ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ 30
1.1. Панъевропейские проекты между Первой и Второй мировыми
войнами 30
1.2. Планы создания единой Европы после Второй мировой войны
55
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ
СОВЕТА ЕВРОПЫ 81
2.1. Создание Совета Европы 81
2.2.Эволюция системы руководящих органов Совета
Европы 98
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА
ЕВРОПЫ 126
3.1. Деятельность Совета Европы в области защиты прав человека и
основных свобод 126
3.2. Совет Европы и политика в области культуры 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189
ПРИМЕЧАНИЯ 196
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 226
Актуальность темы. Во второй половине ХХ века произошли существенные изменения в различных аспектах межгосударственных отношений. В это время в Европе оформилось убеждение в необходимости стать единым субъектом в политическом, социально-экономическом отношении для укрепления позиций европейских стран в мировой политике. Утверждению европейских интеграционных структур предшествовала многовековая работа мысли политиков, общественных деятелей и ученых. Первая мировая война стала тем катализатором, который вывел идею объединения Европы на общественно-политический уровень, породив так называемое «Панъевропейское движение». После Второй мировой войны Европа перестала играть присущую ей издавна ведущую роль в мировой политике и именно тогда Западная Европа предприняла практические действия для реализации панъевропейских идей, начали появляться первые европейские международные организации: такие как ОЕЭС (1948), ЕОУС (1951), ЕЭС и Евратом (1957). Вопросы деятельности этих организаций стали предметом изучения во многих странах. Чрезвычайное разнообразие проблем, которыми эти организации занимаются, объясняет тот факт, что ими интересуются ученые различных специальностей - историки, юристы, социологи, политологи. При этом наряду с теми вопросами, которые составляют объект деятельности международных организаций, внимание исследователей притягивает и само явление, сам институт международных организаций - становление и развитие, правила их функционирования, роль в международных отношениях.
Одной из таких организаций является Совет Европы (1949) - международно-правовой региональный институт, формирующий единое культурно-правовое европейское пространство. Пройдя сложный путь своего развития и становления, сегодня эта организация объединяет 44 государства Европы. В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы. Сегодняшнее сложное положение в нашей стране не снимает, а заостряет необходимость изучения сконцентрированного в Совете Европы опыта европейских демократий, возможностей приобщения России к достижениям европейской политической и правовой культуры, внедрения общепризнанных международных норм в гуманитарной области. Поэтому представляется чрезвычайно важным комплексное изучение многогранной деятельности Совета Европы как организации, формирующей новое политико-правовое измерение европейского континента, стремящейся к сохранению в условиях мировой глобализации европейской самобытности, разрабатывающей по сути образцовую модель европейского общества нового тысячелетия. В одном из ежегодных посланий Федеральному Собранию президент России В. В. Путин в очередной раз подтвердил приоритеты России на европейском направлении, обозначенные в Концепции внешней политики Российской Федерации в 2000 г.1 «Здесь очевидны и наша последовательная позиция и многочисленные конкретные шаги по интеграции с Европой», - отмечается в президентском послании.2 И именно Совет Европы признан важным инструментом строительства действительно единого континента, поскольку одна из его главных задач - содействовать выравниванию уровней демо¬кратического развития различных частей Европы, формированию единого
3
цивилизованного пространства.
Научная актуальность предлагаемой темы объясняется отсутствием системного и объективного знания в отечественной и отчасти зарубежной историографии об особенностях становления и развития Совета Европы.
В связи с этим объектом исследования являются особенности образования и деятельности Совета Европы в контексте интеграционных процессов в Европе в ХХ в.
Предметом диссертационного исследования стали исторические, теоретические и политико-правовые предпосылки создания Совета Европы в первой половине ХХ в., процесс иституанализации организационной структуры Совета Европы, основные направления деятельности по защите прав человека, политика в области культуры, образования, а также молодежная политика Совета Европы.
...
ХХ столетие - уникальный период в истории человечества. Он отмечен такими драматическими событиями как две мировые войны, революции, «холодная война» и блоковая конфронтация. Вместе с тем - это эпоха когда началась космическая эра человечества, когда в различных областях знаний были получены невиданные ранее результаты, когда начала реализовываться система защиты прав человека. Если можно одним словом определить основной вектор европейского развития во второй половине ХХ столетия, то это, несомненно, будет идея создания объединенной Европы. Интеграция стала воплощением европейской идеи. В процессе многовекового развития Европы определилась общая система ценностей европейской цивилизации, сформировались основные институты европейской политической жизни, принципы демократии. Эти ценности стали тем общим знаменателем, который лег в основу создания Совета Европы. В результате анализа многочисленных источников и литературы автор пришел к следующим выводам, которые выносятся на защиту.
1. После окончания Первой мировой войны основоположник панъевропеизма Р. Куденхове-Калерги, одним из первых пришел к выводу, что, преодоление возникших в Европе трудностей политического, экономического, социального характера возможно только после создания европейской федерации. Куденхове-Калерги сформулировал концепцию идейной основы европейской интеграции. Благодаря проекту, предложенному Куденхове-Калерги, были разработаны основные принципы, которые легли в основу создания проектов Совета Европы после Второй мировой войны.
Главная ценность и отличие проекта Куденхове-Калерги от существовавших ранее в том, что, во-первых, им были предприняты практические шаги для реализации своего проекта: создан «Панъевропейский Союз», оформлено Панъевропейское движение, во- вторых, его проект послужил стимулом и основой для плана А. Бриана по европейскому экономическому объединению.
2. После Второй мировой войны в Европе произошло возрождение планов европейского объединения. Целым рядом общественно-политических деятелей они были скорректированы и стали основой для новых проектов европейского объединения. Произошло это в связи с осознанием того факта, что Европа перестала быть гегемоном в мировой политике и экономике. Она стала барьером и в тоже время сферой интересов для двух новых суперсил - СССР и США. Старый Свет оказался во власти противоречий, не решенных в ходе двух мировых войн, из которых наиболее острым оставались франко¬германские. Кроме того, экономическое возрождение европейских стран напрямую стало зависеть от объединения, поскольку Европе угрожала экономическая зависимость от США. Одновременно изменению политики европейских стран и осознанию ими необходимости объединения способствовал распад колониальной системы. И наконец, самая главная причина появления новых проектов европейского объединения после Второй мировой войны заключалась в желании европейцев создать реальные механизмы защиты демократических ценностей и прав человека на европейском континенте.
В этих условиях в конце 40-х гг. было разработано несколько проектов объединения: федералистских, функционалистских, унионистских. Это послужило появлению трех тенденций европейского объединения: федеративного объединения, конфедеративного объединения,
межправительственного сотрудничества.
...
1. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. № 8-9. 2000. С. 3-15.
2. Послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Международная жизнь. № 5. 2002. С. 18.
3. Иванов И. С., министр иностранных дел России. Перспективы сотрудничества на современном этапе // Международная жизнь. № 1. 2001. С. 9.
4. Ленин В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. 1915 // Полное собрание сочинений. Т. 26. С. 354 - 355.
5. Княжинский В. Б. Западная Европа и проблема мирного сосуществования.
- М., 1963; Княжинский В. Б. Провал планов «Объединенной Европы». Очерк истории имперских попыток антисоветского «Объединения Европы» между Первой и Второй мировыми войнами. - М., 1958; Княжинский В. Б. Политическая стратегия антикоммунизма. Очерки истории политики и европейской интеграции. - М., 1969.
6. Лисовский В. И. «Европейский Совет» - орудие англо-американских империалистов // Советское государство и право.1952. № 1. С 74-78.
7. Герасимов Г. И. Европейский Совет - совет по расколу Европы // Советское государство и право. 1957 . № 10. С. 62-69.
8. Барановский В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. - М., 1983.; Он же. Западная Европа: военно-политическая интеграция. - М., 1988; Западная Европа: парадоксы регулирования. - М., 1985; Западная Европа: политическая и военная интеграция. - М., 1984; Западная Европа: эволюция экономических структур.
- М., 1988; Западная интеграция и мир. Экономика. - М., 1979.
9. Барановский В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. - М., 1983.
10. Уткин А. И. Доктрины атлантизма и европейская интеграция. - М., 1979.
11. Там же. С. 8.
12. Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. Проблема войны и мира. - М., 1987.
13. Трухановский В. Г. Антони Иден. Страницы английской дипломатии 30-50-гг. - М., 1974; Трухановский. В. Г. Уинстон Черчилль. Политическая биография - М., 1968; Трухановский В. Г. У. Черчилль. - М., 1989.
14. Трухановский В. Г. Уинстон Черчилль. Политическая биография. - М., 1968.
15. Морозов Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории.
- М., 1974.
... всего 413 источников