Методические аспекты технологии модульного обучения математике в старшей школе (на примере темы «Многогранники»)
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты технологии модульного обучения 7
1.1 Понятие модульного обучения 7
1.2 Технология модульного обучения 11
2 Методические аспекты технологии модульного обучения в старшей школе на
примере темы «Многогранники» 17
2.1 Методические рекомендации применения технологии модульного обучения
в старшей школе на примере темы «Многогранники» 17
2.2 Методическая разработка модуля для старшей школы по теме
«Многогранники» 20
Заключение 48
Список сокращений 50
Список использованных источников 51
Приложение А Задания для входного контроля 56
Приложение Б Задания для промежуточного контроля 61
Приложение В Задания для итогового контроля
1 Теоретические аспекты технологии модульного обучения 7
1.1 Понятие модульного обучения 7
1.2 Технология модульного обучения 11
2 Методические аспекты технологии модульного обучения в старшей школе на
примере темы «Многогранники» 17
2.1 Методические рекомендации применения технологии модульного обучения
в старшей школе на примере темы «Многогранники» 17
2.2 Методическая разработка модуля для старшей школы по теме
«Многогранники» 20
Заключение 48
Список сокращений 50
Список использованных источников 51
Приложение А Задания для входного контроля 56
Приложение Б Задания для промежуточного контроля 61
Приложение В Задания для итогового контроля
Процесс внедрения технологий обучения, начавшийся во второй половине XX века, остаётся одним из эффективных факторов, способствующих изменению образа современного образования. Поэтому в последнее время стали появляться технологии в большей мере нацеленные на личностно¬ориентированное обучение, так как его основная цель состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его интересами, склонностями и потребностями.
На сегодняшний день ведущим типом учебного занятия остаётся традиционный - комбинированный урок, который не всегда продуктивен и не реализует весь познавательный потенциал старшеклассников. Традиционный комбинированный урок в основном преподаётся фронтально, инициатива в обучении принадлежит педагогу, а это не даёт возможности формировать у детей самостоятельность и активность. Таким образом, необходима такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы,интеллекта, склонностей,самостоятельности,коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью.
Использование современных педагогических технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения. К числу таких технологий можно отнести технологию модульного обучения, в которой ученику отводится основная роль, а от учителя требуется мотивирование, организация и контроль за его деятельностью.
Большинство исследователей (Н. В. Бордовская [11], Н. В. Борисова [12], С. С. Быкова [14] и др.) рассматривают технологию модульного обучения как технологию, которая даёт положительный результат в профессиональном образовании. Ряд исследователей (О. А. Кошелева, А. В. Леонтьева, Е. М. Тагаева и др.) изучали возможности применения технологии модульного обучения в общеобразовательной школе при обучении различным предметам. Однако, несмотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она достаточно изучена, т.к. недостаточно дидактических материалов для реализации технологии модульного обучения при изучении конкретной темы школьного курса математики.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является изучение и рассмотрение технологии модульного обучения в старшей школе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математики в старшей школе по технологии модульного обучения.
Предмет исследования: технология модульного обучения.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие модульного обучения.
2. Разработать методические рекомендации применения технологии модульного обучения в старшей школе на примере темы «Многогранники».
3. Разработать модуль для старшей школы по теме «Многогранники».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ учебной, учебно - методической, научной литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение.
3. Обобщение педагогического передового опыта в преподавании математики.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа».
Методологической основой выпускной работы выступили труды зарубежных и отечественных исследователей: Дж. Рассел, М. Гольдшмид, Б. Ф. Скинер, Дж. Клингстед, Е. А. Данилина, В. А. Ермоленко, П. А. Юцявичене.
Теоретическая значимость выпускной работы состоит в том, что раскрыты теоретические аспекты технологии модульного обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы учителями математики, а также студентами физико - математического факультета при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников (в количестве 42 наименований) и трёх приложений.
По результатам исследования были подготовлены и опубликованы статьи:
1. Лыхина, К. А. «Сущностная характеристика современных педагогических технологий» // журнал Академия педагогических идей «Новация». - 2017. - №4.
2. Гинятулина, К. А. «Применение технологии модульного обучения на уроках математики» // сборник статей по итогам международной научно - практической конференции «Взаимодействие науки и общества: Проблемы и перспективы» / в 3 ч. Ч. 3. - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С. 44 - 48.
На сегодняшний день ведущим типом учебного занятия остаётся традиционный - комбинированный урок, который не всегда продуктивен и не реализует весь познавательный потенциал старшеклассников. Традиционный комбинированный урок в основном преподаётся фронтально, инициатива в обучении принадлежит педагогу, а это не даёт возможности формировать у детей самостоятельность и активность. Таким образом, необходима такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы,интеллекта, склонностей,самостоятельности,коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью.
Использование современных педагогических технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения. К числу таких технологий можно отнести технологию модульного обучения, в которой ученику отводится основная роль, а от учителя требуется мотивирование, организация и контроль за его деятельностью.
Большинство исследователей (Н. В. Бордовская [11], Н. В. Борисова [12], С. С. Быкова [14] и др.) рассматривают технологию модульного обучения как технологию, которая даёт положительный результат в профессиональном образовании. Ряд исследователей (О. А. Кошелева, А. В. Леонтьева, Е. М. Тагаева и др.) изучали возможности применения технологии модульного обучения в общеобразовательной школе при обучении различным предметам. Однако, несмотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она достаточно изучена, т.к. недостаточно дидактических материалов для реализации технологии модульного обучения при изучении конкретной темы школьного курса математики.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является изучение и рассмотрение технологии модульного обучения в старшей школе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математики в старшей школе по технологии модульного обучения.
Предмет исследования: технология модульного обучения.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие модульного обучения.
2. Разработать методические рекомендации применения технологии модульного обучения в старшей школе на примере темы «Многогранники».
3. Разработать модуль для старшей школы по теме «Многогранники».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ учебной, учебно - методической, научной литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение.
3. Обобщение педагогического передового опыта в преподавании математики.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа».
Методологической основой выпускной работы выступили труды зарубежных и отечественных исследователей: Дж. Рассел, М. Гольдшмид, Б. Ф. Скинер, Дж. Клингстед, Е. А. Данилина, В. А. Ермоленко, П. А. Юцявичене.
Теоретическая значимость выпускной работы состоит в том, что раскрыты теоретические аспекты технологии модульного обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы учителями математики, а также студентами физико - математического факультета при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников (в количестве 42 наименований) и трёх приложений.
По результатам исследования были подготовлены и опубликованы статьи:
1. Лыхина, К. А. «Сущностная характеристика современных педагогических технологий» // журнал Академия педагогических идей «Новация». - 2017. - №4.
2. Гинятулина, К. А. «Применение технологии модульного обучения на уроках математики» // сборник статей по итогам международной научно - практической конференции «Взаимодействие науки и общества: Проблемы и перспективы» / в 3 ч. Ч. 3. - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С. 44 - 48.
В современной научно-методической литературе имеют место множество определений понятия «модуль». В каждом толковании этих терминов есть что- то общее сближающее их все, но в тоже время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающие все определения друг от друга. Изучив литературу по теме исследования, мы под модулем будем понимать основное средство модульного обучения, являющееся законченным блоком информации и содержащее в себе целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
На основе анализа учебной и учебно - методической литературы нами выделены: основные блоки модуля, включающие план действий с указанием конкретных целей, банк информации, методическое руководство по достижению указанных целей; определены основные принципы, в соответствии с которыми разрабатываются модульные программы и модули такие, как целевое назначение информационного материала, сочетание комплексных, интегрирующих дидактических целей, полнота учебного материала в модуле, относительная самостоятельность элементов модуля, реализация обратной связи, оптимальная передача информационного и методического материала.
Представлены методические рекомендации по применению технологии модульного обучения, которые включают в себя:
а) условия, необходимые при переходе на технологию модульного обучения:
1) мотивация учителей;
2) готовность учителя работать по данной технологии;
3) готовность школьника к выполнению самостоятельной учебно - познавательной деятельности: сформированное™ минимума знаний и общих учебных умений.
б) разработку модульной программы при переходе на технологию модульного обучения.
Разработан модуль для старшей школы по теме «Многогранники», цель которого сформировать у учащихся потребности и умения самостоятельно получать новые знания, новые формы деятельности, а также способность и готовность к практической работе.
При модульном обучении каждый учащийся занимается активной и эффективной учебно - познавательной деятельностью. Происходит персонализация контроля, самоконтроля, коррекции, степени самостоятельности учащегося. Ученик получает большие возможности для самореализации. Модульное обучение гарантирует учащимся освоение стандарта образования, а также продвижение на более высокий уровень обучения.
В результате нашего исследования поставленные задачи решены и цель достигнута.
Выпускная квалификационная работа может быть полезна студентам института при прохождении педагогической практики, при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также учителям предметникам общеобразовательных школ.
На основе анализа учебной и учебно - методической литературы нами выделены: основные блоки модуля, включающие план действий с указанием конкретных целей, банк информации, методическое руководство по достижению указанных целей; определены основные принципы, в соответствии с которыми разрабатываются модульные программы и модули такие, как целевое назначение информационного материала, сочетание комплексных, интегрирующих дидактических целей, полнота учебного материала в модуле, относительная самостоятельность элементов модуля, реализация обратной связи, оптимальная передача информационного и методического материала.
Представлены методические рекомендации по применению технологии модульного обучения, которые включают в себя:
а) условия, необходимые при переходе на технологию модульного обучения:
1) мотивация учителей;
2) готовность учителя работать по данной технологии;
3) готовность школьника к выполнению самостоятельной учебно - познавательной деятельности: сформированное™ минимума знаний и общих учебных умений.
б) разработку модульной программы при переходе на технологию модульного обучения.
Разработан модуль для старшей школы по теме «Многогранники», цель которого сформировать у учащихся потребности и умения самостоятельно получать новые знания, новые формы деятельности, а также способность и готовность к практической работе.
При модульном обучении каждый учащийся занимается активной и эффективной учебно - познавательной деятельностью. Происходит персонализация контроля, самоконтроля, коррекции, степени самостоятельности учащегося. Ученик получает большие возможности для самореализации. Модульное обучение гарантирует учащимся освоение стандарта образования, а также продвижение на более высокий уровень обучения.
В результате нашего исследования поставленные задачи решены и цель достигнута.
Выпускная квалификационная работа может быть полезна студентам института при прохождении педагогической практики, при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также учителям предметникам общеобразовательных школ.



