Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Образование как социокультурная ценность Ирака…………… 18
1.1. Правовая основа функционирования образовательной
системы Ирака ……………………………………..……….. 18
1.2. Становление современной системы образования в
Республике Ирак……………………………………………………. 27
1.3. Исламское образование в Ираке……………………………... 38
Глава II. Образовательная реальность в Ираке в последние
десятилетия XX – середине второго десятилетия XXI в. ……… 46
2.1.Образовательная реальность в Ираке в последние
десятилетия XX – начале XXI в…………………………….. 46
2.2. Состояние образования в Ираке в 2015-2016 годах…………. 60
Глава III. Образование в условиях модернизации иракского общества:
проблемы и пути их решения…………………………………….. 66
3.1.Роль образования на современном этапе развития Ирака…… 66
3.2. Роль методов в модернизации учебного процесса………….. 84
3.3. Модернизации системы образования Ирака на современном
этапе…………………………………………………………... 94
Заключение………………………………………………………………… 103
Библиографический список………………………………………………. 106
Приложения……………………………………………………………….. 114
Актуальность темы исследования определяется возрастанием значения
образование как важнейшей социокультурной ценности современного мира.
В последние десятилетия уровень и темпы развития общества стали
напрямую зависеть от общей культуры, образованности и профессионализма
людей, от состояния сферы образования государства.
Актуальность темы заключается и в том, что в последние годы в
общественном сознании граждан Ирака место и роль образования напрямую
связывается с социальным статусом, с карьерой и экономическим
благополучием. Понятие престижности образования и социального
состояния становятся синонимичными, причем роль образования становится
определяющей. Престиж различных профессий обусловливает выбор
учебного заведения, поступление в которые требует достаточно высоких
знаний, но год от года число абитуриентов увеличивается, несмотря на
появление платных образовательных учреждений.
Актуальность темы определяется еще тем, что образование
рассматривается молодежью как средство социальной адаптации, а период
обучения она использует для умственного, психологического,
эмоционального развития, что призвано обеспечить ее необходимым для
успешного существования в обществе «багажом» и создать возможности для
адаптации к условиям современного социума.
Поскольку развитие социально активной личности предполагает
формирование творческого мышления и способностей критически
анализировать иракский исторический опыт, давать оценки событиям и
явлениям действительности, это помогает иракской молодежи приобщаться к
решению созидательных задач. На практике это обеспечивается
приобретением систематических знаний, обладать которыми можно лишь пройдя по ступеням системы образования, на каждой из которых знания
углубляются и происходит более полноценное усвоение культурного опыта.
Актуальность теме придает также то обстоятельство, что в общественном
сознании иракцев на первом месте стоят национальные многовековые
цивилизационные традиции и система ценностей, сохранение и
приумножение которых обеспечивает образование. Оно же становится
каналом приобщения молодых иракцев к мировому культурному опыту.
Создание современного общества в Ираке – национально значимая проблема,
решить которую могут специалисты, обладающие современным знанием. Это
придает актуальность задаче формирования системы подготовки
национальных кадров, способных отвечать на вызовы времени и вести Ирак в
будущее. В решении столь сложных и многообразных созидательных задач
роль системы образования выходит на первый план. Ее качественное
состояние стало в последние десятилетия предметом пристального внимания
правительства и иракского общества, которое реализовывало
модернизационные программы, позволившие решить множество проблем,
накопившихся в последние десятилетия. Названные обстоятельства придают
особую актуальность данному исследованию.
Степень научной разработанности темы исследования.
Исследование проблемы становления и развития системы образования
имеет множество аспектов. Ее теоретическую составляющую в российской
научной мысли освещали такие исследователи как Агаев А.Г., Акопян Г.С.,
Алексеев В.В., Ерасов Б.С., Мнацаканян М.О., Рогачев П.М., Свердлин М.А.
и др.1
В историографии накоплен обширный материал, который позволяет
изучить проблемы экономического, социально-политического, национально-религиозного, идеологического и культурного развития Ирака в контексте
историко-культурного развития региона и мира. Это работы Козинга А.
«Нация в истории и современности», Брутенца К.Н., Гафурова Б.Г.2
Значительное внимание специалистов привлекало к себе изучение
особенностей внутренней и внешней политики Ирака в XX – начале XXI вв.
Ее анализу посвящены исследования Зеварова Ф. «Социально-экономические
преобразования в Иракской Республике (1958-1976 гг.)», «Ирак под
американским управлением: Демократизация или «вьетнамизация», «Ираноиракская война. Реферативный сборник», Мгои Ш.Х. «Проблема
национальной автономии курдского народа в Иракской Республике (1958-
1970 гг.)», Ментешашвили A.M. «Ирак в годы английского мандата»,
Млечина JI. «Шок и трепет. Кто следующий?» и «Путин, Буш и война в
Ираке», Ниязматова Ш.А. «Ирано-иракский конфликт», «Новая
геополитическая ситуация в Азии после войны в Ираке. Сборник статей» под
редакцией Хазанова А.М., Шарипова У.З. и Панкратьева В.П.3
Проблемы развития исламской цивилизации, места и роли ислама в
развитии духовной культуры и его влияния на образование анализируются в
таких работах как «Ислам в политической жизни стран современного
Ближнего и Среднего Востока»; «Ислам в странах Ближнего и Среднего
Востока: Сборник статей» (отв. ред. Ганковский Ю.В.), «Ислам и исламизм:
Сборник статей» (под общей ред. Кожокина Е.М., Максименко В.И.), «Ислам
и проблемы межцивилизационных взаимодействий» (отв. ред. Кямилев С.Х., Смилянская И.М.), «Ислам и современность: Сборник научных трудов» (отв.
ред. Стецкевича Т.А. и Козинга А. «Нация в истории и современности»4
.
В работе Алиева А.Г. «Особенности развития национально-религиозных
отношений стран мусульманского Востока: на примере новейшей истории
Ирана и Ирака» дан сравнительный анализ процессов развития
национального самосознания народов, а также рассмотрен характер их
отражения в идеологии и воплощения в политике, в том числе – в
образовательной сфере, правящих кругов Ирана и Ирака в XX в. Данный
подход представляется чрезвычайно важным, так как он актуализирует эти
проблемы в условиях роста значения исламского фактора на международной
арене, проявившегося особенно в последние десятилетия, что не могло не
повлиять на развитие образовательной сферы Ирака.
Проблема образования в странах Ближнего Востока в новейший период
стала предметом изучения ряда авторов. Каждый из них останавливался на
каком-то ее отдельном вопросе и обращение к данным публикациям было
полезным при изучения развития образования в Ираке.
Так, Лукичев Г.А. сделал аналитический обзор развития высшего
образования в арабских странах; Успенская Н.А. осветила динамику развития
высшего образования в них в контексте историко-культурного развития
региона. Двум составляющим иракского образования в своей статье уделила
внимание Деманова С.В. «Образование в Республике Ирак: правовые и
социальные аспекты». Предметом ее внимания стала законодательная база
образования и возможности реализация права на образование различными
группами иракской молодежи.Иракские авторы также обращались к изучению проблемы образования в
стране.
Дубессан Рафед Х. Дубессан в работе «Реформа государственнотерриториального устройства Республики Ирак в ХХI веке: проблемы теории
и практики» коснулся и проблемы реформирования образовательной сферы
страны; Г.З. А. Аль–Мухаммед в статье «Конституционная обязанность
государства Ирак по защите прав и свобод граждан» осветил правовые
аспекты образования иракцев6
.
Различным вопросам воспитания уделили внимание в своих работах
Макки Фатема и Аль М.Х.7
Вопросы теории обучения освещали Абдул Гани Абдул - Фаттах Аль -
Нури и Саад Халифа Аль-Макрам8
.
Проблемы состояния образования Ирака и необходимость его
модернизации стала предметом внимания в работах таких иракских
исследователей как Камаль Абдул Разек Аль-Саффар, Богдан Сушольский,
Абдулла Хасан аль-Мусави, Твони Д. A., Д.афдал Джавайд Аввад Абдул
Рахман Аббас Абдул Рахман.Изучение отечественной и зарубежной историографии позволяет сделать
заключение, что ученые сосредоточивали свое внимание либо на
исследовании теоретических аспектов проблем функционирования
национального и религиозного феноменов, либо на рассмотрении конкретноисторических процессов внутригосударственного и внешнеполитического
развития Ирака. Подробно изучая экономические, социально-политические и
идеологические проблемы, они не уделяли специального внимания проблеме
образования, что придает особое значение данному исследованию.
В изученных исследованиях не удалось найти работ, в которых бы
проблема формирования и развития системы образования Ирака была бы
освещена комплексно и в контексте историко-культурного развития страны и
региона.
Основным объектом исследования в магистерской диссертации
являются процессы национально-культурного развития Ирака в конце XX -
начале XXI вв. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой стране нашли
характерное выражение особенности современного общественного развития
государств мусульманского Востока, а осуществлявшиеся на данном пути
попытки реализации различных моделей политической стратегии и
социального переустройства проявили себя в концентрированном и
наглядном виде в образовательной системе.
Цели и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования - это изучение системы
образования Ирака конца XX - начала XXI в.
В соответствии с целью был определен и основной комплекс решаемых в
работе взаимосвязанных задач:
Рассмотреть образование как социокультурную ценность Ирака;
оформления системы образования Ирака;Проанализировать образовательную реальность в Ираке в
последние десятилетия XX – середине второго десятилетия XXI в.
выявить проблемы и пути трансформации образовательной
системы в условиях модернизации иракского общества в конце
XX - начале XXI в.
Источниковая база магистерской диссертации была обусловлена
целями и задачами, поставленными в исследовании.
На этапе сбора материалов для работы над заявленной проблемой
обнаружились известные трудности. Предпринятый им поиск документов
показал, что документы о развитии сферы образования Ирака в
систематизированном виде, особенно в той ее части, которая позволяет
детализировать современное состояние образовательной системы,
отсутствуюет в свободном доступе, поэтому предметом анализа стали
официальные документы и государственные акты, размещенные на сайтах
Министерств и обнародованные в печати.
В качестве первоисточников были использованы следующие документы
ООН и организаций, созданных под ее контролем:
«Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III)
Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года»;
«Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года»;
«Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах, ратифицированный Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1966 году»;
«Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1966
году и вступивший в силу в 1976 году»;
«ООН. Доклады, представленные государствами-участниками в
соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Объединенные четвертый, пятый
и шестой периодические доклады государств-участников. Ирак»;
Доклад Генерального директора о культурных и образовательных
учреждениях в Ираке на Сто шестьдесят седьмой сессии Организации
Объединенных Наций, состоявшейся в Париже 14 августа 2003 года;
Документы ЮНЕСКО о проблемах народонаселения, образования;
Детальный план действий 1989-1992 гг. ЮНЕСКО в арабских
государствах, 1989 г.10 Обращение к документам организаций позволило
осветить позицию ООН и других организаций по отношению к
проблемам народонаселения, состояния и развития социальной сферы
Ирака, сохранения культурного наследия, выяснить особенности
оказания помощи иракской стороне в решении сложных проблем
последних десятилетий.
Самую многочисленную группу составили иракские документальные
источники. На первом месте среди них стоят документы от текстов
Конституций страны до документов парламента, регламентировавших
существование сферы образования и характеризовавших позицию
государства в образовательной политике:
Временная конституция Ирака 1968 года;
Временная конституция Ирака, изданная в 1970 году;Конституция Ирака от 15 октября 2005 г. //Российский правовой портал:
Библиотека Пашкова. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=338;
Проект конституции, составленный Национальной Ассамблеей Иракского
Курдистана;
Документы Совета представителей Ирака. Департамент информации, I 7,
Багдад, 2013 г.;
Доклад «Достижения и деятельность Комитета по парламентскому
образованию за вторую законодательную сессию, за период 2010–2013
годы». Совет представителей Ирака: Комитет по парламентскому
образованию, Багдад, 2013;
Книга парламентского департамента в иракском парламенте, которая
передана в исследовательский отдел департамента парламента, № (290) от
26 мая 2015 года11
.
Анализ Законов Ирака о бюджете и об образовании, позволил дополнить и
конкретизировать информацию ранее названной группы источников – о
позиции государства в вопросах обеспечения реализации прав иракцев на
образование:
Генеральный закон о бюджете Республики Ирак в 2011 финансовом году:
Закон № (2) на 2011 год;
Генеральный закон о бюджете Республики Ирак за финансовый 2012 год:
Закон № (22) за 2012 год ;
Закон об обязательном начальном образовании № 118 от 1976 года //
Министерство образования Республики Ирак; Закон № 40 от 04.04.1988 года. О высшем образовании. Министерство
высшего образования;
Закон № 25 2016 года О высшем образовании. Законы – Министерство
высшего образования и научных исследований;
Закон Министерства образования № 124 от 1971 года12
.
Использование аналитических и статистических документов
Министерства образования Ирака и Министерства планирования наполнило
исследование конкретными данными о деятельности образовательных
учреждений различного типа, а использование данных за различные годы
помогло увидеть определенную динамику их развития. Подавляющая часть
документов этой группы в данном магистерском исследовании впервые
введена в научный оборот:
Министерство образования Ирака: Главное управление учебных
программ, философии и целей образования, Багдад, 2009 год;
Министерство образования: Генеральный директорат по планированию
образования / Статистическое управление, статистическая информация,
адресованная Совету представителей и исследовательскому отделу
Ирака, №: 44485, от 9.02.2015;
Министерство планирования и Министерство образования Ирака,
Статистика детских садов в Ираке за 2015-2016 учебный год, отчет;
Министерство планирования и Министерство образования Ирака,
Статистика начального образования для Ирака за 2015–2016 годы;
Министерство планирования и Министерство образования Ирака,
Статистика средних школ Ирака за 2015–2016 учебный год;
В настоящее время общество осознает потребность в обновлении, в
котором особую роль играет сфера образования. Духовно-образовательное
обновление иракской действительности действительности включает в себя не
только сохранение исторической памяти, восстановление традиций и
обычаев, распространение на юные поколения традиционных ценностей, но и
« усвоение непреходящих общечеловеческих ценностей», к которым
обращаются педагоги иракских школ в образовательном процессе. Это
придает особую актуальность проблеме изучения места и роли образования в
жизни современного иракского общества.
При проведении данного исследования мы исходили из принятого
определения образова́ния как «единого целенаправленного процесса
воспитания и обучения, а также совокупности приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и
компетенций». В условиях Ирака этот процесс имеет свою специфику,
обусловленную не только национальными культурными традициями и
достижениями, но и тем, что задачи преобразования образовательной
системы иракцам приходилось решать в достаточно сложных политических и
социально-экономических условиях, которые привели к необходимости
модернизации общественной жизни. Образованию в этих процессах была
отведена весьма важная роль воспитательного и образовательного характера.
Система образования решала в первую очередь знаниевую функцию, что
обеспечивалось преемственностью дошкольного, 11-летнего школьного и
послешкольного образования, которое в Ираке также имеет свою специфику,
охарактеризованную выше. Целью последнего стала подготовка
профессиональных кадров для строительства нового, демократического
Ирака. Иракская система образования сохранила преемственность между своими ступенями и создала условия для молодежи к продолжению
образования как у себя в стране, так и за рубежом (на примере
сотрудничества с Россией это направление образовательной политики было
освещено).
Известную специфику образовательной деятельности придает в Ираке
религия, которая не только воздействует на сферу морально-этических,
семейных отношений, но и сохранила за собой известное влияние в
образовании: существует как самостоятельная часть религиозное
образование, с одной стороны, но с другой стороны, религиозные учебные
дисциплины занимают прочное место в программах государственной школы
на всех ее уровнях (см. приложение).
Для анализа процессов и явлений функционирования
образовательной системы были найдены, изучены и проанализированы
документальные источники различного типа, причем большая их часть
представлена документами органов власти Ирака и международных
организаций, которые имели прямое отношение к восстановлению и
развитию сферы образования и культуры страны на протяжении последних
десятилетий. Их изучение позволило выявить определенную динамику в
изменениях образовательной сферы, конкретизировать освещавшиеся
процессы (в частности, происходившие в начальной, средней школе, в
высших учебных заведениях или в период 2015-2016 годов), дать
сравнительный анализ изменений, установить определенные закономерности
и на основе проведенного анализа выявить наиболее остро стоящие
проблемы и определить возможные пути их преодоления. В работе освещены
сложности, с которыми сталкивается сегодняшняя иракская школа: от
состояния зданий, где педагогический процесс идет в 2-3 смены, условий
работы педагогов, до проблем организации деятельности образовательных
учреждений и методического обеспечения учебного процесса.Использование статистических данных и фотоматериалов придало
исследованию конкретику и позволило детализировать изучавшиеся
процессы и явления, такие как состояние школ, оснащение учебных
помещений, условия работы преподавателей и другие.
Таким образом, в трех главах работы в соответствии с целью и
задачами, сформулированными во Введении, было проведено исследование,
опиравшееся на широкий круг источников и изучение работ, в первую
очередь, иракских и российских исследователей. Их комплексное
использование позволило решить поставленные задачи.
«Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III)
Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года». URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml;
2. «Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года». URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml;
3. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах, ратифицированный Генеральной Ассамблеей Организации
Объединенных Наций в 1966 году». URL: docs.cntd.ru/document/1901156;
4. «Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1966 году
и вступивший в силу в 1976 году». URL:
https://konsulmir.com/mezhdunarodnyj-pakt-o-grazhdanskix-i-politicheskixpravax/;
5. «ООН. Доклады, представленные государствами-участниками в
соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин. Объединенные четвертый, пятый и
шестой периодические доклады государств-участников. Ирак». URL:
http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPP
RiCAqhKb7yhsgA84bcFRy75;
6. Доклад Генерального директора о культурных и образовательных
учреждениях в Ираке на Сто шестьдесят седьмой сессии Организации
Объединенных Наций, состоявшейся в Париже 14 августа 2003 года. URL:
http://av.disus.ru/doklad/1951861-1-sto-shestdesyat-sedmaya-sessiya-167-ex45-parizh-avgusta-2003-original-angliyskiy-punkt-predvaritelnoy-povestkidnya-doklad-general.php»;
7. Документы ЮНЕСКО о народонаселении, образовании URL:
http://en.unesco.org/;
8. Детальный план действий 1989-1992 гг. ЮНЕСКО в арабских
государствах, 1989 г. URL: http://en.unesco.org/Конституция Ирака от 15 октября 2005 г. //Российский правовой портал:
Библиотека Пашкова. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=338.
12.Проект конституции, составленный Национальной Ассамблеей Иракского
Курдистана. URL: http: //www.mpil
.de/shared/data/pdf/draft_of_a_constitution_for_kurdistan- engl.pdf.