ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования 5
1.1. Особенности технической подготовки юных волейболисток 5
1.2. Особенности использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток
1.3. Техника выполнения подачи, приема и передачи мяча в волейболе 11
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация исследования 18
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1. Ход опытно-экспериментальной работы 23
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 33
ВЫВОДЫ 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в нашей стране и за рубежом волейбол является любимой игрой, которая зрелищна и доступна взрослым и детям. Волейбол в истории своего развития претерпевал достаточно много изменений правил игры, в соответствии с этим менялись и способы организации эффективных тренировочных занятий. Очень важным элементом проведения успешной игры является техническая подготовка спортсменов. В настоящее время существует множество различных методик организации технической подготовки волейболисток. Однако, важным в процессе обучения новым техническим приемам волейболисток остается использование на тренировочных занятиях подводящих упражнений, а особое внимание уделяется упражнениям со специальными тренажерами [3, 4, 14].
Использование специальных тренажерных устройств в процессе технической подготовки юных волейболисток позволяет более быстро и эффективно обучить спортсменок техническим приемам. Однако существует большое разнообразие тренажерных устройств, которые имеют свою направленность в технической подготовке юных волейболисток.
Поэтому возникает проблема исследования, какие использовать тренажерные устройства для эффективного процесса технической подготовки юных волейболисток.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность методики использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток.
Объект исследования: техническая подготовка юных волейболисток.
Предмет исследования: особенности использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток.
2. Разработать методику использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток.
4. Разработать практические рекомендации использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование
тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток позволит эффективно обучать и совершенствовать такие технические приемы как подача, прием и передача мяча.
Научная новизна исследования состоит в том, что была разработана методика использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток при обучении техническим приемам подачи, приему и передачи мяча.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: полученные практические результаты разработанной методики использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток, могут быть использованы тренерами в процессе организации процесса спортивной подготовки.
База исследования: педагогический эксперимент проводился в СШОР №2 Белгородской области.
1. В волейболе техническая подготовка характеризуется процессом обучения и совершенствования различных технических приемов, эффективное выполнение которых влияет на ход игры с соперником. В современном процессе спортивной подготовке юных волейболисток широко используются подводящие упражнения и специальные тренажерные устройства.
Эффективность использования специальных тренажерных устройств объясняется тем, что в ходе выполнения технического приема, заранее создаются условия для совершенствования рациональной техники. Таким образом, создаются специальные условия, которые имеют педагогические и методические преимущества по сравнению с естественными условиями выполнения технического приема.
Это в свою очередь значительно расширяет количество средств специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов, а также позволяет проводить более индивидуализированную тренировку волейболисток с учетом избранной игровой функции.
2. Была разработана методика использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток. В экспериментальной методике в тренировочном процессе были использованы специальные тренажерные устройства, которые позволяли разучивать все способы передач: сверху, снизу, в падении, со сменой мест в парах, шеренгах, колоннах и т.д., отрабатывать точность передач мяча сверху двумя руками из различных исходных положений на месте и после перемещений, обучать и совершенствовать технику выполнения подачи, совершенствовать качества приема мяча, вырабатывать умение выполнять скоростные передачи, совершенствовать передачи сверху двумя руками на месте, после перемещения, в падении с перекатом на спину, прием снизу одной и двумя руками на месте, в выпаде, падении на грудь и бедро.
Также использование тренажерных устройств позволяло развивать быстроту реакции, ловкость, подвижность и другие физические качества, необходимые при выполнении этих технических приемов.
3. Эффективность разработанной экспериментальной методики использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток проводилась при помощи тестирования.
Тесты для определения уровня технической подготовленности были взяты из программы спортивной подготовки по волейболу для групп ТГ-3: «Испытания на точность второй передачи из зоны 3 в зону 4» (кол-во раз), «Испытания на точность второй передачи из зоны 2 в зону 4» (кол-во раз), «Испытания в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередования)» (кол-во раз), «Испытания на точность подач» (кол-во раз), «Испытания на точность 1-ой передачи (прием мяча)» (кол-во раз).
Полученный в эксперименте цифровой материал обрабатывался при помощи t-критерия Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,05.
В результате проведенного данного педагогического эксперимента мы получили достоверный прирост в технике выполнения юными волейболистками подачи, приема и передачи мяча.
4. Были разработаны практические рекомендации использования тренажерных устройств в технической подготовке юных волейболисток, которые могут быть использованы тренерами по волейболу с целью повышения эффективности тренировочного процесса.
1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола [Текст] / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008.
2. Андреев А.П. Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: Из опыта работы [Текст] / А.П. Андреев. - Биробиджана: ОблИУУ, 2007. - 24 с.
3. Ашибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов [Текст] / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293.
4. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов [Текст] / С. Белич // Спорт в школе. - 2007.
5. Беляев А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. ТВТ Дивизион - Москва, 2011. - 176 с.
6. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: учебник для вузов [Текст] / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002.
7. Беляев А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу [Текст] / А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М.: ФИС, 2004. - №4. - С. 26.
8. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. [Текст] / А.В. Беляев, М.В. Савин - М.: Физкультура, образование, наука, 2000.-368с.
9. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. [Текст] / А.В. Беляев, М.В. Савин. Учебник для вузов.- 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с.
10. Виера Б.Л., Фергюсон Б.Д. Волейбол: Шаги к успеху [Текст] / Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 170 с.
11. Волейбольный альманах. Суперлига, высшая лига “А” мужчины и женщины - 2014-2015. - 92с.
12. Галаев Ю.С. Волейбол. Спортивные термины на 5 языках [Текст] / Ю.С. Галаев. М.: Русский язык - Москва, 2015. - 133 с.
13. Железняк Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению
игре [Текст] / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
14. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. Техника, так-тика, обучение [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Академия, 2007. - 376 с.
15. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
16. Изотов В. Методика обучения технике волейбола [Текст] / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).
17. Каменев В.В. Обучение волейболу [Текст] / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С. 20-22.
18. Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе [Текст] / Н. Кириллова // Спорт в школе. - 2001 (№8).
19. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям; [Текст] / ТВТ Дивизион - Москва, 2014. - 208 с.
20. Костюков В.В., Нирка В.В., Фомин Е.В. Методическое пособие Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов. [Текст] / В.В. Костюков, В.В. Нирка, Е.В. Фомин. МОСКВА: ВФВ., 2014. — 63с.
21. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся. [Текст] / Волейбол; Просвещение - Москва, 2014. - 649 с.
22. Кунянский В. А. Волейбол. О некоторых аспектах игры и судейства [Текст] / ТВТ Дивизион - Москва, 2013. - 476 с.
23. Кунянский В. А. Волейбол. О судьях и судействе [Текст] / Спор- тАкадемПресс - Москва, 2015. - 184 с.
24. Кунянский В. А. Волейбол. Профессиональная подготовка судей [Текст] / ТВТ Дивизион - Москва, 2013. - 176 с.
25. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб. пос. [Текст] / С.В. Легоньков - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72с.
26. Лепешкин В. Волейбол [Текст] / В. Лепешкин // Спорт в школе. - 2007 (№20).
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие ос-новы теории и методики физич. воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физич. культуры): Учеб. посо¬бие для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1991. - 543 с.
28. Методическое руководство. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу, работающего в ДЮСШ. Москва - 2014, 37с.
29. Озолин Г.Н. Настольная книга тренера: наука побеждать. [Текст] / Г.Н. Озолин - М.: «Астрель», 2002. - 217 с.
30. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение [Текст] / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
31. Сластенина Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волей-бол: учебное пособие [Текст] / Т.А. Сластенина. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2006. - 69 с.
32. Сорокина В.М. Волейбол для здоровья: Учеб. пособие [Текст] / В.М.Сорокина, Д. Ю. Сорокин ВолгГТУ, Волгоград, 2007. - 60 с.
33. Стецко В., Трисвятский И. Волейбольный гид. Выпуск №10 Еже-годный справочник - 2015 - 346 с.
34. Тайр Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе [Текст] / Хрейс Тайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. - С. 154¬158.
35. Фомин Е.В., Силаева Л.В., Булыкина Л.В. Процесс спортивной подготовки игроков. Методический сборник №17. [Текст] / Е.В. Фомин, Л.В.Силаева, Л.В. Булыкина, Н.Ю. Белова. Москва - 2014. - 134с.
36. Фомин Е.В., Вербов А. Методические рекомендации по подготовке либеро. [Текст] / Методическое пособие Всероссийской федерации волейбола подготовили: кандидат педагогических наук, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации Фомин Е.В., Заслуженный мастер спорта Вербов А. - Москва: ВФВ, 2014. - 20 с.
37. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. - Минск: МЕТ, 2007. - 329 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / - М.: Издательский центр Академия, 2000.-480с.
39. Черданцев Н.И. Современные тенденции развития атакующих действий в волейболе [Текст] / Н.И. Черданцев // Сб. ст. II межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. - С. 167¬173.