ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. БЕЛГОРОДЕ 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. БЕЛГОРОДЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность темы исследования. В настоящее время стремительное развитие социума в мире в общем и России в частности в области научного и духовного прогресса выдвигает каждому следующему поколению все новые и более высокие требования к знаниям и умению, основы которых закладываются в детстве и юности.
На рубеже XX-XXI вв. социальная значимость проблем управления школьным образованием во всем мире существенно повысилась, так как от их решения во многом зависит эффективность образовательных процессов. Одной из самых актуальных задач в области управления образованием в современном мире считается поиск оптимальной модели системы управления, характеризующейся процессами демократизации, гуманизации, диверсификации и т.д.
В топ-500 по итогам 2017/2018 учебного года вошли 14 белгородских школ (2014 год - 3 школы, 2015 год - 7 школ, 2016 - 10. В список лучших 25 школ страны вошли 4 образовательных организаций города Белгорода (2014 год - 1 школа, 2015 год - 1 школа, 2016 год - 2 школы).
1 декабря 2016 г. в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркнул стратегическое значение образования для будущего страны.
Полномочия в указанной сфере разделены между федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом за прошедшие десятилетия в российском образовании произошли и существенные изменения, направленные в основном на модернизацию его содержания и совершенствование образовательного комплекса. Значительно повысилась автономия учебных заведений, расширились права педагогов, разработано многообразие образовательных программ.
Актуальность исследования по совершенствованию развития школьного образования обусловливается еще и тем, что нынешнее школьное (среднее) образование отстает от современных реалий социально-экономического развития страны и требует, как своего совершенствования, так и инновационного подхода, которые без государственного регулирования, без государственного вмешательства в организацию учебного процесса трудно достижимы. Поэтому совершенствование деятельности государственных органов, особенно территориальных, в компетенцию которых входит регулирование и организация школьного образования стало в настоящее время существенно назревшим и неотложным.
Прежде всего, это касается территориальных государственных органов, в ведении которых находится регулирование школьного образования, как наиболее близких и более знакомых на практике с проблемами школьного образования: его организации, формирования преподавательского состава, взаимоотношения учеников и учителей и множества других повседневных проблем...
Школьное образование, являясь одним из социальных институтов, удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе школьное образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе.
Основной стратегической целью развития школьного образования является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели школьного образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в школах, в соответствии с требованиями развития экономики, современными потребностями российского общества и каждого гражданина.
Цель представленной работы заключалась в разработке предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов государственной власти по развитию школьного образования в г. Белгороде.
Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.
Основой деятельности управления образования г. Белгорода является организация предоставления на территории города бесплатного и общедоступного дошкольного образования, начального, основного, среднего полного общего образования по основным образовательным программам и предоставление дополнительного образования детям.
Анализ приоритетных направлений политики развития школьного образования в г. Белгород свидетельствует о том, что большинство ключевых рассмотренных показателей реализации основных программ развития столичного школьного образования, в целом имеют положительную динамику, однако, при этом около половины населения не удовлетворено существующей ситуацией в данной сфере. Следовательно, столичная образовательная политика должна быть более адресной и ориентированный на социальный заказ, а демократизация управления школьной образовательной системой является важнейшим условием ее дальнейшего развития.
В процессе исследования был сделан вывод, что действующая модель школьного образования г. Белгорода в сложившихся условиях не в полной мере адекватна целям и задачам его развития. В условиях реализуемой «жесткой» модели модернизации, при управлении школьным образованием на территориальном уровне в настоящее время нарушен баланс отраслевых (государственных) и территориальных интересов (имеющих в основном социальный характер).
В этой связи был разработан проект, предполагающий создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей формированию ключевых компетентностей у обучающихся, созданию условий для развития и самореализации личности, воспитанию гражданина современного общества. В его рамках предложены конкретные мероприятия по реализации направлений: «Повышение конкурентоспособности школ через повышение качества образования»; «Повышение уровня профессиональной компетентности учителя»; «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»; «Выявление и поддержка одаренных учащихся»; «Совершенствование деятельности территориальных органов государственной власти»....
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 01. 05. 2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Текст] : Указ Президента РФ от 07. 05. 2012 № 599 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] : утверждена Президентом Российской Федерации №Пр-271 от 04. 02. 2010 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
4. Об утверждении Положения о департаменте образования Белгородской области [Текст] : постановление Правительства Белгородской области от 19 декабря 2016 года № 450-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
5. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от25. 01. 2010 года № 27-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
6. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области» [Текст] : постановление Правительства Белгородской области от 30. 12. 2013 года №528-пп (ред. от 28. 01. 2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
7. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы [Текст] : Постановление Правительства Белгородской обл. от 28. 10. 2013 № 431-пп (ред. от 19. 06. 2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
8. Об утверждении Положения награждении выпускников XI (XII) классов образовательных организаций Белгородской области золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» [Текст] : приказ департамента образования Белгородской области от 12. 02. 2015 года№ 525 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
9. Абанкина, И. В. Проблемы основной школы и система расселения России [Текст] / И. В. Абанкина // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 41-45.
10. Алферов, Ю. С. Управление образованием [Текст] / Ю. С. Алферов // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 106-113.
11. Балыхин, Г. А. Система образования как фактор социально-экономического развития России: принципы и организационно -
экономические методы управления [Текст] : автореф. дис. д.э.н. / Г. А. Балыхин. - Москва, 2014. - 38 с.
12. Башкатова, О. В. Управление внедрением локальных инноваций в образовательную систему городского округа [Текст] : дис. . . . канд. соц. наук : 22. 00. 08 / О. В. Башкатова. - Белгород, 2016. - 197 с.
13. Болгова, М. А. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования [Текст] / М. А. Болгова, Е. А. Ветрова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 7 (147). - С. 21-26.
14. Вердиев, Д. М. Программно-целевой подход к управлению образованием [Текст] / Д. М. Вердиев//Ростовский государственный университет путей сообщения. - 2015. - С. 10-18.
15. Вульфсон, Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. [Текст] / Б. Л. Вульфсон// Педагогика. - 2016. -№ 10....(60)