ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 21
1.1. Сущность и содержание понятия «информационная культура студента-
международника» как междисциплинарный феномен 21
1.2. Современные требования к профессиональной языковой подготовке
студента-международника в рамках информационной культуры 42
1.3. Структура, критерии, показатели и уровни сформированности
информационной культуры студента-международника 67
1.4. Модель формирования информационной культуры студента-
международника в процессе обучения иностранному (немецкому) языку 88
Выводы по Главе 1 100
ГЛАВА 2. ВЕРИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-МЕЖДУНАРОДНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ 103
2.1. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию
информационной культуры студента-международника в процессе обучения иностранному (немецкому) языку 103
2.2. Содержательно-технологическое обеспечение модели 152
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения 177
Выводы по Главе 2 226
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 226
БИБЛИОГРАФИЯ 229
ПРИЛОЖЕНИЯ 249
Актуальность исследования проблемы формирования информационной культуры студента международного профиля обусловлена все более охватывающей информатизацией современного социума, процессы которой принимают глобальный характер в силу трансграничности информационных технологий, затрагивающих все страны современного мира . Глобальные тенденции, характеризующиеся ускоряющимся темпом прироста нового знания и расширением границ информационного пространства, сказываются и на качестве профессиональной подготовки специалиста международного профиля, актуализируя его способность оперативно собирать и обрабатывать большие объемы информации по поставленной проблеме, адекватно оценивать получаемые сведения, выявлять имеющиеся лакуны и отфильтровывать попытки информационного воздействия (ПК-28) .
Требования к владению специалистом-международником
профессиональными компетенциями в рамках его способности собирать и обрабатывать профессиональную информацию, заложили предпосылки для формирования информационной культуры - информационной культуры кибернетического характера, выступающей в качестве неотъемлемой составляющей профессионального образа современного международника, вынужденного постоянно адаптироваться к условиям изменяющихся информационных реалий международного пространства. В тоже время инновационные технологии в области средств передачи, обработки и сохранения информационных ресурсов способствуют не только появлению необходимости в приобретении специалистом-международником новых навыков и умений информационного характера, но и подчеркивают значимость самого процесса формирования информационной культуры как фактора национальной безопасности и суверенитета.
Способность специалиста-международника адекватно оценивать и фильтровать поступающую информацию, как составляющих его информационной культуры, напрямую связана с владением иностранным языком, выступающим в качестве основополагающего компонента его профессиональной готовности, расширяющей границы его информационных и профессиональных возможностей. Процесс иноязычной подготовки студентов по специальности «Международные отношения» напрямую связан с процессом формирования их информационной культуры и является дополнительным и важным фактором становления многопланового специалиста в восприятии информационного международного пространства. Знание иностранных языков, умение коммуницировать с зарубежными коллегами, позволяет международнику оперативно (без посредников-переводчиков) обрабатывать огромные объемы информации, что приобретает все большее значение в международной практике.
В этой связи стоит отметить, что качественной профессиональной подготовкой специалистов международного профиля, обладающих соответствующими компетенциями, занимается сравнительно небольшое количество вузов, чем и объясняется актуальность и научный интерес к изучению процесса формирования информационной культуры студентов международного профиля в процессе обучения иностранному языку на примере МГИМО МИД России.
Перечисленные факторы обусловили актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения и анализа информации, ее влияния на личность - не нова. Первые попытки изучения понятия «информация» были представлены в рамках исследования проблемы истинного знания и способов его познания в работах философов Античности, Средневековья, Нового Времени (труды Гераклита, Аристотеля, Сократа, Тита Флавия, Августина Блаженного, Л.о Да Винчи, Н. Коперника, Г. Галилея, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Жан-Жак Руссо, Дж. Локка, М. де Монтеня, Ф. Бэкона, Г. Лейбница, П.Я Чаадаева, А.И. Герцена и др.).
Дальнейшее изучение явления информации в рамках философского подхода происходило параллельно с разделением и выделением понятий «знания» и «информации» в отдельные научные проблемы. Информация стала рассматриваться в качестве уникального технологического продукта ХХ века, интерес к изучению которого, был представлен в работах зарубежных (M..J. Menou, H. Rader, R.S. Taylor, J. Miller, K. Cherry, K. Shannon, U.R. Eshbi) и отечественных ученых (И.А. Акчурина, Л.Б. Баженова, Б.В. Бирюкова, И.И. Гришкина, Д.И. Дубровского, Н.И. Жукова, П.В. Копнина, А.М. Коршунова, А.И. Лисина, И.С. Нарского, И.Б. Новика, Л.А. Петрушенко, М.И. Сетрова, Э.П. Семенюка, В.С. Тюхтина, А.Д. Урсула и др.). Ощутимый вклад в становление проблемы информационной культуры внесли работы таких ученых, как Й. Масуда, Р.Кац, Д.Белл, Ф. Ферраротти, М. Кастельс, Э. Тоффлер, посвятивших себя изучению специфики «информационного социума». Глубине анализа проблемы информации способствовали работы выдающихся математиков, кибернетиков, специалистов по информатике, психологов, рассматривающих данный феномен в контексте информационного взаимодействия между человеком и машиной (А.И. Берг, Д.И. Блюменау, Л. Бриллюен, Н. Винер, В.М. Глушков, А.А. Денисов, и др.), подготовивших теоретическую базу для формирования информационной культуры личности.
Феномен «информационная культура личности», включающий два взаимосвязанных явления «информация» и «культура», рассматривался в научных трудах по философии, педагогики, психологии, культурологии, что было обусловило появление множества междисциплинарных работ, затрагивающих проблему формирования информационной культуры личности: Р.В. Беляев (информационная культура личности: ведущие методологические подходы); Т.Д. Ахмеджанова (формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации образовательной ситуации); М.Ю. Виноградская и В.Г.
Виноградский (Исследование информационной культуры личности через уровни информационной компетенции); Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова (формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины); С.В. Гриценко (информационная культура личности в постиндустриальном обществе); А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева (информационная культура личности); Л.Д. Забокрицкая (информационная культура современной молодежи: угрозы и вызовы виртуального социального пространства); В.П. Казанцева (информационная культура личности: социально-философский анализ).
Формирование информационной культуры личности эффективно проходит в рамках создания определенной информационной среды и информационной базы: Ю.Н. Дрешер (изучение пользователей как исходная база формирования комфортной информационной среды); А.В. Гагарин (информационная личность в экологической психологии), Л.К. Раицкая (развитие информационной личности в деятельности: энвайронментальная составляющая); М.Г. Вохрышева
(информационная культура города) и др. Проблеме формирования у студентов международного профиля иноязычной коммуникативной компетентности и составляющих ее компетенции были посвящены работы: Л.С. Воронова, А.Ю. Маевская; Е.В. Воевода, В.Б. Кириллов (профессиональная языковая подготовка студентов-международников); Н.В. Кондрашова (иноязычная коммуникативная компетенция как составляющая общей профессиональной компетенции выпускника неязыкового вуза); И.Н. Петрова (новые ориентиры для подготовки студентов-международников в области обучения иностранному языку) и др.
Итак, анализ теоретического и научно-методологического материала продемонстрировал наличие значительного количества исследований в отношении определения понятия и сущности информационной культуры личности, способов и путей формирования информационной культуры личности в контексте многообразных междисциплинарных подходов к изучению данного феномена. Вместе с тем, анализ имеющихся источников выявил полное отсутствие исследований процесса формирования информационной культуры в контексте обучения иностранному языку.
В этой связи, существующий на данный момент теоретический и практический багаж знаний по исследуемой проблеме, внес огромный вклад в понимание общей природы информационной культуры, оставив при этом ряд противоречий открытыми для изучения и их разрешения в настоящей диссертации:
- на социально-педагогическом уровне: между государственным заказом (ФГОС ВО, СОС МГИМО МИД РФ) и международными требованиями в отношении высокого уровня информационной культуры выпускником как владение им информационной грамотностью, профессионально-языковой компетентностью, открывающие доступ индивиду к огромному запасу информации и недостаточной разработанностью методологической базы, необходимой для формирования профессиональных компетенций студента международного профиля обучающегося по программе бакалавриат;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью и
целесообразностью поэтапного формирования информационной культуры студента-международника в ходе обучения иностранному языку и недостаточной научно-теоретической оснащенностью данного процесса в педагогической науке и практике преподавания иностранного языка;
- на уровне идеализации исследуемого процесса: между необходимостью смоделировать процесс формирования информационной культуры бакалавра в ходе обучения иностранному языку с целью воспроизведения, имитации существенных черт объекта-оригинала и разъяснения всех его этапов и отсутствием разработанности адекватной модели, направленной на достижение цели;
- на технолого-дидактическом уровне: между объективными
потребностями использования в практике формирования информационной культуры инновационных технологий и продвинутых методик и недостаточной разработанностью содержательно-технологических основ, а также путей реализации данного требования в ходе вузовской подготовки международников.
Данные положения определили проблему диссертационного исследования: каковы необходимые организационно-педагогические методики и технологии, способствующие эффективности процесса формирования информационной культуры студента-международника в ходе обучения иностранному языку. В соответствии с проблемой была сформулирована тема исследования: «Формирование информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку».
Объект исследования: процесс формирования информационной культуры студента международного профиля.
Предмет исследования: формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку средствами эффективных образовательных технологий.
Цель исследования состоит в определении, теоретическом обосновании, верификации и экспериментальной проверке разработанной модели формирования информационной культуры бакалавра в ходе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования. Повышение эффективности процесса формирования информационной культуры студентов международного профиля в процессе обучения иностранному языку возможно при условии, если:
- осуществлена теоретико-методологическая разработка понятия «информационная культура студента-международника» как междисциплинарный феномен;
- выявлены современные требования к профессиональной языковой подготовке студента-международника, обеспечивающей эффективность его информационной культуры;
- определен компонентный состав сформированности информационной культуры студента-международника, ее показатели и уровни на основании полученных данных;
- разработана модель формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку и сопровождающий ее технолого-методический комплекс.
В соответствие с целью, объектом, предметом и положениями гипотезы необходимо решить исследовательские задачи:
1. Уточнить сущность и содержание понятия «информационная культура студента-международника» как междисциплинарный феномен.
2. Выявить современные требования к профессиональной языковой подготовке студента-международника в рамках информационной культуры.
3. Определить компонентный состав сформированности
информационной культуры студента-международника, ее показатели и уровни на основании полученных данных.
4. Разработать модель формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку.
5. Дать рекомендации в формировании информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку на примере немецкого средствами разработанного технолого-методического комплекса.
Методологическая основа диссертационного исследования базируется на: подходах к процессу формирования информационной культуры студента- международника: компетентностном подходе (Ж.Б. Бейсбекова, Е.В. Воевода, Е. Г. Замолоцких, И.В. Кондратенко, Э. В. Лихачева, А. С. Огнев, Н.М. Романенко,
A. А. Хомутова, Д. И. Черешнева); уровневом подходе (А.А. Деркач, М.В. Кларин); структурно-функциональном подходе (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон); на методе моделирования (Е.Н. Землянская, Г.В. Йолева, М.Ю. Королев,
B. В. Никандров, И.Ю. Павлова; З.И. Шимко), на базовых положениях педагогики, психологии высшего профессионального образования в отношении профессиональной иноязычной подготовки студентов (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Е.В. Воевода, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Л.Н. Давыдова, В. Б. Кириллов, Е.В. Красильникова, А.З. Насиханова, Н.С. Сахарова, Н.Н. Сергеева, А.Н. Леонтьев).
В теоретико-методологическую базу диссертационного исследования по теме формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку вошли общенаучные и педагогические методы исследования: теоретические (анализ, синтез,
обобщение, прогнозирование, моделирование) и эмпирические (педагогический эксперимент, опрос, анкета, математическая статистика, метод включенного наблюдения, неформализованные беседы, опрос (анкетирование), методы сбора и обработки данных - SPSS Statistics).
Теоретической основой исследования стали: теории информации (Л. Б. Баженов, Б. В. Бирюков, Н. Винер, И. И. Гришкин, Д. И. Дубровский, Н. И. Жуков, И. Б. Новик, Л. А Петрушенко, А.Д. Урсул, К. Шеннон, У. Эшби) и культуры (Р.Барт, Ф. Боас, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Крёбер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, К. Маркс, А. Рэдклифф-Браун, Э. Сепир, П. Сорокин, Э. Тайлор, Л. Уайт, К. Уислер, А. Швейцер, О. Шпенглер, Ф. Энгельс); теории информационной культуры личности, общества и глобального информационного пространства (А.Н. Ванеев, Н.И. Гендина, Е. В. Данильчук, Н.И. Колкова, В. А. Минкина, Г.А. Стародубова, А.Э. Токтаньязова, Ю.В. Уленко, А.В. Уразова, З.Н. Шумахова); теории информационного (информационно-поискового) поведения (Ю.Н. Дрешер, Н.С. Лисовская, Г.Б. Паршукова), теории информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Р.Кац, Й. Масуда, Э. Тоффлер, Ф. Ферраротти).
База опытно-экспериментального исследования. Исследование проблемы формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку проводилось с 2014 по 2019 год на базе Московского Государственного Института Международных Отношений (МГИМО МИД РФ, г. Москва) на факультетах «Международные отношения» (МО) и «Управления и Политики» по направлению подготовки 41.03.05 (уровень бакалавриат). В качестве выборки выступили студенты первого и второго курса (на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы), которые перешли на второй и третий курс обучения (на формирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы). Для качественного и количественного анализа эффективности разработанных нововведений, как и оценки динамики процесса формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку в рамках опытно-экспериментальной работы студенты были разделены на две группы испытуемых: контрольную (КГ), составившую группу из 35 студентов и экспериментальную (ЭГ), представленную 35 студентами. Таким образом, общий размер выборки составил 70 человек.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на протяжении пяти лет в промежутке между 2014 и 2019 годами и состояла из нескольких этапов.
Первый этап (2014-2015 учебный год) включал в себя анализ теоретического и методологического материала по исследуемой проблеме формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку; процесс изучения имеющейся литературы междисциплинарного характера (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики) по проблеме информации, культуры и информационной культуры, включая анализ первоисточников и современных исследований, нормативных документов ФГОС ВО по вопросам ключевых социальных и профессиональных компетенций, составляющих основу информационной культуры студента международного профиля; анализ международных требований к социально-профессиональному образу специалиста по международным отношениям; исследование традиционных и инновационных методик преподавания иностранного языка в рамках обучения студентов немецкому языку; анализ программ и методик обучения иностранному языку в МГИМО МИД России, работу по разработке теоретической и педагогической основы для исследования (объект, предмет, цели, задачи, гипотеза), процесс формирования выборки; процесс определения основных критериев и показателей сформированности информационной культуры у студентов; процесс наблюдения за процессом формирования информационной культуры у студентов в процессе их языковой подготовки (на уроках немецкого языка); разработку анкеты исследования.
Второй этап (2015-2016 учебный год) включал в себя работу по разработке теоретической и педагогической основы для исследования (объект, предмет, цели, задачи, гипотеза), процесс формирования выборки; процесс определения основных критериев и показателей сформированности информационной культуры у студентов; процесс наблюдения за процессом формирования информационной культуры у студентов в процессе их языковой подготовки (на уроках немецкого языка); разработку анкеты исследования и проведение анкетирования с целью выявления базового (первичного) уровня сформированности информационной культуры у испытуемых, иначе говоря, был реализован констатирующей эксперимент в рамках опытно-экспериментальной работы, а также проведен анализ и интерпретация полученных данных (с помощью программы статистической обработки данных SPSS Statistics).
Третий этап (2016-2017 учебный год) состоял из процесса формирования ключевых компонентов информационной культуры у студентов международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку с помощью внедрения в процесс их языковой подготовки новых технологий. На данном этапе был осуществлен формирующий эксперимент, в рамках которого были отобраны, разработаны и реализованы в процессе языковой подготовки студентов экспериментальной группы (на уроках немецкого языка) инновационные технологии, нацеленные на качественное изменение показателей сформированности ключевых компонентов информационной культуры (когнитивно-поведенческого, профессионально-речевого и адаптивно¬профессионального) у студентов.
Четвертый этап (2017-2019 учебные годы) включал в себя анализ эффективности технологий, внедренных в процесс языковой подготовки студентов экспериментальной группы, с целью формирования у них ключевых компонентов их информационной культуры. На данном этапе проводилось анкетирование обеих групп испытуемых: контрольной и экспериментальной, с целью выявления возможной динамики в отношении показателей (компонентного состава) их информационной культуры, как и предположительных различий данных показателей у обеих групп, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных (с помощью программы статистической обработки данных SPSS Statistics), а также были сделаны основные выводы в отношении опытно¬экспериментальной работы исследования.
Научная новизна исследования:
- было уточнено и дополнено понятие «формирование информационной культуры бакалавров-международников в ходе обучения иностранному языку», основанное на анализе преподавания иностранного (немецкого) языка специалистам данного профиля, где центральное место отводилось владению профессионально-языковой компетенции международника в рамках его способности собирать и обрабатывать профессиональную информацию средствами немецкого языка, обладать информационной грамотностью, открывающие доступ индивиду к огромному запасу информации;
- определен компонентный состав сформированности информационной культуры студента-международника, ее показатели и уровни на основании полученных данных (когнитивно-поведенческий компонент как синтез информационной и компьютерной грамотности студента, необходимых ему в условиях современных информационных реалий; профессионально-речевой компонент как неотъемлемая часть информационной культуры студента- международника, открывающие доступ индивиду к огромному запасу информации; адаптивно-профессиональный компонент, определяющий специфику информационного мышления студента, как степень готовности специалиста к информационному поведению);
- выявлены ресурсные возможности авторского Технологического комплекса, включающего алгоритмы электронного поиска (google, yahoo, lingvo live), методики интерактивных игр, эссе, рассказы на немецком языке, ролевые игры, технологии обучения немецкому языку для эффективного формирования информационной культуры;
- на основе компетентностного, структурно-функционального подходов разработана и реализована модель формирования информационной культуры студента-международника в процессе обучения иностранному (немецкому) языку;
- разработаны и научно обоснованы практические рекомендации в деле формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку.
Теоретическая значимость исследования. Полученные теоретические и методологические выводы исследования вносят определенный вклад в педагогику высшей школы и профессиональную подготовку студентов международного профиля; в контексте исследования уточнен содержательный объем теоретических понятий «информационная культура», «информационная культура студента международного профиля»; компонентный состав информационной культуры (когнитивно-поведенческий компонент как синтез информационной и компьютерной грамотности студента, необходимых ему в условиях современных информационных реалий; профессионально-речевой компонент как неотъемлемая часть информационной культуры студента- международника, открывающие доступ индивиду к огромному запасу информации; адаптивно-профессиональный компонент, определяющий специфику информационного мышления студента, как степень готовности специалиста к информационному поведению); обоснована совокупность теоретических требований, принципов к содержательно-технологическому обеспечению информационной подготовки специалистов международного профиля; теоретически обоснована критериально-оценочная база, позволяющая определить уровень сформированной информационной культуры.
Практическая значимость исследования обуславливается
эффективностью разработанного технологического комплекса, нацеленного на эффективность формирования модели информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному (немецкому) языку на основе разработанных и внедренных в настоящее исследование техник по формированию у студента профессиональных компетенций информационного характера. Предложенные методы и методики зарекомендовали себя в рамках опытно-экспериментальной проверки на базе Московского государственного института международных отношений МГИМО МИД России и показала свою эффективность, поэтому может быть актуальна для применения в других Вузах международного профиля. Внедрение Технологического комплекса на практике способствовало эффективному процессу формирования информационной культуры у студентов международного профиля, путем формирования и развития у них ключевых компонентов их информационной культуры, включающих в себя ряд способностей студентов (компетенций) в отношении самостоятельной работы с информационными ресурсами на русском и иностранном языке в рамках процесса получения, обработки, сохранения и трансляции информации, навыков работы с информационными ресурсами, как в реальной, так и в виртуальной среде, реализации самостоятельной образовательной деятельности.
В результате исследования были сформированы и реализованы следующие авторские технологии: «Фиксации числительных на немецком языке», «Интерактивная игра на внимательность», технология «Электронный поиск: google, yahoo, lingvo live»; Игра «История в открытках»; эссе «Meine Freizeit mit der deutschen Sprache» (русс. Мое свободное времяпрепровождение с немецким языком); рассказ на тему «Wie kann man Deutsch durch die Kultur lernen» (русс. Как можно учить немецкий язык посредством культуры); разработанные задания к теме «Das Leben in der digitalisierten Welt» (русс. Жизнь в цифровом мире).
Данные проведенного исследования дополняют и расширяют спектр педагогических методик и техник в отношении профессиональной подготовки специалистов международного профиля по программе бакалавриата, а также закладывают базис для формирования инновационно-информационной модели личности студента.
Личный вклад автора диссертации заключается в его полноценном участии во всех этапах проведенного исследования (теоретическом, экспериментальном, заключающем), в теоретическом определении понятия «информационной культуры студента международного профиля» в процессе обучения немецкому языку»; в разработке и реализации опытно- экспериментальной работы по внедрению модели формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения немецкому языку, в процесс языковой подготовки студентов; в обработке и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования базируется на традиционных и инновационных теоретических и методологических подходах по отношению к процессу обучения иностранному (немецкому) языку в высших учебных заведениях, к специфике обучения студентов в рамках образовательной среды вузов международного профиля; подходах к созданию условий для формирования информационной культуры у студентов; на широком спектре имеющегося материала по смежным проблемам; на практической применимости разработанных методик и техник, основанных на базе компетентностного, уровнего и структурно-функционального подхода, а также на эмпирической обоснованности предложенных гипотетических положений в отношении принципов формирования информационной культуры у студентов международного профиля программы бакалавриата в процессе обучения немецкому языку; на реализации опытно-экспериментальной работы с учетом цели, задач и положений гипотезы исследования, а также возможности для реализации повторного эксперимента; как и на валидности данных отсроченного контроля.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Ключевые теоретические и практические выводы данного исследования нашли свое отражение в ряде публикаций и были представлены, как на конференциях, так и в ряде журналов, входящих в список ВАК Министерства высшего образования и науки РФ.
Результаты исследования рассматривались в рамках методологических семинаров кафедры педагогики Московского государственного института международных отношений МИД России, и получили одобрение со стороны членов кафедры. Кроме того, учебные программы по формированию информационной культуры в процессе обучения немецкому языку реализуются в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов-международников программы бакалавриата МГИМО МИД России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационная культура специалиста по направлению «Международные отношения» представляет собой интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся его способностью грамотно собирать, обрабатывать профессиональную информацию и адекватно реагировать на сложные международные ситуации, руководствуясь при этом иноязычной компетенцией, выступающей в качестве основополагающего компонента его профессиональной готовности, расширяющей границы его информационных и профессиональных возможностей. Процесс иноязычной подготовки студентов по специальности «Международные отношения» напрямую связан с процессом формирования их информационной культуры и является важным фактором становления многопланового специалиста в восприятии информационного международного пространства, демонстрирует грамотное информационное и информационно-поисковое поведение специалиста как способность индивида к реализации целенаправленной, осознанной инновационно-информационной деятельности в условиях изменяющихся социальных, экономических и информационных реалий.
2. Структурные компоненты информационной культуры студента- международника включают в себя: когнитивно-поведенческий компонент (способность студента к информационной рефлексии, его навыки в отношении грамотного процесса восприятия, поиска, фиксации и передачи информации, его способность к толерантному восприятию информации через призму разных точек зрения, его навыки работы с разными источниками информации в реальной и виртуальной среде, способность к систематизации информации, как и использованию полученной информации в индивидуальных социальных практиках, его навыки работы с техническими средствами получения, обработки, фиксации и передачи информации, включающие в себя способность студентов к осуществлению информационной деятельности с применением информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), его навыки отбора и анализа информационных интернет-ресурсов, виртуальных информационных источников, поиска и практического применения информации из Интернета); профессионально-речевой компонент (способность студента к социо- профессиональной деятельности на немецком языке в письменной и устной форме в рамках процесса восприятия, анализа, сохранения, трансляции информации на немецком языке, его способность к процессу восприятия информации на немецком языке, коммуникации на языке, аудированию, чтению и мышлению; его владение общим и профессиональным немецким языком, бизнес- этикетом, его понимание культурной специфики немецкого языка, способность к поисковой деятельности на иностранном языке, способность к работе с общими и профессиональными методами поиска иноязычной информации, способность к самостоятельной образовательной деятельности по иностранном (немецкому) языке, его мотивация к изучению немецкого языка, интерес к изучению немецкой культуры/ посещению культурных мероприятий); адаптивно-профессиональный компонент (личные и социальные качества индивида, его мотивационные установки, его способность к самосовершенствованию и развитию, его способность к процессу осознанного социального и профессионального развития в рамках индивидуальной информационной деятельности, способность к адаптации в условиях изменяющейся информационной реальности, его мотивацию к дальнейшему процессу обучения, готовность совершенствоваться и меняться параллельно с условиями информационной среды, его образовательную активность, критическое мышление, способность к саморефлексии на уровне изменения индивидуальной модели информационного поведения и мышления).
3. Модель формирования информационной культуры студента- международника в процессе обучения иностранному (немецкому) языку состоит
из целеполагающего, компонентно-критериального, содержательно¬
технологического и итогово-результативного блока. Целеполагающий блок отражает цель исследования-формирование информационной культуры студента- международника, достижение которой возможно при решение таких задач, как формирование у студентов мотивационных установок по отношению к процессу изучения иностранного (немецкого) языка, как и процессу самообразования в целом, ознакомления студентов с методиками самостоятельного изучения языка. Компонентно-критериальный блок выражает сущность трех ключевых компонентов информационной культуры студентов: когнитивно-поведенческого, профессионально-речевого и адаптивно-профессионального. Содержательно¬технологический блок содержит в себе формы (практические занятия, самостоятельная работа), методы (словесные, наглядные, практические) и средства обучения (электронные системы поиска информации, словари, аудио- и видеоресурсы и т.д.), способствующие созданию благоприятных педагогических условий для формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе языковой подготовки. Итогово-результативный блок включает в себя методику определения уровней сформированности ключевых компонентов информационной культуры (авторскую анкету), которые диагностируются через призму трех показателей: высокого, среднего, низкого.
4. Технологический комплекс представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный перечень техник и технологий, методов и методик, способствующих повышению качественного уровня информационной
культуры студента международного профиля: «Фиксации числительных на немецком языке», «Интерактивная игра на внимательность», авторская технология «Электронный поиск: google, yahoo, lingvo live»; Игра «История в открытках»; Эссе «Meine Freizeit mit der deutschen Sprache» (русс. Мое свободное времяпрепровождение с немецким языком); Рассказ на тему «Wie kann man Deutsch durch die Kultur lernen» (русс. Как можно учить немецкий язык посредством культуры); разработанные задания к теме «Das Leben in der digitalisierten Welt» (русс. Жизнь в цифровом мире).
Структура диссертационного исследования содержит в себе введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования информационной культуры студентов университета в процессе обучения иностранному языку» раскрывается сущность и особенности понятия информационной культуры студентов международного профиля через призму многополярности междисциплинарных подходов. Информационная культура рассматривается как актуальная научная проблема философии, библиографии и педагогики. Отдельно изучается процесс формирования информационной культуры студента международного профиля в рамках образовательной среды вуза международного профиля (МГИМО МИД РФ), особый акцент в данном случае делается на роли языковой подготовки студентов-международников в контексте становления их информационной культуры.
В первой главе изучаются, анализируются и определяются основные локальные (государственные, социальные) и международные требования, как и социальные ожидания (прогнозы) в отношении профессиональной подготовки специалиста по направлению 41.03.05 «Международные отношения» (бакалавриат), выраженные через призму социальных и профессиональных компетенций (способностей) индивидов; выделяются и определяются основные критерии, показатели и уровни сформированности информационной культуры студентов международного профиля, как и типы информационной личности студентов, а также разрабатывается рабочая модель процесса формирования информационной культуры студента-международника в процессе обучения иностранному языку.
Вторая глава диссертации: «Верификация модели формирования
информационной культуры студента-международника в процессе обучения иностранному (немецкому) языку» отражает содержание разработанной модели, особенности ее внедрения и специфику полученных выводов и разработанных рекомендаций.
На основании анализа теоретического и методологического материала по исследуемой проблеме и проведенной опытно-экспериментальной работе были получены следующие результаты:
(1) определена сущность феномена информационной культуры студента международного профиля, которую можно охарактеризовать как
многоаспектную модель информационного мировоззрения индивидов, обусловленную их толерантным отношением к иным социально-культурным взглядам и особенностям, включающую в себя информационную и
компьютерную грамотность индивидов (на уровне их теоретических и практических знаний, умений, навыков, иначе говоря, компетенций) в отношении процесса восприятия, обработки, фиксации и передачи информационных ресурсов, их социальную и профессиональную информационную гибкость, а также качественное информационное (информационно-поисковое поведение), как способность индивида к осуществлению осознанной, целенаправленной и инновационно-информационной деятельности в условиях изменяющихся социальных, экономических и информационных реалий. В этой связи информационную культуру можно представить через призму единства трех ключевых взаимосвязанных компонентов: когнитивно-поведенческого,
профессионально-речевого и адаптивно-профессионального, воплотивших в себя основные социальные и профессиональные качества специалиста, востребованные в рамках современного информационного социума и актуальные для общества будущего (согласно социальным прогнозам). Уровень сформированности информационной культуры студента международного профиля можно определить с помощью уровней сформированности ее ключевых компонентов (низкого, среднего, высокого). Выявлен уровень первичной информационной культуры студентов международного профиля через призму анализа показателей сформированности ее ключевых компонентов;
(2) выявлены современные требования к профессиональной языковой подготовке студента международного профиля в контексте формирования информационной культуры;
(3) на основе компетентностного и структурно-функционального подходов разработана и реализована Модель формирования информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку (на примере немецкого языка), которая может быть адаптирована к другим иностранным языкам. Теоретически и экспериментально проверены педагогические условия формирования информационной культуры студентов международного профиля с помощью авторской модели формирования информационной культуры студента-международника в процессе обучения иностранному (немецкому) языку; обеспечения эмоционально комфортного климата на уроках немецкого языка, как и положительной мотивации к самостоятельному изучению немецкого языка у студентов, способствующих формированию у них мотивационных установок в дальнейшему процессу обучения и грамотному информационному поведению; дополнения содержания учебных материалов инновационными методами обучения немецкому языку ; разработки определенного набора технологий , направленных на формирование и развитие у студентов ключевых компонентов их информационной культуры в процессе обучения немецкому языку. Разработаны методологические и практические рекомендации по развитию информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку.
Таким обзором, в рамках опытно-экспериментальной работы были подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, реализована цель и задачи исследования.
1. Алекберова, Д.Р. Отношение подростков и их родителей к интересу как фактору выбора профессии/ Д.Р. Алекберова, А.В. Пушкина// Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2016. — № 9-1. — С. 39-43.
2. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — М.: ТК Велби, из-во: Проспект, 2005. — 608 с.
3. Аналитический центр НАФИ. Цифровая грамотность для экономики
будущего [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/tsifrovaya-gramotnost-dlya-ekonomiki- budushchego/ (дата обращения: 23.05.2019).
4. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры / под ред. сост. Л. А. Мостова. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 726 с. — (Культурология ХХ век).
5. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. — М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Москва, 2015. — Режим доступа: http://atlas 100.ru/about/#avtory (дата обращения: 23.05.2019).
7. Ахмеджанова, Т.Д. Формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации образовательной ситуации [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Ахмеджанова Татьяна Дмитриевна. — Чита, 2009. — 20 с. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003465776#?page=1 (дата обращения: 23.05.2019).
8. Байдильдинова, М.В. Компетентностный подход в сфере
профессионального образования/ М.В. Байдильдинова // Профессиональное образование и общество. — 2018. — № 3 (27). — С. 107-112.
9. Бауман, З. Индивидуализированное общество/ Зигмунт Бауман; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2005. — 390 с.
10. Бейсбекова, Ж.Б. Компетентностный подход - новая модель образования /Ж.Б. Бейсбекова // Успехи современного естествознания. — 2015.
— №1-1. — С.115-120.
11. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования/ Д. Белл; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 2004. — 788 с.
12. Беляев, Р.В. Информационная культура личности: ведущие
методологические подходы / Р.В. Беляев, Е.И. Григорьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — №2 (70). — С. 90 - 96.
13. Браславски, С. Развитие ключевых компетенций в образовании:
некоторые уроки из международного опыта [Электронный ресурс] / С. Браславски. — Режим доступа:
http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/IBE Competences.pdf (дата обращения: 23.05.2019).
14. Бриллюэн, Л. Наука и теория информации / Л. Бриллюэн; пер. англ.
А.А. Харкевича. — Москва: Государственное издательство физико¬
математической литературы, 1960. — 392 с.
15. Бураканова, Г.М. Социологическое исследование мотивации молодежи по выбору будущей профессии/ Г.М. Бураканова // Проблемы личности в современном мире: сб. материалов Международной научно-практической конференции (Орел, 30 марта 2017 г. ) / под ред. В.В. Гулякиной. — Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2017. — С. 17-22.
...170