Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения функционирования модально-ответных предложений в художественном тексте
1.1. Проблема членимых и нечленимых предложений 8
1.2. Категория модальности. Виды модальности. Понятие
18 модально-ответного предложения
1.3. Специфика художественного текста, его образность 29
Глава 2. Анализ функционирования модально-ответных предложений в художественном тексте
2.1. Классификация нечленимых предложений. Отличительные
особенности модально-ответных предложений при их функционировании в художественном тексте 45
2.2. Коммуникативно-прагматический аспект модально-ответных предложений
2.3. Языковые средства выражения субъективной модальности в художественном тексте
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Приложение 96
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами. Во-первых, недостаточной изученностью в современной лингвистике модально-ответных предложений. Модально-ответные предложения были зафиксированы как речевые явления и изучались в аспекте грамматической принадлежности, однако глубокого исследования семантическая, коммуникативная, прагматическая устроенность данных предложений не получила. Интерес к изучению модально-ответных предложений объясняется переходом от модели структурной лингвистики к «контекстуальной модели языка в действии» (А.Г. Баранов).
Во-вторых, развитием концепции речевых жанров (М.М. Бахтин), изучением литературно-художественного произведения как сложного речевого жанра, представляющего уникальную структуру, компонентами которой являются различные простые речевые жанры. С этой точки зрения модально-ответное предложение представляет простейший речевой жанр модальной оценки, который трансформируется в составе целого литературного произведения как сложного речевого жанра и выполняет различные текстовые функции. Возрастает интерес к анализу художественного текста как целостного структурно-смыслового речевого произведения с учетом всех уровней его организации (семантики, структуры, прагматики) и всех выполняемых им функций (семиотической, номинативной, коммуникативной, психологической, гносеологической, эстетической и др.), а также с учетом экстралингвистических параметров, существенных для его порождения и восприятия (творческая судьба автора, соотнесенность с реальностью, фоновые знания, культурный контекст): Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, Ю.М. Лотман, Л.М. Мурзин и др.
В-третьих, развитием изучения функционирования модально-ответных предложений в художественном тексте. Обращение к данной теме позволит выявить значимость модально-ответных предложений и раскрыть их особенности.
В качестве материала для исследования функционирования модально- ответных предложений в художественном тексте были взяты примеры из произведений русских писателей 19-20 вв.
Объект исследования - модально-ответные предложения, их функционирование в художественном тексте.
Предмет исследования - функциональные возможности модально-ответных предложений при их изучении в художественном тексте.
Цель исследования - определить функциональные возможности модально-ответных предложений и особенности их изучения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить структуру членимых и нечленимых предложений;
2) раскрыть содержание категории модальности, определить виды модальности, понятие модально-ответного предложения;
3) рассмотреть специфику художественного текста в сфере функционирования модально-ответных предложений;
4) представить классификацию нечленимых предложений, определить отличительные особенности модально-ответных предложений в художественном тексте;
5) выявить коммуникативно-прагматический аспект модально-ответных предложений;
6) определить языковые средства выражения субъективной модальности в художественном тексте.
Методологической основой диссертационного исследования стали общефилософские принципы, обуславливающие представление о категории модальности как универсальной категории языка и обязательным конституирующим признаком любого высказывания; концепция модальности Шарля Балли, по мнению швейцарского ученого: «модальность - это душа предложения; как и мысль, она образуется в основном в результате активной операции говорящего субъекта, а также концепции В.З. Панфилова, В.В. Виноградова, В.Н. Мещерякова «о делении модальности по типам».
Теоретическую основу составили исследования как по общей теории модальности, так и по теории модальности текста (Л.Г. Барлас, М.М. Бахтина, А.В. Бондарко, В.В. Виноградова, О.Е. Вихрян, Н.С. Валгиной, И.Р. Гальперина В.В. Гиппиуса, И.П. Ильина, В.В. Кожинова, Б.О. Кормана, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.В. Ляпон, В.А. Масловой, М.Г. Милютиной, Е. В. Падучевой, Е.А. Поповой, В.И. Тюпа и др.), посвященные текстовой модальности, проблеме соотношения понятий «автор», «образ автора», «авторская модальность».
Методы исследования. В первой главе нашей работы использовался преимущественно описательный метод, модально-ответные предложения раскрывались в смысловом, структурном и коммуникативных аспектах. Во второй главе нашего исследования для определения сущностных характеристик модально-ответных предложений применен метод лингвистического эксперимента, а также использовались методы теоретического анализа и синтеза, метод качественной обработки данных, метод сравнения, метод классификации, метод обобщения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что модально-ответные предложения как суть разговорной речи при воспроизведении в речи художественной остаются идентичными сами себе и приобретают новые качества.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленный анализ нечленимого предложения расширяет и углубляет представление о подобного вида предложениях, представляет интерес для теории текста, так как расширяет знание о собственно текстовых категориях, имеет значение для синтаксиса художественного текста.
Практическая ценность диссертационного исследования заключается в анализе функционирования модально-ответных предложений в художественном тексте, раскрытии языковых средств их выражения.
Положения, выносимые на защиту:
1) Нечленимые предложения выступают в качестве одного из наиболее ярких средств эмоционально-экспрессивной экспликации коммуникативного смысла;
2) Предложения с модальными частицами интересны в том плане, что в них зафиксирован в действии процесс, который может быть условно обозначен как снятие четкой противопоставленности объективного и субъективного слоев смысла в предложении.
3) Художественный текст - это один из способов реализации модально- ответных предложений, они выступают репрезентаторами авторской точки зрения, являются прагматическими элементами.
4) Формами выражения модально-ответных предложений являются дополнительные синтаксические конструкции, не входящие в конструктивный состав предложения, но способные имплицировать его содержание.
5) Использование модально-ответных предложений в художественном тексте оправдывает введение нефактической информации, описание ментальных состояний, приписываемых живой и неживой природе, внутренних мотиваций и душевных состояний персонажей.
Апробация диссертации в докладе на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие» (Белгород, 14 ноября 2018 года).
По теме диссертации опубликована 1 статья в научном журнале «Молодой ученый».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложение, в котором сделан анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В.В. Бабайцевой.
К одной из спорных, не решенных проблем синтаксиса относится вопрос о членимости и нечленимости предложений. В основе членимости предложения лежит возможность выделения в его структуре главных и второстепенных членов предложения как его структурно-семантических компонентов.
Двусоставным и односоставным членимым предложениям противопоставляется особый структурно-семантический тип нечленимых предложений, характеризующийся устойчивостью, воспроизводимостью, целостностью, неспособностью к распространению, привязанностью к контексту. Подобные единицы лишены грамматической формы; в них не выделяются члены предложения - ни главные, ни второстепенные.
Антропоцентрическая направленность современных лингвистических исследований привела специалистов к активному изучению категории модальности, модально-ответных предложений в художественном тексте. Это связано с недостаточным познанием, раскрытием в современной лингвистике данных терминов.
Модальность является универсальной категорией языка и обязательным конституирующим признаком любого высказывания. Каждое высказывание имеет пропозициональное содержание, в основе которого лежит акт предикации, т.е. соотнесения предмета мысли и его признака через утверждение или отрицание связи между ними, что в языке выражается категорией предикативности.
По словам Г.Ф. Мусаевой, категория модальности дифференцируется на два вида: объективную и субъективную. Объективная модальность является обязательным признаком любого высказывания, одной из категорий, формирующих предикативную единицу - предложение.
По А.А. Шахматову, субъективная модальность, то есть выражение отношения говорящего к сообщаемому, в отличие от объективной модальности, является факультативным признаком высказывания.
Модальные слова выражают субъективное отношение говорящего к высказываемой в предложении мысли.
Являясь средствами сохранения, накопления и передачи информации, модальные слова и частицы способны выполнять в предложении важную структурную функцию - формировать такой особый тип предложения, как модально-ответные.
По мнению Золотовой Г.А., модально-ответные предложения начинают играть более существенную роль в художественном тексте. Это явление в основном наблюдается в тех произведениях, где более или менее отчетливо просвечивает личность автора, его мироощущение, его вкусы и представления, а это уже проявление субъективно-оценочной модальности.
Художественный текст представляет собой словесное речевое произведение, сложный языковой знак, в котором реализуются языковые единицы всех уровней, от фонемы до предложения.
Модальность в художественных текстах рассматривается как коммуникативно-семантическая категория, выражающая субъективное, но базирующееся на объективных факторах, отношение автора к своему сообщению, проявляющееся как результат выбора предметов и явлений объективной действительности, качественной оценки текстовых объектов и способе отражения между явлениями в тексте.
Выбор говорящим нечленимого модально-ответного предложения в качестве средства реализации коммуникативной интенции значительно усиливает прагматический эффект высказывания.
Противоречие между потребностями адресата в эффективных средствах коммуникации и его ограниченными, неадекватными возможностями в сфере языка художественного текста стимулирует появление более экономных средств и единиц выражения человеческой мысли, к которым и относятся нечленимые модально-ответные предложения.
Субъективная модальность выражается разнообразными языковыми средствами: интонацией, специальными синтаксическими конструкциями, словопорядком, повторением слов, сочетаниями знаменательных слов с частицами, с междометиями, вводными словами и сочетаниями слов, а также разнообразными комбинациями этих средств.
В художественном тексте модально-ответные предложения реализуется в характеристике героев, в своеобразном распределении предикативных и релятивных отрезков высказывания, в сентенциях, в умозаключениях, в актуализации отдельных частей текста и в ряде других средств.
Благодаря разнообразным способам выражения модально-ответных предложений в художественном тексте, взаимодействуя и переплетаясь, они формируют общее ощущение, настроение восприятия текста, его эмоционально-психологическую окраску.
В качестве материала для исследования функционирования модально-ответных предложений в художественном тексте были взяты примеры из произведений русских писателей 19-20 вв.
Одним из самых общих выводов, к которым мы пришли, можно считать то, что фрагменты из художественных текстов данных писателей глубоко насыщены модально-ответными предложениями, в которых проявляются отношения героев, эмоциональные реакции и экспрессивные высказывания персонажей.
Следует отметить, что язык писателей 19-20 вв. отличается высокой степенью эмоциональности и экспрессивности. Речь героев, как правило, имеет все особенности разговорного стиля и даже просторечия.
Анализ, проведенный в нашем исследовании, показал, что среди неполных членимых предложений они отличаются тем, что формами их выражения являются дополнительные синтаксические конструкции, не входящие в конструктивный состав предложения (предполагающий его деление на тему и рему), но способные имплицировать его содержание: модальные и междометные компоненты, модализированные частицы, слова да - нет, вокативы.
Таким образом, цель нашего магистерского диссертационного исследования достигнута, задачи решены, гипотеза (модально-ответные предложения как суть разговорной речи при воспроизведении в речи художественной остаются идентичными сами себе и приобретают новые качества) доказана.
1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания / В.Г. Адмони. - Москва: Наука, 1994. - 189 с.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы / Н.Д. Арутюнова - Москва: Наука, 1976. - 384 с.
3. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация / В.В. Бабайцева - Москва: Просвещение, 2009 - 234 с.
4. Бабайцева В.В. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов - Москва: Просвещение, 2007. - 456 с.
5. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 1999. - 200 с.
6. Базалина Е.Н. Художественный текст и модальность / Е.Н. Базалина // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2000. № 7. - С. 75-76.
7. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. - Москва: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 416 с.
8. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис / В.А. Белошапкова. - Москва: Высшая школа, 2007. - 345 с.
9. Беляева Е.И. Функционально-семантическое поле модальности в английском и русском языках / Е.И. Беляева. - Воронеж: Наука, 1985. - 180 с.
10. Биренбаум Я.Г. Пространство вводности и придаточные предложения / Я.Г. Биренбаум. - Челябинск: ЧГПИ, 1976. - 118 с.
11. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку / И.А. Бодуэн де Куртенэ // Избранные труды по общему языкознанию. - Т. 2. - Москва: Изд-во АН СССР, 1963 (а). - С. 209-235.
12. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация / Н.С. Валгина - Москва: Высшая школа, 2009. - 250 с.
13. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина. - Москва: Агар, 2000. - 416 с.
14. Ваулина С.С. Международная научная конференция «Модальность в языке и речи: новые подходы к изучению» / С.С. Ваулина // Вопросы языкознания. - 2008. - № 5, 24 апр. - С. 155, 157.
15. Ваулина С.С. Языковая модальность как функционально-
семантическая категория (диахронический аспект) / С.С. Ваулина. -
Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1993. - 71 с.
16. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - Москва: Русские словари, 1996. - С. 33-88.
17. Величко Л.И. Работа над текстом при изучении вводных слов / Л.И. Величко // РЯШ. 2000. - №6. - 89 с.
18. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке. Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. - Москва: Просвещение, 1975. - 216 с.
19. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. Избранные труды: Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. - Москва: Наука, 1975. - 340 с.
20. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов.
- Москва: Высшая школа, 1971. - 240 с.
21. Вольф, Е.М. Субъективная модальность и семантика пропозиции / Е.М. Вольф // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. - Москва: Индрик, 2003. - С. 87-101.
22. Галеева, Н.Л. Параметры художественного текста и перевод / Н.Л. Галеева. - Тверь: ТГУ, 1999. - 154с.
23. Галкина-Федорук, Е.М. Безличные предложения в современном русском языке / Е.М. Галкина-Федорук. - Москва: Издательство МГУ, 1958.
- 332 с.
24. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - Москва: Наука, 1981. - 138 с.
25. Глебова Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе / Е.Ф. Глебова. - Москва: МГПИ, 2010. - 145 с.
26. Горелов И.Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф Седов. - Москва: Лабиринт, 2001. - 304 с.
27. Ермолаева Л.С. К вопросу о разграничении модальных слов и частиц / Л.С. Ермолаева // Иностранные языки в школе. - 1963. - №3. - С. 18-23.
28. Зайнуллин М.В. О сущности и границах языковой модальности / М.В. Зайнуллин. - Уфа: БГУ, 2000. - 292 с.
29. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. - Москва: Наука, 1962. - 544 с.
30. Золотова Г.А. О модальности предложения в русском языке / Г.А. Золотова // Филологические науки. - 1962. - № 4. - С. 65-79.
31. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / С.Г Ильенко. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 399 с.
32. Казаковская В.В. Способы выражения авторства в структуре предложения
[Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. филол. н. /
В.В. Казаковская. - Москва: Наука, 1996. - 21с.
33. Кустова, Г.И. Синтаксис современного русского языка: учеб. пособие для вузов / Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев. - Москва: Академия, 2005. - 254 с.
34. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис / О.А. Лаптева. - Москва: Наука, 1976. - С.124.
35. Лекант П.А. Современный русский язык: Учеб. пособие / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков. - Москва: Дрофа, 2000. - 548 с.
36. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском литературном языке / П.А. Лекант. - Москва: Высшая школа, 1986. - 217 с.
37. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Л.М. Лосева; под ред. Г.Я. Солганика - Москва: Просвещение, 1980. - 96 с.
38. Лотман Ю.М. Структуры художественного текста / Ю.М. Лотман. - Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 1998. - С. 285.
39. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб для филолог. спец. вузов / В.А. Лукин. - Москва: Издательство «Ось-89», 1999. - 192 с.
40. Матвеева Г.Г. Актуализация прагматического аспекта художественного текста / Г.Г. Матвеева. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1984. - 132 с.
41. Матевосян Л.Б. Прагматический эффект нестандартного употребления стандартных высказываний / Л.Б. Матевосян // Филол. науки. - 1997. - №4. - С. 96.
42. Меликян В.Ю. Об основных типах нечленимых предложений в русском языке / В.Ю. Меликян // Филологические науки. - 2001. - № 6. - С. 79-89.
43. Мещеряков В.Н. К вопросу о модальности текста / В.Н. Мещеряков // Филологические науки. - 2001. - №4. - С. 99-105.
44. Михайлов, Н.Н. Художественный текст: структура и
интерпретация: Учеб. Пособие к спецкурсу / Н.Н. Михайлов. - Москва: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1990. - 65 с.
45. Мусаева Г.Ф. Роль категории модальности в художественном тексте / Г.Ф. Мусаева. - Баку: Элиста, 2001. - 139 с.
46. Мухин Н.Ю. Вводные компоненты как средство выражения и установления авторства текста [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. / Н.Ю. Мухин. - Екатеринбург: УГПУ, 2002. - 21 с.
47. Немец Г.П. Грамматические средства выражения модальности в русском языке / Г.П. Немец. - Харьков: Око, 2004. - 203 с.
48. Николаева Т.М. Лингвистика текста: современное состояние, синтаксис и перспективы / Т.М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. - Москва: Прогресс, 1978. - 479 с.
49. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ / Л.А. Новиков. - Москва: Русский язык, 1988. - 300с.
50. Новиков А.И. Семантика текста и формализация / А.И. Новиков. - Москва: Наука, 1983. - 216 с.
51. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего / Б.Ю. Норман. - Санкт-Петербург.: Изд-во СПбГУ, 1994. - С. 175-204.
52. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е.В. Падучева. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 300.
53. Панов М.В. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / М.В. Панов. - Москва: Наука, 1999. - 275 с.
54. Панфилов В.З. Категория модальности и ее роль в конструировании структуры предложения и суждения / В.З. Панфилов. - Москва: Наука, 1977.
- 204 с.
55. Парамонов Д.А. Мономодальные и полимодальные элементарные предикативные единицы в современном русском языке. / Д.А. Парамонов // Вопросы филологии. - 2008. - № 2. - С. 55-59.
56. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - Москва: Языки славянской культуры, 2001. - 544 с.
57. Пляскина М.В. Модальные слова группы категорической
достоверности: структурно-семантический и функциональный аспекты
[Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. / М.В. Пляскина. - Новосибирск: АГУ, 2001. - 18 с.
58. Поливанов Е.Д. Где лежат принципы языковой эволюции? / Е.Д. Поливанов // За марксистское языкознание. - Москва: Федерация, 1931.-115 с.
59. Попова Е.А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста [Текст]: Автореф. дис. канд. филол. Наук / Е.А. Попова. - Липецк: Искусство, 1996. - С. 62-68.
60. Постовалова М.В. Картина мира в жизнедеятельности человека / М.В. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - Москва: Наука, 1999. - С. 8-70.
61. Распопов И.П. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис / И.П. Распопов, А.М. Ломов. - Воронеж: ВГУ, 1984. - С. 267.
62. Рахманова Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 464 с.
63. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - Москва: Айрис-пресс, 1997. - 448с.
64. Солодуб Ю.П. Теория и практика художественного перевода: Учеб.пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Ю.П. Солодуб, Ф.Б. Альбрехт, А.Ю. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- 304с.
65. Скобликова Е.С. Синтаксис простого предложения / Е.С. Скобликова. - Москва: Просвещение, 1979. - С. 276-278.
66. Снопкова С.И. Модальные и модально-экспрессивные значения отрицательной формы вопроса / С.И. Снопкова // Вопросы синтаксиса и лексики современного русского языка. - Москва: Просвещение, 1973. - 302 с.
67. Соковнин В.М. О природе человеческого общения / В.М. Соковнин.
- Фрунзе: Мектеп, 1974. - 146 с.
68. Солганик Г.Я. К проблеме модальности текста / Г.Я. Солганик // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. - Москва: Наука, 1984. - С. 173-186.
69. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю.А. Сорокин. - Москва: Наука, 1985. - 66 с.
70. Трофимова И.А. Средства выражения субъективной модальности в
художественном тексте: На материале прозаических произведений
А.П. Чехова [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. фил. н. / И.А. Трофимова. - Калининград: КГУ, 2004. - С. 9.
71. Туманова А.Б. Экспликация модусных смыслов в художественном
дискурсе писателя-билингва. Монография / А.Б. Туманова. - Алматы:
КазНТУ, 2006. - 209 с.
72. Ханзен Б. На полпути от словаря к грамматике: модальные вспомогательные слова в славянских языках / Б. Ханзен // Вопросы языкознания. - 2006. - № 2. - С. 68-84.
73. Черемисина М.И. Очерки по теории сложного предложения / М.И. Черемисина, Т.А. Колосова. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 35.
74. Шапиро А.Б. Модальность и предикативность как признаки предложения в современном русском языке / А.Б. Шапиро // Филологические науки. - 1958. - № 4. - С. 20- 25.
75. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. - Москва: УПГ РСФСР, 1941. - С. 270-275.
76. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю. Шведова. - Москва: Изд. Академии наук СССР, 1960. - 378 с.
77. Шведова Н.Ю. Русская грамматика. Синтаксис / Н.Ю. Шведова, Н.Д. Арутюнова, А.В Бондарко. - Москва: Наука, 1980. - 710 с.
78. Швейцер А.Д. Введение в социолингвистику / А.Д. Швейцер, Л.Б. Никольский. - Москва: Высша школа, 1978. - С.11.
79. Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке / Д.Н Шмелев. - Москва: Наука, 1976. - 148 с.
80. Шмелев Д.Н. О синтаксической членимости предложения / Д.Н. Шмелев // Русский язык в школе. - 1965. - №2. - С. 12-16.
81. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - Москва: Изд. УПГ, 1957. - С. 113.
82. Яковлева Е.С. Согласование модусных характеристик в высказывании / Е.С. Яковлева // Логический анализ языка. - Москва: Индрик, 2003. - С. 129-146.