Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования государственных корпораций 7
1.1. Понятие и признаки государственной корпорации как организационно-правовой формы юридического лица 7
1.2. История становления и развития института государственных корпораций в российском законодательстве 12
1.3. Правовой статус государственных корпораций в системе юридических лиц 17
Глава 2. Особенности правового положения государственных корпораций в Российской Федерации 22
2.1. Порядок создания и прекращения деятельности государственных корпораций на примере действующих организаций 22
2.2. Имущественная основа деятельности государственных корпораций и особенности управления имуществом 26
2.3. Система органов управления государственной корпорации на примере «Росатом», «Ростех» и «ВЭБ.РФ» 32
Глава 3. Проблемы и перспективы развития законодательства о государственных корпорациях 39
3.1. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности государственных корпораций 39
3.2. Особенности контроля и надзора за деятельностью государственных корпораций 48
Заключение 51
Список источников 55
Приложение 59
Становление рыночной экономики в Российской Федерации ознаменовалось появлением новых организационно-правовых форм юридических лиц, призванных решать специфические государственные задачи в экономической, социальной и инновационной сферах. Одной из таких форм стала государственная корпорация — особая публично-правовая организация, занимающая промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими юридическими лицами и обладающая специфическим правовым статусом.
Государственные корпорации были введены в правовое поле России Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и с тех пор прошли сложный путь институционального развития . Особый интерес к данной организационно-правовой форме возник в 2007-2008 годах, когда были созданы такие крупные государственные корпорации как «Росатом», «Ростехнологии» (ныне «Ростех»), «Роснанотех» (позднее преобразованная в АО «РОСНАНО»), «Внешэкономбанк» (ныне «ВЭБ.РФ») и другие. Следует отметить, что создание каждой государственной корпорации регламентируется отдельным федеральным законом, что подчеркивает их значимость и особый статус в системе юридических лиц России.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, государственные корпорации играют значительную роль в реализации стратегических национальных проектов и программ, обеспечении экономической безопасности страны и развитии приоритетных отраслей экономики. Во-вторых, правовое регулирование деятельности государственных корпораций характеризуется определенными противоречиями и пробелами, что вызывает необходимость его совершенствования. В-третьих, вопрос эффективности функционирования государственных корпораций и их места в системе рыночной экономики остается дискуссионным как в научной среде, так и среди практикующих юристов и экономистов.
Степень научной разработанности темы исследования характеризуется значительным количеством работ, посвященных отдельным аспектам правового статуса государственных корпораций. Среди исследователей данной проблематики следует отметить таких ученых, как Е.А. Суханов, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, О.Е. Кутафин, Д.В. Новак, В.П. Мозолин, В.В. Долинская, С.В. Дедов, И.В. Ершова, О.А. Серова, Н.В. Козлова и другие. Несмотря на достаточно большое количество научных работ по данной теме, многие вопросы правового регулирования государственных корпораций требуют дальнейшего исследования и анализа.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, функционирования и прекращения деятельности государственных корпораций как особых субъектов гражданского права.
Предметом изучения являются юридические документы, регламентирующие функционирование государственных корпораций, правоприменительная деятельность, а также научные концепции и теоретические разработки, относящиеся к юридическому статусу данных организаций.
Цель работы состоит во всестороннем изучении юридического положения государственных корпораций как специфической организационно-правовой конструкции юридического лица, определении существующих проблем нормативного регулирования и формировании рекомендаций по модернизации законодательной базы в рассматриваемой сфере.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• проанализировать дефиницию и характерные особенности государственной корпорации как формы юридического лица;
• исследовать исторические аспекты возникновения и эволюции института государственных корпораций в отечественном праве;
• охарактеризовать юридический статус государственных корпораций в классификации юридических лиц;
• изучить процедуры формирования и ликвидации государственных корпораций на примере функционирующих организаций;
• рассмотреть материальную базу функционирования государственных корпораций и специфику распоряжения их активами;
• исследовать структуру управленческих органов государственной корпорации на конкретных примерах «Росатом», «Ростех» и «ВЭБ.РФ»;
• идентифицировать современные проблемы юридического регулирования функционирования государственных корпораций;
• рассмотреть механизмы контроля и надзорной деятельности в отношении государственных корпораций;
• разработать векторы совершенствования нормативно-правовой базы о государственных корпорациях в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки российских правоведов в сфере гражданского, предпринимательского и административного права, затрагивающие вопросы юридического положения государственных корпораций и их роли в системе юридических лиц России.
Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон «О некоммерческих организациях» , специальные законодательные акты об учреждении отдельных государственных корпораций, а также дополнительные нормативные документы, регламентирующие деятельность данных организаций.
Методологическую базу исследования формируют общенаучные инструменты познания (анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы, системный подход) и специализированные юридические методики (формально-юридический, компаративный, историко-правовой анализ).
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения сформулированных заключений и инициатив для модернизации правовой базы о государственных корпорациях, а также в юридической практике. Материалы работы могут найти применение в образовательном процессе при изучении дисциплин гражданского и предпринимательского права.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и представлена введением, тремя главами, включающими девять параграфов, заключением и библиографическим списком.
В результате проведенного исследования правового положения государственных корпораций в Российской Федерации можно сформулировать следующие основные выводы.
Квазигосударственные структуры являются специфической юридической конструкцией, характеризующейся дуалистической правовой природой, интегрирующей элементы публичного и частного права. Дистинктивные характеристики институционально-правового статуса данных образований детерминированы их учреждением посредством специализированных федеральных нормативных актов, наделением государственными активами для реализации социально значимых, административно-регулятивных и иных общественно релевантных функций при одновременном обеспечении существенной степени операционной и управленческой независимости в аспекте практической деятельности.
Анализ законодательства и практики функционирования государственных корпораций позволил выявить ряд проблем правового регулирования их деятельности. К числу наиболее существенных проблем можно отнести недостаточную четкость законодательного определения правового статуса государственных корпораций, противоречия между их публично-правовой природой и частноправовым статусом, отсутствие единых стандартов корпоративного управления, а также недостаточную прозрачность и подотчетность их деятельности.
В ходе исследования были детально проанализированы особенности создания, функционирования и прекращения деятельности государственных корпораций. Установлено, что порядок создания государственных корпораций существенно отличается от общего порядка создания юридических лиц, поскольку требует принятия специального федерального закона. При этом каждый такой закон устанавливает уникальные цели, задачи, структуру органов управления и полномочия конкретной государственной корпорации, что создает значительное разнообразие в их правовом положении.
Особое внимание в работе было уделено анализу правового режима имущества государственных корпораций. Выявлено, что имущество, передаваемое государственным корпорациям Российской Федерацией, становится их собственностью, что порождает ряд проблем, связанных с контролем за его целевым использованием. При этом отмечается необходимость совершенствования механизмов защиты переданного государственного имущества от нецелевого и неэффективного использования.
Исследование системы управления государственными корпорациями показало, что существующие модели корпоративного управления не в полной мере обеспечивают баланс между самостоятельностью корпораций и необходимостью государственного контроля за их деятельностью. Требуется дальнейшее совершенствование системы органов управления государственных корпораций, усиление роли наблюдательных советов, повышение требований к квалификации и ответственности членов органов управления.
Анализ практики деятельности действующих государственных корпораций (Росатом, Ростех, ВЭБ.РФ и др.) позволил выявить как положительные аспекты их функционирования, связанные с реализацией стратегически важных государственных программ и проектов, так и негативные стороны, включая недостаточную эффективность использования ресурсов, проблемы с прозрачностью деятельности и подотчетностью.
На основе проведенного исследования сформулированы конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования статуса и деятельности государственных корпораций, которые включают:
• унификацию базовых принципов правового регулирования статуса государственных корпораций путем принятия единого федерального закона, определяющего общие положения о государственных корпорациях;
• усиление механизмов контроля за использованием имущества государственных корпораций;
• совершенствование системы корпоративного управления, в том числе путем внедрения единых стандартов и лучших практик;
• повышение прозрачности деятельности государственных корпораций, включая расширение объема публично раскрываемой информации;
• развитие механизмов оценки эффективности деятельности государственных корпораций.
Реализация данных предложений позволит повысить эффективность функционирования государственных корпораций, усилить их подотчетность, снизить риски нецелевого использования государственного имущества и тем самым обеспечить более полное достижение тех общественно значимых целей, ради которых они создаются.
В заключение следует отметить, что несмотря на существующие проблемы правового регулирования, государственные корпорации остаются важным инструментом государственной политики в стратегически значимых отраслях экономики и социальной сферы. При условии дальнейшего совершенствования правовых механизмов их функционирования, государственные корпорации способны внести значительный вклад в развитие экономики России и повышение благосостояния ее граждан.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – № 237. – 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; Российская газета. – 1994. – № 238-239. – 8 декабря.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145; Российская газета. – 1996. – № 14. – 24 января.
4. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3473; Российская газета. – 1999. – № 134. – 14 июля.
5. Федеральный закон от 08.07.1999 № 144-ФЗ (ред. от 27.12.2005) «О реструктуризации кредитных организаций» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3477; Российская газета. – 1999. – № 134. – 14 июля.
6. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» // Парламентская газета. – 2003. – № 239-240. – 27 декабря; Российская газета. – 2003. – № 261. – 27 декабря; Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 52 (часть I). – Ст. 5029.
7. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 22. – Ст. 2562; Российская газета. – 2007. – № 108. – 24 мая; Парламентская газета. – 2007. – № 68. – 24 мая.
8. Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «О Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 30. – Ст. 3753; Российская газета. – 2007. – № 159. – 25 июля; Парламентская газета. – 2007. – № 99-101. – 9 августа.
9. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 30. – Ст. 3799; Российская газета. – 2007. – № 162. – 27 июля; Парламентская газета. – 2007. – № 98. – 27 июля.
10. Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 45. – Ст. 5415; Российская газета. – 2007. – № 247. – 3 ноября; Парламентская газета. – 2007. – № 150-151. – 7 ноября.
11. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 48 (2 ч.). – Ст. 5814; Российская газета. – 2007. – № 264п. – 26 ноября; Парламентская газета. – 2007. – № 163. – 30 ноября.
12. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6078; Российская газета. – 2007. – № 272. – 5 декабря; Парламентская газета. – 2007. – № 174-176. – 11 декабря.
13. Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015; Российская газета. – 2015. – № 154. – 16 июля; Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4341.
14. Алексеева С.Н. Причины неэффективного функционирования государственных корпораций и направления повышения эффективности их функционирования // АНИ: экономика и управление. 2018. №4 (25). С.13-14.
15. Аленькин И.В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Аленькин Игорь Владимирович; [Место защиты: МГУ имени М.В. Ломоносова]. М., 2019. 329 с.
16. Алёшин А.В. Проблемы правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью // Вестник науки и образования. 2019. №12-2 (66). С.28-31.
17. Атагимова Э.И. Некоторые аспекты правового регулирования организации и деятельности некоммерческих фондов // Мониторинг правоприменения. 2023. № 3 (48). С. 16—29.
18. Балтутите И.В., Давудов Д.А. Современные проблемы в сфере контрактной системы государственных и муниципальных закупок // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2019. №1. С.105-111.
19. Войкова Н.А. Правовые основы инвестирования временно свободных средств публично-правовой компании, государственной корпорации и государственной компании (на примере отдельных хозяйствующих субъектов): краткий обзор // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №4. С.164-166.
20. ВЭБ.РФ // Официальный сайт – URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/
21. Гутников О.В., Оболонкова Е.В. К вопросу о закреплении закрытого перечня некоммерческих организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации // Гражданское право. 2020. № 5. С. 18—21.
22. Енина А.А. Некоммерческие организации как субъекты развития политической системы современной России // Государственное и муниципальное управление: ученые записки. 2019. № 3. С. 263—268.
23. Костин А.Э. Политические особенности современной модели российского государственного корпоративизма: власть и корпоративные структуры // Управленческое консультирование. 2018. №7 (115). С.139-145.
24. Курбатов А.Я. Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения : монография. М. : Юстицинформ, 2022. 244 с.
25. Маилян С.С. О некоторых аспектах экономической сущности государственных корпораций // Вестник 67 экономической безопасности. 2019. №4. С.314-317.
26. Матвеевский С.С. Методология внедрения финтеха в банки развития на примере Внешэкономбанка России // Вестник ГУУ. 2019. №7. С.157-163.
27. Морозов И.Д. Соотношение правового статуса государственной корпорации с правовым статусом публично-правовой компании: общее и особенное // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1
28. Орлова А.Н. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг населению: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2021. 261 с.
29. Проскуряков, Д. О. Понятие, классификация и особенности правового статуса государственных корпораций / Д. О. Проскуряков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 193-195.
30. Решетняк С.Р. Анализ существующих проблем правового регулирования некоммерческих организаций и перспективы их решения // Вестник экспертного совета. 2021. № 3 (26). С. 77—85.
31. Росатом // Официальный сайт – URL: https://www.rosatom.ru/index.html
32. Ростех // Официальный сайт – URL: https://rostec.ru/
33. Свириденко О.М. Концепция правовой защиты фирменных наименований некоммерческих организаций // Мониторинг правоприменения. 2023. № 3 (48). С. 2—6.
34. Суханов Е.А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц // Журнал российского права. 2018. №1 (253). С.5-15.