СВЯЗЬ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
|
Актуальность темы исследования. Проблема мотивации поведения и деятельности является одной из центральных в психологии. Особое внимание в последнее время уделяется когнитивным процессам (каузальная атрибуция, имплицитные теории) и личностным диспозициям (личностные ценности и смыслы, Я-концепция и самооценка), выступающим в качестве предикторов мотивации деятельности. Действительно, результаты многочисленных исследований, полученных зарубежными и отечественными авторами, свидетельствуют о том, что как каузальная атрибуция достижений (стиль, тип атрибуции), так и личностные ценности выступают в качестве факторов мотивации поведения и деятельности. Личностные ценности, наряду с ценностными ориентациями, рассматриваются в психологии как базальные свойства личности, определяющие мотивы поведения и деятельности, т. е. как мотивационый конструкт.
Исследование связи стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов отличается выраженной актуальностью как в теоретическом, так и практическом аспектах. Изучение мотивации учебной деятельности студентов в контексте связи стиля атрибуции достижения и личностных ценностей расширяет научное представление о взаимосвязи когнитивных и личностных детерминантах мотивации учения. Наше исследование дополняет теорию мотивации новыми фактами и восполняет существующий пробел, связанный недостаточной реализацией интегративной методологии в изучении мотивации учебной деятельности студентов. С практической точки зрения знание особенностей связи стиля атрибуции достижения и личностных ценностей с мотивацией учения может способствовать пониманию психологических проблем, которые испытывают современные студенты, поможет реализовать психологическое сопровождение студентов на разных этапах обучения в вузе. Диагностика структуры личностных ценностей и выявление доминирующих ценностей позволяет получить представление о ценностно-смысловых детерминантах мотивации и поведения студентов.
В зарубежной и отечественной психологии достаточно работ, посвященных изучению мотивации поведения и деятельности. В этих исследованиях указывается, что важными факторами мотивации деятельности являются как личностные ценности индивида (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, С. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, Ш. Шварц и В. Билски, В. Н. Карандашев и др.), так и тип и (или) стиль каузальной атрибуции достижения (Х. Хекхаузен, Б. Вайнер, М. Селигман, К. Двек, Г. М. Андреева, В. П. Трусов, Н. А. Батурин, М. М. Далгатов, Д. А. Циринг, В. А. Янчук и др.). В исследованиях М. Селигмана, Б. Вайнера, Н. А. Батурина, М. М. Далгатова, Д. А. Циринг показано, что каузальная атрибуция, а именно тип и стиль атрибуции выступает в качестве факторов, оказывающих влияние на мотивацию и успешность поведения и деятельности субъекта. В отдельных исследованиях, в частности, М. М. Далгатова, установлено, что каузальная атрибуция достижения влияет на мотивацию учебной деятельности школьников, студентов, а также на успешность педагогической деятельности. Взаимосвязь эффективности деятельности и особенностей функционирования каузальных атрибуций субъектов деятельности прослеживается в общепсихологических и социально-психологических исследованиях (Г. М. Андреева, 1979; В. П. Трусов, 1981; Д. А. Циринг, 2001; В. А. Янчук, 2001; Т. О. Гордеева, 2002).
Теоретический анализ исследуемой нами проблемы позволил обнаружить отдельные работы, свидетельствующие о связи каузальной атрибуции с ценностно-смысловой сферой личности (Д. А. Леонтьев, 1996, Л. Н. Балецкая, 2013, В. Н. Карандашев, 2004, М. Селигман, 2005 и др.).
Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные непосредственно изучению связи каузальной атрибуции достижения с личностными ценностями в контексте мотивации учебной деятельности. Это затрудняет возможность системного исследования проблемы, решение которой позволит установить связь между стилем атрибуции достижения, личностными ценностями и мотивацией учебной деятельности студентов. Поэтому проблема настоящего исследования задана вопросом о том, какова связь стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов? В чем особенности взаимосвязи этих параметров на разных этапах обучения студентов? Поиску ответа на эти вопросы посвящена наша работа.
Степень разработанности темы исследования. Идея изучения каузальной атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности возникла благодаря исследованиям зарубежных и отечественных авторов (Ф. Хайдер, М. Селигман, Б. Вайнер, К. Двек, Х. Хекхаузен, М. Рокич, А. Маслоу, Ш. Шварц,
B. Франкл, Дж. Роттер, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, В. Г. Морогин, В. А. Ядов,
C. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, М. М. Далгатов, Т. О. Гордеева, Д. А. Циринг, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. А. Якунин, А. Б. Орлов, Е. В. Карпова, М. В. Овчинников и др.), проведенных в рамках атрибутивного и ценностно-смыслового подходов в психологии. На генетическое родство атрибуции и мотивации указывает видный немецкий психолог Х. Хекхаузен. Он полагал, что атрибуция формировалась исторически вместе с развитием мотивационных конструктов: «каузальная атрибуция, равно как и логическое мышление, как и языковое обращение, является важным элементом, входящим в сферу мотивации деятельности» (Х. Хекхаузен, 2003).
Исследование связи стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов отличается выраженной актуальностью как в теоретическом, так и практическом аспектах. Изучение мотивации учебной деятельности студентов в контексте связи стиля атрибуции достижения и личностных ценностей расширяет научное представление о взаимосвязи когнитивных и личностных детерминантах мотивации учения. Наше исследование дополняет теорию мотивации новыми фактами и восполняет существующий пробел, связанный недостаточной реализацией интегративной методологии в изучении мотивации учебной деятельности студентов. С практической точки зрения знание особенностей связи стиля атрибуции достижения и личностных ценностей с мотивацией учения может способствовать пониманию психологических проблем, которые испытывают современные студенты, поможет реализовать психологическое сопровождение студентов на разных этапах обучения в вузе. Диагностика структуры личностных ценностей и выявление доминирующих ценностей позволяет получить представление о ценностно-смысловых детерминантах мотивации и поведения студентов.
В зарубежной и отечественной психологии достаточно работ, посвященных изучению мотивации поведения и деятельности. В этих исследованиях указывается, что важными факторами мотивации деятельности являются как личностные ценности индивида (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, С. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, Ш. Шварц и В. Билски, В. Н. Карандашев и др.), так и тип и (или) стиль каузальной атрибуции достижения (Х. Хекхаузен, Б. Вайнер, М. Селигман, К. Двек, Г. М. Андреева, В. П. Трусов, Н. А. Батурин, М. М. Далгатов, Д. А. Циринг, В. А. Янчук и др.). В исследованиях М. Селигмана, Б. Вайнера, Н. А. Батурина, М. М. Далгатова, Д. А. Циринг показано, что каузальная атрибуция, а именно тип и стиль атрибуции выступает в качестве факторов, оказывающих влияние на мотивацию и успешность поведения и деятельности субъекта. В отдельных исследованиях, в частности, М. М. Далгатова, установлено, что каузальная атрибуция достижения влияет на мотивацию учебной деятельности школьников, студентов, а также на успешность педагогической деятельности. Взаимосвязь эффективности деятельности и особенностей функционирования каузальных атрибуций субъектов деятельности прослеживается в общепсихологических и социально-психологических исследованиях (Г. М. Андреева, 1979; В. П. Трусов, 1981; Д. А. Циринг, 2001; В. А. Янчук, 2001; Т. О. Гордеева, 2002).
Теоретический анализ исследуемой нами проблемы позволил обнаружить отдельные работы, свидетельствующие о связи каузальной атрибуции с ценностно-смысловой сферой личности (Д. А. Леонтьев, 1996, Л. Н. Балецкая, 2013, В. Н. Карандашев, 2004, М. Селигман, 2005 и др.).
Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные непосредственно изучению связи каузальной атрибуции достижения с личностными ценностями в контексте мотивации учебной деятельности. Это затрудняет возможность системного исследования проблемы, решение которой позволит установить связь между стилем атрибуции достижения, личностными ценностями и мотивацией учебной деятельности студентов. Поэтому проблема настоящего исследования задана вопросом о том, какова связь стиля атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов? В чем особенности взаимосвязи этих параметров на разных этапах обучения студентов? Поиску ответа на эти вопросы посвящена наша работа.
Степень разработанности темы исследования. Идея изучения каузальной атрибуции достижения, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности возникла благодаря исследованиям зарубежных и отечественных авторов (Ф. Хайдер, М. Селигман, Б. Вайнер, К. Двек, Х. Хекхаузен, М. Рокич, А. Маслоу, Ш. Шварц,
B. Франкл, Дж. Роттер, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, В. Г. Морогин, В. А. Ядов,
C. С. Бубнова, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, М. М. Далгатов, Т. О. Гордеева, Д. А. Циринг, Л. И. Божович, А. К. Маркова, В. А. Якунин, А. Б. Орлов, Е. В. Карпова, М. В. Овчинников и др.), проведенных в рамках атрибутивного и ценностно-смыслового подходов в психологии. На генетическое родство атрибуции и мотивации указывает видный немецкий психолог Х. Хекхаузен. Он полагал, что атрибуция формировалась исторически вместе с развитием мотивационных конструктов: «каузальная атрибуция, равно как и логическое мышление, как и языковое обращение, является важным элементом, входящим в сферу мотивации деятельности» (Х. Хекхаузен, 2003).
В заключении обобщены результаты проведенного исследования и сформулированы основные выводы.
1. Выявлена связь между стилем атрибуции достижения и личностными ценностями, с одной стороны, и мотивацией учебной деятельности студентов - с другой. В частности, установлено, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции достижения и выраженным индивидуалистическим типом личностных ценностей (власть, гедонизм, стимуляция, достижения) характеризуются сформированностью мотивации учебной деятельности (выраженный познавательный мотив, осознанность мотивов учения). В то же время, студентам с пессимистическим стилем атрибуции достижения и доминированием ценностей группового типа (безопасность, универсализм, традиции, доброта, конформность) свойственен низкий уровень осознаваемости мотивов учения, мотивы узколичностного характера. Таким образом, было установлено, что сформированная мотивация учения как результат действия факторов оптимистической атрибуции и индивидуалистического типа личностных ценностей является условием успешной учебной деятельности.
2. Установлены различия на уровне статистической значимости между стилем атрибуции, содержанием мотивации учения и личностными ценностями студентов на разных этапах обучения. В нашем исследовании было обнаружено, что на первом курсе обучения в вузе содержание мотивации учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связано с ценностями самовозвышения (гедонизм, достижения и власть) и открытости изменениям (стимуляция), у студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями сохранения и самоопределения (конформность, доброта, универсализм и безопасность). На втором курсе мотивация учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связана с ценностями «стимуляция», «конформность», «универсализм», «безопасность», «доброта», «власть», «гедонизм» и «традиции». У студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями «традиции», «доброта», «достижения» и «конформность». На третьем курсе у студентов с оптимистическим атрибутивным стилем мотивация учения связана с ценностями «безопасность», «достижения», «традиции» и «самостоятельность». У студентов с пессимистическим атрибутивным стилем - с ценностями «самостоятельность», «стимуляция», «доброта», «безопасность» и «конформность». Таким образом, мы видим, что мотивация учения у студентов с оптимистической атрибуцией связана с сохранением для них значимости ценностей развития, изменения, достижений и т. п., что отражает их стремление к самостоятельности, достижениям и самоактуализации. В свою очередь, преобладание у студентов с пессимистическим стилем атрибуции ценностей сохранения и самопреодоления, выражающих главным образом интересы группы (в противоположность индивидуалистическим интересам), отражает конформность, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности.
3. Обнаружены значимые различия, как в иерархии значимости личностных ценностей, так и в структурной организации личностных ценностей. Так, на первом и втором курсах обучения студенты с оптимистическим стилем атрибуции на высоком уровне значимости выделяют эгоистические ценности (гедонизм, достижения, власть и стимуляция), а структура ценностей на протяжение всех трех этапов обучения характеризуется высокими показателями индекса организованности (ИОС), индекса когерентности (ИКС), что говорит об интегрированности структуры личностных ценностей. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции более привержены ценностям гуманизма и ценностям, связанных с безопасностью (конформность, универсализм, безопасность и доброта). Структура ценностей характеризуется низкими показателями индекса организованности (ИОС) и высокими показателями индекса дивергентности (ИДС), т. е. структура ценностей слабо организована.
4. Анализ связи локуса контроля, как одного из параметров стиля атрибуции, с личностными ценностями студентов на разных этапах обучения показал, что имеются существенные различия в структурной организации личностных ценностей на первом и третьем курсах обучения. Так, структура личностных ценностей студентов с интернальным локусом контроля отличается организованностью и наличием большого количества корреляционных связей, в основном положительных. При этом максимальные значения интегрированности достигают значения в 98 баллов для интерналов, тогда как для экстерналов это значение равно 30 баллам.
5. Сравнительный анализ базовых ценностей в структуре личностных ценностей студентов с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции отличаются наличием в качестве базовых таких ценностей, как «традиции», «гедонизм», «достижения» и «власть», что является свидетельством ориентации студентов-оптимистов на собственные достижения и лидерские позиции.
6. Исследование связи стиля атрибуции достижения и ценностной сферы студентов позволило выделить типы личностных ценностей, характерных для студентов с разным атрибутивным стилем. Было установлено, что студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют индивидуалистический тип личностных ценностей, студенты с пессимистическим стилем - групповой тип личностных ценностей.
7. Установлено, что в отношении личностных ценностей (по Ш. Шварцу) и ценностных ориентаций (по С. С. Бубновой) имеются различия в большей значимости для студентов с оптимистическим стилем атрибуции таких ценностей, как «власть» на первом курсе, «достижения», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» и «общение» - на третьем курсе. Для студентов с пессимистическим стилем атрибуции значимыми выступают ценности «универсализм», «безопасность», «приятное времяпрепровождение» и «любовь» - на первом курсе; «конформность», «универсализм», «безопасность», «помощь и милосердие к другим» - на втором курсе; на третьем - «поиск и наслаждение прекрасным». То есть, система ценностей студентов с оптимистическим стилем атрибуции отражает их стремление к индивидуализму и собственным достижениям, тогда как система ценностей студентов с пессимистическим стилем атрибуции - к самосохранению и групповой принадлежности.
8. Полученные данные о связи трех изучаемых параметров (переменных) свидетельствуют о том, что стиль атрибуции достижения и личностные ценности в их взаимосвязи выступают психологическими детерминантами мотивации учения студентов на разных этапах обучения в вузе
9. Данные корреляционного анализа показывают, что высокие показатели мотивации учебной деятельности студентов с оптимистическим стилем атрибуции основаны на высоком уровне интеграции личностных ценностей с их мотивами учения, что проявляется в большом числе корреляционных связей и их силе. Мотивы обучения в вузе у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связаны и более согласованы с их личностными ценностями, в то время как у студентов с пессимистическим стилем атрибуции отмечается меньшая согласованность с личностными ценностями. Согласованность выступает одним из механизмов обеспечения высокого уровня развития мотивации учебной деятельности.
10. Уровень мотивации учения студентов с разным стилем атрибуции связан со степенью структурной организации их личностных ценностей. Студенты с высоким уровнем мотивации учения обладают не только оптимистическим стилем атрибуции, но и более высокой степенью организованности структуры личностных ценностей. В отличие от них, студенты с низким уровнем мотивации учения имеют пессимистический стиль атрибуции и низкую степень организованности личностных ценностей.
11. Анализ взаимосвязи стиля атрибуции достижения и мотивации учения студентов показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции характеризуются высоким и средним уровнем сформированности мотивации учения (согласованность компонентов мотивации, внутренняя мотивация учения, ориентация на процесс учения), доминированием мотивов, связанных с ориентацией на овладение профессией и приобретение знаний, в то время как студентам с пессимистическим стилем атрибуции свойственны средний и низкий уровень сформированности мотивации учения (ориентация на результат, доминирование внешней мотивации, мотивы носят узколичностный характер), а также мотивы, связанные с ориентацией на получение диплома.
1. Выявлена связь между стилем атрибуции достижения и личностными ценностями, с одной стороны, и мотивацией учебной деятельности студентов - с другой. В частности, установлено, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции достижения и выраженным индивидуалистическим типом личностных ценностей (власть, гедонизм, стимуляция, достижения) характеризуются сформированностью мотивации учебной деятельности (выраженный познавательный мотив, осознанность мотивов учения). В то же время, студентам с пессимистическим стилем атрибуции достижения и доминированием ценностей группового типа (безопасность, универсализм, традиции, доброта, конформность) свойственен низкий уровень осознаваемости мотивов учения, мотивы узколичностного характера. Таким образом, было установлено, что сформированная мотивация учения как результат действия факторов оптимистической атрибуции и индивидуалистического типа личностных ценностей является условием успешной учебной деятельности.
2. Установлены различия на уровне статистической значимости между стилем атрибуции, содержанием мотивации учения и личностными ценностями студентов на разных этапах обучения. В нашем исследовании было обнаружено, что на первом курсе обучения в вузе содержание мотивации учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связано с ценностями самовозвышения (гедонизм, достижения и власть) и открытости изменениям (стимуляция), у студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями сохранения и самоопределения (конформность, доброта, универсализм и безопасность). На втором курсе мотивация учения у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связана с ценностями «стимуляция», «конформность», «универсализм», «безопасность», «доброта», «власть», «гедонизм» и «традиции». У студентов с пессимистическим стилем атрибуции - с ценностями «традиции», «доброта», «достижения» и «конформность». На третьем курсе у студентов с оптимистическим атрибутивным стилем мотивация учения связана с ценностями «безопасность», «достижения», «традиции» и «самостоятельность». У студентов с пессимистическим атрибутивным стилем - с ценностями «самостоятельность», «стимуляция», «доброта», «безопасность» и «конформность». Таким образом, мы видим, что мотивация учения у студентов с оптимистической атрибуцией связана с сохранением для них значимости ценностей развития, изменения, достижений и т. п., что отражает их стремление к самостоятельности, достижениям и самоактуализации. В свою очередь, преобладание у студентов с пессимистическим стилем атрибуции ценностей сохранения и самопреодоления, выражающих главным образом интересы группы (в противоположность индивидуалистическим интересам), отражает конформность, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности.
3. Обнаружены значимые различия, как в иерархии значимости личностных ценностей, так и в структурной организации личностных ценностей. Так, на первом и втором курсах обучения студенты с оптимистическим стилем атрибуции на высоком уровне значимости выделяют эгоистические ценности (гедонизм, достижения, власть и стимуляция), а структура ценностей на протяжение всех трех этапов обучения характеризуется высокими показателями индекса организованности (ИОС), индекса когерентности (ИКС), что говорит об интегрированности структуры личностных ценностей. Студенты с пессимистическим стилем атрибуции более привержены ценностям гуманизма и ценностям, связанных с безопасностью (конформность, универсализм, безопасность и доброта). Структура ценностей характеризуется низкими показателями индекса организованности (ИОС) и высокими показателями индекса дивергентности (ИДС), т. е. структура ценностей слабо организована.
4. Анализ связи локуса контроля, как одного из параметров стиля атрибуции, с личностными ценностями студентов на разных этапах обучения показал, что имеются существенные различия в структурной организации личностных ценностей на первом и третьем курсах обучения. Так, структура личностных ценностей студентов с интернальным локусом контроля отличается организованностью и наличием большого количества корреляционных связей, в основном положительных. При этом максимальные значения интегрированности достигают значения в 98 баллов для интерналов, тогда как для экстерналов это значение равно 30 баллам.
5. Сравнительный анализ базовых ценностей в структуре личностных ценностей студентов с оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции отличаются наличием в качестве базовых таких ценностей, как «традиции», «гедонизм», «достижения» и «власть», что является свидетельством ориентации студентов-оптимистов на собственные достижения и лидерские позиции.
6. Исследование связи стиля атрибуции достижения и ценностной сферы студентов позволило выделить типы личностных ценностей, характерных для студентов с разным атрибутивным стилем. Было установлено, что студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют индивидуалистический тип личностных ценностей, студенты с пессимистическим стилем - групповой тип личностных ценностей.
7. Установлено, что в отношении личностных ценностей (по Ш. Шварцу) и ценностных ориентаций (по С. С. Бубновой) имеются различия в большей значимости для студентов с оптимистическим стилем атрибуции таких ценностей, как «власть» на первом курсе, «достижения», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» и «общение» - на третьем курсе. Для студентов с пессимистическим стилем атрибуции значимыми выступают ценности «универсализм», «безопасность», «приятное времяпрепровождение» и «любовь» - на первом курсе; «конформность», «универсализм», «безопасность», «помощь и милосердие к другим» - на втором курсе; на третьем - «поиск и наслаждение прекрасным». То есть, система ценностей студентов с оптимистическим стилем атрибуции отражает их стремление к индивидуализму и собственным достижениям, тогда как система ценностей студентов с пессимистическим стилем атрибуции - к самосохранению и групповой принадлежности.
8. Полученные данные о связи трех изучаемых параметров (переменных) свидетельствуют о том, что стиль атрибуции достижения и личностные ценности в их взаимосвязи выступают психологическими детерминантами мотивации учения студентов на разных этапах обучения в вузе
9. Данные корреляционного анализа показывают, что высокие показатели мотивации учебной деятельности студентов с оптимистическим стилем атрибуции основаны на высоком уровне интеграции личностных ценностей с их мотивами учения, что проявляется в большом числе корреляционных связей и их силе. Мотивы обучения в вузе у студентов с оптимистическим стилем атрибуции связаны и более согласованы с их личностными ценностями, в то время как у студентов с пессимистическим стилем атрибуции отмечается меньшая согласованность с личностными ценностями. Согласованность выступает одним из механизмов обеспечения высокого уровня развития мотивации учебной деятельности.
10. Уровень мотивации учения студентов с разным стилем атрибуции связан со степенью структурной организации их личностных ценностей. Студенты с высоким уровнем мотивации учения обладают не только оптимистическим стилем атрибуции, но и более высокой степенью организованности структуры личностных ценностей. В отличие от них, студенты с низким уровнем мотивации учения имеют пессимистический стиль атрибуции и низкую степень организованности личностных ценностей.
11. Анализ взаимосвязи стиля атрибуции достижения и мотивации учения студентов показал, что студенты с оптимистическим стилем атрибуции характеризуются высоким и средним уровнем сформированности мотивации учения (согласованность компонентов мотивации, внутренняя мотивация учения, ориентация на процесс учения), доминированием мотивов, связанных с ориентацией на овладение профессией и приобретение знаний, в то время как студентам с пессимистическим стилем атрибуции свойственны средний и низкий уровень сформированности мотивации учения (ориентация на результат, доминирование внешней мотивации, мотивы носят узколичностный характер), а также мотивы, связанные с ориентацией на получение диплома.
Подобные работы
- СВЯЗЬ СТИЛЯ АТРИБУЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности учебной мотивации студентов вуза в условиях онлайн обучения (Российский государственный социальный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 1998 - Исследование структуры жизнестойкости у подростков 15 - 17 лет
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Использование видеоресурсов для изучения политической деятельное Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023



