Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения (Московский Университет им. С.Ю. Витте)

Работа №179228

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №143 (г. Москва).
Выборка: 12 педагогов.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ 6
1.1 Основные задачи, способы и специфика педагогического общения 6
1.2 Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 16
2.1 Подготовка и констатирующий этап исследования влияния личностных качеств педагога на эффективность педагогического общения 16
2.2 Реализация эмпирического исследования влияния личностных качеств педагога на эффективность педагогического общения 25
2.3 Оценка эффективности программы 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Актуальность темы исследования определяется тем фактом, что личностные качества учителя — один из самых важных факторов, который определяет эффективность педагогического общения. В наше время существует огромное множество учебных заведений, которые обязаны не только дать знания, обучить и подготовить ребенка к вступлению во взрослую жизнь, но и обеспечить полноценное всесторонне развитие личности ребенка. Существующие системы воспитания подрастающего поколения обеспечивают благоприятные условия для формирования достойного развитого человека. Происходящие изменения в жизни общества требуют постоянного совершенствования в формировании культуры личности педагогических кадров, которые способны соответствовать динамике современной российской действительности. Поэтому важно следить за многими критериями психолого-педагогической культуры преподавания и общения учителей, тщательно подбирать необходимые технологии обучения.
Тема достаточно широко освещена в отечественной литературе. Личные качества педагога структурировались в работах Бабанского Ю.К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др. Личностные качества учителя рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов. Мижерикова В.А. и Ермоленко М.Н. в учебнике «Введение в педагогическую деятельность» посвятили целый параграф, посвященный профессионально-значимым качествам личности педагога. Также стоит отметить термин «качества педагога», который используется многими педагогами и психологами (Э.И. Моносзон, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, И.А. Зимняя и др.). Зависимость качеств учителя от законов и закономерностей педагогики и социологии выражена в социальных функциях педагога и специфики (особенностей) педагогической деятельности. Если эти законы, функции и особенности на основе научных данных определены верно, то и «качества» педагога будут определены не волевым образом, не субъективно, а объективно. Среди наиболее важных написанных трудов является труд Я. Коменского «Великая дидактика».
Объект исследования – личность учителя.
Предмет исследования – эффективность педагогического общения.
Цель исследования: определить влияние личностных качеств учителя на эффективность педагогического общения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. провести анализ теоретических источников по проблеме развития профессиональной компетентности педагогов в рамках педагогического общения;
2. изучить личностные качества учителя, способствующие эффективному образовательному процессу и коммуникации с учащимися;
3. провести эмпирическое исследование по проблеме взаимосвязи личностных качеств учителя и эффективности педагогического общения;
4. реализовать процесс применения разработанной программы для совершенствования профессиональных и личных качеств учителя.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между личностными качествами учителя и эффективностью педагогического общения.
Методы исследования:
1) теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез;
2) эмпирические: тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения выработанных в ней психолого-педагогических рекомендаций теми или иными участниками образовательного процесса.
База исследования: в исследовании участвовали педагоги Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения №143.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ научной литературы и результатов эмпирического исследования показал, что проблема развития личностных качеств педагоговв настоящее время является весьма актуальной. Цель исследования достигнута.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены и успешно решены следующие задачи:
1. Проведен анализ теоретических источников по проблеме развития профессиональной компетентности педагогов в рамках педагогического общения. Установлено, что педагогическое общение представляет собой профессиональное взаимодействие учителя с учениками в рамках образовательного процесса. Оно включает в себя организацию отношений и управление общением в классе. Это многосторонний процесс, направленный на установление и развитие коммуникации, взаимопонимания и сотрудничества, основываясь на общих целях и содержании работы.
2. Изучены личностные качества учителя, способствующие эффективному образовательному процессу и коммуникации с учащимися. Для эффективного педагогического общения учителю необходим ряд личностных качеств, среди которых важны конституционные факторы, такие как эмоциональная стабильность и баланс между интроверсией и экстраверсией. Большое значение имеют организационные и коммуникативные качества, способствующие грамотной организации взаимодействия в классе. Педагог должен проявлять эмпатию и педагогический такт, поддерживать культуру профессионального общения и заниматься самоанализом для выявления своих сильных и слабых сторон. Умение заинтересовать учеников материалом, сотрудничать с ними и объективно оценивать их знания формирует мотивационную структуру и способствует личному и профессиональному самосовершенствованию. Такой стиль общения позволяет создать атмосферу доверия и уважения, что является основой успешного обучения.
3. Проведено эмпирическое исследование по проблеме взаимосвязи личностных качеств учителя и эффективности педагогического общения. В исследовании участвовало 12педагогов разной квалификационной подготовки. В работе были использованы методикиН. П. Фетискина «Самооценка творческого потенциала личности», Ю. М. Орлова «Потребности в достижении успеха»), Т. М. Шамовой «Исследование барьеров педагогической деятельности», В. И. Зверевой «Диагностика личностных качеств учителя».
4. Проведен анализ результатов эмпирического исследования влияния личностных качеств педагога на эффективность педагогического общения на базе МБОУ №143.
Сопоставив полученные результаты по всем методикам на констатирующем этапе, были выделены проблемные зоны и педагоги, которым требуется совершенствовать свою коммуникационную стратегию и навыки общения с детьми.
5. Составлена и реализована программа «Эффективная коммуникация и развитие творческого потенциала». В ходе реализации программы были использованы разнообразные способы, методики и технологии. В основу программы была положена концепция комплексного совершенствования коммуникационных навыков педагогов, который включалобмен опытом среди коллег, саморазвитие, обучение теории и технологиям коучинга. В рамках составленной психокоррекционной программы проводилась работа над повышением личностных, профессиональных и коммуникационных навыков педагогов.
В результате контрольного исследования подтверждено, что существует взаимосвязь между личностными качествами учителя и эффективностью педагогического общения



1. Митина Л.М., Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.
2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб., 2000, 2008.
3. Макаренко А. С. Собрание сочинений: т. 4. — М.: Педагогика.
4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2011. – 480 с.
5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 381 с.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». - 416 с. 2016.
7. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.– 439 с.
8. Петрова Е. А., Акимова Н. Н., Романова А. В., Соколовская И. Э. Имидж современного учителя в представлении старшеклассников // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 97-119.
9. Митина Л.М. Альтернативные модели профессионального труда педагога: общее, особенное, индивидуально-типологическое // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм, №1. 2021. С.238-243.
10. Бикмаев М.Р. Роль общения в педагогическом процессе // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2021. №8. Том 11. С. 177-179.
11. Рахмонов, А. Б. Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе / А. Б. Рахмонов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 3-6.
12. Датхужева З.К. Педагогическое общение как условие реализации профессиональной деятельности учителя начальных классов // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
13. Змиевская М.М., Зимевской В.В. Функции педагогического общения // Вестник науки и творчества. 2020. №1. С. 25-29.
14. Шамова Т. М. Менеджмент в управлении школой [Текст]: учеб. пособие для слуш. сист. ППК организаторов образования / Т. И. Шамова, Н. В. Немова. М.: NB-Магистр, 1992. 232 с.
15. Зверева В.И. Диагностика личностных качеств учителя // Завуч. - 1998. - № 3. - С. 20.
16. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Розанова В. А. Психология управления. М., 1999. С. 105-106.
17. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / Издательство Института психотерапии. 2005 г. 496 с.
18. Введение в педагогическую деятельность учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г.Шапошникова и др. ; под ред. А. С. Роботовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.
19. Загвязинский, В. И. Общая педагогика учебное пособие / В. И. Загвязинский. – М. :Высш. Школа, 2019. – 391 с.
20. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2019.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ