов исследования и обобщение результатов эксперимента; разработка перспективных направлений эффективного сотрудничества Китая и России в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
■ выявлен комплекс взаимообусловленных принципов реализации образовательных задач в рамках инициативы «Один пояс - один путь», повышающий степень усвоения учебного материала китайских студентов на русском языке (принцип оптимизации интерактивных и обратных связей, упор на диалогичность лекционных форм занятий, полилогичная коммуникация в студенческой группе, принцип активной визуализации и структурирования учебных материалов; принцип адаптации китайских студентов к форме устного опроса (экзаменам), устанавливающим непосредственный контакт между преподавателем и учащимся для изучения индивидуальных возможностей усвоения учебного материала в целях опоры на ранее усвоенные знания и опыт);
■ разработана модель реализации эффективных механизмов
целенаправленного повышения уровня профессиональной подготовки
студентов КНР в российских вузах, которая включает механизмы
психолого-педагогического сопровождения инкультурации и культурной адаптации студентов КНР, усиления организационно-методического обеспечения информального самообразования Ш1С и студентов, наращивания профессиональной компетентности с целью повышения качества учебного процесса;
■ определены эффективные организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России в рамках образовательного сотрудничества, обусловленные документально-нормативным регулированием совместных проектов и внедрением комплексной экспериментальной программы, включающей: а) первоначальную диагностику и анализ проблемных областей профессиональной подготовки китайских студентов и 11С в российских вузах; б) определение формирующих и дидакто-методических условий; в) прогнозирование путей совершенствования работы с целью повышения качества профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах;
■ установлены перспективные направления сотрудничества в области профессионального образования Китая и России через готовность повышения мастерства, активизацию информального самообразования, способность использования инновационных форм и методов преподавания, широкого спектра применения информационно-коммуникативных технологий и форм медиа образования; дальнейшее создание совместных университетов, предполагающих не только обучение на трех языках (русском, китайском и английском) и получение двух дипломов, но и учет общих, испытанных автором диссертации на практике, оптимальных принципов учебного процесса.
Теоретическая значимость исследования. Разработанные
теоретико-методологические основы профессиональной подготовки специалистов стран-участниц в аспекте инициативы «Один пояс - один путь» служат основой инновационной модели отношений России Китая в рамках РСМД ; обоснованные образовательные задачи в рамках проекта оптимизировали систему профессиональной подготовки будущих специалистов; разработанные и реализованные эффективные механизмы целенаправленного повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах продемонстрировали характер и особенности реализации образовательного сотрудничества КНР и РФ, обогатили систему высшего образования стран-участниц.
Представленная в диссертации модель реализации эффективных механизмов (управленческий; организационно-методический и
нормативно-стимулирующий) целенаправленного повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах может стать концептуальной основой для создания вариативных программ повышения качества подготовки специалистов, составления современных программ для вузов и тем самым открыть перспективные направления изучения данной проблемы .
Практическая значимость состоит в том, что:
• выявленные эффективные формы, механизмы и модель сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь», могут быть применимы в вузах гуманитарной и технологической направленности;
• разработанная и внедренная экспериментальная программа «Оптимальные
организационно-педагогические условия повышения качества
профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России» на базе российских и китайских университетов (Фуданьского технологического университета, Уральского федерального университета им. Первого
Президента России Б. Н. Ельцина) способствовала более эффективному процессу сотрудничества Китая и России в сфере подготовки
профессиональных кадров.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных гипотетических положений, применением комплекса методов, базирующихся на аксиологическом, компетентностном, контекстном, акмеологическом, технологическом подходах к профессиональной подготовке выпускников вузов КНР и России; организацией и осуществлением прикладного анализа опытной работы в соответствии с поставленными целями, задачами и условиями ее проведения, воспроизводимостью и универсальностью результатов исследования, а также репрезентативностью данных математической
статистики; сравнительным анализом полученных предварительных, промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной работы и массовой китайской и российской практикой в подготовке многопрофильных специалистов, обладающих международным видением и инновационным подходом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Комплекс взаимообусловленных и взаимодополняемых принципов, повышающий уровень профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах, учитывает различия в методах и способах преподавании КНР и России, а также культурные и ментальные отличия обучающихся, сдерживающие адаптацию студентов к иной системе образования и овладение профессиональными компетенциями:
• принцип оптимизации интерактивных и обратных связей «преподаватель-студент»;
• принцип упора на диалогичную форму обучения и полилогичность общения, предполагающую большое количество активных участников речевого акта;
• принцип активной визуализации и структурирования учебных материалов;
• принцип адаптации китайских студентов к устным опросам (экзаменам), устанавливающим непосредственный контакт между преподавателем и учащимся для изучения индивидуальных возможностей усвоения учебного материала.
2. Модель реализации эффективных механизмов целенаправленного повышения уровня профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах включает модули:
■ «Механизмы целенаправленного повышения качества профессиональной подготовки» включает в себя управленческий (организующая, прогностическая и контрольная функции), организационно-методический (организующая, мониторинговая, коррекционная функции) и нормативно-стимулирующий (прогностическая, организационно-правовая, организационно-партнерская);
■ «Нормативно-стимулирующий механизм» целенаправленного повышения
качества профессиональной подготовки предполагает организацию профессиональной аккредитации и экспертизы вузов,
способствующих повышению качества образовательных программ, которые призваны отвечать на запросы требований работодателей и других профессиональных сообществ.
■ «Психолого-педагогическое сопровождение инкультурации и
образовательной адаптации студентов КНР», предполагающий, что инкультурация обеспечила студентам не «растворение» в русской культуре, а исключительно помощь в понимании русских культурных традиций, содействие сознательному следованию им для комфортной организации образовательного процесса, быта и безопасного пребывания в соответствии с этическими, правовыми, коммуникативными нормами и т. п.
3. Эффективные организационно-педагогические условия повышения
качества профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России в рамках образовательного сотрудничества обусловлены
документально-нормативным регулированием совместных проектов и внедрением эффективной экспериментальной программы, включающей: а) первоначальную диагностику и анализ проблемных областей профессиональной подготовки китайских студентов и ППС в российских вузах; б) формулирование организационно-методических условий; в) прогнозирование путей совершенствования работы ППС с целью повышения качества профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах.
4. Комплекс мер как перспективные направления сотрудничества Китая и России в повышении профессиональной подготовки выпускников:
■ развитие компетентности профессорско-преподавательского состава и профессиональных компетенций студентов, рассматриваемые нами как готовность повышения педагогического мастерства, активизацию информального самообразования, стремление к изучению иностранного языка (китайский/русский), способность использования инновационных форм и методов преподавания, широкого спектра применения информационно-коммуникативных технологий и форм медиа образования;
■ создание совместных межвузовских программ, способствующих не только развитию академической мобильности студентов и преподавателей, но и реализации совместной подготовки высококвалифицированных выпускников, оптимизирующих работу вузовских департаментов внешних связей и международных отделов;
■ образовательное сотрудничество предполагает не только обучение на трех языках (русском, китайском и английском), получение двух дипломов, но и учет общих, испытанных нами в практике, комплекс принципов обучения, делающих русский язык перспективным и увеличение государственных квот и правительственных грантов на обучение китайцев в России.
Содержание диссертационного исследования отражено в публикациях автора, отражающих основные положения глав и параграфов работы и представляющих теоретико-методологическую и научно-практическую ценность:
1. Qian M. The role of the Russian language in the professional training of specialists for the implementation of the Belt and Road Initiative / N. Romanenko, M. Qian, P. Weiqiao // Journal of Language and Linguistic Studies.
- 2021. - T.17. - № 2. C.1359-1378. (Scopus)
2. Цянь М. Профессиональная коммуникация России и Китайской Народной Республики в области образования: история и перспективы / М. Цянь // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - № 4(53). - С. 54 - 61.
3. Цянь М. Специфика и тенденции подготвоки профессиональных кадров в вузах Китайской Народной Республики / М. Цянь, Н.М. Романенко // Мир университетской науки: культура, образование. - 2021. - № 5. - С.63-72.
4. Цянь М. Пути реализации образовательного сотрудничества России с Китайской Народной Республикой: история и современные проблемы / М. Цянь // Мир университетской науки: культура, образование. - 2021. - № 6. - С.33-46.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографию, включающую 289 источников на русском, китайском, английском языках, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты, полученные в ходе решения задач диссертационного исследования, подтвердили заявленную гипотезу и позволили сделать следующие выводы, подтверждающие эффективные пути дальнейшего сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь».
Комплексное исследование существующей практики и специфики сотрудничества стран в подготовке профессиональных кадров в вузах КНР и Российской Федерации, с одной стороны, позволили учесть сильные стороны образовательных систем двух стран: нацеленность вузов КНР на практическую ориентированность обучения, связь с производством, требованиями рыночной экономики; разнообразные формы производственно-образовательного и научного партнёрства (научные парки/технопарки при университетах, совместные исследовательские и технологические центры, предприятия, созданные университетами и т. п.), а также открытость и всемерное внимание к мировым научно-техническим достижениям, приглашение зарубежных специалистов; высокий уровень технического оснащения. В рамках российских вузов - это высокий уровень фундаментальности образования, разнообразие применяемых активных форм и методов обучения, взаимосвязь обучения, социализации, воспитания и развития студента. С другой стороны, проведённый сопоставительный анализ высветил проблемные области педагогического процесса профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России (недостаточный уровень методики преподавания, научного руководства, страноведческой подготовки, а также технического оснащения, использования потенциала ИКТ и современных электронных образовательных платформ; потребность в разнообразии форм учебно-производственного партнёрства, в том числе и в рамках более тесного сотрудничества вузов двух стран; слабая языковая подготовка и недостаток специалистов, владеющих китайским и русским языками, что особенно важно для научно-технической сферы, области решения вопросов разработки высоких технологий и др.).
Далее была разработана модель реализации эффективных механизмов, влияющих на повышение уровня профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах. Метод моделирования позволил автору объединить эмпирическое и теоретическое в исследовании проблемы повышения уровня и качества профессиональной подготовки будущих специалистов в КНР и России. Моделирование эффективных механизмов целенаправленного повышения уровня профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах позволил осуществить педагогический эксперимент, построить логические конструкции и реализовать на практике разработанную модель. Модель реализации эффективных механизмов целенаправленного повышения уровня
профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах, включала:
- «Механизмы целенаправленного повышения качества профессиональной подготовки» включает в себя управленческий (организующая, прогностическая и контрольная функции), организационно-методический (организующая, мониторинговая, коррекционная функции) и нормативно-стимулирующий (прогностическая, организационно-правовая, организационно-партнерская);
- «Нормативно-стимулирующий механизм» целенаправленного повышения
качества профессиональной подготовки предполагает организацию профессиональной аккредитации и экспертизы вузов,
способствующих повышению качества образовательных программ,
которые призваны отвечать на запросы требований работодателей и других профессиональных сообществ.
- «Психолого-педагогическое сопровождение инкультурации и
образовательной адаптации студентов КНР», предполагающий тот факт, что
инкультурация обеспечила студентам не «растворение» в русской культуре, а исключительно помощь в понимании русских культурных традиций, содействие сознательному следованию им для комфортной организации образовательного процесса, быта и безопасного пребывания в соответствии с нормами правовой, коммуникативной и т. п.
Сформулированные образовательные задачи, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах, решались через разработанный нами комплекс взаимообусловленных принципов:
■ принцип оптимизации интерактивных и обратных связей «преподаватель-студент»;
■ принцип упора на диалогичную форму обучения;
■ принцип полилогичности общения в студенческой группе, предполагающая большое количество активных участников речевого акта;
■ принцип активной визуализации и структурирования учебных материалов;
■ принцип адаптации китайских студентов к устным опросам (экзаменам), устанавливающим непосредственный контакт между преподавателем и учащимся для изучения индивидуальных возможностей усвоения учебного материала.
Разработанный выше комплекс эффективных принципов и модель позволили определить эффективные организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в вузах России, обусловленные документально-нормативным регулированием совместных проектов и внедрением комплексной экспериментальной программы, включающей: а)первоначальную диагностику и анализ проблемных областей профессиональной подготовки китайских студентов и Ш1С в российских вузах; б) определение организационно-методических условий; в) прогнозирование путей совершенствования работы с целью повышения качества профессиональной подготовки китайских студентов в российских вузах.
Для осуществления условий эффективного сотрудничества Китая и России на практике в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» была организована комплексная опытно-экспериментальная работа, включающая диагностико-аналитический, образовательно-моделирующий и контрольно-аналитический этапы эксперимента, каждый из которых был соотнесён с определёнными функциями (аналитической, прогностической и др.). Отмеченные в рамках аналитики проблемные аспекты были подтверждены и уточнены в ходе первоначальной диагностики студентов и преподавателей Уральского федерального университета и Чэндуского технологического университета, расположенных вдоль экономического пояса Шелкового пути. В базу исследования вошли основные центры изучения русского языка в Китае - Даляньский, Пекинский и Хэйлунцзянский университеты, Шанхайский университет иностранных языков, а также Центр русского языка (2001 г.).
Выявлены и обсуждены с педагогами:
■ проблема социокультурной и образовательной адаптации, в том числе
понимания китайскими студентами учебного материала (отмечена практически у 65 % респондентов), высокая информационная
перегруженность, отсутствие чёткого структурирования материала и перечня опорных дефиниций и т. п.;
■ проблема мотивации преподавателей (около 30% респондентов не готовы работать над изменением форм и методов подачи теоретического материала, дополнительно заниматься с переводчиком и т. п.);
■ недооценка преподавателями возможностей инновационных технологий на основе искусственного интеллекта; редкое использование виртуальных тренажёров, симулятивных методик по проектированию тех или иных ситуаций, приближенных к реальностям профессиональной деятельности и т. п.
Внимание к проблемным областям организации учебного процесса с китайскими студентами обусловило описание концептуальной матрицы
педагогического процесса, включающей ядро (концепт) и
теоретико-институциональные основания, а также разработку педагогической модели, в которой представлены и обоснованы основные направления и механизмы повышения качества профессиональной подготовки студентов КНР в российских вузах. Данные направления включают:
■ целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение
инкультурации и образовательной адаптации студентов КНР;
■ организационно-методическое обеспечение информального
самообразования Ш1С и повышения качества учебного процесса;
■ организационно-управленческое обеспечение внедрения оптимальных форм образовательно-производственного и социального партнёрства.
Перспективными направлениями сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования, выступающими в то же время основными организационно-педагогическими условиями реализации предложенной модели признаны:
а) повышение компетентности профессорско-преподавательского состава, особенно в области использования научной литературы на иностранных языках, возможностей профессиональных сетевых сообществ и дискуссионных площадок, платформ «Moodle», «Udemy» и др.;
б) современное техническое оснащение вузов и максимальное использование возможностей производственного, научного и образовательного партнёрства двух стран;
в) развитие студенческого тьюторства;
г) постоянная психолого-педагогическая рефлексия с заполнением экспертных матриц для своевременной коррекции образовательного процесса.
Дальнейшее изучение темы сотрудничества Китая и России в сфере высшего может быть продолжено в следующих направлениях:
1. Перспектива исследования вызывает необходимость дальнейшего повышения качества образовательного процесса и совершенствование дидактики высшей школы. Внедренные в практику принципы и технологии в рамках повышения уровня профессиональной подготовки выпускников Китая и России будут способствовать интенсификации международного российско-китайского образовательного за счет снижения рисков академической адаптации китайских студентов.
2. Осуществленное исследование требует дальнейшего развития вопросов адаптации и оценки организации учебного процесса в российских вузах студентов из Китайской Народной Республики. Выявленные схожесть и отличие образовательных систем двух стран усилили, с одной стороны конкурентоспособность на мировом рынке образования, с другой - будут способствовать активизации сотрудничества России и Китая в образовательной сфере.
3. Дальнейшее исследование проблемы сотрудничества Китая и России в сфере профессионального образования в контексте проекта «Один пояс - один путь» нацелено на дальнейшее совершенствование организации учебно-методического сопровождения подготовки китайских студентов, обучающихся в российских вузах.



1. Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека: пер. с англ. Е.А. Цыпина / А. Адлер. 5-е изд. М.: Академический Проект, 2015. - 243 с.
2. Азитова, Г. Ш. Особенности системы образования в Китае / Г. Ш. Азитова, М. Н. Краснова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №. 5. - С.291-304.
3. Александрова, Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока / Е. А. Александрова, Е. А. Андреева. - Москва - Тверь: «СФК - Офис», 2013. - 156 с.
4. Амбарова, П. А. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы / П. А. Амбарова, Г. Е Зборовский // Высшее образование в России. - 2022. - № 1. - С.59-71.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
6. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. 2-е изд., испр. и доп. -СПб: ЭГО, 2001. - 288 с.
7. Артеменко, В. Б. Персональные учебные среды в управлении региональным развитием / В. Б. Артеменко // Образовательные технологии и общество. - 2013. - №1. - С.440-453.
8. Аузан, А. А. Культурные факторы модернизации: доклад. Архангельский / А. Н., Лунгин П. С., Найшуль В. А и др. - М., СПб.: Фонд «Стратегия 2020», 2011. - 221 с.
9. Афонасьева, А. В. Роль зарубежных китайцев в развитии северной ветки Экономического пояса Шелкового пути / А. В. Афонасьева // Проблемы Дальнего Востока. - 2016. - № 4. - С. 63-73.
10. Байков, С. А. «Шелковый путь»: экономика и геополитика / С. А. Байков // Постсоветский материк. - 2016. - № 3 (11). - 84-92.
11. Баутин, В. М. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования / В. М. Баутин, М. А. Шаталов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. - Воронеж: Изд. Воронеж. ун-та, 2014. - С. 13-17.
12. Башарина, Л. А. Социализация взрослых: учеб. пособие / Л. А. Башарина, Л. В. Бродянская, С. Г. Вершловский и др. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 269 с.
13. Береговая, О. А. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе / О. А. Береговая, С. С. Лопатина, Н. В. Отургашева // Высшее образование в России. - 2020. - № 1. - С.156-165.
14. Белл, Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы / Р. Т. Белл. - М.: Международные отношения, 1980. - 318 с.
15. Бессуднов, А. Р. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем
образовании / А. Р. Бессуднов, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик // Вопросы образования. - 2017. - № 3. - С. 83-108....293



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ