Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование рынка ценных бумаг (Московский Университет «Синергия»)

Работа №178675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ7
1.1. Развитие рынка ценных бумаг………7
1.2. Общие правовые характеристики отдельных видов ценных бумаг…..11
1.3. Современное состояние рынка ценных бумаг………………………....21
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ….24
2.1. Законодательство о ценных бумагах……24
2.2 Осуществление и защита прав индивидуальных инвесторов на рынке ценных бумаг….36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ…………51
3.1. Проблемы развития регулирования рынка ценных бумаг в России……51
3.2. Проблемы и противоречия в действующем законодательстве…………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………63

Рынок ценных бумаг выступает системообразующим элементом финансовой инфраструктуры, обеспечивая перераспределение капитала и инвестиционную активность. Его регулирование напрямую влияет на устойчивость экономики России в условиях и стимулировании инвестиционной активности. Эта сложная система, где обращаются акции, облигации и иные финансовые инструменты, требует эффективного правового регулирования. Такое регулирование призвано защищать интересы инвесторов, способствовать развитию финансовых институтов и обеспечивать устойчивость финансовой системы в целом. Оно охватывает широкий спектр вопросов: правила эмиссии, обращения и погашения ценных бумаг, защиту прав владельцев, а также противодействие финансовым преступлениям.
Исторический экскурс в развитие правового регулирования РЦБ позволяет осмыслить эволюцию современных подходов к управлению этим сектором. На протяжении столетий рынок претерпевал существенные изменения, сопровождавшиеся формированием правовых норм, обеспечивающих его функционирование. Ключевыми вехами стали появление первых законов о ценных бумагах, создание специализированных регуляторов и внедрение международных стандартов. Понимание этих аспектов критично не только для оценки текущего состояния регулирования, но и для его последующего совершенствования.
Правовые основы функционирования РЦБ включают законодательство, регламентирующее выпуск, обращение и погашение ценных бумаг. Эти нормы нацелены на создание прозрачной и безопасной среды для участников рынка, что стимулирует приток инвестиций и экономический рост. Ключевыми элементами регулирования выступают требования к раскрытию информации, стандарты корпоративного управления и механизмы защиты инвесторов. Данные аспекты требуют постоянной актуализации в ответ на рыночные изменения и технологические инновации.
Рынок становится более эффективным благодаря важной роли, которую играют различные факторы. различные виды ценных бумаг имеют уникальные характеристики и риски, поэтому требуют дифференцированного подхода в правовом регулировании. Например, акции предоставляют право участия в управлении компанией, а облигации обязывают возвращать заемные средства. Это усложняет процесс регулирования и требует учета специфики каждого инструмента.
Актуальность актуальные проблемы и перспективы правового регулирования РЦБ связаны с современным состоянием и будущим развитием рынка. Глобализация, технологические изменения и защита инвесторов требуют комплексного подхода и инноваций, таких как блокчейн и искусственный интеллект, которые могут изменить подходы к регулированию и обеспечению безопасности сделок.
Исследуется история, законы и регулирование финансовых инструментов, анализируются проблемы и перспективы развития сектора. Цель - улучшение регуляторной среды для всех участников финансовой системы.
Исследование "Правовое регулирование рынка ценных бумаг" актуально в условиях развития финансовых рынков и изменения законодательства. Оно важно для обеспечения прозрачности, защиты прав инвесторов и стабильности рынка в условиях глобализации экономики и интеграции финансовых систем. исторический обзор помогает понять эволюцию норм регулирования финансовых рынков. Анализ правовых основ и особенностей регулирования инструментов помогает выявить проблемы и перспективы, формируя базу для улучшения правовой системы. Важность данного исследования для практиков, ученых и регуляторных органов, заинтересованных в оптимизации регулирования финансовых рынков, несомненна.
Целью исследования является изучение пробелов в законодательстве о регулировании деятельности на рынке ценных бумаг для улучшения законодательства.
Задачи исследования:
- Изучить теоретико-правовые аспекты управления РЦБ и его различные уровни.
- Изучить основные компоненты системы контроля Центрального банка России.
- Изучим правовые нормы для регулирования рынка ценных бумаг в России.
- Изучение изменений в модели регулирования Центрального банка.
- Выявить основные проблемы в регулировании рынка акций.
- Изучение способов улучшения контроля Центрального банка.
Объект исследования – взаимодействие профессионалов рынка ценных бумаг с государством, эмитентами и частными инвесторами.
Предмет исследования правила и процессы, гарантирующие работу рынка. ценных бумагэтот текст рассматривает историю и развитие финансового рынка, его правовые основы и специфику регулирования различных видов ценных бумаг. современные проблемы и перспективы развития.
Методология исследования Эмпирические методы исследования для получения результатов. частнонаучные методы.
- Историко-правовой метод использовался для изучения законов и судебной практики в разные исторические периоды.
- Сравнительно-правовой метод использовался для анализа сходств и различий в правовых системах различных стран.
Положения, выносимые на защиту:
1. Необходимость гармонизации российского законодательства с международными стандартами регулирования РЦБ. Существующие законы о ценных бумагах и цифровых финансовых активах не соответствуют мировым стандартам IOSCO, что мешает интеграции в мировую финансовую систему. Предложены меры для улучшения раскрытия информации, защиты инвесторов и борьбы с манипуляциями.
2. Разработка независимой системы компенсационных фондов для защиты розничных инвесторовСоздание частного компенсационного механизма, финансируемого за счет взносов профессиональных участников РЦБ, обосновано. Предлагается возмещение до 1,4 млн рублей для ИИС, что снизит риски и увеличит доверие к рынку.
3. Расширение компетенции Финансового омбудсмена на профессиональных участников РЦБГосударственные суды и поможет быстрее и эффективнее разрешать конфликты между участниками финансового рынка. суды и ускорит восстановление прав инвесторов.
4. Внедрение дифференцированного регулирования цифровых активов. Обнаружена правовая неопределенность в обращении цифровых финансовых активов. Предложена классификация токенов по эмиссии и функциональности, а также изменения в законодательстве для уточнения регуляторных требований к цифровым активам, криптовалютам и ценным бумагам.
5. Стимулирование ESG-финансирования через «зеленые» облигации. Создание правовых условий для эмиссии социально-ответственных финансовых инструментов включает налоговые льготы, упрощенную процедуру листинга на бирже и соответствие критериям международных стандартов. Taxonomy).
6. Оптимизация регуляторной нагрузки на участников РЦБ через развитие саморегулирования. Делегирование надзорных функций СРО (НАУФОР, ПАРТАД) доказано эффективным. Предложено внести изменения в законодательство для усиления независимого аудита стандартов СРО и их соответствия международной практике.
7. Повышение финансовой грамотности как инструмент снижения системных рисковНеобходимо внедрить обязательное тестирование розничных инвесторов с учетом риск-профиля и проводить образовательные программы под контролем Банка России. Рекомендуется расширить функции СРО в области просвещения инвесторов, основываясь на опыте Великобритании (FCA).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования рынка ценных бумаг в России выявлены ключевые проблемы и перспективные направления развития. Анализ показал сложность и многоуровневость регуляторной системы, требующей постоянного совершенствования в условиях изменяющейся экономики.
Исследование показало, что российский фондовый рынок претерпел значительные изменения с момента своего возникновения в начале XX века. Особенно важным шагом было передача регуляторных функций Банку России в 2013 году, что привело к созданию новой модели управления. мегарегулирования реформа финансового рынка улучшила надзор и контрольные механизмы.
Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в области ценных бумаг, в том числе адаптация определений к современным рыночным условиям и технологическим изменениям. Особое внимание нужно уделить регулированию новых видов активов, таких как цифровые финансовые активы.
Система регулирования российского фондового рынка имеет четкую иерархическую структуру, включающую государственные органы и саморегулируемые организации. Банк России играет ключевую роль как мегарегулятор, обеспечивая единообразие надзора за различными сегментами финансового рынка.
Был достигнут значительный прогресс в развитии саморегулирования. Работа трех основных СРО – НАУФОР, ПАРТАД и Ассоциации форекс-дилеров – показывает эффективность делегирования части регуляторных функций профессиональному сообществу. Такой подход помогает снизить административную нагрузку и улучшить качество надзора за рыночными процессами.
Исследование показало улучшение системы защиты прав частных инвесторов благодаря учреждению института финансового омбудсмена и расширению его компетенции. Введение системы страхования инвестиций по индивидуальным счетам приближает нас к международным стандартам защиты розничных вкладчиков.
Важно развивать компенсационные механизмы, аналогичные зарубежным, через создание независимых фондов, финансируемых участниками рынка.
Одним из основных недостатков российского фондового рынка является его недостаточная разнообразность. Переизбыток нефтегазового сектора приводит к нестабильности и зависимости от внешних факторов. Для решения этой проблемы необходимо поощрять выход на рынок компаний из других отраслей экономики.
Недостаточная финансовая грамотность людей мешает росту розничного сектора. Частные инвесторы делают плохие инвестиционные решения, что увеличивает риски.
Законодательства не успевает за быстрым развитием технологий, что создает проблемы в их регулировании. финтех-развитие нормативной базы не успевает за ростом решений в области блокчейн-технологий и цифровых активов, что замедляет инновации на рынке.
Геополитические факторы и санкции затруднили работу российского фондового рынка. Необходимо пересмотреть стратегию развития из-за оттока иностранных инвесторов и ограничений на международные операции.
Необходимо совершенствовать правовое регулирование в направлении адаптации к цифровой трансформации финансовых рынков. Важно создать полноценную нормативную базу для регулирования цифровых финансовых активов. токенизацию развитие децентрализованных финансовых платформ ставит под угрозу традиционные ценные бумаги.DeFi).
Применение искусственного интеллекта и машинного обучения в сфере торговли и риск-менеджмента требует специальных регуляторных подходов. Особое внимание необходимо уделять алгоритмической торговле и ее воздействию на стабильность рынка.
ESG-инвестирование - перспективное направление для российского фондового рынка. Зеленые облигации и другие инструменты устойчивого финансирования могут привлечь долгосрочный капитал и разнообразить рынок.
Внедрение принципов устойчивого развития в управление компанией и открытость в информационной политике соответствуют мировым тенденциям и могут сделать российский рынок привлекательным для инвесторов.
Улучшение коллективных инвестиций и расширение инструментов помогут развитию. для перевода долгосрочных сбережений населения на фондовый рынок необходимо внести изменения в законодательство для развития различных типов ПИФов и создания новых форм коллективного инвестирования.
Институциональные инвесторы, такие как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, могут повысить устойчивость рынка ценных бумаг через увеличение долгосрочных инвестиций.
Для успешного развития российской фондовой биржи важно улучшить правовое регулирование. Основной задачей является создание гибкой нормативной базы, способной приспосабливаться к быстро меняющимся технологическим и рыночным условиям.
Необходимо развивать принципы пропорционального регулирования, учитывая особенности деятельности различных компаний, чтобы снизить бремя регуляции на малые и средние предприятия и способствовать конкуренции и инновациям.
Сотрудничество с другими странами и соответствие международным стандартам помогут включить российский рынок в мировую финансовую систему, сохраняя при этом национальный контроль в важных областях регулирования.
Исследование показало, что рынок ценных бумаг в России находится на стадии активного развития и адаптации к современным вызовам. Несмотря на проблемы, имеющийся институциональный фундамент создает базу для улучшения регуляторной системы.
Повышена благодаря внедрению новых технологий и оптимизации процессов. неустойчивыми банками может привести к уменьшению рисков для финансовой системы, однако это также может ограничить доступ к кредитам для малого и среднего бизнеса и населения. криптоактивами (ФЗ №259) при одновременном стимулировании ESG-финансирования через «зеленые» облигации. Разрешение этого противоречия станет защитой инвесторов, с одной стороны, и стимулирование инноваций и развития рынка, с другой. Ключевым фактором успеха является поддержание конструктивного диалога между регуляторами, участниками рынка и инвестиционным сообществом.
Перспективы развития российского фондового рынка в значительной степени определяются эффективностью адаптации правового регулирования к новым технологическим и экономическим реалиям. Создание современной, гибкой и эффективной регуляторной системы является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка и его вклада в устойчивое экономическое развитие страны.



1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 26.10.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918.
2. Федеральный закон от 26.10.2024 № 355-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" // Официальный интернет-портал правовой информации (Официальное опубликование ожидается).
3. Федеральный закон от 23.11.2024 № 390-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации (Официальное опубликование ожидается).
4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31 (часть I). – Ст. 5018.
5. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4562.
6. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 10. – Ст. 1163.
7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4349.
8. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 52 (часть I). – Ст. 5029.
9. Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (Принят 03.09.2018, номер и данные официального опубликования требуют уточнения по тексту).
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
11. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. – 1937. – № 52. – Ст. 221. (Применяется в РФ в силу ФЗ от 11.03.1997 № 48-ФЗ).
12. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 06.11.1929 "Об утверждении Положения о чеках" // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. – 1929. – № 73. – Ст. 697. (Применяется в части, не противоречащей ГК РФ).
13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (ред. от 21.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3258.
14. Постановление Правительство РФ от 04.04.2019 № 400 "Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 15. – Ст. 1776.
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2030 года" (ред. от 21.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 1 (часть II). – Ст. 197.
16. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 2. – Ст. 293.
17. Афанасьева, Е. Г., Бакшинскас, В. Ю., Губин, Е. П., Шиткина, И. С. (отв. ред.) Корпоративное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. – 456 с.
18. Гришаев, С. П. Ценные бумаги: виды и практика применения. – М.: Редакция "Российской газеты", 2016. – Вып. 2. – 176 с.
19. Дурнов, А. Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг-депозитариев: дис. ... канд. юрид. наук. – М.: РГТЭУ, 2005. – 189 с.
20. Земцов, А. А., Осипова, Т. Ю. Подготовка финансовых консультантов в вузе как перспективное направление многоуровневого профессионального образования финансистов // Проблемы учета и финансов. – 2015. – № 1(17). – С. 9–13.
21. Зенькович, Е. В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 224 с.
22. Капустин, С. А. Административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг США: полномочия и процедуры комиссии по ценным бумагам и биржам: дис. ... канд. юрид. наук. – М.: РУДН, 2009. – 199 с.
23. Карпов, К. А. Роль Банка России в регулировании и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – № 8 (96). – С. 180–190.
24. Каширин, А. А. Правовые проблемы регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг: дис. ... канд. юрид. наук. – Казань: КГУ, 2003. – 187 с.
25. Коровяковский, Д. Г. Перечень материалов, опубликованных в журнале «Финансы и кредит» за 2008 год // Финансы и кредит. – 2009. – № 1. – С. 78–80. (URL указан в тексте, требует проверки доступности: `https://elibrary.ru/item.asp?id=11692788`)
26. Прозоров, Х. Х. К вопросу о компенсационных фондах на рынке ценных бумаг // Финансы. – 2016. – № 1. – С. 57–59.
27. Радыгин, А. Д. Капитализация фондового рынка: долгосрочные тренды и факторы развития // Экономическая политика. – 2021. – № 6. – С. 35–69.
28. Радыгин, А. Д., Энтов, Р. М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг // Научные труды Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. – 1999. – № 12. – С. 6–270.
29. Ралько, В. В., Репин, Н. В., Дударев, А. В., Фомин, В. А. Нотариат: учебник. – М.: Юстиция, 2016. – 368 с.
30. Самигулина, А. В. Особенности и признаки эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг // Право и экономика. – 2015. – № 2. – С. 44–51.
31. Смоленцев, К. Ю. Защита прав инвестора: зарубежный опыт // Современное право. – 2004. – № 1. – С. 22–28.
32. Таранов, И. Е. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка // Евразийский юридический портал. – 2018. – URL: `https://www.eurasialegal.info/index.php/finansovoe-pravo/6975-2018-05-14-09-21-32.html` (дата обращения: 05.06.2025).
33. Троекуров, П. С. Становление института финансового уполномоченного в Российской Федерации: финансово-правовой аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – № 3 (110). – С. 250–260.
34. Фролова, И. А. Правовое регулирование перехода прав на бездокументарные ценные бумаги: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. – 198 с.
35. Ангел, Дж. Дж., Маккейб, Д. Ethical Standards for Stockbrokers: Fiduciary or Suitability? // Journal of Business Ethics. – 2013. – Vol. 115, Issue 1. – P. 183–193.
36. Чек // Мир финансов. – URL: `http://mir-fin.ru/chek.html` (дата обращения: 05.06.2025).
37. Вексель // Википедия. – URL: `https://ru.wikipedia.org/wiki/Вексель` (дата обращения: 04.05.2017).
38. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 97/9/ЕС от 3 марта 1997 г. о схемах компенсаций для инвесторов // EUR-Lex. – URL: `https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:31997L0009` (дата обращения: 05.06.2025). (Официальный перевод на русский язык отсутствует, используется оригинальный текст и общепринятое название).
39. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. № 4. 2019 // Банк России. – URL: `https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27616/review-secur19.pdf` (дата обращения: 05.06.2025).
40. Обзор НАУФОР «Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг» № 1 • I квартал 2019 года // Банк России. – URL: `https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27616/review_secur_19.pdf` (дата обращения: 05.06.2025).
41. Саморегулирование на российском финансовом рынке // Банк России. – 2019. – URL: `https://cbr.ru/Content/Document/File/on_Paper_191025.pdf` (дата обращения: 05.06.2025).
42. Реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг // Финансовый уполномоченный. – URL: `https://finombudsman.ru/finansovyye-organizatsii/` (дата обращения: 05.06.2025). (Ссылка на конкретный файл XLSX не приводится как самостоятельный источник, упоминается в контексте).
43. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2017 по делу № А32-463/2017 // Картотека арбитражных дел. – URL: `http://ras.arbitr.ru/` (Поиск по номеру дела и дате).
44. Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2017 по делу № А40-43250/2017-104-208 // Картотека арбитражных дел. – URL: `http://ras.arbitr.ru/` (Поиск по номеру дела и дате).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ