ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ
ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТ СРЕДЕ
1.1 Теоретико-методологические основы изучения методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде
1.2 Анализ российского опыта исследования методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде
1.3 Анализ статистических показателей развития Интернет-рекламы
ГЛАВА II. ПРОГРАМНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИССЛЕДОВАНИЯ «МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ»
2.1 Методологические основы исследования 32
«Социологический анализ проблем продвижения товаров и услуг в Интернет-среде»
2.2 Методические основы исследования «Социологический анализ проблем продвижения товаров и услуг в Интернет-среде»
2.3 Апробация инструментария и менеджмент исследования 39
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ «МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ» 43
3.1 Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Социологический анализ проблем продвижения товаров и услуг в Интернет-среде»
3.2 Корреляционный анализ данных исследования «Социологический анализ проблем продвижения товаров и услуг в Интернет-среде»
3.3 Выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена и практической, и теоретической необходимостью изучения существующей маркетинговой деятельности на российских предприятиях и компаниях с последующей целью выработки рекомендаций по совершенствованию инструментария интернет-продвижения предприятия. Количество пользователей Интернета в России растёт существенными темпами - от 5 до 10% в месяц для разных городов.
Существует большое количество различных методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде, но не многие знают, какие методы выбрать для продвижения своего товара, и стараются продвигать его всеми возможными способами, что не совсем эффективно. Важно уметь правильно оценить свою целевую аудиторию, чтобы выбрать именно те методы, которые окажут нужное воздействие на потребителя.
Функционирование интернет-рекламы расширяет сферу публичных коммуникаций для всех участников процесса взаимодействия и увеличивает возможности по достижению целей и задач социальных субъектов. На сегодняшний день интернет-реклама является как самым быстрорастущим, так и самым быстро распространяющимся сегментом рынка рекламы в России и в мире. Это обусловило особую грань актуализации социологического исследования проблемы эффективности продвижения товаров и услуг в социальном пространстве сетей Рунета.
Актуализация проблематики устранения противоречий в применении методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде связана со следующими аспектами:
Во-первых, важно уметь выявлять основные социальные факторы, характеризующие успешное применение продвижения в Интернет -среде, социально-культурные и социально-экономические эффекты их воздействия на различные категории потребительского сообщества.
Во-вторых, значение рекламы вытекает из ее основной функции информирования, ориентирования и стимулирования массового потребителя, что определяет динамику, структуризацию и направление развития рынка в целом, а через него - и всего социума.
В-третьих, значение методов продвижения определяется их существенным воздействием на широкий спектр элементов и параметров массовой культуры вообще, играющих столь значительную роль в современных обществах потребления. Наступившая эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как среду обитания человека, так и его самого. Способность к быстрому охвату самых широких аудиторий, владение технологией проектирования массового поведения превращает продвижение в важный фактор, определяющий динамику всей системы массовой культуры современного общества.
Степень научной разработанности темы. Вследствие того, что социальные эффекты воздействия на потребительскую аудиторию рекламы любой продукции, нацеленной на повышение спроса на товары и услуги, входят в предметную область социологии маркетинга и социологии рекламы, нужно учесть степень разработанности исследуемой проблемы, имеющей междисциплинарный характер. Специфика социологического познания заключается в видении маркетинга как формы социального взаимодействия, цель которой - структурирование отношений между участниками потребительского обмена.
Изучением феномена потребления занимались такие известные ученые как: Ж.-Ж. Ламбен, Х. Лейбенстайн, Т. Скитовски, Р. Д. Блэкуэл, И. В. Алёшина .
Ф. Котлер обосновывал мысль о том, что, если немного изменить способы принятия решений, способы подачи информации потребителю, когда речь заходит о продвижении в онлайновой среде, то можно получить совершенно другие результаты. Изучая способы продвижения, не нужно забывать и психологию потребителя .
И. Манн склоняется к тому, что самый важный момент в продвижении - это обратная связь от потребителя. Только получая обратную связь от клиента, компания может увидеть свои сильные и слабые стороны .
Исследование феномена потребления как дифференцирующей деятельности, определяемой системой статусных ценностей и формирующей определённый образ жизни, общественную идеологию, поведение, традиционно привлекало социологов. Подтверждение этому можно найти в трудах М. Вебера, К. Маркса, Э. Фромма, П. Бурдье, Г. Маркузе, Т. Парсонса .
В современной российской социологии феномен потребления и продвижения товаров в Интернет-среде, направленного на стимулирование потребительского поведения, анализируется в работах А. В. Волкова, С. Н. Антонова, О. Гуровой. Многие российские исследователи изучают специфику и модели потребления в контексте сравнительного анализа практик потребления в советском и постсоветском обществе .
Разработка теоретических и прикладных аспектов анализа поведения потребителей, воздействия на него рекламы осуществляется в работах Л. Т. Волчковой, О. А Феофанова, С. В. Толмачевой, В. И. Ильина, В. П. Коломиец, О. О. Савельевой .
Г. В. Астратова, исследуя рекламу и продвижение, пришла к выводу о том, что на конкуренцию на рынке и проблему позиционирования товаров и услуг, необходимо смотреть под новым углом, иначе относиться к исследованию рынка, покупателей и конкурентов, формированию новых ценностей продукта. И тогда можно найти особенности (даже в самом распространённом товаре), которые не смог никто увидеть .
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью расширения разнообразия маркетинговых инструментов в Интернет-среде, с одной стороны, и недостаточной изученностью эффективности методов продвижения, их влияния на психологию потребителя - с другой стороны.
Объектом исследования является продвижение товаров и услуг в Интернет-среде.
Предметом исследования является эффективность методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среды.
Цель исследования - оценить эффективность и потенциал использования методов продвижения в Интернет-среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические данные о продвижении товаров и услуг в Интернет-среде.
2. Разработать программно-инструментальный комплекс для исследования продвижения товаров и услуг в Интернет-среде.
3. Обосновать выводы о наиболее эффективных методах продвижения товаров и услуг в Интернет-среде, с обоснованием способов их совершенствования.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для решения задач использовались работы Ф. Котлера, Л. М. Капустиной и И. Д. Мусонова и других.
В монографии Л. М. Капустиной, И. Д. Мусонова рассматривается содержание основных элементов комплекса интернет-маркетинга; выявляются особенности маркетинговых коммуникаций; анализируются инструменты продвижения организаций, торговых марок в сети Интернет. Обоснованы этапы стратегического планирования маркетинговой деятельности в Интернете, предложен алгоритм выбора инструментов онлайн- продвижения бренда .
Ф. Котлер, анализируя продвижение в Интернете, разработал специальную модель маркетинга - микс (marketing mix model) или так называемый комплекс маркетинга. На данный момент эта модель является основным элементом любой бизнес стратегии .
В качестве основных методов исследования использовались:
1. Массовый анкетный опрос (один из методов количественных исследований, особенностью которых является получение точной, статистически выверенной численной информации; количество респондентов составляет 600 человек).
2. Экспертный опрос (один из видов социологического исследования, в опросе учувствует признанные специалисты, длительное время занимающиеся профессиональной деятельностью в соответствующей области - эксперты).
3. Фокус-группа (качественный метод социологии, проведение которого заключается в соборе группы для обсуждения поставленной задачи).
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют материалы социологических исследований:
1. «Реклама дней наших суровых». Организатор - ВЦИОМ. Число участников опроса 400 респондентов. Анкетный опрос жителей г. Москва, 2017 год .
2. «SMM как один из способов продвижения».
Организатор - маркетинговое агентство MAGMA. Число участников опроса 1459 респондентов. Анкетный опрос жителей г. Москва, 2018 год .
3. Авторское социологическое исследование «Социологический анализ проблем продвижения товаров и услуг в Интернет-среде», проведённое в 2019 г на базе лаборатории «Социология религии и культуры» Международного Центра социологических исследований НИУ «БелГУ», руководители исследования Т. В. Котлярова И Лебедев. С. Д. (Первый этап - массовый опрос. Выборка квотная. N = 399 жителей города Белгород. Второй этап - проведение фокус-группы, N = 12 человек. Третий этап - проведение экспертного интервью со специалистами по разработке сайтов и продвижению товаров и услуг в Интернет-среде, N = 3 человека).
Оценка научно-практической значимости выпускной квалификационной работы заключается в следующих положениях:
1. Результаты и выводы исследования дают целостное научное представление о наличии противоречий, возникающих при выборе методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде.
2. Полученные результаты могут стать в дальнейшем теоретическими основаниями для исследования проблемы выбора методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде.
Апробация результатов исследования. Теоретические основы выпускной квалификационной работы были изложены в статьях:
1. «Особенности применения и инструменты таргетированной рекламы», опубликованной в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум» в 2019 году.
2. «SEO-оптимизация. Особенности продвижения сайтов», опубликованной в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум» в 2019 году1.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Социологическое исследование методов продвижения товаров и услуг в Интернет-среде является необходимым условием для эффективного продвижения компаний и организаций в сети. Сегодня в Интернете стали весьма актуальны такие вопросы, как продажа и покупка товаров, услуг, информационного пространства. В результате Интернет-маркетинг преобразился и стал чем-то большим, чем просто инструмент продвижения товаров и услуг.
Тема рекламы оказалась довольно противоречивой для многих респондентов. С одной стороны, они недовольны тем, что реклама присутствует повсюду, но с другой стороны - они обращают внимание на лидирующие позиции сайта в поисковике, на его красивый дизайн и удобную навигацию и ненавязчивые баннеры. Это говорит о том, что если продвигать товар или услугу правильно, соблюдать все этапы, то, во-первых, это поможет продвинуть компанию в поиске и закрепить ее сайт на лидирующих позициях в поисковых системах, а во-вторых, используемые при этом методы продвижения не будут вызывать негативных откликов у населения.
На сегодняшний день интернет-реклама является как самым быстрорастущим, так и самым быстро распространяющимся сегментом рынка рекламы в России и в мире. Исследование показало, что более 70% респондентов обращают внимание чаще на рекламу в Интернете, чем на любую другую рекламу в масс-медиа.
По мнению респондентов, рекламные материалы не должны быть слишком яркими и вызывающими, они должны быть спокойными, ненавязчивыми, и конечно же креативными. Реклама нужного товара привлекает 64% опрошенных. Что еще раз доказывает то, что если серьезно подойти к выбору методов продвижения и грамотно их настроить, то можно направить рекламные материалы именной свой целевой аудитории, которой рекламируемый продукт будет интересен.
Проблема многих кампаний заключается в том, что они не уделяют должного внимания социальным факторам, которые являются ключевыми элементами успешного продвижения в Интернет-среде.
В современных рыночных условиях товар или услуга- это не только то, чем они объективно являются, но и то, что видит потребитель, в связи с чем продвижение переходит из разряда тактических задач в стратегические. Одно из важных условий успешной деятельности компании на рынке - это создание эффективной системы маркетинговых коммуникаций. Формирование системы маркетинговых компаний является процессом сложным и долгим. Организации необходимо решить, какие способы продвижения использовать и в каких соотношениях. Невозможно точно сказать о том, какой метод продвижения лучше, это довольно сложная задача. Каждый из этих методов по-своему уникален. Например, SEO оптимизация является так называемыми основными «дверьми» на сайт. Контекстная, таргетированная и медийная реклама имеют быстрый результат.
А SMM - это прекрасная возможность получить обратную связь от потребителя. С помощью данного метода можно найти слабые стороны своего продукта. Конечно, если отслеживать постоянно любые упоминания компании в сети, и в том числе критику. Именно критика от потребителей является толчком к усовершенствованию продукта или услуги. В ходе исследования было выяснено, что 70% респондентов перед покупкой какого- либо товара или услуги обязательно просматривают отзывы о нем в интернете. Еще 48% высказались о том, что оставляют отзывы о товаре в социальных сетях всегда, когда он вызвал у них негативные эмоции, аргументируя это так: «Пусть люди знают на что идут, и, что покупают». В такие моменты важно отреагировать на критику правильно, все обдумать и исправить замечания.
С каждым годом меняются и особенности у различных методов продвижения. Появляются новые, и сейчас их уже очень большое количество. И выбрать нужные для себя иногда представляется очень сложной задачей. Методик по выведению на рынок и дальнейшему продвижению товара как технологии рыночной новизны не существует, и соответственно, эффективность продвижения зависит только от профессионализма специалистов, которые занимаются его выводом.
Но при этом растет спрос, мотивы, стремление приобрести тот или иной товар в интернете и воспользоваться услугами, которые предлагает та или иная компания. Каждый из инструментов по-своему действенный, а при правильном комбинировании нескольких можно добиться неожиданно высоких результатов продаж и спроса на услуги.
Определить наиболее эффективные способы продвижения для своего товара довольно проблематично, потому что для каждой отрасти способы продвижения будут разные. Здесь работает метод проб и ошибок. На протяжении долгого времени организации необходимо исследовать разные способы, пробовать на практике, оценивать эффективность, изучать показатели и на основе полученных данных делать выводы о том, подходит ли метод или нет. Сейчас в рекламе появились на столько умные алгоритмы, что есть возможность показывать ее только в случае необходимости. Есть по- прежнему некоторые нюансы и навязчивая «нативка», но постепенно это отходит на второй план.
В ходе исследования стало понятно, что общество испытывает негатив только к навязчивой рекламе, но если рекламная компания будет появляться только в определенных местах, да еще и в подходящее время, то она может даже вызвать интерес.
В ходе экспертного интервью, стало ясно, что интернет-реклама намного превосходит офлайн рекламу уже сейчас, все бизнесы мира, маленькие, средние и большие, используют основным каналом интернет-маркетинг, да, по-прежнему делают большие вывески на зданиях, но это как дополнительная функция, основным каналом является интернет. Потому что отдача от такого способа продвижения больше, но к сожалению, и затраты тоже больше.
Компаниям, которые решили в серьез заняться продвижением в сети, необходимо четко понимать, что это потребует огромных финансовых затрат, но это того стоит.
Следующий главный этап - определение целевой аудитории. Не стоит к нему относиться поверхностно. Именно от этого зависит, какие методы в дальнейшем использовать для продвижения. Нужно понимать, кто твоя аудитория и чего она хочет. Необходимо анализировать свой товар и процесс его продвижения, анализировать конкурентов. В большом бизнесе в каждой «дырке» потока трафика есть «термометр», который измеряют аналитики, делают выводы и стратегии, на основании которых в дальнейшем получают большие конверсии и новых посетителей.
Важно здраво оценивать объем работы, а также специалистов, которые ей занимаются. Будет очень удобно если планировать цели продвижения по SMART. Это позволит четко знать, что получится в конечном итоге.
И самый важный момент - непрерывная работа над сайтом компании, это позволит занять ТОПовые позиции в поисковике и удерживаться на них. Интернет-маркетинг принесет плоды только тогда, когда компания стремится к развитию, постоянно совершенствуется и не останавливается на одном результате. При этом здраво оценивает тот факт, что добиться высоких результатов без вложения средств невозможно.
1. Алексунин, А. С. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете [Текст] / А. С. Алексунин // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2006. - № 6. - С. 2-4.
2. Алешина, И. В. Публичные сообщения социальных сетей [Текст] / И. В. Алешина // Социологические исследования. - 2007. - № 8. - С. 77-85.
3. Антонов, С. Н. Социология рекламы [Текст] / С. Н. Антонов // Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования). Вып.1. - СПб. : СПбГУ, 2002. - С. 30-34.
4. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент [Текст] / Д. В. Арутюнова. - М. : Мысль, 2008. - 371с.
5. Астратова, Г. В. Раскрутка веб-сайта: особенности [Текст] / Г. В. Астратова // Социологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 76-83.
6. Багрина, Ю. Маркетинг в интернете [Текст] / Ю. Багрина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : Сер. Аспирантские тетради. - 2008. - № 26 (60). - С. 335-346.
7. Беликова, Л. Ф. Интернет-маркетинг [Текст] / Л. Ф. Беликова // Социологические исследования. - 2009. - № 6. - С. 51-57.
8. Беляев, М. И. История баннерной рекламы. [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / М. И. Беляев. - М., 2009. - 20 с.
9. Брайант, Д. Основы маркетинга [Текст] / Д. Брайант, С. Томпсон. - М. : Вильямс, 2014. - 432 с.
10. Буравлёва, Н. А. Интернет в России [Текст] / Н. А. Буравлёва // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып. 6 (108). - С. 124-129.
11. Буренина, А. З. Маркетинг на базе Интернет-технологий [Текст] / А. З. Буренина// Основы экономики. - 2001. - № 4. - С. 50-52.
12. Буренина, Ю. А. Маркетинг [Текст] / Ю. А. Буренина // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 27-35.
13. Буртасова, Н. С. Социальное управление массовым сознанием [Текст] : дис. . канд. филос. наук / Н. С. Буртасова. - Красноярск, 2004. - 167 с.
14. Ваторопин, А. С. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга [Текст] / А. С. Ваторопин // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 39-43.
15. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.
16. Вернадский, В. И. Виртуализация потребления и потребителя [Текст] / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1988. - 520 с.
17. Гаврилюк, В. В. Маркетинговые стратегии продвижения в интернете / В. В. Гаврилюк, Д. В. Маленков // Социологические исследования. - 2017. - № 4. - С. 38-49.
18. Глущенко, Е. В. Современные тренды в системе интернет- маркетинга [Текст] / Е. В. Глущенко, И. Н. Захарова, Ю. В. Тихомиров. - М. : Вестник, 2016. - 332 с.
19. Головлева, Е. Л. История рекламы в России [Текст] / Е. Л. Головлева // Социологические исследования. - 2018. - № 1. - С. 66-77.
20. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология [Текст] / Е. П Голубков // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 45-51.
21. Горбунова, М. Ю. Оценка эффективности интернет-продвижения:
учебное пособие [Электронный ресурс] / М. Ю. Горбунова. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 223 с. // Режим доступа к изд. :
http://www.litres.ru/marinagorbunova/socialnaya-psihologiya/ - Систем.
требования : IBM PC, Internet Explorer.
22. Горшков, М. К. Корпоративный Интернет-магазин, как стратегия фирмы в Интернете [Текст] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М. : ЦСПиМ, 2010. - 322 с.
23. Горяева, Т. Н. Эффективность интернет-маркетинга. С чего начать? [Текст] / Т. Н. Горяева // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 164-167.
24. Гочияев, А. И. Создание, разработка и продвижение веб-сайтов и интернет-магазинов в сети [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук. / А. И. Гочияев. - Сочи, 2011. - 25 с.
25. Дилигенский, Г. Г. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет [Текст] / Г. Г. Дилигенский. - М. : Наука, 2014. - 304 с.
26. Добрынина, В. И. Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных предприятиях [Текст] / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич // Вестник Московского университета. Серия18 : Социология и политология.
- 2003. - № 4. - С. 166-177.
27. Дубровский, Д. И. Моделирование бизнеса в Интернет- среде [Текст] / Д. И. Дубровский. - М. : Канон, 2002. - 368 с.
28. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения [Текст] /
Э. Дюркгейм // Социологические исследования. - 1991. - № 2. - С. 106-114.
29. Дятченко, Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами [Текст] / Л. Я. Дятченко. - Белгород : Центр социальных технологий, 1993. - 334 с.
30. Евсеев, В. О. Планирование стратегии интернет-маркетинга: Учебное пособие [Текст] / В. О. Евсеев. - М. : Вузовский учебник : Инфрам,
2012. - 237 с.
31. Емчура, Е. М. Электронный бизнес. Реклама в Интернет [Текст] / Е. М. Емчура // Вестник Московского университета. Серия 18 : Социология и политология. - 2016. - № 3. - С. 135-140.
32. Еферин, В. Н. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях [Текст] / В. Н. Еферин, В. И. Патрушев. - М. : Экономика, 2015. - 327 с.
33. Жукова, Д. А. Методы воздействия на общественное сознание [Текст] / Д. А. Жукова // Историческая и социально-образовательная мысль.
- 2010. - № 4. - С. 17-22.
34. Завьянов, Л. Ю. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов - сто ответов, как действовать на внешнем рынке [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Л. Ю. Завьянов. - Волгоград, 2016. - 22 с.
35. Заитова, Т. М. Объективные и субъективные факторы формирования информационного пространства личности: сущность и особенности [Электронный ресурс] / Т. М. Заитова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №5 // Режим доступа к изд. : http://teoria- practica.ru/ru/-5-2011.html- Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
36. Закутина, К. Х. Энциклопедия Интернет рекламы / К. Х. Закутина. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2013. - 80 с.
37. Зимбардо, Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.
38. Иванов, М. В. Конкуренция: теория и практика [Текст] / М. В. Иванов // Современная экономика. - 2006. - № 2. - С. 9-20.
39. Ильина, В. И. Интернет как эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций [Текст] / В. И. Ильина. - М. : Политиздат, 2006. - 432 с.
40. Интегрированные маркетинговые коммуникации и роль интернет- ресурса в продвижении бренда [Электронный ресурс] / А. А. Коперник // Режим доступа к изд. : http://www. bibliofond.ru/- Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
41. Калиева, O. Понятие рекламы и ее виды [Текст] / О. Калиева // Образование и общество. - 2009. - № 4. - С. 88-91.
42. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Г. Кара- Мурза. - М. : Алгоритм, 2000. - 464 с.
43. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2005. - 584 с.
44. Келле, В. Ж. Формы общественного сознания [Текст] / В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. - М. : Госполитиздат, 1959. - 264 с.
45. Ковалёва, А. И. Менеджмент конкурентоспособности [Текст] / А. И. Ковалёва // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 26-32.
46. Колпаков, И. И. Методы управления [Текст] / И. И. Колпаков.
- Киев : МАУП, 1997. - 160 с.
47. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе [Текст] / Ф. Котлер. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
48. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер // Высшее образование в малых городах : Материалы шестого международного симпозиума. - Владивосток : ДГУ, 2007. - № 6. - С. 26-28.
49. Малышева, Е. В. Маркетинг в интернете [Текст] / Е. В. Малышева // Alma Mater : Вестник высшей школы. - 2006. - № 10.
- С. 20-22.
50. Манн, И. Получить обратную связь [Текст] / И. Манн. - М. : Изд- во РАГС, 2018. - 125 с.
51. Мертон, Р. Средства массовой коммуникации [Текст] / Р. Мертон // Социологические исследования. - 1998. - № 1. - С. 96-114.
52. Пименов, Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга [Текст] / Ю. С. Пименов // Совет ректоров. - 2018. - № 12. - С. 79-83.
53. Поляков, В. А. Основы рекламы. [Текст] / В. А. Поляков // Profesines studijos : teorija ir praktika. - 2010. - № 7. - С. 128-136.
54. Радаев, В. В. Социология рынка [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. наук / В. В. Радаев. - СПб, 2015. - 28 с.
55. Разбегин, Ю.В. Методы оценки эффективности рекламных кампаний [Текст] / Ю. В. Разбегин// Социологическая энциклопедия : в 2 т.
- М., 2003. - Т. 2. - С. 445-448.
56. Ромат, Е. В. Реклама в общественных отношениях. [Текст] / Е. В. Ромат // Социологические исследования. - 2017. - № 6. - С. 107-109.
57. Санаев. А. Русский PR в бизнесе и политике. [Текст] / А. Санаев // Общественные науки и современность. - 2006. - № 1. - С. 39-46.
58. Скитовски, Т. Тенденции интернет-маркетинга: социальное доказательство и персонализация [Текст] / Т. Скитовски // Социологические исследования. - 2010. - № 9. - С. 95-98.
59. Соловов, А. В. История интернета. [Текст] / А. В. Соловьев // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 108-117.
60. Соловьева, О. О. Роль виртуальных сообществ: маркетинг в туристическом бизнесе [Текст] / О. О. Соловьева. - Мариуполь : ПГТУ, 2013. - 195 с.
61. Толмачева, С. В. Комплексный метод оценки эффективности интернет-рекламы в коммерческих организациях [Текст] / С. В. Толмачева. - М. : Политиздат, 2011. - 384 с.
62. Фридланд, А. Я, Процессы, системы, ресурсы. Метод социологии [Текст] / А. Я. Фриндланд. - М. : Наука, 2009. - 575 с.