Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ТУРКМЕНИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ

Работа №179193

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы433
Год сдачи2023
Стоимость770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ТУРКМЕНИИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 25
1.1. Теоретико-методологические принципы и методы исследования сущности и содержания правовой системы Туркмении 25
1.2. Концептуальная модель междисциплинарного исследования
феномена «правовая система Туркмении» 63
ГЛАВА 2. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА 98
2.1. Истоки формирования правовой системы туркмен 98
2.2. Эволюция правовой системы закаспийских туркмен в контексте
геополитики Российской империи 131
2.3. Формирование правовой системы Туркмении в период
государственного строительства СССР 176
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ ТУРКМЕНИСТАНЕ И ИХ ИЕРАРХИЯ 221
3.1. Нормативный правовой акт как источник права 221
3.2. Обычай как источник права 241
3.3. Судебная практика как источник права 257
3.4. Национальные доктрины как источник права 271
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
ТУРКМЕНИСТАНА 294
4.1. Преемственность и новации в национальной правовой системе
Туркменистана на постсоветском пространстве 294
4.2. Значение конституционных реформ в трансформации
государственно-правовых институтов Туркменистана 307
4.3. Влияние международного права на правовую систему
Туркменистана 328
4.4. Современная правовая система Туркмении в составе
континентальной правовой семьи 344
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 366
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 371
ПРИЛОЖЕНИЯ 403


Актуальность темы диссертационного исследования. Изучение правовых преобразований в бывших республиках Советского Союза, а ныне суверенных государствах, имеет для юридической науки и практики особую ценность. Несмотря на то, что многие из этих государств сталкиваются с социально-экономическими трудностями, а некоторые и с локальными военными конфликтами, опора на собственные политико-правовые системы не только позволяет им обеспечивать целостность и стабильность общественно-экономических отношений, но и сохранять легитимность власти, создавать условия для народного единения, нейтрализации и вытеснения негативных явлений общественной жизни, нормативно закреплять государствообразующие процессы. На таком
жизнеутверждающем фоне неподдельный интерес вызывает правовая система современного независимого, нейтрального и единого государства Туркменистан - наиболее закрытого, малоконтактного, малоизвестного с позиции науки государства на современном политико-экономическом и правовом пространстве. Столь пристальное внимание подкрепляют также иные причины:
во-первых, неразработанность правовой теории, требующей учета как исторического опыта эволюции национальной государственности туркмен, так и современных социально-политических реалий, часть которых связана с получением объективных данных о целостности, согласованности правовой системы этого молодого независимого государства, а также степени эффективности ее отдельных компонентов в регламентации общественных отношений;
во-вторых, отсутствие полноценной и исчерпывающей информации о современном этапе развития правовой системы Туркменистана, ее устремленности и эффективности в претворении конституционных ценностей, усовершенствовании механизмов правления, определении пути построения гражданского общества и правового государства, формировании средств защиты индивида, личности от произвола властных структур, выработке механизмов формирования правовой культуры граждан и их участия в правотворческой деятельности государства;
в-третьих, неопределенность приоритетов современного
Туркменистана в его межгосударственных связях, нуждающихся в восполнении историко-правовых пробелов, реабилитации лучших традиций и эффективных институтов, влияющих на взаимовыгодное сотрудничество. Особо актуальны в данном контексте российско-туркменские отношения, объединяющие Россию и Туркмению на протяжении более ста лет (1881¬1991) в границах единого государства, - сначала Российской империи, а после - Советского Союза. Следовательно, исторический опыт пребывания Туркмении в правовой системе Российской империи и СССР, ставший в новых геополитических условиях одним из фундаментальных основ могущества государственности туркмен, может быть применен в укреплении отношений между Российской Федерацией, Туркменистаном и другими странами1;
в-четвертых, неоднозначность в определении уровня влияния на правовую систему Туркменистана, находившегося на пути демократизации, опыта развитых мировых правовых систем, их сближения на основе обязательного для всех международного права. При этом заимствование западных политических ориентиров далеко не единственное средство становления и развития правовой системы Туркменистана. Этот процесс опосредован уникальным прошлым «Вольной (родоплеменной)», «Российско-имперской» и «Советской Туркмении» без учета и признания которого государственная власть в современном Туркменистане давно бы
См.: Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном» от 09.11.2002 № 135-ФЗ (действующая редакция, 2017) // «СЗ РФ». 11.11.2002. № 45. Ст. 4437; Федеральный закон от 22.10.2020 № 152-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о стратегическом партнерстве» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 301051/ (дата обращения 22.04.2023).
утратила национальную специфику, а ее правая система слилась бы с мусульманским или другим правовым миром;
в-пятых, важность исследования правовой системы Туркменистана с позиции юридико-антропологического анализа1. Наряду с высоким уровнем обобщения правового многообразия современного общества, данный подход вооружает народы против негативного влияния глобализации, утраты национальной самобытности. С учетом складывающейся международной обстановки рассмотрение этой проблемы сквозь призму правовой системы Туркменистана - залог адекватного восприятия и осмысления сложных интеграционных и дезинтеграционных мировых процессов, влияющих на выбор пути дальнейшего государственно-правового развития, сближения, унификации и самоидентификации законодательства Туркмении и других государств;
в-шестых, новые вызовы и угрозы, возникшие в центральноазиатском регионе с лета 2021 г. в результате вывода американских войск из Афганистана и расширения влияния на афганской территории исламистской организации террористической направленности «Талибан» , требуют прогностических подходов к укреплению и совершенствованию правовой системы Туркменистана с тем, чтобы противостоять вмешательству во внутренние дела этого суверенного нейтрального государства как со стороны крайне радикальных религиозных сил, так и «продвинутых» западных демократий;
в-седьмых, особенности текущей глобальной политической ситуации, характеризующейся боевыми действиями на Украине, расколом мира на два лагеря, где одни поддерживают Киев, а другие, в числе которых оказался Туркменистан, пытаются наладить отношения с Москвой. На фоне противостояния недружественных стран России, учитывая геополитическое положение Туркменистана и тот факт, что политическая и социально-экономическая активность Российской Федерации смещается в Азию (на Восток), Туркменистан становится реальным местом конструктивного диалога и сотрудничества. В то же время происходит активное вмешательство стран коллективного Запада в политику центральноазиатских государств.
В этой связи представляется актуальным и значимым проведение комплексного, опирающегося на фундаментальные научные оценки и выводы, исследования процессов зарождения и развития правовой системы Туркмении, определение на этой основе перспективных для нее направлений совершенствования.
Степень научной разработанности темы исследования. Попытки описания и отчасти анализа самобытного общественного устройства туркменских племен, а также последующего влияния Российской империи на его реформирование предпринимались в России еще в XVIII - XIX вв. такими видными путешественниками, общественными и военными деятелями, дипломатами, непосредственными участниками исторических событий, как М. Алиханов-Аварский, И.Ф. Бларамберг, К. Боде и другие. Большинство исследований этих авторов проводилось в контексте военной истории, военных действий российских войск, дипломатических миссий Российской империи в соседних государствах, или посвящалось мероприятиям российско-имперской администрации в Закаспийском крае.
Непосредственно вопросы, касающиеся отдельных сторон правовой системы туркмен (изменений в судебной и налоговой системах, надзорной деятельности, административно-территориальном устройстве и управлении в Закаспийском крае), стали предметом исследования у авторов как досоветского (А.-Г.А. Давлетшин, А.Н. Куропаткин, А. Ломакин, К.К. Пален1 и другие), так и советского времени (М.А. Аннанепесов, М.Н. Тихомиров, А. Хайтлиев и другие).
Существенный вклад в изучение процесса формирования национальной правовой системы Туркмении в разные периоды государственного строительства внесли исследования отечественных историков, социологов и юристов советской (А. Жумаев, М.Х. Мередов, А.Я. Ярматов и другие) и постсоветской поры (Ш.Х. Кадыров, И.В. Петелина, Ф.Т. Тухтаметов и другие).
В публикациях упомянутых современных российских и центральноазиатских ученых и отчасти авторов дальнего зарубежья (З. Бжезинский, С. Горак, И. Кхан, Т. Шаумиян, С. Талбот и другие) содержится богатый материал, касающийся развития государства и права нейтрального Туркменистана в самых разных областях жизнедеятельности, - экономике, политике, идеологии, религии, культуре, имеющий безусловную научную ценность, а проблемы, поставленные в них, нуждаются в дальнейшей исследовательской разработке. Однако многоаспектный и длительный процесс зарождения и развития правовой системы Туркмении все еще остается малоразработанным, что подтверждается отсутствием целостного монографического исследования, защищенных докторских и кандидатских диссертаций. Эти обстоятельства дают основание рассматривать исследование генезиса и эволюции правовой системы Туркмении как крупную актуальную проблему, имеющую большое значение для юридической науки и практики.
Объект исследования. Общественные отношения, опосредующие реальность правовой системы туркменского этноса как целостного и структурно дифференцированного явления в своем развитии в догосударственный и государственный периоды.
Предметом исследования выступают историко-правовые, политико¬культурологические и государственно-правовые особенности правовой системы Туркмении как единого социокультурного феномена в правовом сообществе наций.
Хронологические рамки диссертационного исследования: от начала XIX в., когда территория, называемая «землей (страной) туркмен» (Туркмения), была уже заселена преимущественно туркменскими племенами, находившимися в той или иной степени в зависимости от Персии, Хивинского ханства и Бухарского эмирата, до настоящего времени, когда международно-правовой статус Туркменистана (на согд. яз. «стан» - страна и «туркмен» - этноним, то есть страна туркмен), как суверенного и нейтрального государства, получил окончательное оформление.
Цель диссертационного исследования - выявление закономерностей и механизмов формирования и последующего развития правовой системы Туркмении, изучение основных этапов этого процесса во взаимосвязи с историческими, геополитическими, социальными и государственно-правовыми явлениями.
Исходя из сформулированной цели, был определен круг взаимосвязанных задач:
- разработать методологию, научный инструментарий и концептуальную модель историко-правового исследования феномена «правовая система Туркмении»;
- проследить происхождение и эволюцию правовой системы Туркмении в контексте геополитики Российской империи и государственного строительства СССР;
- охарактеризовать правовую культуру туркмен, ее эволюцию в процессе расширения действия российского и советского права, изменений в нормах адата, локализации и устранения отдельных шариатских правил;
- дать характеристику источникам права, рассмотреть их значение в иерархии правовой системы Туркменистана на постсоветском пространстве;
- проанализировать роль преемственности и новаций в национальной правовой системе Туркменистана;
- изучить влияние конституционно-правовых реформ на трансформацию государственно-правовых институтов, правовой системы и правовой культуры туркмен;
- рассмотреть последствия влияний правовых систем соседних государств и международного права на правовую систему Туркменистана;
- выявить механизмы включения современной правовой системы Туркменистана в континентальную правовую семью.
Методологическая основа диссертационного исследования.
Достижение цели и решение задач диссертации предопределилось благодаря следованию таким методологическим принципам, как: особая значимость законов, закономерностей и категорий философии; многомерность философских, междисциплинарных, проблемно-хронологических подходов; фактологическая достоверность, объективность, системность и комплексность при изучении сложных, многогранных, многоаспектных, взаимосвязанных элементов правовой системы Туркмении.
Плодотворность, достоверность и целесообразность изучения феномена «правовая система Туркмении» зависело не только от выбора методологии исследования, но и опоры на концептуальную (трехвекторную) модель измерения предмета исследования, где координатами стали общая теория права, история права и сравнительное правоведение. Если теоретико¬правовой подход позволил исследованию опереться на фундаментальные научно-правовые основы; историко-правовой - раскрыть генезис правовой системы Туркмении и ее эволюционное развитие в течение различных исторических этапов, то сравнительно-правовой нацелил процесс познания на выявление особенностей правовой системы Туркмении в сравнении с иными национальными правовыми системами, предоставил возможность выделить ее уникальность и своеобразие, определить ее место в мировом геополитическом пространстве, выявить внутренние противоречия и пути их разрешения, спрогнозировать вероятные перспективы развития и совершенствования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ происхождения и развития правовой системы Туркмении позволил прийти к следующим выводам.
Национальную (государственную) правовую систему Туркмении следует рассматривать как целостный комплекс правовых явлений и процессов: действующих на территории государства правовых норм, правовой деятельности всех субъектов по созданию и/или реализации этих норм, правосознания, правовой культуры и иных явлений, связанных с правовой реальностью, обеспечивающих регулирование социальных отношений.
Изменение традиционного правосознания туркмен, адаптация его к современным реалиям, нормативно-правовое упорядочивание жизни началось благодаря взаимодействию традиционных институтов права и судопроизводства с государственными институтами Российской империи, быстро меняющейся социально-экономической обстановке, изменениям хозяйственного и жизненного уклада, привязке к рыночным отношениям, уменьшению роли ислама, практике усовершенствованных форм народных судов, трансформации адата.
О позитивных чертах туркменской судебно-правовой системы, сформировавшейся вследствие мероприятий по административно-судебному устройству Закаспийской области в составе Российской империи, можно судить по таким новациям, как: а) отделение административной власти старшин (аксакалов) от судебной; б) коллегиальность всех судебных инстанций, переменность судейского состава, гласность и публичность; в) безвозмездность труда народных судей; г) оперативность в принятии судебных решений; д) подчиненность русской администрации; е) трансформация чрезвычайных съездов народных судей в законодательный орган, вводящий новые нормы в виде судебных прецедентов и письменных постановлений, как более справедливых, человечных, цивилизованных.
В процессе формирования национальной правовой системы в период государственного строительства СССР посредством советского социалистического права Туркмения обрела некоторые признаки романо-германской правовой семьи. Об этом можно судить, исходя из общности правовых источников, кодификации законодательства, верховенства закона, как основополагающего принципа современной государственности, соответствующей иерархии источников права, неукоснительного следования Туркменской ССР основным континентальным принципам судоустройства и судопроизводства.
Вместе с тем правовая система советского Туркменистана выражала интересы плановой командно-административной экономики, утверждала монополию одной партии и была тотально идеологизирована. Законодательный орган Туркменистана вынужденно копировал союзное и российские законодательство, решения партии и правительства. Многие законы не отвечали реальным национальным условиям, быту, традициям, интересам республики, ущемляли суверенитет. Замкнувшись в рамках социалистического лагеря, Туркменистан не обладал возможностью самостоятельно взаимодействовать с мировым сообществом, не выступал равноправным субъектом международного права.
После провозглашения государственного суверенитета (22 августа 1990 г.) и независимости Туркменистана (27 октября 1991 г.) Туркменистан впервые приобрел реальную национальную государственность, а вместе с ней политическую, экономическую и юридическую самостоятельность, международно-правовое признание мирового сообщества. Туркменистан стал строго придерживается светских начал, а в конституционном праве и отраслевом законодательстве ориентироваться на романо-германские традиции и признанные международные принципы, нормы и стандарты. В то же время, в связи с довольно продолжительным воздействием однородного правового пространства, новое туркменское законодательство сохраняет в целом структуру, систему и юридическую технику, сложившиеся еще в советский период, имеет общие черты и концептуальные совпадения с Россией и другими бывшими республиками СССР, благодаря Модельным кодексам СНГ. Однако в целом правовая система Туркменистана носит не только самостоятельный, но и творческий, новаторский характер, что не мешает ему формировать единое политико-правовое пространство в центральноазиатском регионе.
Наиболее кардинальным направлением сотрудничества со странами СНГ и другими государствами становится формирование на основе международно-правового порядка общего евразийского политико-экономического пространства, соответствующего потребностям современных государств и мирового сообщества в целом. В этом позитивном процессе для достижения целей XXI века Туркменистан опирается на собственную международно-правовую доктрину, находит свою уникальную нишу и вектор развития.
Для сближения со странами наиболее распространенной в мире романо-германской правовой семьи Туркменистан имеет все необходимые условия: доминирующую роль нормативного правового акта среди
источников национального права; компетентное формирование норм национального права представительными и законодательными органами; четкое деление на отрасли, подотрасли, институты права; выраженное деление на частное и публичное право; высокий уровень переработки норм и нормативных обобщений с помощью кодификации нормативных актов, охватывающей все отрасли и институты права.
Благодаря этим условиям между правовыми системами континентальной семьи, на уровне законодательства, судебной практики, юридической науки и образования происходят процессы правовой аккультурации. Данный процесс становится особенно заметным на региональном уровне, когда экономические, геополитические и социальные процессы объединяют государства, а в их в правовых системах
увеличивается число единообразных стандартов за счет приоритета международного права.
Основным способом (механизмом) осмысленного сближения правовых систем является унификация правовых норм, где значительная роль отводится имплементации норм международного права в национальное законодательство и оказание (принятие) международной правовой помощи.
Поскольку Туркменистан выступает участником международно¬правовых либо регионально-правовых соглашений, требующих единообразных механизмов правового регулирования, он может полноценно существовать и развиваться только в условиях открытости своей правовой системы. Наращивание многостороннего сотрудничества Туркменистана со странами СНГ1, ЕАЭС , БРИКС , ШОС , ЕС , большая часть стран которых, как и сам Туркменистан, принадлежат континентальной правовой семье - доказательство устремленности Туркменистана разработать совместную политику государственного правового развития, преодолеть правовые различия, выработать общие (международные) юридические правила.
В целом избранный путь правового обновления в Туркменистане, эволюция его национальной правовой системы от религиозного, обычного, социалистического права к праву континентальному свидетельствует о намерении соответствовать требованиям времени и мировым стандартам, нормам международного права. Вместе с тем, реализация положений Конституции Туркменистана и других законов высшей иерархии выступает, скорее, стратегическим направлением развития национальной государственности Туркмении, стабилизации ее правовой системы, ориентированной на ближайшую перспективу.



1. Конституция Туркменистана (новая редакция) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.01.2023 г.
2. Конституционный закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана» (в действ. ред.).
3. Уголовный кодекс Туркменистана от 12 июня 1997 г. № 222-I (в действ. ред.).
4. Гражданский кодекс Туркменистана от 17 июля 1998 г. № 294-I (в действ. ред).
5. Кодекс Туркменистана об административных правонарушениях от 29 августа 2013 г. (в действ. ред.).
6. Арбитражный процессуальный кодекс Туркменистана от 19 декабря 2000 года № 52-II (в действ. ред.).
7. Кодекс Туркменистана «О воде» от 25 октября 2004 г. № 244-II (в действ. ред.).
8. Кодекс Туркменистана «О земле» от 25 октября 2004 г. № 243-II (в действ. ред).
9. Налоговый кодекс Туркменистана от 25 октября 2005 г. (в действ. ред.).
10. Санитарный кодекс Туркменистана от 21 ноября 2009 г. № 74-IV
11. Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 г. (в действ. ред).
12. Трудовой кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 г. № 30-IV (в действ. ред.).
13. Таможенный кодекс Туркменистана от 25 сентября 2010 г. № 137¬IV (в действ. ред.).
14. Уголовно-исполнительный кодекс Туркменистана от 25 марта 2011 года № 164-IV (в действ. ред.).
15. Лесной кодекс Туркменистана от 25 марта 2011 г. № 166-IV (в действ. ред.)...480


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ