Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения задач на проценты в школьном курсе математики 6
1.1 Тема «Проценты» и ее место в школьном курсе математики 6
1.2 Анализ изложения темы в учебниках математики для 5-6 классов 9
1.3 Анализ изложения темы в учебниках математики для 7-9 классов 14
1.4 Применение технологии укрупнения дидактических единиц на уроках
математики при решении задач на проценты 15
Глава 2. Методика обучения решению задач на проценты в школьном курсе математики 21
2.1 Методика введения понятий и обучения решению задач на проценты в
5-6 классах. Разработка цикла заданий для закрепления 21
2.2 Методика введения понятий и обучения решению задач на проценты в
7-9 классах. Разработка цикла заданий для закрепления 30
2.3 Методика решения задач на проценты, входящих в ОГЭ. Разработка
цикла заданий для закрепления 37
2.4 Методика решения задач на проценты, входящих в ЕГЭ. Разработка
цикла заданий для закрепления 43
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Актуальность исследования. Математика играет важнейшую роль не только в сфере образования, но и в жизни каждого человека. В связи с этим одной из важнейших задач школы является предоставление подрастающему поколению прочных знаний основ наук, выработка у них навыков и умений, применения их на практике. Без сомнения, формирование у обучающихся твердых знаний в математике является одной из главных задач общеобразовательной школы. В современных экономических условиях все больше предпочтений отдается специалистам высокого уровня, компетентными в области математики - это сфера бизнеса, экономические и банковские «продукты», оптовая и розничная торговля, стремительно развивающиеся информационные технологии, логистика и многое другое.
В математике школьного курса «Проценты» в программу 5-6 классов, но ввиду небольшого объема часов на ее изучение, то обучающиеся часто испытывают серьезные затруднения при решении задач на проценты. Для многих обучающихся затруднительно понимание самого термина «процент». В связи с этим уже во взрослой жизни им тяжело овладевать вопросами инфляции, ценообразования, банковских вкладов и кредитов и т.д. Этот факт еще раз доказывает необходимость постоянного обращения к данной теме. Кроме того, прежде чем войти во взрослую жизнь, обучающиеся столкнутся с необходимостью применения навыков решения задач на проценты при сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ)и продолжения обучения в различных колледжах и высших учебных заведениях [23, с. 45].
Перечисленные аспекты определяют актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в определении направления для качественного усвоения темы «Проценты» и выявлении методических особенностей выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения обучающихся решению задач на проценты в школьном курсе математики.
Цель исследования: разработать методику выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы, цикл заданий для закрепления материала и методические рекомендации по их применению.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «процент» в математике.
2. Представить анализ программы и школьных учебников по теме исследования.
3. Выявить методические особенности выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы на различных этапах обучения.
4. Разработать методические материалы для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся 5-6-х и 7-9-х классов, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и методические рекомендации по их применению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования учителями математики и студентами педагогических направлений подготовки при прохождении ими педагогической практики разработанных методических материалов для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы и методические рекомендации по их применению.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Содержание первой главы посвящено теоретическим основам выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы. Представлены место и роль темы процентов в школьном курсе математики и в жизни, изучен исторический аспект появления понятия. В Главе II представлены авторские методические материалы для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся 5-6-х и 7-9-х классов, приведен анализ задач ОГЭ и ЕГЭ по теме исследования и методические рекомендации по их применению.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список использованной литературы содержит 47 наименований.
В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В работе была рассмотрена тема «Проценты», появление термина «процент» в математике и в жизни. Было установлено, что самое раннее появление процентных расчетов зафиксировано в Древнем Вавилоне, в то время были созданы таблицы для расчета процентов. Дальнейшее развитие процентные расчеты получили в Древнем Риме и в Европе в средние века.
2. В период работы над выпускной работой был проведен анализ представления темы «Проценты» в современных школьных учебниках. Определено, что первичное знакомство с процентами у обучающиеся происходит в большинстве программ в 5 классе, решение текстовых задач на проценты предусмотрено в 5-6 классах, а в среднем звене данной теме отдается незначительная часть времени, в основном в качестве повторения, что может негативно отразиться на результатах ОГЭ и ЕГЭ. В целом, результат анализа школьных учебников для 5-6 классов показал, что в программе, использующей учебник Г.В. Дорофеева, предусмотрено изучение процентов только в 6 классе и на изучение отводится всего 5 часов. В то время как по учебникам Н.Я. Виленкина и Г.К. Муравина за 5 и 6 классы всего на изучение темы выходит 8-9 часов, что позволяет более глубоко и подробно изучить тему.
3. Выявлены методические особенности обучения решению задач на проценты в курсе алгебры основной школы.
4. В практической части были разработаны наборы задач на проценты для закрепления и повторения материала для каждой ступени образования.
Таким образом, можно считать выполненными поставленные задачи, цель достигнутой.
1. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика: 2-е изд., перераб. / под ред. М. Аксёнова, В. Володин, М. Самсонов. - М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель 2007. - 621 с.
2. Алгебра. 8 класс. Задачник. В 2-х частях. ФГОС / А.Г. Мордкович, А.Р. Рязановский, Л.И. Звавич; под ред. К.И. Куровский. - М.: Мнемозина, 2016. - 343 с.
3. Алгебра. 8 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина. - М.: Мнемозина, 2017. - 264 с.
4. Алгебра. 9 класс. Учебник. ФГОС / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-граф, 2018.
5. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
6. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
7. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2018. - 287 с.
8. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2018. - 287 с.
9. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровень. Учебник. ФГОС. - М.: Мнемозина, 2018. - 464 с.
10. Виленкин Н. Я., Депман И. Я. За страницами учебника математики. Пособие для обучающихся 5-6 классов. ФГОС. - М.: Мнемозина, 2018. - 256 с.
11. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. Математика. 5 класс. Учебник. В 2-х частях / под ред. Г.С. Уманского, В.В. Черноруцкого. - М.: Мнемозина, 2018. - 366 с.
12. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. Математика. 6 класс. Учебник. В 2-х частях / под ред. Г.С. Уманского, В.В. Черноруцкого. - М.: Мнемозина, 2018. - 328 с.
13. Виноградова Т. Алгебра. 7-9 классы: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2018. - 128 с.
14. Воробьев В. ВПР. Математика. 6 класс. Большой сборник тренировочных вариантов / под ред. Н.А. Шармай. - М.: АСТ, 2018. - 96 с.
15. Гельфман Э. Г., Холодная М. А., Гриншпон С. Я. Математика. 5 класс. Методическое пособие. ФГОС / под. ред. Н.А. Шиховой. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 231 с.
16. Гельфман Э. Г., Холодная М. А., Гриншпон С. Я. Математика. 6 класс. Методическое пособие. ФГОС / под. ред. Н.А. Шиховой. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 216 с.
17. Глейзер Г. Алгебра. 5 класс. Методическое пособие. ФГОС / под. ред. Н.А. Шиховой. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 232 с.
18. Далингер В. А. Текстовые задачи на проценты и методика обучения обучающихся их решению // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2016. URL:http://www.omsk.edu/ article/vestnik-omgpu- 150.pdf
19. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. Математика. 6 класс в 2-х частях. Учебник. ФГОС. - М.: Просвещение, 2018. - 288 с.
20. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 7 класс. Учебник. ФГОС. - М.: Просвещение, 2018. - 288 с.
21. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра. 9 класс. Учебник. ФГОС. - М.: Просвещение, 2018. - 336 с.
22. ЕГЭ-2019. Математика. Профильный уровень / Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова, С.А. Шестаков, С.В. Пчелинцев. - М.: Эксмо, 2018. - 288 с.
23. Захарова А. Е. Учимся решать задачи на проценты // Математика для школьников. - 2006. - №2. - с.23-31.
24. Изучение процентов в основной школе / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова // Математика в школе. - 2012. - №1 - с. 19-24.
25. Козлова Г. М. Из опыта преподавания по учебному комплекту «Математика 5» // Математика в школе. - 2012. - № 3. - с. 49-52.
26. Колмогоров А. Н. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Базовый уровень. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2018. - 400 с.
27. Кордина Н. Виват, математика! 6 класс. Занимательные задания и упражнения. ФГОС / под. ред. Г.П. Поповой, С.А. Бутрименко. - М.: Учитель,
2017. - 259 с.
28. Коркина И. А., Спесивцева М. В. Исследовательский подход в обучении как способ формирования математической компетентности учащихся // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сборник материалов III Международной научно¬практической конференции, Белгород, 26 октября 2017 г. / Под ред. Е.В. Посохиной, Н.В. Немыкиной, Е.В. Прокопенко. - Белгород, 2017. - С. 84-87.
29. Коркина И. А. Применение технологии «Укрупнение дидактических единиц» на уроках математики при решении задач на проценты // Внедрение системно-деятельностной педагогики в регионе: опыт и перспективы: Сборник материалов региональной заочной научно¬практической конференции (30 мая 2018 г.) / Под общ. ред. Е.В. Посохиной, Е.В. Прокопенко, О.Б. Бовкуновой. - Белгород: Белгородский институт развития образования, 2018. - С. 415-419.
30. Кочагин В. В., Кочагина М. Н. ОГЭ-2019. Математика. Сборник из 850 заданий. - М.: Эксмо-Пресс, 2018. - 224 с.
31. Красс Э. Алгебраический практикум. 7 класс. - М.:
Просвещение/Учлит, 2017. - 112 с.
32. Кузнецова Л. В. Методические материалы к новому учебнику для IX класса // Математика в школе. - 2015. - № 6. - с. 27-33.
33. Левитас Г. Алгебраический практикум. 8 класс. Учебное пособие / под ред. С.В. Бахтиной. - М.: Просвещение/Учлит, 2017. - 80 с.
34. Левитас Г. Алгебраический практикум. 9 класс. Учебное пособие / под ред. С.В. Бахтиной. - М.: Просвещение/Учлит, 2017. - 80 с.
35. Мордкович А. Г., Александрова Л. А., Семенов П. В. Алгебра. 7 класс. Учебное пособие. ФГОС / под ред. С.В. Бахтиной. - М.: Просвещение,
2018. - 368 с.
36. Мордкович А. Г., Александрова Л. А., Семенов П. В. Алгебра. 8 класс. Учебное пособие. ФГОС / под ред. С.В. Бахтиной. - М.: Просвещение, 2018. - 384 с.
37. Мордкович А. Г., Александрова Л. А., Семенов П. В. Алгебра. 9 класс. Учебное пособие. ФГОС / под ред. С.В. Бахтиной. - М.: Просвещение, 2018. - 368 с.
38. Мордкович А. Г., Семенов П. В. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Базовый и углубленный уровень. Учебник в 2 томах. ФГОС. - М.: Мнемозина, 2018. - 806 с.
39. Муравин Г. К., Муравина О. В. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Вертикаль. ФГОС. - М.: Дрофа, 2017. - 288 с.
40. Муравин Г. К., Муравина О. В. Алгебра. 7 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. - М.: Дрофа, 2018. - 288 с.
41. Муравин Г. К., Муравина О. В. Математика. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. - М.: Дрофа, 2018. - 320 с.
42. Муравин Г. К., Муравина О. В. Математика. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. - М.: Дрофа, 2018. - 320 с.
43. Муравин Г. К., Муравина О. В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 11 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. - М.: Дрофа, 2018. - 192 с.
44. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL:Й11рз://минобрнауки.рф/документы/938
45. Справочник по математике. 5-9 классы. ФГОС / под. ред. Ю. Антоновой. - М.: Вако, 2018. - 80 с.
46. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) как высокоэффективная технология математического образования // Учитель учителей. Академик П. М. Эрдниев. - Элиста, 2006. - С. 31-57.
47. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.