ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Значение координационных способностей в футболе 5
1.2. Средства и методы развития координационных способностей
футболистов 13
1.3. Особенности тестирования координационных способностей 20
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследований 29
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Результаты тестирования координационных способностей юных футболистов 30
ВЫВОДЫ 35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного
совершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных способностей.
«Важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития координационных способностей (Губа В.П., Лексаков А.В., 2012).»
«Вопросами формирования координационных способностей футболистов занимались разные авторы (Витковски, 3., 2003; Лях В.И., Витковски З., 2010).»
«Координационные способности - это совокупность свойств человека, проявляющихся в тренировочном процессе и соревновательной деятельности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями разной координационной сложности (Лях В.И., 2002).»
«Целенаправленное использование координационных упражнений ускоряет темпы развития общих и специальных координационных способностей, юные футболисты более успешно усваивают технические элементы игры, расширяют свой двигательный опыт (Таран И.И., 2017).»
«Специалисты отмечают, что упущенные возможности развития координационных способностей в детском возрасте, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов (Лях В.И., 1989).»
Объект исследования - тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей юных футболистов.
Цель исследования. Разработка и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать по данным научно-методической литературы значение координационных способностей в футболе, средства и методы развития и особенности тестирования координационных способностей футболистов.
2. Разработать методику развития координационных способностей юных футболистов.
3. Экспериментально обосновать влияние экспериментальной методики на координационные способности юных футболистов.
4. Разработать практические рекомендации по развитию
координационных способностей юных футболистов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что экспериментальной методики позволит эффективно развить координационные способности юных футболистов.
Элементы научной новизны. Установлено влияние новой методики на изменения показателей координационных способностей юных футболистов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика развития координационных способностей может быть использована в тренировочном процессе юных футболистов.
«Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Анализ литературных источников по теме
исследования; Педагогический эксперимент; Методы педагогического тестирования; Методы математической статистики.»
1. Анализ научно-методической литературы показал, что
координационные способности являются основой двигательной деятельности футболиста. Их недостаточное развитие может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.
2. Разработана экспериментальная методика развития координационных способностей у юных футболистов. Данная методика состоит из комплексов упражнений и включает акробатические упражнения, эстафеты, игры, упражнения технико-тактического характера и другие.
3. Использование в тренировочном процессе юных футболистов
экспериментальной методики развития координационных
способностей движений эффективно. Достоверные различия в экспериментальной группе по сравнению с контрольной выявлены в тестах: «бег по обручам без ведения мяча» (на 13,7%), «бег по обручам с ведением мяча» (на 11,5 %), «подтягивание мяча левой стопой» (на 14,9 %), «стояние на правой ноге с удержанием мяча на левой стопе» (на 29,7 %), «повороты на гимнастической скамье» (на 33,8 %), «бег с обеганием стоек с левой стороны» и «бег с обеганием стоек с правой стороны» (на 12,1 и 11,2 %), «слалом между стойками с ведением двух мячей» (11,9 %) (p<0,05).
1. Бабушкин С.А. Развитие координационных способностей футболистов для повышения результативности удара по мячу с лету по воротам /Бабушкин С.А./В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 36-39.
2. Бандаков М.П. Развитие специфических координационных способностей у юных футболистов /Бандаков М.П., Полевой Г.Г. /Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 8. С. 138-145.
3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта : рек. к изд. науч.-метод. советом РФС / В.В. Варюшин ; Рос. футбол. союз. - М.: Физ. культура,
2007. - 111 с.
4. Витковски 3. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 23 с.
5. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. Волгоград: ВГАФК, 2007. 87 с.
6. Горбачева О.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет по совершенствованию координационных способностей/ О.А. Горбачева, Д.А. Харлашин / Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 158-162.
7. Губа В.П., Лексаков А.В. Организация учебно-тренировочного процесса футболистов различного воз-раста и подготовленности: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2012. - 176 с.
8. Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов : учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - М. : Советский спорт, 2010. - 208 с.
9. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100 "Физическая культура" / Железняк Ю.Д., Петров П.К.; Рец.: В.Г. Никитушкин, И.В. Роберт; УМО вузов России по педагогическому образованию. - М.: Академия, 2002 - 262 с.
10.Зерег Ф. Методика совершенствования координационных способностей футболистов 14-15 лет / Ф. Зерег, М.В. Жийяр, А.А. Рязанов /Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 2 (166). С. 42-47.
11.Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1997. 444 с.
12. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А.Г. Карпеев ; Сибирская гос. акад.
физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1998. - 322 с.
13. Корнеева И.И., Таран И.И. Взаимосвязь координационных способностей
с показателями технической подготовленности баскетболистов массовых разрядов // Физическая культура, спорт и здоровье. - Йош-кар-Ола: Изд-
во МарГУ. 2014. № 23. С. 170-174.
14. Короленко А.Г. Совершенствование отдельных элементов футбольной
техники на основе тренировки координационных способностей //
Физическая культура, спорт и здоровье - Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ.
2015. № 26. С. 145-148.
15. Лях В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история теория экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. 1995. № 11. С. 16-23... 42