Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕКСИКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Работа №179010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 10
1.1. Особенности изучения лексики на уроках русского
языка в начальной школе 10
1.2. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках
русского языка как основа реализации ФГОС НОО 21
1.3. Методические условия реализации коммуникативно
деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 45
2.1. Диагностика уровня сформированности
представлений о лексике у младших школьников 45
2.2. Содержание работы по формированию представлений
о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 52
2.3. Динамика уровня сформированности представлений
о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 76
Заключение 82
Библиографический список 85
Приложение 95


Актуальность исследования. В настоящее время в условиях модернизации образования актуальными становятся проблемы, связанные с общекультурным, личностным, познавательным развитием младших школьников. Стремление современных учителей «научить учиться» обеспечивает компетентностный подход в образовании, который представляет собой целевую ориентацию учебного процесса на формирование определенных компетенций. Под компетенцией следует понимать совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности ребенка в учебном процессе, для решения нестандартных задач в новых условиях.
Начальное языковое образование предполагает формирование ряда компетенций, обеспечивающих владение системой языка, формирование способности свободно общаться на основе полученных знаний о базовых понятиях лингвистики. Результатом начального языкового образования являются компетенции.
В новом варианте государственного стандарта в рамках лингводидактики определены три задачи школьного курса русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Эти компетенции овладения родным языком и составляют сущность начального языкового образования.
В действующих программах начального русского языка указывается, что под языковой компетенцией понимается способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Лингвистическая компетенция употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка более перспективно их разграничение. Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык.
Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом. Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация - от лат. communico - связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется третий тип компетенции - коммуникативную.
Основной задачей в начальном языковом образовании является процесс приобретения младшими школьниками знаний о языке и процесс овладения языком.
Наблюдения показывают, что младшие школьники испытывают затруднения в выражении мыслей и чувств, в точном подборе лексем при составлении высказываний. Причина тому - бедность словарного запаса, незнание лексического значения слов, отсутствие представлений о синонимических рядах слов.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что при изучении лексики формируются языковая, лингвистическая,
коммуникативная компетенции.
В методической литературе разработаны различные современные технологии, методы и приемы для изучения лексики в начальной школе, так как лексикология - это важный раздел в языковом образовании младших школьников. Например, общими приемами, выделяемыми исследователями, являются объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова. Методисты отмечают, что одно из важных условий усвоения лексического материала - это опора на коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка. Ведь коммуникативно-деятельностный подход будет создавать комфортную ситуацию при обучении, формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, то есть удовлетворять современной ситуации в начальном языковом образовании.
Исследователи проблемы в последние годы сходятся во мнении, что формирование языковой личности в рамках начальной школы возможно лишь при активной, осознанной и целенаправленной деятельности самого обучаемого как субъекта коммуникации (Г.А. Кудрявцева, A.B. Мудрик, Г.С. Трофимова, и др.), при систематической диагностике процесса и его результатов (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.). Однако они либо предлагают основные направления становления языковой личности в начальной школе (В.В. Сериков, A.A. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), либо решают проблему формирования представлений о лексике у учащихся в рамках конкретного предмета (Д.И. Архарова, H.A. Зайцев, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская и др.) или конкретной технологии (С.Ю. Куриловой, Е.И. Пассова и др.).
Коммуникативно-деятельностный подход разрабатывается с 1981 года в трудах А.Ю. Купаловой, Л.А. Тростенцовой, В.И. Капинос, Г.К. Лидман- Орловой, Е.С. Антоновой и др. Также коммуникативный аспект преподавания русского языка в школе нашел отражение в методических исследованиях таких ученых, как Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, С.И. Львова, Е.В. Архипова, Т.М. Воителева и др., и результатами данных научных трудов стали учебные программы и учебники, основанные на изучении языка как средства коммуникации и обучении учащихся речевому общению как виду деятельности.
При отборе технологий, способствующих реализации коммуникативнодеятельностного подхода, учитывались результаты научных исследований в области теории и практики обучения речи (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов), и, в частности, опыт лексического аспекта в комуникативно-деятельностном подходе на уроках русского языка (Т.К. Донская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская). Осложняет поиск путей формирования представлений о лексике у младших школьников недостаточное понимание сущности коммуникативно-деятельностного подхода, который занимает в современных условиях приоритетную позицию.
Отсюда возникает противоречие между важностью формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, связанными с языковой, коммуникативной и лингвистической компетенциями и недооценкой применения коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы методические условия формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о лексике у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия (пути, приемы и методы) формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода будет эффективным, если:
- на уроках русского языка используются интерактивные приемы на основе лексического материала (урок-мастерская, метод алгоритма, дискуссия, театрализации, работы в группе и др.);
- отбирается дополнительный лексический материал;
- учитывается принцип текстоцентризма, т. е. изучение лексических средств русского языка на текстовой основе.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть особенности изучения лексики на уроках русского языка в начальной школе.
2. Рассмотреть коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка как основу реализации ФГОС НОО.
3. Охарактеризовать методические условия реализации коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические и эмпирические. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы методические условия, направленные на формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
База исследования: 3 «А» класс МОУ «Бессоновская СОШ»
Белгородского района Белгородской области.
Апробация выпускной квалификационной работы проведена на:
-Всероссийской научно-практической конференции «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» (Белгород, ноябрь 2017).
-Всероссийской web-конференции с международным участием «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (Елец, апрель 2018).
-Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, ноябрь 2018).
Исследование проводилось в течение двух лет (2017 - 2019 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап - изучение литературы по теме исследования, отбор дидактического материала для опытно-экспериментального исследования.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, проведение формирующего эксперимента, реализация разработанной системы упражнений и заданий.
Третий этап - анализ и обобщение результатов исследования, оформление магистерской диссертации.
Структура диссертации определялась задачами и логикой исследования. Магистерская диссертация включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно- деятельностного подхода» представлены особенности изучения лексики на уроках русского языка в начальной школе; описан коммуникативнодеятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО; охарактеризованы методические условия реализации коммуникативно- деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода» описана диагностика уровня сформированности представлений о лексике у младших школьников; представлено содержание работы по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода; выявлена динамика уровня сформированности представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Библиографический список содержит 106 наименований источников.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе теоретического анализа мы выяснили, что в новом варианте государственного стандарта в рамках лингводидактики определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Проблема формирования представлений о лексике в начальной школе освещена широко, однако в практику обучения русскому языку необходимо вводить коммуникативнодеятельностный подход.
Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения - слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий. Интерес представляет вопрос об изучении функционирования лексем в тексте, рассмотрении синтагматических, парадигматических и ассоциативнодеривационных отношений слов на лексическом уровне, взаимозависимости и взаимообусловленности единиц различных уровней языка.
Коммуникативно-деятельностный подход в рамках ФГОС НОО опирается на фонетические, словообразовательные, лексические, грамматические, семантические особенности языкового материала, соответствующего определенному орфографическому правилу, и обеспечивает целенаправленное развитие всех видов речевой деятельности. Такой подход в обучении предполагает знание языковых средств общения, умение соотносить эти средства с задачами и условиями коммуникации, организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения и целесообразности высказывания.
Нами была реализована опытно-экспериментальная работа, по итогам которой установили следующее:
1. Уровень сформированности представлений о лексике в экспериментальном классе различен, варьируется от высокого уровня до низкого, причем процентное соотношение показателей позволяет выстроить определенную иерархию: в экспериментальном классе преобладает низкий уровень, затем - средний, на последней позиции - высокий уровень. Основную трудность у учащихся вызвали задания, в которых нужно установить лексическое значение слов, активизирующие процесс восприятия текста.
2. В рамках формирующего этапа мы реализовали работу по освоению основных лексикологических понятий: лексика как раздел науки о языке, значение слова, прямое и переносное значение слова, тропы, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; расширение словарного запаса, использование выразительных возможностей русского языка - синонимии, антонимии и др.; укрепление понимания коннотативных значений слова и условности речи.
Задача опытно-экспериментальной работы, организованной в экспериментальном классе, состояла в том, чтобы сформировать представления о лексике у младших школьников общеобразовательной школы на основе коммуникативно-деятельностного подхода посредством изучения лексических явлений и в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности, вырабатывать умения правильно и уместно употреблять лексемы, устанавливать функции лексических единиц в процессе речевой деятельности, развивать умения адекватного отбора языковых (лексических) средств для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи.
3. На контрольном этапе эксперимента уровень сформированности представлений о лексике у большинства учащихся класса имел положительную динамику: количество школьников с высоким уровнем сформированности представлений о лексике увеличилось с 4% до 24%, со средним уровнем - с 36% до 44%, а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 60% до 32%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что апробированные нами методические условия формирования представлений о лексике у младших школьников являются эффективными. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных классов разработанные и апробированные нами методические рекомендации и упражнения в процессе формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В нашем исследовании мы смогли доказать, что формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода будет эффективным, если: на уроках русского языка используются интерактивные приемы на основе лексического материала (урок-мастерская, метод алгоритма, дискуссия, театрализации, работы в группе и др.); подбирается и используется дополнительный лексический материал; организуется работа над лексическими средствами русского языка на уровне текста.
Мы предполагаем, что в дальнейшем следует расширить спектр используемых методических и организационных приемов в рамках коммуникативно-деятельностного похода при формировании представлений обучающихся о лексике в процессе изучения предмета «Русский язык», а также продолжить работу в данном направлении.
Так, в рамках нашей работы, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи были решены.



1. Айдарова Л.И. Психологические основы обучения русскому языку младших школьников / Л.И. Айдарова. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа
формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142. [Офиц. сайт]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата
обращения: 25.10.2017)
3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. - М.: Экономика, 2010. - 211 с.
4. Антонова Е.С. Как сблизить уроки русского языка и литературы / Е.С. Антонова // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». - 2014. - №11. - С.2-5.
5. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 139 с.
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход / Е.С. Антонова. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - 141 с.
7. Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе
интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе / Е.С. Антонова: Диссертация ... доктора педагогических наук. - М.:
Просвещение, 2011. - 336 с.
8. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. - М.: Просвещение, 1995. - 472 с.
9. Арефьева О.М. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/519655/ (дата обращения: 17.09.2017)
10. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики /Н.Д. Артюнова, Е.В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. - М., 2005. - 500 с.
11. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Артюнова. - М.: Языки русской культуры, 2009. - 896 с.
12. Архипова Е.В. Дискурсивный подход в обучении родному языку и типология учебных текстов / Е.В. Архипова // Сборник научнометодических статей, посвященный 100-летию со дня рождения профессора М.С. Лапатухина. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - С. 49-53.
13. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное
пособие для студентов педагогических вузов / Е.В. Архипова. - М.:
Просвещение, 2010. - 192 с.
14. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных
действий: структура, содержание, ожидаемые результаты. - [Электронный ресурс]. URL: http://webcache.googleusercontent.com /search?q=cache:Sft- bjRDlS8J:xn--1504-43dr3agc1bl3t.xn--p1ai/wp-content/ upl oads/ (дата
обращения: 17.09.2017)
15. Асмолов А.Г. Деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - №4. - С.18-22....106



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ