Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМИКСОВ

Работа №179112

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы179
Год сдачи2024
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Часть I. Маркетинговая политика современных российских издательств по продвижению
европейских комиксов (на примере издательств «Бумкнига» и «МИФ») 6
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Маркетинг в издательском деле 14
1.1 Понятие маркетинга и его функции 14
1.2 Особенности книжного маркетинга 27
1.3 Анализ сегмента рынка европейских комиксов 33
2 Своеобразие европейского комикса: история формирования, видо-типологические особенности и
оценка российского читателя 41
2.1 Комикс как особый вид искусства 41
2.2 Видо-типологические особенности европейского комикса 49
3 Значение маркетинговой политики в работе издательства 63
3. 1 Маркетинговая политика издательства «Бумкнига» 63
3.2 Маркетинговая политика издательства «МИФ» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ А 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 108
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110
Часть II. Редактура рукописи Лидии Пехтеревой «Юла, замри!» 112
Редакторское заключение 113
Редакторская рецензия 114
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Белый голубь, черный слон» Евы Немеш 161
Расчет себестоимости издания по статьям затрат

Под влиянием процесса цифровизации, охватившего все сферы социальной жизни, кардинально меняются повседневные практики общества, в том числе современный книгоиздательский процесс. Широкое распространение информации, перенасыщенность книжного рынка продукцией остро ставят перед издательствами проблему поиска продуктивных стратегий, связанных с выстраиванием грамотной маркетинговой политики по продвижению книг. В современных условиях конкуренции это становится особенно значимым в связи с появлением большого выбора аналогов книжной продукции, развитием замещающих технологий, распространением электронных библиотек и Интернет-сайтов с возможным бесплатным скачиванием. Такая ситуация сложилась в российской индустрии комиксов, набирающих популярность у массовой аудитории: активно продвигаемая восточно-азиатская и американская продукция оттесняют более качественные и соответственно более дорогие европейские комиксы, хорошо знакомые только знатокам-любителям этого вида искусства.
Проблема исследования обусловлена противоречием между востребованностью и читательским спросом на европейские комиксы и недостаточной эффективностью маркетинговой политики российских издательств по их продвижению на отечественном книжном рынке.
Актуальность проблемы исследования определяется:
а) растущей популярностью изданий комиксов у российского читателя,
б) доминированием в книжном сегменте комиксов активно рекламируемой американской и восточно-азиатской продукции, что ограничивает свободный альтернативный выбор читателей,
в) возрождением традиции семейного чтения в современных условиях, что позволяет говорить о востребованности европейских комиксов, характеризующихся установкой на совместную читательскую деятельность взрослых и детей,
г) необходимостью поиска эффективных путей по реализации маркетинговой политики издательства в современных условиях.
Характеризуя сложившуюся на сегодняшний день историю вопроса, важно отметить, что выявление причин низкой популярности европейских комиксов, их места в системе современного российского книгоиздания и на книжном рынке, а также определения путей эффективной маркетинговой политики по их продвижению потребовало обращения к различным источникам, которые составили теоретическую и методологическую базу исследования.
Обзор литературы представляет собой краткую характеристику изученных источников, сгруппированных по проблемно-тематическому признаку. Начиная с основ маркетинга, мы перейдем к анализу рынка, а затем определим наиболее важные источники, касающиеся комиксов как формы искусства и специфики европейских комиксов как отдельного направления, выбранного нами для раскрытия маркетинговой деятельности российских издательств.
Ученым, заложившим основы научной теории маркетинга, стал Филип Котлер. Он написал большое количество книг по маркетингу, в которых систематизировал имеющиеся знания в данной области. Кроме того, Филип Котлер разработал несколько маркетинговых концепций. Например, концепцию 4P, которая в будущем положила начало многим маркетинговым стратегиям; концепцию «маркетинга общения», предлагавшую устанавливать прочную взаимосвязь с клиентами; концепцию «маркетинга услуг», особенно актуальную в постиндустриальном обществе, где продажа услуг вышла на новый уровень. В одной из своих первых книг Ф. Котлер определил продвижение как «процесс убеждения людей в принятии продуктов, концепции и идей» . Его труды позволили структурировать аналитическую часть исследования, в работе над которой мы также опирались на результаты исследований Е. П. Г олубкова, который перевел маркетинг в поле практики и Н. Д. Эриашвили, совместно с другими специалистами создавшего пособие по истории развития маркетинга как науки .
Для определения маркетинга в книжном аспекте мы прежде всего обращались к энциклопедии, составленной под руководством Ю. Ф. Майсурадзе, которая явилась первым опытом создания книги в отечественной практике, где редакционно-издательский процесс рассматривается полно и всесторонне с включением маркетингового этапа .
Анализ современного состояния российского книгоиздания, необходимого для выявления заявленной проблематики, проводился на основе документов и периодики по книгоизданию: отраслевых докладов за последние 5 лет, аналитических обзоров, опубликованных специалистами в различных профессиональных журналах, например, в «Книжной индустрии», «Университетской книге», а также материалов, найденных на интернет- портале «Год литературы».
Для исследования маркетинговой политики российских издательств, выпускающих европейские комиксы, необходимо было выявить специфику самого объекта исследования, охарактеризовать его основные структурные элементы и отличие от других видов искусства. Теоретическую базу для этой части исследования составили работы Уилла Айснера и Скотта Макклауда, впервые описавших комикс. У. Айснер ввел термин «последовательное искусство», составил главные принципы построения комикса с наглядными примерами . В книге С. Макклауда с опорой на труд предшественника дан глубокий анализ природы, приёмов, особенностей восприятия и культурных особенностей комикса, описаны направления его развития в разных частях света .
Изучение европейских комиксов как отдельного направления «последовательного искусства» содержит большое количество пробелов в информации. В научной литературе этой исследовательской области мало работ, сфокусированных на рассмотрении специфики европейских комиксов. В ходе исследования особое место заняли лекции переводчика Михаила Хачатурова — одного из главных исследователей европейского комикса, который в своих материалах проследил историю данного направления, дал ему подробную характеристику , а также привел статистические данные по основным европейским рынкам комиксов . Кроме того, для более ясного понимания сложившейся на российском рынке комиксов ситуации использовались материалы интервью с иностранными и российскими издателями, в том числе с директором издательства «Бумкнига» Д. Яковлевым.
Таким образом, подводя итоги обзора литературы по рассматриваемой проблематике, можно отметить, что на данный момент ученые подробно проанализировали специфику комиксов как особого вида искусства, выявили сущность маркетинга, в том числе в книжной отрасли, в целом определили ключевые факторы, влияющие на состояние современного книгоиздания. Однако более конкретные актуальные аспекты издательской практики, связанные с маркетинговой политикой издательств, которые постоянно сталкиваются с необходимостью продвижения своей продукции, требуют подробного, углубленного научного изучения.
Объектом исследования является деятельность российских издательств, выпускающих европейские комиксы, а предметом — маркетинговая политика по продвижению европейских комиксов, проводимая этими издательствами.
Цель — выявить специфику маркетинговой политики российских издательств по продвижению европейских комиксов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть роль маркетинга, его специфику и функции в контексте издательской практики.
2. Выявить типологические черты европейских комиксов на основе их рассмотрения в диахроническом аспекте.
3. В целях выявления читательского спроса оценить востребованность европейских комиксов посредством анализа читательских отзывов на сайтах интернет-магазинов.
4. Составить систему критериев оценивания эффективности маркетинговой политики российских издательств по продвижению комиксов.
5. На основе сформулированных критериев провести сравнительный анализ маркетинговой политики по продвижению европейских комиксов российских издательство «МИФ» и «Бумкнига».
6. Сформировать список рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой политики российских издательств в отношении продвижения европейских комиксов.
Научная новизна исследования обусловлена выявлением типологических особенностей европейских комиксов и обращением к малоизученному аспекту — стратегиям их продвижения на российском книжном рынке.
Практическая значимость определяется формированием системы критериев оценивания эффективности маркетинговой политики издательств по продвижению европейских комиксов, а также разработкой рекомендаций по совершенствованию данного направления издательской практики.
В работе были использованы следующие методы: теоретического познания — анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, сравнение, структурно-типологический, генетический; специальные — SWOT-анализ, аналитико-тематический метод.
Материалом исследования послужили издания европейских комиксов издательств «Бумкнига» и «МИФ», информация на сайтах данных издательств и маркетплейсов, читательские отзывы об европейских комиксах на интернет-ресурсах.
Структура выпускной квалификационной работы включает исследовательскую часть, редактуру и редзаключение на рукопись, а также экономический расчет себестоимости издания. Исследовательская часть состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе сформирована теоретическая база по аспектам рассмотрения маркетинговой политики в целом, выявлена специфика современного книжного маркетинга, а также проведен анализ сегмента комиксов на отечественном книжном рынке, что позволило оценить уровень предложения и потребности рынка.
Во второй главе на основе рассмотрения истории становления европейского комикса выявлены его типологические характеристики, определены отличительные особенности европейского комикса в контексте других разновидностей данной книжной продукции, проанализированы читательские отзывы на издания европейского комикса и сформирована система критериев оценивания эффективности маркетинговой политики издательств по их продвижению.
В третьей главе проведен сравнительный анализ маркетинговой политики российских издательств, выпускающих европейские комиксы — «МИФ» и «Бумкнига», а также изложены разработанные рекомендации по совершенствованию стратегии продвижения европейских комиксов в российских издательствах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успех книгоиздательской сферы в настоящее время напрямую зависит от эффективной разработки и реализации маркетинговой стратегии, направленной на определение потребностей целевой аудитории. Поэтому главной целью маркетинга для издательства можно считать достижение экономической выгоды от продажи книжной продукции. Фактически работа издателей по продвижению книг начинается с момента ее создания, когда определяется концепция книги и целевая аудитория.
Целью данного исследования было выявление специфики маркетинговой политики российских издательств по продвижению европейских комиксов. В рамках решения поставленной проблемы были выявлены факторы эффективности маркетинговой политики издательства, определяемые анализом потребностей рынка и конкурентной среды, разработкой стратегии продвижения и рекламной компанией, внимательным изучением целевой аудитории (её сегментацией и выделением групп покупателей), выбором каналов продвижения книжного продукта, а также контролем за проведением маркетинговых мероприятий и мониторинга их успешности.
Проведенный анализ сегмента комиксов на отечественном книжном рынке подтвердил проблему бытования европейских комиксов в России, значительно уступающих своим восточно-азиатским и американским конкурентам позиции по распространённости и популярности, но превосходящих их по качеству. В целях выявления причин сложившейся ситуации были рассмотрены видо-типологические особенности европейских «рисованных полос», bande dessinee или сокращенно BD, изучена история их становления, а также специфика создания и бытования. Высокое качество европейских комиксов обусловлено тем, что европейские комиксы воспринимаются их авторами и читателями не как коммерческий продукт, а в качестве артобъекта, имеющего свою художественную ценность за счет уникального стиля художника. Этим также определяется большой, часто альбомный формат издания и его высокая цена, безусловно, влияющие на читательский спрос. Однако, с точки зрения маркетинговых решений, европейские комиксы имеют важнейшее преимущество перед другими, — это их бытование как объектов семейного чтения, позволяющих организовать совместную читательскую деятельность, общение родителей и детей как важную составляющую семейных традиций. Это подтвердил и проведенный в рамках исследования анализ читательских отзывов, расположенных на сайтах крупных маркетплейсов.
Особенности реализации маркетинговой политики российских издательств, выпускающих европейские комиксы, были рассмотрены посредством сравнительного анализа деятельности двух известных издательств — «Бумкниги» и «МИФ». На основе подробного рассмотрения детского ассортимента выпускаемой продукции были выявлены достоинства и недостатки изданий европейских комиксов, связанные с материальной конструкцией, качеством художественно-технического оформления и версткой книг, определен их ценовой диапазон. Особое внимание было уделено позиционированию данной книжной продукции и каналам распространения: сайтам интернет-магазинов и соцсетям, так как потребители чаще всего доверяют отзывам покупателей и репостам.
Анализ маркетинговой деятельности издательств позволил сделать вывод о том, что маркетинговые исследования, важные для запуска нового продукта, часто не учитываются. На основе результатов проведенного исследования были сформированы рекомендации по повышению эффективности маркетинговой политики российских издательств в плане продвижения европейских комиксов.
1. Издательства не должны пренебрегать маркетинговыми
исследованиями, тщательно изучать и сегментировать свою аудиторию, чтобы целенаправленно воздействовать на неё.
2. В маркетинговой деятельности важно сохранять гибкость и быструю адаптивность к условиям меняющегося рынка.
3. Важнейшим условием эффективности продвижения изданий является регулярный контроль и мониторинг эффективности проводимых маркетинговых мероприятий и использованных инструментов с помощью маркетинговых показателей.
4. Используя потенциал разных каналов продвижения, необходимо информировать читателей об особенностях BD и использовать их преимущества в рекламных кампаниях.
5. Учитывая специфику европейских комиксов, издательствам необходимо в позиционировании и рекламе изданий выделять разные авторские стили, работать над брендами художников и сценаристов.
6. В целях привлечения и удержания читательской аудитории издательствам необходимо максимизировать удобство использования изданий для покупателей, скорость и комфорт их приобретения, повышать юзабилити веб-сайтов.
7. Чтобы оставаться в информационном поле как можно большего количества потенциальных читателей, издательствам нужно выходить на широкую аудиторию в рамках проведения различных маркетинговых мероприятий и ярмарок, регулярно напоминать о себе в СМИ.
8. Стратегия по продвижению европейского комикса должна учитывать развивающий и воспитательный потенциал данного книжного продукта, позволяющего организовать совместную читательскую деятельность и общение родителей и детей, значимые для сохранения и укрепления семейных традиций.
Перспективы исследования данной темы могут быть связаны с изучением маркетинговой политики российских издательств в отношении к другим изданиям европейской графической литературы, таким как графические романы, а также с подробным рассмотрением специфики иных популярных форм продвижения книг: например, блогосферы или стратегии бренда.



1. Рикар А. Анна и Фрога : комиксы / Анук Рикар; пер. с фр. А. Рахманько. — СПб. : Бумкнига, 2023. — 212 с.
2. Гибер Э. Ариоль. Телячьи нежности / Эмманюэль Гибер; пер. с фр. М. Хачатурова; илл. Марка Бутавана. — Изд. 2-е. — СПБ. : Бумкнига, 2023. — 128 с.
3. Дидье Э. Эмиль и Марго. Монстры в игре : комиксы // Энн Дидье, Ольвье Мэллер; пер. с фр. Д. Батий. — М. : МИФ, 2023. — 80 с.
4. Тан М. Полный дом призраков. Кто еще не спрятался? / Мистер Тан; пер. с фр. Т. Петухова; илл. Йомги Дюмон. — М. : МИФ, 2022. — 128 с.
Официально-деловая литература
5. ГОСТ Р 7.0.60-2020 Издания. Основные виды. Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2020-09-18. — М. : Стандартинформ, 2020. — 46 с.
6. Книжный рынок России-2023. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. — М. : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2023. — 106 с.
Научная литература
7. Айснер, У. Комикс и последовательное искусство. — М. : МИФ, 2021
— 192 с.
8. Андриенко Р.В. Стратегии продвижения предприятия: их сущность и роль // Р.В. Андриенко, А.В. Катаев // Экономика и социум. — №10(29). — 2016. — С. 827-831.
9. Габясова Д. С. Эффективность технологии создания комиксов // Ресурсам области — эффективное использование: сб. материалов XIX Ежегод. науч. конф. студентов Технологического университета. — М. : ООО «Научный консультант», 2019 — С. 624.
10. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1986. — 173 с.
11. Калайда А.А. История развития комикса как литературного жанра // Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. 2018. — Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2018. — С. 78-80.
12. Книжный маркетинг: руководство к действию : сб. статей / пер. с англ.
— М. : ТЕРРА, 1996. — 432 с.
13. Колдан Е. С. Маркетинговое ценообразование / Е. С. Колдан, Л. Р. Иванова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — №12. — Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева. — 2016. — С. 354-356.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — СПб: Питер, 2018 — 848 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс // — М. : Вильямс, 2016. — 752 с.
...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ