Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Работа №17920

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2017
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность проблемы исследования. Одной из фундаментальных тем социального и гуманитарного знания является проблема социального взаимодействия. Важнейшим аспектом этой фундаментальной проблемы выступает состязательное (конкурентно-кооперативное) взаимодействие как атрибутивная черта природы человека. Неудивительно, что одной из наиболее распространенных в социальной психологии классификаций социального взаимодействия является рассмотрение его сквозь призму состязательных форм (кооперацию и конкуренцию). Нужно учитывать, что, с одной стороны, состязательность отражает некоторые основные характеристики взаимодействия, а с другой стороны, характеристики состязательности не сводятся исключительно к общим с интеракцией параметрам, а включают и отличительные от взаимодействия в целом черты, преобразуя, дополняя тем самым содержание самого взаимодействия.
Несмотря на давний интерес к данному явлению не только в социальной психологии, но и в смежных областях знания (истории, политологии, философии, экономике, биологии, педагогике, социологии и т.д.), необходимо отметить отсутствие какой-либо единой теории состязательности (соперничества). Взгляды многочисленных исследователей на природу состязательности, ее виды, механизмы функционирования, на детерминирующие данный феномен факторы, на последствия состязательности чаще расходятся, чем совпадают. Традиционно состязательность рассматривается в лучшем случае через призму дихотомических отношений конкуренции/кооперации (при игнорировании других ее видов).
Необходимость фундаментального анализа системы социальных, межличностных и внутриличностных отношений основных субъектов в различных сферах жизнедеятельности, закономерностей возникновения, протекания и изменения основных видов состязательности в межгрупповых и межличностных отношениях, выявление резервов социального и межличностного взаимодействия, преодоление негативных последствий отдельных видов состязательности определили научную и практическую актуальность выбранной темы.
Как большинство эмпирических проблем, исследование состязательности претерпевает в своем развитии два этапа. Первый этап, на котором данная проблема фактически остается, - аналитическая стадия, заключающаяся в рассмотрении отдельных видов и сторон состязательности, факторов их обусловливающих, последствий. Эта аналитическая (предтеоретическая) фаза рано или поздно должна быть сменена на более зрелую, системную, концептуальную фазу, когда доминирует уже не аналитическое, а структурное, системное исследование, то есть целостный охват данного явления. Аналитическая фаза, на которой длительное время разрабатывалась данная тема подошла к своему исчерпанию и в силу обилия материала, и вследствие недостаточности объяснительных схем (их малой мощности). Этим была обусловлена необходимость поиска новых подходов, которые представляют собой прежде всего переход с аналитической фазы на системную. Другими словами, логика аналитического подхода к проблеме состязательности завела фактически в тупик, выход из которого связан с переходом на новую стадию изучения данного феномена, к новой парадигме системности и метасистемности.
В связи с этим научная проблема состоит в том, чтобы вывести из состояния стагнации научный анализ феномена состязательности, проявляющегося в накоплении недостаточно упорядоченного многообразного эмпирического материала и отсутствии теоретического синтеза. Наиболее конструктивным вариантом преодоления этого застойного состояния по-видимому является переход с аналитической на синтетическую стадию анализа данного феномена. Рассматриваемая проблема может быть разрешена на основе разработки целостной социально-психологической концепции состязательности как разновидности взаимодействия и формы соактивности людей, базирующейся на парадигме системности и метасистемности. Она позволяет раскрыть данный феномен в объективно главных гносеологических планах: метасистемном, структурном, функциональном, генетическом и интегративном, и проанализировать на этой основе особенности развития отдельных видов состязательности на современном этапе развития российского общества. Этот подход раскрывает объект исследования в его основных, сущностных аспектах.
Таким образом, актуальность настоящего исследования получает, помимо предметного и методологическое обоснование, заключающееся в переводе анализа состязательности на иной уровень развития - с исходного, аналитического уровня исследования на целостный, системный.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Социально-психологическая концепция состязательности как разновидности взаимодействия и одной из форм соактивности субъектов разрабатывается впервые, несмотря на то что в социальной психологии и социологии, философии и экономике накоплен большой материал, позволяющий разработать социально-психологическую концепцию состязательности. Значительный вклад в становление предметного поля изучения состязательности внесли:
- теоретические разработки ранних социалистов-утопистов (Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье) и представителей ранней социологической и социально-психологической мысли (Ч. Дарвина, У. Самнера, Л. Гумпловича, А. Смола, П. Кропоткина, К. Маркса и др.), поставивших проблему состязательности и обосновавших необходимость изучения данной проблемы в социальной науке;
- основные теоретические представления о сущности и природе состязятельности, изложенные в работах представителей конфликтологического направления (Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера и др.), психоаналитической ориентации (З. Фрейда, К. Хорни и др.), теории поля и групповой динамики К. Левина, ситуационного подхода (включая представителей бихевиористской ориентации Дж. Долларда, Н. Миллера, А. Бандуру, Л. Берковица и др., «реалистической теории конфликтов» М. Шерифа и др., с теоретической вершиной в виде «конкурентно-кооперативной теории межличностного взаимодействия» М. Дойча), когнитивистского подхода (Г. Тэжфела, Дж. Тэрнера и др.), российских исследователей (В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко и др.), современные исследования природы состязательности (M. Argyle, R. Axelrod, B. Bettencourt, B. Bonta, C. Insko, D. Johnson, R. Johnson, J. Rabbie, J. Schopler, А.А. Ершов, А.Л. Журавлев, О.И. Зотова, Ю.С. Касюлис, М.И. Кекелия, В.В. Костюшев, Е.С. Кузьмин, Е.С. Махлах, В.В. Новиков, Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкий, В.А. Чикер, Е.В. Шорохова и др.);
- результаты теоретических и эмпирических исследований отдельных проблем состязательности: взаимосвязи между интергрупповой и интрагрупповой состязательностью
(M. Brewer, N. Miller, J. Rabbie, C. Insko, G. Schopler, B. Bettencourt, D. Pruitt, M. Pemberton,
I. Erev, G. Bornstein), оптимизации переговорного процесса (D. Tjosvold, C. De-Dreu,
G. Bornstein, D. Pruitt), выделение типов и форм состязательности (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Т.В. Эленурм и др.), исследование состязательных установок (А.А. Ершов, Ю.М. Жуков, А.Л. Журавлев, О.И. Зотова, Е.С. Кузьмин, В.В. Новиков и др.), включенность личности в состязательные отношения (А.А. Ершов, Ю.М. Жуков, О.И. Зотова, Ю.С. Касюлис, А.И. Левина, В.П. Позняков, А.А. Русалинова, Е.В. Шорохова, Т.В. Эленурм и др.);
- результаты исследования влияния различных факторов на формирование и развитие состязательности (B. Bonta, J. Schopler, C. Insko, J. Rabbie, M. Brewer, S. Neuberg, C. De Dreu, А.А. Ершов, А.Л. Журавлев, О.И. Зотова, Ю.С. Касюлис, П.М. Кацура, А.В. Рыжов, А.Л. Свенцицкий, О.А. Черникова, Е.В. Шорохова и др.);
- анализ последствий состязательности в работах М. Шерифа, D. Johnson, R. Johnson,
Э. Аронсона, B. Bonta, T. Pettigrew, B. Schlenker, B. Bettencourt, B. Brewer, В.А. Богданова,
A. Л. Журавлева, В.В. Костюшева, Е.С. Махлах, Л.М. Митиной, Т.М. Мишиной,
B. В. Новикова, В.П. Познякова, Е.С. Шороховой и др.;
- концептуальные представления о состязательности как составной части проблемы взаимовлияния группы и личности, изложенные в работах Г.М. Андреевой, Р. Зайенса,
H. Коттрелла, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, Х. Уилка и Э. ванн Книппенберга, Н.Ю. Хрящевой и др.
Следует отметить, что все эти теоретические подходы и прикладные исследования, независимо от их географической принадлежности или теоретической ориентации, объединяет определенная фрагментарность и односторонность в анализе состязательности. Таким образом, несмотря на многочисленные исследования, описания и определения существенных характеристик и проявлений отдельных видов и форм состязательности отсутствует целостность охвата данного феномена.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


19. Состязательность, как система со встроенными метасистемными уровнями социальной реальности, деятельности, личности, являясь одним из наиболее надежных и точных дифференцирующих признаков внутригруппового структурирования и развития, который, с одной стороны, чутко реагирует на влияние макро- и микроусловий, с другой стороны, оказывает сильное и достаточно однозначное воздействие на основные сферы жизнедеятельности (результативность деятельности, межличностные отношения, развитие личности), вполне обоснованно претендует на роль одного из надежных и устойчивых универсальных индикаторов социального и социально-психологического развития того или иного субъекта (группы, личности) взаимодействия.


1. Левченко, В В. Социальная психология состязательности: метасистемный подход / В. В. Левченко, А.В. Карпов. - Пермь, 2015. - 604 с. (32,25 п.л.).
2. Левченко, В. В. Психология состязательности / В. В. Левченко. - Пермь, 2005.
- 272 с. (17,0 п.л.).
3. Левченко, В. В. Социальный портрет лицея № 1 / В. В. Левченко, Л. И. Лурье, М. А. Слюсарянский; Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 1999. - 169 с. (10,0 п.л.).
Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:
4. Левченко, В. В. К проблеме изучения состязательных отношений / В. В. Левченко // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 49-54 (0,7 п.л.).
5. Левченко, В. В. Состязательность и ее основные детерминанты / В. В. Левченко // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2006. - № 2 (57), вып. 5. - С. - 26-29 (0,6 п.л.).
6. Левченко, В. В. Эффект состязательности и проблема конкурентности / В. В. Левченко // Социология. - 2007. - № 1. - С. 20-33 (0,9 п.л.).
7. Левченко, В. В. Состязательность и ее психологические корреляты / В. В. Левченко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2009. - Т. 15, № 4. - С. 184-188 (0,8 п.л.).
8. Левченко, В. В. Проблема состязательности в зарубежной социальной психологии / В. В. Левченко // Вестник Государственного университета управления. - 2009.
- № 20. - С. 78-80 (0,8 п.л.).
9. Левченко, В. В. Феномен состязательности: сущность, структура, особенности и детерминанты развития / В. В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2010. - № 2. - С. 32-37 (0,7 п.л.).
10. Левченко, В. В. Состязательные формы соактивности людей / В. В. Левченко // Вестник Государственного университета управления. - 2010. - № 17. - С. 68-71 (0,8 п.л.).
11. Левченко, В. В. Проблема состязательности в отечественной социальной психологии / В. В. Левченко // Вестник Государственного университета управления. - 2011.
- № 8. - С. 61-64 (0,8 п.л.).
12. Левченко, В. В. Последствия состязательности / В. В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2011. - № 5. - С. 29-35 (0,7 п.л.).
13. Левченко, В. В. Анализ последствий состязательности как составной части проблемы взаимовлияния субъектов взаимодействия / В. В. Левченко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2011. - Т. 17, № 4. - С. 189-193 (0,8 п.л.).
14. Левченко, В. В. Микросреда и состязательность (из опыта зарубежных исследований) / В. В. Левченко // Вестник Государственного университета управления.
- 2012. - № 14. - С. 197-202 (0,8 п.л.).
15. Левченко, В. В. Детерминанты состязательных форм соактивности людей / В. В. Левченко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Психология. - 2012. Т. 5, № 4. - С. 120-127 (0,8 п.л.).
16. Левченко, В. В. Социально-психологический анализ взаимосвязи состязательности и совместности / В. В. Левченко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - Т. 18, № 4. - С. 43-46 (0,8 п.л.).
17. Левченко, В. В. Социально-психологические аспекты отношения к труду госслужащих в современном российском обществе / В. В. Левченко // Вестник Государственного университета управления. - 2013. - № 22. - С. 165-173 (0,9 п.л.).
18. Левченко, В. В. Состязательные формы межличностного и межгрупового взаимодействия (опыт зарубежных исследований) / В. В. Левченко // Вестник Российского
университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2013. - № 1. - С. 69-74 (0,7 п.л.).
19. Левченко, В. В. Состязательные детерминанты межличностных отношений в коллективах медицинских работников / В. В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2014. - № 1. - С. 91-98 (0,7 п.л.).
20. Левченко, В. В. Метасистемный подход к анализу состязательности / В. В. Левченко, А.В. Карпов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Психология. - 2014. Т. 5, № 4. - С. 71-79 (0,7 п.л.).
21. Левченко, В. В. Генетический аспект анализа феномена состязательности / В.В. Левченко // Вестник Государственного университета управления. - 2014. - № 13. - С. 304-308 (0,7 п.л.).
22. Левченко, В. В. Структурный аспект анализа феномена состязательности / В.В. Левченко // Вестник Государственного университета управления. - 2015. - № 12. - С. 329-332 (0,7 п.л.).
Статьи и разделы в книгах, сборниках и коллективных монографиях:
23. Левченко, В. В. Учительство: социально-психологические и психологические характеристики / В.В. Левченко // Тенденции и факторы формирования российского среднего класса (особенности современного учительства как социальной группы) / под ред. М.А. Слюсарянского. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001. - С. 72-88.
24. Левченко, В. В. Психологические аспекты социальной напряженности / В.В. Левченко // Анализ социальной напряженности в ЗАТО как необходимое условие обеспечения социальной защиты населения в ходе реформирования вооруженных сил (РВСН). - Пермь: АНО Независимый институт социальной политики - ПГТУ, 2002. - С. 175-205.
25. Левченко, В. В Конкурентные отношения в труде / В.В. Левченко // Социология труда: Теоретико-прикладной толковый словарь / под ред. В.А. Ядова. - СПб.: Наука, 2006. - С. 115-116.
26. Левченко, В. В. Соревновательные отношения в труде / В.В. Левченко // Социология труда: Теоретико-прикладной толковый словарь / под ред. В.А. Ядова. - СПб.: Наука, 2006. - С. 295-296.
27. Левченко, В. В. К проблеме изучения состязательности/ В.В. Левченко // Социология о социальных процессах российского общества / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во ПермГТУ, 2007. - С. 152-169.
28. Левченко, В. В. Взаимосвязь совместности и состязательности / В.В.Левченко // Современное российское общество: проблемы труда, социальной политики и образа жизни: сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения Е.С. Шайдаровой / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009.- С. 67-71.
29. Левченко, В. В. Трудовые отношения и состязательность / В.В. Левченко // Актуальные проблемы развития современного российского общества: сборник статей к 70- летию со дня рождения проф. М.А. Слюсарянского / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009. - С. 140-145.
Статьи в научных журналах:
30. Левченко, В. В. Состязательные отношения и экономический кризис / В.В. Левченко // Вестник ПГТУ. Серия «Социально-экономические науки». - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009. - № 4 (22). - С. 31-42.
31. Левченко, В. В. Активность социальных субъектов и ее состязательные виды / В.В.Левченко // Бюллетень Пермской социологии. Исследования 2009-2010 гг. / под ред. М.А. Слюсарянского. - Пермь: «Меркурий», 2010. - С. 34 - 39.
32. Левченко, В. В. Эффекты состязательных форм соактивности / В.В. Левченко // Седьмая волна психологии. / под ред. В.В. Козлова. Вып.9. - Ярославль: 2012. - С. 174-179.
33. Левченко, В. В. Социально-психологическая концепция состязательности / В.В. Левченко // Человеческий фактор: СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ. Вып. №1 (23). - Ярославль: 2012. - С. 66-70.
34. Левченко, В. В. Социально-психологические аспекты активности людей / В.В. Левченко // Вестник интегративной психологии / под ред. В.В. Козлова. Вып.11. - Ярославль: 2013. - С. 180-181.
35. Левченко, В. В. Функциональный аспект анализа состязательных форм социального взаимодействия / В.В. Левченко, А.В. Карпов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2014. - № 2 (23). - С 193-201.
Материалы конференций:
36. Левченко, В. В. Состязательность как предмет социально-психологического анализа / В. В. Левченко // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. Б. Д. Парыгина. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 89-90 (0,2 п.л.).
37. Левченко, В. В. Состязательность и ее психологические корреляты / В.В. Левченко // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. - М.; Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. Т. II. - С. 268 (0,1 п.л.).
38. Левченко, В. В. Состязательность и социально-трудовые отношения / В. В. Левченко // Проблемы труда, трудовых отношений и качества жизни: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Б. Г. Тукумцева. - Самара: Универс групп, 2007. - С. 208-212 (0,4 п.л.).
39. Левченко, В. В. Из опыта изучения состязательных отношений / В. В. Левченко // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы Х междунар. конф. / под ред. Е. В. Грунта. - Екатеринбург: УрГУ, 2007. Ч. II. - С. 34-35 (0,2 п.л.).
40. Левченко, В. В. Динамика форм социального партнерства в современной России / В. В. Левченко // Социальные проблемы труда в условиях перехода к инновационному развитию общества: материалы Всерос. науч. -практ. конф. / под ред. В.А. Ядова. - СПб., 2008. - С. 505-509 (0,4 п.л.).
41. Левченко, В. В. Анализ последствий состязательности как составной части проблемы взаимовлияния субъектов взаимодействия / В. В. Левченко // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XI междунар. конф. / под ред. Е. В. Грунта. - Екатеринбург: УрГУ, 2008. Ч. I. - С. 82-84 (0,2 п.л.).
42. Левченко, В. В. Взаимосвязь отношений состязательности и совместности / В. В. Левченко // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы IX Всерос. науч. конф., посвящ. памяти профессора З. И. Файнбурга (Девятые Файнбургские чтения) / под ред. М. А. Слюсарянского. Т. I. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. - С. 49-51 (0,2 п.л.).
43. Левченко, В. В. Роль состязательности в формировании отношений совместности / В. В. Левченко // Социальные проблемы современного российского общества: региональный аспект: материалы Всерос. конф. «XVII Уральские социологические чтения» / под ред. Ю.Р. Вишневского. - Екатеринбург: РОС (Урал. отд.), УГТУ-УПИ, 2008. Т. II. - С. 186-188 (0,2 п.л.).
44. Левченко, В. В. Состязательность как характеристика социально¬экономических отношений / В. В. Левченко // Социология в XXI веке: материалы Всерос.социол. конгресса. - М., 2008. - (0,2 п.л.).
45. Левченко, В. В. Состязательность в социальной группе учителей / В. В. Левченко // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы междунар. конф.: в 3 т. / под ред. Ю. Р. Вишневского; УГТУ-УПИ. - Екатеринбург, 2010. Т. III. - С. 172-175 (0,3 п.л.).
46. Левченко, В. В. Факторы развития состязательности в современном российском обществе / В. В. Левченко // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. - С. 138-141 (0,2 п.л.).
47. Левченко, В. В. Онтологический аспект анализа состязательности / В. В. Левченко // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы XIII Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. З. И. Файнбурга / Под ред. В. Н. Стегния. - Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - С. 102-109 (0,5 п.л.).
48. Левченко, В. В. Состязательность и патернализм как форма взаимодействия в современном российском обществе: региональный аспект (к постановке социологического исследования) / В. В. Левченко, Г. В. Разинский // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы XIII Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. З. И. Файнбурга / под ред. В. Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - С. 110-116 (0,5 п.л.).
49. Левченко, В. В. Индивидные факторы формирования состязательных отношений / В. В. Левченко // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. Н. Стегния. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. - С. 88-91 (0,4 п.л.).
50. Левченко, В. В. Симптомокомплексы личностных и социальных качеств основных видов состязательности/ В. В. Левченко // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы XIV (заоч.) Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. З. И. Файнбурга / Под ред. В. Н. Стегния. - Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - С. 184-189 (0,5 п.л.).
Всего по теме диссертации автором опубликовано 130 работ общим объемом свыше 130 печатных листов.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ