ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ 8
1.1. Особенности путешественнической радиожурналистики 8
1.2. Программы о путешествии на современном российском радио 11
1.3. Журналистская и промоцийная составляющая тревел-радио-
программ 29
Выводы к Главе I 34
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ ПУТЕШЕСТВЕННИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 36
2.1. Вербальные приёмы в тревел-радиопрограммах 36
2.2. Использование невербальных приемов в программах
путешественнической направленности 43
2.3. Проблемы и перспективы современной тревел-журналистики в
радиоэфире 47
Выводы к Главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Тревел-журналистика на сегодняшний день становится все более популярной. Это достаточно молодая форма профессиональной деятельности, где журналисты-путешественники рассказывают о самых разных странах, городах, местах, об их истории, национальной еде и т.д.
Прежде чем отправиться в путешествие или просто в какой-либо город на отдых, люди изучают все сайты, программы, блоги про те места, куда собираются. Благодаря тревел-журналистике любой человек может узнать, что его ожидает в той или иной стране, какова культура местных жителей, где можно остановиться и т.д.
Чаще всего люди предпочитают искать информацию в Интернете в видеоформате либо телевизионные программы путешественнической тематики/ Этот факт обусловлен тем, что визуальное восприятие является на сегодняшний день одним из самых удобных для человека. Большое количество СМИ тревел-направленности встречаются и в печатном формате. Однако существует тип СМИ, где путешественническая журналистика испытывает определенные трудности, что обусловлено сложностью передачи материалов яркой тематики урезанным арсеналом средств выражения - это радиовещание.
В практике современного радиовещания достаточно редко можно услышать такое понятие как «тревел-программа». Обычно это сводка новостей, прямые эфиры с гостями, небольшие репортажи с места события. Но все же есть на радиостанциях рубрики про путешествия и даже существует отдельная онлайновая тревел-радиостанция.
Тревел-журналистика на радио - это довольно молодое и малоизученное направление: нет никаких пособий и научных статей про зарождение и развитие данного жанра на радио, отсутствует классификация тревел-передач на современном радио, также не проанализированы тревел-передачи на радио в современный период, что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом данного исследования выступает тревел-журналистика на современном российском радио.
Предмет исследования - особенности профессионально-творческой путешественнической радиожурналистики в современной российской медийной практике.
Цель данной работы состоит в анализе тревел-передач на современном российском радио и выявлении особенностей профессиональной деятельности радиожурналистов, работающих в путешественническом направлении.
Для достижения цели исследователем были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретические знания о тревел- журналистике в российской радиовещательной практике;
2. Представить в системе историческое развитие тревел-журналистики на отечественном радио;
3. Изучить тревел-передачи на российском радио;
4. Проанализировать современные тревел-радиопередачи;
5. Ознакомиться с основными вербальными и невербальными приемами радиожурналистики в создании тревел-программ;
6. Определить рекламные и журналистские составляющие современных тревел-программ;
7. Определить проблемы и перспективы современной тревел- журналистики в российском радиоэфире.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом работы и включают в себя:
1. Метод обобщений - использован в главах I и II для выявления особенностей путешественнической радиожурналистики и приемов, которые используются в тревел-передачах на российском радио;
2. Метод классификации и типологии - использован в главе I для создания классификации тревел-программ на радио;
3. Метод мониторинга - использован при отборе эмпирического материала исследования;
4. Исторический подход - использован в главе I, позволил проследить процесс развития такого направления, как тревел-журналистика в российском радиовещании;
5. Экспертный опрос применялся в главе I и позволил выяснить некоторые нюансы, касающиеся тревел-программ. Проведен заочный индивидуальный опрос: интервью с главным редактором онлайн-радио «Radio.Travel», также обращались в редакции радио «Маяк» и «Авторадио».
Теоретическую базу исследования составили труды:
1) По теории и истории радиожурналистики А. А. Шереля;
2) В области типологизации журналистских жанров А. А. Тертычного;
3) В области рекламы и PR В. В. Смирнова, Г. Г. Щепиловой, Е. В. Матузенко;
4) В области массовой коммуникации Е. А. Кожемякина, И. А. Стернина, И. Р. Калмыковой, Т. М. Балыхиной;
5) Особое внимание в своей работе мы уделили исследованиям в области тревел-журналистики И.В. Показаньевой, А. В. Полонского, И. И. Карпенко, Н. В. Кривцова.
Эмпирическим материалом исследования послужили радиопередачи в направлении «тревел» на таких радиостанциях как: «Радио России» - программа «Неизвестная планета» с Андреем Мартыновым, «Радио 7 на семи холмах» - «Прогулки со Смирновым» с Филиппом Смирновым, «Вояж» с Ольгой Яковиной, «Дорожное радио FM» - «Путешествие с удовольствием» с Тимофеем Гордеевым, «Вести FM» - «Культурное путешествие» с Маратом Сафаровым и Мариной Ступак, «Коммерсантъ FM» - «Коллекция впечатлений Петра Воронкова» с Петром Воронковым, «Авторадио» - «Большое путешествие» со Станиславом Кучером, радио «Маяк» - подкасты «О вкусной и здоровой пище» с Игорем Ружейниковым, «Клуб радиопутешественников» с Викторией Колосовой и Петром Фадеевым, онлайн радио «Radio. Travel» (архив).
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 2018 года по настоящее время. Это оправдывается тем, что нами поставлена цель проанализировать современное российское радиовещание, поэтому в качестве эмпирического материала были взяты выпуски, которые выходили в эфир в последние 1,5 года. Также это связано с техническими проблемами нахождения архивных записей программ отдельных радиостанций. Однако в нашем исследовании есть программа, которая перестала выходить в эфир с 2017 года, и ее мы будем анализировать в следующих хронологических рамках: январь 2016-март 2017 года.
Научная новизна исследования объясняется тем, что на данный момент нет никаких научных исследований тревел-радиожурналистики. Это связано с тем, что данное направление активно развивается на телевидении, но имеет недостаточную практику на радио. Мы создали две классификации радиопрограмм в направлении «тревел».
Теоретическая и практическая значимость нашей работы заключается в том, что основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы с целью проведения дальнейшего изучения тревел-журналистики на российских радиостанциях. Ценность данной работы состоит в том, что здесь предоставляется классификация тревел-передач на радио, а также проводится анализ тревел-программ (использование выразительных и технических средств, вербальных и невербальных приемов).
Структура дипломной работы. Объем и структура данной дипломной работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка литературы и списка цитируемых источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи работы, характеризуются методы и структура исследования.
В первой главе - «Тревел-журналистика в практике современного радиовещания» - дается определение «тревел-журналистики», рассматривается тревел-направление на российском радио с позиции его исторического развития, анализируются тревел-программы на современном российском радио и определяется их журналистская и промоцийная составляющая.
Во второй главе - «Профессионально-творческие приемы радиожурналистики путешественнической направленности» - систематизируются выразительные средства тревел-журналистики - вербальные и невербальные, представляются приемы, используемые в тревел- программах на российском радио, а также определяются проблемы и перспективы современной тревел-журналистики в современном радиоэфире.
В заключении резюмируются основные результаты исследования, подводятся итоги выполнения поставленных целей и задач.
Результаты выпускной квалификационной работы прошли апробацию в рамках научно-практической конференции студентов НИУ «БелГУ» «Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей», (Белгород, 10-17 апреля 2019 г.). Также по результатам работы в журнале «Вопросы студенческой науки» опубликована научная статья «Тревел-журналистика в практике современного российского радиовещания» (июнь 2019).
По результатам нашего исследования можно заметить, что становление тревел-журналистики на радио прошло достаточно долгий и непростой путь, но при этом программы путешественнической тематики на современном российском радио до сих пор существуют и выходят в эфир на различных радиостанциях.
Из первой главы следует вывод, что у журналистского направления «тревел» существует несколько интерпретаций: путевой очерк, травелог. Однако сейчас, в большинстве случаев, все придерживаются термина «тревел- журналистика». Это особое направление в журналистской сфере, благодаря которому аудитория может получать информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры и т.д.
Этот жанр зародился еще в XVIII - XVII в. до н.э. Путешественники и странники ездили изучать новые территории и делали пометки в своих дневниках о том или ином месте, описывали все, что с ними происходило во время походов, экспедиций и т.д.
На российском радио первая тревел-программа появилась только в 1945 г. - «Клуб знаменитых капитанов», главные действующие лица которой - герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и др. В форме пьес капитаны рассказывали школьникам о великих путешественниках, об истории географических открытий, о последних достижениях науки и чудесных явлениях природы.
До 1990 г. особого интереса в силу общественно-политической ситуации в нашей стране к путешествиям никто не проявлял и, соответственно, отдельных передач на радио пока не существовало. В 1992 г. на «Радио России» выходит тревел-передача «Вокруг света». Это аналог знаменитого научно-популярного журнала «Вокруг света», который издается с 1861 года.
В наше время количество тревел-передач растет с каждым днем. К сожалению, это относится к телевизионному контенту, а не к радийному. Однако, на радиостанциях существуют программы путешественнической тематики, которые выходят по настоящее время. Передачи представлены на радио немного иначе, чем на телевидении. Радиокорреспонденты не делают синхроны с места событий, редко выезжают в те страны, о которых рассказывают слушателю.
Все проанализированные в рамках данной работы программы имеют разную тематическую направленность и разный формат вещания.
Единственное специализированное онлайн-радио путешественнической тематики - «Radio.Travel». Однако отметим, что эффект от программ с интересным контентом на этом радиоканале, сильно снижается, так как озвучиваются они с помощью компьютерной программы - специального аудиобота. Именно эта проблема в тоге стала причиной временной приостановки вещания тревел-канала, о чем позволил судить экспертный опрос главного редактора радиостанции Егора Г ерасимова. Он рассказал, что данный проект с апреля этого года временно «заморожен», так как радиостанция готовится к переходу к новым мощностям и изменению формата вещания, модернизируется также и техническое оснащение эфира.
На основе анализа тревел-передач, нами были выявлены две классификации. Первая - какие именно бывают программы на радио путешественнической тематики:
1. Гастрономические передачи - журналист рассказывает про различные рестораны и заведения той или иной страны/города, где можно отведать блюда разных категорий (редкие, традиционные и т.п.);
2. Экскурсионные - ведущий делает полный обзор того или иного места в городе;
3. Туристические - корреспондент дает полный обзор на страну/город,
о которой идет речь: культуру, местную кухню, достопримечательности, где можно остановиться и за какую цену, как добраться и т.д.;
4. Передача-лайфхак - вся программа состоит из полезных советов: где снять дешевый номер в отеле, где взять машину на прокат и сколько это будет стоить и т.д.
Вторая классификация определяет формат программ:
1. Монологичные - ведущий сам рассказывает ту или иную информацию про страны и города, историю разных мест и под.;
2. Диалогичные - ведущий приглашает в студию экспертов и ведет беседу с гостем программы. Другой формат - полилог двух журналистов и приглашенного эксперта.
Также важно отметить, что информация, которая представлена в радиопрограммах путешественнической тематики отличается от контента других радийный передач, так как в них переплетается hard-new (новостная инофрмация) и soft-new (досуговая, развлекательная информация). Вследствие этого изучаемое нами направление на современном российском радио связано с таким понятием, как инфотейнмент (infotainment). Инфотейнмент сочетает в себе два аспекта: информацию и развлечение. В качестве примера мы взяли подкасты «О вкусной и здоровой пище» и «Клуб радиопутешественников» на радио «Маяк».
В этой же главе мы определяли промоцийную и журналистскую составляющую тревел-радиопрограмм. В ходе исследования выяснилось, что в программах путешественнической тематики присутствуют следующие виды рекламы: прямая, спонсорская, нативная. Чаще всего в тревел-передачах на российском радио встречаются элементы нативной рекламы, а также прямая реклама в чистом виде.
Во второй главе мы выясняли, какие вербальные и невербальные приемы используются в самих программах и в их создании. Для радиожурналиста очень важно владеть языком и грамотной речью, чтобы в точности передать информацию аудитории. Не маловажно обладать прекрасной техникой речи, то есть говорить членораздельно, выразительно, грамотно и т.п. Мы выяснили, какие существую факторы вербального речевого воздействия: соблюдение коммуникативной нормы, установление контакта с собеседником, содержание речи, языковое оформление, стиль общения, объем общения, расположение информации, адресат. Все правила и факторы вербальной коммуникации соблюдаются ведущими тревел-программ. Это подтверждает наш анализ передач путешественнической тематики.
Что касается невербальных приемов, то мы выяснили, какие технические и выразительные средства используются и должны использоваться в создании и проведении тревел-радиопередач: исходный звуковой «материал» и технический (стилеобразующий). Также существует шесть специфических способов звукообразования: реверберация, прием «буратино», звуковая мизансцена, голосовой грим, монтаж и акустический монтаж.
Исходя из результатов нашего анализа, можно сделать вывод, что российские радиожурналисты не пользуются всеми техническими и выразительными средствами для создания передачи про путешествия. Использование стандартных приемов - недостаточно, чтобы оформить такую тревел-программу, которую было бы интересно слушать. Из этого следует, что российские тревел-передачи, с современными техническими возможностями, не развиваются именно на радио, чего нельзя сказать о телевизионных программах. Причин тому несколько. Мы определили ряд проблем, которые не позволят журналистике путешествий развиваться на радио:
1. Мало программ, посвященных данной тематике;
2. Узкий арсенал выразительных средств именно в практике;
3. Тематическая узость;
4. Отсутствие специализированных радиоканалов;
5. Не наблюдается межкультурной коммуникации
Таким образом, данная работа показала всю актуальность и современность исследования проблематики тревел-журналистики на современном российском радиовещании. Стоит отметить, что все проблемы, обозначенные в нашей работе и связанные с предметом исследования на этом не заканчиваются. На наш взгляд, журналистика путешествий на российском радио имеет перспективы для дальнейшего научного исследования и требует проработки технических проблем, возникающих при создании программ путешественнической тематики. На сегодняшний день практически не существует научных исследований, которые бы объяснили возникновение данной проблемы.
//www.radiorus .ru/brand/57077/episodes
1. «Вне берегов»: офшорные тайны мирового правительства», эфир от 24.05.2019
2. «Что будет, когда растают арктические льды?», эфир от 19.04.2019
3. «Курилы: от «эффективной оккупации» к «добрососедским
отношениям», эфир от 16.03.2019
4. «Загадки Аргентины: ледники Патагонии, танго, Эвита Перон...», эфир от 30.08.2018
5. «Фэншуй и прочие даосские хитрости...», эфир от 18.10.2018
«Прогулки со Смирновым», «Радио 7 на семи холмах» // Режим доступа: https: //radio7.ru/programs/progulki-so-smirnovym
6. «История одного фонтана: «Золотой Колос» на ВДНХ», эфир от 26.04.2019
7. «Патриаршие пруды», эфир от 17.03.2019
8. «Столичный хлеб», эфир от 01.03.2019
9. «Московскому зоопарку - 155 лет!», эфир от 17.02.2019
10. «Студенческая традиция, или Татьянин день в городе на семи холмах», эфир от 25.01.2019
11. «Большая Никитская, 15», эфир от 21.10.2018
12. «Столичная точка отсчета», эфир от 13.10.2018
13. «Трамвайный маршрут для осенней прогулки», эфир от 29.09.2018
14. «Осенняя прогулка на речном трамвайчике», эфир от 30.09.2018
«Вояж», «Радио 7 на семи холмах» // Режим доступа: https: //radio7.ru/programs/voyazh
15. «Будапешт: зачем идти в треш-бар и какую еду обязательно попробовать», эфир от 21.04.2019
16. «В Прагу на концерт Элтона Джона», эфир от 07.04.2019
17. «День текилы в Мексике», эфир от 16.03.2019
«Путешествие с удовольствием», «Дорожное Радио» // Режим доступа: https://dorognoe.ru/programs/puteshestvie-s-
udovolsviem?region=belgorod
18. «Самостоятельный туризм. Капсульный отель. Провинция Сычуань», эфир от 05.06.2019
19. «Хостел в Дербенте. Отели в Катаре. Фестиваль духов в Таиланде», эфир от 03.06.2019
20. «Круиз из Перми. Гора Белая. «Ласточка» в Выборг», эфир от 08.05.2019
21. « Национальный парк «Алания». Туризм в Дубае. Фестиваль «Пасаламат»», эфир от 23.04.2019
22. «Мифы Урала. Зона отчуждения в Белоруссии. Национальные парки США», эфир от 17.04.2019
23. «Музей трамвая в Крыму. Цены в Римский Колизей», эфир от 21.03.2019
«Культурное путешествие», «Вести FM» // Режим доступа:
https:ZZradiovesti.ru/brandZ61026
24. «Шпицберген: как посетить Северный полюс и не платить за это всю оставшуюся жизнь», эфир от 25.05.2019
25. «В Барселоне жизнь - ресторан, в Андалусии - театр», эфир от 08.12.2018
26. «Алтай и его мистический ореол», эфир от 10.11.2018
27. «Рязанские земли и их чудеса», эфир от 03.11.2018
28. «Как Турция стала страной массового туризма», эфир от 11.08.2018
«Коллекция впечатлений Петра Воронкова», «Коммерсантъ
FM» // Режим доступа:
https: ZZwww.kommersant.ruZthemeZ1370?from=doc_tema
29. «В России бублик почитался всегда»», эфир от 28.05.2019
30. «Коллекция впечатлений Петра Воронкова», «Коммерсантъ FM», эфир от 27.05.2019
31. «Даже в названии слышится что-то согревающее, вкусное», эфир от 14.05.2019
32. «Самое посещаемое место во Франции после Парижа», эфир от 07.05.2019
33. «Lexus LX 450D здорово сэкономил мне время», эфир от 30.04.2019
34. «Конфеты-трюфели появились на свет случайно», эфир от 20.03.2019
35. «Даже историки затрудняются точно указать страну происхождения винегрета», эфир от 13.03.2019
36. «Цветное «зеркало» никогда не замерзает», эфир от 01.03.2019
37. «Блюдо считается одним из символов испанской кухни», эфир от 26.02.2019
38. «Trailhawk уверенно бороздил снежное бездорожье», эфир от 25.02.2019
39. «Бывает ощущение, что ты участник какого-то фантастического аттракциона», эфир от 21.01.2019
«Большое путешествие», «Авторадио» // Режим доступа: http: //www.avtoradio .ru/trip
40. «Румыния: любуемся сказочными в своей зимней красоте
Карпатами», эфир от 15.03.2017
41. «Чехия: встаем на горные лыжи и ищем другие зимние развлечения», эфир от 21.01.2017
42. «Вьетнам: нескучный Сайгон, «Авторадио» в дельте Меконга и курортная деревня Муйне», эфир от 14.01.2017
43. «Хит-парад лучших мест на планете для встречи праздника», «Авторадио», эфир от 24.12.2016
«О вкусной и здоровой пище», радио «Маяк» // Режим доступа: https: //radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/2741/
44. «Украинская кухня», эфир от 31.05.2019
45. «Советские и современные рюмочные», эфир от 24.05.2019
46. «Ремесленные мясные деликатесы», эфир от 19.04.2019
47. «Дети в ресторанах, семейные рестораны, детское меню», эфир от 15.03.2019
48. «Кухня юга России», эфир от 14.12.2018
49. «Суздальский хлеб», эфир от 16.11.2018
50. «Деликатесы», радио «Маяк», эфир от 19.10.2018
51. «Армянская кухня», «Маяк», эфир от 02.08.2018
«Клуб кинопутешественников», радио «Маяк» // Режим доступа: https: //radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/1421/
52. «Пора домой. Тихвин», эфир от 10.09.2018
53. «Пора домой. Дубна», эфир от 05.09.2018
54. «Пора домой. Вельск», эфир от 28.08.2018
55. «Пора домой. Старая Ладога», эфир от 18.07.2018
56. «Пора домой. Нижний Новгород», эфир от 19.06.2018
57. «Пора домой. Зеленогорск», «Маяк», эфир от 03.04.2018
58. «Radio.Travel» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //radio. travel/
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. English Oxford living dictionaries [Электронный ресурс] / Оксфордский словарь английского языка // Режим доступа: https://www.lexico.com/en/english
2. Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции / А.А. Бобров // Научные труды Московского государственного университета №3, 2016. - С. 53-61.
3. Васильева Л.А. Делаем новости / Л.А. Васильева - М: Аспект-Пресс, 2002
4. Верн Ж. История великих путешествий. Открытие земли / Ж. Верн - М.: «Астрель», 2012. - 650 с.
5. Гмызина Э.В. 2017. Журналистика путешествий на российском телевидении: особенности медиадискурса. В кн.: Научное и образовательное простанство: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 33-34.
6. Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный
ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/11/1879(дата обращения:
26.03.2019)
7. Калмыкова И.Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики [Текст]. Ярославль: ИПКиПРО, 1997. — 98 с.
8. Карпенко И.И. Экстремальная трэвел-журналистика. К определению понятия / И.И. Карпенко, В.И. Съедин // Науч. ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. - 2018. - Т. 37, № 3. - С. 463-469.
9. Киндра С.О. Специфика эфирной промоции радиостанции
“Шарманка” // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2015. № 3-4 (17). Режим доступа:
http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2082
10. Кожемякин Е. А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 126 с
11. Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его
проблемы [Электронный ресурс] / Н. В. Кривцов // Cyberleninka. - 2017. - Т.6. №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/trevel-zhurnalistika-
spetsifika-napravleniya-i-ego-problemy
12. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. / С.Г. Корконосенко, Л.Е. Кройчик - С-Пб, 2000. - 239 с.
13. Кубатьян Г.С. Введение. Что такое тревел-журналистика? / Г.С. Кубатьян - Режим доступа: http://kubatyan.livejournal.com/20940.html
14. Кубатьян Г.С. Структура и драматургия текста. / Г.С. Кубатьян - Режим доступа: http://kubatyan.livejournal.com/23447.html
15. Кубатьян Г.С. Тревел-журналистика. Часть 1. В путешествие с блокнотом. Как написать хороший текст? / Г.С. Кубатьян - Режим доступа: http: //kubatyan.livej ournal .com/21152. html
16. Литке М.В. 150 лет журналу «Вокруг света»: становление и развитие типологической модели [Текст] / М.В. Литке // Вестник Томского университета - №3 (19), 2012. - С. 131-141.
17. Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Лукина. - М., 2010. - 350 с.
18. Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра. / Н.М. Маслова. М.: Знание, 1980. 116 с.
19. Матузенко Е. В., Чугаева В. С. Нативная реклама как эффективное средство seo-продвижения / Е. В. Матузенко, В. С. Чугаева // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. №4. - С. 160-170
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов - Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. 1376 с
21. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как
явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Мediascope. —2013. — № 3. — Режим
доступа:http://www.mediascope.ru/node/1385.
22. Покровский С. История «Клуба кинопутешествий» глазами одного
из его создателей / С. Покровский // Всемирная энциклопедия путешествий 2009. - Режим доступа: https://planetguide.ru/entry/several/23/?order_by=2-
Загл. с экрана. - Яз. рус.
23. Полонский А. В. Травелог и его место в современной журналистике
[Электронный ресурс] / А. В. Полонский // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2015. №1. Режим доступа:
https://core.ac.uk/download/pdf/74272697.pdf
24. Полонский А.В. Географический образ и идеология: «Земля за океаном»: публициста Василия Пескова // Россия: воображение пространства / пространство воображения (Гуманитарная география: Научный и культурнопросветительский альманах. Специальный выпуск) / Отв. ред. И.И. Митин. М.: Аграф, 2009. С. 148 - 154
25. Попов А.В. Маркетинговые игры / А. В. Попов - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2006. - 320 с
26. Путевые заметки. Блог / Режим доступа:
http://voyazh.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html
27. Редькина Т.Ю. Тревел-медиатекст: средства создания
увлекательности изложения / Т. Ю. Редькина // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51 -й междунар. науч.-практ. конф. - Режим доступа:
http://www.jf.spbu.ru>upload/files/file_1330590641_2847.doc
28. Редькина Т.Ю. Этические и культурно-речевые нормы в
трэвелмедиатексте [Электронный ресурс] / Т. Ю. Редькина // Экология языка и 120 коммуникативная практика. 2014. № 1. - Режим доступа:
http: //ecoling.sfukras. ru/wp-content/uploads/2014/04/Redkina-T.Y.pdf
29. Редькина Т.Ю. Этические нормы в трэвел журналистике / Т.И. Редькина // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы международного семинара (3-4 октября 2013 года), Спб.: 2013. - С. 75-77.
30. Романова К.С. Дискурс травелога как форма освоения мира: Режим
доступа: http://madipi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=112
&limitstart=13.
31. Ростовская Ю.В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России / Ю.В. Ростовская // Вопросы теории и практики журналистики - №2, 2012. - С. 206-213.
32. Савинова О. Н. СМИ как фактор межкультурного диалога в обществе риска и подготовка журналистских кадров // Вестник Марийского Государственного Университета. — 2015. — № 3. — С. 84-88.
33. Скляревская Г.Н. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Г.Н. Скляревская, Е. Ю Ваулина, И. О. Ткачева — М. : Эксмо, 2006. - 1136 с.
34. Смирнов В.В. Реклама на радио / В.В. Смирнов. - М.: РИП-холдинг, 2003-С. 13.
35. Смирнова Е.А. Определение нормы профессиональной этики журналиста / Е.А. Смирнова // Вестник Московского университета. Серия 10: журналистика - №3, 2014. - С. 79-89.
36. Стернин И.А. Риторика. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2002. — 224 с. - (Серия «Системы и коммуникации»).
37. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и
реалити-шоу / Л. Стойков // Regla №4. - Режим доступа:
http://www.relga.ru/Environ/wa/Main7level1 =main&level2=articles&textid= 1729
38. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. С.141.
39. Тертычный А.А. Эмпирическое познание в журналистике: методы, методология, методика / А.А. Тертычный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки № 18(215), 2015. - С. 51-56.
40. Тревел-журналистика: понятие, жанры, особенности
профессиональной деятельности / А.С. Василенко, И.И. Карпенко, У. Перси,
А.В. Полонский, В.И. Съедин / под ред. И.И. Карпенко: Коллективная монография. - Белгород: Политерра, 2019. - 103 с.