Аннотация 3
Введение 3
1 Теоретические основы обучения домашнему чтению на английском языке на
старшей ступени общеобразовательной школы 5
1.1 Домашнее чтение: понятие, функции, цели и задачи 5
1.2 Особенности обучения домашнему чтению на иностранном языке на
старшей ступени общеобразовательной школы 11
1.3 Контроль при обучении домашнему чтению на английском языке 15
Выводы по главе 1 18
2 Методические аспекты обучения домашнему чтению на английском языке и
его контроля на старшей ступени общеобразовательной школы 19
2.1 Методические приемы обучения домашнему чтению на английском
языке и организация его контроля 19
2.2 Критерии отбора текстов для домашнего чтения на английском языке на
старшей ступени обучения 24
2.3 Опытно-экспериментальное обучение домашнему чтению на английском
языке на старшей ступени и его контроль 28
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованной литературы и источников 44
Приложение 47
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению роли домашнего чтения в процессе обучения английскому языку в условиях общего обязательного образования.
Актуальность исследования заключается в том, что чтение является основой обучения, одним из важных средств приобретения знаний. Роль чтения в современном обществе заключается в том, чтобы помогать людям получать информацию и давать им возможность более глубоко и всесторонне понимать мир. Это один из самых необходимых навыков в жизни. При изучении иностранных языков в старших классах школы чтение очень важно. Чтение является важной частью преподавания языка, и развитие способности учащихся к чтению является важной целью преподавания иностранного языка.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке рекомендаций по обучению домашнему чтению на английском языке и осуществлению его контроля на старшей ступени общеобразовательной школы и экспериментальной проверке их эффективности.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы домашнего чтения на иностранных языках и уточнить его роль в обучении иностранным языкам на старшем этапе общеобразовательной школы.
2. Уточнить возрастные и психологические характеристики обучающихся на старшей ступени.
3. Проанализировать контроль как один из методов при обучении домашнему чтению на английском языке.
4. Провести опытно-экспериментальное обучение домашнему чтению на английском языке на старшей ступени общеобразовательной школы.
5. Обобщить и проанализировать результаты опытно-экспериментального обучения домашнему чтению и его контролю на старшей ступени образования.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на английском языке в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования составляет организация домашнего чтения на английском языке и его контроль на старшей ступени обучения.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ и обобщение педагогической, психологической литературы, научных источников, опыта преподавателей); эмпирические методы (включенное наблюдение, экспериментальное обучение в естественных условиях).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании значимости домашнего чтения как неотъемлемого компонента процесса обучения иностранному языку, его важной роли в решении главной задачи по развитию коммуникативных умений.
Практическая значимость исследования состоит в анализе и отборе методических и организационных подходов к обучению домашнему чтению на старшей ступени общеобразовательной школы.
Чтение - это активная деятельность, связанная с семантическим восприятием текста. Основная цель чтения — получение и обработка письменной информации. Чтение является одним из важнейших средств приобретения знаний участниками. Чтение играет важную роль в повседневном обучении и жизни. Исходя из целей и задач, различают виды чтения.
Чтение как вид речевой деятельности предполагает осознанное извлечение нужной информации из текста. Эта деятельность различна, в связи с этим выделяются разные виды чтения.
Домашнее чтение - это организационная форма внеклассного образования. Являясь важной частью учебной программы, домашнее чтение играет ключевую роль в расширении знаний учащихся и улучшении всесторонних языковых навыков.
Старшеклассники должны с большей вероятностью адаптироваться к более сложному домашнему чтению. При выборе текстов они должны выбирать в их соответствии с фактическим уровнем владения иностранным языком.
Контроль является обязательной частью процесса чтения, и участники формируют навыки чтения, выполняя задания на контроль. Контроль имеет значение для оценки качества усвоения учебного материала. При этом контроль при обучении домашнему чтению на иностранном языке предполагает наличие условий, которые требуется соблюсти, важно учитывать существующие нюансы и специфику процесса чтения.
Контроль играет важную роль в обработке текста, и участники могут оценить себя и исправить ошибки с помощью контроля. Учителя должны помогать участникам в различных типах контроля для достижения лучших результатов.
При организации обучения домашнему чтению на старшей ступени общеобразовательной школы критерии отбора учебных текстов должны
основываться на следующих принципах: реальность, информативность, связность и разнообразие. Эти тексты должны реализовывать образовательные функции.
Согласно результатам эксперимента, стало известно, что эта серия упражнений эффективна для обучения домашнего чтения на английском языке на старшей ступени и его контроль.
Однако выбор тематики текстов также очень важен. Выбор подходящих текстов для разных групп учащихся может повысить их интерес к участию в изучении английского языка.
Таким образом, при организации обучения домашнему чтению на старшей ступени общеобразовательной школы критерии отбора учебных текстов должны основываться на следующих принципах: реальность, информативность, связность и разнообразие. Эти тексты должны реализовывать образовательные функции.
В этом исследовании эксперимент был проведен в классе из 16 человек в десятом классе. Результаты экспериментов показывают, что: учащиеся выполнили задание по чтению текста дома, что привело к улучшению навыков ведения диалога и речи.
Чтение на английском языке является важной частью изучения языка и может помочь улучшить уровень владения языком. Домашнее чтение может быть эффективным способом улучшения навыков чтения и понимания английского языка.
Правильный выбор текста также может помочь в улучшении навыков чтения. Например, если вы хотите улучшить свой уровень владения английским языком для составления резюме, то выбор текстов, связанных с бизнесом и профессиональной деятельностью, может быть полезным.
Чтение таких текстов поможет вам узнать новые слова и фразы, которые могут быть полезны при написании резюме и во время собеседования на работу. Кроме того, чтение текстов на английском языке может помочь улучшить вашу грамматику и понимание английской речи.
В процессе практике по домашнему чтению использовались разные методы контроля понимания текста: ответы на вопросы по тексту, пересказ текста, вопросы по отдельным аспектам текста а также анализ точки зрения текста. Мы думаем, что комплексное использование представленных в исследовании заданий позволит улучшить навыки коммуникативного чтения.
Бароненко, Е. А. К вопросу о роли контроля на уроках иностранного языка / Е. А. Бароненко, О. В. Селедчик // Матрица научного познания. - 2017. - №4. -С. 130-135.
Беляева, А. И. Роль домашнего чтения в обучении иностранному языку в школе / А. И. Беляева, С. М. Сенюшкина И Сборники конференций НИЦ Социосфера. - №31. - 2017. - С. 94-96.
Берлизова, Т. Г. Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка / Т. Г. Берлизова, А. В. Грачева, Т. Н. Леонова //. - 2017. - № 5-3(21).-С. 13-14.
Вайсбурд, М.Л., Кузьмина, Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся в обучении устно-речевому иноязычному общению [Текст] / М. Л. Вайсбурд, Е.В Кузьмина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1 - С. 9-11.
Гончаренко, О. А. Домашнее чтение по иностранному языку как метод мотивации учащихся / О. А. Гончаренко И Современный взгляд на будущее науки. - №1. - 2015. - С. 178-180.
Ильина, Г. А. Об одном подходе к изучению иностранного языка. Домашнее чтение / Г. А. Ильина // Россия и Запад: диалог культур. -№1.-2016. -С. 188-193.
Коваленко, Н. А.,Смирнова ,А.Ю.Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)/Н. А. Коваленко//Тамбов: Грамота, 2011. № 1.-С. 91-97.
Конышева, А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А. В. Конышева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2004. - 144 с.
Кузьмина И.А. Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений, - 2016. - С. 1-3.
Макарова Н.Н. Организация контроля понимания читаемого при обучении английскому языку/ Н. Н. Макарова// Макарова н.н.вестник научных конференций - 2019. - № 2-3 (42). - С. 62-63.
Метелькова, Л. А. Основные критерии отбора текстов для обучения студентов чтению на втором иностранном языке / Л. А. Метелькова И Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. -№ 3(91). - С. 128-133.
Милякова, В. В. К вопросу о чтении - ведущем виде речевой деятельности на уроках английского языка / В. В. Милякова // Студенческий Uni versum. - 2017.-С. 84-87.
Миролюбов, А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку / А. А. Миролюбов. - Обнинск: Титул, 1999. - 112 с.
Павлов, В. В. Значения исходного словообразующего слова и смыслового слова. Процесс чтения / В. В. Павлов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №1. - С. 32-44.
Селиванова, Н. А. Домашнее чтение - важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе / Н. А. Селиванова // ИЯШ. - №4.-2004.-С. 21-26.
...31