МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
|
Актуальность темы исследования
Инновационное развитие социально-экономических систем любого
уровня в Российской Федерации (РФ) невозможно без кардинальной модернизации всех без исключения сфер их жизнедеятельности, предполагающей
обновление образовательного и производственно-технологического секторов,
а также внесение научно-обоснованных решений в организацию управления
народным хозяйством. При этом точкой отсчета в осуществлении национальных стратегических программ выступают региональные системы со сложившимися территориальными границами и особенностями развития высокотехнологичных отраслей с учетом правовых, социально-культурных, климатических и инфраструктурных факторов. Организационные механизмы преобразований, в свою очередь, базируются на качественной диагностике происходящих на уровне регионов и федеральных округов инновационновоспроизводственных процессов. C точки зрения максимально объективной
идентификации такие процессы предполагают использование проработанных
процедур мониторинга динамической компоненты, а также мезоэкономических сопоставлений в различных аналитических плоскостях.
В связи с этим формирование методологии оценки инновационного
развития социально-экономических систем (регионов, федеральных округов
и страны в целом) в условиях реализации модернизационного курса является
актуальной задачей, имеющей важное научное и практическое значение.
Развитие методологии и совершенствование практики исследования уровня
инновационного развития территорий ориентировано на оптимизацию использования их хозяйственных возможностей: повышение динамики, результативности
и эффективности научно-технологических процессов, улучшение индикаторов
устойчивости и стабильности осуществления модернизационных мероприятий,
стимулирование внедрения передовых новшеств в малом бизнесе, пересмотр отраслевых трендов и выбор рациональных траекторий освоения инвестиционных
ресурсов. В условиях экономики знаний данная методология позволит создать
научную основу формирования и мониторинга программ, направленных на сокращение межрегиональной дифференциации в пределах федерального округа,
повышение инновационной активности промышленно-предпринимательского
сектора, обеспечение положительной динамики ключевых территориальных воспроизводственных процессов.
Актуальность разработки методологии оценки инновационного функционирования социально-экономических систем определяется также наличием следующих взаимосвязанных проблем:
1. Возможные отрицательные последствия региональных и федеральных
стратегических решений, принятых и реализуемых без учета степени использования инновационных возможностей, а также анализа ресурсновоспроизводственных перспектив конкретной территории, могут оказаться весьма болезненными для субъектов РФ при выполнении задач повышения качества жизни населения. В условиях модернизационной трансформации, которые осложняются сильной дифференциацией регионов по социальноэкономическим и инфраструктурно-промышленным признакам, появляется необходимость в разноуровневой оценке их развития.
2. В современном мире ускорения освоения нововведений динамические критерии в аналитических процедурах приобретают принципиальное
значение. Существующие представления об анализе эффективности использования и генерации новых знаний, результативности применения передовых
технологий на региональном и федеральном уровнях не позволяют в полной
мере охарактеризовать тренд происходящих инновационных процессов, что
значительно снижает отдачу от принятых и реализуемых модернизационных
мезоэкономических мероприятий. Поэтому существует потребность в разработке новых аналитических моделей, учитывающих степень освоения инновационной ресурсной базы территориального хозяйства в динамике.
3. При обосновании инновационно-инвестиционных решений в региональном хозяйственном комплексе не получили должного распространения количественные оптимизационные подходы, позволяющие рационально перераспределить воспроизводственные ресурсы с ориентацией на перспективные сферы и значительное сокращение проблемных экономических зон. Реализация
указанных мероприятий требует применения усовершенствованных процедур
диагностики функционирования региональных инновационных подсистем для
выбора траекторий их опережающей научно-технологической трансформации и
инвестиционной поддержки наиболее важных секторов экономики.
Решение указанных проблем на базе применения многоуровневого анализа инновационного развития территорий РФ с учетом как фактически достигнутых результатов к конкретному периоду времени, так и складывающейся динамики освоения курса модернизации, является особо актуальным и
требует современных подходов, которые могут повлиять на качество и эффективность реализации экономических возможностей при достижении поставленных целей, что и определило тематику настоящего исследования.
Инновационное развитие социально-экономических систем любого
уровня в Российской Федерации (РФ) невозможно без кардинальной модернизации всех без исключения сфер их жизнедеятельности, предполагающей
обновление образовательного и производственно-технологического секторов,
а также внесение научно-обоснованных решений в организацию управления
народным хозяйством. При этом точкой отсчета в осуществлении национальных стратегических программ выступают региональные системы со сложившимися территориальными границами и особенностями развития высокотехнологичных отраслей с учетом правовых, социально-культурных, климатических и инфраструктурных факторов. Организационные механизмы преобразований, в свою очередь, базируются на качественной диагностике происходящих на уровне регионов и федеральных округов инновационновоспроизводственных процессов. C точки зрения максимально объективной
идентификации такие процессы предполагают использование проработанных
процедур мониторинга динамической компоненты, а также мезоэкономических сопоставлений в различных аналитических плоскостях.
В связи с этим формирование методологии оценки инновационного
развития социально-экономических систем (регионов, федеральных округов
и страны в целом) в условиях реализации модернизационного курса является
актуальной задачей, имеющей важное научное и практическое значение.
Развитие методологии и совершенствование практики исследования уровня
инновационного развития территорий ориентировано на оптимизацию использования их хозяйственных возможностей: повышение динамики, результативности
и эффективности научно-технологических процессов, улучшение индикаторов
устойчивости и стабильности осуществления модернизационных мероприятий,
стимулирование внедрения передовых новшеств в малом бизнесе, пересмотр отраслевых трендов и выбор рациональных траекторий освоения инвестиционных
ресурсов. В условиях экономики знаний данная методология позволит создать
научную основу формирования и мониторинга программ, направленных на сокращение межрегиональной дифференциации в пределах федерального округа,
повышение инновационной активности промышленно-предпринимательского
сектора, обеспечение положительной динамики ключевых территориальных воспроизводственных процессов.
Актуальность разработки методологии оценки инновационного функционирования социально-экономических систем определяется также наличием следующих взаимосвязанных проблем:
1. Возможные отрицательные последствия региональных и федеральных
стратегических решений, принятых и реализуемых без учета степени использования инновационных возможностей, а также анализа ресурсновоспроизводственных перспектив конкретной территории, могут оказаться весьма болезненными для субъектов РФ при выполнении задач повышения качества жизни населения. В условиях модернизационной трансформации, которые осложняются сильной дифференциацией регионов по социальноэкономическим и инфраструктурно-промышленным признакам, появляется необходимость в разноуровневой оценке их развития.
2. В современном мире ускорения освоения нововведений динамические критерии в аналитических процедурах приобретают принципиальное
значение. Существующие представления об анализе эффективности использования и генерации новых знаний, результативности применения передовых
технологий на региональном и федеральном уровнях не позволяют в полной
мере охарактеризовать тренд происходящих инновационных процессов, что
значительно снижает отдачу от принятых и реализуемых модернизационных
мезоэкономических мероприятий. Поэтому существует потребность в разработке новых аналитических моделей, учитывающих степень освоения инновационной ресурсной базы территориального хозяйства в динамике.
3. При обосновании инновационно-инвестиционных решений в региональном хозяйственном комплексе не получили должного распространения количественные оптимизационные подходы, позволяющие рационально перераспределить воспроизводственные ресурсы с ориентацией на перспективные сферы и значительное сокращение проблемных экономических зон. Реализация
указанных мероприятий требует применения усовершенствованных процедур
диагностики функционирования региональных инновационных подсистем для
выбора траекторий их опережающей научно-технологической трансформации и
инвестиционной поддержки наиболее важных секторов экономики.
Решение указанных проблем на базе применения многоуровневого анализа инновационного развития территорий РФ с учетом как фактически достигнутых результатов к конкретному периоду времени, так и складывающейся динамики освоения курса модернизации, является особо актуальным и
требует современных подходов, которые могут повлиять на качество и эффективность реализации экономических возможностей при достижении поставленных целей, что и определило тематику настоящего исследования.
Научный результат выполненного диссертационного исследования заключается в формировании методологии комплексной оценки инновационного
развития социально-экономических систем, обеспечивающей теоретическую и
инструментально-методическую базу для определения модернизационного потенциала территорий и выбора направлений его эффективного использования.
В рамках решения поставленных задач в работе сформулированы следующие научные выводы и рекомендации.
1. Структурированы на обновленной научно-методологической базе этапы обеспечения общегосударственной модернизации, ключевая роль в которых отведена индикативному управлению территориальными инновационными процессами со стороны региональных и федеральных органов власти. На
этой основе уточнена существующая типология «трансфера инноваций» и
сформулировано авторское определение инновационной модернизации.
2. Систематизированы в новом методологическом формате наиболее
важные аспекты, определяющие социально-экономическую эффективность
инновационно-инвестиционных мероприятий. В отличие от существующих
подходов к мезоинвестиционному анализу, в работе представлен комплексный
мониторинг по эффективности различных источников капиталовложений для
инновационного развития, приоритетным объектам размещения средств (с
точки зрения скорости окупаемости и социальной значимости), а также альтернативам повышения инвестиционной привлекательности.
3. Сформирован комплекс индикаторов для формирования аналитической
модели идентификации уровня функционирования малого бизнеса, позволяющей комплексно учитывать его производительность по текущим и динамическим, абсолютным и удельным параметрам результативности, а также межрегиональную бизнес-дифференциацию. Предложен механизм мониторинга низкоактивных в предпринимательском плане регионов для реализации первоочередных мер поддержки бизнес-сообщества со стороны территориальных властей.
4. На обновленной методологической основе разработана серия относительных индикаторов осуществления инновационной деятельности, позволяющая интерпретировать модернизационный потенциал федерального округа для учета полученных результатов в конкретных государственных стратегических программах. Выявлены ориентиры повышения степени его использования за счет целенаправленной корректировки эффективности высокотехнологичных процессов в отдельных регионах.
5. Разработана авторская методика многоуровневой оценки функционирования региональной инновационной системы с применением эконометрического анализа данных и вычислением внутренних и внешних индикаторов
развития. Диагностический аппарат построен на соотношении реально достигнутых и расчетных результирующих величин, выявленных с помощью
регрессионных зависимостей по наиболее представительным блокам факторов, характеризующих экономическую и инновационную активность, качество жизни и инфраструктурные условия на территории.
6. Сформирован новый подход к оценке интегрального показателя развития региональной инновационной системы, комплексно характеризующего потенциальные возможности территории по осуществлению выдвинутых задач
модернизации экономики и определяемого в виде векторной величины в пространстве трех факторов: инновационно-воспроизводственных индикаторов
первого, второго и третьего уровней.
7. Разработана методика ранжирования социально-экономических систем по инновационной динамике, позволяющая учесть как вектор модернизационных процессов в конкретном субъекте, так и среднее за период измерения значение инновационной эффективности. Апробация авторского подхода
выполнена на примере докризисного и посткризисного периодов развития
отечественной экономики.
8. Сформирован новый диагностический аппарат для оценки устойчивости
и стабильности региональных показателей результативности и эффективности
инноваций. Особенность методики заключается в возможности качественного
обоснования развития того или иного инновационного процесса в условиях перехода территории на курс модернизации.
9. Обоснована гипотеза применения оптимизационных методов управления качеством в организации инновационно-инвестиционных процессов в региональных инновационных подсистемах. Идентификация для территории
перспективных и требующих приоритетного управления сфер хозяйствования
может быть выполнена с помощью «индексов промышленного воспроизводства», отражающих соотношение темпов роста видов экономической деятельности в различных аналитических плоскостях.
Предложенные оценочные и организационные алгоритмы, ориентированные на диагностику и активизацию курса модернизации, могут быть классифицированы как вклад в решение важной народнохозяйственной задачи кардинального обновления экономики за счет целенаправленного улучшения параметров инновационной динамики и инвестиционного климата территорий,
а также формирования оптимального сочетания вовлекаемых в региональные
воспроизводственные процессы ресурсов.
В результате проведенного исследования достигнута его основная цель –
сформирована методология оценки и выбора направлений инновационного развития социально-экономической системы на основе учета текущих и динамических показателей использования ее внутренних ресурсных возможностей, а
также степени освоения высокотехнологичного потенциала прочих территорий.
Разработанные оценочные механизмы могут быть протестированы на
данных, характеризующих функционирование любой территориальной системы, что позволит идентифицировать степень готовности субъекта к осуществлению модернизационных процессов, а также выбрать оптимальные инновационно-инвестиционные мероприятия на среднесрочный период.
Полученные результаты и выводы диссертационного исследования создают перспективную базу для повышения эффективности фундаментальных экономических изысканий за счет использования отработанных и апробированных
механизмов оценки, а также проведения целенаправленного анализа инновационного функционирования регионов, федеральных округов и страны в целом.
развития социально-экономических систем, обеспечивающей теоретическую и
инструментально-методическую базу для определения модернизационного потенциала территорий и выбора направлений его эффективного использования.
В рамках решения поставленных задач в работе сформулированы следующие научные выводы и рекомендации.
1. Структурированы на обновленной научно-методологической базе этапы обеспечения общегосударственной модернизации, ключевая роль в которых отведена индикативному управлению территориальными инновационными процессами со стороны региональных и федеральных органов власти. На
этой основе уточнена существующая типология «трансфера инноваций» и
сформулировано авторское определение инновационной модернизации.
2. Систематизированы в новом методологическом формате наиболее
важные аспекты, определяющие социально-экономическую эффективность
инновационно-инвестиционных мероприятий. В отличие от существующих
подходов к мезоинвестиционному анализу, в работе представлен комплексный
мониторинг по эффективности различных источников капиталовложений для
инновационного развития, приоритетным объектам размещения средств (с
точки зрения скорости окупаемости и социальной значимости), а также альтернативам повышения инвестиционной привлекательности.
3. Сформирован комплекс индикаторов для формирования аналитической
модели идентификации уровня функционирования малого бизнеса, позволяющей комплексно учитывать его производительность по текущим и динамическим, абсолютным и удельным параметрам результативности, а также межрегиональную бизнес-дифференциацию. Предложен механизм мониторинга низкоактивных в предпринимательском плане регионов для реализации первоочередных мер поддержки бизнес-сообщества со стороны территориальных властей.
4. На обновленной методологической основе разработана серия относительных индикаторов осуществления инновационной деятельности, позволяющая интерпретировать модернизационный потенциал федерального округа для учета полученных результатов в конкретных государственных стратегических программах. Выявлены ориентиры повышения степени его использования за счет целенаправленной корректировки эффективности высокотехнологичных процессов в отдельных регионах.
5. Разработана авторская методика многоуровневой оценки функционирования региональной инновационной системы с применением эконометрического анализа данных и вычислением внутренних и внешних индикаторов
развития. Диагностический аппарат построен на соотношении реально достигнутых и расчетных результирующих величин, выявленных с помощью
регрессионных зависимостей по наиболее представительным блокам факторов, характеризующих экономическую и инновационную активность, качество жизни и инфраструктурные условия на территории.
6. Сформирован новый подход к оценке интегрального показателя развития региональной инновационной системы, комплексно характеризующего потенциальные возможности территории по осуществлению выдвинутых задач
модернизации экономики и определяемого в виде векторной величины в пространстве трех факторов: инновационно-воспроизводственных индикаторов
первого, второго и третьего уровней.
7. Разработана методика ранжирования социально-экономических систем по инновационной динамике, позволяющая учесть как вектор модернизационных процессов в конкретном субъекте, так и среднее за период измерения значение инновационной эффективности. Апробация авторского подхода
выполнена на примере докризисного и посткризисного периодов развития
отечественной экономики.
8. Сформирован новый диагностический аппарат для оценки устойчивости
и стабильности региональных показателей результативности и эффективности
инноваций. Особенность методики заключается в возможности качественного
обоснования развития того или иного инновационного процесса в условиях перехода территории на курс модернизации.
9. Обоснована гипотеза применения оптимизационных методов управления качеством в организации инновационно-инвестиционных процессов в региональных инновационных подсистемах. Идентификация для территории
перспективных и требующих приоритетного управления сфер хозяйствования
может быть выполнена с помощью «индексов промышленного воспроизводства», отражающих соотношение темпов роста видов экономической деятельности в различных аналитических плоскостях.
Предложенные оценочные и организационные алгоритмы, ориентированные на диагностику и активизацию курса модернизации, могут быть классифицированы как вклад в решение важной народнохозяйственной задачи кардинального обновления экономики за счет целенаправленного улучшения параметров инновационной динамики и инвестиционного климата территорий,
а также формирования оптимального сочетания вовлекаемых в региональные
воспроизводственные процессы ресурсов.
В результате проведенного исследования достигнута его основная цель –
сформирована методология оценки и выбора направлений инновационного развития социально-экономической системы на основе учета текущих и динамических показателей использования ее внутренних ресурсных возможностей, а
также степени освоения высокотехнологичного потенциала прочих территорий.
Разработанные оценочные механизмы могут быть протестированы на
данных, характеризующих функционирование любой территориальной системы, что позволит идентифицировать степень готовности субъекта к осуществлению модернизационных процессов, а также выбрать оптимальные инновационно-инвестиционные мероприятия на среднесрочный период.
Полученные результаты и выводы диссертационного исследования создают перспективную базу для повышения эффективности фундаментальных экономических изысканий за счет использования отработанных и апробированных
механизмов оценки, а также проведения целенаправленного анализа инновационного функционирования регионов, федеральных округов и страны в целом.



