Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Работа №17872

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
787
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Методологические и теоретические подходы к изучению литературных предпочтений молодежи 6
1.1 Литературные предпочтения молодежи как социологическая проблем. 6
1.2 Реальная ситуация литературных предпочтений студентов в
современном российском обществе 11
2 Эмпирической анализ литературных предпочтений студентов сибирского федерального университета 18
2.1 Инструментарий проведенного исследования «литературные
предпочтения студентов сибирского федерального университета» 18
2.2 Основные выводы и рекомендации читательских предпочтений
современным студентам 24
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А ( Анкета) 49
Приложение Б ( Распределение учащихся студентов СФУ ) 53
Приложение В ( Распределение ответов на вопросы ) 61


Чтение - уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его социальный, эмоциональный, нравственный опыт и творческие возможности в любой сфере деятельности. Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, им проще посмотреть фильм, поставленный по сюжету художественного произведения, ознакомиться с сокращенным вариантом произведения, чем читать его целиком, вытесняющих чтение как надёжный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Мировая общественность обеспокоена тем, что население планеты стало меньше читать, появилось даже такое понятие, как функциональная неграмотность. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение - важный элемент культуры и инструмент повышения интеллектуального потенциала нации. Россия - не исключение. В 2007 году принята и реализуется Национальная Программа поддержки и развития чтения, рассчитанная до 2020 г., где особое внимание обращается на необходимость воспитания интереса к чтению у молодого поколения россиян [3].
В динамично развивающемся российском обществе роль книг в культурной жизни молодых людей теряет значимость с появлением достаточно развитой системы коммуникации, интернета, СМИ. Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодых людей заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, радио, игры, посредством которых сегодня формируется внутренний мир молодого человека, его художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. Приобщение молодого поколения к высокому литературному искусству, роль книги и чтения как такового, более сложного познавательно процесса, требующего подключение фантазии и воображения, ассоциативного ряда, является важным фактором гуманизации и дальнейшего развития всего общества, а также необходимым условием развития, как личностной, так и общенациональной культуры [15].
Было бы оптимальным создать такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно побуждали молодых людей читать и обеспечивали им доступность любых современных изданий - и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Осознание важности заявленной проблемы привело меня к мысли убедиться самой, так ли уж тревожна ситуация с чтением молодёжи в городе Красноярск, в частности, в среде студентов Сибирского федерального университета.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что оно является определённым откликом на изменяющиеся потребности современного общества в его социокультурном пласте.
Объект исследования: студенты Сибирского федерального университета.
Предмет исследования:литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета.
Цель: Изучить литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучит проблему отношения студентов Сибирского федерального университета к устойчивому снижению у молодых людей интереса к чтению.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических исследований по данной теме и обосновать выдвинутую гипотезу.
3. Разработать методику исследования.
4. Проведение исследование и анализ, полученных результатов.
Генеральная совокупность данного исследования составляют студенты очного отделения Сибирского федерального университета.
Гипотеза исследования: литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета основном связаны с учебной деятельностью.
Анализ основных понятий:
Читательский интерес - избирательное положительное отношение читателя к чтению произведений литературы, значимых для него в каком-то аспекте.
Читательская активность - частота, с которой человек обращается к литературным произведениям.
Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
Студент - ученик, обучаемый в высшем учебном заведении.
Методика исследования:
Все гипотезы необходимо проверить, для этого мы применяем анкетный опрос. Именно анкетный опрос поможет нам понять, справедливы ли выдвинутые нами гипотезы или в реальности отношения студентов Сибирского федерального университета несколько другие. А также для достижения цели исследования необходимо изучить именно массовое сознание студентов Сибирского федерального университета и выявить статистические данные с процентным соотношением в итоге. Все полученные данные кодируются в программе SPSS.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной бакалаврской работе, для того чтобы подтвердить гипотезу об литературных предпочтений студентов Сибирского федерального университета основном связанной с учебной деятельностью, научная новизна которого заключалась в применении комплексного подхода к изучению данной темы: изучение уровня читательской активности у студентов Сибирского федерального университета, выявление предпочитаемой литературы студентов Сибирского федерального университета, выявление предпочитаемого формата для чтения литературы; а так же определить распространённые источники получения литературы.
Гипотеза: «литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета основном связаны с учебной деятельностью» - не подтверждена. Результаты исследования позволили прийти к выводу, что литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета - различны.
У студентов Сибирского федерального университета на первом месте стоит чтение книг с целью отдыха и развлечения. Студенты предпочитают читать литературу для развлечения.
В связи с интенсификацией деятельности, провоцирующей физическое и интеллектуальное напряжение, и с очень ограниченным количеством свободного времени, логично предположить, что использование этого времени студентами преимущественно направлено на отдых. Это говорит о сохранении значительной роли развлекательной функции чтения, становлении данного процесса средством приятного времяпровождения, особенно в связи с распространением «легкой» литературы — любовных романов, детективов, фантастики и так далее.
И только на втором месте студенты выбирают чтение литературы для учебы. Современная динамичность жизни студентов и рост требований к уровню обучения и квалификации работников обусловливает использование литературы преимущественно для получения конкретного знания, что влечет за собой широкое использование учебной, научной и профессиональной литературы.



1. Interfax [Электронный ресурс] // Путина тревожит рост числа россиян, не читающих книги: сайт. — URL: http://interfax.ru/
2. Laboratorium. Журнал социальных исследований. http://www.soclabo.org/
3. Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 239с.
4. Аркин И. И. Литературу ли мы преподаём?/ Литература в школе №2.- 1991.-С.71-83
5. Белл, Д. Грядущие постиндустриальное общество М.: Академия, 1999.
6. Бородина В.А. Технологический подход в читательском развитии взрослых читателей. Теоретические и методические основы основы анализа тестов отраслевой и художественной тематики с.192/ Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении.
7. Брофи, Питер. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы. - М.: Изд-во «Омега -Л», 2009 - 357 с.
8. Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках. - СПб. : Профессия, 2003. - 176 с.
9. ВЦИОМ [Электронный ресурс] //Читающая Россия: сайт. — URL: (дата обращения: 03.02.2010)
10. Головин, Н.А. Выполнение курсовых и дипломных работ по социологии / Николай Головин; Санкт-Петербургский гос. ун-т.- СПб. 1996. - 45 с.
11. Дубин Б. В. Чтение в России - 2008: тенденции и проблемы. - М.: МЦБС, 2008.- 80с.
12. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие- М.: Флинта, Наука, 2000 -248с.
13. Ивашина, М.В. Мастерская чтения: новые идеи и успешные технологии/ М.В. Ивашина// Читай - город. - 2006 - № 8. - С. 6 - 10
14. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России-2000.-№3.-с.99- 1005.
15. Коваленко, Н.Д. Чтение молодежи - духовный ресурс развития общества/ Н.Д. Коваленко// Библиотеки Москвы - юношеству. - Вып. 15. - 2006. - С. 38 - 47.
16. Корешкова Л. Д. Читательские предпочтения молодежи Томской области [Электронный ресурс] // По результатам исследования ТОДЮБ: сайт. — (дата обращения: 13.11.2008)
17. Межрегионального центра библиотечного сотрудничества [Электронный ресурс] // Национальная программа чтения. - URL: http://mcbs.ru/chtenie/
18. Мелентьева, Ю.П. Понятие «Чтение» и «Культура чтения» в контексте русской культурной традиции. /Ю.П. Мелентьева //Библиография. - М.¬2008. - №1.- С.48-51.
19. Мелентьева, Ю.П. Структура чтения и читательское поведение российского юношества в контексте социальных перемен/ Ю.П. Мелентьева// Библиотековедение. - 2005- № 6.. - С. 25 - 28.
20. Мордасова Н.А. Провинциальный студент как пользователь сети Интернет: на примере исследования студенчества Тамбовской области // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 11 -я Междунар. конф. «Крым 2004»: Тр. конф.- М.,2004.
21. Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. №3. URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf
22. Научные и методологические основы. - М.: Школьная библиотека, 2006 - 336 с.
23. Поварнин, С.И. Как читать книги / Сергей Поварнин. - М.: Книга, 1978. - 53 с.
24. Россияне стали меньше читать книги, 35 % опрошенных вообще их не читает: сайт. — URL: (дата обращения: 17.06.2009)
25. Соколов, А.В. Разбиблиотечивание как панацея: раздумья интеллигента - книжника. / А.В. Соколов // Школьная библиотека - 2009 - № 6-7 - С.138 - 143.
26. Старовойтова, О.Р. Читательские предпочтения учащихся гимназий и кадетских корпусов. / О.Р. Старовойтова //Школьная библиотека - 2009 - № 6-7 - С.68 -76
27. Стефановская, Н.А. Портрет современного читателя: чтение как духовная ценность. /Н.А. Стефановская //Библиотечное дело. - 2004.- №11.- С.5-8.
28. Тихомирова, Н.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2 ч.
Ч. 1. Чтение как творчество. 4.2. Растим читателя - творца. - М., 2009.
29. Читающий мир и мир чтения: сборник статей. - М.: Изд-во «Рудомино», 2003 - 190с.
30. Человек и время: История человеческого становления Шагинян М.С. 2013


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ