ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РАДИО: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ 8
1.1. Особенности путешественнической радиожурналистики 8
1.2. Программы о путешествии на современном российском радио 11
1.3. Журналистская и промоцийная составляющая тревел-радио-
программ 29
Выводы к Главе I 34
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ ПУТЕШЕСТВЕННИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 36
2.1. Вербальные приёмы в тревел-радиопрограммах 36
2.2. Использование невербальных приемов в программах
путешественнической направленности 43
2.3. Проблемы и перспективы современной тревел-журналистики в
радиоэфире 47
Выводы к Главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА I. ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ 8
1.1. Особенности путешественнической радиожурналистики 8
1.2. Программы о путешествии на современном российском радио 11
1.3. Журналистская и промоцийная составляющая тревел-радио-
программ 29
Выводы к Главе I 34
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ ПУТЕШЕСТВЕННИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 36
2.1. Вербальные приёмы в тревел-радиопрограммах 36
2.2. Использование невербальных приемов в программах
путешественнической направленности 43
2.3. Проблемы и перспективы современной тревел-журналистики в
радиоэфире 47
Выводы к Главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Тревел-журналистика на сегодняшний день становится все более популярной. Это достаточно молодая форма профессиональной деятельности, где журналисты-путешественники рассказывают о самых разных странах, городах, местах, об их истории, национальной еде и т.д.
Прежде чем отправиться в путешествие или просто в какой-либо город на отдых, люди изучают все сайты, программы, блоги про те места, куда собираются. Благодаря тревел-журналистике любой человек может узнать, что его ожидает в той или иной стране, какова культура местных жителей, где можно остановиться и т.д.
Чаще всего люди предпочитают искать информацию в Интернете в видеоформате либо телевизионные программы путешественнической тематики/ Этот факт обусловлен тем, что визуальное восприятие является на сегодняшний день одним из самых удобных для человека. Большое количество СМИ тревел-направленности встречаются и в печатном формате. Однако существует тип СМИ, где путешественническая журналистика испытывает определенные трудности, что обусловлено сложностью передачи материалов яркой тематики урезанным арсеналом средств выражения - это радиовещание.
В практике современного радиовещания достаточно редко можно услышать такое понятие как «тревел-программа». Обычно это сводка новостей, прямые эфиры с гостями, небольшие репортажи с места события. Но все же есть на радиостанциях рубрики про путешествия и даже существует отдельная онлайновая тревел-радиостанция.
Тревел-журналистика на радио - это довольно молодое и малоизученное направление: нет никаких пособий и научных статей про зарождение и развитие данного жанра на радио, отсутствует классификация тревел-передач на современном радио, также не проанализированы тревел-передачи на радио в современный период, что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом данного исследования выступает тревел-журналистика на современном российском радио.
Предмет исследования - особенности профессионально-творческой путешественнической радиожурналистики в современной российской медийной практике.
Цель данной работы состоит в анализе тревел-передач на современном российском радио и выявлении особенностей профессиональной деятельности радиожурналистов, работающих в путешественническом направлении.
Для достижения цели исследователем были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретические знания о тревел- журналистике в российской радиовещательной практике;
2. Представить в системе историческое развитие тревел-журналистики на отечественном радио;
3. Изучить тревел-передачи на российском радио;
4. Проанализировать современные тревел-радиопередачи;
5. Ознакомиться с основными вербальными и невербальными приемами радиожурналистики в создании тревел-программ;
6. Определить рекламные и журналистские составляющие современных тревел-программ;
7. Определить проблемы и перспективы современной тревел- журналистики в российском радиоэфире.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом работы и включают в себя:
1. Метод обобщений - использован в главах I и II для выявления особенностей путешественнической радиожурналистики и приемов, которые используются в тревел-передачах на российском радио;
2. Метод классификации и типологии - использован в главе I для создания классификации тревел-программ на радио;
3. Метод мониторинга - использован при отборе эмпирического материала исследования;
4. Исторический подход - использован в главе I, позволил проследить процесс развития такого направления, как тревел-журналистика в российском радиовещании;
5. Экспертный опрос применялся в главе I и позволил выяснить некоторые нюансы, касающиеся тревел-программ. Проведен заочный индивидуальный опрос: интервью с главным редактором онлайн-радио «Radio.Travel», также обращались в редакции радио «Маяк» и «Авторадио».
Теоретическую базу исследования составили труды:
1) По теории и истории радиожурналистики А. А. Шереля;
2) В области типологизации журналистских жанров А. А. Тертычного;
3) В области рекламы и PR В. В. Смирнова, Г. Г. Щепиловой, Е. В. Матузенко;
4) В области массовой коммуникации Е. А. Кожемякина, И. А. Стернина, И. Р. Калмыковой, Т. М. Балыхиной;
5) Особое внимание в своей работе мы уделили исследованиям в области тревел-журналистики И.В. Показаньевой, А. В. Полонского, И. И. Карпенко, Н. В. Кривцова.
Эмпирическим материалом исследования послужили радиопередачи в направлении «тревел» на таких радиостанциях как: «Радио России» - программа «Неизвестная планета» с Андреем Мартыновым, «Радио 7 на семи холмах» - «Прогулки со Смирновым» с Филиппом Смирновым, «Вояж» с Ольгой Яковиной, «Дорожное радио FM» - «Путешествие с удовольствием» с Тимофеем Гордеевым, «Вести FM» - «Культурное путешествие» с Маратом Сафаровым и Мариной Ступак, «Коммерсантъ FM» - «Коллекция впечатлений Петра Воронкова» с Петром Воронковым, «Авторадио» - «Большое путешествие» со Станиславом Кучером, радио «Маяк» - подкасты «О вкусной и здоровой пище» с Игорем Ружейниковым, «Клуб радиопутешественников» с Викторией Колосовой и Петром Фадеевым, онлайн радио «Radio. Travel» (архив).
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2018 года по настоящее время. Это оправдывается тем, что нами поставлена цель проанализировать современное российское радиовещание, поэтому в качестве эмпирического материала были взяты выпуски, которые выходили в эфир в последние 1,5 года. Также это связано с техническими проблемами нахождения архивных записей программ отдельных радиостанций. Однако в нашем исследовании есть программа, которая перестала выходить в эфир с 2017 года, и ее мы будем анализировать в следующих хронологических рамках: январь 2016-март 2017 года.
Научная новизна исследования объясняется тем, что на данный момент нет никаких научных исследований тревел-радиожурналистики. Это связано с тем, что данное направление активно развивается на телевидении, но имеет недостаточную практику на радио. Мы создали две классификации радиопрограмм в направлении «тревел».
Теоретическая и практическая значимость нашей работы заключается в том, что основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы с целью проведения дальнейшего изучения тревел-журналистики на российских радиостанциях. Ценность данной работы состоит в том, что здесь предоставляется классификация тревел-передач на радио, а также проводится анализ тревел-программ (использование выразительных и технических средств, вербальных и невербальных приемов).
Структура дипломной работы. Объем и структура данной дипломной работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка литературы и списка цитируемых источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи работы, характеризуются методы и структура исследования.
В первой главе - «Тревел-журналистика в практике современного радиовещания» - дается определение «тревел-журналистики», рассматривается тревел-направление на российском радио с позиции его исторического развития, анализируются тревел-программы на современном российском радио и определяется их журналистская и промоцийная составляющая.
Во второй главе - «Профессионально-творческие приемы радиожурналистики путешественнической направленности» - систематизируются выразительные средства тревел-журналистики - вербальные и невербальные, представляются приемы, используемые в тревел- программах на российском радио, а также определяются проблемы и перспективы современной тревел-журналистики в современном радиоэфире.
В заключении резюмируются основные результаты исследования, подводятся итоги выполнения поставленных целей и задач.
Результаты выпускной квалификационной работы прошли апробацию в рамках научно-практической конференции студентов НИУ «БелГУ» «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей», (Белгород, 10-17 апреля 2019 г.). Также по результатам работы в журнале «Вопросы студенческой науки» опубликована научная статья «Тревел-журналистика в практике современного российского радиовещания» (июнь 2019).
Прежде чем отправиться в путешествие или просто в какой-либо город на отдых, люди изучают все сайты, программы, блоги про те места, куда собираются. Благодаря тревел-журналистике любой человек может узнать, что его ожидает в той или иной стране, какова культура местных жителей, где можно остановиться и т.д.
Чаще всего люди предпочитают искать информацию в Интернете в видеоформате либо телевизионные программы путешественнической тематики/ Этот факт обусловлен тем, что визуальное восприятие является на сегодняшний день одним из самых удобных для человека. Большое количество СМИ тревел-направленности встречаются и в печатном формате. Однако существует тип СМИ, где путешественническая журналистика испытывает определенные трудности, что обусловлено сложностью передачи материалов яркой тематики урезанным арсеналом средств выражения - это радиовещание.
В практике современного радиовещания достаточно редко можно услышать такое понятие как «тревел-программа». Обычно это сводка новостей, прямые эфиры с гостями, небольшие репортажи с места события. Но все же есть на радиостанциях рубрики про путешествия и даже существует отдельная онлайновая тревел-радиостанция.
Тревел-журналистика на радио - это довольно молодое и малоизученное направление: нет никаких пособий и научных статей про зарождение и развитие данного жанра на радио, отсутствует классификация тревел-передач на современном радио, также не проанализированы тревел-передачи на радио в современный период, что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом данного исследования выступает тревел-журналистика на современном российском радио.
Предмет исследования - особенности профессионально-творческой путешественнической радиожурналистики в современной российской медийной практике.
Цель данной работы состоит в анализе тревел-передач на современном российском радио и выявлении особенностей профессиональной деятельности радиожурналистов, работающих в путешественническом направлении.
Для достижения цели исследователем были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретические знания о тревел- журналистике в российской радиовещательной практике;
2. Представить в системе историческое развитие тревел-журналистики на отечественном радио;
3. Изучить тревел-передачи на российском радио;
4. Проанализировать современные тревел-радиопередачи;
5. Ознакомиться с основными вербальными и невербальными приемами радиожурналистики в создании тревел-программ;
6. Определить рекламные и журналистские составляющие современных тревел-программ;
7. Определить проблемы и перспективы современной тревел- журналистики в российском радиоэфире.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом работы и включают в себя:
1. Метод обобщений - использован в главах I и II для выявления особенностей путешественнической радиожурналистики и приемов, которые используются в тревел-передачах на российском радио;
2. Метод классификации и типологии - использован в главе I для создания классификации тревел-программ на радио;
3. Метод мониторинга - использован при отборе эмпирического материала исследования;
4. Исторический подход - использован в главе I, позволил проследить процесс развития такого направления, как тревел-журналистика в российском радиовещании;
5. Экспертный опрос применялся в главе I и позволил выяснить некоторые нюансы, касающиеся тревел-программ. Проведен заочный индивидуальный опрос: интервью с главным редактором онлайн-радио «Radio.Travel», также обращались в редакции радио «Маяк» и «Авторадио».
Теоретическую базу исследования составили труды:
1) По теории и истории радиожурналистики А. А. Шереля;
2) В области типологизации журналистских жанров А. А. Тертычного;
3) В области рекламы и PR В. В. Смирнова, Г. Г. Щепиловой, Е. В. Матузенко;
4) В области массовой коммуникации Е. А. Кожемякина, И. А. Стернина, И. Р. Калмыковой, Т. М. Балыхиной;
5) Особое внимание в своей работе мы уделили исследованиям в области тревел-журналистики И.В. Показаньевой, А. В. Полонского, И. И. Карпенко, Н. В. Кривцова.
Эмпирическим материалом исследования послужили радиопередачи в направлении «тревел» на таких радиостанциях как: «Радио России» - программа «Неизвестная планета» с Андреем Мартыновым, «Радио 7 на семи холмах» - «Прогулки со Смирновым» с Филиппом Смирновым, «Вояж» с Ольгой Яковиной, «Дорожное радио FM» - «Путешествие с удовольствием» с Тимофеем Гордеевым, «Вести FM» - «Культурное путешествие» с Маратом Сафаровым и Мариной Ступак, «Коммерсантъ FM» - «Коллекция впечатлений Петра Воронкова» с Петром Воронковым, «Авторадио» - «Большое путешествие» со Станиславом Кучером, радио «Маяк» - подкасты «О вкусной и здоровой пище» с Игорем Ружейниковым, «Клуб радиопутешественников» с Викторией Колосовой и Петром Фадеевым, онлайн радио «Radio. Travel» (архив).
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2018 года по настоящее время. Это оправдывается тем, что нами поставлена цель проанализировать современное российское радиовещание, поэтому в качестве эмпирического материала были взяты выпуски, которые выходили в эфир в последние 1,5 года. Также это связано с техническими проблемами нахождения архивных записей программ отдельных радиостанций. Однако в нашем исследовании есть программа, которая перестала выходить в эфир с 2017 года, и ее мы будем анализировать в следующих хронологических рамках: январь 2016-март 2017 года.
Научная новизна исследования объясняется тем, что на данный момент нет никаких научных исследований тревел-радиожурналистики. Это связано с тем, что данное направление активно развивается на телевидении, но имеет недостаточную практику на радио. Мы создали две классификации радиопрограмм в направлении «тревел».
Теоретическая и практическая значимость нашей работы заключается в том, что основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы с целью проведения дальнейшего изучения тревел-журналистики на российских радиостанциях. Ценность данной работы состоит в том, что здесь предоставляется классификация тревел-передач на радио, а также проводится анализ тревел-программ (использование выразительных и технических средств, вербальных и невербальных приемов).
Структура дипломной работы. Объем и структура данной дипломной работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка литературы и списка цитируемых источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи работы, характеризуются методы и структура исследования.
В первой главе - «Тревел-журналистика в практике современного радиовещания» - дается определение «тревел-журналистики», рассматривается тревел-направление на российском радио с позиции его исторического развития, анализируются тревел-программы на современном российском радио и определяется их журналистская и промоцийная составляющая.
Во второй главе - «Профессионально-творческие приемы радиожурналистики путешественнической направленности» - систематизируются выразительные средства тревел-журналистики - вербальные и невербальные, представляются приемы, используемые в тревел- программах на российском радио, а также определяются проблемы и перспективы современной тревел-журналистики в современном радиоэфире.
В заключении резюмируются основные результаты исследования, подводятся итоги выполнения поставленных целей и задач.
Результаты выпускной квалификационной работы прошли апробацию в рамках научно-практической конференции студентов НИУ «БелГУ» «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей», (Белгород, 10-17 апреля 2019 г.). Также по результатам работы в журнале «Вопросы студенческой науки» опубликована научная статья «Тревел-журналистика в практике современного российского радиовещания» (июнь 2019).
По результатам нашего исследования можно заметить, что становление тревел-журналистики на радио прошло достаточно долгий и непростой путь, но при этом программы путешественнической тематики на современном российском радио до сих пор существуют и выходят в эфир на различных радиостанциях.
Из первой главы следует вывод, что у журналистского направления «тревел» существует несколько интерпретаций: путевой очерк, травелог. Однако сейчас, в большинстве случаев, все придерживаются термина «тревел- журналистика». Это особое направление в журналистской сфере, благодаря которому аудитория может получать информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры и т.д.
Этот жанр зародился еще в XVIII - XVII в. до н.э. Путешественники и странники ездили изучать новые территории и делали пометки в своих дневниках о том или ином месте, описывали все, что с ними происходило во время походов, экспедиций и т.д.
На российском радио первая тревел-программа появилась только в 1945 г. - «Клуб знаменитых капитанов», главные действующие лица которой - герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и др. В форме пьес капитаны рассказывали школьникам о великих путешественниках, об истории географических открытий, о последних достижениях науки и чудесных явлениях природы.
До 1990 г. особого интереса в силу общественно-политической ситуации в нашей стране к путешествиям никто не проявлял и, соответственно, отдельных передач на радио пока не существовало. В 1992 г. на «Радио России» выходит тревел-передача «Вокруг света». Это аналог знаменитого научно-популярного журнала «Вокруг света», который издается с 1861 года.
В наше время количество тревел-передач растет с каждым днем. К сожалению, это относится к телевизионному контенту, а не к радийному. Однако, на радиостанциях существуют программы путешественнической тематики, которые выходят по настоящее время. Передачи представлены на радио немного иначе, чем на телевидении. Радиокорреспонденты не делают синхроны с места событий, редко выезжают в те страны, о которых рассказывают слушателю.
Все проанализированные в рамках данной работы программы имеют разную тематическую направленность и разный формат вещания.
Единственное специализированное онлайн-радио путешественнической тематики - «Radio.Travel». Однако отметим, что эффект от программ с интересным контентом на этом радиоканале, сильно снижается, так как озвучиваются они с помощью компьютерной программы - специального аудиобота. Именно эта проблема в тоге стала причиной временной приостановки вещания тревел-канала, о чем позволил судить экспертный опрос главного редактора радиостанции Егора Г ерасимова. Он рассказал, что данный проект с апреля этого года временно «заморожен», так как радиостанция готовится к переходу к новым мощностям и изменению формата вещания, модернизируется также и техническое оснащение эфира.
На основе анализа тревел-передач, нами были выявлены две классификации. Первая - какие именно бывают программы на радио путешественнической тематики:
1. Гастрономические передачи - журналист рассказывает про различные рестораны и заведения той или иной страны/города, где можно отведать блюда разных категорий (редкие, традиционные и т.п.);
2. Экскурсионные - ведущий делает полный обзор того или иного места в городе;
3. Туристические - корреспондент дает полный обзор на страну/город,
о которой идет речь: культуру, местную кухню, достопримечательности, где можно остановиться и за какую цену, как добраться и т.д.;
4. Передача-лайфхак - вся программа состоит из полезных советов: где снять дешевый номер в отеле, где взять машину на прокат и сколько это будет стоить и т.д.
Вторая классификация определяет формат программ:
1. Монологичные - ведущий сам рассказывает ту или иную информацию про страны и города, историю разных мест и под.;
2. Диалогичные - ведущий приглашает в студию экспертов и ведет беседу с гостем программы. Другой формат - полилог двух журналистов и приглашенного эксперта.
Также важно отметить, что информация, которая представлена в радиопрограммах путешественнической тематики отличается от контента других радийный передач, так как в них переплетается hard-new (новостная инофрмация) и soft-new (досуговая, развлекательная информация). Вследствие этого изучаемое нами направление на современном российском радио связано с таким понятием, как инфотейнмент (infotainment). Инфотейнмент сочетает в себе два аспекта: информацию и развлечение. В качестве примера мы взяли подкасты «О вкусной и здоровой пище» и «Клуб радиопутешественников» на радио «Маяк».
В этой же главе мы определяли промоцийную и журналистскую составляющую тревел-радиопрограмм. В ходе исследования выяснилось, что в программах путешественнической тематики присутствуют следующие виды рекламы: прямая, спонсорская, нативная. Чаще всего в тревел-передачах на российском радио встречаются элементы нативной рекламы, а также прямая реклама в чистом виде.
Во второй главе мы выясняли, какие вербальные и невербальные приемы используются в самих программах и в их создании. Для радиожурналиста очень важно владеть языком и грамотной речью, чтобы в точности передать информацию аудитории. Не маловажно обладать прекрасной техникой речи, то есть говорить членораздельно, выразительно, грамотно и т.п. Мы выяснили, какие существую факторы вербального речевого воздействия: соблюдение коммуникативной нормы, установление контакта с собеседником, содержание речи, языковое оформление, стиль общения, объем общения, расположение информации, адресат. Все правила и факторы вербальной коммуникации соблюдаются ведущими тревел-программ. Это подтверждает наш анализ передач путешественнической тематики.
Что касается невербальных приемов, то мы выяснили, какие технические и выразительные средства используются и должны использоваться в создании и проведении тревел-радиопередач: исходный звуковой «материал» и технический (стилеобразующий). Также существует шесть специфических способов звукообразования: реверберация, прием «буратино», звуковая мизансцена, голосовой грим, монтаж и акустический монтаж.
Исходя из результатов нашего анализа, можно сделать вывод, что российские радиожурналисты не пользуются всеми техническими и выразительными средствами для создания передачи про путешествия. Использование стандартных приемов - недостаточно, чтобы оформить такую тревел-программу, которую было бы интересно слушать. Из этого следует, что российские тревел-передачи, с современными техническими возможностями, не развиваются именно на радио, чего нельзя сказать о телевизионных программах. Причин тому несколько. Мы определили ряд проблем, которые не позволят журналистике путешествий развиваться на радио:
1. Мало программ, посвященных данной тематике;
2. Узкий арсенал выразительных средств именно в практике;
3. Тематическая узость;
4. Отсутствие специализированных радиоканалов;
5. Не наблюдается межкультурной коммуникации
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и современность исследования проблематики тревел-журналистики на современном российском радиовещании. Стоит отметить, что все проблемы, обозначенные в нашей работе и связанные с предметом исследования на этом не заканчиваются. На наш взгляд, журналистика путешествий на российском радио имеет перспективы для дальнейшего научного исследования и требует проработки технических проблем, возникающих при создании программ путешественнической тематики. На сегодняшний день практически не существует научных исследований, которые бы объяснили возникновение данной проблемы.
Из первой главы следует вывод, что у журналистского направления «тревел» существует несколько интерпретаций: путевой очерк, травелог. Однако сейчас, в большинстве случаев, все придерживаются термина «тревел- журналистика». Это особое направление в журналистской сфере, благодаря которому аудитория может получать информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры и т.д.
Этот жанр зародился еще в XVIII - XVII в. до н.э. Путешественники и странники ездили изучать новые территории и делали пометки в своих дневниках о том или ином месте, описывали все, что с ними происходило во время походов, экспедиций и т.д.
На российском радио первая тревел-программа появилась только в 1945 г. - «Клуб знаменитых капитанов», главные действующие лица которой - герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и др. В форме пьес капитаны рассказывали школьникам о великих путешественниках, об истории географических открытий, о последних достижениях науки и чудесных явлениях природы.
До 1990 г. особого интереса в силу общественно-политической ситуации в нашей стране к путешествиям никто не проявлял и, соответственно, отдельных передач на радио пока не существовало. В 1992 г. на «Радио России» выходит тревел-передача «Вокруг света». Это аналог знаменитого научно-популярного журнала «Вокруг света», который издается с 1861 года.
В наше время количество тревел-передач растет с каждым днем. К сожалению, это относится к телевизионному контенту, а не к радийному. Однако, на радиостанциях существуют программы путешественнической тематики, которые выходят по настоящее время. Передачи представлены на радио немного иначе, чем на телевидении. Радиокорреспонденты не делают синхроны с места событий, редко выезжают в те страны, о которых рассказывают слушателю.
Все проанализированные в рамках данной работы программы имеют разную тематическую направленность и разный формат вещания.
Единственное специализированное онлайн-радио путешественнической тематики - «Radio.Travel». Однако отметим, что эффект от программ с интересным контентом на этом радиоканале, сильно снижается, так как озвучиваются они с помощью компьютерной программы - специального аудиобота. Именно эта проблема в тоге стала причиной временной приостановки вещания тревел-канала, о чем позволил судить экспертный опрос главного редактора радиостанции Егора Г ерасимова. Он рассказал, что данный проект с апреля этого года временно «заморожен», так как радиостанция готовится к переходу к новым мощностям и изменению формата вещания, модернизируется также и техническое оснащение эфира.
На основе анализа тревел-передач, нами были выявлены две классификации. Первая - какие именно бывают программы на радио путешественнической тематики:
1. Гастрономические передачи - журналист рассказывает про различные рестораны и заведения той или иной страны/города, где можно отведать блюда разных категорий (редкие, традиционные и т.п.);
2. Экскурсионные - ведущий делает полный обзор того или иного места в городе;
3. Туристические - корреспондент дает полный обзор на страну/город,
о которой идет речь: культуру, местную кухню, достопримечательности, где можно остановиться и за какую цену, как добраться и т.д.;
4. Передача-лайфхак - вся программа состоит из полезных советов: где снять дешевый номер в отеле, где взять машину на прокат и сколько это будет стоить и т.д.
Вторая классификация определяет формат программ:
1. Монологичные - ведущий сам рассказывает ту или иную информацию про страны и города, историю разных мест и под.;
2. Диалогичные - ведущий приглашает в студию экспертов и ведет беседу с гостем программы. Другой формат - полилог двух журналистов и приглашенного эксперта.
Также важно отметить, что информация, которая представлена в радиопрограммах путешественнической тематики отличается от контента других радийный передач, так как в них переплетается hard-new (новостная инофрмация) и soft-new (досуговая, развлекательная информация). Вследствие этого изучаемое нами направление на современном российском радио связано с таким понятием, как инфотейнмент (infotainment). Инфотейнмент сочетает в себе два аспекта: информацию и развлечение. В качестве примера мы взяли подкасты «О вкусной и здоровой пище» и «Клуб радиопутешественников» на радио «Маяк».
В этой же главе мы определяли промоцийную и журналистскую составляющую тревел-радиопрограмм. В ходе исследования выяснилось, что в программах путешественнической тематики присутствуют следующие виды рекламы: прямая, спонсорская, нативная. Чаще всего в тревел-передачах на российском радио встречаются элементы нативной рекламы, а также прямая реклама в чистом виде.
Во второй главе мы выясняли, какие вербальные и невербальные приемы используются в самих программах и в их создании. Для радиожурналиста очень важно владеть языком и грамотной речью, чтобы в точности передать информацию аудитории. Не маловажно обладать прекрасной техникой речи, то есть говорить членораздельно, выразительно, грамотно и т.п. Мы выяснили, какие существую факторы вербального речевого воздействия: соблюдение коммуникативной нормы, установление контакта с собеседником, содержание речи, языковое оформление, стиль общения, объем общения, расположение информации, адресат. Все правила и факторы вербальной коммуникации соблюдаются ведущими тревел-программ. Это подтверждает наш анализ передач путешественнической тематики.
Что касается невербальных приемов, то мы выяснили, какие технические и выразительные средства используются и должны использоваться в создании и проведении тревел-радиопередач: исходный звуковой «материал» и технический (стилеобразующий). Также существует шесть специфических способов звукообразования: реверберация, прием «буратино», звуковая мизансцена, голосовой грим, монтаж и акустический монтаж.
Исходя из результатов нашего анализа, можно сделать вывод, что российские радиожурналисты не пользуются всеми техническими и выразительными средствами для создания передачи про путешествия. Использование стандартных приемов - недостаточно, чтобы оформить такую тревел-программу, которую было бы интересно слушать. Из этого следует, что российские тревел-передачи, с современными техническими возможностями, не развиваются именно на радио, чего нельзя сказать о телевизионных программах. Причин тому несколько. Мы определили ряд проблем, которые не позволят журналистике путешествий развиваться на радио:
1. Мало программ, посвященных данной тематике;
2. Узкий арсенал выразительных средств именно в практике;
3. Тематическая узость;
4. Отсутствие специализированных радиоканалов;
5. Не наблюдается межкультурной коммуникации
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и современность исследования проблематики тревел-журналистики на современном российском радиовещании. Стоит отметить, что все проблемы, обозначенные в нашей работе и связанные с предметом исследования на этом не заканчиваются. На наш взгляд, журналистика путешествий на российском радио имеет перспективы для дальнейшего научного исследования и требует проработки технических проблем, возникающих при создании программ путешественнической тематики. На сегодняшний день практически не существует научных исследований, которые бы объяснили возникновение данной проблемы.
Подобные работы
- Тематическая программа на региональном телевидении (на материале программы «Огород в подарок» телеканала «Катунь-24»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Социальная коммуникация в формировании медиаобраза телеведущего (на примере Марии Миногаровой)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



