МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА)
|
Актуальность проблемы. Проблематика манипулятивного воздействия в психологии вызывает большой интерес со стороны исследователей во всем мире. Возрастает интерес к психологии манипуляций и в отечественной психологической науке. В настоящий момент проблема манипуляций получила свое объяснение и оценку в основном в рамках политологических и психологических исследований. Между тем, данный феномен является концептуально важным для социально-психологических исследований, поскольку находится в тесной связи с проблемой личности в современном обществе, формирования характера и способов отчуждения в современном мире, формирования властных отношений, наконец, форм и способов осуществления коммуникативных связей.
Сложившаяся теоретическая традиция анализа манипулятивного воздействия в психологической науке делает основной акцент на деструктивность манипулятивного воздействия как для манипулятора, так и для манипулируемого. Учитывая распространенность манипуляций во всех областях жизни современного общества, особенно в период развития рыночных отношений, этот феномен требует детального научно-теоретического анализа. Этот анализ становится особенно необходимым в тех областях жизни общества, где манипуляция становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, а именно в сфере управления персоналом.
Изучение психологических аспектов наемного труда является актуальным для понимания сущности феномена манипуляции, причем особый интерес представляет профессиональная деятельность управленцев (менеджеров), зачастую работающих в условиях несовпадения организационных и личных целей сотрудников организации. Решение задачи согласования этих разнородных целей является одной из основных задач руководителя, но одновременно оказывается благоприятной средой для возникновения и использования манипулятивных способов воздействия. Владение манипулятивной стратегией менеджером в данном контексте может рассматриваться в качестве одного из возможных индикаторов его успешности как управленца. Так, в современной психологической литературе анализируются и предлагаются для использования различные способы манипулирования подчиненными, позволяющие руководителю добиваться «ненасильственного», «мягкого» управления подчиненными.
В зарубежной психологии широко распространенным является понятие «макиавеллизм», представленность манипулятивной установки у личности. В последние десятилетия исследование макиавеллизма в контексте
профессиональной деятельности личности получило широкое распространение за рубежом, однако практически не изучено в российской науке.
вопросов о подборе и обучении менеджеров.
В целом интерес к проблематике манипулятивного воздействия возрос, появились новые литературные источники, но практически все они носят описательный, а не объяснительный характер, содержат множество примеров из художественной литературы, описания житейских ситуаций. Этот вид литературы можно охарактеризовать скорее как популярная, а не научная. Неизученность проблемы психологической манипуляции отражается и в языке, используемом для описания феномена, часто можно встретить смешение таких понятий, как манипулирование, иллюзия, обман, воздействие, влияние и т.д.
Западные исследования по манипуляциям включают в себя работы
Э. Аронсона и Э. Пратканиса, Н. Гегена, Р. Гудина, У. Прото, Дж. Рудинова, Р.Чалдини, Г. Шиллера, Э. Шострома. Среди отечественных исследований манипулирования необходимо в первую очередь отметить труды Е. Л. Доценко по научной концептуализации самого явления манипуляции. Проблемы манипулятивного воздействия также рассматриваются в трудах Л. И. Рюмшиной, Е. В. Сидоренко и С. Г. Кара-Мурзы. Отдельные аспекты манипулятивного и негативного информационного воздействия отражены в работах Г. В. Грачёва, И. К. Мельника, М. В. Шепеля и др.
В условиях современного конкурентного рынка правомерность использования манипулирования, анализ последствий для руководителя и подчиненных приобретают все большее значение. Решение этого вопроса поможет организации обрести большую рыночную силу, достигнуть высоких результатов через эффективное управление персоналом организации Практические разработки помогут психологу-консультанту вести плодотворную работу как с руководителями организаций с многолетним опытом работы, так и с начинающими топ-менеджерами.
Цель исследования - выявление причин использования и сущности манипулятивных стратегий и их проявлений в современной российской бизнес-среде (на примере малого бизнеса) и научно-методическое обоснование подхода к коммуникативной подготовке будущих менеджеров.
Сложившаяся теоретическая традиция анализа манипулятивного воздействия в психологической науке делает основной акцент на деструктивность манипулятивного воздействия как для манипулятора, так и для манипулируемого. Учитывая распространенность манипуляций во всех областях жизни современного общества, особенно в период развития рыночных отношений, этот феномен требует детального научно-теоретического анализа. Этот анализ становится особенно необходимым в тех областях жизни общества, где манипуляция становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, а именно в сфере управления персоналом.
Изучение психологических аспектов наемного труда является актуальным для понимания сущности феномена манипуляции, причем особый интерес представляет профессиональная деятельность управленцев (менеджеров), зачастую работающих в условиях несовпадения организационных и личных целей сотрудников организации. Решение задачи согласования этих разнородных целей является одной из основных задач руководителя, но одновременно оказывается благоприятной средой для возникновения и использования манипулятивных способов воздействия. Владение манипулятивной стратегией менеджером в данном контексте может рассматриваться в качестве одного из возможных индикаторов его успешности как управленца. Так, в современной психологической литературе анализируются и предлагаются для использования различные способы манипулирования подчиненными, позволяющие руководителю добиваться «ненасильственного», «мягкого» управления подчиненными.
В зарубежной психологии широко распространенным является понятие «макиавеллизм», представленность манипулятивной установки у личности. В последние десятилетия исследование макиавеллизма в контексте
профессиональной деятельности личности получило широкое распространение за рубежом, однако практически не изучено в российской науке.
вопросов о подборе и обучении менеджеров.
В целом интерес к проблематике манипулятивного воздействия возрос, появились новые литературные источники, но практически все они носят описательный, а не объяснительный характер, содержат множество примеров из художественной литературы, описания житейских ситуаций. Этот вид литературы можно охарактеризовать скорее как популярная, а не научная. Неизученность проблемы психологической манипуляции отражается и в языке, используемом для описания феномена, часто можно встретить смешение таких понятий, как манипулирование, иллюзия, обман, воздействие, влияние и т.д.
Западные исследования по манипуляциям включают в себя работы
Э. Аронсона и Э. Пратканиса, Н. Гегена, Р. Гудина, У. Прото, Дж. Рудинова, Р.Чалдини, Г. Шиллера, Э. Шострома. Среди отечественных исследований манипулирования необходимо в первую очередь отметить труды Е. Л. Доценко по научной концептуализации самого явления манипуляции. Проблемы манипулятивного воздействия также рассматриваются в трудах Л. И. Рюмшиной, Е. В. Сидоренко и С. Г. Кара-Мурзы. Отдельные аспекты манипулятивного и негативного информационного воздействия отражены в работах Г. В. Грачёва, И. К. Мельника, М. В. Шепеля и др.
В условиях современного конкурентного рынка правомерность использования манипулирования, анализ последствий для руководителя и подчиненных приобретают все большее значение. Решение этого вопроса поможет организации обрести большую рыночную силу, достигнуть высоких результатов через эффективное управление персоналом организации Практические разработки помогут психологу-консультанту вести плодотворную работу как с руководителями организаций с многолетним опытом работы, так и с начинающими топ-менеджерами.
Цель исследования - выявление причин использования и сущности манипулятивных стратегий и их проявлений в современной российской бизнес-среде (на примере малого бизнеса) и научно-методическое обоснование подхода к коммуникативной подготовке будущих менеджеров.
В заключении подводятся итоги исследования, подчеркивается теоретическое и практическое значение диссертационной работы, а также возможности применения полученных результатов.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Изучение феномена «манипуляция» является актуальной и значимой проблемой в современной психологической науке, требующей дальнейшей разработки и углубления. Теоретический анализ существующих психологических подходов к определению манипуляции показывает, что данное явление может рассматриваться в двух аспектах: и как воздействие, и как сложноорганизованная манипулятивная деятельность. Под манипуляцией в управленческой деятельности мы понимаем вид психологического воздействия, характеризующийся субъект-объектным, скрытым характером воздействия, отношением к другому как к средству достижения целей организации.
2. Показана целесообразность и оправданность использования манипуляций. Иногда руководитель использует манипулирование другими для достижения полезного для всех результата. При этом он понимает, что поступает так потому, что не видит другого выхода. К тому же, зачастую, без манипуляции снижается психологическое качество управления.
3. Коммуникации в менеджменте являются связующим процессом основных функций управления. Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой, поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. Таким образом, управленческая деятельность является коммуникативной по своей природе. Весь функционал, который выполняет руководитель, характеризуется высоким разнообразием, обусловленным поставленными задачами, местами их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне организации, быстрой сменой событий, людей и действий. Это приводит к тому, что руководители организаций зачастую прибегают к использованию манипулятивных стратегий.
4. Одним из значимых факторов использования манипулятивных стратегий руководителями является влияние современной российской деловой культуры, а именно непрерывное развитие бизнеса, высокая степень неопределенности, в которой существует современный бизнес, подбор новых сотрудников не по деловым качествам, а через личные знакомства,
ориентация на западный опыт, дефицит компетенций в современных организациях, ориентация на краткосрочные цели в ущерб стратегическим и т.д.
5. Выделены и описаны приемы манипуляций в управлении, основные типы манипуляторов - руководителей и манипуляторов - подчиненных, что позволяет использовать данную информацию при индивидуальной работе с руководителями. Для каждого типа мы выделили используемые им точки воздействия, а также наиболее эффективные способы защиты от их манипуляций.
6. В ходе диссертационной работы было установлено, что руководители бизнес-организаций (малый бизнес) ориентированы на использование в управлении манипулятивных стратегий. Привлекательность манипулятивных стратегий для некоторых современных руководителей связана с тем, что их применение дает возможность получить видимость некоторых достижений, что требует от руководителей поиска такой стратегии, которая бы гарантировала организации наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость в отношении внутренних и внешних рисков.
7. В настоящее время наблюдается преобладание низкого уровня доверия не только в рамках трудовых отношений, но и в целом недоверие на межличностном уровне. Исследование показало, что среди руководителей, использующих манипулятивные стратегии общения, преобладают руководители с низким доверием как к себе, так и в организации. Как правило, доверительные отношения не рассматриваются как ресурс, облегчающий или стимулирующий те или иные типы поведения, в том числе финансового. Более значимым фактором является взаимосвязанное с доверием чувство контроля обстоятельств. Также невысокий уровень доверия помогает обезопасить себя от различного рода ошибок и промахов в профессиональной сфере.
8. В диссертации представлены личностные профили руководителей бюджетных и бизнес-организаций. Для руководителей бизнес-организаций характерны следующие особенности: соревновательность, вовлеченность в работу, ориентация на результат, достижение цели любыми способами. Таким образом, интенсивная вовлеченность в работу, деятельность «на износ» руководителя бизнес-сферы обусловлены присущими ему стремлением к успеху, доминантностью, соревновательными мотивами, ориентацией на собственные интересы, что зачастую обусловливает использование манипулятивной стратегии в общении. Для руководителей бюджетных организаций более характерны: работа с проверенными людьми, важен фактор доверия в профессиональной деятельности, ситуации стабильности.
9. Эмпирическая часть работы показала результативность как
стратегии в общении у руководителей как бизнес-организаций, так и бюджетной сферы, в то время как качественное исследовательское интервью стало способом понимания глубинных причин использования манипулятивных стратегий, для понимания смыслов, которые придают руководители отношениям с персоналом.
10. Результаты исследования позволили разработать и внедрить в практику подготовки будущих менеджеров тренинг «Манипуляции в бизнесе. Противостояние манипуляциям». Теоретической основой тренинга являются поведенческий и когнитивный подходы. Тренинг ориентирован на формирование знаний о феномене «манипуляция», понятий варварского, манипулятивного и цивилизованного взаимодействия; развитие умений конструктивного общения в манипулятивных ситуациях. Результат тренинга заключается в освоении участниками множества вариантов реагирования, набор стратегий и тактик противостояний манипуляциям.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Изучение феномена «манипуляция» является актуальной и значимой проблемой в современной психологической науке, требующей дальнейшей разработки и углубления. Теоретический анализ существующих психологических подходов к определению манипуляции показывает, что данное явление может рассматриваться в двух аспектах: и как воздействие, и как сложноорганизованная манипулятивная деятельность. Под манипуляцией в управленческой деятельности мы понимаем вид психологического воздействия, характеризующийся субъект-объектным, скрытым характером воздействия, отношением к другому как к средству достижения целей организации.
2. Показана целесообразность и оправданность использования манипуляций. Иногда руководитель использует манипулирование другими для достижения полезного для всех результата. При этом он понимает, что поступает так потому, что не видит другого выхода. К тому же, зачастую, без манипуляции снижается психологическое качество управления.
3. Коммуникации в менеджменте являются связующим процессом основных функций управления. Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой, поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. Таким образом, управленческая деятельность является коммуникативной по своей природе. Весь функционал, который выполняет руководитель, характеризуется высоким разнообразием, обусловленным поставленными задачами, местами их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне организации, быстрой сменой событий, людей и действий. Это приводит к тому, что руководители организаций зачастую прибегают к использованию манипулятивных стратегий.
4. Одним из значимых факторов использования манипулятивных стратегий руководителями является влияние современной российской деловой культуры, а именно непрерывное развитие бизнеса, высокая степень неопределенности, в которой существует современный бизнес, подбор новых сотрудников не по деловым качествам, а через личные знакомства,
ориентация на западный опыт, дефицит компетенций в современных организациях, ориентация на краткосрочные цели в ущерб стратегическим и т.д.
5. Выделены и описаны приемы манипуляций в управлении, основные типы манипуляторов - руководителей и манипуляторов - подчиненных, что позволяет использовать данную информацию при индивидуальной работе с руководителями. Для каждого типа мы выделили используемые им точки воздействия, а также наиболее эффективные способы защиты от их манипуляций.
6. В ходе диссертационной работы было установлено, что руководители бизнес-организаций (малый бизнес) ориентированы на использование в управлении манипулятивных стратегий. Привлекательность манипулятивных стратегий для некоторых современных руководителей связана с тем, что их применение дает возможность получить видимость некоторых достижений, что требует от руководителей поиска такой стратегии, которая бы гарантировала организации наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость в отношении внутренних и внешних рисков.
7. В настоящее время наблюдается преобладание низкого уровня доверия не только в рамках трудовых отношений, но и в целом недоверие на межличностном уровне. Исследование показало, что среди руководителей, использующих манипулятивные стратегии общения, преобладают руководители с низким доверием как к себе, так и в организации. Как правило, доверительные отношения не рассматриваются как ресурс, облегчающий или стимулирующий те или иные типы поведения, в том числе финансового. Более значимым фактором является взаимосвязанное с доверием чувство контроля обстоятельств. Также невысокий уровень доверия помогает обезопасить себя от различного рода ошибок и промахов в профессиональной сфере.
8. В диссертации представлены личностные профили руководителей бюджетных и бизнес-организаций. Для руководителей бизнес-организаций характерны следующие особенности: соревновательность, вовлеченность в работу, ориентация на результат, достижение цели любыми способами. Таким образом, интенсивная вовлеченность в работу, деятельность «на износ» руководителя бизнес-сферы обусловлены присущими ему стремлением к успеху, доминантностью, соревновательными мотивами, ориентацией на собственные интересы, что зачастую обусловливает использование манипулятивной стратегии в общении. Для руководителей бюджетных организаций более характерны: работа с проверенными людьми, важен фактор доверия в профессиональной деятельности, ситуации стабильности.
9. Эмпирическая часть работы показала результативность как
стратегии в общении у руководителей как бизнес-организаций, так и бюджетной сферы, в то время как качественное исследовательское интервью стало способом понимания глубинных причин использования манипулятивных стратегий, для понимания смыслов, которые придают руководители отношениям с персоналом.
10. Результаты исследования позволили разработать и внедрить в практику подготовки будущих менеджеров тренинг «Манипуляции в бизнесе. Противостояние манипуляциям». Теоретической основой тренинга являются поведенческий и когнитивный подходы. Тренинг ориентирован на формирование знаний о феномене «манипуляция», понятий варварского, манипулятивного и цивилизованного взаимодействия; развитие умений конструктивного общения в манипулятивных ситуациях. Результат тренинга заключается в освоении участниками множества вариантов реагирования, набор стратегий и тактик противостояний манипуляциям.



