ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
|
Введение 3
1 Методологические и теоретические подходы к изучению литературных предпочтений молодежи 6
1.1 Литературные предпочтения молодежи как социологическая проблем. 6
1.2 Реальная ситуация литературных предпочтений студентов в
современном российском обществе 11
2 Эмпирической анализ литературных предпочтений студентов сибирского федерального университета 18
2.1 Инструментарий проведенного исследования «литературные
предпочтения студентов сибирского федерального университета» 18
2.2 Основные выводы и рекомендации читательских предпочтений
современным студентам 24
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А ( Анкета) 49
Приложение Б ( Распределение учащихся студентов СФУ ) 53
Приложение В ( Распределение ответов на вопросы ) 61
1 Методологические и теоретические подходы к изучению литературных предпочтений молодежи 6
1.1 Литературные предпочтения молодежи как социологическая проблем. 6
1.2 Реальная ситуация литературных предпочтений студентов в
современном российском обществе 11
2 Эмпирической анализ литературных предпочтений студентов сибирского федерального университета 18
2.1 Инструментарий проведенного исследования «литературные
предпочтения студентов сибирского федерального университета» 18
2.2 Основные выводы и рекомендации читательских предпочтений
современным студентам 24
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А ( Анкета) 49
Приложение Б ( Распределение учащихся студентов СФУ ) 53
Приложение В ( Распределение ответов на вопросы ) 61
Чтение - уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его социальный, эмоциональный, нравственный опыт и творческие возможности в любой сфере деятельности. Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, им проще посмотреть фильм, поставленный по сюжету художественного произведения, ознакомиться с сокращенным вариантом произведения, чем читать его целиком, вытесняющих чтение как надёжный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Мировая общественность обеспокоена тем, что население планеты стало меньше читать, появилось даже такое понятие, как функциональная неграмотность. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение - важный элемент культуры и инструмент повышения интеллектуального потенциала нации. Россия - не исключение. В 2007 году принята и реализуется Национальная Программа поддержки и развития чтения, рассчитанная до 2020 г., где особое внимание обращается на необходимость воспитания интереса к чтению у молодого поколения россиян [3].
В динамично развивающемся российском обществе роль книг в культурной жизни молодых людей теряет значимость с появлением достаточно развитой системы коммуникации, интернета, СМИ. Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодых людей заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, радио, игры, посредством которых сегодня формируется внутренний мир молодого человека, его художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. Приобщение молодого поколения к высокому литературному искусству, роль книги и чтения как такового, более сложного познавательно процесса, требующего подключение фантазии и воображения, ассоциативного ряда, является важным фактором гуманизации и дальнейшего развития всего общества, а также необходимым условием развития, как личностной, так и общенациональной культуры [15].
Было бы оптимальным создать такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно побуждали молодых людей читать и обеспечивали им доступность любых современных изданий - и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Осознание важности заявленной проблемы привело меня к мысли убедиться самой, так ли уж тревожна ситуация с чтением молодёжи в городе Красноярск, в частности, в среде студентов Сибирского федерального университета.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что оно является определённым откликом на изменяющиеся потребности современного общества в его социокультурном пласте.
Объект исследования: студенты Сибирского федерального университета.
Предмет исследования:литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета.
Цель: Изучить литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучит проблему отношения студентов Сибирского федерального университета к устойчивому снижению у молодых людей интереса к чтению.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических исследований по данной теме и обосновать выдвинутую гипотезу.
3. Разработать методику исследования.
4. Проведение исследование и анализ, полученных результатов.
Генеральная совокупность данного исследования составляют студенты очного отделения Сибирского федерального университета.
Гипотеза исследования: литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета основном связаны с учебной деятельностью.
Анализ основных понятий:
Читательский интерес - избирательное положительное отношение читателя к чтению произведений литературы, значимых для него в каком-то аспекте.
Читательская активность - частота, с которой человек обращается к литературным произведениям.
Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
Студент - ученик, обучаемый в высшем учебном заведении.
Методика исследования:
Все гипотезы необходимо проверить, для этого мы применяем анкетный опрос. Именно анкетный опрос поможет нам понять, справедливы ли выдвинутые нами гипотезы или в реальности отношения студентов Сибирского федерального университета несколько другие. А также для достижения цели исследования необходимо изучить именно массовое сознание студентов Сибирского федерального университета и выявить статистические данные с процентным соотношением в итоге. Все полученные данные кодируются в программе SPSS.
В динамично развивающемся российском обществе роль книг в культурной жизни молодых людей теряет значимость с появлением достаточно развитой системы коммуникации, интернета, СМИ. Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодых людей заполняют электронные средства массовой информации - телевидение, видео, радио, игры, посредством которых сегодня формируется внутренний мир молодого человека, его художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. Приобщение молодого поколения к высокому литературному искусству, роль книги и чтения как такового, более сложного познавательно процесса, требующего подключение фантазии и воображения, ассоциативного ряда, является важным фактором гуманизации и дальнейшего развития всего общества, а также необходимым условием развития, как личностной, так и общенациональной культуры [15].
Было бы оптимальным создать такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно побуждали молодых людей читать и обеспечивали им доступность любых современных изданий - и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Осознание важности заявленной проблемы привело меня к мысли убедиться самой, так ли уж тревожна ситуация с чтением молодёжи в городе Красноярск, в частности, в среде студентов Сибирского федерального университета.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что оно является определённым откликом на изменяющиеся потребности современного общества в его социокультурном пласте.
Объект исследования: студенты Сибирского федерального университета.
Предмет исследования:литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета.
Цель: Изучить литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучит проблему отношения студентов Сибирского федерального университета к устойчивому снижению у молодых людей интереса к чтению.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических исследований по данной теме и обосновать выдвинутую гипотезу.
3. Разработать методику исследования.
4. Проведение исследование и анализ, полученных результатов.
Генеральная совокупность данного исследования составляют студенты очного отделения Сибирского федерального университета.
Гипотеза исследования: литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета основном связаны с учебной деятельностью.
Анализ основных понятий:
Читательский интерес - избирательное положительное отношение читателя к чтению произведений литературы, значимых для него в каком-то аспекте.
Читательская активность - частота, с которой человек обращается к литературным произведениям.
Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
Студент - ученик, обучаемый в высшем учебном заведении.
Методика исследования:
Все гипотезы необходимо проверить, для этого мы применяем анкетный опрос. Именно анкетный опрос поможет нам понять, справедливы ли выдвинутые нами гипотезы или в реальности отношения студентов Сибирского федерального университета несколько другие. А также для достижения цели исследования необходимо изучить именно массовое сознание студентов Сибирского федерального университета и выявить статистические данные с процентным соотношением в итоге. Все полученные данные кодируются в программе SPSS.
В данной бакалаврской работе, для того чтобы подтвердить гипотезу об литературных предпочтений студентов Сибирского федерального университета основном связанной с учебной деятельностью, научная новизна которого заключалась в применении комплексного подхода к изучению данной темы: изучение уровня читательской активности у студентов Сибирского федерального университета, выявление предпочитаемой литературы студентов Сибирского федерального университета, выявление предпочитаемого формата для чтения литературы; а так же определить распространённые источники получения литературы.
Гипотеза: «литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета основном связаны с учебной деятельностью» - не подтверждена. Результаты исследования позволили прийти к выводу, что литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета - различны.
У студентов Сибирского федерального университета на первом месте стоит чтение книг с целью отдыха и развлечения. Студенты предпочитают читать литературу для развлечения.
В связи с интенсификацией деятельности, провоцирующей физическое и интеллектуальное напряжение, и с очень ограниченным количеством свободного времени, логично предположить, что использование этого времени студентами преимущественно направлено на отдых. Это говорит о сохранении значительной роли развлекательной функции чтения, становлении данного процесса средством приятного времяпровождения, особенно в связи с распространением «легкой» литературы — любовных романов, детективов, фантастики и так далее.
И только на втором месте студенты выбирают чтение литературы для учебы. Современная динамичность жизни студентов и рост требований к уровню обучения и квалификации работников обусловливает использование литературы преимущественно для получения конкретного знания, что влечет за собой широкое использование учебной, научной и профессиональной литературы.
Гипотеза: «литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета основном связаны с учебной деятельностью» - не подтверждена. Результаты исследования позволили прийти к выводу, что литературные предпочтения студентов Сибирского федерального университета - различны.
У студентов Сибирского федерального университета на первом месте стоит чтение книг с целью отдыха и развлечения. Студенты предпочитают читать литературу для развлечения.
В связи с интенсификацией деятельности, провоцирующей физическое и интеллектуальное напряжение, и с очень ограниченным количеством свободного времени, логично предположить, что использование этого времени студентами преимущественно направлено на отдых. Это говорит о сохранении значительной роли развлекательной функции чтения, становлении данного процесса средством приятного времяпровождения, особенно в связи с распространением «легкой» литературы — любовных романов, детективов, фантастики и так далее.
И только на втором месте студенты выбирают чтение литературы для учебы. Современная динамичность жизни студентов и рост требований к уровню обучения и квалификации работников обусловливает использование литературы преимущественно для получения конкретного знания, что влечет за собой широкое использование учебной, научной и профессиональной литературы.



