ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕКСИКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 10
1.1. Особенности изучения лексики на уроках русского
языка в начальной школе 10
1.2. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках
русского языка как основа реализации ФГОС НОО 21
1.3. Методические условия реализации коммуникативно
деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 45
2.1. Диагностика уровня сформированности
представлений о лексике у младших школьников 45
2.2. Содержание работы по формированию представлений
о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 52
2.3. Динамика уровня сформированности представлений
о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 76
Заключение 82
Библиографический список 85
Приложение 95
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 10
1.1. Особенности изучения лексики на уроках русского
языка в начальной школе 10
1.2. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках
русского языка как основа реализации ФГОС НОО 21
1.3. Методические условия реализации коммуникативно
деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 45
2.1. Диагностика уровня сформированности
представлений о лексике у младших школьников 45
2.2. Содержание работы по формированию представлений
о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 52
2.3. Динамика уровня сформированности представлений
о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода 76
Заключение 82
Библиографический список 85
Приложение 95
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях модернизации образования актуальными становятся проблемы, связанные с общекультурным, личностным, познавательным развитием младших школьников. Стремление современных учителей «научить учиться» обеспечивает компетентностный подход в образовании, который представляет собой целевую ориентацию учебного процесса на формирование определенных компетенций. Под компетенцией следует понимать совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности ребенка в учебном процессе, для решения нестандартных задач в новых условиях.
Начальное языковое образование предполагает формирование ряда компетенций, обеспечивающих владение системой языка, формирование способности свободно общаться на основе полученных знаний о базовых понятиях лингвистики. Результатом начального языкового образования являются компетенции.
В новом варианте государственного стандарта в рамках лингводидактики определены три задачи школьного курса русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Эти компетенции овладения родным языком и составляют сущность начального языкового образования.
В действующих программах начального русского языка указывается, что под языковой компетенцией понимается способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Лингвистическая компетенция употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка более перспективно их разграничение. Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык.
Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом. Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация - от лат. communico - связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется третий тип компетенции - коммуникативную.
Основной задачей в начальном языковом образовании является процесс приобретения младшими школьниками знаний о языке и процесс овладения языком.
Наблюдения показывают, что младшие школьники испытывают затруднения в выражении мыслей и чувств, в точном подборе лексем при составлении высказываний. Причина тому - бедность словарного запаса, незнание лексического значения слов, отсутствие представлений о синонимических рядах слов.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что при изучении лексики формируются языковая, лингвистическая,
коммуникативная компетенции.
В методической литературе разработаны различные современные технологии, методы и приемы для изучения лексики в начальной школе, так как лексикология - это важный раздел в языковом образовании младших школьников. Например, общими приемами, выделяемыми исследователями, являются объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова. Методисты отмечают, что одно из важных условий усвоения лексического материала - это опора на коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка. Ведь коммуникативно-деятельностный подход будет создавать комфортную ситуацию при обучении, формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, то есть удовлетворять современной ситуации в начальном языковом образовании.
Исследователи проблемы в последние годы сходятся во мнении, что формирование языковой личности в рамках начальной школы возможно лишь при активной, осознанной и целенаправленной деятельности самого обучаемого как субъекта коммуникации (Г.А. Кудрявцева, A.B. Мудрик, Г.С. Трофимова, и др.), при систематической диагностике процесса и его результатов (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.). Однако они либо предлагают основные направления становления языковой личности в начальной школе (В.В. Сериков, A.A. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), либо решают проблему формирования представлений о лексике у учащихся в рамках конкретного предмета (Д.И. Архарова, H.A. Зайцев, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская и др.) или конкретной технологии (С.Ю. Куриловой, Е.И. Пассова и др.).
Коммуникативно-деятельностный подход разрабатывается с 1981 года в трудах А.Ю. Купаловой, Л.А. Тростенцовой, В.И. Капинос, Г.К. Лидман- Орловой, Е.С. Антоновой и др. Также коммуникативный аспект преподавания русского языка в школе нашел отражение в методических исследованиях таких ученых, как Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, С.И. Львова, Е.В. Архипова, Т.М. Воителева и др., и результатами данных научных трудов стали учебные программы и учебники, основанные на изучении языка как средства коммуникации и обучении учащихся речевому общению как виду деятельности.
При отборе технологий, способствующих реализации коммуникативнодеятельностного подхода, учитывались результаты научных исследований в области теории и практики обучения речи (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов), и, в частности, опыт лексического аспекта в комуникативно-деятельностном подходе на уроках русского языка (Т.К. Донская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская). Осложняет поиск путей формирования представлений о лексике у младших школьников недостаточное понимание сущности коммуникативно-деятельностного подхода, который занимает в современных условиях приоритетную позицию.
Отсюда возникает противоречие между важностью формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, связанными с языковой, коммуникативной и лингвистической компетенциями и недооценкой применения коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы методические условия формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о лексике у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия (пути, приемы и методы) формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода будет эффективным, если:
- на уроках русского языка используются интерактивные приемы на основе лексического материала (урок-мастерская, метод алгоритма, дискуссия, театрализации, работы в группе и др.);
- отбирается дополнительный лексический материал;
- учитывается принцип текстоцентризма, т. е. изучение лексических средств русского языка на текстовой основе.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть особенности изучения лексики на уроках русского языка в начальной школе.
2. Рассмотреть коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка как основу реализации ФГОС НОО.
3. Охарактеризовать методические условия реализации коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические и эмпирические. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы методические условия, направленные на формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
База исследования: 3 «А» класс МОУ «Бессоновская СОШ»
Белгородского района Белгородской области.
Апробация выпускной квалификационной работы проведена на:
-Всероссийской научно-практической конференции «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» (Белгород, ноябрь 2017).
-Всероссийской web-конференции с международным участием «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (Елец, апрель 2018).
-Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, ноябрь 2018).
Исследование проводилось в течение двух лет (2017 - 2019 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап - изучение литературы по теме исследования, отбор дидактического материала для опытно-экспериментального исследования.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, проведение формирующего эксперимента, реализация разработанной системы упражнений и заданий.
Третий этап - анализ и обобщение результатов исследования, оформление магистерской диссертации.
Структура диссертации определялась задачами и логикой исследования. Магистерская диссертация включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно- деятельностного подхода» представлены особенности изучения лексики на уроках русского языка в начальной школе; описан коммуникативнодеятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО; охарактеризованы методические условия реализации коммуникативно- деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода» описана диагностика уровня сформированности представлений о лексике у младших школьников; представлено содержание работы по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода; выявлена динамика уровня сформированности представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Библиографический список содержит 106 наименований источников.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы.
Начальное языковое образование предполагает формирование ряда компетенций, обеспечивающих владение системой языка, формирование способности свободно общаться на основе полученных знаний о базовых понятиях лингвистики. Результатом начального языкового образования являются компетенции.
В новом варианте государственного стандарта в рамках лингводидактики определены три задачи школьного курса русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Эти компетенции овладения родным языком и составляют сущность начального языкового образования.
В действующих программах начального русского языка указывается, что под языковой компетенцией понимается способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Лингвистическая компетенция употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка более перспективно их разграничение. Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык.
Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом. Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация - от лат. communico - связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется третий тип компетенции - коммуникативную.
Основной задачей в начальном языковом образовании является процесс приобретения младшими школьниками знаний о языке и процесс овладения языком.
Наблюдения показывают, что младшие школьники испытывают затруднения в выражении мыслей и чувств, в точном подборе лексем при составлении высказываний. Причина тому - бедность словарного запаса, незнание лексического значения слов, отсутствие представлений о синонимических рядах слов.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что при изучении лексики формируются языковая, лингвистическая,
коммуникативная компетенции.
В методической литературе разработаны различные современные технологии, методы и приемы для изучения лексики в начальной школе, так как лексикология - это важный раздел в языковом образовании младших школьников. Например, общими приемами, выделяемыми исследователями, являются объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова. Методисты отмечают, что одно из важных условий усвоения лексического материала - это опора на коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка. Ведь коммуникативно-деятельностный подход будет создавать комфортную ситуацию при обучении, формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, то есть удовлетворять современной ситуации в начальном языковом образовании.
Исследователи проблемы в последние годы сходятся во мнении, что формирование языковой личности в рамках начальной школы возможно лишь при активной, осознанной и целенаправленной деятельности самого обучаемого как субъекта коммуникации (Г.А. Кудрявцева, A.B. Мудрик, Г.С. Трофимова, и др.), при систематической диагностике процесса и его результатов (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.). Однако они либо предлагают основные направления становления языковой личности в начальной школе (В.В. Сериков, A.A. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), либо решают проблему формирования представлений о лексике у учащихся в рамках конкретного предмета (Д.И. Архарова, H.A. Зайцев, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская и др.) или конкретной технологии (С.Ю. Куриловой, Е.И. Пассова и др.).
Коммуникативно-деятельностный подход разрабатывается с 1981 года в трудах А.Ю. Купаловой, Л.А. Тростенцовой, В.И. Капинос, Г.К. Лидман- Орловой, Е.С. Антоновой и др. Также коммуникативный аспект преподавания русского языка в школе нашел отражение в методических исследованиях таких ученых, как Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова, С.И. Львова, Е.В. Архипова, Т.М. Воителева и др., и результатами данных научных трудов стали учебные программы и учебники, основанные на изучении языка как средства коммуникации и обучении учащихся речевому общению как виду деятельности.
При отборе технологий, способствующих реализации коммуникативнодеятельностного подхода, учитывались результаты научных исследований в области теории и практики обучения речи (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов), и, в частности, опыт лексического аспекта в комуникативно-деятельностном подходе на уроках русского языка (Т.К. Донская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская). Осложняет поиск путей формирования представлений о лексике у младших школьников недостаточное понимание сущности коммуникативно-деятельностного подхода, который занимает в современных условиях приоритетную позицию.
Отсюда возникает противоречие между важностью формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, связанными с языковой, коммуникативной и лингвистической компетенциями и недооценкой применения коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы методические условия формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о лексике у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия (пути, приемы и методы) формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода будет эффективным, если:
- на уроках русского языка используются интерактивные приемы на основе лексического материала (урок-мастерская, метод алгоритма, дискуссия, театрализации, работы в группе и др.);
- отбирается дополнительный лексический материал;
- учитывается принцип текстоцентризма, т. е. изучение лексических средств русского языка на текстовой основе.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть особенности изучения лексики на уроках русского языка в начальной школе.
2. Рассмотреть коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка как основу реализации ФГОС НОО.
3. Охарактеризовать методические условия реализации коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические и эмпирические. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы методические условия, направленные на формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
База исследования: 3 «А» класс МОУ «Бессоновская СОШ»
Белгородского района Белгородской области.
Апробация выпускной квалификационной работы проведена на:
-Всероссийской научно-практической конференции «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» (Белгород, ноябрь 2017).
-Всероссийской web-конференции с международным участием «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (Елец, апрель 2018).
-Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, ноябрь 2018).
Исследование проводилось в течение двух лет (2017 - 2019 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап - изучение литературы по теме исследования, отбор дидактического материала для опытно-экспериментального исследования.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, проведение формирующего эксперимента, реализация разработанной системы упражнений и заданий.
Третий этап - анализ и обобщение результатов исследования, оформление магистерской диссертации.
Структура диссертации определялась задачами и логикой исследования. Магистерская диссертация включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования и его методы, формулируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно- деятельностного подхода» представлены особенности изучения лексики на уроках русского языка в начальной школе; описан коммуникативнодеятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО; охарактеризованы методические условия реализации коммуникативно- деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе при изучении лексики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода» описана диагностика уровня сформированности представлений о лексике у младших школьников; представлено содержание работы по формированию представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода; выявлена динамика уровня сформированности представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Библиографический список содержит 106 наименований источников.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы.
На основе теоретического анализа мы выяснили, что в новом варианте государственного стандарта в рамках лингводидактики определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Проблема формирования представлений о лексике в начальной школе освещена широко, однако в практику обучения русскому языку необходимо вводить коммуникативнодеятельностный подход.
Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения - слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий. Интерес представляет вопрос об изучении функционирования лексем в тексте, рассмотрении синтагматических, парадигматических и ассоциативнодеривационных отношений слов на лексическом уровне, взаимозависимости и взаимообусловленности единиц различных уровней языка.
Коммуникативно-деятельностный подход в рамках ФГОС НОО опирается на фонетические, словообразовательные, лексические, грамматические, семантические особенности языкового материала, соответствующего определенному орфографическому правилу, и обеспечивает целенаправленное развитие всех видов речевой деятельности. Такой подход в обучении предполагает знание языковых средств общения, умение соотносить эти средства с задачами и условиями коммуникации, организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения и целесообразности высказывания.
Нами была реализована опытно-экспериментальная работа, по итогам которой установили следующее:
1. Уровень сформированности представлений о лексике в экспериментальном классе различен, варьируется от высокого уровня до низкого, причем процентное соотношение показателей позволяет выстроить определенную иерархию: в экспериментальном классе преобладает низкий уровень, затем - средний, на последней позиции - высокий уровень. Основную трудность у учащихся вызвали задания, в которых нужно установить лексическое значение слов, активизирующие процесс восприятия текста.
2. В рамках формирующего этапа мы реализовали работу по освоению основных лексикологических понятий: лексика как раздел науки о языке, значение слова, прямое и переносное значение слова, тропы, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; расширение словарного запаса, использование выразительных возможностей русского языка - синонимии, антонимии и др.; укрепление понимания коннотативных значений слова и условности речи.
Задача опытно-экспериментальной работы, организованной в экспериментальном классе, состояла в том, чтобы сформировать представления о лексике у младших школьников общеобразовательной школы на основе коммуникативно-деятельностного подхода посредством изучения лексических явлений и в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности, вырабатывать умения правильно и уместно употреблять лексемы, устанавливать функции лексических единиц в процессе речевой деятельности, развивать умения адекватного отбора языковых (лексических) средств для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи.
3. На контрольном этапе эксперимента уровень сформированности представлений о лексике у большинства учащихся класса имел положительную динамику: количество школьников с высоким уровнем сформированности представлений о лексике увеличилось с 4% до 24%, со средним уровнем - с 36% до 44%, а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 60% до 32%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что апробированные нами методические условия формирования представлений о лексике у младших школьников являются эффективными. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных классов разработанные и апробированные нами методические рекомендации и упражнения в процессе формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В нашем исследовании мы смогли доказать, что формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода будет эффективным, если: на уроках русского языка используются интерактивные приемы на основе лексического материала (урок-мастерская, метод алгоритма, дискуссия, театрализации, работы в группе и др.); подбирается и используется дополнительный лексический материал; организуется работа над лексическими средствами русского языка на уровне текста.
Мы предполагаем, что в дальнейшем следует расширить спектр используемых методических и организационных приемов в рамках коммуникативно-деятельностного похода при формировании представлений обучающихся о лексике в процессе изучения предмета «Русский язык», а также продолжить работу в данном направлении.
Так, в рамках нашей работы, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи были решены.
Лексика - это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения - слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий. Интерес представляет вопрос об изучении функционирования лексем в тексте, рассмотрении синтагматических, парадигматических и ассоциативнодеривационных отношений слов на лексическом уровне, взаимозависимости и взаимообусловленности единиц различных уровней языка.
Коммуникативно-деятельностный подход в рамках ФГОС НОО опирается на фонетические, словообразовательные, лексические, грамматические, семантические особенности языкового материала, соответствующего определенному орфографическому правилу, и обеспечивает целенаправленное развитие всех видов речевой деятельности. Такой подход в обучении предполагает знание языковых средств общения, умение соотносить эти средства с задачами и условиями коммуникации, организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения и целесообразности высказывания.
Нами была реализована опытно-экспериментальная работа, по итогам которой установили следующее:
1. Уровень сформированности представлений о лексике в экспериментальном классе различен, варьируется от высокого уровня до низкого, причем процентное соотношение показателей позволяет выстроить определенную иерархию: в экспериментальном классе преобладает низкий уровень, затем - средний, на последней позиции - высокий уровень. Основную трудность у учащихся вызвали задания, в которых нужно установить лексическое значение слов, активизирующие процесс восприятия текста.
2. В рамках формирующего этапа мы реализовали работу по освоению основных лексикологических понятий: лексика как раздел науки о языке, значение слова, прямое и переносное значение слова, тропы, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; расширение словарного запаса, использование выразительных возможностей русского языка - синонимии, антонимии и др.; укрепление понимания коннотативных значений слова и условности речи.
Задача опытно-экспериментальной работы, организованной в экспериментальном классе, состояла в том, чтобы сформировать представления о лексике у младших школьников общеобразовательной школы на основе коммуникативно-деятельностного подхода посредством изучения лексических явлений и в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности, вырабатывать умения правильно и уместно употреблять лексемы, устанавливать функции лексических единиц в процессе речевой деятельности, развивать умения адекватного отбора языковых (лексических) средств для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи.
3. На контрольном этапе эксперимента уровень сформированности представлений о лексике у большинства учащихся класса имел положительную динамику: количество школьников с высоким уровнем сформированности представлений о лексике увеличилось с 4% до 24%, со средним уровнем - с 36% до 44%, а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 60% до 32%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что апробированные нами методические условия формирования представлений о лексике у младших школьников являются эффективными. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных классов разработанные и апробированные нами методические рекомендации и упражнения в процессе формирования представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В нашем исследовании мы смогли доказать, что формирование представлений о лексике у младших школьников на основе коммуникативнодеятельностного подхода будет эффективным, если: на уроках русского языка используются интерактивные приемы на основе лексического материала (урок-мастерская, метод алгоритма, дискуссия, театрализации, работы в группе и др.); подбирается и используется дополнительный лексический материал; организуется работа над лексическими средствами русского языка на уровне текста.
Мы предполагаем, что в дальнейшем следует расширить спектр используемых методических и организационных приемов в рамках коммуникативно-деятельностного похода при формировании представлений обучающихся о лексике в процессе изучения предмета «Русский язык», а также продолжить работу в данном направлении.
Так, в рамках нашей работы, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи были решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексических умений младших
школьников (на материале тематической группы
« речевой этикет»)
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексических умений младших школьников на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ
ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание младших школьников на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Реализация когнитивного подхода в лексико-семантической работе на уроках русского языка в начальной школе (на материале концепта «Язык»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018





