МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения задач на проценты в школьном курсе математики 6
1.1 Тема «Проценты» и ее место в школьном курсе математики 6
1.2 Анализ изложения темы в учебниках математики для 5-6 классов 9
1.3 Анализ изложения темы в учебниках математики для 7-9 классов 14
1.4 Применение технологии укрупнения дидактических единиц на уроках
математики при решении задач на проценты 15
Глава 2. Методика обучения решению задач на проценты в школьном курсе математики 21
2.1 Методика введения понятий и обучения решению задач на проценты в
5-6 классах. Разработка цикла заданий для закрепления 21
2.2 Методика введения понятий и обучения решению задач на проценты в
7-9 классах. Разработка цикла заданий для закрепления 30
2.3 Методика решения задач на проценты, входящих в ОГЭ. Разработка
цикла заданий для закрепления 37
2.4 Методика решения задач на проценты, входящих в ЕГЭ. Разработка
цикла заданий для закрепления 43
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Глава 1. Теоретические основы изучения задач на проценты в школьном курсе математики 6
1.1 Тема «Проценты» и ее место в школьном курсе математики 6
1.2 Анализ изложения темы в учебниках математики для 5-6 классов 9
1.3 Анализ изложения темы в учебниках математики для 7-9 классов 14
1.4 Применение технологии укрупнения дидактических единиц на уроках
математики при решении задач на проценты 15
Глава 2. Методика обучения решению задач на проценты в школьном курсе математики 21
2.1 Методика введения понятий и обучения решению задач на проценты в
5-6 классах. Разработка цикла заданий для закрепления 21
2.2 Методика введения понятий и обучения решению задач на проценты в
7-9 классах. Разработка цикла заданий для закрепления 30
2.3 Методика решения задач на проценты, входящих в ОГЭ. Разработка
цикла заданий для закрепления 37
2.4 Методика решения задач на проценты, входящих в ЕГЭ. Разработка
цикла заданий для закрепления 43
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Актуальность исследования. Математика играет важнейшую роль не только в сфере образования, но и в жизни каждого человека. В связи с этим одной из важнейших задач школы является предоставление подрастающему поколению прочных знаний основ наук, выработка у них навыков и умений, применения их на практике. Без сомнения, формирование у обучающихся твердых знаний в математике является одной из главных задач общеобразовательной школы. В современных экономических условиях все больше предпочтений отдается специалистам высокого уровня, компетентными в области математики - это сфера бизнеса, экономические и банковские «продукты», оптовая и розничная торговля, стремительно развивающиеся информационные технологии, логистика и многое другое.
В математике школьного курса «Проценты» в программу 5-6 классов, но ввиду небольшого объема часов на ее изучение, то обучающиеся часто испытывают серьезные затруднения при решении задач на проценты. Для многих обучающихся затруднительно понимание самого термина «процент». В связи с этим уже во взрослой жизни им тяжело овладевать вопросами инфляции, ценообразования, банковских вкладов и кредитов и т.д. Этот факт еще раз доказывает необходимость постоянного обращения к данной теме. Кроме того, прежде чем войти во взрослую жизнь, обучающиеся столкнутся с необходимостью применения навыков решения задач на проценты при сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ)и продолжения обучения в различных колледжах и высших учебных заведениях [23, с. 45].
Перечисленные аспекты определяют актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в определении направления для качественного усвоения темы «Проценты» и выявлении методических особенностей выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения обучающихся решению задач на проценты в школьном курсе математики.
Цель исследования: разработать методику выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы, цикл заданий для закрепления материала и методические рекомендации по их применению.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «процент» в математике.
2. Представить анализ программы и школьных учебников по теме исследования.
3. Выявить методические особенности выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы на различных этапах обучения.
4. Разработать методические материалы для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся 5-6-х и 7-9-х классов, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и методические рекомендации по их применению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования учителями математики и студентами педагогических направлений подготовки при прохождении ими педагогической практики разработанных методических материалов для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы и методические рекомендации по их применению.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Содержание первой главы посвящено теоретическим основам выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы. Представлены место и роль темы процентов в школьном курсе математики и в жизни, изучен исторический аспект появления понятия. В Главе II представлены авторские методические материалы для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся 5-6-х и 7-9-х классов, приведен анализ задач ОГЭ и ЕГЭ по теме исследования и методические рекомендации по их применению.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список использованной литературы содержит 47 наименований.
В математике школьного курса «Проценты» в программу 5-6 классов, но ввиду небольшого объема часов на ее изучение, то обучающиеся часто испытывают серьезные затруднения при решении задач на проценты. Для многих обучающихся затруднительно понимание самого термина «процент». В связи с этим уже во взрослой жизни им тяжело овладевать вопросами инфляции, ценообразования, банковских вкладов и кредитов и т.д. Этот факт еще раз доказывает необходимость постоянного обращения к данной теме. Кроме того, прежде чем войти во взрослую жизнь, обучающиеся столкнутся с необходимостью применения навыков решения задач на проценты при сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ)и продолжения обучения в различных колледжах и высших учебных заведениях [23, с. 45].
Перечисленные аспекты определяют актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в определении направления для качественного усвоения темы «Проценты» и выявлении методических особенностей выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения обучающихся решению задач на проценты в школьном курсе математики.
Цель исследования: разработать методику выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы, цикл заданий для закрепления материала и методические рекомендации по их применению.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «процент» в математике.
2. Представить анализ программы и школьных учебников по теме исследования.
3. Выявить методические особенности выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы на различных этапах обучения.
4. Разработать методические материалы для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся 5-6-х и 7-9-х классов, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и методические рекомендации по их применению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования учителями математики и студентами педагогических направлений подготовки при прохождении ими педагогической практики разработанных методических материалов для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы и методические рекомендации по их применению.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Содержание первой главы посвящено теоретическим основам выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся основной школы. Представлены место и роль темы процентов в школьном курсе математики и в жизни, изучен исторический аспект появления понятия. В Главе II представлены авторские методические материалы для выработки навыков решения задач на проценты у обучающихся 5-6-х и 7-9-х классов, приведен анализ задач ОГЭ и ЕГЭ по теме исследования и методические рекомендации по их применению.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список использованной литературы содержит 47 наименований.
В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В работе была рассмотрена тема «Проценты», появление термина «процент» в математике и в жизни. Было установлено, что самое раннее появление процентных расчетов зафиксировано в Древнем Вавилоне, в то время были созданы таблицы для расчета процентов. Дальнейшее развитие процентные расчеты получили в Древнем Риме и в Европе в средние века.
2. В период работы над выпускной работой был проведен анализ представления темы «Проценты» в современных школьных учебниках. Определено, что первичное знакомство с процентами у обучающиеся происходит в большинстве программ в 5 классе, решение текстовых задач на проценты предусмотрено в 5-6 классах, а в среднем звене данной теме отдается незначительная часть времени, в основном в качестве повторения, что может негативно отразиться на результатах ОГЭ и ЕГЭ. В целом, результат анализа школьных учебников для 5-6 классов показал, что в программе, использующей учебник Г.В. Дорофеева, предусмотрено изучение процентов только в 6 классе и на изучение отводится всего 5 часов. В то время как по учебникам Н.Я. Виленкина и Г.К. Муравина за 5 и 6 классы всего на изучение темы выходит 8-9 часов, что позволяет более глубоко и подробно изучить тему.
3. Выявлены методические особенности обучения решению задач на проценты в курсе алгебры основной школы.
4. В практической части были разработаны наборы задач на проценты для закрепления и повторения материала для каждой ступени образования.
Таким образом, можно считать выполненными поставленные задачи, цель достигнутой.
1. В работе была рассмотрена тема «Проценты», появление термина «процент» в математике и в жизни. Было установлено, что самое раннее появление процентных расчетов зафиксировано в Древнем Вавилоне, в то время были созданы таблицы для расчета процентов. Дальнейшее развитие процентные расчеты получили в Древнем Риме и в Европе в средние века.
2. В период работы над выпускной работой был проведен анализ представления темы «Проценты» в современных школьных учебниках. Определено, что первичное знакомство с процентами у обучающиеся происходит в большинстве программ в 5 классе, решение текстовых задач на проценты предусмотрено в 5-6 классах, а в среднем звене данной теме отдается незначительная часть времени, в основном в качестве повторения, что может негативно отразиться на результатах ОГЭ и ЕГЭ. В целом, результат анализа школьных учебников для 5-6 классов показал, что в программе, использующей учебник Г.В. Дорофеева, предусмотрено изучение процентов только в 6 классе и на изучение отводится всего 5 часов. В то время как по учебникам Н.Я. Виленкина и Г.К. Муравина за 5 и 6 классы всего на изучение темы выходит 8-9 часов, что позволяет более глубоко и подробно изучить тему.
3. Выявлены методические особенности обучения решению задач на проценты в курсе алгебры основной школы.
4. В практической части были разработаны наборы задач на проценты для закрепления и повторения материала для каждой ступени образования.
Таким образом, можно считать выполненными поставленные задачи, цель достигнутой.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Обучение решению задач с процентами в основной школе (Алтайский Государственный Педагогический Университет )
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА
КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ C ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Обучение школьников решению задач на проценты с использованием
информационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Обучение старшеклассников решению задач с экономическим содержанием в процессе подготовки к ЕГЭ по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - «Методика обучения решению задач как средство подготовки старшеклассников к базовому уровню ЕГЭ по математике»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Методика обучения решению экономических задач из ЕГЭ по математике
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020



